Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНКЕРМАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ИНКЕРМАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Вид на Инкерманский мон-рь. Фтография. 2007 г. Вид на Инкерманский мон-рь. Фтография. 2007 г. (Симферопольской и Крымской епархии), находится на территории г. Инкермана, на правом берегу р. Чёрной (юго-запад Крыма). Монастырский комплекс включает пещерные помещения, высеченные в средневек. период в зап. части Монастырской скалы, наземные постройки (2-я пол. XIX - 1-я пол. ХХ в.), а также отдельные постройки в окрестностях (на территории г. Инкермана), не входившие в средние века в комплекс монастыря: древний мон-рь Св. Софии (ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), Армянскую церковь (ц. вмч. Димитрия Солунского), собор во имя свт. Николая Чудотворца и др. постройки на территории крепости Каламита. И. м. и другие средневековые комплексы Инкермана В Инкерманской долине сконцентрировано большое количество средневековых скальных христ. памятников, научное исследование которых началось в XIX в. А. Л. Бертье-Делагард провел детальное обследование пещерных мон-рей Инкерманской долины, результаты к-рого опубликованы в фундаментальном труде «Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма» (1886). В 20-х гг. ХХ в. В. Чепелев опубликовал подробное описание Храма с крещальней (1927). В 1937 г. археологической экспедицией были расчищены и обмерены неск. инкерманских пещерных комплексов, в т. ч. мон-ри сщмч. Климента и Св. Софии, ц. мч. Евграфия, Храм с крещальней и храм Вознесения Господня. Материалы этой экспедиции, а также данные Бертье-Делагарда легли в основу инкерманского раздела «Материалов» Н. И. Репникова. В 90-х гг. ХХ в. изучением пещерных церквей Таврики, и в т. ч. Инкерманской долины, занимались крымские историки Ю. М. Могаричев, итоговой работой которого стала монография «Пещерные церкви Таврики» с подробным описанием памятников, публикацией планов и обширной библиографией ( Могаричев. 1997), и В. Ф. Филиппенко, обобщивший результаты своих многолетних исследований в кн. «Каламита-Инкерман: Крепость и монастырь» (1997). В нач. XXI в. общий обзор пещерных памятников Инкермана был сделан киевскими археологами ( Бобровский. 2001; Бобровский, Чуева. 2004). В 2005 г. Т. А. Бобровский и Е. Е. Чуева открыли на Загайтанской скале уникальный пещерный комплекс XIII в. с храмом, расписанным фресками, исследование которого продолжается ( Бобровский, Чуева. 2007). В этот же период московские ученые, исходя из архитектурно-литургических критериев, уточнили датировки некоторых пещерных храмов Инкермана ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79).

http://pravenc.ru/text/389605.html

Севернее расположено еще одно помещение, которое в XIX в. было обращено в храм во имя св. Мартина, в плане прямоугольное, с полукруглым сводом. На плане Дюбуа де Монперё хорошо видно, что восточная часть, прямоугольная, с прямой скамьей вдоль вост. стены, являлась каким-то общественным помещением, напр. обычным или праздничным архондариком. В сев.-зап. части расположена площадка, от которой начинался проход с лестницей, имевшей «16 ступеней по покрытому коридору, 44 - по открытому»; лестница выводила на плато крепости Каламита недалеко от крепостных ворот ( Аркас. 1879. С. 26). На юге пещерный комплекс замыкала прямоугольная в плане древняя трапезная со скальной скамьей-выступом вдоль стен; в зап. стене была прорублена дверь, к которой от подножия скалы вела каменная лестница; по ней поднимались свящ. Иаков Лызлов (1634), П. С. Паллас (1793-1794), А. П. Сумароков (1800). З. А. Аркас видел ее уже разрушенной (1840); к 2009 г. она была утрачена. Юж. часть Монастырской скалы. Фотография. 2005 г. Купель баптистерия храма «Атки». Фотография. 2005 г. включавший Храм с крещальней (храм «Атки»), локализован в юж. части Монастырской скалы, выходящей в Гайтанскую (Первомайскую) балку. Содержит более 30 искусственных пещерных помещений, расположенных в 4-5 ярусов. Храм описывали И. М. Муравьёв-Апостол (1823. С. 96-97), Струков (1876. С. 27), Аркас (1879. С. 25), Паллас (1881. С. 112), Бертье-Делагард (1886. С. 218-220), Могаричев (1997. С. 11-13; 2005. С. 78-79), Бобровский, Чуева (2004. С. 27-28) и др. авторы. Этот храм - самый развитый по структуре вост. части среди пещерных церквей Крыма: здесь появляется отдельный компартимент для протесиса. В плане храм одноапсидный, конха опиралась на 3 глубоко высеченные в скале ниши. Апсида имела приподнятый на 0,1 м пол с прямоугольным углублением (0,35×0,32 м) для установки престола и высокий 2-ступенчатый синтрон. Стены апсиды были расписаны фресками: «На боковой стене алтаря контуры фигур святителей в рост, по низу панель из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольники». В центре - деисусная композиция. В смежном боковом помещении, служившем баптистерием, сохранилась купель. Дверной проем в сев. стене вел в большую усыпальницу с низким потолком и вырубленной в скальном полу гробницей, над к-рой сохранились гнезда для крепления деревянного перекрытия. В сев.-вост. стене высечены ниша и 6-строчная греч. надпись над могилой ктиторов Авраамия и Космы.

