Ю. П. Сергеев Золочение фонов, нимбов и нанесение пробелов золотом Особо следует отметить применение в русской иконописи золота. На Руси оно стало использоваться во второй половине XVI века, вначале как краска для выполнения пробелов, а впоследствии и при золочении фонов и отдельных элементов композиций, например, нимбов. Чтобы выполнить пробела на одеждах золотом, его необходимо предварительно «встворить». Творение золота весьма сложная процедура, которую подробно описать в небольшой статье не представляется возможным, поэтому ограничимся весьма коротким описанием, дающим читателю общие понятия об этом процессе. Твореное золото получают из 10 листков сусального золота размером 70 х 120 мм. Для этого в чистое блюдце насыпают 2 г порошка гуммиарабика (смола одного из пород южного дерева), вливают несколько капель воды и указательным пальцем правой руки размешивают до состояния клейкой массы. Затем этим же пальцем переносят на блюдце лист золота и движением сверху вниз разбивают его. После разбития первого листка на блюдце таким же образом переносят и второй листок. Так разбивают все десять листков. Теперь наступает вторая стадия – растирание. Это делают указательным пальцем правой руки. Круговыми движениями то в правую, то в левую сторону. Растирание проводят с большим нажимом в течение полутора часов. При подсыхании массы в нее добавляют несколько капель воды. Когда невооруженным глазом становится видно, что золото растерто очень мелко, в полученную массу насыпают еще 2 г гуммиарабика и хорошо перемешивают его со всей массой. Затем в блюдце вливают треть чайного стакана воды и также всю массу размешивают. Блюдце ставят на отстой на 20 минут. После чего воду сливают, а золото подсушивают над стеклом керосиновой лампы. Это позволяет быстро, пока не наберется пыль, удалить воду и высушить золото. Таким образом золото становится пригодным к дальнейшей работе. В окончательном виде золото представляет собой матовый серовато-желтоватого оттенка порошок, сцементированный в единое целое. Чтобы твореное золото после росписи блестело, его полируют волчьим или коровьим зубом. Для этого же применяют агатовый камень, который также называют зубом.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/sekrety-...

1. Убедившись, что баба Поля задремала на диване у телевизора под программу «В мире животных», Люда тихонько выскользнула в прихожую. Стараясь не шуметь, накинула шубку и шапку, обула красные модные «дутики», сунула подмышку лист ватмана в тубе и толкнула плечом примёрзшую дверь. Выскочив через сени во двор и на улицу, она тут же пожалела, что не надела валенки. На улице — минус 35, дымы над избами стоят столбами, отливающий синевой снег поскрипывает под латвийскими сапожками. Бегом пробежав по проулку, девушка очутилась на соседней улице, у красивого дома с резными ставнями. Взлетев на крыльцо, она стукнула в окошко. Ей тут же открыли. — Принесла? — нетерпеливо спросила гостью хозяйка дома высокая худая Нина с косой, одноклассница Люси. Её подружка, низенькая Юля, стриженая под мальчика, крикнула из комнаты: — Чё телилась-то? Мы уж думали, не придёшь! — Да я ждала, пока бабушка заснёт, — оправдывалась Люда, вытаскивая из чехла большой белый лист. Аккуратно положив ватман на стол, она разделась и принялась греть руки у печки. — Начались бы расспросы, что, куда — пришлось бы врать. Она как узнала про гадание, чуть клюкой своей не отлупила: мол, проворожите судьбу, девки, в Бога лучше бы верили. Нина хихикнула: “Бога нет — это все знают, кроме бабки твоей, а гадания под Рождество сбы-ва-ются!” — Да прям проворожим — глупости какие, — хихикнула Нина. — Бога нет — это все знают, кроме бабки твоей, а гадания , особенно под Рождество, сбы-ва-ются! Вон, сестра моя старшая Светка жениха себе нагадала. Всё тютелька в тютельку — как дух говорил: военный, звать Владислав, брюнет. Свадьба уже в марте. — А я не очень-то в это во всё верю, — заявила Юля. — Нет никаких чертиков и духов, мошенничество одно. Специально пришла, чтобы посмотреть, кто из вас, девки, блюдце крутить будет. — Так ты сама, наверное, и будешь крутить, чтобы поржать над нами, — ответила Нина. Троица весело засмеялась. Поворожить на зимних каникулах подружки уговорились ещё в новогодний вечер в школе. Выбрали время, когда родители Нины ушли в гости, заготовили всё необходимое. Старшая сестра девушки Светлана заранее просветила молодёжь о способе гадания, научила, как себя вести.

