Болхов. Богородичный Всехсвятский женский монастырь. Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:1875. Год утраты:Не установлен. Адрес: Орловская обл., Болховский р-н, г. Болхов, пос. Спартак Координаты: 53.444695, 35.983207 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Женская община устроена в 1851 г. С.И. Трубицыной (позже схиигуминьей Софией) в приходе Введенской церкви города, с 1853 г. помещена в доме при Всехсвятской кладбищенской церкви. Официально открыта в 1857 г., с 1875 г. - монастырь, сооружены многочисленные постройки. Закрыта в 1923 г., постройки заняты под жилье, позже в основном разобраны. Община женская монастырская основана в начале 1850-х гг.; в 1851-1853 гг. располагалась в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы; далее - при Всехсвятской церкви, со 2 июня 1857 г. наименована Богородично-Всехсвятской; в 1875 г. возведена на степень монастыря. Собор Положения Ризы Господней построен при второй игуменьи Иларии (Козиной), освящён 21 июля 1987 г. епископом Митрофаном. Величественный двухсветный храм, увенчанный пятью луковичными головами. Имел приделы Покровский и Никольский. http://www.bolhov.ru/ Собор Положения Ризы Господней в Богородичном Всехсвятском монастыре Крупный кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в русско-византийском стиле с боковыми крыльцами, выстроенный в 1859-1897 гг. Боковые приделы Покровский и Никольский. Закрыт в 1920-х гг., сломан в 1930-х гг. Болхов - город церквей. Очерки истории и святыни. СПб., 2005, с. 237-244 Богородичный Всехсвятский женский монастырь - обитель, действовавшая в Болхове с 1851 по 1923 годы. Женская община была устроена в 1851 году дворянкой Софьей Иосифовной Трубицыной, которая, потеряв 21-летнего сына, отдельно от супруга поселилась в общине Введенской церкви Болхова. В 1853 году общину решили устроить за городом при Всесвятской кладбищен­ской церкви. Торжественное открытие общины совершил архиепископ Смарагд 2 июня 1857 года в день престольного праздника. Указом Синода от 31 марта 1875 года Болховская Богородицко-Всесвятская община была возведена в степень общежительного заштатного женского монастыря. 15 января 1885 С.И. Трубицына скончалась и была погребена у алтаря собора Положения Ризы Господней.