http://pravenc.ru/text/389605.html

Предназначение неск. средневек. пещерных комплексов Инкермана вызывает разногласия среди исследователей. Церковь в Каламите, предполагаемый храм в комплексе Анфилады, Церковь архимандрита, пещерный комплекс в районе железнодорожной ст. Uhkepмah-I, большинство пещерных комплексов Загайтанской скалы интерпретируются как храмы ( Могаричев. 1997. С. 11, 13-15, 17-22, 26; Бобровский, Чуева. 2004. С. 21, 27-29), и в последнее время были приведены новые аргументы в пользу этого ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 72). Нек-рые исследователи рассматривают совокупность всех пещерных памятников Инкерманской долины как остатки большого средневек. монастырского ансамбля по образцу монастырей долины Ыхлара и Гёреме в Каппадокии, Иваново в Болгарии, Гареджи в Закавказье ( Бобровский, Чуева. 2004. С. 30). Более того, по мнению авторов, в период развитого средневековья в этом регионе складывался монашеский центр, подобный Афону, Олимпу Вифинскому, Метеорам, и лишь тур. экспансия остановила этот процесс ( Герцен, Могаричев. 1995. С. 8; Могаричев. 1997. С. 29). Эти исследователи считали, что на территории Инкермана и его окрестностей существовало много храмов, в т. ч. монастырских. Но в качестве мон-рей могут рассматриваться только Георгиевский (Климентовский) и, возможно, Св. Софии, а комплексы в Троицкой и Георгиевской балке - монашеские скиты. Остальные храмы либо были основаны светскими ктиторами (ц. мч. Евграфия и Храм с крещальней), либо не связаны с ярко выраженным монастырским комплексом. Поэтому также возможно рассматривать Инкерман как большое, преимущественно сельскохозяйственное поселение с портом и крепостью. Его расцвет, судя по датировкам его построек и их декорации, пришелся на XIII-XV вв. Все средневек. христ. пещерные сооружения Инкерманской долины условно можно разделить на 3 группы. Монастырская скала Пещерный монастырь вмч. Георгия (св. Климента) Вопрос о времени и причинах появления пещерной части И. м. остается дискуссионным, что связано с недостаточностью письменных источников и отсутствием археологических артефактов. Археологические исследования памятника не проводились, за исключением расчисток нек-рых пещерных помещений перед началом реставрационных работ или архитектурных обмеров (обмеры: 1843 - Ф. Дюбуа де Монперё; 1867 - Д. М. Струков; 1886 - Бертье-Делагард; 1937 - экспедиция ГАИМК; 1993 - Филиппенко).

