Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь. Единственное сохранившееся здание Одну из самых уникальных женских обителей – Борисовский Тихвинский монастырь в Курской губернии – основал ближайший сподвижник императора Петра I, знаменитый фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. А заложил эту обитель сам царь Петр. Да, да, тот самый Петр I, который вошел в историю как решительный борец с колоколами, монахами, патриархальными бородами и патриаршеством! Пушкин, перечисляя в поэме «Полтава» сподвижников Петра I, дает очень точную характеристику Шереметеву – «благородный». Действительно, фельдмаршал Шереметев, по воспоминаниям многих современников, отличался особым «внутренним благородством». Принадлежа к древнему роду, он, в отличие от других сподвижников царя, уважал традиции своих предков, богатое наследие Московской Руси. Так, в благодарность за победу русских войск над шведами 1701 году, на том месте, где стояла походная церковь, Борис Шереметев построил храм святителя Петра Московского, ставший, вероятно, первой церковью строившегося Санкт-Петербурга. Во всех походах фельдмаршала сопровождал особо чтимый им «знаменосный» Тихвинский образ Божией Матери, ни одно сражение не начиналось без молебна перед этой иконой. Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконе. И благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством: находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил его от смерти.

http://pravoslavie.ru/2810.html

1. Начало основания монастыря 1579 г. и первые деревянные монастырские церкви Казанский Богородицкий девичий монастырь 1-го класса находится внутри города Казани, недалеко от крепости. Монастырь основан царем Иваном Васильевичем IV в 1579 году, по случаю обретения в том году, июля 8 дня, иконы Казанской Божией Матери, на том самом месте, где обретена икона, почему и монастырь наименован Богородицким Казанским. Первоначально церковь и келлии были деревянныя, – церковь во имя Пресвятыя Богородицы. Вскоре после того была поставлена другая также деревянная церковь , теплая с трапезою во имя Рождества Пречистыя Богородицы, а на содержание монастыря дано 100 душ. С самого основания монастыря царь Иван Васильевич повелел быть при этом монастыре священному собору, игуменье и 40 сестрам 1 . В 1594 году 14 апреля, по повелению царя Феодора Иоанновича, при митрополите казанском Гермогене был заложен каменный храм во имя явления чудотворного образа Казанской Божией Матери с двумя приделами: во имя Успения Пресвятыя Богородицы и Св. Благоверного князя Александра Невского, который был кончен и освящен октября 27 дня 1595 года 2 . Храм этот, по его устройству, митрополит Гермоген называет «предивным». Тогда же государь Феодор Иоаннович указал снабдить церковь сию св. иконами, книгами, ризницею и прочими потребами, самую же явленную икону украсить как можно лучше золотом, дорогими каменьями и жемчугом из царских сокровищ. Кроме сей церкви впоследствии в монастыре были храмы: 1) во имя Животворящего Креста; 2) Рождества Пресвятыя Богородицы теплая; 3) во имя священномученика Антипы; 4) собора Пресвятыя Богородицы; 5) Св. Иоанна Богослова на св. воротах 3 . В 1694 году при митрополите Маркелле мая 13 дня случился в Казани большой пожар, в который сгорел и Казанский Богородицкий монастырь 4 . Геодезист Пестриков в 1739 году так описывает монастырь казанский: «Монастырь девичей Пресв. Богородицы Казанския имеет ограду каменную; в нем церковь теплая Рождества Пресвятыя Богородицы, придел священномученика Никиты; на св. воротах церковь Иоанна Богослова, на других воротах церковь св. благоверного князя царевича Димитрия Московского. Сей монастырь для имеющегося тут чудотворного образа Богородицы, называемой Казанской, между знаменитейшими считается» 5 . По ведомости о монастырях казанской епархии за 1741 год в монастыре Богородицком девичьем показано 6 престолов. В 1742 году монастырь погорел‚ снова 6 . В пугачевщину изменник Минеев поставил две пушки на св. вратах девичьего монастыря и стрелял в крепость 7 . Собор Казанского женского монастыря во время приступа к Казани бунтовщика Пугачева в 1774 году сожжен 8 . 2. Холодный собор