http://sobory.ru/article/?object=34986

C. И. Трубицына была наречена при постриге Верой и 25 июня 1875 г. посвящена в сан (первой) игумении Болховской обители, потом приняла схиму с именем Софии и скончалась на 81-м году (по другим 79 1 / 2 лет) жизни схиигуменией 15 января 1885 г. (см. в Архиве Св. Синода дело 1885 г. 99), оставив монастырь в благоустроенном виде. – См. в редкой книге Г. М. Пясецкого († 1901 г.), Исторические очерки города Болхова и его святыни (Орёл 1875), стр. (124–) 134–170, а также у † В. В. Зверинского, Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, т. I (СПб. 1890), 63 и 408, стр. 93 и 219, Л. И. Денисова, Православные монастыри Российской Империи, стр. 640–641; «Прибавления к Церковным Ведомостям» 1901 г. 49, стр. 1792. См. ещё и ниже 42 и 50, равно в письмах Смарагда к П. В. Шеншиной в «Христианском Чтении» 1911 г., 1, стр. 125, 1. 126. Проф. Н. Глубоковский . III. Письма архиепископа Смарагда (Крыжановского). 102 Опубликовано: Христианское чтение. 1911. 7–8. С. 964–986 Г. М. Пясецкий приводит (стр. 152–159) слово Смарагда при открытии описываемой общины, но, к сожалению, делает «небольшие сокращения», отмеченные у него (и у нас) троеточиями. Приводим это – характерное для самого проповедника и для истории Болховской обители – Слово, произнесённое архиеп. Смарагдом 2 июня 1857 г. при открытии Богородично-Всехсвятской женской общины в городе Болхове Народу веровавшему бе сердце и душа едина: и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща ( Деян.4:32 ). По вознесении Иисуса Христа на небо и по сошествии Св. Духа на Апостолов, тотчас между ними является общежитие, как совершенный образец гражданской жизни на земле... По умножении общества верующих и распространении христианства между разными языческими народами, не могшими вскоре достигнуть совершенств, проповедуемых Евангелием, подобные общежительства мало-помалу вывелись; однако ж образцы их, по Божию промыслу, сохранились во многих обителях православной Церкви...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Только уже в 1851 г. была основана женская община, преобразованная потом в Болховской Богородично-Всехсвятский женский монастырь, находящийся ныне в полуверсте от г. Болхова. Основательницею была дочь генерала, воспитанница Смольного Института и жена Тульского помещика, отставного поручика артиллерии Трубицына, София Иосифовна Трубицына (урождённая Кадеус), которая по смерти (в 1849 году) своего единственного сына сначала устроила нечто в роде монашеского общежития в своей деревне под Тулой (в 25 вёрстах от города), a 21 декабря 1851 г. – вместе с 14 духовными сёстрами – переселилась в г. Болхов и здесь учредила женскую общину, на что пожертвовала 6.000 руб. и всячески хлопотала о её устройстве, напр., испрашиванием у города пустопорожнего места, ходатайством (в 1859 г.) об отводе лесного участка (см. в Архиве Св. Синода дела 1857 г. 1.694; 1859 г. 1.983) и т. п. Сначала (с 21 декабря 1851 г. по 7-е ноября 1853 г.) община поселилась при приходской Введенской церкви – напротив её – в наёмном доме; но – по тесноте и неудобству местности и другим неблагоприятным условиям – не могла тут обосноваться окончательно, почему – с согласия городского управления – в 1853 г., в субботу 7-го ноября, переведена Трубицыной за город на Всехсвятское кладбище, около которого городом было отмежёвано 6 десятин земли. Ко времени этого перевода общины – на средства Трубицыной и пожертвования жителей – был построен дом (деревянный), а затем постепенно воздвигнуто две церкви и келлии для сестёр, числом до 200. Первое поселение Болховской общины и второе утверждение её на новом месте произошли только с благословения Смарагда – без синодального разрешения, которое было исходатайствовано этим архиепископом и Высочайше утверждено уже 8 декабря 1856 г., после чего C. И. Трубицына 1 февраля 1857 г. была возведена епархиальным начальником в звание начальницы общины. Торжественное открытие и освящение её совершены были 2 июня 1857 г. самим Смарагдом, сказавшим при этом помещаемое ниже слово. В начальную пятилетнюю (1851–1856 гг.) историю учреждения Болховской общины Смарагд принимал в этом деле живейшее участие, вёл частую переписку с C.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Числительные порядковые как имена прилагательные с полным окончанием: пятый, девятый склоняются как прилагательные богатый, 6еловатый; шестой как пустой; третий как рыбий. Вот числительные, которые склоняются несколько иначе, чем все прочие, как количественные, так и порядковые: один динъ, изменяющееся подобно местоимениям; десять, сто подобно существительным; обои, третий подобно прилагательным; два, трие, три, четырие, четыре – смешанно. Мужск. род Женск. род Средн. род Мужск. род Женск. род Средн. род Единственное число одного одного динаго дины динаго одному одному диному динои диному один, одного динъ, динаго динмь, динымъ дино динмъ, динымъ Предл. об одном динемь, диномъ динои динмъ, диномъ Двойственное число Им, вин. Род., предл. диною Дат., твор. динма Множественное число динхъ динмъ одни, одних одне, однех дины, дина одними однеми одними динми Предл. динхъ Образцы числительных, изменяющихся подобно существительным и прилагательным, оказывается лишним приводить здесь, потому что изменение их легко представить по сходным образцам имен существительных и прилагательных. Склонение числительных два, три, четыре По-русски По-славянски Мужск. исредн. род Женск.род Двойственное число Мужск. исредн. род Женск.род Им., вин. Род., предл. дъвою, дву дъвма Им., вин. четыре трие, три четырие, четыри Род., предл. четырех триихъ, трехъ четырь, четырехъ четырем тремъ четыремъ четырьмя четырьми Спряжение глаголов Начальной формой всех глаголов признают неопределенное наклонение, как в именах и местоимениях именительный падеж. Неопред. наклон. по-русски оканчивается на -ти, -ть и -чь: идти, мести, плести, цвести; ходить, сидеть, читать, говорить; жечь, печь, сечь, течь. В церковнославянском языке неопределенное наклонение оканчивается на -ти и -щи: быти, рещи. Спряжение глагола быть быти Неопределенное наклонение: быть быти. Достигательное наклонение (не имеет). Изъявительное наклонение Настоящее время Единственное число Двойственное число

