Сцена причащения прп. Марии помещена рядом с единоличным изображением прп. Иоанна Лествичника на иконе 1596 г. из мон-ря Дечаны - прп. Мария придерживает в момент причащения белого цвета плат (см.: иконописна школа од XIV-XIX в.: Кат. Београд, 1955. Табл. XII, XIII). Очевидно, выбор святых на этой иконе был обусловлен минейным принципом (пам. прп. Иоанна Лествичника - 30 марта). На миниатюрах рукописей история З. и прп. Марии стала предметом для иллюстрации Псалтири; напр., в Киевской Псалтири 1397 г. соединены 2 события, разделенные годом,- первые 2 встречи З. и прп. Марии: встреча в скалах: З. отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду; ниже - на берегу З. причащает Марию (иллюстрация псалма 118 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем») (изд.: Киевская Псалтирь 1397 г. из ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в С.-Петербурге [ОЛДП F 6]. М., 1978. Л. 175 об.). В минейных циклах изображение З. может помещаться в композиции «Причащение прп. Марии» под 1 апр., в день памяти прп. Марии Египетской, напр.: на миниатюре в Житиях святых за февр.- июнь по Метафрасту из мессинского мон-ря Сан-Сальваторе (Mess. Salvad. 27. XI в., К-поль), в настенном минологии ц. св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561). С XVII в. на Руси получили распространение житийные иконы прп. Марии Египетской, где З. представлен в неск. сценах: на московской иконе из собрания С. П. Рябушинского «Прп. Мария Египетская, с 12 клеймами жития» (1629, ГТГ) З. изображен в 5 клеймах, иллюстрирующих встречу прп. Марии с З. (клеймо 8); беседу прп. Марии и З. (клеймо 9); молитву прп. Марии и З. (клеймо 10); причащение прп. Марии З. (клеймо 11); погребение прп. Марии (клеймо 12); на иконе сев. писем «Житие преподобных Марии Египетской и Зосимы Палестинского» (1-я пол. XVII в., ГТГ) традиц. сюжеты Жития представлены не в клеймах, а объединены в общую композицию; на иконе «Прп. Мария Египетская, со сценами жития» (XVIII в., ГМИР) З. изображен подающим одежду прп. Марии и оплакивающим ее кончину (Рус.

http://pravenc.ru/text/200017.html

Рождество Пресв. Богородицы. Икона. 90-е гг. XVI в. (ЦМиАР) Иллюстрации И. П. в книжной миниатюре встречаются с X в. Самым ранним примером являются миниатюры из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), где представлены сцены «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие Пресв. Богородицы») (Fol. 220), «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (Fol. 198). Такие же сцены украшают Лекционарий XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 246v, 269v). В Минологии 1063 г. (ГИМ. Греч. 382) изображено «Рождество Пресв. Богородицы»; в т. н. Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Add. 19352) и в литургическом свитке XI в. (Hieros. Patr. Staurou. 109) - «Введение во храм Пресв. Богородицы»; в Евангелиарии XI в. из мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне (Ath. Pantel. 2. Fol. 202, 202v) - «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы». В 2 рукописях Гомилий Иакова Коккиновафского, выполненных в К-поле в 1-й пол. XII в. (Paris. gr. 1208 и Vat. gr. 1162) и имеющих сходные текст и миниатюры, проиллюстрировано 6 Слов о Марии: на зачатие Пресв. Богородицы, Рождество Пресв. Богородицы, Введение во храм Пресв. Богородицы, обручение, Благовещение, встречу Марии и Елисаветы. Слово на зачатие Марии проиллюстрировано сценами: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие прав. Анне», «Возвращение Иоакима»; Слово на Рождество Марии: «Рождество Богоматери», «Воссоединение властителей Израиля», «Излияние благодати на Царицу» (?), молебная песнь царя Давида к Анне, «Младенца Марию помещают в Ее комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереями», «Мария возвращается в Свою комнату», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; Слово на Введение во храм: «Приготовление к Введению во храм Пресв. Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму» (в неск. эпизодах), «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Богородицу», «Захария возводит Ее на третью ступень Святое Святых», «Питание Марии ангелом», «Иоаким и Анна посещают Марию», «Видение Захарии»; Слово на обручение: «Размышления Захарии о Марии», «Спор иереев», «Молитва Захарии», «Откровение Захарии», «Собрание вдовцов», «Захария возвращает посохи претендентам», «Захария вручает Марию Иосифу», «Прощание с Марией», «Иосиф ведет Марию в свой дом», «Водворение Марии у Иосифа», «Отъезд и наставления Иосифа», «Вручение пурпура Марии». Далее следуют многочисленные сцены, посвященные евангельским событиям Благовещения и встречи Марии и Елисаветы. Детализированные композиции миниатюр иногда буквально воспроизводились на фресках (росписи ц. Богоматери Перивлепты, Мистра (3-я четв. XIV в.)) с более чем 20 композициями.

