ПИЩА И ПИТИЕ Пища духовная для христианина, укрепляющая душу есть слово Божие (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ , 900). Некоторые, извращая понятие о грехе, запрещают касаться снедей (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ, 896). Христианское отношение к пище Просят хлеба насущнаго от Отца своего, – получают – и благодарят Подателя. Пища и питие им подкрепление едино тела изнемогшаго, а не сластопитание; столько едят и пиют, сколько немощная плоть подкрепления требует. Ястие, питие, покой и прочия действия к единому концу – богоугодной работе намеревают. Пищу и питие приемля, поминают о Подателе, яко от руки Его щедрой все приемлют, и поминают о пище вечнаго живота (3:431). Принимать пищу с БЛАГОДАРНОСТЬЮ, как дар Божий Христианам должно с «молитвою и благодарением пищу принимать». Христианам должно знать, что все: пища, питие, одеяние и прочее Божий есть дар. Якоже убо, хотячи коснуться чужаго добра, просим у хозяина дозволения, иначе за хищение и воровство поставляется, когда чужаго касаемся без воли хозяина: тако наипаче должно просить благословения у Бога, когда хощем пищи и пития касаться, яко все Божие есть, а не наше. Откуда повелено нам, яко нищим и убогим, просить: «хлеб наш насущный даждь нам днесь»; а без того надобно опасаться, чтобы и нам не поставилося от Бога за хищение, когда Его добра без благословения Его касаемся. Апостол глаголет: «освящается пища словом Божиим и молитвою» ( 1Тим. 4, 5 ). С благодарностью должно пищу принимать, яко сей дар от Бога, всех благих Дателя, подается нам, якоже поет Псаломник: «очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении; отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения» ( Пс. 144, 15–16 ) (3:244). Необходимо соблюдать умеренность в пище и питии Христианам должно пищи и пития умеренно употреблять, по повелению Господню: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством и печальми житейскими» ( Лк. 21, 34 ). Требует от них того новое рождение, которое, яко «духовное», духовною пищею, словом Божиим, молитвою и проч. укрепляется и растет; а всяким плотским излишеством умерщвляется и исчезает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Терпение и перенесение скорбей При искушениях подвижнику приходится немало скорбеть, чтобы терпеливо снести испытание Божие и не впасть в искушение диавольское. Неложно говорит слово Божие: «Многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Глинский патерик Терпение Глинский патерик высоко ставит терпение. По его утверждению, терпение помогает бороться со страстями и побеждать их – освободиться от них (165); терпение привлекает к подвижнику «благоволение Божие» и содействует ему в нравственном совершенствовании (185). Оно даёт силу сохранить внутреннее спокойствие при любых обстоятельствах жизни, даже при самых тяжёлых (616). Схимонах Артемий (†1885) учил: «На пути спасения нет лучшего венца, как благодушно терпеть всякое поношение. Апостол Пётр говорит: “Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас... Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь” ( 1Петр.4:14–16 )» (368). Продолжая ту же мысль, схиархимандрит Серафим (Романцов, †1976) убеждал в необходимости для спасения терпения. «Невозможно, – говорит он, – без креста спастись». Именно терпение спасает нас (684). Поэтому в Патерике считается правильным, если духовный руководитель, утверждая волю пасомого, нарочито подвергает его различным неприятностям. «Пастырь душ, – читаем в нём, – делает вред себе и подвижнику, если не подаёт ему случаев к приобретению венцов, какие он, по его примечании, может на всякий час заслужить перенесением досад, бесчестий, унижений и поруганий. От этого (неподаяния случаев к венцам) происходит троякий и весьма важный вред: во-первых, сам настоятель лишается награды, которую получил бы за благонамеренные выговоры и наказания, во-вторых, добродетелью одного мог бы доставить пользу другим, но этого не сделал; третий же и самый тяжкий вред состоит в том, что часто и кажущиеся мужественными, терпеливыми и утвердившимися в добродетели, не получая от настоятеля ни обличений, ни поношений, лишаются снискания кротости и терпения» (368).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