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Барнаул. Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Карта и ближайшие объекты К 1892 г. в барнаульской женской общине проживало 13 сестер, которые вели иноческий образ жизни. В конце 1893 г. по ходатайству жены коллежского асессора Е.И. Судовской в Барнаул перевели 5 сестер из Троицкого монастыря Пензенской епархии, положивших начало Богородице-Казанскому женскому монастырю. Официальное открытие общины состоялось в мае 1894 г., управляющей была назначена монахиня Парфения (Мещеринова), к декабрю 1894 г. в общине насчитывалось уже около 100 сестер. 16 сентября 1895 г. Е.И. Судовская решила пожертвовать все свое недвижимое имущество в виде зданий на арендуемом ею у Главного управления Алтайского Горного округа участке земли около г. Барнаула под названием «Монастырская дача» для барнаульской Богородице-Казанской женской общины. 3 ноября 1895 г. епископ Томский и Барнаульский Макарий обратился к начальнику Алтайского Горного округа с просьбой о решении вопроса по поводу дарения женской общине данного участка земли. В январе 1896 г. из Кабинета Его Императорского Величества пришел ответ 854) об уступке в безвозмездное пользование Богородице-Казанской женской общине участка земли в 15 десятин, при условии, что Е.И. Судовская даст письменное удостоверение в уступке ею в пользу общины как арендных прав на землю, так и на постройки. В марте на имя врио начальника Алтайского округа из Кабинета ЕИВ прислали копию с Высочайшего Повеления, состоявшегося 2 марта 1896 г. об уступке в бесплатное пользование на время ее существования барнаульской Богородице-Казанской общине участка земли около г. Барнаула. На подлиннике рукою помощника Министра Императорского двора было написано: «Высочайше разрешено. Барон Фредерикс». В апреле был составлен акт о передаче земли общине в бесплатное и бессрочное пользование, подписанный Е.И. Судовской, старшим чиновником по сбору аренды Шубенко и управляющей барнаульской Богородице-Казанской женской общины монахиней Парфенией. Последняя попросила начальнику Алтайского округа выдать ей копии с плана на переданный участок земли, копию с описи плана и участка, и копию акта

http://sobory.ru/article/?object=20726

Городище. Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1858. Адрес: Украина, Хмельницкая область, Шепетовский район, с.Городище, ул. Школьная, 23 Координаты: 50.123736, 27.069293 Проезд:В 7 км к югу от Шепетовки Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Некоторые исследователи Церковной истории на Волыни полагают, что сей монастырь существовал еще в 1538 году и только в 1746 году им завладели кармелиты. На высокой горе возле одного из древних поселений Волыни князь Богуш (Евфимий) Феодорович Корецкий основал в 1528 году мужской монастырь. Об этом свидетельствует завещание князя, написанное 1576 годом. Престарелый князь на склоне своих лет наказал своим преемникам быть высокодуховными и покровителями монастыря. Однако по неизвестным причинам в начале XVIII века монастырь прекратил свое существование. На том же месте в 1746 году князья Любомирские и дворянин Яков Погрошевский начали строительство в селении Городище первый костел и при нем монастырь для монахов римско-католического кармелитского ордена. 12 мая 1782 года строительство костела и монастыря было закончено и освящение строений совершил Луцкий епископ Хризостом (Качковский). В построении костела и монастыря принимали участие кроме князей Любомирских и семьи Погрошевских княгиня Елена Четвертинская, Аполлоний Валевич, Игнатий и Тереза Вишневские, Игнатий Клещевский, Елена Якубовская и другие. Этот монастырь был один из богатых латинских монастырей в Украине, которому также принадлежали села Городище и Пашуки. Из разных поместий монастырю прибывала прибыль в сумме 102 тысячи польских злотых. В 1831 году в Польше возникло народное восстание, а так как монахи-кармелиты принимали активное участие и поддерживали его, то монастырь был закрыт. Костел по распоряжению правительства передали православным, который был преобразован в приходскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение его совершилось 26 ноября 1832 года. От кармелитского монастыря остались только просторные подземные склепы, где найдено много погребений знатных вельмож и памятник одному из польских генералов. В 1851 году архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Арсений, управляющий тогда Волынской епархией, предложил Святейшему Синоду Русской Православной Церкви перевести в Городище женский монастырь с Полонного Новоград-Волынского уезда. Таким образом, по Указу Святейшего Синода в 1858 году кармелитские здания были отданы православной женской обители Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=26208

