Библия распространилась в миллионных тиражах на всем земном шаре, но не понизилось ли благоговейное отношение к ней в людских массах? Это относится к внутренней деятельности христианства. Но вот подошли новые обстоятельства извне. Библия оказалась поставленной лицом к лицу с научными изысканиями геологии, палеонтологии, археологии. Из-под земли явился почти неведомый доселе мир прошлого, определяемый в современной науке возрастом в огромное число тысячелетий. Враги религии не преминули использовать данные науки в качестве оружия против Библии. Выставили ее на помост суда, говоря словами Пилата: «Не слышишь ли, сколько на Тебя свидетельствуют» ( Мф.27:13 )? В этих условиях нам надлежит верить в святость Библии, ее правоту, ее ценность, ее исключительное величие, как книги книг, подлинной книги человечества. Наше дело – ограждать самих себя от смущения. Писания Ветхого Завета входят в соприкосновение с современными теориями науки. Поэтому заглянем в ветхозаветные Писания по их существу. Что же касается науки, то объективная, беспристрастная, подлинная наука – сама в своих выводах будет свидетельницей правды Библии. О. Иоанн Кронштадтский наставляет: «Когда усумнишься в истине какого-либо лица или события, описываемого в Священном Писании , тогда вспомни, что “Все Писание Боговдохновенное” есть ( 2Тим.3:16 ), как говорит апостол, значит – истинно, и в нем нет вымышленных лиц, басней и сказок, хотя есть притчи, а не собственные сказания, где всякий видит, что идет речь приточная. Все слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная, и если ты признаешь за ложь одно какое-нибудь сказание, изречение, слово, то ты погрешаешь против истины всего Священного Писания, а первоначальная истина его есть сам Бог». Боговдохновенность Священных Писаний В СЛАВЯНСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ мы обычно определяем Писания словом «священный», что означает имеющий в себе благодать, отражающий в себе веяние Святого Духа. Только к Евангелиям всегда прилагается слово «святое», и перед его чтением мы призываемся молиться о достойном слушании его: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим». Слушать его мы обязаны стоя: «Прости (стоя) услышим святаго Евангелия» чтение. При чтении же ветхозаветных писаний (паремий) и даже псалмов, если они не читаются как молитвы, а для назидания, как, например, кафизмы на утрени, Церковь разрешает сидеть. Слова ап. Павла «звезда от звезды различается во славе» ( 1Кор.15:41 ), применимы в отношении священных книг. Все Писания Боговдохновенны, но предмет их речи возвышает одни из них над другими: там иудеи и ветхозаветный закон, здесь – в Новом Завете – Спаситель Христос и Его Божественное учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

священник Иоанн Брек Скачать epub pdf Название, которое я избрал для этих заметок, – Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов, – заимствовано из работы, которую издал и снабдил предисловием весьма известный специалист в области изучения Священного Писания, отец А.-Г.Гамман. Вот уже два года, как я получил от него экземпляр этой книги со следующим посвящением: «профессору Иоанну Бреку исследование по вопросу, который столь редко выносится на обсуждение. С уважением. А.-Г.Гамман». То, о чем я намерен здесь сообщить, суть по большей части выводы из некоторых наблюдений над святоотеческой герменевтикой, к которым я пришел со своими студентами за последние годы преподавательской деятельности. Кроме того, это есть также попытка все-таки «вынести на обсуждение» значимый вопрос о святоотеческой экзегезе. Как справедливо отмечал отец Гамман, эта область остается по большей части вне поля зрения исследователей. Вклад, который он внес, в частности, в результате сотрудничества с Обществом Ж.-П. Миня, а также участия в издательской серии святоотеческих творений под названием «Святые Отцы в вере», неизмерим. Мое же участие ограничится весьма скромным взносом в изучение вопроса, который только начинают оценивать по достоинству в Соединенных Штатах и за пределами Франции. Я исполнен признательности и чувства благодарности отцу Гамману за то драгоценное наследие, которое он нам оставил. Прежде чем начать размышление о подходах к пониманию Библии у святых Отцов, следует сделать принципиальное утверждение: с точки зрения Православной Церкви, Священное Писание характеризуется совершенным единством, целостностью и истинностью. В том, что касается его единства, Православное Предание твердо придерживается того взгляда, что Ветхий Завет – христианская книга в той же мере, что и Новый. Оба Завета составляют единое свидетельство о Божественном Логосе, Превечном Слове, Которое пришло в мир, чтобы осуществить спасение детей Божиих (см. Ин 1:12–13, 20:31 ). Более того, свидетельство и боговдохновенность Священного Писания , которые основываются на Нем, рассматриваются как существующие во взаимном дополнении или полноте в той мере, в какой всякое место Священного Писания отражает одну и ту же истину. Это есть основание для того, чтобы любое место могло быть использовано для прояснения других, менее понятных мест. Например, размышление святого апостола Павла об искупительном подвиге Христа в Послании к Римлянам ( Рим.5:9 ) – «будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» и далее – может служить для прояснения и раскрытия места из 1Ин 1 – «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Таинственный образ пророка (дева родит Сына Еммануила, Ис 7:14 ) может быть понят в свете того места из Евангелия от Матфея, где Дева Мария, понесшая во чреве Превечного Сына Божия, исполняет это пророчество ( Мф 1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chtenie...

