Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ ХОРИВИТ [греч. Ησχιος Χωρηβτης] (VI-VII вв.), блж. (пам. 3 окт.). Об И. Х. рассказывается в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника ( Ioan. Climacus. Scala. 6. 18). Он жил отшельником на горе Хорив близ Екатерины великомученицы мон-ря на Синае , но не радел о спасении души. Однажды И. Х. так тяжело заболел, что находился между жизнью и смертью. Выздоровев, он замуровал двери своей кельи и в течение 12 лет не беседовал ни с кем из братии. И. Х. постоянно «ужасался и сетовал о том, что видел во время исступления» и проливал слезы покаяния. Незадолго до его кончины монахи разобрали вход в келью и стали просить блаженного поведать им о своем видении. На это И. Х. произнес единственную фразу: «Простите меня; кто стяжал память смерти, тот никогда не может согрешить». И. Х. был погребен на кладбище близ мон-ря вмц. Екатерины. Спустя нек-рое время братия вскрыла могилу, но не нашла в ней останков подвижника. Т. о. Господь показал «усердное и достохвальное покаяние Исихия и удостоверил нас, что Он приемлет и тех, которые и после многого нерадения хотят исправиться». Прп. Иоанн Лествичник († 649) был свидетелем этих событий. В греч. календарях память И. Х. не отмечена. Рассказ об И. Х. (под 2 окт.) был включен в учительный раздел пространной редакции древнерус. Пролога в 3-й четв. XII в. Возможно, он был внесен не непосредственно из «Лествицы», а из «Пандект» Никона Черногорца ( Прокопенко. 2008. С. 710). Впоследствии этот рассказ стал восприниматься как житие святого и память И. Х. была внесена в рус. календари. Ист.: PG. 88. Col. 796-797; Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994. С. 120; Τσμης Δ. Γ. Τ γεροντικν το Σιν. Θεσσαλονκη, 1988. Σ. 132-135. (Σινατικα κεμενα; 1); ЖСв. Окт. С. 87-88. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 307; Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (краткой и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв.//Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 710. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674962.html

Он начал копить и накопил монетами глиняный сосуд. После этого случилось ему заболеть: загноилась у него нога. Накопленные деньги он издержал на врачей, но врачи не могли оказать ему никакой помощи. Посетил его опытнейший врач и сказал: «Если не решишься на то, чтобы отнять часть ноги, то она вся сгниет». Вследствие этого был назначен день операции. В ночь перед операцией садовник опомнился, начал приносить покаяние, воздыхать и плакать, говоря: «Помяни, Господи, милостыни, которые я прежде подавал, когда работал в своем саду и заработанные деньги отдавал больным». Когда он говорил это, предстал ему Ангел Господень и сказал: «Где деньги, накопленные тобой? Где избранный тобой предмет надежды?» Садовник понял тогда, в чем заключалось его согрешение, и сказал: «Господи! Я согрешил. Прости меня. С этого времени больше не буду делать этого». Тогда Ангел прикоснулся к его ноге, и она тотчас исцелилась. Врач, как и условились, пришел с железными инструментами, чтобы отнять ногу, и не нашел дома больного. На вопрос о садовнике ему ответили: «С раннего утра ушел работать в сад». Врач пошел в сад и, увидя его копающим землю, прославил Бога, мгновенно даровавшего исцеление от болезни, не исцелимой человеческими средствами. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 485. 90)».    4) Одним из сильнейших средств в борьбе со многими страстями является память смерти.     Блаженный Исихий Хоривит в течение 12 лет непрестанно помышлял о смерти: Блаженный Исихий Хоривит, живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и для утверждения себя в новой жизни положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекало его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келии молчальником, вкушал только хлеб и воду, день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него смертный час, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хотя бы перед смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий вместо поучения воскликнул: «Простите меня, братие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