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

И во аде возведь очи свои, сый в муках узре Авраама издалеча и Лазаря на лоне его ( Лк.16:22–23 ). Эти слова рябиновцы толкуют так: погребенный с торжественностью непременно должен быть в аде, тем более, что и Андрей юродивый видел, что при погребении некоего богача, совершавшемся торжественно, ликовали бесы 43 . Это отличительные обычаи в Рябиновщине. Нечего и говорить при этом, что её последователи покланяются иконам только старинным, новый год считают с сентября и восемью годами вперёд 44 и т. п., т.е. держатся преданий и обрядов, общих всем раскольническим сектам. Н. Ивановский 4 В 1851 г. в официальных документах раскольников рябиновкой секты значилось: казанской губернии, в г. Чистополе; муж. 202, женск. 257, в чистопольском уезде: муж. 65, женск. 77, в лаишевском уезде: муж. 396, женск. 488, в мамадышском уезде: муж. 6, женск. 23, а всего в казанской губернии 1,514 человек (Дело казанской духовной консистории за 79, начавшееся в 1846 г., л. 304 и 305): – цифра довольно значительная, особенно, если принять во внимание, что официальные показания о числе раскольников не всегда соответствовали действительности, но уменьшали ее (об этом предмете мы надеемся говорить особо, так как в последнее время по поводу его возникли разногласия). О численности последователей Рябиновщины в других местностях, в которых она несомненно существует, например, в самарской, пермской и нижегородской губерниях, мы не имеем под руками никаких данных. 7 Начало этого дела принадлежит главным образом гражданину Льву Алексеевичу Саровскому, который вступил в звание министра внутренних дел в сентябре 1841 г. Во всеподданнейшем своём отчёте за 1842 г. министр писал, что действительное состояние подведомственных министерству частей не было ему известно в настоящем виде, потому что сведения о них ограничивались одними письменными донесениями местных начальств, что это обстоятельство с одной стороны поселяло в местных начальствах беззаботность, а с другой затрудняло и самое министерство по недостаточности сведений о настоящем положении местного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Единственное число Мужск. род Женск. род Средн. род твердое, мягкое как мужск. -у, -ю как мужск. -ъ, -а, -ь -, -, -, -ю как им. -е, -ъ, -е, -ь сход. с им. как им. -ъмь, -ымь, -ьмь, -имь -о, -ою, -е, -ею как в мужск.роде Предл. Двойственное число Мужск. род Женск. род Средн. род Им, вин. -а, -, - -а, -и, - Род., предл. -у, -ю как мужск. Дат., твор. -ама, -ема, -ыма, -има -ама, -ма, -има как мужск. Множественное число Мужск. род Женск. род Средн. род Им., зват. -ы, -, -и как мужск. -омъ, -ымъ, -имъ, -емъ -амъ, -мъ, -ымъ, -имъ как мужск. -ы, -и, - как мужск. -ы, -ами, -ми, -ими как мужск. Предл. -хъ, -ыхъ, -ихъ как мужск. Прилагательные полные склоняются так же, как и краткие, но только с прибавлением местоимения и: младъ-и, млада- , младо-, млада-его, млады-е и т. д. С течением времени неприятное стечение гласных стали заменять уподоблением, т. е. одну из гласных заменяли другой, подобной первой, чрез что вместо форм млада-его, младу-ему явились формы млада-аго, младу-уму; а наконец эти формы приняли тот вид, в котором они доселе употребляются в новом церковнославянском и русском языках: млад-аго, млад-ому и проч. Молод-и=молодой, молода-я, молодо-е, молодаго, молодой, молодому и т. д. На основании всего сказанного об изменении прилагательных, кажется, не будет надобности представлять и образцы их склонений. Прилагательные сравнительной степени, равно как и причастия при склонении, не представляют особенностей и разнятся от склонений прочих прилагательных только суффиксами, какие прибавляются к формам женского и среднего рода в именительном падеже, а также во всех косвенных. Так, прилагательное бол- женский род имеет больши, средний – больше и склоняется как все существительные, без прибавления или с прибавлением местоимения 3-го лица. Склонение имен числительных Почти все имена числительные количественные склоняются как имена существительные: так, шесть как сущ. шерсть, но только в одном единственном числе; миллион как закон; тысяча как туча.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мужск. род Женск. род Средн. род Настоящее время сый, сущий Прошедшее время бывший бывшая бывшее Будущее время будущий будущая будущее Деепричастие Настоящее время будучи Прошедшее время быв, бывши В церковнославянском языке, как новом, так и древнем, нет деепричастий, зато есть причастия полные и краткие – склоняемые, выражающие род, число и падеж, и спрягаемые, оканчивающиеся на -лъ и употребляющиеся, подобно русским прилагательным качественным, в одном именительном падеже всех чисел. Мужск. род Женск. род Средн. род Настоящее время краткое полное Прошедшее время краткое полное бывши бывше Спрягаемое Единств. число Двойств. число Множеств. число былъ, -а, -о была, -и О склонении причастий сказано выше; тем не менее, нужно и здесь прибавить для большей ясности, что при склонении от именительного падежа берется более полная форма, к которой уже прибавляются падежные окончания. Так, родитетльный падеж настоящего причастия будет выглядеть следующим образом: Мужск. род Женск. род Средн. род Краткое Полное сщаго сщаго По данному образцу и по вышеприведенному образцу спряжения глаголов нести, горти можно проспрягать какой угодно глагол действительного или среднего залога. Если же встретится глагол, к которому прибавлено местоимение ся, то и тут не следует затрудняться, потому что это местоимение при изменении глагола остается без перемены: одевать-ся, одеваю-сь, одеваешь-ся. одевал-ся и т. д. Проспрягать сначала устно, а потом письменно глаголы: вдти, сти, дати, ти, имати. Спряжение страдательных глаголов В русском языке из страдательных глаголов только сложенные с местоимением ся имеют самостоятельные формы: запрягаться, запрягаюсь, запрягался, буду запрягаться, запрягайся и проч.; все прочие глаголы страдательного залога образуют различные формы, выражающие наклонения, время, число и проч., из кратких причастий с прибавлением к ним вспомогательного глагола, который выражает и наклонения, и время, и число, и лицо. Причастия страдательного залога По-русски По-церковнославянски