http://pravenc.ru/text/200365.html

4, 15) — в виде фонтана. «Civimas Dei» («Град Божий») (Пс. 86, 3) представлен внизу гравюры как идеальный небесный город. В отличие от всех вышеупомянутых прообразовательных символов Девы Марии, имеющих в качестве источника тексты Священного Писания , образ «Stella Maris» («Морская Звезда»), расположенный на гравюре вверху, слева от Девы Марии, напротив изображений солнца и луны, возник как символ Богоматери еще в ранней Церкви . Этому послужили либо транскрипционная ошибка перевода имени Мариам с еврейско-арамейского на латынь, либо сознательная игра с фонетической близостью латинского варианта имени Maria и латинского слова maria (мн. ч. «моря» от лат. Mare — море). В первой половине IX в. бенедиктинец Пасхазий Радберт, игумен монастыря Корби в Пикардии, начал уподоблять Богоматерь Морской звезде (так в Европе называли Полярную звезду, путеводную для всех мореплавателей с древнейших времен), ориентируясь на которую христиане следуют через житейское штормовое море по пути ко Христу. В это же время получает распространение гимн «Ave Maris Stella» («Радуйся, Звезда морская») . Текст гимна присутствует во всех сборниках «Часослова Девы Марии». Иконография гравюры «Часослова Девы Марии» 1502 г. Тильмана Кервера получила название по первым словам Песни Песней Соломона, расположенным на бандеролях гравюры: «Tota pulchra es amica mea et macula non est in te» (Cant. 4, 7) («Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе») (Песн. 4, 7). Первым, кто стал славословить Деву Марию этими строками, был Бернард Клервосский. Композиция Девы Марии «Tota Pulchra» благодаря гравюре из «Часослова Девы Марии» Тильмана Кервера с начала XVI b. получила широкое распространение и популярность в гравюре и миниатюре, которые чаще всего украшали «Часословы Девы Марии». Композиция гравюры «Часослова Девы Марии» Тильмана Кервера была воспроизведена в нескольких парижских изданиях «Часослова Девы Марии» издательств Тильмана Кервера, Антуана Верара , Симона Востра и других . В 1513 г. гравюра была опубликована как фронтиспис к первому изданию книги Йоссе Клихтове «De puritate Sanctae Virginis» («Чистота Пресвятой Девы»).

http://bogoslov.ru/article/6193332

В первой половине XIV века королева Санчи Неаполитанская (Майоркская) устроила в Неаполе обитель для раскаявшихся падших женщин. Для обители в 1342 году архиепископом Гаспаре де Диано была заложена каменная церковь во имя святой Марии Египтяныни (Santa Maria Egiziaca a Forcello). Содержание монастыря, принявшего устав блаженного Августина, оплачивала королевская казна. В храме был помещен бюст преподобной с частицей ее мощей, привезенных из Иерусалима . (В Великий пост 2009 года русские паломники посетили церковь преподобной в Неаполе и поклонились ее святым мощам .) Начиная с XIV века многие мотивы судьбы святой Марии Египетской в средневековых западных легендах постепенно переносятся на житие святой Марии Магдалины . В другом итальянском городе, Ассизи в области Умбрия, с 1228 года был возведен монастырский комплекс Сан Франческо. В нижней базилике комплекса расположена капелла святой Марии Магдалины, расписанная в 1320-х годах живописцем Джотто и его учениками. Практически весь фресковый цикл капеллы заимствует сюжеты из жития преподобной Марии Египетской, наделяя ими жизнь святой Марии Магдалины . Образ кающейся грешницы очень распространен в западной культуре, но почти всегда при этом изображена святая Мария Магдалина. Преподобная Мария Египтяныня у них известна, но оказалась на втором плане. Вид на церковь преподобной Марии Египетской и собор монастыря с крыши Никольской церкви во время ее разборки. Фото 1928 г. Православная культура – это культура покаяния перед Господом за свои грехи. Память преподобной Марии Египетской всегда приходится на Великий пост. В 692 году святитель Андрей Критский (ок. 660 – 740) представил в Константинополе Вселенскому Собору свой Великий Покаянный канон вместе с житием святой Марии Египетской – образцом покаяния. C VIII века устанавливается в Византийской Церкви одно из важнейших богослужений Великого поста – утреня четверга пятой седмицы, на которой полностью читают Великий Покаянный канон, дополненный тропарями в честь преподобной Марии и ее житием .