7,39).Знайте же, что, во-первых, польза от размышления о смерти есть та, что размышление о ней удаляет человека от грехов и вселяет в него ревность к добродетели. Блаженный Исихий Хоривит, живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и для утверждения себя в новой жизни положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он провел безвыходно в своей келье молчальником, вкушал только хлеб и воду и день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять хотя бы перед смертью что-нибудь сказать им в назидание.Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий вместо всякого поучения воскликнул: " Простите меня, братие. Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать " . И с этими словами предал дух свой Господу.И подлинно, братие, стяжавший память смертную не может согрешать! Поминай последняя твоя и во веки не согрешиши.Вторая польза от размышления о смерти – та, что этим размышлением человек исполняет заповеданное ему словом Божиим, а через это, конечно, угождает Богу. Христос, обращаясь к ученикам, говорит: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет... будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Мф. 24,42,44). И Сирах учит: Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе (Сир. 14,12). А посему: Поминай последняя твоя и во веки не согрешиши.Третья польза от размышления о смерти – та, что это размышление приучает человека смотреть на его земную жизнь как на жизнь временную и скоропреходящую, приучает смотреть на ее блага как на тленные и суетные и, наконец, приучает смотреть на тело как на темницу души, из которой душа рано или поздно должна освободиться; по претворении же и изменении нашего тела в духовное и бессмертное душа снова соединится с ним для Вечной Жизни в Боге.Наконец, четвертая польза от размышления о смерти – та, что память смертная приучает человека не бояться смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1221...

Вот уже шестнадцать верст мы проехали благополучно. На горизонте заблистали огоньки той деревни, куда мы ехали. Еще несколько мгновений – и наша лошадь доставила нас к дому финна, который имел нужду в пастырской помощи. При выходе из повозки в ночной полутьме я увидел в окне дома высокую фигуру хозяина. Он протирал запотевшие стекла в окне. Тогда я подумал: «Напрасно было предпринимать ночной путь из опасения, что больной умрет без напутствия Святыми Таинами». Войдя в дом, я, видя новорожденного малютку слабым, поспешил его окрестить и затем приступил к исповеди самого отца. На исповеди я узнал, что финн весьма благочестив. В течение всей своей жизни он ежедневно слезно просил Господа о даровании ему христианской кончины и напутствования перед смертью Святыми Таинами. После искренней, слезной исповеди и благоговейного причащения больной лег на лавку в передний угол и попросил позволения немного отдохнуть. Я сел рядом с ним и стал записывать в памятную книжку имя новорожденного младенца. Вдруг чувствую позади себя судорожную дрожь больного. Когда я оглянулся и посмотрел на него, то понял, что он уже скончался» (114, 180–182). Блаженный Исихий Хоривит, живший сначала в небрежении и лености, после тяжкой болезни решил исправиться и, для утверждения себя в новой жизни, положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келье молчальником, вкушал только хлеб и воду, и день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтобы хоть теперь он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий воскликнул: «Простите меня, братия! Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешить». И с этими словами предал дух свой Господу. И подлинно, братие: Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (ср.: Сир. 7, 39 ), учит премудрый сын Сирахов (112, 93–94).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Устрашенный грозным видением, Патерму-фий немедленно по пробуждении принял св. крещение и удалился в пустыню (Чет.-Мин., 9 июля). 