Беседу вел Константин Север сайт Петрозаводской и Карельской епархии Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь расположен неподалеку от села Шелтозеро, прямо между озерами Яшезеро и Сенное. Впервые упоминается во вкладной книге, открытой для сбора средств на созание монастыря в 1562 г. Этот год и принято считать датой основания. Именно тогда были возведены первые деревянные постройки, монашеские кельи и храм. Несколькими годами позднее, на территории был возведен храм Преображения Господня, построенный на деньги, сэкономленные на уплате налогов, так как от налогов монастырь был освобожден. Уже в 1903 г. в монастыре постоянно жило 8 монахов. К 1907 году число насельников увеличилось до 12 человек. В 1918 г. монастырь был насильственно закрыт советской властью и постепенно разорялся в течение 85 последующих лет. Использование монастыря государством привело некогда прекрасную обитель в крайне тяжелое состояние. На данный момент в обители сохранился Спасо-Преображенский храм, в коем покоятся под спудом мощи святого преподобного Ионы Яшезерского. В 2003 году решением Синода РПЦ Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь открыли для возобновления в нём монашеской жизни. Благовещенская Ионо-Яшезерская мужская пустынь. Точная дата основания пустыни неизвестна. Первые сведения о ней относятся к XVI веку, ко времени правления царя Иона Грозного. Основателем монастыря был преподобный Иона, один из последних учеников и соратников преподобного Александра Свирского. Приняв от учителя благословение на подвиг пустынничества, преподобный Иона поселился меж двух озер - Яшезеро и Сенное - где пребывал в безмолвии около тридцати лет. Со временем, к преподобному стали стекаться пустыннолюбцы и возникла необходимость в устройстве обители. Первой постройкой была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Затем были устроены келии и хозяйственные постройки с оградою. Для сбора средств на создание монашеской общины в 1562 году была открыта вкладная книга. Этот год и можно считать годом основания Благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01164

Таких средств у церкви нет. Только частные адресные пожертвования: кто-то услышал и помог. Вот так, за полгода, нам удалось собрать всего 60 000 рублей, которых даже на начало восстановления монастыря недостаточно. Яшезерский монастырь, основанный святым Ионой, уроженцем села Шокша и вепсом по национальности, строился вепсами на протяжении более четырехсот лет. И последним, известным попечителем монастыря был петрозаводский купец Марк Пименов, на средства которого построен Крестовоздвиженский собор на Зареке. Как и св. Иона, Марк Пименов, купец первой гильдии, был родом из Шокши и вепсом по национальности. Именно он, как благотворитель обители, построил над спудом, где покоились мощи святого Ионы, великолепный каменный храм Преображения Господня и долгое время помогал Яшезерскому монастырю, ссужая средства на ремонт и строительство монастырских храмов. Столетиями трудами многих вепсов возводился комплекс зданий Яшезерского монастыря, что позволяет сегодня считать Яшезерский монастырь духовным и культурным наследием вепсского народа. Однако делаются попытки исключить в отношении к обители понятие национальной святыни, замолчать проблемы гибнущего памятника. Сейчас в числе братии монастыря четыре человека. Есть еще желающие присоединиться к нам, но жить в обители негде. Все разрушено! И главная проблема – отсутствие дороги в монастырь. Подвезти строительные материалы или продукты крайне сложно. Поэтому братии приходится жить на монастырском подворье в селе Шелтозеро. Сейчас вновь обсуждается вопрос о восстановлении дороги в обитель. Только при нормальном снабжении можно начать регулярные восстановительные работы, да и саму жизнь в монастыре. Мы обратились в администрацию района с просьбой о выделении участка для строительства храма и ведения хозяйства в обители. Что же касается остальных территорий – бывших монастырских земель, мы неоднократно предлагали на всех уровнях объявить их национальным парком или особой природной зоной, где ограничивалась бы деятельность, напрямую не связанная с восстановлением Яшезерского монастыря. Ответа на наши предложения нет.