составитель К.В. Гриценко Иисус Христос Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор.3,11 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, 1Петр. 2:7 …кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Мк.8,38 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Мк.1,11 Сын Человеческий есть господин и субботы. Мк.2,28 ..истинно Человек Сей был Сын Божий. Мк.15,39 ..духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Мк.3,11 И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. Ин. 1,14 Сеятель слово сеет. Мк.4,14 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Мк.9,7 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. Рим.15,8–9 ….иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. Мк.5,19 ..и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк.3,22 Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. Мк.2,10 ..ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. Лк.9,56 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Лк.9,58 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими. Лк.12,8 ..а кто отвергнётся Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. Лк.12,9 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Лк.12,10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Слово в день Преподобного Сергия 53 Ищите прежде царствия Божия ( Лк. 12:31 ). Кто не знает, что земные блага ничего не значат в сравнении с благами небесными? Кто не знает, что Царствие Божие должно быть единственным предметом всех наших мыслей, желаний и действий? Кто не знает, что попечение о спасении души нужнее чем попечение о теле? Казалось бы, не нужно было занимать внимание настоящего собрания теми истинами, которые всем и каждому известны; не нужно бы говорить христианам о том, чему учит их христианство . Но что делать! Опыт свидетельствует, что мы более печемся о стяжании благ чувственных, нежели о приобретении благ духовных, более занимаемся угождением плоти, нежели спасением души, более подвизаемся для времени, нежели для вечности. Опыт понуждает намеренно внушать и повторять: ищите прежде царствия Божия. Иисус Христос не требует от нас только знания, но исполнения. Он требует подвига: ищите; заповедует искать преимущественно пред всеми благами мира: ищите прежде ( Мф. 6:33 ) и обнадеживает нас приобретением всего нужного для временной жизни: и сия вся приложатся ваш. Празднуя память преподобного и богоносного Отца нашего Сергия, который действительно искал царствия Божия и искал прежде всего и паче всего, чем иным можем ублажить кончину жительства его, как не подражанием его святому примеру в искании царствия Божия? Поучимся убо, где должно искать царствия Божия и как искать? Господь Иисус Христос, возвещая нам царствие Божие, показывает, где должно искать оного. Царствие Божие, говорит Он, внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). Почему нет нужды переходить с одного места на другое, из одной страны в другую ради царствия Божия. Оно внутрь нас. Не нужно искать его в чувственных удовольствиях, в земных сокровищах, в почестях и славе: оно внутрь нас. Не нужно искать его в любви друзей, в благорасположении богатых, в милости сильных земли: оно внутрь нас. Но где царство, там, без сомнения, и Царь. Мы живем в Боге, как говорит Апостол, о Нем живем и движемся есмы ( Деян. 17:28 ), и Бог живет в нас, по слову того же Апостола, когда мы достойны того. Бог бо есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Флп. 2:13 ). Мы во Иисусе Христе: вси бо вы Сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говорит Апостол ( Гал. 3:26–27 ), и Христос в нас: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6:56 ). Видите, как понятие о царстве соединяется с понятием о Царе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Беседа LVII «Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою» ( Быт.30:25 ). 