1880 г. P.S. М. Н. Катков известил меня, что письма Владыки нашего из Ярославля 200 , уже окончены печатанием, и что это издание обращено в мою пользу. Я думаю, что бесполезно будет присылать в Тверь для продажи; там мало людей, знавших незабвенного автора писем». На письмо это отвечал я от 8-го числа: «Приветствую Вас с новым летом благости Господней и с добрым началом Вашего нового жития в иноческой обители. Да благословит Господь Своим пренебесным вседейственным благословением это благое начало Вашего жития и да благопоспешит Вам Своею благодатью на новом предприемлемом Вами поприще духовного делания! Я верю, что дух блаженно-почившего братца Вашего радуется о Вас и благословляет вашу мысль и Ваше благочестивое намерение посвятить себя иноческой жизни. И я уверен что Ваше пребывание в обители будет не только спасительно для Вас для Вашей души, но и благотворно для настоятельницы с сестрами. Пример вашей жизни будет назидателен, для многих». В тот же день т. е. 1-го числа, писал я в Кострому преосвященному Игнатию: «Примите мое братское усердное приветствие с наступлением нового лета Благости Господней. Да благословит Господь в грядущем лете новым успехом все благие намерения и предприятия ваши на пользу духовной паствы вашей. Привыкши получать от Вашего Преосвященства частые известия и скорые отзывы на мои письма, между тем, не получая довольно долго от вас писем, я прихожу в недоумение и не знаю, чем объяснить ваше молчание. Здоровы ли и благополучны ли Вы? – Если можно, не замедлите известить меня о себе. Что до меня, то я, по милости Господней, пока жив, хотя и начинаю уже чувствовать некоторое ослабление в зрении. Впрочем этого и нужно было ожидать судя по неумеренности в чтении особенно письменных хартий и бумаг как официальных, так и неофициальных. Вследствие сего, в настоящую пору, я по необходимости должен, по настойчивому требованию врача умерить свою ревность. Должен посему ограничить сими краткими строками и настоящее послание мое». 10-го ч. получено мною было два письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1 . Надлежит вам, братие, являть многое хранение [своих] телесных чувств, так как жало греха через них проникает в душу, умерщвляя ее и делая ее неподвижной на всякое благое дело. Ибо, как гласит [Писание]: «Взыде смерть сквозь окна ваша» ( Иер. 9:21 ) 2 . А не хранящий уст своих и душу свою губит, и ближнему наносит тяжкий вред 2 . Особую осторожность следует соблюдать вам по отношению к языку, как к органу, доставляющему множество зол тому, кто небрежен, ибо преткновение от языка весьма ужасно, поскольку, как мы слышим, лучше упасть с высоты на землю, нежели низвергнуться, преткнувшись о язык 3 . Для упавшего с высоты это падение влечет либо болезнь, либо телесную смерть, но он не изведывает пагубы для души, поскольку [даже] в горечи смерти обрел надежду на отпущение грехов посредством [предшествующего] самоукорения и благодарения [Бога] 4 . А не хранящий уст своих и душу свою губит, и ближнему наносит тяжкий вред. Первый претерпевает [только] телесный ущерб, а второй подвергает опасности свою душу. В одном случае вред причиняется единственному [человеку], а во втором – многим [людям]; и, хотя часто имеющий бесстыдный язык, осознав свою опрометчивость, [пытается] через раскаяние загладить свое прегрешение, однако оскорбленному [брату], воспринявшему пагубные помыслы, он внушает память о зле и науку зла, а тем самым соделывает его сердце обителью для диавола. Поэтому и пророк, зная, что падение вследствие [невоздержанности] языка является одним из самых тяжелых, призывает чад Церкви [к покаянию], указывает им путь к спасению и заповедует в качестве первого способа [достижения] добра иметь узду на языке и узы на устах. Он говорит, что, если хочешь обрести жизнь и «дни благи, удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти» ( Пс. 33:13–14 ). Словом «зло» он запрещает всякие разнузданные речи и злословие, а словом «лесть» препятствует [проявляться всякому] лукавству и [обнаруживаться] его последствиям, то есть притворству, угодничеству, лжи и загадочным речам, которые незримо уязвляют брата 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

