Глава вторая. Герменевтика мессианских пророчеств Упования и надежда Израиля – это его Мессия. (га Машиах) (Христос) Χριστς К Нему, к Мессии, чрез пророков был обращен взор всякого израильтянина. Пророки говорили и о многом другом. Мы не будем рассматривать весь объем пророческого провозвещения, а изучим только мессианские чаяния Израиля. Стержнем всех вообще пророчеств был Мессия. Все пророчества давались не сами по себе, не ради определенных догматических, исторических или нравственных концепций и учений, а ради грядущего Мессианского царства. Прежде изучения библейских пророчеств (их экзегетики) очень важно четко определиться с методом их истолкования (герменевтикой). Методологическая хаотичность приводит, порой, к надуманным и искусственным толкованиям, иногда благочестивым, но далеко не всегда верным и соответствующим пророческой вести. 2.1. Значение термина мессианство Еврейскому народу всегда, со времен Авраамовых, было свойственно ожидание несравненного блаженства, включающего в себя религиозный момент. Это блаженство обещано еще отцам, возвещено пророками и осуществится непосредственным Божьим вмешательством в историю Израиля. Ожидание будущих благ народа связывалось с приходом некой таинственной Личности, которую со времен вавилонского плена стали именовать Мессией. (га Машиах) или Мессия означает «Посвященный через помазание» или «Помазанник». Итак, народ Израильский ожидал: – грядущие блага мессианских времен; – личность Мессии. Приведем два примера таких мессианских пророческих возвещений. Картина мессианских благ, в которой не говорится о личности Мессии. Пророк Исаия: И будет в последние дни, гора дома Ягве будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами. И потекут к ней все народы, и пойдут многие народы и скажут: «Приидите, и взойдите на гору Ягве, и дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его». Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Ягве – от Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена. И перекуют мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будет больше учиться воевать. О, дом Иакова! Приидите, и будем ходить во свете Ягве!» ( Ис. 2:2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Содержание Богочеловеческое житие Пророческое житие     Монахи на Святой Горе объяты чувством, что они составляют единое целое. Этот, кажется, более склонен к созерцанию, а тот – к деятельности. Один в высшей степени благоговеен, другой более свободен. Вон того пришедший на Афон паломник, пожалуй, сочтет крайним, а он живет самым естественным для него образом. А этого посетитель сравнит с хулиганом, какие бывают в миру. Да, может быть. Однако он «хулиган Божий», который ежедневно предстоит перед Господом. Кто может отказать ему в праве приметатися в дому Бога ( Пс. 83:11 )? В одной из монашеских книг говорится, что если инок осмелится рассуждать о вещах, которых он не пережил сам, то его начнут преследовать демоны мщения («да не станем, будучи сами незрелы и не стяжав зрелого плода, наставлять и учить других, чтобы не сделаться игрушкой бесов»). Однако я надеюсь, что сегодня этого не произойдет, потому что вы все своим присутствием, жаждой познания и любовью воспрепятствуете им гнаться за мной со словами: «Ты сказал о том, во что не веришь и чего не понимаешь сам " … Я думаю, что Богу и Владычице Богородице приятно и угодно, когда говорят о Святой Горе. Но рассказчик должен быть ангелом или равным ангелу… Святогорская жизнь, столь таинственная и сокровенная в храминах келий и сердец, в богослужебных собраниях, в то же время так близка каждому и открыта для всякого человека – будь он духовным лицом или бездомным и блуждающим сиромахой. Ибо Святая Гора живет, словно единое возлюбленное Богом творение в нежных объятьях мира, который привязан к Афону, оберегает его и время от времени подпитывает новыми монахами. Кому случилось побывать на Святой Горе хотя бы однажды, тот знает, что монахи принимают паломников с улыбкой и любовью, и каждый понимает, что эта улыбка и эта любовь есть одно: распахнутое в небеса окно, отблеск сияния сердец святогорцев. Видят паломники и то, что живут монахи в ликовании и в блаженстве, насыщаясь денно и нощно многоблаженством имени Иисусова и пением псалмов. Каждый день они омываются ими. И если и есть что-то, в чем бы они могли выразить себя, так это имя Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