http://pravoslavie.ru/32260.html

СПб., 1828; Данилевский Н. В. Описание добродетельной жизни и кончины государыни имп. Марии Феодоровны, в Бозе почившей. М., 1829; Жизнь в Бозе почиющей государыни имп. Марии Феодоровны. М., 1829. 2 ч.; Наумов И. М. Чувствования верноподданного при погребении тела покойной государыни имп. Марии Феодоровны. СПб., 1830; Энгельгардт Е. А. Имп. Мария Феодоровна в богоугодных ее заведениях. СПб., 1832; Ширинский-Шихматов П. А. Похвальное слово имп. Марии Феодоровне. СПб., 1833; Вилламов Г. И. Хронологическое начертание деяний блаженной памяти государыни имп. Марии Феодоровны. СПб., 1836; Имп. Мария//Современник. СПб., 1836. 1. С. 4-13; Макарий (Миролюбов), архиеп. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857; Уваров С. С. Дань памяти имп. Марии. СПб., 1866; Куприянов И. К. Краткий очерк жизни ЕИВ блаженной памяти государыни имп. Марии Феодоровны. СПб., 1869; Хилкова Е. Г. Воспоминание об имп. Марии Феодоровне//РА. 1873. Т. 11. 7. Стб. 1121-1130; Гашар Л.-П. Граф и графиня Северные в Нидерландах//Там же. 1876. Т. 14. 5. С. 45-52; Из записок М. С. Мухановой, фрейлины высочайшего двора. М., 1878; Селезнев И. Я. 50-летие IV отд. Собственной ЕИВ Канцелярии (1828-1878): Хроника ведомства учреждений имп. Марии. СПб., 1878; Трефолев Л. Н. Путешествие имп. Марии Федоровны в Ростов Великий в 1818 г. Ярославль, 1889; Бюлер Ф. А., Тимощук В. В. Имп. Мария Феодоровна в ее заботах о Смольном монастыре: 1797-1802//РС. 1890. Т. 65. 3. С. 809-832; Шумигорский Е. С. Имп. Мария Феодоровна: 1759-1828. М., 1890; он же. Ведомство учреждений имп. Марии: (1797-1897). СПб., 1897; Корсунский И. Н. Свт. Филарет, митр. Московский: Его жизнь и деятельность на Моск. кафедре по его проповедям, в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821-1867 гг.). Х., 1894; Модзалевский Л. Н. Имп. Мария Феодоровна и ее первый жен. ин-т. СПб., 1894; Ист. очерк 100-летней деятельности С.-Петербургского училища ордена св. Екатерины. СПб., 1902; Магнитский В.

http://pravenc.ru/text/2562158.html

С большой степенью вероятности можно утверждать, что церковь святой Марии срочно привели в порядок в конце 1640-х годов. Причиной тому послужила царская свадьба 16 января 1648 года Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, урожденной Милославской (1625–1669). Тезоименитной святой Марии Ильиничны была преподобная Мария Египетская, а единственным храмом преподобной в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: «Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)» . В 1651–1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону «Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская» для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году . Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года. Скорее всего, во второй половине XVII века для церкви преподобной Марии был написан житийный храмовый образ . В 1892 году при архимандрите Димитрии по дополнительной описи изымается из богослужения и передается в рухлядную «икона Марии Египетской с житием ее, изображенным на полях иконы» . Причиной того, что икона из иконостаса пришла в негодность, были постоянные протечки кровли и в XVIII, и в XIX веках. Деревянную кровлю ремонтировали в 1779 году, железную сделали в 1782–1784 годах .