КРОВЬ (см. также: Плоть). Есть действие от крови, кажущееся для неопытных действием благим, духовным, а оно не благое и не духовное – оно из падшего естества нашего и познается потому, что порывисто, горячо, нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир. Рассмотри себя внимательно: действия в тебе – еще смешанные: действие духовное смешано с действием кровяным. Ты их не различила и не разделила. Смотри за твоими водами (сердечными чувствами), чтобы они текли тихо, как сказал Пророк о водах Силоамских: «воды Силоамли текущия тисе» ( Ис.8:6 ). Всякое разгоряченное чувство – кровяное! Не сочти его усердием, ревностью по благочестию, любовью к Богу и ближним. Нет – это движение души, произведенное в ней нервами, кровью. А кровь приводится в движение душевными страстями, которые – орудия и цепи миродержца, его скипетр, держава. Храни себя в глубоком мире и отвергай все, нарушающее мир, как неправильное, хотя бы оно имело наружность правильную и праведную. 129 . ...У Вас пылает естественный огонь, и кровь Ваша жива. По этой причине нет места в сердце Вашем для того Божественного огня, который ввергнуть в нас пришел Господь и которым потушается огонь естественный. «Глаголяй обоя имети, – говорит святой Иоанн Лествичник , – прельсти себе». В Вас – движения, именно зависящие от крови; они препятствуют явлению движений духовных, держат душу Вашу в темноте, в каком-то нерешенном состоянии, Вами ощущаемом, но не понимаемом. Не понимаемом, потому что таковые движения могут сообщать только мнение знания, а не знание, ясное, точное, как истинное. Оттого-то совесть Ваша, когда Вы рассматриваете себя и вникаете в себя, отвечает Вам невнятным, страшным голосом самомнения. Вы нуждаетесь в утешении: да утешит Вас Истина! [...] У Вас кровь жива, а душа мертва. Для оживления души нужен Дух. С живой душой сотворен был Адам, т.е. душе его соприсутствовал Дух Божий и приводил ее в движение, почему движение это было движением духовным, в Боге. При согрешении Адама отступил от него Дух Божий: душа Адамова тут же умерла, а ожили плоть и кровь. Посредством их диавол начал действовать на душу, содержать ее в омрачении, смерти, пленении. Оттого-то нужно умерщвление не только плоти, но и крови; если же не умертвится кровь, то, несмотря на молчание плотских страстей, диаволу довольно посредством крови держать душу в плену действием душевных страстей. Если душа не предочистится и не умилостивит Бога покаянием, то никаким образом невозможно ей ощутить действия духовного. Если же не оживет таким образом (движение есть верный знак жизни), то никак не возможет познать и узреть душевных страстей. А не узрев уз своих, возможет ли освободиться от них? Находясь в этих узах, она находится в области диавола, который держит ее в своем омрачении и мертвости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скачать epub pdf УЧИТЕЛЬСТВО «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» ( Ин. 10,10 ) Если трудно учить, то еще труднее учить учительству. Ибо учительство есть и великий грех , и величайшее добро. Учительство грех , потому что: «и не называйтесь наставниками, ибо Один у вас Наставник – Христос» ( Мф. 23, 10 ). И – «Братья мои, не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» ( Иак. 3, 1 ). Учительство – добро, потому что «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном» ( Мф. 5, 19 ) и – «Как прекрасны ноги... благовествующих благое» ( Рим. 10, 15 ). Творить и учить трудно. Трудно блаженство учительства, и трудно избавление от его греха. Учащий уподобляется Богу. Неправильно (ненадлежаще, и не в надлежащем духе) учащий уподобляется идолу и диаволу. В этом крест истинного учительствования, и его слава. Евангелие есть Слово, направленное не к ученикам только, но и к учителям, ибо ученик Божий есть учитель человеков. Жить по Христу, – это значит непрестанно учить всех и научаться чрез всех и от всего. Жить по Христу, – непрестанно учить себя. Учение истине – других, есть лишь возрастание учения себя. Кто евангельски учит себя (являет любовь Божию к себе), может учить и других. Правильно учащий себя – изливается правильностью сердца своего, и учения своего на других. Ибо других видит частицами себя. И им изливает свое познание любви. Им излучает свое познание правды; и словами, и делами, и молчанием, и молитвой. В любящем, все – учит; ничто не пребывает в покое, все изливается, излучается, приобщается ко всему, и все приобщает своей любви. Учительство Христово есть осоление Мира – чрез людей. Людей – друг чрез друга. Лживое учительство, есть сеяние плевел ( Мф. 13, 25 ) – горькой травы зла и неведения. Сеяние учения равно сеянию хлеба. Слово небесное сеется через слово человеческое. Слово человеческое есть вид зерна; слово Божие есть сила жизни в зерне. Форма должна сгнить, и слово человеческое должно стереться. Сила Божия, оплодотворявшая слово человеческое, дает плод. Суд над словом есть молчание, в котором все истинное зреет и растет (митр. Филарет).