Скачать epub pdf Понятие о Священном Писании Священное писание есть собрание отдельных книг, написанных по вдохновению Святого Духа некоторыми авторами для сохранения и распространения среди людей сверхъестественного откровения. Поэтому Библия есть не простое литературное произведение, а слово Божие. Свою веру в Божественное происхождение Библии Церковь выразила в 8-ом члене символа веры : «Верую ..в Духа Святаго, глаголавшаго пророки». Есть два рода свидетельств Боговдохновенности Библии : 1 .заимствуется из самого Священного Писания и имеет значение лишь внутри Церкви. Примеры: Исход,4,12; 2Царств, 23,2: «Дух Господень говорит во Мне и слово Его на языке у меня». Сам Христос называет Св.Писание словом Божиим ( Мк.7,13 ; Иоан.10,35 ) 2 .Второго рода свидетельства доставляются разумом и могут иметь значение и вне Церкви. Этого рода свидетельства делятся на два вида: ум человеческий приходит к заключению о Божественности Библии путем сравнения ее с другими религиозно-философскими произведениями. Библия непосредственно дает знать о своем Божественном происхождении душе человека совершенно особенным действием: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4,12 ). Первого рода свидетельства, состоящие в сравнении Библии с произведениями человеческой мудрости, доступны только тем, кто достаточно знаком с человеческой мудростью и в ней разобрался. Свидетельство второго рода теоретически доступно всем. О богодухновенности священного писания Понятие богодухновенности в Священном Писании употребляется только один раз – во 2-ом послании к Тимофею, 3,16. Под богодухновенностью Священного Писания в общем смысле разумеется такое действие Святого Духа на души некоторых людей, в силу которого написанное становится выражением мысли Божией, т.е. становится Словом Божиим. Этой общей формулировкой охватываются все богословские взгляды на сущность богодухновенности, но она слишком расплывчата и потому ничего определенного о сущности богодухновенности не говорит. Поэтому следует обратиться к рассмотрению более определенных понятий о богодухновенности.  Теория механическая

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kon...

В 1872 году известный английский ассириолог Георгий Смит, заслуживший наименование родоначальника Британской ассириологии, сообщил, что среди клинописных таблиц, поступивших в Британский музей из библиотеки Ашурбанипала, ассирийского царя, он открыл древнее вавилонское сказание о Всемирном Потопе, во многом совпадающее с библейским о том повествованием. Враги нашей веры, которых уже и тогда было много, имевшие уже и тогда значительное влияние на общественные и научные круги, с готовностью подхватили это известие и истолковали его, как свидетельство о несамостоятельности Библейского писания и его полной зависимости от древних языческих месопотамских преданий, Большинство христианских апологетов, отстаивая безупречную правду и самородность Священного Писания, пробовали опорочить новое открытие ссылкой на его недостоверность. Но новые открытия в Месопотамии только подтвердили подлинность открытия Г. Смита. Появились новые версии предания о Потопе не только на вавилонском (аккадийском) языке, но и на древнейшем — сумерийском (в г. Ниппуре), потом появились древние переводы этого сказания (до 1700 г. до Р. Х.) на хеттский и хуаритский языки, так что достоверность сказания о Потопе в месопотамской клинописи была удостоверена. В Священном Писании не указывается, как оно было написано. Святые отцы по разному высказывались по этому вопросу, но все единогласно указывали, как говорит ап. Павел «Все Писание богодухновенно» , т. е. составилось при участии Духа Святого. Однако некоторые святые отцы считают, что святые слова Библии не были сложены прежде того, как Дух Святой непосредственно продиктовал их св. пророку Моисею, в таком виде изложившему их в наших святых книгах. Но при таком представлении, в Священном Писании все, до знаков препинания и разделения на строки, богодухновенно и священно. Всякий перевод святых книг легко может нарушить их боговдохновенность. Тогда понятным становится средневековое мнение о законности только трех языков для Священного Писания, специально годных для перевода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Наконец, творения свв. пророков, действовавших после разделения царства и пленения Вавилонского, составили четвертый отдел Священных книг, книги Пророческие. В этот отдел включаются книги: прор. Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, прор. Варуха, Иезекииля, Даниила и 12 малых Пророков, т.е. Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софония, Аггея, Захарии и Малахии. Такое деление Библии на книги Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие было применено и к Новому Завету. Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова. Кроме этого деления Священное Писание Ветхого Завета делится на Канонические и Неканонические книги. О Боговдохновенности Святого Писания Главной чертой Библии, отличающей её от всех других литературных произведений, сообщающей ей непререкаемый авторитет, служит её богодухновенность . Под ней разумеется то сверхъестественное, божественное озарение, которое, не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, словом – руководило всем ходом их работы, благодаря чему последняя была не простым продуктом человека, а как бы произведением самого Бога. Это является фундаментальной истиной нашей веры, побуждающей нас признавать книги Библии Боговдохновенными. Впервые этот термин употребил апостол Павел, когда сказал: «все Писание богодухновенно» ( 2Тим. 3:16 ). «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, – свидетельствует святой Апостол Петр, – но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» ( 2Петр. 1:21 ). Боговдохновенность Священного Писания обстоятельно раскрыта у оо. Церкви. Так св. Иоанн Златоуст говорит, что «все Писание написано не рабами, а Господом всех – Богом»; а по словам св. Григория Великого : «языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь». Но богодухновенность авторов священнык книг не уничтожала их личных, природных особенностей. Бог не подавляет свободную волю человека. Как видно из слов апостола Павла: «И духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор. 14:32 ). Вот почему в содержании св. книг, в особенности в их изложении, стиле, языке, характере образов и выражений мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Св. Писания, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературных особенностей их авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

- Никто не сомневается, что первая проповедь о Господе передавалась из уст в уста, но по поводу времени появления, языка, авторства Евангелия от Матфея, как, впрочем, и других Евангелий, идут постоянные споры и зачастую высказываются противоположные мнения. Таков удел науки, потерявшей связь со Священным Преданием Церкви. Святым Отцам всегда важнее было не то, кто и когда написал священную книгу, а как книга эта может повлиять на нашу жизнь. Всем настоящим христианам важно не сомневаться в истинности донесенного до нас благовестия о жизни и проповеди Христа Спасителя. Нам надо трудиться над своей душой и чаще напоминать себе неизбежность Суда Божия, так ярко описанного в 25-й главе Евангелия от Матфея. Услышим ли мы от Господа: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40)? - Евангелия - богодухновенные книги... Значит ли это, что личность автора в них никак не проявляется? И можно ли сказать что-то о личности святого Матфея, прочитав его Евангелие? - Понятие богодухновенности или боговдохновенности Священного Писания вовсе не подразумевает уничтожение личности писателя. С другой стороны, к сожалению, многие из современных учёных слишком преувеличивают личное влияние автора той или иной книги Писания, вплоть до отрицания священного значения некоторых частей текста. Мы, православные христиане, стоим на точке зрения апостола Павла, который утверждает: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3, 16). Можно говорить о соработничестве, «синергии» Бога и людей (пророков и апостолов) в созидании священных текстов Библии. И именно в высочайшем уровне этого благодатного «сотрудничества» состоит неповторимость книг Св.Писания. Что же касается личности святого апостола Матфея, то прежде всего нужно отметить его особое смирение: у него в списке апостолов (Мф. 10, 3) собственное имя помечено словом «мытарь» - то есть апостол не преминул напомнить о своем греховном прошлом. А ведь мытари вызывали в среде иудеев глубокое презрение!.. Кроме того, святой апостол имел очень милостивое сердце и до конца исполнил заповедь Господа о любви ко врагам. Житие святого, согласно свт.