http://pravoslavie.ru/32260.html

Но, кроме того, он знает также, что 6) в базилике Марии в Иосафатовой долине находится ее гроб, «о котором говорят, что она взята была из него на небо». Наконец, Антонин знает: 7) «в базилике Константина также (помимо святынь Господних, им перечисленных) образ блаженной Марии в верхней части и пояс ее и повязка (ligamentum), коею она пользовалась для головы» 101 . Не перебирая прочих мест и часовен, где воздавалось почитание Божией Матери, как то в Вифлееме и Иерихоне, видим, что это почитание возросло именно в Святой Земле. Тот же паломник два раза принимается рассказывать о необычайной строгости жития в женских монастырях около Иерихона, весьма многочисленных». «А на берегу Иордана – пещера, в которой есть семь келий с семью девами, которые туда помещаются еще детьми, и когда какая-либо из них умрет, то погребается в самой келье, и высекается новая келья, и помещается в ней новая дева, дабы число всегда удерживалось». «Памятная записка (около 808 года) о Божьих домах и монастырях» в Святой Земле 102 насчитывает ровно треть из них, посвященных имени и памяти пресвятой Девы Марии: 1) Базилика св. Сиона; 2) Базилика св. Марии Новой, построенная Юстинианом; 3) Церковь св. Марии, где Овчая купель, и там 25 монахинь; 4) В Гефсимании, где гроб св. Марии, монахи и монахини; 5) На Масличной горе церковь св. Марии; 6) На Хориве монастырь св. Марии; 7) В Назарете монастырь и церковь св. Марии; 8) На Синайской горе четвертая церковь «и монастырь св. Марии»; 9) В долине Иосафатовой, где гроб св. Марии. Монах Адамнан, записавший около 686–88 г. рассказ Галльского епископа Аркульфа, возвращавшегося из Святой Земли, о святых местах Палестины и, конечно, дополнивший эти наблюдения (experientiae) паломника доступной на Западе литературой, сообщает, кроме того, дополнительно о следующих «памятях» Марии в Палестине: 1) О церкви св. Марии, смежной с Анастасисом (круглой церковью Воскресения) и доселе указываемой с южной его стороны. 2) О священном убрусе, который соткала Дева Мария и на котором был изображен Спаситель с 12 апостолами, убрус был красный с лица и зеленый на исподе 103 . 3) О церкви св. Марии в долине Иосафатовой, где и гроб ее находится, «в которой некогда она лежала погребенной. И никто, как говорят, не может определенно знать, как или когда или кем было вынуто ее святое тело из этой гробницы и в каком месте ожидает воскресения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) VIII. Мария Собрав отдельно, по педагогическим причинам, утверждения Учительства о Марии, мы хотели подчеркнуть Ее важность как в Домостроительстве спасения, так и в Домостроительстве благодати. В догматических определениях относительно мало мест, говорящих о Марии прямо. Учение о Ее Богоматеринстве чаще всего связано с христологией. Поэтому здесь нужно было бы повторить все важные документы главы VII 187 . Со своей стороны, основываясь на патриотическом предании, которое в Средние века и в Новое время было мало известно, II Ватиканский Собор подчеркнул связь, соединяющую Марию и Церковь , и Ее роль Новой Евы для судьбы человечества. Отцы Церкви посвятили Марии несколько параграфов в Догматической конституции Lumen gentium (глава IX). Наша глава о Марии является только дополнением к двум другим: здесь собраны тексты, касающиеся тайн, которые предшествовали Богоматеринству Марии и следовали за ним: избавления от первородного греха (Непорочное Зачатие) и от всех других грехов, Девства, Успения, а также некоторых аспектов роли Марии в Домостроительстве Воплощения. В самом деле, стать Матерью Воплощенного Слова заключалось для Марии не в том, чтобы быть материальным посредником, который обеспечил бы Христу телесное существование. Мария была Матерью Спасителя во всей духовной силе этого слова – Она помогала Ему в деле Спасения. Чтобы быть способной достойно участвовать в этом деле, Ей нужно было заранее, по предвосхищению, получить плоды Искупления: Свою чистоту и полноту благодати. Неразрывно и исключительным образом связанная с Искупителем, Мария активно присутствовала при всех тайнах Спасения, начиная с принятия Благой Вести и вплоть до последнего согласия, о котором свидетельствует Ее неколебимая верность во время Страстей. Учение Церкви, особенно в некоторых энцикликах последних понтификатов, неоднократно формулировало роль Пресвятой Девы в посредничестве в благодати, и христиане часто обращались к Марии, как к «посреднице», но II Ватиканский Собор не пожелал применить эту формулировку в своем документе. Этот догмат еще не определен. Слово «посредничество» означает, что вся благодать, которую Бог сообщает нам благодаря заслугам Христа, даруется нам непосредственно или опосредованно через Заступничество Марии. Из этого никоим образом не следует нарушение действенности Единственного Посредника – Иисуса Христа. Именно от Его высшего Посредничества происходит