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Я, по своей наивности, всё ищу ответ на вопрос о непомерном страдании мира. Везде, куда ни кинешь взор, видишь, если у тебя есть глаза, как страдает человечество, отягощенное, беременное небытием, крича в своей немой боли, беспредельной и неисцельной. Это невыразимая боль , от которой человечество через все поры души проливает пот, как геморрагию смысла и света. Люди, раздавленные этой жизнью, ужасающе жалкие, миллиарды голодающих, детей, вопиющих к небу в малярийной лихорадке, лютых войнах, которые уносят людей миллионами, в лишениях, болезнях, грехе, скрежете душевном. На первый взгляд, немногие люди действительно счастливы: одни довольствуются конформистской тряпкой дешевых удовольствий, секонд-хэндом, а другие просто не обладают инструментами для восприятия страданий мира сего. Вспоминаю в этой связи мучительный крик царя Давида , баловня судьбы, плачущего и вопрошающего перед запертыми воротами Бога: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от мене? Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь? Доколе вознесется враг мой на мя?» (Пс. 12: 1–3). В этих словах гениально и промыслительно заключено всё страдание мира сего, ужасающий крик мира в смерти и смерти в мире. Ответ на эти фундаментальные вопросы падшего существа невозможно было дать от начала мира до пришествия Христа. Само человечество являло собой вопрос без ответа, надежду, убитую в зародыше, пустое обещание бессмертия, знак вопроса, поставленный на вселенной. И всё это – в молчании, раздавливающем человека. Христос приносит избавление от смерти, исцеление, оживление. Он помазывает миром раны человечества, несет их на Своем Кресте, накладывает на них Свои руки, исполненные вечного света, дует благодатью на труп мира сего и возвращает его из небытия к жизни. Он научает человека рецептам счастья вечного, освящает Божественной Кровью наши клети, исполненные мрака, радует светом ослепшие глаза человека, забывшего свое предназначение на земле. Христос учреждает рай в душах благодеяниями и жертвой, напояет Духом Святым каменные борозды сердца, вкладывает благое семя Слова в ум и душу.

http://pravoslavie.ru/96545.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русское старообрядчество сегодня (Телепрограмма, 21.05.05) (комментарий в свете веры) Рогожская слобода Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 21.05.05) Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 21 мая 2005 года (формат WM9 - 256Kbps – PAL, 25 мин., 56 Mb, разр. 320х240) Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире – Православная энциклопедия. Сегодня наша программа посвящена старообрядчеству – самой закрытой, самой загадочной ветви Русского Православия. Специально для нашей программы, впервые в истории развернутое интервью для телевидения согласился дать митрополит Русской Старообрядческой Церкви Андриан. И впервые наша съемочная группа была допущена в храмы Рогожской слободы. Старообрядцы в России существуют уже три века, параллельно с Русской Православной Церковью. Для непосвященных людей эта церковная рана не заметна. Многие о ней просто не знают. Но Церковь о ней не забыла. Как было сказано на недавнем Архиерейском Соборе: «Мы должны подумать о наших отделенных братьях, о тех, с кем у нас общие предки и общая вера, а когда-то была и общая молитва. Теперь настало время задуматься об уврачевании последствий раскола». Нашим зрителям мы тоже предлагаем об этом подумать. Вопрос нашего интерактива такой: Считаете ли вы, что возможно преодолеть многовековой раскол в Русской Церкви? А теперь – новости минувшей недели. Сюжет: Тайна старой веры Снятые печати Сто лет назад император Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости». Этим он даровал свободу богослужения старообрядцам. Первым посетителем выставки «Тайна старой веры» стал митрополит Андриан, глава Русской Старообрядческой Церкви. В двух небольших залах Исторического музея уместились документы и церковная утварь, старообрядческие подручники и знаменитые четки-лестовки, литографии и иконы. Среди них – редчайший образ Спаса «Благое молчание», о котором вспоминал Очарованный странник Лескова.

