3. «О распространении духовной пустыни» (De progressu spiritualis deserti) является продолжением предыдущего творения. Вслед за Крещением, которое является символическим переходом по суху через Чермное море, душа совершает путешествие по Евангелию, как израильтяне путешествовали по пустыне. В книге максимально используются аллегорические приемы. 4. «О знаменитых мужах» (De viris illustribus) является продолжением аналогичного творения святителя Исидора Севильского. Но, в отличие от него, посвящено не только знаменитым писателям, но священнослужителям, выдающимся своей святой жизнью и даром управления Церковью. Из тринадцати описанных лиц семеро являются толедцами. В то же время такие выдающиеся личности как Браулий Сарагосский или Исидор Севильский едва упоминаются. По стилю и по характеру чувствуется зависимость от Блаженного Иеронима, Геннадия, св. Исидора. Хотя это творение не описано в " Словах " , но существует рукописное свидетельство, в котором указывается на авторство сочинения «О знаменитых мужах» святого Ильдефонсо. 5. Наконец, " Слова " содержат два письма Кирику Барселонскому. В " Слова " не вошли следующие сочинения: «Liber prosopopejae imbecillitatis propriae», «Opusculum de proprietate personarum Patris et Filli et Spiritus Sancti», «Opusculum adnotationum actionis propriae», «Opusculum adnotationum in sacris».   «Слова» говорят о текстах месс, гимнов и проповедей, составленных святым Ильдефонсо; письменная традиция приписывает ему некоторые сочинения, которые большая часть критиков считает апокрифическими. Учение «Elogium» («Слова») говорят о даре слова, которым обладал святой Ильдефонсо, о его укорененности в патристической традиции. Его основные усилия были направлены на то, чтобы донести до народа в доступной форме «учение древних». Его богословие глубоко сакраментально и проникнуто почитанием Пресвятой Богородицы. Следует подчеркнуть ту ясность мысли, которой он выражает свою веру в Приснодевство Богородицы, и тот пыл, с которым он провозглашает Ее Матерью всех людей: «Не хочу, что бы ты приводил доказательства того, что чистота Пресвятой Девы была нарушена во время родов… не хочу, что бы ты оспаривал ее девственность фактом рождения от нее Богомладенца, не хочу, чтобы ты лишал Деву имени матери, не хочу, чтобы ты лишал мать полноты сияния девства» («О присновдевстве…», гл. 1).

http://pravoslavie.ru/1744.html