http://pravenc.ru/text/389605.html

Пещерный комплекс с ц. Вознесения Господня Вид на пещерные храмы Загайтанской скалы. Фотография. 2007 г. Вид на пещерные храмы Загайтанской скалы. Фотография. 2007 г. находится на юго-западном склоне скалы в устье Гайтанской балки, включает ок. 20 пещерных помещений, расположенных в 5-6 ярусов. В 1774 г. ц. Вознесения обозначил на карте Батурин; впосл. ее описывали Паллас (1881. С. 86), Бертье-Делагард (1886. С. 228), Репников (АКК. Л. 41-42), А. Л. Якобсон (1964. С. 51), Могаричев (1997. С. 17-18; 2005. С. 77), Бобровский, Чуева (2004. С. 28. 9), Виноградов, Гайдуков, Желтов (2005. С. 75) и др. Церковь сильно пострадала в 1794 г., во время обвала, к 2009 г. разрушена. По описанию Бертье-Делагарда, она представляла собой редкий архитектурный тип - «подражание плоскому купольному перекрытию на четырех арках, опирающемуся на углы среднего квадрата, от которого, кажется, в три стороны, восточную, северную и южную, вделаны три полукруглые апсиды, лицевая, выходная (западная), была, вероятно, прямая. Доступ к этой церкви почти невозможен, и весь низ ее обрушился, так что потолок с арками и столбами висит не поддержанный снизу… направление алтаря 40 градусов, алтарная преграда состояла из трех арок, средняя была, конечно, царской дверью, а боковые, вероятно, были сплошные, на некоторую высоту от пола» ( Бертье-Делагард. 1886. С. 227-228). Основание церкви относят к XI-XIV вв. ( Могаричев. 2005. С. 82-83). Явное подражание правильным формам наземной архитектуры указывает скорее на поздневизант. время. Пещерный комплекс, включающий церковь с фресками Ангел. Фрагмент фресковой композиции «Рождество Христово» в пещерном храме Загайтанской скалы. 2-я пол. XIII в. Ангел. Фрагмент фресковой композиции «Рождество Христово» в пещерном храме Загайтанской скалы. 2-я пол. XIII в. (XIII в.), открыт в 2005 г. киевскими археологами Бобровским и Чуевой, продолжающими его исследование ( Бобровский, Чуева. 2008. С. 133-146). Локализован в труднодоступном верхнем ярусе юж. обрыва Загайтанской скалы, что в большой степени определило его сохранность; пещерные помещения располагались на разных уровнях и соединялись между собой лестничными проходами, к 2009 г.

http://pravenc.ru/text/389605.html

Совр. исследователи относят основание храма к XIV в. ( Могаричев. 2005. С. 78-79) или к XIV-XV вв. ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 76, 79). К 2009 г. памятник частично разрушен: сохранились апсида и сев. часть баптистерия. Пещерный комплекс с храмом мч. Евграфия находился на юго-вост. склоне Монастырской скалы и включал не менее 20 искусственных пещерных помещений, расположенных в 2-3 яруса. На карте И. Батурина храм ошибочно обозначен как ц. «География» ( Могаричев. 1997. С. 16). ОписанСтруковым (1876. С. 28), Бертье-Делагардом (1886. С. 221-223), В. В. Латышевым (1896. С. 37-40), Филиппенко (1993. С. 115-116), Могаричевым (1997. С. 16-17; 2005. С. 81-82), Бобровским, Чуевой (2004. С. 28), А. Ю. Виноградовым, Н. Е. Гайдуковым, М. С. Желтовым (2005. С. 76, 79). Наос храма в плане прямоугольный, со скамьями вдоль боковых стен; алтарная апсида полукруглая, с приподнятым полом, скальный престол примыкал к стене, в верхней части престола сохранилось специальное углубление для вложения мощей; у сев. стены вырублен скальный протесис, у южной - сиденье; алтарная преграда скальная, с вратами в центре и 2 сквозными окошками для установки икон по сторонам. Храм датируется по посвятительной надписи Сотирика в апсиде 1272-1273 гг. Пещерный комплекс во рву был расположен на плато Монастырской скалы в сев.-вост. склоне крепостного рва, к северо-западу от 4-й башни; включал более 15 искусственных пещерных помещений, расположенных в один ярус ( Могаричев. 1997. С. 15; Бобровский, Чуева. 2004. С. 27. 2). Наличие здесь предполагаемого храма - Церкви в Каламите - в последних работах отвергается. Пещерный комплекс Анфилады с предполагаемым храмом локализован в верхнем ярусе юж. склона Монастырской скалы, связан входами с крепостью Каламита, включает не менее 25 искусственных пещерных помещений, расположенных в 2-3 яруса ( Могаричев. 1997. С. 13-14; Бобровский, Чуева. 2004. С. 27. 6). Пещерный комплекс с Армянской церковью (храм во имя вмч. Димитрия Солунского) расположен на выступе скалы сев. склона Монастырской балки; состоит из 5 пещерных помещений, вырубленных в 2-3 яруса, к которым ведет высеченная в скале лестница из 18 ступеней. Храм описан Струковым, Бертье-Делагардом, Репниковым, Могаричевым; расположен в 1-м ярусе (5,3×4,3×2,5 м), имел вытянутый в плане прямоугольный наос, полукруглый алтарь с примыкающим к стене престолом; в сев. стене высечены 2 ниши: рядом с апсидой - арочная ниша с дверцей, от которой сохранились следы крепления, западнее - ниша меньшего размера со стрельчатым верхом; в юж. стене - дверь, к-рая вела в небольшое помещение со стрельчатым сводом; зап. стена сложена из камня ( Могаричев. 1997. С. 14-15). Вопрос о конфессиональной принадлежности и времени основания храма решается историками неоднозначно: армянская церковь не ранее XIV-XV вв. ( Бертье-Делагард. 1886. С. 230), католический (возможно, армяно-католический) храм генуэзского времени ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 73). Храмы Загайтанской скалы