совершенно особая Материнская роль Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Во всем сказании о рождении Марии нужно иметь в виду апокрифические сказания; без них оно не понятно, поскольку изложено сжато и передает общую мысль всех трех апокрифов: Истории о рождении Марии, Евангелия о рождении Марии и Протоевангелия. В нем есть намек на бездетную жизнь Иоакима и Анны, на неожидаемое ими рождение дитяти, указание на обет их, рождение особенной, благоприятно принятой дочери их. Самая сжатость сказания зависит, нам думается, от того, что оно составлено под ближайшим впечатлением рассказов из «Истории о рождении», самого краткого по изложению данного события апокрифа, соединившего в себе все подробности других. О дальнейшей судьбе дитяти Марии Коран рассказывает в следующих словах: «И Господь её принял ее благоволительно, возрастил ее прекрасным растением и поручил ее на воспитание Захарии». 232 Апокрифы говорят так: «Мария была на удивление всего народа, поскольку, будучи трех лет, ходила как взрослая, и так прекрасно участвовала в прославлении Бога, что все были в изумлении и удивлении» («История о рождении Марии, гл. VII). 233 «Девица же Господня с возрастом преуспевала в добродетелях»... (Евангелие о рождении Марии, гл. VII). «И осенил ее Господ Бог благодатию своею... и возлюбил ее вес дом Израиля». (Протоевангелие Иакова гл. VII). Коран далее продолжает: «Захария каждый раз, как входил к ней в её обитель, находил пред нею пищу. Он сказал: это от Бога; ибо Бог, кого хочет, питает без счета». Апокрифы о том же говорят так: пища, которую она получала из рук ангела, сама же возобновлялась; пищу же, которую она получала от священников храма, она раздавала бедным (История о рождении Марии). Ежедневно посещали ее ангелы, ежедневно она наслаждалась божественным видением, которое охраняло ее от всякого зла (Евангелие о рождении Марии, гл. VII). Пребывала Мария в храме Господнем, как прикормленная голубица, и принимала пищу от рук ангела (Первоевангелие Иакова, гл. VIII). Толковники Корана совершенно правильно в первой половине стиха разумеют воспитание Марии в Иерусалимском храме. В этом храме «Мария была благоугодна Богу и Он благоволил принять ее на воспитание. Ибн-Аббас так толкует слова: («Господь) возрастил ее прекрасным растением» 234 – устроил её тело без излишков и недостатков; она росла в день настолько, насколько дети растут в год». А Хазин (от себя) добавляет: «и была Мария красивейшая и превосходнейшая из женщин своего времени». 235 Равным образом, вполне согласно с апокрифами толковники говорят об ангельской пище Марии в своих толкованиях на вторую половину стиха. Но в той и другой половине коранического сказания есть отступления от апокрифов:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. В 1395 году на Кучковом поле, у деревянного храма преподобной Марии Египетской (освящена в 1385 году), был отслужен молебен в честь встречи (Сретения) москвичами Владимирской иконы Божией Матери. Эту святыню принесли сюда крестным ходом в момент угрозы нападения на Москву полчищ Тимура-Тамерлана. В 1397 году князь Василий I объявил о создании на этом месте Сретенского мужского монастыря, в состав которого вошла и приходская церковь преподобной Марии Египетской. Много пожертвований Сретенскому монастырю и церкви Марии Египетской было сделано первой супругой царя Алексея Михайловича Тишайшего (второго из династии Романовых) Марией Ильиничной. Мария Ильинична Милославская (1624–1669) была глубоко верующей и занималась благотворительностью. Она считала преподобную Марию Египетскую своей Небесной покровительницей, а единственный храм в честь этой святой в Москве в XVII веке находился как раз в Сретенском монастыре. С 1648 года празднование дня памяти преподобной Марии Египетской в нашей обители приобрело характер государственного праздника, на него съезжались бояре и митрополиты, из Кремля приезжал Патриарх. Царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична подарили монастырю икону «Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская» для местного ряда иконостаса собора. В 1668 году благодаря царице для церкви преподобной Марии Египетской был изготовлен так называемый Мариинский колокол. Торжественное почитание святой Марии Египетской как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны, вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича в 1696 году. В 1706 году к храму преподобной Марии Египетской пристроили придел в честь праздника Сретения Господня. В 1707 году известный русский дипломат, думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев подарил Сретенскому монастырю святые мощи Марии Египетской в серебряном ковчеге, которыми благословил его Иерусалимский Патриарх Досифей за помощь в переговорах с турецким султаном Мустафой.

http://sobory.ru/article/?object=41483

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010