Поэтому проповедь о Кресте, по апостолу Павлу, – это не только свидетельство об историческом факте распятия, но и призыв твердо держаться исповедания христианской веры (см.: Гал. 5: 11), указание на то, что для нас, спасаемых, Крест – это сила Божия (см.: 1 Кор. 1: 18). «Крест проповедуется – и воскресение даруется, и жизнь является, и Царство Небесное удостоверяется» То, что прежде было символом осуждения, теперь стало знаком спасения. Христос просветил сидящих во тьме, освободил нас от заблуждения и сделал друзьями Богу. Теперь мы уже не блуждаем по пустыне, но имеем источник воды живой; мы не боимся хищных волков, потому что получили Доброго Пастыря; нас не страшат тираны, поскольку находимся около Царя Небесного. До Креста мы были чужды рая, а с явлением Креста даже благоразумный разбойник был удостоен рая. По словам, относящимся к традиции святителя Иоанна Златоуста, через проповедь о Кресте распространяется истина по всей вселенной, исповедуется вера в Бога, «Крест проповедуется – и мученики подвизаются и исповедничество за Христа утверждается; Крест проповедуется – и воскресение даруется, и жизнь является, и Царство Небесное удостоверяется» . В одном из своих «Огласительных слов» святитель Кирилл Иерусалимский расширяет понятие о силе крестного знамения, указывая на то, что оно – не только способ внешнего утверждения веры, но и сила против диавола и его падших духов. «Итак, не будем стыдиться исповедовать Распятого, – пишет святитель, – с дерзновением будем изображать рукой знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; будем изображать Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем… Ибо это – благодать Божия; знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством Креста победил Он их, властно подвергнув их позору (Кол. 2: 15). Когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона» . Использование крестного знамения как отгоняющего всякую нечистую силу стало частью аскетической практики древних подвижников. Но это – не магическое действие, которое действует само по себе, и не только внешнее выражение православного благочестия. Крестное знамение – это, в первую очередь, видимое исповедание нашей веры в Спасителя Иисуса Христа, духом уст Которого уничтожается всякое беззаконие (см.: 2 Фес. 2: 8). Осеняя себя крестным знамением, мы, по словам Златоуста, должны задуматься над теми страданиями, что претерпел Спаситель: «Когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение Креста, и тогда ты угасишь свой гнев и все остальные страсти» .

http://pravoslavie.ru/97385.html

II. В изложенном понятии об освящающей нас благодати заключаются три частнейшие. Она – а) есть особенная сила, особенное действие Божие в человеке, как видно из слов самого Господа к апостолу Павлу: довлеет ти благодать моя: сила бо моя в немощи совершается, и за тем из слов св. Павла: сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова ( 2Кор. 12, 9 ), и в других местах: емуже бых служитель по дару благодати Божия, данные мне по действу силы его ( Еф. 3, 7 ); в немже и труждаюся и подвизаюся по действу его, действуемому во мне силою ( Кол. 1, 29 ). Или: разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех ( 1Кор. 12, 4–6 ). Подаяй убо вам Духа, и действуяй силы в вас, от дел ли закона, или от слуха веры( Гал. 3, 5 )? Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуемей в нас, тому слава в церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков, аминь ( Еф. 3, 20. 21 ). Она – б) даруется нам туне, ради заслуг Иисуса Христа, как учит тот же апостол: вси согрешиша, и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию его, избавлением, еже о Христе Иисусе ( Рим. 3, 23. 24 ; снес. 6, 16). Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим ( Тит. 3, 3 ). Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать: да якоже царствова грех во смерть, такожде и благодать воцарится правдою в жизнь вечную Иисус Христом Господем нашим ( Рим. 5, 20. 21 ). Да оправдившеся благодатию его, наследницы будем по упованию жизни вечныя ( Тит. 3, 7 ). Да совершит вы (Бог) во всяком деле блазе, сотворити волю его, творя в вас благоугодное пред ним, Иисус Христом ( Евр. 13, 21 ). Благодатию Господа Ииуса Христа веруем спастися ( Деян. 15, 11 ). Эта освящающая благодать, для большей отчетливости в учении об ней, подразделяется еще на частнейшие виды.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Благодать Святого Духа — великая сила, и мы знаем, что она дождит и на праведных, и на грешных (см. Мф. 5:45). Но это не означает, что каждый человек получает и усваивает этот Божественный дар, потому что благодать никого не лишает свободы. Хочешь принять благодать — принимай и живи по этой благодати, не хочешь — не принимай. В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху (см. Прем. 1:4), как учит нас слово Божие. Благодать не силой берет человеческое естество, его разум, его волю, его чувства; она прикасается к нам подобно легкому дуновению ветра, но в этом дуновении — живительная сила. И если мы обретаем эту благодать, то получаем прощение грехов, а значит, способность обрести общение с Богом в вечности. Сегодняшний день свидетельствует о величайшей милости Бога к человеку, о величайшей силе, которую Бог дал человечеству через искупительные заслуги Своего Сына, через страдания, крест, Воскресение и вознесение Господа Иисуса Христа. Этот день посвящен замечательному исповеданию нашей веры в то, что Бог присутствует с нами силой благодати Божией. И мы, имея эту веру, должны сопровождать ее таким образом жизни, чтобы наши грехи, наши преступления, наши злые мысли, наши злые поступки не становились средостением, бетонной стеной между благодатью Божией и нашей жизнью. Вот почему дар благодати Святого Духа не только дарует нам способность обрести спасение, но и заставляет нас ответственно относиться к своей жизни. Он заставляет нас думать о том, что означает быть избранниками Божиими, на которых излился Божественный дар, и через эти размышления осознать свою собственную личную ответственность за то, чтобы, получив этот дар, хранить его и, опираясь на силу Божественной благодати, обретать способность достойно идти по жизненному пути. Идти, исполняя Божии заповеди, распространяя вокруг себя добро и уходя от всякого зла и в мелочах (а ведь мы ох какие мастаки совершать зло, осуждая, допуская так много лишних слов, не задумываясь о том, что обижаем ближних своих), так нередко и в серьезных проступках, когда забываем о Боге и своей ответственности и реально — не словами, а жизнью — отказываемся от того, чтобы быть сынами и дочерями Божиими, а значит, по собственной воле исторгаем из души дар Божественной благодати.

