I. Покровский собор Покровская церковь в селе Измайлово – вотчина боярина Ивана Никитича Романова существовала, как видно из книг Патриаршего Приказа (за 1640 г.) и из выходных (за 1644 г.), – еще в 1640 году, но тогда она была деревянная. В одном из документов Московского Архива Министерства Юстиции 1 , 1672 года читаем: «За боярином за Иваном Никитичем Романовым старинная отца его вотчина село Измайлово на речке на Фобке, а Измайловка тоже, а в нём церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы да два предела Макария Калязинского чудотворца да князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора древяна шатром вверх». Царь Феодор Алексеевич вместо этой церкви построил каменную в 1679 г. Покровский собор Наружные ворота в Измайловскую богадельню В Московском Отделении Общего Архива министерства Императорского Двора нам удалось найти интересные документы, относящиеся к внутреннему украшению упомянутого храма 2 . Станочные мастера Ивашка Наумов, Ивашка Терентьев, Сенька Тимофеев, Стенька Максимов 3 , Ивашка Саадашный 4 , Гарасим Прокопьев, Аникий Иванов, Родка Иванов 5 и другие на новом Потешном дворе тешут доски для иконостаса Покровского собора села Измайлова. Резного дела мастера – иноземец Степан Зиновьев 6 и Клим Михайлов с товарищами делали резной деревянный иконостас, киоты, тябла, тумбы (под иконы), столбы, кзымсы, капители и базы 7 ; резчик – старца Ипполита ученик Мишка Григорьев резал кзымсы 8 , а стрелец Митька Степанов точил капители и базы к столпам иконостаса 9 . Московские и кормовые иконописцы первой статьи – Семен Павлов, Ермил Прокопьев, третьей – Любим Иванов, Потап Палчевский, Василий Иванов, Елисей Григорьев, Григорий Андреев, Михаил Иванов «к тому же иконостасному делу поклеивали и олифили 69 горбылей деревянных под серебрение 10 , а красками по серебру писал живописец Лазарь Иванов, при чём употреблял следующие краски: бакан и ярь веницейские, киноварь, блягиль и белила немецкие 11 . Кормовые живописцы первой статьи – Василий Пузыревский, Иван Киселевский, Артемий Созонов, Фёдор Свидерский, живописцы – Карп Золотарев, Карп Иванов, Василий Познанский, живописного письма ученики – Логинка Михеев и Матюшка Свидерский серебрили, золотили и расписывали разными красками тумбы, столпы с базами и капителями, киоты, кзымсы, образные дощечки, киоты и кружки к тяблам и к кзымсу (под золото) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