1. Сегодня надобно передать любви вашей остатки вчерашней беседы, дабы, и из сообщаемого ныне познав и попечение Божие об Иакове, и собственное благочестие праведника, мы поревновали его добродетели. Не без цели благодать Святого Духа сохранила для нас в письменах все эти повествования, – но для того, чтобы побудить нас к соревнованию и подражанию добродетельным мужам. И действительно, когда мы слышим о терпении одного, о смиренномудрии другого, о страннолюбии третьего и о великой добродетели каждого из них, слышим то, как все они прославились и возвеличились, – то возбуждаемся к соревнованию в этом. Итак, изложим сегодня остальное повествование об этом праведнике и тем заключим нашу беседу. «Бысть же, – сказано, – яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою. Отдаждь ми жены и дети моя, их же ради работах тебе» ( Быт.30:25–26 ). Смотри, какое благомыслие в этом праведном муже: видя явное благоволение Божие к себе, он не возгордился перед Лаваном; но с великой кротостью говорит: «Отпусти мя, да иду». Поистине, ничего нет сильнее кротости, ничего нет ее могущественнее. Вот смотри: как Иаков сам сначала показал кротость, то и Лавана заставил отвечать себе с добрым расположением сердца. «Рече же ему Лаван: аще обретох благодать пред тобою: усмотрих бо, яко благослови мя Бог пришествием твоим, определи мзду свою у мене, и дам» ( Быт.30:27–28 ). Не могу не признать, говорит, что после твоего прибытия я пользовался великим благоволением Божиим; и так как я чувствую благодеяния, полученные мною ради прибытия твоего, то предложи, какую хочешь, награду себе, и я дам с готовностью. Заметь же, что значит кротость, и не оставим без внимания этого сказания. Обрати внимание на то, что тогда как праведник не напоминал и не искал награды за труды, а сказал только: «Отдаждь ми жены и дети моя, их же ради работах у тебе, да иду», – Лаван, уважая великую кротость праведника, сам говорит: скажи, какую хочешь получить от меня награду, и я дам ее охотно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа LX «И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего» ( Быт.35:7 ). 1. Если угодно, и сегодня обратившись к продолжению прежде нам прочитанного, предложим вам поучение из последующего повествования (Писания). История об Иакове и сегодня может достаточно показать то, сколь велико было о нем промышление Божие, и как укреплял его Бог Своими обетованиями, вознаграждая его благомыслие. В предыдущем сказании (Божественное Писание) повествовало нам, как Иаков, по повелению Божию, оставив Сихем, по поводу поступка своих сыновей, удалился в Лузу. «И создав, – продолжает Писание, – жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего». Повелев это праведнику и избавив его от страха, в каком он находился по случаю умерщвления сихемлян, – Бог, как сказано, навел на жителей тех городов такой страх, что они не стали преследовать Иакова. Посмотри же, как велико было о нем промышление Божие, и какое попечение о нем имел Бог ! Бог поразил страхом души жителей тех городов, чтобы они не погнались вслед его. Вероятно, они хотели отмстить за сихемлян. Но так как это совершилось без воли праведника, и Симеон и Левий поступили так, мстя за оскорбленное целомудрие своей сестры, то (Бог) не только самого Иакова и сыновей его избавляет от мучений страха, но, и на жителей страны наведши страх, удержал их от преследования. Видите ли, как много значит пользоваться благоволением свыше! Когда Бог являет Свое благоволение к нам, тогда всякая печаль исчезает. Как праведнику Он дал смелость, так на тех навел страх. Как Владыка всего, Он все направляет, к чему хочет, и во всем являет Свою благоискусную премудрость. Нет сильнее человека, стяжавшего вышнюю помощь, как нет слабее человека, лишенного этой помощи. Вот этот праведник был немногочислен и весьма мал; но как он был охраняем Божественной десницей, то и дерзновение получил и козней (врагов) избежал. А жители городов тех и в большом множестве собирались, и обнаруживали единодушие в своих замыслах; но не имели сил ни одного из своих намерений исполнить на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Бог особенно печется о благочестивых и добродетельных  Как в этом видимом мире свет и теплота солнца проливают свою благотворную силу особенно на те предметы, которые открыты пред солнцем, и ничем не застесняются от него, так и в мире нравственном, между человеками, свет и теплота благоволения Божия и дары спасительной благодати особенно изливаются на тех, кои умом и сердцем постоянно обращаются в вечному, незаходимому солнцу - Богу — коих души всегда бывают открыты для принятия даров благодати Божией. Дары Божии сообщаются творениям по мере их приемлемости. Так бывает и в