Г.В. Маркелов Предисловие По традиции публикаторов-предшественников этот раздел начинается с оглавного изображения Иисуса Христа (Атлас,  273 ), которому подлинник уподобляет облик князя Романа Угличского и облик блаженного Исидора Ростовского. Праотцу Аврааму (Атлас,  273 ) уподоблялся преподобный Михаил Клопский. Облики Иоанна Ростовского и Лонгина Яренгского соотносились с обликом Алексия человека Божия (Атлас, 274 ). Апостолу Андрею Первозванному (Атлас, 277 ) уподоблены Авраамий Смоленский и Иосиф Печерский. Мученику Андрею Стратилату (Атлас, 278 , 283 ) подлинник предписывает «подобия» Иакова Ростовского и Пафнутия Боровского. Борода священномученика Антипы (Атлас, 279 ) указывалась в описании внешности Прохора Лебедника и Саввы Тверского Оршинского. Чаще всего святые Древней Руси соотносились в описаниях подлинников с образом священномученика Власия (Атлас, 282 – 283 ), которому уподоблено около 80 русских персонажей. Василию Кесарийскому (Великому) (Атлас, 281 ) уподоблено около 40 подвижников Древней Руси. Великомученику Георгию Победоносцу (Атлас, 285 , 286 ) подлинник уподобляет князя Глеба (Георгия) Боголюбского. Григорий Богослов (Атлас, 287 ) послужил образцом для описания облика почти 20 русских святых. Мученику Димитрию Солунскому (Атлас, 285 , 288 ) уподоблен воин-мученик Меркурий Смоленский. Ефрем Сирин (Атлас, 289 ) служил прототипом для изображения Александра Невского, Арсения Коневского, Ефрема Перекомского, Иоанна (Игнатия) Угличского. Мученику Иакову Перскому (Персиянину) (Атлас, 290 ) подлинник уподоблял князя Олега Рязанского. Облик пророка Илии (Атлас, 291 ) должен был сужить образцом для написания облика князя Довмонта-Тимофея. Бороды 47 русских святых иконописный подлинник предписывал изобра- жать " по образцу бороды Иоанна Богослова (Атлас, 292 , 296 ). Иоанн Златоуст (Атлас, 293 , 294 ) своей бородой служил прототипом для изображений Александра Невского, Ефрема Новоторжского, Леонтия Ростовского, Моисея Угрина, Прохора и Феодора Ростовских и др.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Рубрики Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на праздник Сретения Господня Сретение — это праздник встречи Бога с человеком. В тайне совершилось пришествие на землю Христа Спасителя. 15.02.2024 Нагорная проповедь: как соблюдать все заповеди сразу? «Должен ли я попытаться жить по заповедям блаженства и Нагорной проповеди Христа, хотя это кажется малореальным?» На письмо читателя журнала «Фома» отвечает епископ Феоктист (Игумнов) – епископ Переславский и Угличский, сопредседатель комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Сирийской Ортодоксальной Церковью. Подпишитесь на плейлист проекта: «Тет-а-тет» — видеопроект журнала «Фома». Тут мы остро и интересно… 06.06.2023 «Будем же жить в этом свете и тянуться к нему»,  — эту проповедь святитель Лука сказал на Пасху 6 мая 1945 года Святой апостол Петр сказал: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Пет. 1: 3). Тяжко и скорбно было апостолам, когда закатилось Солнце их, когда страшной смертью на Кресте умер их Учитель, всем сердцем ими любимый, Тот, Кого они исповедовали… 06.05.2023 Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2022 году Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова. В эту светлую ночь радуется всё творение, ведь приближается и приходит… 06.01.2022 «Я пришел рассказать о Боге в техучилище. Угрожающего вида парень направился в мою сторону» — история пристыженного священника Ради этого краткого разговора, только лишь ради него, уже стоило стать священником, служить и проповедовать. 14.09.2020 5 рождественских посланий патриархов XX века Революция и война, послабления в государственном гнете и воинствующий атеизм, распад Советского Союза и восстановление церковной жизни — все это отражалось в патриарших рождественских посланиях — ежегодных обращениях Святейших Патриархов Московских и всея Руси ко всем Православным верующим. “Фома” отобрал пять лет и пять посланий патриархов XX века.

