Господь наш Иисус Христос свидетельствует, что ад находится в земле, когда говорит о Себе, что Сыну Человеческому предстоит быть в сердце земли три дня и три ночи. Об этом говорит Его сошествие в ад, необходимое, чтобы вывести оттуда всех ветхозаветных праведников, с верой ожидавших Его, по пророчеству Осии: om власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 .) Святитель Иоанн Златоуст высказывает свое мнение о местонахождении ада в своих торжественных молитвах в Великую Субботу и в День Воскресения Христова. Величественное песнопение на утрене Великой Субботы, после прочтения шестопсалмия и великой ектеньи, начиная с двух умилительных и вместе с тем изящно-поэтических тропарей, из которых в первом воспевается погребение Господа, во втором сошествие Его в ад. «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое тело, обвил плащаницей и, благоуханиями умастив, положил в новом гробе». «Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь Бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавче Христе, Боже наш, слава Тебе». После этого все священнослужители, а в монастырях и все братство, выходят с зажженными свечами на середину храма, становятся перед плащаницей и начинают возглашать так называемым церковным уставом похвалы Господу, соединяя их со стихами 118-го псалма. Из этих похвал напомним те, в которых с наибольшей ясностью упоминается, что ад находится внутри земли: «Ты зашел под землю, Носитель света справедливости, и мертвых поднял, словно от сна, прогнав всякую тьму ада» (к ст. 56). «Держащий землю в руке, умерщвленный по плоти, под землею ныне удерживается, избавляя мертвых от господства ада» (к ст. 17). «Послушав Отца Твоего, Ты, Слове, сошел даже до страшного ада и воскресил род человеческий» (к ст. 59). «Ты зашел под землю, рукою Своею человека Создавший, чтобы восстановить от падения множества людей всесильным могуществом» (к ст. 80). «Воскресни, Милосердный, извлекающий нас из пропастей ада» (к ст. 166). «Под землю добровольно сойдя, как будто мертвый, Ты возводишь от земли к небесному оттуда падших, Иисусе» (к ст. 38). «Хотя и был Ты видим мертвым, но, как Бог , живым пребывая, возводишь от земли к небесному оттуда падших, Иисусе» (к ст. 47). В последних двух похвалах Церковь объявляет не только о местонахождении ада, но о местонахождении рая.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Неизчетен естеством сый яко Бог, неизчетную пучину щедрот яко имея, ущедрила еси Троице прежде: тако и ныне ущедри рабы Твоя, и от прегрешений избави, и напастей и обстояний. Будучи беспредельным по естеству Богом, имеющим беспредельное множество милосердия, Ты, Троица, проявляла прежде Свое милосердие, так и ныне умилосердись над рабами Твоими и избавь от прегрешений, искушений и напастей. Спаси мя, Боже мой, от всякаго искушения и озлобления, Иже в Триех Лицех воспеваемый несказанно, Единственне Бог и Всесильный, и Твое стадо сохрани, Богородицы молитвами. Избавь меня от всякой злобы и бед, Боже мой, неизреченно в единице, но в трех лицах воспеваемый и всемогущий Боже, и сохрани паству Твою по молитвам Богородицы. На утрени А) Воскресные седальны. По первом стихословии. Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Твое тело, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове закрыв положи: но тридневен воскресл еси, Господи, подая мирови велию милость. Благообразный Иосиф, сняв с (крестного) древа Твое пречистое тело, обвил его чистою плащаницею и, намастив благоуханиями, положил в новом гробе; но Ты, Господи, в третий день воскрес, даруя миру великую милость. Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. Но возопийте: воскресе Господь, подая мирови велию милость. Ангел, представ женам-мироносицам при гробе, восклицал: миро приличествует мертвым, Христос же явился чуждым истлению; лучше провозгласите: воскрес Господь, даруя миру великую милость. Препрославленна еси, Богородице Дево, поем Тя: Крестом бо Сына Твоего низложися ад, и смерть умертвися, умерщвленнии востахом, и живота сподобихомся: рай восприяхом древнее наслаждение. Тем благодаряще, славословим яко Державнаго Христа Бога нашего, и Единаго Многомилостиваго. Препрославленна Ты, Богородица Дева, – воспеваем Тебя; ибо крестом Сына Твоего низложен ад, умерщвлена смерть, мы – умерщвленные – восстали, удостоились жизни и возвратили рай – прежнее наслаждение. Посему благодарно прославляем Христа, державного Бога нашего и единого многомилостивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...