http://pravoslavie.ru/89487.html

А красная, будто бы варёная Наталья под столом пощипывала Александру за ногу, моргала ей, явно предлагая удалиться, переговорить. Но Александра никогда ничего не выполняла по чьему бы то ни было предложению до тех пор, пока сама не склонялась к необходимости и целесообразности это сделать. Наталья знала строптивый, упрямый норов своей подружки красавицы, но никогда не обижалась на неё, потому что не была способна к этому. Александре нравилось хотя бы чуть, но, как она выражалась, помурыжить людей, даже сердечных подруг, не говоря уже о парнях. Наталья, наконец, вынуждена была так сильно ущипнуть подругу, что та чуть было не выронила из отогнутых пальцев блюдце — чай плеснулся прямо на её грудь, на китайчатый сарафан с кисейными оторочками; она громко ойкнула. Все засмеялись. Насупившись, Наталья стала решительно собираться домой, прощаясь и благодаря за угощение, но играющая благосклонность Александра затянула её в свою светёлку. — Ну, выкладай: пошто, дикая, хотела меня ошпарить? — Да тебя убить мало! — отвернулась от подруги маленькая, пухленькая Наталья. Александра разговорила подругу, и та, не испытавшая житейских передряг и поворотов, чистосердечно выложила услышанное от Елены. Александра изменялась в лице: оно становилось неприступно холодным, но пушистые ресницы как-то странно, мелко, подрагивали. Молчала, устремила взгляд в тёмный угол комнаты. Тикали ходики, потрескивал огонёк свечи. Наталья замолчала, ожидала вопросы и участия со стороны подруги. Но обе безмолвствовали. Наталья учащённо моргала и теребила свою тонкую косицу; ей почему-то казалось, что Александра заплачет, но слёз на ухоженном белом лице так и не появилось. — Эй, Саша, ты чиво? — потянула она подругу за локоть. Александра неприятно сморщила отвердевшие полные губы, произнесла равнодушно, но сдавленно: — Говорила же энтой сучке: мне отдай его… так нет. Удумала поиграться с судьбой? Поиграйся, — обращалась она уже к кому-то во тьму запечного угла. Вроде как забыла о подруге. Наталья всё поняла, хрипло попрощалась и чуть не на цыпочках вышла из дома Сереброк, не обращая внимания на весёлые двусмысленные замечания острослова Григория. Уже во дворе подумала: «Можа, не надо было рассказывать? Ай, чиво уж тепере!» — взмахнула она варежкой и побежала тёмным узким проулком домой.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Археологическая драгоценность В одном из последних заседаний Общества Древнерусского Искусства, что при Московском Публичном Музее, была представлена для рассмотрения серебряная вещь самого раннего периода христианского искусства, которая, по древности и высоким достоинствам первоначального церковного стиля, ничего не имеет себе равного в коллекциях Эрмитажа, Оружейной Палаты, Троицко-Сергиевой, Синодальной и других ризниц. Она замечательна и потому, что, будучи сделана вне России, и, без сомнения, до принятия русскими христианской веры, найдена в Сибири, на Березовых Островах, где она была вырыта из земли. В прошлом 1867 году на Ирбитской ярмарке она была продана на лом московскому купцу Корнилову вместе с другой серебряной утварью. Это – сассанидской формы блюдце, около четверти в диаметре, весом до полутора фунта. Вероятно, церковный дискос, без надписей, но с литыми и отчеканенными рельефными изображениями на внутренней стороне; внешняя – гладкая, с гладким же