мире духов: высшие, совершеннейшие духи, Херувимы, Серафимы, Престолы, как ближайшие к Богу, приемлют совершеннейшие дары от Бога, так что сами потом сообщают просвещение низшим чинам духов. А согрешившие духи и чрез грех низпадшие с высоты небесной славы лишились и тех даров, какие при сотворении своем получили от Бога. Так и в мире видимом одни твари, по степени их приемлемости, получают от Творца более даров, чем другие; животные более, чем неодушевленные вещи, человек, как разумное животное, более, чем неразумные, звери, скот или птицы; а благочестивые и добродетельные люди более нежели нечестивые и порочные. Нечестивые и порочные люди, не внемающие себе и не заботящиеся о своем спасении, подобны тем растениям, которые растут в тени, или закрыты от лучей солнечных; потому и не получают полного света и теплоты от солнца, необходимых для их полной жизни. Они своим невниманием к дарам Божиим и своими грехами произвольно скрывают себя от благодатных лучей благодатного света, делают себя недостойными милостей Божеских. Напротив, благочестивые, усердно соблюдая заповеди Божии, привлекают к себе благоволение Божие и обилие небесных милостей. Они мыслями и чувствами стремятся к Богу, всегда помнят о Нём и питают любовь к Нему, стараясь все делать по правилам Его святого закона; потому и Бог, как милосердый Отец, являет им преимущественную любовь Свою, изливая на них особенные Свои милости. Священное Писание ясно раскрывает преимущественное Божие попечение о людях благочестивых и добродетельных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всякий истинно верующий сын Церкви должен вспоминать смерть Христову, которую Он претерпел по плоти ради нас неповинно: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр. 2, 22 ). Да будешь ты, душа боголюбивая, благодарна Пострадавшему и Умершему ради тебя! Вспомни все, начиная с безлетного рождения Сына Божия. Размышляй только верой одной, как Он неисследованно, неизреченно и непостижимо прежде веков родился от Отца и как Слово Божие, родившееся прежде веков от Отца, неоцененное сокровище сердца Отчего, из чрева прежде денницы рожденный Отцом, – как Это Слово Божие, превозлюбленный Сын Бога Отца, благоволением Отца и содействием Пресвятого Духа соизволил, ради нашего спасения, воспринять человеческое естество и в нем устроить наше спасение. Вспомни, как Он родился от Пренепорочной Девы Марии во времени и воспринял человечество от Ее пречистой крови, как создал словесную душу этому человечеству, так что явился совершенным Человеком, и как в том человечестве Он пришел в совершенный возраст. Когда же пришло превожделенное время нашего искупления, тогда Христос, Спаситель и Бог наш, на Тайной Вечери ученикам Своим и апостолам, а через них и нам всем преподал дивную и страшную Тайну, ибо, приняв в Свои пресвятейшие и Божественные руки хлеб и благословив, преломил и дал ученикам Своим апостолам, говоря: «Прииидите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ). Благодаря за это благодеяние, каждый должен произнести молитву Господню «Отче наш» с таким окончанием: «Яко Твое есть царство и сила, и слава со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (поклон). На той же Своей Тайной Вечери Христос, Сын Божий, приняв в Свои пребожественные и пресвятые руки Чашу, воздав хвалу, подал ученикам Своим, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 27–28 ). Благодари за это благодеяние, ибо Христос, Спаситель наш, сподобил нас таковых престрашных Тайн не по какой-либо нашей заслуге, но по Своей крайней и неизреченной милости и любви к роду человеческому. Он благоволил нашему истлевшему естеству, падшее возобновил на лучшее, воссоздал, примирил с Собой и сделал нас единокровными и единотелесными. Благодаря за это, произноси молитву «Отче наш» (поклон).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 1 1Тим.1:1 .  Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей. «Павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего». Апостол дает знать ученику, что не восхитил он апостольское звание, но получил повеление от Бога предлагать всем спасительную проповедь . Вместе же с Богом наименовал и Владыку Христа, показывая Их равночестие, и Бога назвал спасением, а Христа – упованием, не разделяя, сим имен и не усвояя того одному, а другому другого, но то и другое разумея о каждом; потому что и блаженный Давид то и другое приписал одному Лицу: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли» ( Пс. 64, 6 ). 