8 июля. Суббота. В Тивериаду. Утро. Вид с Фавора. «Даттин» – гора Блаженств. «Гора пяти хлебов». Современная Тивериада. В греческой обители. Генисаретское озеро. Вид на окрестности. Прогулка по озеру. Горячие источники. Прощание с Тивериадой. Обратно в Назарет по новому пути. Кана Галилейская. Молебен в храме. Брачные сосуды. В гостях у арабского священника. Сепфурие. Позднее возвращение в Назарет. В три часа утра резкий колокольный звон к заутрене разбудил нас. Хотя оставался еще целый час до срока, назначенного Марко для нашего вставания, но сон был нарушен, и мы не могли уже заснуть. Некоторые из нас, одевшись, отправились в церковь , где утреня была уже на половине. Хотя не более получаса пробыли мы во храме, хотя служба далеко не отличалась торжественностью, мы все-таки, немного удовлетворили своему религиозному чувству: не посетить Божьего храма в этот день, в день празднования Казанской Божией Матери, – это было бы для нас большим лишением. В пятом часу утра мы все собрались в большую залу митрополичьих покоев, куда нас пригласили пить чай. Назаретский Владыка и наш Преосвященный давно уже встали и сидели за чайным столом, беседуя друг с другом. Напившись чаю и подкрепившись немного холодными закусками, мы стали прощаться с приветливым митрополитом и готовиться в дальнейший путь, в Тивериаду. Ровно в 5 ч. утра, в таком же порядке, как и накануне, напутствуемые благословением и добрыми пожеланиями Назаретского владыки, выехали мы из-под крова гостеприимной обители. Солнце еще не всходило; утренний туман покрывал нас, мы вздрагивали от некоторого озноба. Ехали очень тихо, так как спуск с горы едва ли не труднее подъема на нее: мы каждую минуту находились в опасности кубарем слететь с лошади или осла в случае малейшей потери равновесия. В заботах об этом, мы мало обращали внимание на чудный расстилавшийся перед нами ландшафт, поглощенные всецело мыслью о благополучном спуске. А, действительно, было, чем любоваться! Утро было прекрасное. Картина пробуждающейся природы была очаровательна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Разделы портала «Азбука веры» Преображение Господне. 19 августа н.с. (6 августа с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта) Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос начал говорить Своим ученикам, что скоро Ему предстоит пострадать, быть распятому и в третий день воскреснуть. Видя, что они смутились от этих слов, Господь добавил: “Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем”. Значение этих слов вскоре открылось им, когда Он снова собрал их недалеко от Галилейского озера. Взяв с Собой трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошел с ними на гору. Гора эта не названа евангелистами по имени, но древнее предание указывает на гору Фавор, находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета. Недалеко от этой горы Иисус Христос провел Свою юность, и, вероятно, не раз поднимался на нее и на ней молился. Высотой почти в один километр гора Фавор величественно возвышается над окрестными равнинами, привлекая к себе взоры путников со всех сторон. С вершины ее открывается вид на Галилейское море и реку Иордан, которые находятся на восток от нее. От основания и до средины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями. Восходя крутыми тропинками и достигнув ее вершины, Христос оставил учеников отдохнуть, а Сам, отойдя немного дальше, начал молиться. Утомленные ученики тем временем прилегли на землю и заснули. Пробудившись от яркого света, они увидели своего Учителя в совершенно необычайном виде: Он был окружен неземным светом, лицо Его сияло, как солнце, одежды были белее снега и также необычно светились. Рядом с Ним стояли явившиеся с неба ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Ним. Озаряемый неземным светом, Петр почувствовал неизреченное блаженство и воскликнул: “ Господи! Как хорошо нам здесь! Сделаем три палатки: Тебе — одну, одну Моисею и одну Илии”. Не успел он закончить своей фразы, как с неба спустилось таинственное облако, которое осенило их. Тогда из облака послышался голос Бога Отца, который сказал: “ Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте! “Испугавшись, ученики пали ничком на землю. Но Господь, подойдя, коснулся их и сказал: “ Встаньте, не бойтесь! ”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

