Сяма. Сямский Богородице-Рождественский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году. После разорения монастыря литовцами в 1612 году построены две деревянные церкви: Богородицерождественская холодная и Параскевинская теплая с приделом Положения Ризы Богоматери. По писцовым книгам 1624 года, на территории монастыря находилась келья игуменская и 12 келий братских. Вотчину монастыря составляли составляли сельцо Долгая Поляна, деревни Исаково, Бубырево, Брюхачево, пустоши Игумнов починок и Яковище. После пожара в 1642 году, когда всё сгорело в монастыре, кроме чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, построены снова две деревянные церкви. В холодной трехпрестольной церкви главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Теплая однопрестольная церковь освящена во имя великомученицы Параскевы Пятницы. По монастырской описи 1683 года братских келий уже 15. После пожара 1690 года монастырь восстановился снова. В 1722 году за ним числились 72 души. В 1764 году по штатам монастырь оставлен на своем содержании. Здания на территории монастыря в начале 20-го века: 1. Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в 1764-1777 годах. Верхний холодный храм – Рождества Пресвятой Богородицы, нижний теплый – Благовещения Пресвятой Богородицы, придел внизу справа освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Новая колокольня построена в 1854 году. 2. К северу от церкви стоял двухэтажный дом с балконом, построенный в 1852 году. Вверху – кельи настоятеля, казначея и рухальная, внизу – пекарня и просфорня. 3. К западу от церкви находился одноэтажный корпус, в нем – братские кельи, кухня, трапезная и подвал для хранения овощей. Построен в одно время с церковью.

http://sobory.ru/article/?object=03081

По писцовым книгам 1624 года на территории монастыря находилась келья игуменская и 12 келий братских. Вотчину монастыря составляли составляли сельцо Долгая Поляна, деревни Исаково, Бубырево, Брюхачево, пустоши Игумнов починок и Яковище. После пожара в 1642 году, когда всё сгорело в монастыре, кроме чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, построены снова две деревянные церкви. В холодной трехпрестольной церкви главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Теплая однопрестольная церковь освящена во имя великомученицы Параскевы Пятницы. По монастырской описи 1683 года братских келий уже 15. За оградой монастыря находились конюшня, скотный двор, мельница на Крутце и 70 торговых лавок. Монастырю принадлежала рыбная ловля в Тековском озере. В Вологде имелось монастырское подворье на Пятницкой улице. После пожара 1690 года монастырь восстановился снова. В 1722 году за ним числились 72 души. В 1764 году по штатам монастырь оставлен на своем содержании. Здания на территории монастыря в начале 20-го века: 1. Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в 1764-1777 годах. Верхний холодный храм – Рождества Пресвятой Богородицы, нижний теплый – Благовещения Пресвятой Богородицы, придел внизу справа освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Новая колокольня построена в 1854 году. 2. К северу от церкви стоял двухэтажный дом с балконом, построенный в 1852 году. Вверху – кельи настоятеля, казначея и рухальная, внизу – пекарня и просфорня. 3. К западу от церкви находился одноэтажный корпус, в нем – братские кельи, кухня, трапезная и подвал для хранения овощей. Построен в одно время с церковью. 4. Одноэтажный братский корпус в юго-западном углу монастыря вблизи ворот, построен в 1838 году. Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него.

http://sobory.ru/article/?object=15782

По левую сторону царских врат: 1) храмовая, чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, 2) Икона Божией Матери Живоносного Источника. В Благовещенском храме иконостас одноярусный, местных икон девять. По правую сторону царских врат: 1) икона Спасителя с молящимися вологодскими чудотворцами, 2) икона Рождества Пресвятой Богородицы, 3) икона Успения Божией Матери, 4) икона Николая Мирликийского и 5) в завороте у окна икона преподобного Кирилла Новоезерского и Феодосия Тотемского, чудотворцев. По левую сторону царских врат: 6) иона Благовещения Пресвятой Богородицы. На северных пономарских дверях изображение архидиакона Стефана, 7) икона Рождества Христова, 8) икона Богоявления Господня и 9) в завороте у окна икона святой мученицы Параскевы. В Предтеченском приделе иконостас одноярусный, устроенный в 1846 году. В ризнице замечательных по древности предметов нет. Степановский И.К. Сямский Богородице-Рождественский монастырь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 73-74. С сайта Церковная история Вологодского края Сямский Богородице-Рождественский монастырь, общежительный, в 65 верстах от города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта святая икона явилась в 1524 году и названа по месту явления в Вологодской губернии, в селе Отводном, Сямской волости, жители которой устроили обитель, где храмовою иконой и была поставлена явленная икона; святая икона изображает Рождество Богородицы; празднество ей совершается 8-го сентября. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Сямский Богородице-Рождественский монастырь Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году. После разорения монастыря литовцами в 1612 году построены две деревянные церкви: Богородицерождественская холодная и Параскевинская теплая с приделом Положения Ризы Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=15782