1Тим.1:2 .  Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. «Тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Апостол весьма кстати сочетал слово «вера» с именем, выражающим благоволение, потому что не природа, но вера сделала Тимофея сыном; уверовав в Божественную проповедь , удостоился он того, чтобы божественного Апостола назвать отцом. 1Тим.1:3 .  Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному. 1Тим.1:4 .  И не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. «Якоже умолих тя пребыти во Ефесе, идый в Македонию, да завещаеши неким не инако учити, ниже внимати баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере». Уверовавшие из иудеев, высоко думая о своем знании Ветхого Завета, уверовавшим из язычников предлагали некоторые вопросы, пытаясь уличить их в неведении словес Божиих и покушаясь убедить к соблюдению подзаконного образа жизни. Так, разбирали родословия от Авраама и Давида, входя в исследования, действительно ли от них родился Господь по плоти. Посему божественный Апостол повелевает чудному Тимофею заграждать таковым уста и им, искажающим правило учения, не дозволять сего, а другим наказывать, чтобы не внимали их пустословию. «Баснями» же назвал Апостол не самое учение закона, но иудейское толкование оного, называемое у них вторословием 1 , и учит, что излишние вопросы неразумны, а вера просвещает ум и открывает Божественное домостроительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава шестая. О четвертом прошении молитвы Господней: Хлеб наш насущный даждь нам днесь Хлеб есть троякий Человек по естеству своему состоит из души и тела; следовательно и хлеб требуется для него духовный и телесный. Того и другого хлеба научает здесь Господь последователей своих испрашивать у Отца Небесного. Чтобы жить духовно, для сего они должны каждодневно испрашивать себе хлеба духовного, который есть двоякий: I) всякий глагол, исходящий изо уст Божиих, которым, по свидетельству Иисуса Христа, жив бывает человек 107 ; и II) тело и кровь Господни, о животворном свойстве которых говорит Сам Иисус Христос так: Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво 108 . Потом, чтобы жить телесно, Христиане должны испрашивать себе у Единого Подателя благ и III) телесного насущного хлеба, то есть, только самого необходимого, чтобы существовать, или жить 109 . Очи всех их, как говорить Пророк Давид, должны уповать на Того, который дает им пищу во благовремении, отверзает руку Свою, и исполняет всяко животно благоволения 110 . Понятно для всякого из нас, сколь необходима для временной жизни нашей пища телесная; но потребность пищи духовной, гораздо необходимейшей для всех, многие из нас мало понимают, да и понять не стараются. От сего-то и происходит то, что многие собратия наши, христиане, мало и без надлежащего внимания питают души свои плодотворным и спасительным Словом Божиим; многие также редко и без должного приготовления приступают к страшному и животворящему Таинству Святого Причащения. Слово Божие и польза, проистекающая от занятия оным Тело свое мы питаем часто; не меньше и не реже должны питать и душу хлебом духовным, или Словом Божиим: потому что, с одной стороны, душа больше тела, а с другой, – питать ее также необходимо, как и тело. Как всякая телесная питательная пища, употребляемая в меру, подает телу человека силы, необходимые к телесным трудам, и поддерживает здоровье и жизнь оного: подобным образом и все то, что мы благоговейно и со вниманием слышим или читаем из Священного Писания , истинного слова Божия; все то подает душам нашим силы и жизненность к занятиям и действиям духовным; все то напитывает души наши христианскими чувствами и утверждает их в стремлении к добру и в отвращении от зла; все то напечатлевает в душах наших спасительные правила для жизни и дарует им, так сказать, жизненные соки, столь же плодотворные и обильные, какими пользуется древо, посажденное при исходищах вод 111 . Ибо живо Слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча, обоюду остра; и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010