http://foma.ru/tag/propoved

В рамках Рождественских чтений в Издательском Совете прошла конференция по исследованию наследия святителя Феофана Затворника 27 января 2020 г. 15:54 В рамках ΧΧVIΙI Международных Рождественских чтений в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошла Всероссийская научно-практическая конференция по исследованию наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. В работе форума приняли участие митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , епископ Переславский и Угличский Феоктист , а также священнослужители, церковные и светские ученые, аспиранты и студенты церковных и светских учебных заведений. Перед началом конференции в домовой церкви в честь преподобного Иосифа Волоцкого Издательского Совета был совершен молебен святителю Феофану. Пленарное заседание открылось приветственным словом митрополита Калужского и Боровского Климента. Он сообщил о ходе работы над подготовкой к изданию наследия святителя Феофана. Делясь результатами научного исследования, владыка Климент рассказал собравшимся о переписке святителя Феофана с монашествующими, основной темой которой была Иисусова молитва. Митрополит Тамбовский Феодосий посвятил свое выступление трудам святителя Феофана, опубликованным в «Тамбовских епархиальных ведомостях», подчеркнув, что ряд своих сочинений святитель впервые напечатал в этом журнале. Доклад епископа Переславского Феоктиста был посвящен лингвистическим особенностям перевода «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца. Кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, игумен Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира архимандрит Зосима (Шевчук) выступил с докладом «Автобиографические заметки из эпистолярного наследия святителя Феофана Затворника, касающиеся времени его переводческой и экзегетической деятельности в затворе». Тема выступления заведующего кафедрой библейских богословских дисциплин Рязанской духовной семинарии, настоятеля Пронского Спасо-Преображенского мужского монастыря кандидата исторических наук игумена Луки (Степанова) — «Святитель Феофан о войне и воинском служении» — была отмечена как особо актуальная в контексте общей тематики Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

http://patriarchia.ru/db/text/5582474.ht...

В чем смысл страстотерпчества Слово пастырей в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба Анна Ерахтина «Огонь нельзя погасить горючей смесью, и вражда погашается только любовью» Диакон Валерий Духанин Диакон Валерий Духанин , кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии: – Страстотерпчество, насколько мы знаем, – по преимуществу русский вид святости. Потому что исторический путь России – это путь непрестанных страданий. А в страданиях можно вести себя по-разному: вот как на Голгофе один разбойник роптал на судьбу и дерзко требовал у Христа спасти его от мучений, а другой признал себя достойным таких скорбей и смиренно молился Спасителю – он то и был принят в Рай. Так безропотное принятие смерти с исповеданием Христа возводит душу туда, где Сам Господь Иисус Христос. Страстотерпцами называют тех праведных христиан, которые понесли тяжелые страдания и приняли смерть от убийц. От них не требовали отречения от Христа, причиной убийства являлось не исповедание веры, а какая-то их особая роль в общественной жизни. Зачастую они были жертвами политических убийств. Так, в частности, пострадали святые Андрей Боголюбский, Михаил Тверской, Димитрий Угличский. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа Добродетель, конечно, не в том, чтобы быть невинно убитым, а в том, чтобы встретить смерть от рук злобных людей без личной злобы к ним. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа. Они подобны Христу в Его безвинных страданиях, ведь Он смиренно принял распятие и на Кресте простил Своих убийц. В этом смысле становится понятно, почему канонизировали императора Николая II и всю Царскую семью. Они прощали всех, кто притеснял их в последние месяцы жизни, безропотно несли возложенный на них крест. Кстати, на месте расстрела Царской семьи нашли книгу, принадлежавшую великой княжне Ольге, с дарственной надписью от матери. Там между страниц были заложены три листка бумаги со стихотворением Сергея Бехтеева, посланным специально царским княжнам. Среди строк, которые читала царская семья, есть и такие:

http://pravoslavie.ru/put/70710.htm

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл посетили выставку «Сокровища музеев России» в Москве 4 ноября 2018 г. 17:19 4 ноября 2018 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после торжественной церемонии возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади посетили выставку «Сокровища музеев России» , открывшуюся в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Выставка, подготовленная Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ, проходит с 4 по 25 ноября. Под крышей Манежа собрано более 280 наиболее значительных экспонатов из 50 музеев России. Организаторами выставки стали Государственная Третьяковская галерея, проект «Россия Моя история», Государственный церковно-выставочный центр «Росизо». Главу государства и Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали министр культуры РФ В.Р. Мединский, мэр Москвы С.С. Собянин, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон . Пояснения давала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова. Осмотр экспозиции начался с главной святыни выставки — чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», принесенной в Москву из Успенского Псково-Печерского монастыря. Чтимый образ установлен на площадке перед входом в первый из девяти экспозиционных залов выставки «Сокровища музеев России». На выставке предоставлены и другие образы, привезенные из региональных коллекций, обычно недоступных столичной аудитории. В зале «Иконопись XVII-XIX вв.» Президент России и Святейший Патриарх остановились у икон святых благоверных князей Владимира, Бориса и Глеба (1670 год, Ростовский кремль); святого царевича Димитрия Угличского, со сценами убиения (первая половина XIX века, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); святителя Николая Чудотворца, с житием (XVIII век, Новгород); преподобного Сергия Радонежского с житием (XVII век, Ярославль), а также у копии-реконструкции иконы «Богоматерь Боголюбская» XII века, созданной в 2015 году (Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).

http://patriarchia.ru/db/text/5296617.ht...

Сортировать по Исключить новости Юные подвижники. ВИКТОРИНА В преддверии дня Защиты детей, в период школьных экзаменов, перед началом летних каникул — вспомним о святых детях. 30 мая, 2013 В преддверии дня Защиты детей, в период школьных экзаменов, перед началом летних каникул — вспомним о святых детях. Христос призвал к Себе всех людей, но детей Он особо отметил еще во время Своей земной жизни. «Пустите детей приходить ко мне» (Мк.10:14). Церковь прославила многих маленьких и юных подвижников. В преддверии дня Защиты детей, в период школьных экзаменов, перед началом летних каникул — вспомним о святых детях. Христос и вифлеемские младенцы. Современная икона 1. Эти святые отроки упоминаются в Коране:   мученицы Вера, Надежда, Любовь   Вифлеемские младенцы   Семь отроков Эфесских   Анания, Азария, Мисаил 2. Замученный отрок Иоанн Угличский явился после своей кончины родителям и потребовал:   отомстить за него   заступиться за предполагаемого убийцу   построить часовню над своей могилой   найти чудотворный образ Богородицы на месте его мученичества 3. От кого из святых известно житие святой блаженной отроковицы Музы Римляныни?   от святителя Григория Двоеслова   от святителя Григория Богослова   от блаженного Августина   от блаженного Иеронима 4. Награда Русской Православной Церкви за выдающиеся заслуги в деле попечения и защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации:   Медаль святого страстотерпца царевича Алексия   Орден благоверного царевича Димитрия Угличского   Орден святого мученика младенца Гавриила Белостокского   пока специальной награды нет. Есть только патриарший знак «Материнство» 5. Святому отроку Виту особенно молились в средневековой Европе во время эпидемии:   оспы   проказы   холеры   чумы 6. В день памяти этой святой мученицы отроковицы на Руси почему-то считалось плохой приметой сажать огурцы. Зато можно было сажать коноплю.   святая мученица Ирина   святая мученица Акилина   святая мученица Христина   святая мученица Василисса 7. Святой отрок Боголеп Черноярский прославлен в лике   мучеников

http://pravmir.ru/yunie-podvizhniki-vikt...