А.В. Фомин Глава 3. Чудесные видения райских обителей Описание святыми отцами блаженства праведников Самое картинное описание блаженства праведников встречается у Ефрема Сирина , Иоанна Златоуста и Василия Великого из отцов Восточной Церкви; у Лактанция и Амвросия Медиоланского из древних отцов и учителей Запада. Особенно замечательно по живости и яркости красок описание Ефрема Сирина : оно находится в его знаменитых «Гимнах о рае», проникнутых глубоким восторженным чувством его святой души и отмеченных величавой прелестью оригинального высокопоэтического дарования. Рай он называет «Эдемом», «садом», «местом света и блеска», «местом радостей», «пристанищем победителей» и т. п., и помещает его «по ту сторону океана, омывающего землю». В раю четыре реки, воды которых подземными каналами проходят на землю и образуют здесь водные потоки. По форме он представляет высокую гору – «превыше всех гор земных» и так обширен по величине, что может вместить всех праведных; гора разделяется на три отделения: нижнее – от подошвы до средины, средняя часть и вершина горы, над которой обитает сам Бог; праведные же, переходящие в рай по смерти, размещаются по степеням их заслуг по трем различным отделениям райской горы. Рай имеет врата, которые для вступающих в него служат местом испытания, так как только люди вполне достойные могут проходить через них, а недостойные остаются вне врат, и в этом смысле, по словам Ефрема Сирина , каждый человек обладает ключами от рая. В раю среди множества райских деревьев возвышаются «древо познания добра и зла»: и «древо жизни» – последнее Ефрем Сирин называет «солнцем рая»: его листья всюду распространяют свет, «все деревья райского сада преклоняются пред ним, как пред своим царем», его красота и блеск выше всякого описания. И «древо жизни» также отличается необыкновенными достоинствами и красотой – под ним и вокруг него цветы, «образующие цельный цветочный ковер», на его ветвях «роскошные плоды», составляющие как бы его прикрытие, «его небо...». Кроме этих деревьев, в раю множество других, множество растений и трав, обладающих необыкновенными свойствами: «число их и блеск превосходит число и блеск небесных звезд», их благоухание подобно целительному бальзаму...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? (стих 1). Желая явить нам мужа совершенного, чающего получить блаженство, Писание рассматривает его свойства по порядку, шаг за шагом, начав с самых наглядных и основных. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? — “Пребывание” (paroik…a) означает непродолжительное времяпрепровождение. Это не жизнь прочно устоявшаяся, а проходящая в надежде на переселение в лучшее место. Святой проходит здешнюю жизнь, торопясь перейти в иное жительство. Посему и Давид говорит о себе: …странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои 1 . Ведь и Авраам — странник, не владевший ни пядью земли, а когда понадобилась ему могила, он ее купил ценою серебра 2 . Писание показывает, что во плоти человек живет странником, а по переходе из сей жизни упокоевается в принадлежащих ему селениях. Вот почему Авраам жизнь проводил среди иноплеменников, в собственность же себе хлопотал приобрести землю для могилы, чтобы она приняла его тело. Истинное блаженство не в том, чтобы прилепляться к земным вещам как к личной собственности и держаться за здешнее, словно за природную отчизну, а в том, чтобы сознавать свое отпадение от лучшего и, терпя наказание в сей жизни, проводить ее подобно тем, кого судьи за какую-то вину изгнали с родины на чужбину. Редко кто не привержен к здешнему как к лично ему принадлежащему, кто понял сколь кратковременно пользует богатство, кто ощутил недолговечность телесной крепости, кто уразумел, сколь ненадежно блистание человеческой славы! — Кто может пребывать в жилище Твоем? — Жилищем Бога называется данная Им человеку плоть как жилище для души. Кто станет относиться к этой плоти, как к чужой? Пришельцы, нанявшись работать на чужой земле, обрабатывают поле по желанию работодателя. Вот так и нам по соглашению поручена забота о плоти, дабы потрудившись над ней усердно, мы не без плода вернули ее Даровавшему. И если плоть достойна Бога, то она в самом деле становится жилищем Бога, так как Он обитает в святых. Такова плоть пресельника. [Псалмопевец говорит] поэтому: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Далее — продвижение, движение вперед к более совершенному: кто может обитать на святой горе Твоей? Земной иудей, когда слышит про гору, относит это к Сиону. — Кто может обитать на святой горе Твоей? Кто жил во плоти как пришлец, тот будет обитать на Святой горе. Гора означает место превыше небес, сияющее и светлое, о нем говорит Апостол: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму, где славословие Ангелов и Церковь первенцев, написанных на небесах 3 .

http://pravmir.ru/svyatitel-vasiliy-veli...