поддонышком. Рельеф имеет следующее содержание. По сторонам четыреугольного креста, водруженного на земном шаре, стоит по архангелу. В левых руках оба они держат по жезлу, а правые руки поднимают с открытыми ладонями, как бы в молитвенном благоговении ко кресту. Священное событие совершается в раю, на что указывают четыре райские реки, орошающие усыпанный цветами луг, на котором стоят архангелы по сторонам креста. Главные соображения о высоком достоинстве и древности этого произведения, предложенные в заседании Общества, следующие: Во-первых, крест. По самому древнему начертанию, он четвероконечный, а не позднейший, восьмиконечный. Сверх того, он без распятого Спасителя, и украшенный геммами и драгоценными каменьями (разумеется, в подражание, воспроизведенными из серебра). Изображение подобного креста встречается в IV веке на знаменитом саркофаге, известном под именем саркофага Проба и Пробы. В натуре такой же четвероконечный крест с камеями и драгоценными каменьями, принадлежавший Галле Плацидии, V века, доселе сохраняется в Брешинском музее. Впрочем, по некоторым подробностям, и именно по украшениям перлами, крест нашего дискоса сближается с крестом IX века, на миниатюре греческой рукописи Григория Богослова в Парижской публичной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Мы уважаем русских, вернитесь в Афганистан» Дружить ли России с талибами? 09.11.2021 748 Время на чтение 6 минут Источник: АиФ Фото: Георгий Зотов/ АиФ В афганской провинции Кундуз сейчас почти лето: днём жарит солнце, на улице +20 градусов. Руководитель местного отделения МИД мулла Хафиз Ясир (как сейчас тут модно, в чёрной чалме) угощает меня чаем. «Надеюсь, скоро я поеду в наше новое посольство в Москву , — говорит он. — России следует дружить с нами, ведь мы контролируем всю страну». Фото: АиФ /Георгий Зотов «Я напомню вам пару неприятных моментов, — сообщаю я. — Талибы уже были у власти в 1996-2001 годах. Тогда они взяли в заложники российских лётчиков (им чудом удалось бежать), признали сепаратистов на нашем Северном Кавказе независимым государством, поддерживали бандитов, совершавших у нас теракты. Вы думаете, мы это забыли?» Мулла мило улыбается и пододвигает мне блюдце с фисташками. «Но ваша армия десять лет воевала в нашей стране. Извините, но по её вине погибли сотни тысяч афганцев, — сообщает он. — Разве я вам это напоминаю? Между нами были плохие вещи, но мы искренне хотим помириться с Россией». Фото: АиФ /Георгий Зотов Обозреватель «АиФ», находясь в Афганистане, попытался понять, как нам строить отношения с талибами. «Шурави не убивали женщин» Ещё пару лет назад талибы атаковали всех иностранцев в афганских городах, нападали на гостиницы, взрывали рестораны, стреляли в журналистов. Если бы я приехал тогда, меня могли в лучшем случае похитить, в худшем — застрелить. Сейчас боевики «Талибана» на блокпостах просят разрешения со мной сфотографироваться, хлопают по плечу и наперебой хвалят Россию. Фото: АиФ /Георгий Зотов «Мы не от хорошей жизни так делали, — объясняет мне командир талибов Мухаммед Нури на КПП у бывшего посольства США в Кабуле. — Только жестокостью и можно было победить. А шурави мы всегда уважали, вы достойные враги. Вы воевали против нас, но не жгли наши мечети, не убивали наших женщин, как американцы. Вернитесь в Афганистан, помогите нам восстановить дороги, заводы и фабрики. Мы вас очень ждём».