http://pravoslavie.ru/136786.html

Эти отрывки из послания апостола Павла действительно открывают нам тайну того, что есть человеческое спасение. Но как сочетается Божественная сила, Божественная благодать и, более сказать, промысл Божий с нашей личной свободой, которой Господь украсил каждого человека? Как взаимодействуют то, что имеет непреодолимую силу в отношении к человеку, то есть сила Божия, с человеческой силой, с человеческой свободой? Над этим вопросами бились в прошлом, да и сегодня еще размышляют философы, но они находят свое разрешение только в тех замечательных словах, которые сегодня мы слышали за Божественной литургией и которые говорят о спасающей силе Божественной благодати, подаваемой нам через веру. Да поможет всем нам Господь хранить веру в сердце, дабы обретать через нее Божественную благодать. По милости Божией, по человеколюбию Сына Божиего благодать даруется нам всякий раз, когда мы совершаем Святую Евхаристию, всякий раз, когда мы окропляем себя святой водой, всякий раз, когда мы участвуем в церковных Таинствах. Эта благодатная сила даруется нам, почему она и называется в Священном Писании «даром». За эту силу не нужно вносить никаких пожертвований, не нужно ничем жертвовать — только нужно иметь сильную веру, потому что никакие человеческие усилия, никакие духовные упражнения, никакое напряжение воли не поможет нам привлечь к себе Божественную благодать, которая дается даром в ответ на нашу веру. Наученные этой великой спасительной мудростью, будем помнить, что вера есть непременное условие человеческого спасения. Без веры ничего не получится, никакая цепь с Богом не замкнется, никакая благодать не прикоснется к нашему сердцу. Вот, наверное, поэтому враг рода человеческого и делает все для того, чтобы разрушить в людях веру. Ведь если вера разрушается, то и цепь между Богом и человеком разрушается. Небо не соприкасается с земным, физическим миром, если нет веры. Поэтому так много сил работает на то, чтобы отнять у людей веру; а задача Церкви заключается в том, чтобы постоянно напоминать людям, что вера является непременным условием спасения, потому что в ответ на веру мы получаем Божественную благодать, которая только и может спасти человека.