Цивильск. Тихвинский Богородицкий женский монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Тихвинской иконы Божией Матери 2. Церковь смч. Харалампия 3. Неизвестная часовня Другие постройки монастыря: 4. Настоятельский корпус 5. Келейный корпус 6. Келейный корпус 7. Келейный корпус 8. Гостиница 9. Монастырская постройка 10.Монастырская постройка 11.Келейный корпус 12. Трапезная 13.Монастырская постройка 14.Монастырская постройка 15. Хозяйственный корпус 16.Монастырская постройка 17. Святые врата 18. Башни и стены ограды 19.Монастырский пруд Автор: Lepoli Снято: 20 августа 2013 Добавлено: 21 августа 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Тихвинский монастырь, общежительный, заштатный, в городе Цивильске. Основан в 1671 — 1675 годах цивильскими гражданами в благодарность за освобождение города от бунтовщика Стеньки-Разина. Сначала монастырь был мужским, но в 1870 году обращен в женский. В нем находится глубоко чтимая Тихвинская икона Божией Матери, написанная в 1675 году с иконы, находящейся в городском соборе. Празднество ей совершается 17 октября. При монастыре школа и приют. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Начало истории Тихвинского монастыря связано с крестьянской войной 1670-1671 гг. под предводительством Степана Разина, разбойные набеги, которого не обошли и город Цивильск. " Воровские " казаки подошли к стенам города 1 октября 1671 года и начали штурм Цивильска, изначально выстроенного в 1584 году, как крепость и имевшего крепостные стены из дубовых кряжей с глубоким рвом. Город охранялся преданными 250 стрельцами, 5 пушкарями, и почти десятком наемников - ландскнехтов. Взять такой город силой было не так-то просто. Долго пытались " разбойники " взять город, но не смогли, тогда решено было окружить крепость и взять ее измором. Жители более двух недель защищали город, но силы истощались, и они уже хотели бежать в соседние Чебоксары. Но в ночь на 17 октября (30 октября н. ст.) жительница Цивильска вдовица Иулиания Васильева " сподобилась явления от Образа Богоматери Тихвинской, (находившегося в иконостасе Цивильского Троицкого Собора - прим. автора) и услышала от нее слова, что мятежники город не возьмут. А когда город получит спасение, то жители должны будут, построить монастырь в Ее честь за городом между реками Большой и Малый Цивиль, между болотами и Стрелецкими лугами " . Предсказание Божией Матери сбылось на другой же день: все казаки и возмущенные ими чуваши чудесно были поражены слепотой, вследствие которой в их лагере началось междоусобие, и они стали истреблять друг друга. Цивиляне воодушевленные этим событием вышли из города и прогнали " разбойников " .