http://sobory.ru/article/?object=01164

По реформе императрицы Екатерины II от 1764 года Яшезерский монастырь был упразднён и приписан к Новгородскому архиерейскому дому (к Ивинскому приходу Петрозаводского уезда). На средства петрозаводского купца 1-й гильдии и мецената — уроженца села Шокша Марка Пименова был построен Храм во имя Преображения Господня. С 1852 по 1857 год обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому. По проекту и под руководством олонецкого губернского архитектора В. В. Тухтарова в 1853 году были проведены работы по восстановлению зданий монастыря. 12 сентября 1857 года указом Святейшего Синода Яшезерская пустынь обрела самостоятельность. Причиной послужило то, что на пожертвования и доходы монастыря удалось выстроить ограду с башнями, келейные корпуса для монахов, гостиницу и различные хозяйственные постройки, что помогло монастырю многократно улучшить своё положение. В 1903 году в монастыре жило восемь монахов. Обитель владела землями и лесными угодьями и двумя озёрами. К 1907 году число насельников увеличилось до 12 человек. В 1918 году последние семь монахов, которые не пожелали покинуть обитель, были расстреляны, монастырь закрыт, а имущество национализировано. На территории монастыря располагались пенитенциарные учреждения, летние лагеря, предприятия лесного хозяйства и прочее. К началу 1980-х годов большая часть строений была разрушена. На 1990-е годы пришлась главная утрата: старинный деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы был сожжён. Сохранился лишь полуразрушенный храм Преображения Господня, угловые башенки каменной ограды и два небольших монастырских здания. Современное состояние [ править править код ] В 2003 году решением Священного Синода Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь открыли для возобновления в нём монашеской жизни. Благодаря активной деятельности игумена Досифея, весной 2004 года был создан Попечительский Совет по спасению Ионо-Яшезерского монастыря. Возрождённый монастырь требует полной реставрации, в самой обители все здания разрушены и братия там не живёт. В настоящее время в числе монастырской братии находятся четыре человека. Им приходится жить на монастырском подворье в селе Шёлтозеро, созданном в 2004 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Иконы преподобного Ионы Яшезерского не сохранились. Одна из них – небольшой по размерам образ, на котором святой изображен в молитвенном стоянии на берегу озера, погиб несколько лет назад в огне, охватившем в морозную ночь руины Никольской церкви села Ладвы. Икона святого преподобного Ионы Яшезерского была восстановлена в 2001 году на средства Спасо-Рождественского прихода с. Шелтозера на Валаамском подворье Санкт-Петербурга со старинной фотографии. Этот новонаписанный образ особо чтится в Вепсском крае. В 1675 году в монастыре была построена соборная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца. Украшал обитель и теплый каменный храм Преображения Господня, возведенный в 1853 году над гробницей преподобного. Для трехъярусного иконостаса церкви иконы были написаны по заказу и за счет благотворителя из Санкт-Петербурга. Яшезерской пустыни помогали царственные особы. В пользу братии поступали земельные вклады от царей Феодора Ивановича, Василия Шуйского, инокини Марфы, а также от игуменов Соловецкого монастыря Иакова и Иринарха. Среди жертвователей обители – имя купца первой гильдии почетного гражданина Петрозаводска Марка Пименова. За его счет в обители был возведен фундамент каменной церкви с колокольней, обновлены в прежнем виде 23 иконы в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. К началу XX века в Яшезерской пустыни подвизалось более 200 человек братии. Три раза в неделю от Воскресенской набережной Санкт-Петербурга отплывали пароходы с многочисленными паломниками на борту, чтобы на следующий день причалить к пристани, находившейся в 26 верстах от пустыни. В наши дни от древнего монастыря сохранилось немного: белый храм Преображения Господня, часть монастырской ограды из шокшинского малинового кварцита, четыре каменные угловые башни и два небольших монастырских здания. Полностью разрушены соборная Благовещенская церковь, настоятельские покои и трапезная. Оставшиеся постройки продолжают саморазрушаться под действием непогоды. Весной 2002 года в братском корпусе обрушились полы и кровля над Святыми вратами. Теперь внутри под воздействием влаги и морозов начинают разрушаться стены. Древней святыни угрожает полная гибель. Для ее предотвращения Петрозаводская и Карельская епархия привлекает к участию в проекте возрождения Яшезерского монастыря предприятия и учреждения. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Уже к концу 1629 года Яшезерская пустынь рисовалась следующим образом: " церковь Благовещения Пречистые Богородицы древяна, а в ней придел Николы Чудотворца с 5 образами, крест и двери царские на краске. Церковь Преображения Господня теплая с трапезою, клецки, а в церкви образов: 11, двери царские и проч. на краске, на престоле индитья и покров крашеные (таковы и проч. одежда); да на престоле Евангелие тетр печатное в десять; да на колокольнице 4 колокола, по смете в 4 пуда; да монастырь обнесен оградою; а в монастыре келья гостиная, да три кельи братских, да за монастырем двор конюшенной, да двор коровицкой... " В 1734 году Яшезерская пустынь была полностью приписана к Александро-Свирскому монастырю. Вследствие чего 27 января того же года, по указу архиепископа Новгородского Феодосия и по приказу Александровского монастыря архимандрита Кирилла, была сделана опись имущества Яшезерского монастыря. Автор описи, сын боярский Василий Бухвостов, описывает здания " приписной Яшезерской пустыни " следующим образом: " Монастырь Благовещенский, да в том монастыре церковь деревянная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с обветшалою кровлею; в ней более замечательнее местные образа: Благовещения Пресвятои Богородицы в киоте, мерою пол-аршина, оклад серебряной золочен, басменой, а крестов шесть больших малых девять. Николая Чудотворца в аршин, венец и гривна серебряны, золоченныя басмены. На левой стороне царских дверей образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия на красках, у того образа написаны лампадочки серебряны на золоте. Под тем образом пелена выбойчатая. Из иных образов привесы обретаются в казне в ящике. Прочие образа на красках, перед ними подсвечники железные. На престоле Св. Евангелие, обложено бархатом красным, да нем Евангелисты серебряные позолочены басмены. Сосуды: звезда, лжица и ковшик оловянныя. Воздухи крашеные, посередке вставлен зеленый атлас. В приделе Николая Чудотворца на правой стороне образ Св. Николая на красках, у того образа венец серебряный, вызолоченный басменой. Прочие образа на красках. Из риз более других замечательны: ризы пестрые, бумажные, оплечия атласные. Из епатрихилия одна с травицами серебряными числом до восьми, на ней нашито шесть крестов серебряных, из поручей одни атласные белые. Да те ризы подание в тую Яшезер-скую пустынь в церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и Николая Чудотворца Великой Государыни Благоверныя Царицы и Великой Княгини Параскевы Федоровны. Красного атласу, оплечие атласу белого, шито разными шелками травами, да поручи лудины красного и зеленаго, воздухи парчевые травчатые, кружева серебряные, в средниках на тех воздухах кресты также серебряные. Да Евангелие престольное обложено бархатом зеленым, Евангелисты серебрянны золоченые басменые, без застежек. Да книг новоисправных печатных: Триодь Великопостная, Апостол, два Пролога в десять сентябрской половины, да Пролог Июль и Август: подания Александро-Свирского монастыря Архимандрита Кирилла (1703-1705).