Цесаревич Алексий: Я хочу, чтобы все были счастливы! 05.11.2021 17:17:18 Ирина Ахундова 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, исполнилось 300 лет Российской Империи. Имевшему все задатки для того, чтобы воплотить идеал русского императора Цесаревичу Алексию Романову не суждено было стать новым русским монархом. Он стал новым русским святым. Накануне дня его именин, который празднуется 18 октября, прихожане строящегося в Петергофе храма, освященного во имя святого страстотерпца Цесаревича Алексия, почтили память светлого отрока, который говорил: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы». В акафисте святого мученика Благоверного Цесаревичу Алексия мы поем: Радуйся, сыне великомучеников.//Радуйся, внуче царя-миротворца.//Радуйся, правнуче царя-освободителя.//Радуйся, наследнице крамолы победителя.//Радуйся, благословение старца Феодора.//Радуйся, страстотерпца Павла императора преемиче.//Радуйся, твердостию воли праотцу Петру великому подобящийся.//Радуйся, тишайшему царю тезоименитый.//Радуйся, материю основателя Дома твоего предреченный.//Радуйся, новый царевич угличский.//Радуйся, Андрея Боголюбивого сродниче./Радуйся, Бориса и Глеба последователю.//Радуйся, царевиче Алексие, защитниче теплый целомудрия. Организатор ежегодного Свято-Алексеевского крестного хода Владимир Знахур ( http://tv.radonezh.ru/radio/2020/08/27/20-32 ), Светлана Геворская и Наталья Виноградова разработали программу по краеведению с элементами интерактива «Петергоф – летняя императорская столица. Царевич Алексей Романов», рассчитанную на школьников младших и средних классов. О новом храме, посвященном наследнику Российского престола, рассказывал слушателям радио «Радонеж» настоятель храма иерей Павел Яковлев ( http://tv.radonezh.ru/radio/2020/12/15/20-12 ). В храмовый комплекс входит и небольшая деревянная церковь во имя святой преподобной Анастасии Киевской, где рядом с ее иконой находятся иконы Божией Матери «Взбранной Воеводе», святых Царственных великомучеников и Всех святых земли Знаменской. В этом уютном храме тепло не только от печки, которую топят дровами, но и от доброты прихожан. Здесь состоялся наш разговор о светлом отроке с Натальей Виноградовой.

http://radonezh.ru/2021/11/05/cesarevich...

Преподобный Макарий Калязинский 1 июля 2010 г. 16:30 Прп. Макарий (в миру Матфей), игумен Троицкого Калязинского монастыря, родился в 1402 г. в с. Грибково (Кожино) вблизи Кашина, в боголюбивой семье. Родители — боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) — воспитывали Матфея в вере и богопочтении. По желанию родителей Матфей согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги обещали друг другу, что в случае смерти одного из них овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два года скончалась Елена. Двадцатипятилетний Матфей поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий. С ревностью проходил он все монастырские послушания. Тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился из монастыря. Он избрал место в лесу в 18 верстах от Кашина, где срубил себе келью. Прознав об отшельнике, иноки стали стекаться к прп. Макарию. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Вскоре образовался монастырь, где игуменом был избран прп. Макарий. Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге. Через некоторое время Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам прп. Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской обл.). Множество людей просили преподобного принять их в число братии. Еще при жизни первого игумена обители из нее вышли прп. Ефрем Перекомский и прп. Паисий Угличский. По молитвам прп. Макария исцелялись недугующие и страждущие. Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Незадолго перед своей кончиной прп. Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте злом за зло или досаждением за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

http://patriarchia.ru/db/text/1192112.ht...

Список статей по запросу «Боголюбская» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Боголюбская» найдены статьи: АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БЕЛОПОЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Белополье Сумской обл. БОГОЛЮБСКАЯ ЗИМАРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 18 июня) БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 18 июня) БОГОЛЮБСКАЯ МОСКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 18 июня) БОГОЛЮБСКАЯ УГЛИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ XVII в., (праздн. 18 июня) БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович (1856–1926), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ Владимирской и Суздальской епархии ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Владимирской и Суздальской епархии ЗИМАРОВСКАЯ БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ см. Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Боголюбская.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010