http://sobory.ru/article/?object=05010

Архив Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 3 Каширский Никитский монастырь, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, монастырь Четырех Церквей, Саввина пустынь, монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, Спасо-Казанская женская община   КАШИРСКИЙ НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Каширский Никитский монастырь. Литогафия 1908 г. До революции Кашира находилась в Тульской епархии. Долгое время здесь не было ни одного монастыря. На западной окраине города стоял древний деревянный кладбищенский храм св. вмч. Никиты. В первой половине XIX в. благочестивый купец Федор Руднев на месте древнего выстроил новый, каменный храм с колокольней. Здесь в 1843 г. и было положено начало будущему монастырю. Первая настоятельница общины, мон. Фомаида, происходила из бедной крестьянской семьи и подвизалась в знаменитом Горицком монастыре. Одна тульская помещица решила открыть в своем имении общину под началом матушки Фомаиды. С этой целью она представила монахиню московскому свт. Филарету (Дроздову). Прозорливый пастырь сразу же оценил смиренную старицу и по его совету матушка обратилась к Тульскому архиерею с прошением о создании общины. Между тем помещица неожиданно скончалась. И тогда Тульский еп. Дамаскин благословил открытие богадельни при Никитском храме. Указом Св. Синода от 13.03.1862 г., здесь была утверждена женская община. Мать Фомаида скончалась 17 декабря 1868 г. в возрасте 90 лет. Ее сменила монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря Макария, которая ревностно занялась обустройством обители. На месте деревянных домиков были возведены каменные корпуса, ограда, колокольня, собор и др. постройки. Но главной заботой Макарии было духовное устройство обители. Еще при матушке Фомаиде было введено неусыпное чтение Псалтири. Теперь же и богослужения стали совершаться ежедневно и полностью. В 1884 г. община была преобразована в общежительный монастырь, а настоятельница стала игуменьей. В неурожайный 1892 г. в обители находили приют окрестные бедняки, здесь была построена школа для девочек, а в русско-японскую войну открыт госпиталь для раненых. В 1894 г. мать Макария отошла ко Господу, прожив 83 года.

http://pravoslavie.ru/put/050602130714

Елабуга. Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1857 и 1868. возрождён в 1995 г. Архитектор:Ю.А. Боссе Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, город Елабуга, улица Горького, д. 119А. Координаты: 55.761264, 52.07947 Проезд: С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с кругов ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с круговым движением на улицу Горького. Через 300 метров ворота монастыря будут справа от дороги, метрах в 100. Со стороны центра города - на выезд в сторону Набережных Челнов, налево на первом перекрестке с круговым движением. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Женский монастырь в г. Елабуга был основан в 1868 году попечением местного купца И.И. Стахеева. Монастырские постройки возводились по проекту архитектора ГА. Боссе. В1857-1868 гг. в центре монастыря был выстроен главный монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. С восточной и северной сторон стояли большие трехэтажные каменные корпуса, где находились кельи насельниц. Часть северного корпуса была занята монастырской больницей, а в его восточной части в 1887 году был устроен храм в честь великомученицы Варвары. С западной стороны монастырского двора находился небольшой двухэтажный дом игуменьи. Постройки были обнесены красивой каменной оградой, с южной стороны которой находилась арка монастырских ворот с восьмигранными башенками привратников.

http://sobory.ru/article/?object=10275

Куремяэ. Успенский Пюхтицкий женский монастырь. Pühtitsa Jumalaema Uinumise Nunnaklooster Сортировка: Карта и ближайшие объекты Пюхтицкий Успенский монастырь, общежительный, в Везенбергском уезде, Эстляндской губернии, в 25 верстах от железнодорожной станции Иевве, в местности известной у местных православных жителей под именем «Богородицкой горы», а дэстов под именем «Пюхтица» (святое место). Здесь, как гласит предание, 200 лет тому назад явилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. На месте явления ее, у подошвы Богородицкой горы, находилась небольшая деревянная часовня, построенная в XVIII веке, и в ней хранилась обретенная Пюхтицкая икона, а вблизи протекал живописный источник. В 1818 году часовня была приписана к церкви села Сыренца (в 25 верстах от Пюхтицы), куда перенесена была и святая икона. В 1885 году часовня обращена была в храм, при котором в 1891 году положено было начало женской общине. В 1892 году община возведена была в монастырь (по мысли и заботе бывшего тогда Эстляндским губернатором князя С.В. Шаховского). В новый соборный храм, освященный в 1892 году, возвращена была из Сыренецкого храма и чудотворная икона Успения Божией Матери. Ежегодно в июле совершается торжественное перенесение ее в село Сыренец, где святыня остается до 13 августа. С 1896 года святая икона ежегодно приносится в город Ревель во 2-ю неделю по Пятидесятнице на 8 дней и в село Олешницы на время с 7 по 10 сентября. Недалеко от монастыря находятся могилы, в которых, по преданию, погребены русские воины времен святого Александра Невского и Иоанна Грозного. В монастырь стекаются во множестве богомольцы из окрестных местностей, и служит светочем и центром православия в лютеранском крае. На средства монастыря содержатся следующие учреждения: в Пюхтице — больница для женщин и детей, амбулаторная лечебница, община сестер милосердия, богадельня, приют для православных девочек, двухклассная школа для детей обоего пола, без различия вероисповедания, с общежитием для мальчиков и девочек; в местечке Иевве — бесплатная лечебница. Монастырю принадлежит подворье в городе Ревеле (на Шубинской улице) и часовня. К монастырю приписан находящийся в 25 верстах от него Гевсиманский скит, с храмом в честь Успения Божией Матери; здесь находится монастырская богадельня для сестер.