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

34. σσωκεν ‘спасла’. Очевидный double entendre 21 : религиозный смысл глагола σζω ‘спасать’ выступает вместе со вторым значением ‘исцелять’. 41. ταλιθ κομ(ι) ‘ талифа кум(и) ’. Транслитерация арам. фразы e lî т’ ûт, которое состоит из формы женск. рода от aly’ ‘ягненок’ или ‘юноша’ и императива женск. рода глагола ‘вставать’. В рукописях наблюдается κομι наряду с κομ, что отражает диалектные различия: месопотам. ûт и палестинск. ûтî. Один из довольно многочисленных случаев (наряду с 3:17; 7:11,34; 11:9–10; 14:36; 15:22,34), когда апостол Марк включает в текст арамейские слова. Собственные слова Христа, произнесенные по-арамейски, сохранялись в памяти очевидцев в связи с особо значительными событиями Евангелия. 42. ν γρ τν δδεκα ‘ибо была лет двенадцати’. Это указание выглядит как подробность, которую легко мог вспомнить непосредственный свидетель. Возможно, возраст девочки был упомянут как раз в этот момент. 43. Некоторые комментаторы полагают, что запрет на разглашение — искусственная вставка, вызванная мотивом “сохранения тайны”, поскольку утаить столь необыкновенное чудо было все равно невозможно. Однако из употребления μηδες ‘никто’ не следует, что Иисус считал возможным сохранить происшедшее в абсолютной тайне; Он велит членам семьи не сообщать об этом посторонним, без чего известия о смерти и воскрешении девочки останутся до времени лишь слухами. 31. Отвержение в Назарете (6:1–6) (Мф 13:53–58, ср. Лк 4:16–30) Предположение Бультмана о том, что весь отрывок — “идеальная сцена”, сконструированная палестинскими христианами на основе изречения в ст. 4, несостоятельно: невозможно представить себе, чтобы ранняя община измыслила содержание ст. 5, а также ст. 4, в котором говорится о людях, занявших ведущее место в иерусалимской Церкви. 1. κεθεν ‘оттуда’ с глаголом движения употребляется в Мк редко, и принимая во внимание, что апостол Марк не склонен употреблять вводные выражения без особой необходимости, можно заключить, что события, изложенные в ст. 1–6, следуют за изложенными в 5:21–43. В таком случае необходимо понять, почему Мф и Лк помещают эпизод отвержения в Назарете в другой контекст, причем хотя контекст Мф не слишком отличается от Мк, в Лк подразумевается, что это событие произошло в самом начале галилейского служения. Идет ли речь о том же или о другом событии? Если было только одно отвержение, остается неясным, почему в Мф и в Мк нет никакого намека на попытку расправы над Иисусом, учиненную назаретянами. Возможно, апостол Лука рассматривал этот эпизод как содержательно (хотя и не хронологически) предваряющий все служение Иисуса.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