«И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: Блажени нищии духом...» ( Мф.5:2 ). «Каждая добродетель есть матерь следующей за ней... Всякий, бесстыдно утверждающий, что можно приобрести последующее, не упражняясь предварительно в предшествующем, без сомнения положил первое основание погибели для души своей». [Еп. Игнатий (Брянчанинов) ]. Сочинения. Т. 1, СПб., 1905, с. 57–58). Всё святое Евангелие исполнено высочайшей Божественной истиной. Читать его и изучать следует от начала до конца – не выборочно. Тем не менее в нём есть такие страницы, на которых как бы сосредоточена вся духовная сила, всё величие и богатство святого благовестия. Этому утверждению в полной мере отвечает содержание заповедей блаженства ( Мф.5:3–12 ; Лк.6:20–23 ). В них немногими словами изображается многое – путь, возводящий христианина от земли на небо, тот путь, которым шествовали в Царствие Божие все праведники, святые. Даны эти заповеди Господом вскоре после избрания Им двенадцати Апостолов ( Лк.6:13 ). Окружённый Своими ближайшими учениками, Господь, как повествуют святые евангелисты, «взыде на гору» ( Мф.5:1 ) и «ста на месте равне» ( Лк.6:17 ). К Нему приблизилось сюда «множество много людий от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска» ( Лк.6:17 )... Летом 1982 г. Господь сподобил меня в числе паломников Русской Православной Церкви посетить эту святую гору. Всё, что мы здесь увидели, не только воскресило перед нашими глазами (не просто перед мысленным взором) картину евангельских событий, но и ещё раз утвердило нас в том, что именно всё так и происходило, как это описали святые евангелисты. Теперь на плоской вершине горы – «на месте равне» ( Лк.6:17 ) – стоит величественный храм, который так и называется храмом Блаженств, как и сама гора именуется горой Блаженств. С галереи храма открывается величественная панорама: пологость горы, её необыкновенный простор. Подножие горы омывается тёплыми водами Галилейского моря... Кругом тишина и покой, слышно только, как ветерок шелестит листьями...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Сортировать по Исключить новости Дорогие о Господе братия и сестры, сегодня вся Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, духовно торжествует и ликует, прославляя славное Успение и переселение от земли на небо нашей общей христианской Матери, Державной нашей Заступницы, Преблагословенной Девы Марии. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие о Господе братия и сестры, сегодня вся Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, духовно торжествует и ликует, прославляя славное Успение и переселение от земли на небо нашей общей христианской Матери, Державной нашей Заступницы, Преблагословенной Девы Марии. Воспетая еще древними Пророками и ублажаемая от Духа Святаго за предопределенные Ей от Бога радость и блаженство, Она, Пречистая, живя на земле, еще не видит исполнения на Себе этих Божественных предречений; наоборот, великие скорби, нужды, душевные переживания сопровождают Ее земную жизнь. В земной Ее жизни над Ней исполнились в точности слова праведного Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Сколько горя перенесла Пресвятая Дева, сколько сокрытых слез пролито было Ею на земле, когда видела Она ужасные страдания и смерть Возлюбленного Сына Своего! И вот ныне, в самый день Успения Божией Матери оканчивается Ее слезное сеяние и делание. С минуты Ее переселения от земли на небо начинается — и открывается перед очами всей вселенной — Ее неземное величие, Ее слава и блаженство. Священное Предание о славном Успении Богоматери рассказывает следующее. По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, Пречистая Матерь Его с особенной любовью посещала те места близ Иерусалима, которые были ознаменованы молитвой, страданием и смертью Ее Возлюбленного Сына. Гора Елеонская, Голгофа, вертоград, где было погребено Тело Спасителя, сделались любимыми местами Ее молитв и излияний святых чувств Ее сердца. Часто и подолгу размышляла Она о Своей смерти и будущей загробной жизни, часто даже обращалась к Господу с молитвой о скором отшествии Своем из здешней жизни и блаженном соединении с Ним — Сыном Своим и Богом. И вот однажды, когда молилась Она на горе Елеонской, к Ней явился Небесный Вестник — Архистратиг Божий Гавриил, благовестивший Ей прежде бессеменное зачатие и рождение от Нее Спасителя мира. Ныне, представ пред Пречистой, он предвозвестил Ей, что наступило время для переселения Ее от земли на небо и причастия благодатных утешений от Духа Святаго.