http://pravenc.ru/text/389605.html

Г. Каменная летопись Севастополя. Севастополь; К., 2003; он же. «Британский лев» под Инкерманом. Севастополь, 2006; Бобровский Т. А., Чуева Е. Е. Пещерные комплексы Инкерманской долины (Юго-Зап. Крым)//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Мат-лы 2-й Судакской междунар. науч. конф. К.; Судак, 2004. Ч. 2. С. 26-30; они же. Пещерная церковь с фресками визант. эпохи в Юго-Зап. Крыму//Материалы междунар. церковно-исторической конф. «Духовное наследие Крыма» памяти прп. Иоанна, еп. Готфского. Симферополь, 2006; они же. Фрески новооткрытой пещерной церкви на Загайтанской скале в Инкермане//Православные мон-ри. Симферополь, 2007. С. 141-145; они же. Новое о росписях «Церкви с фресками» на Загайтанской скале в Юго-Зап. Крыму//Византия в контексте мировой культуры: К 100-летию со дня рождения А. В. Банк: Мат-лы конф. СПб., 2008. С. 133-146. (Тр. ГЭ; 42); Гавришева Е. Н. Храмы Инкерманского мон-ря - памятники обороны Севастополя 1854-1855 гг.//Героические подвиги воинов Российской армии и флота в период Крымской войны 1853-1856 гг. и обороны Севастополя 1854-1855 гг. в ист. исследованиях, экспозициях, памятниках истории и культуры города: Материалы науч.-практ. конф. Севастополь, 2004. С. 61-66; Фадеева Т. М. Пещерные города и мон-ри в окрестностях Бахчисарая: Путев. Симферополь, 2004; Виноградов А. Ю., Гайдуков Н. Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии//Рос. Арх. 2005. 1. С. 72-80; Крестьянников В. В. Возрождение Севастопольского благочиния и мон-рей после Крымской войны//Sacrum et profanum: Сб. науч. тр. Севастополь, 2005. Вып. 1: Культ святых мест в древних и современных религиях. С. 69-72; Герцен А. Г., Махнева-Чернец О. А. Пещерные города Крыма: Путев. Севастополь, 2006; Ковалик О. Инкерманский мон-рь во имя сщмч. Климента, папы Римского//ЖМП. 2007. 5. С. 22-39; Литвинова Е. М. Крым: Правосл. святыни: Путев. Симферополь, 2007. С. 294-307; Юрочкин В. Ю. Христианство в Крыму в XIV-XVIII вв.//Правосл. мон-ри/Симферопольская и Крымская епархия УПЦ МП.