http://pravoslavie.ru/136903.html

4. Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явится дивным в день оный во всех веровавших, так-как поверили нашему свидетельству. 5. Для сего и молим всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными знания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, 6. Да прославится Имя Господа нашего Иисуса Христа в вас и вы в Нем по благости Бога нашего и Господа Иисуса Христа. 6 Пс. 68:14 1. А я с молитвою к Тебе, Господи, во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей, услышь меня в истине спасения Твоего; 2. Услыши, меня, Господи, ибо блага милость Твоя по множеству щедрот Твоих, призри на меня; 3. Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня, 4. А я беден и страдаю, помощь Твоя, Боже, да восстановит меня, 5. Я буду славить имя Бога в песни, буду превозносить Его в славословии. 7 Лк. 1:68 1. Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему; 2. И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, 3. Как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, 4. Что спасает нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; 5. Сотворил милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой. 8 1Пет. 5:10 1. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам по кратковременном страдании вашем да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. 2. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. 9 Рим. 15:5 1. Бог же терпения и утешения да дарует вам бысть в единомыслии между собою по учению Христа Иисуса. 2. Дабы вы единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 3. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. 10 1Кор. 15:57 1. Благодарение Богу даровавшему нам победу Господом нашим, Иисусом Христом! 2. Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды и непоколебимы всегда, преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. 3. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. 4. И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. 11

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Седален, глас 8: Преподобнически на земли пожил еси, отче, плоть твою трудами неленостно распиная и добродетельми душу украшая, последи же и кровь твою за Христа излиял еси, сего ради молися Ему прилежно о чтущих святую память твою. Слава, и ныне, глас тойже: Силою невидимою Твоя икона, Богородице, одеяна, неисчетную пучину чудес источает яве и устрашает иноплеменных полки и еретичествующих разоряет соборища, здравие же независтно с верою притекающим дарует, и любовь умножает. Темже град Калуга непрестанно Тобою хвалится, Ты бо еси Заступница земли Русския необоримая. Песнь 4 Ирмос: В ознесена Тя видевши Церковь на Кресте,/Солнце Праведное,/ста в чине своем,/достойно взывающи:/слава силе Твоей, Господи. Юность твоя, отче, ветвие добродетелей израсти, яже в монашестем жительстве цветы благочестия украсишася, темже во страдании твоем плод Богу красен принесл еси, достойно взывая: слава силе Твоей, Господи. Паству твою, яко добрый виноградарь, к лозе Христовой привил еси, научая за вся благодарение Богу приносити и достойно взывати: слава силе Твоей, Господи. Лук безбожия сокрушися о камень твоего, отче, исповедания и уста, оболгающая тя, затворишася, достойно правду тебе вещающу. Богородичен: Я ко честнейшую Херувим и преимущую сил Небесных почти Тя Сын Твой, Богоневесто, темже образу Твоему покланяемся, яко Царица еси Небесе и земли, имже украшается земля Калужская. Песнь 5 Ирмос: Т ы, Господи, мой Свет,/в мир пришел еси,/Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения,/верою воспевающия Тя. Ты, Господи, Свет мой, в темнице немолчно взывал еси, Лаврентие крепкодушне, светом веры область тмы побеждая. Укрепляяй любящия Его, Господь во страданиих силу Свою ти даде, да ведают безбожнии, что есть вера Христова на земли. Похвалу тебе исплетает днесь пустынь Оптина, в нейже у ног отцев преподобных воспитался еси, темже молитися не престай, Лаврентие, о всех твою память зде празднующих. Богородичен: С тена крепкая и благочестия ограда чудотворная икона Твоя, Богородице, сущи: сего ради еретическая посрамляются собрания и немощствуют, на Твой взирающе благий и светлый лик.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому событие Введения во храм Пресвятой Богородицы должно не только научить родителей необходимости приводить детей в храм, для того чтобы они были счастливы в жизни, для того чтобы они могли достойно пройти жизненный путь. Это напоминание и самим родителям, да и всем людям о том, как важно посещать Божий храм, где наши немощные силы, и духовные, и физические, восполняются Божественной энергией, Божественной силой. И в доказательство этих слов хотел бы привести пример мучеников, исповедников, еще совсем недавно погибавших ради Христа на земле нашей. Откуда такая сила у нашего народа? Откуда способность преодолевать тяжелейшие испытания и гонения? Именно от той благодати, в которой народ воспитывался, которую он обретал во множестве храмов на земле Русской. А если бы не было того замечательного поколения православных людей, которые именно в храмах так закалили свой дух, то вряд ли вера православная в стране нашей, прошедшей через страшные гонения и истребление веры, сохранилась бы до века XXI-ro. Наш исторический путь, наш исторический опыт — это, в том числе, свидетельство о силе благодати Божией, которая через молитву, через посещение храма, через принятие Святых Христовых Таин укрепляет наш разум, нашу волю и наши чувства и делает нас способными обрести спасение. Спасение, которое через восшествие младенца Марии в Иерусалимский храм, через Благовещение о рождении от Нее Спасителя мира, через подвиг жизни, страданий и Воскресения Спасителя, через сошествие Святого Духа на апостолов, а через них — на всю Церковь, даруется и нам, чтобы, несмотря на немощь человеческую, мы имели надежду на жизнь вечную. Аминь. скрыть способы оплаты Комментарии Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке Осталось символов: 700 Отправить Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий.