3. Иногда, наконец, как бы для опытного удостоверения грешника в том, что ожидает его по смерти, Бог переносит на время душу его в другой мир посредством обмороков и, подымая завесу, сокрывающую от нас состояние душ умерших братии наших, показывает грешнику, какие страшные истязания и муки ожидают его за гробом. Исихий Хоривит, живя среди пустынников, долго и упорно скрывал под одеждою иноческою сластолюбивое сердце. Ни увещания братии, ни пример строгой жизни не действовали на лицемера: от первых он ограждался личиною добродетели, тщательно утаивая свои слабости; к последнему одебелевшее сердце было совершенно равнодушно. Благодать Божия проникла, однако же, и сквозь эту кору лицемерия: после часового обморока во время болезни Исихий провел двенадцать лет в затворе в самых строгих подвигах покаяния (Прол., 3 октября). 4. Обыкновенный и всегдашний образ действования Промысла Божия есть путь естественный; употреблять малые и обыкновенные средства к достижению великих и спасительных целей есть постоянный закон премудрости Божией. И человек в самом себе постоянно слышит неумолкающий глас Божий – это совесть, которая всегда напоминает ему о необходимости обратиться к Богу и оставить жизнь греховную. В Египте был разбойник Моисей; за чрезвычайную силу телесную и особенную наглость и жестокость товарищи избрали его начальником своей шайки. Половину жизни Моисей провел в постыдном ремесле своем. Казалось, что огрубевшее в злодеяниях сердце уже неспособно было приять когда-либо тихие внушения благодати Божией; но внезапно, во время уединения в одной пещере, пробудившаяся совесть своими терзаниями сокрушила сердце Моисея: он оставил прежних товарищей своих злодеяний, тайно от них ушел в монастырь и там подвигами покаяния удивил самых строгих подвижников (Чет.-Мин., 28 августа). Подобный Моисею разбойник в пустыне Ермопольской – Давид, почувствовав упреки совести и размыслив о своем гибельном состоянии, оставил все, почти насильно принудил игумена одного монастыря постричь себя в монашество и путем строжайшего воздержания и смирения восшел на такую высоту духовного совершенства, что сподобился чрез архангела получить от Господа прощение грехов своих и дар чудотворений (Чет.-Мин., 6 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

185-188 188-189 189-190 ИСИДОР (Никольский Яков Сергеевич; 1799-1892), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский 190-198 200-201 198-200 201-202 ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКА († 3-я четв. XV в.), , Юрьевские, Ливонские (пам. 8 янв., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) 203-206 ИСИДОР ИЗ МИЛЕТА (ум. не позднее 558), визант. архитектор и ученый, один из создателей Софии Св. собора в К-поле 207-208 208-224 ИСИДОР САМТАВИКСКИЙ прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов), один из 12 сирийских монахов, основателей грузинского монашества ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) 224-238 238-239 240-254 ИСИХИЙ мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ИСИХИЙ мч. Доростольский (пам. зап. 15 июня) - см. в ст. Иулий, мч. Доростольский (пам. зап. 27 мая) ИСИХИЙ († нач. IV в.), александрийский экзегет и справщик текста Септуагинты и НЗ, принятого в IV-V вв. в Египте 255-256 256-257 ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (2-я пол. IV в.- ок. 451), проповедник и экзегет, пресвитер, прп. (пам. 28 марта, согласно Месяцеслову имп. Василия II; 22 сент., согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех прп. отцов в субботу сырной седмицы) 257-276 ИСИХИЙ СИНАИТ (VII-IX вв. или 2-я пол. XII в.), прп., игум. мон-ря в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 276-279 ИСКРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ недействующий, в честь Успения Пресв. Богородицы, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 279-281 281-312 312-326 ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана 326-328 328-377 377-400 400-404 ИСМАЙЛОВ Филипп Филиппович (1794-1863), секретарь канцелярии Святейшего Синода РПЦ, обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Грузинского Экзархата РПЦ 404-410

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