http://pravenc.ru/text/389605.html

обрушившимися. Небольшая церковь (5×2,5×3 м) находится в глубине большого естественного скального грота на высоте 20-25 м от «подошвы» скалы, состоит из прямоугольного наоса и подковообразной алтарной апсиды с нишей-жертвенником; сохранились пазы для установки каменного престола и деревянной алтарной преграды. Стены и свод церкви были оштукатурены и покрыты фресковыми росписями, общая площадь сохранившихся фрагментов ок. 15 кв. м. Фрески в алтарной апсиде расположены 3 регистрами, отделенными красными линиями: в конхе помещен Деисус с нетрадиц. иконографическим типом Христа Еммануила, в среднем регистре - сцена «Вознесение», в нижнем - святительский чин. На юж. стене наоса - «Рождество Христово», «Крещение», «Сретение»; на зап. стене - «Успение»; на сев. стене - «Преображение», «Распятие», «Сошествие во ад»; в сев.-зап. части наоса, непосредственно перед алтарной аркой,- медальон с изображением Христа Ветхого денми. Несмотря на то что сохранность фресок и степень их расчистки от наслоений позволяют сделать только предварительные выводы, исследователи справедливо считают открытую роспись выдающимся памятником монументального искусства визант. эпохи 2-й пол. XIII в. Среди более чем 100 остальных пещер Загайтанской скалы есть скальное основание еще одного полупещерного храма. Левый берег р. Чёрной Монастырь Св. Софии высечен в сев.-зап. стороне Каменоломной балки, вблизи железнодорожной ст. Uhkepмah-I. Он включал ок. 20 искусственных пещерных помещений, расположенных в 2-3 яруса, в т. ч. неск. храмов. В XVIII в. храм Св. Софии обозначил на карте «Ахтиярской гавани» Батурин (1773), в XIX-XXI вв. его описывали Паллас, Аркас, Струков, Бертье-Делагард, Могаричев, Бобровский, Чуева и др. авторы. В древности храм имел 2 входа (сохр. один): со стороны р. Чёрной и Каменоломной балки. Главный (Большой) храм расположен во 2-м ярусе, в плане крестовидный (10,4×8,7×5,5 м), в центре плоского потолка высечен рельефный крест, в полукруглой алтарной апсиде было 3 окна, в полу наоса сохранилась гробница; в кон.

http://pravenc.ru/text/389605.html

– А. 3–5). Число их в Инкерманской долине, особенно на правом берегу реки Черной, со временем росло, превращаясь в большой культурно-исторический средневековый ансамбль из конгломерата разнохарактерных монастырских поселений по образу некоторых монастырей Каппадокии, Болгарии, Закавказья (Бобровский Т.А., Чуева Е.Е. Пещерные комплексы Инкерманской долины (Юго-Западный Крым)//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы II Судакской междунар. науч. конф. – К.; Судак, 2004. – С. 30; Бобровский Т.А., Чуева Е.Е. К вопросу о характере пещерных комплексов... – С. 22). Если учесть, что местные греки словом phoulia, pholia называли издавна гнездо, логово или пещеру, примеры чему находятся в топонимике Южного берега и других крымских мест, тогда Инкерман с его пещерными сооружениями тоже вполне подходил под этот эпитет (см. подборку знатока этого вопроса: Бертье-Делагард А.Л. Указ. соч. – С. 85–86). Примечательно, что последний топоним связан с турецким in – нора, берлога (Белянский И.Л., Аезина И.Н., Суперанская A.B. Крым: Географические названия: Краткий словарь. – Симферополь, 1998. – С. 150). Другой вариант этимологии слова «фулы» уводит в область готского языка. Его прилагательное fuis означает «гнилой, тухлый» (Гухман М.М. Готский язык. – М., 1958. – С. 261), опять-таки вполне подходящий для обозначения заболоченной, густо поросшей камышом низины в устье Черной реки около Монастырской и Загайтанской скал. Недаром на итальянских картах-портоланах она известна с начала XIV в. под греческим названием Каламита, что обычно переводится как «Камышовая» (Герцен А.Г., Махнева-Чернец О.А. «Пещерные города» Крыма. – Симферополь, 2004. – С. 198). Кроме того, надо учесть, что отсюда по Каменоломному оврагу (Советницкой балке), через плато Сапун-горы, огибая верховья Делагардовой, Лабораторной и Килевой балок, шла дорога, которой можно было достичь Херсона (Веймарн Е.В. «Пещерные города» Крыма в свете археологических исследований 1954–1955 гг.//СА. – 1958. – – С. 75). Если это так, тогда понятно, что Константину Философу, отправившемуся к христианскому «народу фульскому».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