http://pravoslavie.ru/135852.html

В книге Деяний мы читаем о том, как на земле была основана Церковь . Святым апостолам согласно обетованию Самого Христа в пятидесятый день по Его Воскресении ниспосылается благодать Духа Святого. Она нисходит в виде огненных языков, которые почили по одному на каждом из них; и исполнились все Духа Святаго ( Деян.2:3–4 ). Благодать преобразила и освятила души апостолов, сообщила их слову особую силу, соделала мужественными и бесстрашными перед лицом того противодействия, которое встретила вера Христова в непросвещенном мире. Не случайно в Священном Писании благодать именуется огнем. Огонь – образ Божества, попаляющего грехи кающихся и наказующего нераскаянных (см. Евр.12:29 ; Втор.4:24 ). Как огонь подает свет и тепло, так и Божия благодать просвещает и согревает верные Богу души. Свет веры и тепло любви – вот что дарует душе благодать Духа Святого. И этот дар по сей день действует в Церкви. Итак, благодать есть особое освящающее присутствие Божие. Это незримый свет, изнутри просвещающий сердце. Поэтому человек, стяжавший Божию благодать, воспринимает Бога как внутреннюю очевидность, как Небесного Отца, Который всегда рядом с тобой и пред взором Которого проходит вся твоя жизнь. Бог является в душе как Истинная Любовь, и потому люди, стяжавшие Его благодать, милостивы и сострадательны к ближним, так что самым врагам желают не гибели или вреда, а вечного спасения душ. Напрасно думать, что можно наполнить свои «энергетические каналы» Божией благодатью. Благодать – не сотворенная сила, подобная электрической, психической или какой-либо иной энергии. Она от вечности была свойственна Богу Троице, а в плане спасения людей есть личный дар Духа Святого. Храм, приведем аналогию, не автомобильная заправка, на которой в бак заливают топливо, достаточное для продолжительного пути, а храм есть место богообщения, такое святое место, в котором Бог наиболее доступен и близок ищущим Его людям. Глубокой ошибкой также будет считать, что колдуны или экстрасенсы могут «снять с иконы энергию», забрать в храме «всю благодать». Их субъективные впечатления далеки от подлинного приобщения благодати, а само их появление в храме Господь терпит лишь по снисхождению к ним и в связи с их возможным будущим покаянием. С чудотворной иконой «Всецарица», находящейся в Ватопедском монастыре на Афоне, была связана такая история, хранимая монастырским преданием. Однажды к иконе хотел приложиться юноша, посетивший обитель, но внезапно был отброшен от образа Богоматери невидимой силой. Тогда он со слезами покаялся перед старцами в том, что занимался колдовством. Так Господь не допустил ко святыне человека, преданного темной силе, и заодно вразумил его всецело порвать с дьявольским увлечением. Сама икона, кстати, прославилась исцелением не только телесных, но и душевных недугов, исцеления также получали страждущие наркоманией и раковыми заболеваниями. Темная сила боится чудотворных икон, святых одежд или одежд угодников Божиих, потому что во всех них незримо присутствует Божия благодать.

http://sueverie.net/blagodat-ili-podzary...