http://ruskline.ru/opp/2021/11/09/my_uva...

Моё знакомство с ним, как детская книжка, начинается сразу с яркой картинки. Ослепительная утренняя Ливадия: садовник поливает из шланга газон и дорожки, уборщица, открывая окно, рассылает по миру солнечных зайчиков. Но я здесь – по работе, не для удовольствия. Мы готовимся снять первый дубль, открыть им первый съёмочный день фильма о Николае II-м. Рассказчик в кадре у нас – Георгий Жжёнов, я уже видел его за завтраком, издалека. А сейчас предстоит встретиться вторично – на площадке. Обе камеры готовы, звук – проверен. Ритуальное блюдце разбито «на удачу» о головку штатива. Мы с Сергеем Мирошниченко сутулимся у монитора, наш инженер надел наушники, операторы наклонились к визирам. Жжёнов в глубине пятнистой от солнца дорожки изучает сценарий. Стоит почтительная тишина. – Пожалуйста, Георгий Степаныч, – нежно произносит Сергей. Камеры поедают плёнку. Бегут, как песок меж пальцев, белые циферки тайм-кода. Но ничего не происходит: Жжёнов листает странички. Выждав полную минуту, Мирошниченко делает ещё одну попытку: – Георгий Степанович, можно! Подняв голову от сценария, Жжёнов поставленным голосом ядовито-вежливо осведомляется: – Сергей, вы не слыхали – есть такое слово: «начали»? Вот и познакомились. Оператор Юра Ермолин поднимает голову от камеры, ухмыляясь. – Начали! – нервно командует Мирошниченко. Жжёнов неспеша отправляется по дорожке на камеру, негромко произносит текст. Он – в прекрасном настроении. Ох, он не давал нам спуску! И не только нам. Во время празднования его 90-летия, на сцене родного театра, он принимал поздравления от собратьев по цеху, которые один за другим выходили к микрофону. Все попытки усадить юбиляра в приготовленное кресло терпели фиаско: стоило в очередной команде поздравляющих появиться хоть одному существу женского пола, Жжёнов тут же поднимался на ноги. Он казался утомлённым. В этот момент на сцену вылетела экзальтированная актриса, которая взяла на себя конферанс вечера. На вытянутой руке, как бомбу, она держала мобильный телефон, повернув его мембраной в сторону Степаныча.

http://pravoslavie.ru/37470.html

монахиня Иулиания (Соколова) Рисунок. Прорись. Подлинники. Золочение. Красочный слой Когда поверхность левкасе готова, приступают к нанесению рисунка. Под руками должны быть следующие материалы. 1. Калька и листы чистой писчей бумаги, на которые будет переводиться рисунок. 2. Линейка, употребляющаяся для проведения прямых линий, негнущаяся, сделанная из твердого дерева. Снизу к ней можно подклеить с обоих концов суконные возвышения, чтобы при пользовании ее можно было класть непосредственно на икону, не опасаясь повредить незакрепленные краски. 3. Кисти. В иконописи употребляются беличьи или колонковые кисти, круглые, конической формы, разных размеров. Кисть должна иметь острый конец в один-два волоска. Подрезанные или поломанные волоски для работы не годятся. 4. Игла. В целях сохранения рисунка, который потом весь закрывается краской, иногда наносится « графья », то есть тонкая царапина по контуру или в тех местах, где предполагается темный цвет, плотно закрывающий линии рисунка. Графья наносится швейной иглой крупного размера, остро заточенной и воткнутой в небольшое древко-рукоятку. Приготовить этот инструмент легко и доступно каждому. Надо подыскать палочку немного толще карандаша, подстругать и подровнять ее, затем в торец, забить иглу ушком внутрь, оставив снаружи ее острый конец длиной в полтора-два сантиметра. 5. Сусло. Чесночный сок. Мед. Чтобы снять рисунок с иконы-оригинала, сухой пигмент черной или коричневой краски (жженой кости или умбры) затирают в небольшой чашке на сусле, чесночном соке или на меду. Для этого заблаговременно приготавливаются сусло, чесночный сок и мед. Сусло приготавливается из черного или светлого пива следующим образом: бутылка (0,5 литра) пива выливается в эмалированную кружку и ставится (как и клей) на водяную баню, где постепенно выпаривается. Через несколько часов (5–6) пиво сильно загустевает, получается искомое – сусло, которое в виде густой, тягучей массы переливается в одну или две небольшие баночки и затвердевает при высыхании. Перед работой подсохшее сусло натирают пальцем, смоченным в воде, кладут на блюдце в нужном количестве и отсюда, разбавляя при надобности водой, берут кисточкой и прописывают различные детали иконы под позолоту.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Оттого с утра, пусть не в охотку, Валя домашние дела управляла: доила, кормила да еще огород поливала, зная, что в час вечерний будет не до него. Который уже день твердый был распорядок: дела домашние, а потом – к Гришке Бахчевнику, который давным-давно не бахчами занимается, а самогоном. Гришкина хата – на бугре. Весь хутор на виду: ветхие домики, сараи, базы, их и осталось – на пальцах перечтешь. Одно старье да руины, глаза б не глядели… Но скоро, скоро… «Скоро, скоро я уеду… – вертелась в голове давнишняя песенка, которая вовсе о другом. – Скоро, скоро…» Хата Гришки Бахчевника словно лисья нора: темная, с вечно закрытыми ставнями, с желтым электрическим светом, с кислым запахом браги, нечистого жилья. Может, поэтому и самогон у Гришки вонючий. Пластмассовая бутыль была еще теплой. – Свежачок… – похвалил свое изделье хозяин, посверкивая в полутьме вставными зубами. – Таким свежачком жука колорадского морить, – ответила Валя. – В городе будешь ликеры распивать, – обиделся Гришка. – И буду! – с вызовом ответила Валя. – А ты, – уже за порогом добавила она, – так и подохнешь в своей вони. Скоро, скоро она уедет и, как страшный сон, забудет Гришкину хату и его вонючий самогон. В райцентре, словно в городе, магазины, на полках которых чего только нет. А можно в ресторан пойти или в кафе. Сядешь за столик – и тебе принесут… Музыка играет. Скоро, скоро… При одной лишь мысли об отъезде на душе светлело, и любимая песня словно сама собой слетала с губ: Миллион, миллион алых роз! Миллион, миллион для тебя! Сегодня очередь прощаться с Натаней Боковой. Вчера ей было обещано. Хотя будут все те же: Танька да Нюся, да Вера Хромая прибредет. Но нынче соберутся у Натани. Вон он, дом ее. Там уже собрались и ждут. «Миллион, миллион алых роз…» – замурлыкала Валя и легкой ногой покатила вниз, с бугра, к Натаниному двору. Там и впрямь ее уже ждали, за дощатым столом, на воле. На столе – миска с крошеными огурцами да помидорами, а еще – желтое прошлогоднее сало на блюдце, зеленый с белыми головками лук, крупная соль в солонке да хлеб. Чего еще надо…