A.E. Laiou (Dumbarton Oaks Stuaies. 39). – Washington, D.C., 2002. – Vol. 2. – P. 654). Наверху скалы находилось укрепление со стенами, одной башней и территорией около 0,5 га, куда вела вырубленная лестница, уничтоженная, скорее всего, при строительстве железной дороги в 80-х гг. XIX в. Два комплекса «пещерных» монастырских помещений находятся на южных и западных склонах Монастырской и Загайтанской высот, а третий – на левом берегу р. Черной, в Каменоломной (Советницкой) балке (Русские древности в памятниках искусства издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым . – СПб., 1891. – Вып. 4: Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева. – С. 26–30; Филиппенко В.Ф. Указ. соч. – С. 35). Нет сомнений, что они связаны с монашеской деятельностью, хотя все здешние обители едва ли носили киновиальный характер, а монахи могли пользоваться каким-либо сторонним кафоликоном, в остальное время предаваясь частным молитвословиям (Бобровский Т.Л., Чуева Е.Е. К вопросу о характере пещерных комплексов Инкерманской долины в юго-западном Крыму//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – Вып. 2. – С. 12–24). Особенно выделяется своей простотой, отсутствием декора «пещерный» архитектурный комплекс Загайтанской скалы. Храмы здесь в основном однонефные, апсидами в них служат алтарные ниши. Следы перестроек и вместе с тем разрушенность, худшая сохранность сооружений, особенно восточной части, по сравнению с комплексом Монастырской скалы, могут указывать на то, что это древнейший «пещерный» комплекс в Инкерманской долине, который мог возникнуть раньше конца X в. (Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – С. 17–22, 29, 30). Во всяком случае, результаты раскопок показывают, что в VIII–IX вв. жители поселения на склоне Загайтанской скалы использовали для жилья как наземные постройки, так и высеченные в камне «пещеры» с овальными, скругленными углами, что тоже может служить указанием на их раннее рукотворное происхождение. Некоторые из них переоборудовали из залов для скота под жилье (Суханова И.Ю. Отчет о раскопках...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много написано о том, что обновленческий раскол был организован ГПУ для разделения Церкви, которое чутко наблюдало и за деятельностью своей креатуры, и, конечно, за Патриархом и «тихоновцами», арестовывая и ссылая их. Это видно также и из дневников протоирея Николая. Сначала кураторы хотели разделить и действительно разделили Церковь, а потом – обратно соединить разорванные части, но на своих условиях. Интересна откровенность обновленца о.П.Чуева: «Политика правительства в отношении Церкви изменилась: если раньше оно желалоразделения церковного на возможно большее число групп, то теперь оно увидело, что это разделение создает “церковный фашизм”, идет в глубину озлобление и заражаетмассы, ипотому оно желает теперь объединения с целью прекращения этого “фашизма”». Если ОГПУ действительно хотело «восстановить единство Церкви», то почему был арестован еп. Мануил, который не отказался от соответствующих переговоров с о.А.Боярским, готовым к «торжественному» покаянию, «требовавшим над собой суда 6 епископов», что, очевидно, понравилось епископу Мануилу, то есть между ними установилось полное единодушие. И почему был отправлен на Соловки Л.Д. Аксенов, который замолвил слово перед Патриархом «за Боярского и Красницкого»? – Как выяснилось, люди Тучкова прослушивали все разговоры Патриарха. Один из обновленческих деятелей довольно оригинально сформулировал причину того, зачем ГПУ – ОГПУ сажало «тихоновцев» по их указке: «аресты есть результат стремления к примирению»… Отец Николай называет, возможно, главную причину арестов – материальную: обновленцы избавлялись от конкуренции на «рынке услуг», поскольку многие священники занятых обновленцами храмов служили по домам. В дневнике виден своего рода «конкурс» на примирение и воссоединение среди лидеров обновленческих организаций: на епархиальном уровне – между Боярским и Платоновым, во всероссийском масштабе – между митр. Евдокимом и Красницким. В марте 1924 г. в лидеры определенно выбивались живоцерковники Платонов и Красницкий, обойдя Боярского и Чуева.

http://bogoslov.ru/article/4350772

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010