В Земляном городе, хотя, по большей части, были деревянные строения; однако находились уже некоторые и каменные, принадлежавшие исчисленным выше фамилиям. К произведениям зодчества присоединим и памятники изящного садоводства, кои появились в XVII веке. Покровителями его были тогда Афанасий Ордын-Нащокин и Князь Василий Голицын. Сами Цари Михаил, Алексей, Феодор и Царевна София любили сады аптекарские и во вкусе Европейских, которые разведены были не только в окрестностях столицы, но и в самом Кремле и около стен его. Мы прежде сказали о верхнем и нижнем набережном саде на высоком здании со сводами, по скату Кремлевской горы, где были пруды, выложенные свинцовыми досками, водометы и оранжереи с редкими иностранными растениями и плодовитыми деревьями. Царский терем украшался комнатным садом близь верховой церкви Успения Богоматери. На Болгородках у Боровицких ворот, на Неглинной, в плодовитом саду, с цветниками и оранжереями, росли виноградные кусты, лимонные, лавровые и фиговые деревья 214 ; другой сад был на Царицынском лугу. В делах придворного Архива упоминаются Государевы сады плодовитые и аптекарские у Мясницких ворот, близь Немецкой слободы и в дворцовом селе Измайлове 215 . С церковным зодчеством тесно соединены были иконопись и стенопись, как необходимая принадлежность храма и богопочтения. Иконописание отличалось от живописи, хотя иконописцы и назывались зоографами и изографами; ибо предметы первого были священные, а формы и стиль подчинялись древним Византийским образцам и подлинникам, освященным давностью и правоверием. По различию делопроизводства в иконописи, мастера разделялись на знаменщиков, личевщиков и доличных; одни были рисовщики, другие писали лица, третие одежду. Наводившие же левкас и золото именовались левкащиками и златописцами; терщики терли краски. Добрые цветные краски покупались, по большей части, в Астрахани, как значится из дел Архива придворного, именно: бакан Веницейский, блягиль, киноварь, голубец, ярь венецейская, ярь медянка, белилы Немецкие. При поновлении в Успенском соборе стенного и иконного письма, в 1642 и 1643 годах, употребляема была: вохра Немецкая, вохра слизуха, празелень и червлень Немецкая, багр Немецкий, сурик, вохра и празелень Греческие и белилы Кашинские 216 . Письмо разделялось на крупное и мелочное, собственно иконное, стенное и травное; последнее состояло в расписании стен травами и цветами по грунту. Кроме живописи на сырой штукатурке (al fresco), тогда вошла в употребление (al secco), живопись на сухой штукатурке масляными, или клеевыми красками. Образа писались на красках, кои называемы были вапами и шарами, на празелени и на золоте. По числу листов накладываемого на доску золота, иконы именовались пятницами, или пятилистовыми, шестилистовыми, восьмилистовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

БАСМА - тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по металлической, деревянной или каменной матрице узором. Металлическая басма используется для украшения икон. БЕЛИЛА, БЕЛЬ - в иконописи краска белого цвета. БЕРГГРИН, БЕГРИН - минеральная краска насыщенного зелёного цвета, получаемая из малахита. БИТЬ - золотая или золоченая обычно плоская металлическая нить, используемая в золототканном деле, золотном шитьё и т. п. См. также золотная нить. БЛИК - самое яркое световое пятно в изображении предмета, отблеск от внешнего источника освещения при применении светотеневой моделировки в живописи. БЛЯГИЛЬ, БЕЛИЛА - краска жёлтого цвета, на основе двуоокиси свинца. БОГОМАЗ - пренебрежительное название плохого иконописца. БОЖНИК - 1. полотенце, прикрывающее иконы в красном углу. 2. местное именование полочки для икон; 3. местное просторечное именование иконописца. БОЖНИЦА - местное именование шкафчика или полочки для икон, киота. БОКАН - см. бакан. БОЛЮС, ЛЕВКАСНАЯ ГЛИНА - глина, а также глинистая паста с добавлением коллагенового клея, служащая для закрепления сусального золота на позолачиваемой поверхности. Цвет болюса (различают красные, жёлтые и черные) придаёт оттенок будущей позолоте. В ВАЙМА, ВАЙМИЦА - столярное приспособление, станок для сборки деревянных изделий. В вайме сплачивается и сжимается (в простейшем случае при помощи клиньев) многочастная иконная доска. ВАП, ВАПА - краска, всякое красящее вещество. Писать вапно - многоцветно ВАПНИЦА - 1. коробка или иное вместилище для красок. ВАПНОЕ ПИСАНИЕ - живопись. ВАПНЫЙ КАМЕНЬ - минерал, пригодный для приготовления пигмента. ВАРЗИЯ - растительная краска красного цвета. ВАСИОТИССА - именование одного из иконографических изводов Богоматери Одигитрии: Богородица изображена стоящей с Младенцем на правой руке. ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ - разновидность иконографии Христа, где Он представлен в облачении архиерея как Глава Церкви - земной и небесной. ВЕЛИКИЙ ГЛАЗ - в иконописи (преимущественно XIX веке) изображение глаза в сфере или полусфере, как символа всевидящего Бога. См. также Всевидящее Око.

http://pravicon.com/text-24