572. Там же 21,7 (С. 156). 573. Об этом термине см.: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 283—286. 574. Иоанн Синайский. Лествица 15, 73 (С. 139). 575. Там же 27, 61 (С. 241). И. Озэрр (см.: Hausherrl. The Name of Jesus. P. 281—282) считает, что данное изречение принадлежит Георгию Арселаитскому, одному из синайских предшественников Лествичника, однако нам это предположение кажется не вполне обоснованным. 576. Существуют значительные разногласия между учеными относительно датировки трактата Исихия. «Оксфордский словарь Христианской Церкви» датирует его VIVII веками (Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by F. L. Cross and E. A. Livingstone. Third Edition. Oxford, 1997. P. 764), однако, ввиду того, что в трактате имеются аллюзии на Максима Исповедника и Иоанна Лествичника, он не мог быть написан ранее середины VII века. В то же время нет оснований предполагать, что Исихий жил намного позже, чем в VII веке, так как по стилю, тематике и даже фразеологии он гораздо ближе к Евагрию и Диадоху, чем, например, к поздне–византийским исихастам. Подробнее об Исихий см. в: Azovkin P. The Spirituality of Hesychios of Sinai. D. Phil, thesis. Oxford, 2000. 577. Очевидно, первоначально глав было 200. 578. См., в особенности, главы 5, 7, 8, 11, 14—16,20,21, 26, 28, 29, 30, 32, 39, 40, 41, 42, 46, 47, 52, 62, 88, 90, 91, 94, 97, 98, 99, 100, 102, 103,105, 106, 120, 122, 137, 142, 143, 149, 152, 153, 168, 169, 170, 171, 174, 182, 183, 187, 189, 196, 197. 579. Исихий. О трезвении и молитве 152 (Цит. по: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. 2–е. М., 1895. С. 136). 580. Там же 41 (С. 119). 581. Там же 169 (С. 139). 582. Там же 105 (С. 128). 583. Там же 196 (С. 143). 584. Там же 197 (С. 143). 585. Там же 106 (С. 129). 586. Там же 182 (С. 141). 587. Букв, в греч. оригинале: «с дыханием ноздрей твоих». 588. Исихий. О трезвении и молитве 189 (С. 142). Ср.: [Псевдо-]Евагрий. Главы 189 (PG40, 1276 С). 589. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21,7 (см. цитату выше). 590. Исихий. О трезвении и молитве 100 (С. 127—128).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

оригинале: «с дыханием ноздрей твоих». 588 Исихий. О трезвении и молитве 189 (С. 142). Ср.: [Псевдо-]Евагрий. Главы 189 (PG40, 1276 С). 589 Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21,7 (см. цитату выше). 590 Исихий. О трезвении и молитве 100 (С. 127—128). 591 Там же 5 (С. 114). 592 Там же 39 (С. 119). 593 Монах. 594 Исихий. О трезвении и молитве 149 (С. 136). 595 Тамже 168 (С. 139). 596 Там же 170 (С. 139). Ср.: Григорий Богослов. Слово 27, 4 (SC 250, 80: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать»). 597 Исихий. О трезвении и молитве 20 (С. 116). 598 Там же 62 (С. 122). 599 Там же 21 (С. 116). Ср. также главы 26, 42. 600 Там же 28 (С. 117). 601 Тамже46(С. 120—121). Та же тема в главах 88, 98, 137, 143, 153, 174 и др. 602 Там же 47 (С. 121). 603 Там же 142 (С. 134). 604 Там же 7 (С. 114). 605 Там же 91 (С. 126). 606 Там же 97 (С. 127). 607   608   609 Ср.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Святой Григорий Палама и православная мистика. В кн.: Мейепдорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно–христианская мистика. М, 2000. С. 286. 610 Исихий. О трезвении и молитве 152 (см. цитату выше). 611 Характерно, что в эту же эпоху на Западе складывается культ имени Иисусоыва, заметно отличающийся от византийского. Этот культ, закрепленный специальным декретом 2–го Лионского собора (1274), нашел отражение в латинской литургии, а также в многочисленных средневековых богословских трактатах, посвященных имени Иисусову. Многовековому развитию культа имени Иисусова подвел итог знаменитый трактат испанского мистика XVI века Луиса де Леона «Имена Христа» (см.: Louis de Leon. Los Nombres de Cristo. Des Noms de Jesus-Christ dans la Sainte Ecriture. Traduite par Г Abbe V. Postel. Paris-Lyon, 1862). Подробнее о средневековом культе имени Иисусова и о почитании так называемой священной триграммы (IHS) см. в: Noye I. Jesus (Norn de). — Dictionnaire de spiritualite VIII. Paris, 1974. Cols. 1114—1126. См. также: Biasiotto P. R. History of the Development of the Devotion to the Holy Name. New York, 1943; Metcalfe J.