http://sedmitza.ru/text/402297.html

Акафист святому преподобному Иосифу, игумену Волоколамскому, чудотворцу Кондак 1 Избранный угодниче Христов и дивный благочестия подвижниче, преподобне отче Иосифе, иже сугубый свыше дар приемый боговедения же и исцелений, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице моли избавитися нам от находящих бед и скорбей и болезней, да любовию зовем ти: Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче. Икос 1 Ангела во плоти тя ведуще, преподобне Иосифе, посланна от Бога, да явит тобою в человецех образ истиннаго благочестия и добрых дел, чудящеся путем Его, во временнем житии твоем явленным, и величие благоутробия Его прославляюще, во умилении сердечнем взываем ти сице: Радуйся, добраго корене отрасле благородная; радуйся, лозо винограда Христова многоплодная. Радуйся, чадо молитвы родителей благочестивых; радуйся, надеждо и утешение сердец их боголюбивых. Радуйся, издетска страх Господень стяжавый; радуйся, семя слова Божия от юности восприявый. Радуйся, измлада смирения и молчания хранителю; радуйся, молитвы и воздержания ревнителю. Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче. Кондак 2 Видя Христос благое сердца твоего изволение и рачение, яко от юности немолчно прославлял еси Имя Господне чтением и пением псалмов и песней священных во святем храме Его, в скинии небесней вчини тя, преподобне, в лице праведник совершенных возносити ему купно с ними ангельское пение: Аллилуиа. Икос 2 Разумев от писаний отеческих благих мира сего тщету, исход же от временнаго сего жития непрестанно помышляя и пребывая присно в сокровеннем подвизе молитвы, никакоже сердцем прилепился еси к сущим от мира, разве точию к единому достойнейшему от сверстник твоих, с нимже и путь богоугоднаго иноческаго жития от дней отрочества предъизбрал еси, преподобне. Темже ублажаем тя сице: Радуйся, цвете благоуханный добраго воспитания; радуйся, сосуде Божественнаго избрания. Радуйся, в разуме Богом просвещенный; радуйся, сердцем в Бозе утвержденный. Радуйся, образе содружества непорочнаго и нелестнаго; радуйся, вседушевне взыскавый Царствия Небеснаго. Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

http://ms.pravoslavie.ru/111445.html

Поучение на память святой великомученницы Екатерины, месяца ноября, в 24 день («Агница Твоя, Иисусе, Екатерина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся» (Тропарь общий мученице)) Войдя в праздничный день святой великомученицы Екатерины в этот ее пречестный храм, поклонившись по благочестивому обычаю местной ее иконе и облобызав ее, я удивился, слушатели благочестивые, удивился, говорю, такому изображению ее на честной иконе, что девица держит крест в руке своей. Крест приличествует рукам архиерейским, иерейским, освященному чину, ибо они носят крест в своих руках, осеняют, благословляют им. Девическим же рукам подобает носить перстни золотые или цветы благовонные, или яблоки красные, или что-нибудь другое, подобающее лицу девическому, а не крест. Креста не дают в руки девицам и разве только позволяют им прикасаться к нему устами. Почему же мы видим здесь святую деву Христову Екатерину изображенной с крестом в руках? Об этом я и хочу ныне вкратце побеседовать «при Господнем содействии» и рассмотреть, для какого таинства девическая рука носит честный крест Господень? Святой крест – это прежде всего знамение христианской православной веры. У нечестивых, не верующих в Господа нашего Иисуса Христа, креста не увидишь. Крест там, где вера, и там вера, где крест. Одни православные христиане украшаются крестом, крестом ограждаются и о кресте хвалятся вместе с апостолом, который говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ). Крест в руке святой великомученицы Екатерины – это знамение ее истинной веры во Христа Иисуса, и не только веры, но и дел, ибо крест – в руке, и как крест знаменует веру, так рука означает дело: крест в руке – это вера с делами. Слышал я где-то такую притчу духовную: однажды собрались все добродетели в одно место, составили собор и условились поделить между собой доброго человека так, чтобы каждая добродетель имела свое место в особой, уделенной ей части человека, как бы в своей келии. Прежде всего, благоразумию достался мозг, покаянию волосы, чтобы ими вместе с Магдалиной отирать ноги Христовы. Любовь поместилась в сердце, целомудренная стыдливость на лице. Благое молчание избрало себе место в устах, а пост с воздержанием – в желудке. Святая надежда нашла место в очах, чтобы с упованием смотреть на Бога: «Как они рабов обращены на руки господ своих и как они рабыни – на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» ( Пс. 122:2 ). Трудолюбию были даны руки и плечи, терпению – хребет, послушанию – ноги. А святая вера, как первейшая добродетель, без которой невозможно спастись, взяла себе две части в человеке: ухо и руку; ухо – дабы ее слышали, ибо, как говорит апостол: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» ( Рим. 10:14 ); руку же – дабы она была исполняема и самим делом, по слову святого Иакова: «Покажи мне веру твою без дел твоих» ( Иак. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Рубрики Библиография. «Фома» – июль 2010 17 мин., 19.07.2010 Поделиться   1 страница обложки – портрет трехкратной олимпийской чемпионки по синхронному плаванью, члена Общественной палаты РФ, телеведущей Марии Киселевой (фото Владимира Ештокина) См. в рубрике «Интервью номера»: Мария Киселева. Материнство меняет жизнь, С.8-12.   Пролог: (на заставке – икона «Ангел Благое Молчание» - иллюстрация из книги «Ольга. Запретный дневник», предоставлена издательской группой «Азбука-классика». Фото Аллы Стецун)   Ольга Берггольц. Берггольц. Отрывок («Достигшей немого отчаянья…». Стихотворение, 1952//Фома. - – июль 2010 . – С.2. – (рубрика « Пролог »).   Содержание : С. 3.   Колонка главного редактора:   Монолог:   Владимир Легойда . Лучше бы это было со мной, или Еще раз о «малой церкви» . Фото Владимира Ештокина, PhotoXpress//Фома. - – июль 2010. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог» ).   Вопрос номера:   Какой день Вы считаете днем рождения Вашей семьи? //Фома. - – июль 2010. – С.6-7. – (рубрика « Вопрос номера »). На вопрос ответили:   Антон Макарский , певец, актер, Москва. «Антоша молодую Лилечку привел…». PhotoXpress. – С.6;   Юлия Крылова , инженер, Санкт-Петербург. Судьбоносная очередь… в гардероб . Фото из архива автора. – С.6;   Анна Ильина , домохозяйка, мать шестерых детей, Королев. Красота и строгость венчания. Фото из архива автора. – С.6;   Дмитрий Барабась , преподаватель менеджмента, Киев. По наитию я выделил ее из толпы. Фото из архива автора. – С.7;   Сергей Земсков , руководитель студии «Оловянные люди» и творческой мастерской «Адама», Санкт-Петербург. День, когда я осознал, что нужен семье . Фото из архива автора. – С.7;   Ксения Лученко , главный редактор интернет-издания «Татьянин день», Москва. Его боль – моя боль . Фото Анатолия Данилова. – С.7.   Интервью номера:   Мария Киселева , трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, телеведущая, член Общественной палаты РФ, член президиума Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту, мать двоих дочерей. Материнство меняет жизнь. Беседовала Валерия Посашко . Фото Владимира Ештокина и фото «РИА Новости», PhotoXpress//Фома. - – июль 2010. – С.8-12. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Мария Александровна Киселева » (С.9).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-87-i...

Рубрики Что такое отпевание? 7 мин., 20.04.2015 Поделиться Отпевание – это богослужение, во время которого Церковь молитвенно провожает усопшего в мир иной, просит у Бога прощения его грехов и дарования ему упокоения в Небесном Царстве. Отпевание — народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В Требнике отпевание именуется «последованием мертвенным» («последованием погребения»). Какое значение имеет отпевание для скончавшегося? Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся – совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное. Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать «последнее целование», нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином — и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека. Отпевание — это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности — венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело. Кроме того, чин отпевания полезен и для нас. Мы и понимаем, что смерть – это начало вечной жизни, но если Сам Господь плакал, когда его друг Лазарь умер, как не плакать и нам? Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей, что кажется нам противоестественным, несправедливым и прочее. Молитвы, которые поются во время отпевания, являются утешением для человека, который находится в скорби.

http://foma.ru/chto-takoe-otpevanie.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010