http://sobory.ru/article/?object=01164

— Проходить паломнический маршрут «Великий русский северный путь» можно и по частям, предварительно наметив отрезки с учетом лимита своего времени и сил. В таком случае, прервав свой путь в определенной точке, мы возвращаемся восвояси, а в следующий заход стартуем прямо из нее. На каждом этапе пути будет проставляться печать в паспорте паломника или дорожной грамоте. Все это, помимо духовных плодов, коими награждает один Господь Бог, поможет заинтересовать наших соотечественников в прохождении древнего пути до Соловков. В древности ведь паломники уходили по обету на целые годы. После Пасхи обычно начинали свой путь. Шли все лето, используя и гужевой транспорт. Передвигались как на север, так и на юг, водными артериями. В ненастье и межсезонье останавливались в различных монастырях, участвуя в трудах послушания наравне с братией. — Недавно в социальных сетях сообщалось, что в конце нынешнего года в рамках проекта «Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь — сокровище земли Вепсской», поддержанного Фондом президентских грантов, в названной обители были завершены работы по консервации монастырских зданий. То есть уникальный памятник не исчезнет с лица земли. — Нам довелось побывать в вепсском селе Шелтозеро на подворье этой затерянной в лесах и болотах труднодоступной обители. Вместе с совсем немногочисленной братией возрождением Яшезерского монастыря занимается архитектор Екатерина Кочубей из Питера. В день нашего приезда она как раз занималась подготовкой выставки по истории святой обители, где под спудом почивают мощи преподобного Ионы, одного из учеников преподобного Александра Свирского. К слову сказать, оба этих подвижника — представители вепсской народности. Не менее глубокие чувства вызвала и Ярославская земля, где мы воспользовались гостеприимством матушки игумении Варвары и сестер Толгской обители, поклонились могилке почитаемого старца архимандрита Павла (Груздева), посетили храмовый комплекс на родине святого праведного Феодора Ушакова. А когда вышли на берег Рыбинского водохранилища, сердце сжалось при мысли, что под его водами покоится, словно невидимый град Китеж, целый город Молога, затопленный в 40-е годы прошлого века с уездом и множеством храмов. Там же, на дне и монастыри: Спасо-Афанасьевский, Калязинский, Леушинский. Последнюю обитель называли Северной женской Лаврой. В начале ХХ века в ней подвизались около 700 сестер. Ныне же монастырь возрождается в прибрежном селении Мякса как Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский. Там мы нашли гостеприимный кров и духовное утешение у добрейшей матушки игумении Кириллы. Главная святыня этой обители — икона Богоматери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