Димитрию Ростовскому, говорит о том, что апостол Матфей исцелил своего мучителя князя Фульвиана от слепоты, а три года спустя после своей кончины явился ему, уже уверовавшему и крещёному, убеждая принять сан епископа. Епископ Матфей (так Фульвиан был назван в крещении), некогда лютый враг святой веры, стал её верным проповедником, продолжателем дела апостола, которого некогда умертвил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Церковь чрезвычайно чтит перевод 70-ти – Септуагинту. Св. Ириней считает, что святые толковники были столь же вдохновляемы Духом Святым, как пророки и апостолы (Ириней 3, XXI, 4). Св. Иустин Философ в «Обращении к грекам», Тертуллиан , св. Киприан, блаж. Августин, Климент Александрийский называют перевод 70-ти богодухновенным. Св. Василий Великий называет его знаменитейшим в Церкви. Церковь отдает переводу 70-ти предпочтение не только перед иными переводами, но и перед еврейским подлинником Ветхого Завета. Церковь не доверяет еврейскому подлиннику Ветхого Завета, вернее единственной сохранившейся доныне его форме – масоретской, потому что в течение двух тысячелетий христианской истории еврейский подлинник хранился в нехристианской среде, враждебной христианству, переписывался нехристианскими руками. Даже, если не подозревать злого умысла, то все-таки эти нехристианские переписчики всегда могли ошибаться, не зная таинств христианской веры и потому не понимая полного смысла тех священных книг, которые они переписывали; могли всегда сделать ошибку, а сделав ее, не могли ее осознать. Между тем, текст перевода 70-ти хранился в христианской среде, переписывался христианами, знающими полноту смысла Священного Писания, а самое главное, все время оставался под непрестанным контролем Церкви – хранительницы Истины, непогрешимой выразительницы Духа Святого. Церковь признает в Септуагинте не только авторитетнейший текст, но и состав Священного Писания определяет по Септуагинте. Септуагинта полностью сохранила нам Священное Писание, а масоретская традиция частично его утратила. Мы говорим о так называемых «канонических» и «неканонических» книгах Ветхого Завета, канон каковых был определен собранием еврейских раввинов в Иамне в конце 1-го или в начале 2-го века по Р.Х. Конечно, Церковь не могла принять для Себя руководящим этот канон, и вместо него, при определении боговдохновенности Священных книг, руководствуется Своими правилами: 85 правилом Апостольским, 33 пр. Карфагенского Собора, 60 правилом св. Афанасия Великого , а также древней церковной традицией, считающей в Священном Писании Ветхого Завета 50 книг. Иерусалимский поместный Собор 1672 года, постановления которого были подтверждены одновременным ему Константинопольским Собором, а от имени Русской Церкви были подписаны Ее представителем архимандритом Иосифом, гласит: «Неканонические книги, неразумно и злостно называемые апокрифами, есть неизменная и действительная часть Священного Писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Между тем в самом Свящ. Писании можно усмотреть и другой аспект: человек, носитель Откровения, выступает не как бессознательный инструмент воли Божьей, а как активный соучастник передачи Слова Божьего. Поэтому у св. отцов с кон. 3 в. появляется иное толкование Б. Они начинают отмечать жанровое разнообразие священных книг, особенности языка и стиля тех или иных боговдохновенных писателей. Свт. Василий Великий решительно отвергает мнение о пророках как только инструментах Слова, свт. Иоанн Златоуст указывает на приспособление свящ. авторов к «немощи человеческой». Т. о., Церковь «стала утверждать, что в составлении книг Свящ. Писания дар Святого Духа не упраздняет, но, напротив, предполагает самое активное и сознательное участие человека-писателя». Синергизм библейский «Синергизм библейский (от греч. συνεργω – действовать вместе), православное учение о благодатном взаимодействии между Духом Божьим и человеком, одаренным свободой. Термин С. вошел в богословие в 16 в. в период дискуссии между протестантами и католиками по вопросу о спасении. Подобная же дискуссия еще раньше, в 4 в., шла между блж. Августином и Пелагием, причем их спор был решен прп. Иоанном Кассианом в духе С. Православие понимает С. как антиномическое сочетание воли Божьей и свободы человеческой. «Бог щадит ее и охраняет даже от Своего собственного всемогущества» (прот. Булгаков). Это учение чрезвычайно важно для понимания богочеловеческой природы Библии и боговдохновенности. Библ. С. проявляется в том, что Слово Божье, возвещаемое через пророка, апостола или свящ. писателя, не делает его автоматическим передатчиком Откровения, а преломляется через его личность, его свободную волю, его индивидуальные особенности и представления, обусловленные средой и эпохой. В более широком смысле библ. С. связан с богочеловеческим характером самой истории спасения. Бог не оставляет человека беспомощным и не подавляет его; человек призван быть активным соучастником Божественного Домостроительства». Богочеловеческая природа Священного Писания

http://azbyka.ru/bogovdoxnovennost-slovo...