Спустя два столетия другой возлюбленный русским народом святитель Филарет Московский в годину смуты, войны и нестроений на нашей земле наставляет: «Если ты уклонишься от смерти за честь веры и за свободу Отечества, то ты умрешь преступником или рабом. А если умрешь за веру и Отечество, то ты примешь жизнь и венец на Небе»… «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша». В письме великому флотоводцу адмиралу Нахимову, предпосылая святительское благословение защитнику русского Отечества, святой Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Так и ныне да снидет святитель Митрофан (покровитель русского флота – ред.) с ликом прочих святых Земли Русской, всегда отличавшихся любовью к Отечеству, да снидет к флотам иноплеменников… да потемнит их умы, да расслабит и руки их, а Вам дарует победу»… Любимый и близкий русскому сердцу святитель Феофан Затворник также утверждает своими устами святые глаголы для нашей души: «В самом деле, братья, когда в дни царские мы собираемся в храмы Божии, в коих обыкновенно служим Богу Истинному, “творити молитвы, моления, прошения, благодарения (1 Тим. 2,1), за царя и царство, то сим исповедуем не только то, что Вышний владеет царством человеческим и, куда хочет, направляет его, но и то, что служа Отечеству, мы сим самим служим Богу”. Ибо: Когда Господь говорит: воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22, 21), то внушает, что совмещать это обоюдное служение не только можно, но и должно». Любовь рождает любовь, а от нее – высшая мудрость: полюбившая Россию и русский народ всем сердцем, святая мученица царица Александра, как мало кто из нас, глубоко и проникновенно рассуждает о патриотизме: «Истинная патриотическая любовь к Родине… великодушна. Это не слепое обожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена тем, как её будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнить ее высшее предназначение. …Любовь к Родине по силе близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую, часто трудную, и эта любовь не исключает любви к другим странам и всему человечеству. Во всех видах любви, которая выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации. Хотя и видимы её поля и города, ее высшее величество и главные святыни, как и все духовное, это сфера невидимого» (Слова добрые. Дневниковые записи 1908-1915 годов.).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/29/pa...

Лютеранское учение о существе таинств не отличается устойчивое™. Хотя оно и является выводом из обще-протестантского начала об оправдании человека единою верою, но это начало не проведено лютеранством со строгою последовательностью в приложении к учению о таинствах. Человек оправдывается единою верою, утверждали реформаторы XVI в. во главе с Лютером; без сознательной веры нет спасения. Средство оправдания находится, таким образом, не вне человека, а в нем самом, в глубинах его сердца, в вере. По силе этой веры и вследствие веры необходимо даруется человеку оправдывающая и спасающая благодать непосредственным действием Божиим на душу человека. Поэтому и самая вера, по смыслу протестантского учения, есть не только признание или убеждение в спасительности бесконечных заслуг Искупителя, но и уверенность в том, что человеку прощены грехи, что он оправдан и блажен. Вера, таким образом, есть существенное орудие, средство или проводник благодати. При таком воззрении на оправдание, очевидно, не должно быть никаких внешних действий, в роде таинств, чрез посредство который, сообщалась бы человеку благодать. Так последовательно проводимое начало оправдания человека личною верою ведет к отрицанию значения таинств и уместности совершения их. Но принять такой вывод во всей его силе значило бы, с одной стороны, – стать в прямое противоречие с св. Писанием, которое неотразимо свидетельствует о связи действий благодати с совершением таинств, с другой – порвать всякую связь верующего с видимою церковью, предоставив его полнейшему произволу. Посему первые представители реформации – Лютер и Меланхтон – и в самом начале своей реформаторской деятельности, отвергнув значение таинств, как орудий благодати (ех opere operato), утверждали, что таинства суть только напоминания (μνημσυνα) о нашем благодатном состоянии, видимые печати (σφραγδες) знашего пребывания в церкви Христовой, или – просто знаки нашего общения со Христом, назначенные для укрепления и воспитания нашей веры, но не содержание в себе благодати оправдания 9 . По существу своему они ничем не отличаются от тех символических знаков, какие Бог употреблял неоднократно в ветхом завете для убеждения людей в непреложности Своих обетований; таково, напр., знамение, данное Ною в радуге, Гедеону – в руне и всему вообще Израилю – в обрезании, которые сами по себе также не доставляли человеку благодати 10 . Благодать даруется человеку не чрез таинства, а чрез веру и под условием веры, т. е. чрез собственную мысль человека, чрез воспоминание о заслугах Христа. «Non sacramentum, sed fides in sacramento justificat» (не таинство, а вера в таинстве оправдывает), – было одним из первых положений Лютера, отречения от которых требовал у него кардинал Каэтан 11 . Посему, если во время совершения таинств верующий не воспоминает Искупителя, если священнодействие не возбуждает в нем сообразных с ним мыслей и чувств, то его и нет для него; оно для него есть мертвая формальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010