В монастырской ризнице имелись древние печатные Евангелия (1636, 1657 и 1698 г. г., одно писанное полууставом), два Апостола, написанные полууставом, напрестольные кресты 1632 и 1751 г.г., старинные ризы и пр. Настоятель игумен Агафангел в 1895 г. возведён в сан архимандрита. На день составления наградного списка 30 января 1895 г. ему исполнилось 69 лет. Образование - низшее отделение духовной семинарии. С 1849 г. находился в Павло-Обнорском монастыре. В 1861 г. пострижен в монашество. В 1864 г. рукоположен в сан диакона, в 1866 г. - в сан священника. С 1870 г. казначей в Дионисиево-Глушицком монастыре. С 1881 г. и.д. настоятеля Устюжского Знамено-Филиппова монастыря. С 1882 г. эконом в Вологодском архиерейском доме. С 1885 г. настоятель в Сямском Богородицерождественском монастыре. С 1886 (1888 ?) г. вновь в Павло-Обнорском монастыре. В 1888 г. возведён в сан игумена, в 1895 г. - в сан архимандрита. В 1899 г. награждён орденом св. Анны 3-й степени. Умер 4 января 1907 г., будучи на покое. По сообщению епархиальных ведомостей " 26 августа 1909 г. в Павло-Обнорском третьеклассном мужском монастыре, Грязовецкого уезда, сгорел каменный одноэтажный тёплый храм, во имя Преподобного Павла Обнорского, построенный в 1870-х годах, и два придельных к нему: во имя Корсунской иконы Божией Матери и Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Причина пожара достоверно не выяснена. Пожар был замечен только утром , часов около пяти. Когда отперли храм, то там уже было всё объято пламенем и что-либо вынести из него не представлялось никакой возможности. Все, что находилось в этом храме, сгорело, как то: Св. Престолы, антиминсы, евангелия, сосуды, иконы, как в иконостасах, так и аналойные, и находившиеся в отдельных киотах, - из них четыре местно чтимые, некоторые со Св. мощами, - крест, принесенный Преподобным Павлом, рака Преподобного Павла, кроме вышеозначенных трёх - ещё три антиминса из скитской церкви, запасные Св. Дары для больных, лучшие ковчеги, кадила, подсвечники. Огонь не коснулся храма Св. Троицы с придельным во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а равно и пристроенной к нему ризницы. Храм этот находится в одной связи с храмом во имя Преподобного Павла. Все, что находилось в этом храме и ризнице, было вынесено в Успенскую церковь, которая находится в связи с настоятельским корпусом.

http://sobory.ru/article/?object=02736

Вскоре она и была принесена обратно на место своего явления. Тогда же на месте явления иконы и была построена часовня, а в 1726 году первая деревянная церковь. В 1773 году возвели двухэтажный каменный храм. В холодном нижнем этаже был храм с приделом во имя Николая Чудотворца, на втором этаже – тёплая церковь с приделом во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь была разрушена около 1937 года. Записано много сказаний о чудесной помощи от святой иконы Богоматери из Ярского и о явлении её во сне и наяву. В 1814 году жители Ярского избавлены были по молитвам перед образом от страшной заразной болезни (видимо, холеры), в 1850 году – от пожара. Многие верующие исцелены были от тяжёлых недугов. В 1854 году Матерь Божия явилась работникам с отдалённых золотых приисков с повелением отдать часть от трудов праведных на поновление неоднократно горевшей церкви в Ярском и привела их к ящику для сбора денег. Икону Введения во храм Пресвятой Богородицы из Ярского, подобно трём предыдущим ежегодно приносили с крестным ходом в Томск. Крестный ход был установлен в 1857 году Томским епископом Парфением (Поповым, 1854-1860). 25 мая её поднимали с места и приносили в Томск 27 мая, в один день с образом Спаса Нерукотворного из Спасского. На дороге недалеко от города иконы встречались и кланялись друг другу. За Иоанно-Предтеченским женским монастырём 26 мая объединённый крестный ход встречал Томский Епископ со священниками и многочисленными горожанами. 518x768, 65 Kb 2018-09-28 513x768, 60 Kb 2018-09-28 513x768, 75 Kb 2018-09-28 768x936, 195 Kb 2018-09-28 Рождество Пресвятой Богородицы Сямская Рождество Пресвятой Богородицы Сямская. 22.12.2016. Чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы вернулся в бывший Сямский Богородицерождественский монастырь. " В 30-х годах XX века, когда монастырь закрыли и храм стали разрушать по кирпичику, одна благочестивая старушка Мария тайком вынесла икону рождения Девы Марии. Более 40 лет она прятала образ, чудом и промыслом Божьим икона уцелела в почти пустующем доме, когда в лихие 90-е по деревням ходили искатели старины для антикварных коллекций.