http://pravmir.ru/slovo-na-uspenie-presv...

Глава 14. Видение 144000 девственников Откр.14:1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. После мрачной картины антихристова времени (гл. 13) тайнозрителю показывается отрадная картина небесного блаженства победивших во Христе. Иоанн видит: вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи . Это напоминает слова апостола Павла: «Вы приступили к горе Сиону... и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев... и к Судии всех Богу... и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления» ( Евр. 12:22–24 ). Под Сионом здесь не может разуметься буквально та гора, на которой стоял Иерусалимский храм, но это – небесный Сион, высший Иерусалим, город Бога Живого. В каждом городе бывают особо чтимые места, определенные памятники или иное определяющее лицо и значение города (храм святого Петра в Риме, Кремль в Москве и т. д.) Здесь Иоанн видит: Агнец стоит на горе Сионе. Агнец – это Христос, бывший как непорочная жертва заклан за грехи мира. Не только для земли, но и для всей вселенной важна жертва Христова, ибо и там, в Небесном граде, является Он в виде Агнца, «чтобы посредством Его (Агнца) примирить с Собою (Богом) всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол. 1:20 ). Вместе с Агнцем на горе Сионе и с Ним видит Иоанн сто сорок четыре тысячи . Кто эти блаженные со Христом? Андрей Кесарийский пишет, что «эти 144000 надо отличать от составленных ранее из всех колен Израилевых, но о девстве которых не засвидетельствовано». Сравнения 144000 в 7,1–8 и 14,1–5 показывает, что это не одни и те же. Общим является только число 144000=12 х 12 х 1000, означающее многоплодие апостольского семени (7,4). Характеристика же тех и других 144 тысяч разная. Там (в гл. 7) мы видели всю Церковь , всех запечатленных чад Божиих, выделенных из погибающего во грехах общества людей и сохраняемых Богом на земле во все времена, особенно же в кончину века при антихристе. Здесь (в гл. 14) мы под 144000 разумеем первенцев, совершеннейших во Христе, цвет и красу христианской Церкви, а не всю ее. Это можно сравнить, как в гл. 12 сын-муж жены-Церкви и «прочие от семени ее» (в гл. 7 показаны не «прочие» только, а вообще все). 144000 в гл. 14 это – сын-муж жены-Церкви (12,13). И то не все мужественнейшие чада Церкви, а только девственники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Обращение о губительном экуменизме 27.02.2016 4055 Время на чтение 11 минут Главе России, Президенту Владимиру Путину Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Всем членам Священного Синода и участникам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 02-03 февраля 2016 г. Ваше Высокопревосходительство! Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Вся Русская Православная Церковь, весь русский народ с трепетом следили за идущей уже более 50 лет подготовительной работой к Всеправославному Собору, проведение которого ныне намечено на 19 июня 2016 года, на греческом острове Крит. Цель, поставленная иерархами Православных Церквей более полувека назад - принятие документов, отражающих единый подход Поместных Православных Церквей к важнейшим вопросам современности с целью единства православных. Все мы помним, что на протяжении более 50 лет шли дискуссии, связанные с попытками согласовать богослужебный календарь. Юлианского календаря, освященного решениями Святых отцов семи Вселенских Соборов, на протяжении двух тысячелетий и ныне придерживаются Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Польская Поместные Церкви, Святая Гора Афон и целый ряд приходов в Европе и Америке, в то время как в других Православных Поместных Церквях с 1924 года принят ново-юлианский календарь, близкий к григорианскому, введенный под давлением английских сил (оккупационного режима стран Антанты) и по инициативе Константинопольского Патриарха Мелетия, известного масона. И ныне, православные люди разных Поместных Церквей отмечают такие великие двунадесятые праздники как Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы и другие с разницей почти в 2 недели и молятся всеми почитаемым Святым в разные дни. Другой важнейший вопрос, который готовился к этому Собору и также не находил решения на протяжении более 50 лет - это вопрос о порядке получения Православными Церквями статуса автокефалии. Увы, мы увидели, что 50-летние труды по решению этих кардинальных вопросов на сегодняшний день ничем не окончились, а фактически, их решение отложено на неопределенное время.

http://ruskline.ru/opp/2016/fevral/27/ob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010