ГРАЖДАНИН , -а, м., мн. граждане, прост. граждане. Взрослый человек, мужчина. Неизвестный гражданин раздавлен трамваем/норма обращения к мужчине. Гражданин , постойте! ГРАЖДАНКА , -и, женск. к гражданин. Обращение к незнакомой женщине. ГРАЖДАНОЧКА , -и, ж., уменьшит.-ласкат. к гражданка (редко)/то же, что гражданка, преимущественно в обращении к незнакомой женщине (прост.). Откуда, говорю, ты, гражданка ? Из какого номера? (М. Зощенко. Аристократка) М. Зощенко пародирует распространенность этого обращения и неуместность употребления: его герой так обращается к женщине, за которой ухаживает, но, очевидно, не знает ее имени и не считает нужным знать. Заплатил [за пирожное в театральном буфете. – О.Е.]. Обращаюсь к даме: – Докушайте, – говорю, – гражданка . Заплачено (М. Зощенко. Аристократка). СУД " АРЫНЯ , -и (устар.), женск. к сударь. СУДАРЬ (сударь реже), -я, м. (устар.). Господин (употреблялось преимущественно как вежливое, учтивое, иногда ироническое обращение к лицу из господствующих классов, а также между равными в социальном отношении людьми из интеллигентской дворянской среды) (сл. Уш.). Сударь, -я, м. (устар.). Форма вежливого, учтивого, иногда иронического обращения, господин (Ож. – Шв.). – А вас, милостивый государь , прошу снять ваш головной убор, – внушительно сказал Филипп Филиппович. – Я вам не милостивый государь , – резко заявил блондин, снимая папаху (М. Булгаков. Собачье сердце). Обращение сударыня встречалось в речи людей старшего поколения. Не помню, чтобы в 30-е годы употреблялось слово сударь. Ср.: Денег от нее старичок не взял. – Нет, сударыня , – сказал он, – позвольте уж мне из своих скромных средств делать христианское дело (М. Зощенко. Последнее рождество). ТОВАРИЩ , -а, м. При фамилии или звании человека партийной, советской среды. Обратитесь к товарищу коменданту/При фамилии или звании обращение к человеку такой среды (нов.). Товарищи матери, берегите здоровье своих детей/Без упоминания имени или звания – обращение к любому взрослому незнакомому человеку в советской среде, за исключением случаев, когда известна или предполагается его принадлежность к чуждой социальной среде. Товарищи , соблюдайте очередь (сл. Уш.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/z...

С 1843 года причт, по штату 1-го класса, получает 800 р. с., но сохранились также Петровшина и Осеньшина. – Руга уничтожена в 1850 году, когда крестьяне обязались вместо 198 десятин, отмежеванных причту, платить ругу. Так как они этого обязательства, не исполнили, то причт стал на них жаловаться в палату государственных имуществ. Но жалобы, по положению о руге в 1816 году, запрещались; поэтому палата отказала причту и таким образом причт лишился и руги, и земли. Ныне церковной земли считается: пахатной 11 дес. и сенокосной – 37. Вся земля около церкви, кроме сенокосного участка «Кривули» – в двух верстах от церкви. Церковного дохода получается до 900 р. сер. От 23 деревянных лавок получается, в пользу церкви, около 35 р. сер. в год. Причт живет в собственных домах. Приход граничит, с севера, с мызою Любочево, Рождественского Сясьского погоста, с юга – Прусынским приходом, а потом – лесом и мхами, вплоть до Тихвина, с востока – Никольским Сясьским приходом и владениями Зеленецкого монастыря, с запада – Гостинопольским, Петропавловским и Ильинскими приходами. Приход составляют деревни: Усадище и Бор – у церкви; Елошня и Польская – в версте от церкви, Сорокино – в 2-х верстах, Охромовщина, Борок, Подвязье, Ручей, Мыслино, Дуброво, Конец. Колодец, Кукли, Пол, Безово, Леоновщино и Селище – в 3-х, Карпино – в 4-х, Славково, Лынно, Веретье, Раменье и Устье – в 5, Кроватыни и Ясновицы – в 6, Зеленец и Теребонижье – в 7, Вячково и Заднево – в 10. С учреждением в 1875 году  Верховинского прихода, туда перечислены деревни: Верховины и Елешково. Православных прихожан мужского пола 2,091, женск. 2,338. Раскольников мужского пола 427, женск. 504. В приходе три речки: Лынна, Полона и Елошня. Прихожане занимаются земледелием, коновальством, истреблением в С.-Петербурге клопов, тараканов и крыс, выпаиванием телят, выделкою кож, обработкою клея и пр. Прихожане большею частью неграмотные. Училище открыто было при волостном правлении и с 1860 года разделено на мужское и женское. В училище учили священники, получая от палаты по 50 р. в год и учительница, дочь умершего здешнего священника, с платою по 75 р. в год. Ныне в приходе две земских школы: в Заболотье, в доме попечительства и в дер. Кукли, в наемном доме. В Заболотской школе учится до 110 челов. обоего пола, в кукольской до 60.

http://sobory.ru/article/?object=56019

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010