http://azbyka.ru/fiction/roditelskaja-su...

Скачать epub pdf VIII. Неударяемые гласные в суффиксах § 17. Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек . Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика, но: ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка. § 18. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц- : в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е ), например: комсомолец – комсомольца, европеец – европейца; в существительных женского рода пишется -иц- , например: конница, лестница; в существительных среднего рода пишется -ец- , если ударение стоит после суффикса, и -иц- , если ударение предшествует суффиксу, например: пальтецо, но: платьице. У существительных среднего рода известен также суффикс -ц- с беглым е , которое появляется в род. пад. множ. ч., например: блюдце (блюдец), щупальце (щупалец) . Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом -ец- следует отличать написания слов заяц и месяц. § 19. Следует различать суффиксы -ечк- и -ичк- . Суффикс -ечк- пишется: а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч. суффикс -ек- с беглым е , например: нянечка (нянек – нянька), леечка (леек – лейка), печечка (печек – печка), окошечко (окошек – окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка; б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя , например: время – времечко, семя – семечко. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- , например: лестница – лестничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички. § 20. Следует различать правописание -инк- и -енк- в существительных: -инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина , например: проталина – проталинка, скважина – скважинка, соломина – соломинка; -енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е , например: башенка (башня – башен), песенка (песня – песен), вишенка(вишня – вишен), сосенка (сосна – сосен).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Скачать epub pdf Правописание согласных. I. Общие правила правописания согласных § 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными ( п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или х ), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший (высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка). В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф – штрафной, зубки – зубной, бегство – беглый, вымок – мокрый. Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом. Примечание. Слово свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать. § 50. Правило § 49 относится также к приставкам, например: в ходить (влезать), надколоть (надрубить), обтесать (обрезать), подкинуть (подменить), представить (предоставить), отдать (отучить), сделать (суметь), сбросить. В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п. Пожелание от русской Православной церкви, пока не принятое правительством РФ: Факультативное написание: приставка без- перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ может писаться с з , если человек является верующим, и его смущает бес платный, бес полезный, бес денежный и т. д. § 51. Правило § 49 относится к т, д перед с, ц и ч в начале суффиксов, например: детство (дети), блюдце (блюдо), корытце (корыто), молодчик (молодой), попутчик (пути). Буква т перед ч пишется и в тех случаях, когда суффиксы -чик-, -чин-, -чат- и т.п. присоединяются к основе, оканчивающейся на -к, -ц, -ч, причём буквой т заменяется конечная согласная основы, например: кабатчик (кабак), черепитчатый (черепица), крупитчатый (крупица), таблитчатый (таблица), реснитчатый (ресница), картотетчик (картотека), добытчик (добыча).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010