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Трезвение сопряжено с двумя факторами: памятью смертной, ценной для подвижника тем, что делает его ум свободным от забот о теле, и с постоянной Иисусовой молитвой, которая, как видно, рассматривается святым Исихием как один из способов трезвения 53 . Однако само учение об Иисусовой молитве у преподобного Исихия выражено более подробно, чем у того же преподобного Иоанна Лествичника 54 . По мысли Исихия Иерусалимского , Иисусова молитва является великим оружием против вражьих помыслов и демонских прилогов, а также инструментом, посредством которого достигается созерцание и просвещение. Молитва со временем наполняет подвижника светом. Святой Исихий даже указывает ступени этого просвещения: вначале появляется некий светильник, затем состояние, подобно свету луны, и, наконец, Господь Иисус Христос – Солнце Правды, восходящее и освещающее сердце человека 55 . Вместе с тем, призвание подвижника «дышать Иисусом Христом», т.е. соединять имя Господа Иисуса Христа со своим дыханием, чтобы множество находящих помыслов было преодолено единой мыслью о Христе. Преподобный Исихий настаивает на том, что высшая ступень подвижнической жизни – просвещение – является результатом трезвения и внимания, а не следствием других различных аскетических упражнений или добродетелей 56 . Истинный подвижник осознанно стремится жить в духовном трезвении, употребляя для достижения этой цели все свои силы и весь свой аскетический опыт. Однако, что важно для нашего исследования, преподобный Исихий, как и святитель Игнатий, сокрушается, что подобное делание редко встречается у современных ему монахов. Святой Исихий говорит, что внешне весьма легко стать монахом, для этого и труда особенного не надо. Но великий труд – сделать монахом внутреннего человека 57 . Несмотря на всю трудность молитвенного делания, а также подвига трезвения преподобный Исихий указывает, что тем, кто со смирением проходит это делание Господь подает утешение, именуемое им «отрадной тишиной» 58 . 1.5. Преподобный Исаак Сирин В аскетическом наследии преподобного Исаака Сирина молитва как таковая является наиболее детально проработанной аскетической темой. Для этого преподобного отца беседа ума с Богом считается высшим предназначением христианина, с которым ничего не может сравниться вообще 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Как снег не породит пламени, вода не родит огня, терн – смокв, так сердце каждого человека не освободится от бесовских помыслов, слов и дел, если не очистит своего внутреннего, не сочетает трезвения с молитвой Иисусовой, не стяжет смирения и душевного безмолвия, и не будет со всем усердием тещи, поспешая в предняя (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 192–193). Источник. Помыслы, против воли нашей втеснившиеся и стоящие в сердце, обыкновенно изглаждает молитва Иисусова с трезвением из глубин помышления сердечного (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 196). Источник. Прекословие обыкновенно преграждает дальнейший ход помыслам, а призывание имени Иисус-Христова изгоняет их из сердца. Как только образуются в душе прилог представлением чувственного какого-либо предмета, как то: оскорбившего нас человека, или женской красоты, или сребра и злата, или когда все это одно за другим побывает в мысли нашей; тотчас обличается, что привели в такое мечтание сердце наше духи злопамятства, блуда и сребролюбия. Если ум наш опытен, обучен и навык блюсти себя от приражений и видеть ясно, как днем, обольстительные мечтания и прелести лукавых, – то тотчас отпором, прекословием и молитвою Иисус-Христовою легко угашает разжженные стрелы диавола, не позволяя страстному мечтанию увлекать вслед себя и наши помыслы, а помыслам сим согласоваться с призраком прилога, или дружелюбно беседовать с ним и вдаваться в многомыслие, или сосложиться с ним, – за чем с некоторою необходимости), как ночь за днем, следуют худые дела (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 197). Источник. Как без большого корабля нельзя переплыть морской пучины, так без призывания Иисуса Христа невозможно изгнать прилога помысла лукавого (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 197). Что помыслы наши не что иное суть, как одни мечтательные образы вещей чувственных и мирских, этого многие не знают. Когда же побудем мы подольше трезвенно в молитве, тогда молитва освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать словеса супостатов (может быть значение помыслов вообще, что они суть; или планы и виды врагов  при всевании помыслов), и ощутить пользу молитвы и трезвения (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 201). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010