Водительство в осмыслении высшего учения шло от «тайн и тайноводителей» 143 , которые этим занимались. Что касается ересей – как прошлых, так и настоящих – то их можно отринуть как неподкрепленные авторитетом Библии 144 и Отцов 145 , тогда как православное учение – единое, пребывающее «в согласии с преданием Святых Речений и отеческими поучениями» 146 . Таким образом, авторитет Писания – это авторитет правильно понятого Писания, то есть истолкованного в соответствии с духовным смыслом и в согласии с экзегезой отцов. Отцы – это «корифеи» Церкви 147 , и даже если в том или ином месте 148 и можно было отклониться от их толкования, зависимость от них все равно была равна зависимости «от самого нашего дыхания» 149 . Связь между Писанием и отцами была столь глубокой, что в одном предложении можно было упомянуть «святого апостола Павла и… Григория , великого и чудесного учителя» 150 . Различие между апостолом и отцом церкви касалось не столько качества, сколько меры. Отцы и богословы могли говорить о многом, чего они, однако, не делали, ибо, хотя по благодати им и было это позволительно, они предпочитали хранить молчание 151 . Речения отцов принадлежали не им, но исходили от дарованной им Христовой благодати 152 . По сути дела власть «святых отцов и учителей» была не их властью, но «истины, которая говорит и говорила через них» 153 . Поэтому слово «богодухновенный» (theopneustos) 154 , которое в Новом Завете встречается только раз и употребляется по отношению к Ветхому 155 , можно отнести и к Отцам Церкви 156 . Определения и наименования, закрепившиеся за именами того или иного отца, характерным образом указывают на его особую благодать и боговдохновенность. Афанасий, например, именуется «богоносным учителем» 157 и «непогрешимым победителем в спорах» 158 ; Василий – «великим оком Церкви», то есть, вероятно, «путеводным светильником» 159 ; Климент Александрийский – «философом философов» 160 (чьи переложения Платона 161 имели особую силу в Церкви) 162 ; Дионисий Ареопагит (подлинность и давность творений которого приходилось отстаивать) 163 – «тем, кто истинно говорил о Боге, великим и святым Дионисием» 164 , «благословенным, удостоившимся божественного вдохновения» 165 , тем, кто чудесным образом верно изложил догматы веры 166 и даже «богоявцем» (theofantor) 167 ; Григорий Богослов не только был назван «богоносным учителем» 168 (подобно Афанасию), но и речения его именовались «пребожественными» 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой работе Иеремия II отвечает на вопросы, заданные лютеранскими теологами, критикуя их Аугсбургское исповедание 281 . Из некоторых фрагментов текста Иеремии видно, что он представляет и принимает символический и типологический смысл Ветхого Завета. Так, например, защищая в своем втором ответе почитание святых икон, он говорит о ветхозаветной скинии как об «иконе небесных (вещей) и всего творения» 282 . Известно, что патриарх Иеремия был верным последователем паламизма, что очень много значило для его экзегетического метода. В вышеупомянутых ответах он подчеркивает великое значение святоотеческого предания для правильного толкования Священного Писания. Обращаясь к тюбингенским теологам, он советует им не толковать и не понимать Священное Писание иначе, чем его толковали святители Церкви и вселенские учители. «Они его толковали, – добавляет он, – согласно самоистине Христа Бога , а мы, т. е. наша Церковь , придерживаемся того же… Поэтому не надо передвигать вечные границы, которые отцы поставили» 283 . Подобную экзегетическую и богословскую позицию отстаивает и Досифей, патриарх Иерусалимский (1641–1707) 287 , выдающаяся личность своего времени. Досифей пытался в столкновении протестантских и латинских влияний на православное богословие и экзегезу разработать православную позицию в отношении проблем своего времени и в отношении герменевтики. Он особенно выделялся в борьбе против кальвинистских взглядов Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса 288 , который утверждал в своем Исповедании веры 289 , что свидетельство Священного Писания «намного возвышеннее того, которым владеет Церковь », так как, по его неправославному мышлению, Священное Писание – от Духа Святого, а Церковь – от человека. Лукарис, в частности, отрицал боговдохновенность второканонических книг Ветхого Завета, следуя в этом протестантским представлениям 290 . По этому поводу Досифей Иерусалимский написал свое Исповедание веры 291 , утвержденное на Соборе в Иерусалиме (1672). Он называет Лукариса безбожником и предает его анафеме за его еретические взгляды 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010