http://pravoslavie.ru/158006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА († после 1592, близ Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст.), прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст. (близ совр. пос. Ладва, Карелия). Сведений об И. и о ранней истории основанной им обители сохранилось не много. В синодике, хранившемся в Ивинской ц., к которой в XIX в. были приписаны храмы упраздненной Яшезерской пуст., сообщается, что И. был родом «из Шокши, недальнего от пустыни селения» (цит. по: Барсов. 1870. С. 95). Принято считать, что И. был вепс. О жизни святого и об истории мон-ря можно также узнать из хозяйственных документов XVI-XVII вв. и преданий, записанных в XIX в. По преданию, И. был учеником прп. Александра Свирского или пострижеником Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря , однако этот факт не подтверждается источниками. Святой создал мон-рь в безлюдном месте, между озерами Яшезеро (Яшозеро) и Сенное. Наиболее ранним свидетельством о Яшезерском мон-ре следует признать надпись на деревянном кресте, датируемую 18 янв. 1579 г., об освящении монастырской ц. Благовещения Пресв. Богородицы (крест хранился в храме в XIX в.). В надписи сообщалось, что это событие произошло «при боголюбивейшем приосвященнейшем отце нашем при архиепископе Александре Великаго Новаграда и Пскова и при строители при священноиноки Ионы, а святил церковь игумен Иаков» ( Елпидинский. 1900. С. 411). Александр был хиротонисан во архиепископа Новгородского 12 сент. 1576 г., в 1589 г. возведен в сан митрополита († 26 июня 1591). Храм освятил преподобный Иаков , настоятель Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , в 1578/79 г. перешедший в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где впосл. стал настоятелем. Т. о., освящение Благовещенской ц. в Яшезерской пуст. можно датировать кон. 1576 - нач. 1578 г.; к тому времени И. был иеромонахом (встречающиеся в справочной лит-ре указания на основание пустыни в XV в. ошибочны).

http://pravenc.ru/text/578262.html

Проект восстановления Ионо-Яшезерского монастыря Петрозаводской епархии получил поддержку президентского гранта 26 июня 2023 г. 12:47 Проект «Ковчег преподобного Ионы» получил поддержку президентского гранта. Около 6 миллионов рублей будет направлено на продолжение работ по восстановлению Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря Петрозаводской епархии . В рамках гранта планируется осуществить консервационные работы фундамента Благовещенского собора обители, возведенного в XVI веке. В планах над фундаментом древней церкви создать специальное археологическое окно, которое станет одним из туристических объектов. В перспективе на средства гранта будут разработаны программы паломнического и экскурсионного посещения древней обители, в маршрут будет входить посещение пещеры, где жил и молился основатель обители преподобный Иона. Недавно в стенах Ионо-Яшерзерского монастыря настоятель обители игумен Досифей (Ларионов) встретился с волонтерами. В ходе встречи отец игумен рассказал собравшимся о целях и задачах работы волонтеров. Волонтеры и братия обители оказывают посильную помощь специалистам, занимающимся консервацией монастырских зданий и построек. Совместно с реставраторами разработан план работы волонтерских бригад. Они расчищают территорию монастыря, освобождая ее от мусора. Для пребывания волонтеров в прошлом году на территории обители был создан рабочий городок с кухней, трапезной, баней и уличным освещением. Работы много, и монастырь преподобного Ионы приглашает волонтеров, трудников, паломников. В обители надеются, что люди будут больше узнавать об обители в Прионежье, что скажется на увеличении потока туристов и паломников в летние месяцы. Первая смена волонтеров в этом году начнется в конце июня. Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь был основан во второй половине XVI века преподобным Ионой Яшезерским, вепсом по национальности. Обитель располагалась недалеко от его родного села Шокша, на берегу озера Яшезеро, на месте древнего языческого капища. За столетия существования сформировался обширный архитектурный монастырский ансамбль с несколькими храмами и бытовыми постройками.