http://sobory.ru/article/?object=00142

Лесна-Подляска. Леснинский Богородицкий женский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Собор. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1731 и 1752. (изначально костёл паулинов, в 1879-1880 реконструирован в православный храм, с 1919 вновь костёл, реконструирован в 1923-1925 и 1937-1940). Адрес: 21 – 542 Польша, Люблинское воеводство, Бяльский повят, дер. Лесна-Подляска (Lesna Podlaska), ул. Епископа Константина Мошинского, 2 (ul. Bpa K. Moszynskiego, 2) Координаты: 52.129273, 23.027606 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главный монастырский храм Воздвижения Креста Господня был создан на базе бывшего римско-католического костёла, возведённого в 1731-1752 годах и освящёного в 1758 году епископом Луцким Эразмом Волловичем. В 1875 году костёл был закрыт, а его настоятель Леон Пшесмицкий вывезен в город Луков. 18 февраля 1875 года по Указу Имератора Александра II, после того как произошло воссоединение униатов Холмской Руси, леснянский костёл, вместе с находившимся в нём чудотворным образом Богоматери, стал собственностью Православной Церкви. Чтимая Леснинская икона Божией Матери, обретённая 14 сентября 1683 года, первоначально находившася в православной церкви в Буковцах, но в 1686 году была обманным путём отнята католиками. В 1884 году монастырь и церковь перешли в собственность конгрегации русских женщин, которые в 1889 году передали Лесьну 1-классному Леснянскому женскому монастырю. Монастырь должен был стать центром православия и русификации южного Подлясья. Его главной задачей было выполнение определенной «миссии» среди униатов, проживающих в этих местах. В июне 1879 года началась реконструкция церкви в византийском стиле. В 1879-1880 годах храм был капитально отремонтирован, на храме реконструирована крыша, сняты стропила, в результате чего она приобела полукруглый вид. Затем были добавлены пять луковичных глав, которые вместе с двумя башнями под номером семь символизировали семь священных таинств, а над куполами сияли золотые монограммы Императора Александра II.

http://sobory.ru/article/?object=55307

Тюнино. Богородицко-Тихоновский Тюнинский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1867. Ссылки:   Адрес: Россия, Липецкая область, Задонский район, село Тюнино. Координаты: 52.41452, 38.92478 Проезд: Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске. От автостанции до монастыря 3,5 км - на городском автобусе или такси. На автомобиле нужно выезжать из Москвы по федеральной дороге М-4 «Дон» (расстояние около 400 километров). Задонск хорошо виден слева от трассы — на него следует уходить по указателю. По мосту через Дон дорога выводит прямо к Задонской обители. Не доезжая до монастыря, на перекрестке нужно свернуть налево. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря . Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Ранее других, в окрестностях Задонска, освоенным стало Тюнино - местность, получившая название по имени помещика («служилый человек Ф. Тюнин» 17 век), владельца земли, расположенная в двух километрах от Богородицкого монастыря. Во второй половине XVII века здесь были непроходимые леса. Сюда, в поисках уединения, приходил святитель Тихон. Здесь он расчистил и устроил из родника колодец. Место настолько нравилось ему, что сам он назвал его " святым " : " оно утешает дух мой радостью, точно рай земной " .

http://sobory.ru/article/?object=02075

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010