http://pravicon.com/waitingimages.html

в XVII в. 5) Вологодский спасо-прилуцкий мужской в XIV в. 6) Грязовецкий арсениево-комельский мужской, основ. в XVI в. 7) Грязовецкий корнилиево-комельский мужской, основ. в XVI в. 8) Грязовецкий павло-обнорский муж­ской, основ. в 1414 г. 9) Заоникиевская Владимирская пустынь основ. в 1588 г., 10) Кадниковский Григориево-пельшемский лопотов мужской, основ. около 1426 г., 11) Ка­дниковский Дионисиево-глушицкий мужской, основ. в 1420 г., 12) Семигородская успен­ская пустынь муж., основ. в XV в. 13) Сольвычегодский Николаево-коряжемский мужск. в XVI в. 14) Спасо-каменный мужск. заштатн. основ. в XIII в. 15) Сямский богородицерождественский заштатн. мужск. основ. в 1524 г. 16) Тотемский спасосуморин. заштатн. мужск., основ.. в 1554 г., 17) Устьсысольский троице-стефаноульяновский мужск., основ. в 1860 г. 18) Велико­устюжский иоанно-предтечев женск., основ. в 1262г., 19) Вологодский горне-успенский женск., основ. в 1590 г., 20) Яренский крестовоздвиженский женск., основ. в 1894 г. 21) Сольвыче­годский введенский мужск., основ. в 1565 г. Вологодская-Казанская икона Божией Матери Вологодская–Казанская икона Бо­жией Матери. С 1812 г. находится в Глинковской церкви, а до того времени была в часовне епархиальной богадельни. Празднование ей совершается 8 июля. Вологодская икона Божией Матери Вологодская икона Божией Матери «Знамение», чудесно явившаяся в 1571 г. Время ее появления совпадает с моро­вым поветрием в гор. Вологде. По молитвам верующих болезнь прекратилась, потому икона почитается чудотворной. Празднование ей совершается 2 сентября и 27 ноября. Вологодский Горне-Успенский женский монастырь Вологодский Горне-Успенский женский монастырь, находящийся в гор. Вологде, необщежительный, 3 класса. Основан в 1590 г., но в 1762 г. заново перестроен после пожара. Монастырь состоятельный, обладающий капиталом и солидными ка­менными постройками. Вологодский Свято-Духов мужской монастырь Вологодский Свято-Духов мужской монастырь – необщежительная первокласс­ная обитель. Находится в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Спасокаменный на Кубенском озере мужской заштатный монастырь в 45 в. от г. Вологды; на небольшом острове, основан в XIII в., в 1773 г. истреблён пожаром и не был возобновлён, в 1801 г. в него переведена Белавинская пустынь Кадниковского уезда. В монастыре под спудом покоятся мощи игумена Кассиана (ум. 1453 г.), Петра чудотворца (XV в.) и блаж. инока Василия юродивого (в особой палатке под Преображенскою церковью) («Волог. Е. В.» 1871 г., 1 – 10 и 1885 г., 1 – 6. – Н. Суворов, «Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря»; 2-е изд., Вологда, 1893). К монастырю приписаны две пустыни: Александровская Успенская и Белавинская Богоявленская. Сямский Богородицерождественский заштатный мужской монастырь, в 65 в. от Вологды; основан в 1524 г. в Сямской волости, по случаю явления иконы Божией Матери бывшему в расслаблении крестьянину Ивану Родионову. В монастыре находится чудотворная Сямская икона Рождества Богородицы («Волог. Е. В.» 1860 г., 23 и 24 и 1881 г.). Монастырь имеет благоустроенное хозяйство и получает значительные выгоды от продажи сена, овса, ячменя, скота, кож, молока, овощей, кирпича и т. п. При монастыре существует ярмарочная торговля, дающая также весьма значительный доход. Тотемский Спасосуморин заштатный мужской монастырь расположен в 1 в. от г. Тотьмы, на мысу двух речек, впадающих в Сухону, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. («Волог. Е. В.» 1881 г., 10 и 11 и 1896 г., 7, 8, 10, 11, 13, 15). С 1844 г. в монастыре учреждена архимандрия. В Вознесенской церкви в монастыре открыто почивают мощи преподобного основателя монастыря, обретенные в 1796 г. Здесь же находится чудотворная Суморинская икона Божией Матери. При монастыре открыта 21 ноября 1889 г. церковно-приходская школа имени основателя и покровителя обители – преподобного Феодосия («Волог. Е. В.» 1889 г., 24), с ночлежной для учеников, построенная на земле, пожертвованной (2 десятины) соседними крестьянами в память коронования Их Величеств. В школе было в 1901 г. 51 мальчик и 3 девочки. Имеется богадельня на 10 человек. К монастырю приписана Дедова Троицесергиевская пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...