http://patriarchia.ru/db/text/6038357.ht...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь Карелия, в 75 км от г. Петрозаводска, в окрестностях села Ладвы. Один из древнейших на территории Карелии монастырь, основанный во времена царствования Иоанна Грозного. Упоминается еще в описи обителей 1582 года. Внесен в список памятников архитектуры и истории как второй по значимости после Валаама памятник монументального монастырского зодчества. Вепс по национальности, житель близлежащей Шокши, познавший науку молитвенного подвига у преподобного Александра Свирского , преподобный Иона место у тихого Яшезера выбрал не по удобству его расположения, а по нахождению здесь языческого капища. На его месте и была поставлена обитель как свидетельство победы православной веры над язычеством. Долгие годы преподобный нес в основанной им пустыньке многотрудное апостольское служение среди народа вепсов. Жизнь северных пустынножителей была суровой: долгие лютые зимы, постоянные туманы и ветра, скудость питания, в основном коренья, мох, ягоды, трава и грибы. Но к Ионе тянулись ищущие уединения, чтобы проводить свою жизнь в непрестанной молитве, трудах и посте. Пребывавший в подвижнических трудах, преподобный Иона слыл и большим тружеником. Житие прославляет его как доброго хозяина и опытного строителя. Он собственноручно прокопал канаву из Яшезера в Сенное озеро, чтобы братии удобно было ловить рыбу. Для нужд монастыря преподобный сам ездил верхом на лошади по окрестным лесам с кожаными мешками за спиной. Две его дорожные сумки долгое время бережно хранились в обители. Посуду для обители святой Иона мастерил тоже собственноручно. Господь возвестил святому Ионе о времени его кончины. Желая усугубить свои подвижнические подвиги, он удалился в уединенную пещерку в двух километрах от монастыря и провел там в посте и молитве последние годы своей земной жизни. Из древних источников достоверно известно, что преподобный Иона умер в 1629 году в возрасте более ста лет. Пещерка святого Ионы особо почиталась братией обители и местными жителями. До сих пор старожилы этих мест помнят, что в пещерке долгое время сохранялись каменное ложе и такой же каменный стол. С давних времен в пещерку приходили, чтобы по молитвам святого Ионы получить исцеление от тяжких болезней и недугов. Здесь постоянно горела неугасимая лампада, которую зажигали паломники. Рядом с пещеркой почитателями преподобного была устроена небольшая часовня, полностью разоренная в годы государственного атеизма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Яшезеро. Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Каменная церковь Преображения Господня была построена иждивением Петрозаводского купца 1 гильдии потомственного почетного гражданина Марка Пименова в 1853-1855 гг. 10 июня 1855 года состоялось ее освящение. На строительство ушло 15000 серебром. Над мощами преподобного, почивающего в церкви Преображения Господня в 1856 году, купеческою женою Матреною Тимофеевной и купцом Марком Пименовым была устроена вызолоченная резная рака. На верхней доске изображение преподобного Ионы Яшезерского в ризе серебряной 84 пробы чеканной, венец серебряный позолоченный. Весу в ризе 14 фунтов 44 золотника, обнесена чугунной решеткой. 12 сентября 1857 года указом Святейшего Синода Яшезерская пустынь получила самостоятельность с учреждением строителя и назначения штата монашествующих из 7 человек. От пожертвований и доходов монастырских земель был выстроен новый комплекс зданий, характерный прежде всего каменными постройками. Сооружена новая ограда с башнями по углам, два двухэтажных келейных корпуса. За пределами ограды возведены гостиница для паломников и хозяйственные постройки: скотный двор, сенник, конюшня, четыре хлева, кузница, баня, смолоплавильня, рига, каретник, прачечная и проч. С этого времени обитель переживает свое второе рождение. Непосредственный очевидец этих событий иеромонах Нафанаил в своем рапорте епископу Аркадию пишет так: " Исполнение всей постройки церкви по плану и фасаду - превосходно. Церковь эта (Преображенская) еще не оштукатурена снаружи, но будет удивительно как хороша. Эта теплая каменная церковь великое украшение обители Яшезерской, истинное утешение ея и радость для окрестных жителей, толико усердствующих и благоговеющих к святости места сего, ради почивающего в оном не тленными своими останками святого основателя пустыни преподобного Ионы - радость для всех истинных поклонников дивного во Святых Бога нашего " . В сентябре того же года были доставлены в пустынь вее иконы для трехъярусного иконостаса Преображенской церкви, выполненные по заказу и на счет благотворителя из Санкт-Петербурга. " Иконы эти я видел, - продолжает описание иеромонах Нафанаил, - но, не будучи сведом в иконописании и живописи, не беру на себя обязанность оценивать их по художеству, а скажу только, что такие иконы - редкость в здешнем краю. При мне, - пишет Нафанаил, - как бы на счастье, привели корову в подарок обители и еще двух привести обещались из Ладвы и Шокши " .

http://sobory.ru/article/?object=05442

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010