Библиография Настоящая Библиография носит выборочный характер: в нее включены только публикации, цитированные в настоящей книге либо использованные при ее подготовке. Для журнальных публикаций указывается, как правило, номер журнала, год издания и номера страниц; для большинства газетных статей и заметок – дата и (в скобках) номер газеты. Архивные документы, использованные при написании настоящей работы, а также материалы, размещенные в компьютерной сети Интернет, в Библиографию не включены: ссылки на них приведены в подстрочных примечаниях. 1. A. И. О молитве Иисусовой. Составил афонский инок под редактированием архимандрита Александра. Издание обители Благовещения, схимонаха Парфения на Афоне. СПб., 1912. 2. Александр (Семенов-Тян-Шанский), архиепископ. Отец Иоанн Кронштадтский . Нью-Йорк, 1955. 3 . Алексий, иеросхимонах. Божественно ли Имя Иисус? Голос из кельи старца Киево-Печерской Успенской Лавры по поводу современных споров о божественности имени Божия. Киев, 1913. 4 . Анатолий (Каменский), епископ. Афонский вопрос. -Голос Руси, 17.04.1914 101). 5. Анатолий (Каменский), епископ. Пусть ответит сам г. Булатович. – Голос Руси, 1.05.1914 115); Новое время, 2.05.1914 13698); Колокол, 4.05.1914 2402). 6. Андриевский Петр, священник. Ересь имябожничества в прошлом и настоящем. – Благодатный огонь 5. М., 2000. С. 69–87. 7. Андроник (Трубачев) , игумен. Афонский спор об Имени Божием и его последующая судьба. – Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Богословская конференция. М., 2000. С. 261–270. 8 . Андроник (Трубачев) , игумен. Жизнь и судьба. Предисловие к кн.: Флоренский Павел , священник. Сочинения в четырех томах. Том 1. М., 1994. С. 3–36. 9 . Андроник (Трубачев) , игумен. Предисловие к кн.: Флоренский Павел , священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 7–22. 10 . Андроник (Трубачев) , игумен. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск, 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Флоренский П. А., свящ. Краткая биографическая справка: Флоренский, Павел Александрович (09.01.1882-08.12.1937), священник, экстраординарный (1914) профессор по кафедре Истории философии. Родился в семье железнодорожного инженера в Азербайджанском местечке Эвлах. В 1900 с золотой медалью окончил 2-ю Тифлисскую гимназию. В 1904 с дипломом 1-й степени физико-математический факультет Московского Университета. 1-й магистант LXIII курса (1904-1908), оставлен профессорским стипендиантом. С 1908 исполнял должность доцента МДА по кафедре Истории философии. В конце апреля 1911 рукоположен во священника к Благовещенской церкви села Благовещения в 2,5 км к северо-западу от Троице-Сергиевой Лавры. С 28.05.1912 по 03.05.1917 был редактором журнала «Богословский Вестник». В 1914 был удостоен степени магистра богословия за работу «О духовной истине. Опыт православной Феодицеи» (М., 1912). В 1918-1921 ученый секретарь Комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой Лавры и одновременно (с 1919) преподаватель в Сергиевском институте народного образования. С 1921 проживал в основном в Москве, профессор ВХУТЕМАСа и сотрудник ряда институтов в области электротехники, с 1927 работал в редакции «Технической энциклопедии». Арестован 21.05.1928, приговорен 08.06.1928 к высылке на 3 года из Московской губ. Выехал в Нижний Новгород, но в 09.1928 возвращен по ходатайству через Е. Пешкову. Продолжил работу в Электротехническом институте. Вновь арестован 26.03.1933 и приговорен к 10 годам лагерей. В 1934 отправлен в Соловецкий лагерь. Приговорен 25.11.1937 к ВМН. Перевезен с Соловков в Ленинград, расстрелян и похоронен 08.12.1937 на Левашовской пустыни.

http://bogoslov.ru/person/30532

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святые радонежские новомученики молите Бога о нас! Фоторепортаж о поездке в Троице-Сергиеву лавру и её Благовещенское подворье 11.12.2023 94 Время на чтение 3 минуты Фото: автора В минувший воскресный день, в Собор новомучеников и исповедников Радонежских, я отправился в Сергиев Посад, духовный центр Святой Руси. Божественную литургию молился на Благовещенском подворье лавры, здесь в изумительно красивой деревянной Благовещенской церкви построен новый придел в честь новомучеников и исповедников российских, здесь в начале 20-го века служил священник, богослов, ученый отец Павел Флоренский, замученный и убитый в застенках НКВД. Служба в этом храме всегда молитвенная, пение знаменное, всё чинно и благодатно. На трапезе настоятель, насельник лавры игумен Иосия (Сидунов) рассказывал нам на Евангельские темы, ответил на вопросы о храмостроительстве. На занятиях детской воскресной школы ребятишки изготовили фигурки Ангелов и они теперь в притворе приветствуют всех входящих. С подворье я приехал в лавру. На пути к святой раке преподобного Сергия Радонежского взгляд привлекло объявление, что в лектории «Маковец» состоится встреча с известным богословом, профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым. Алексей Ильич рассказал о монашестве, о его истории и современном состоянии, о роли монашества в обществе и о том, как осуществляется духовный поиск человека. Всем слушавшим заслуженный профессор подарил свои книги. Пополудни началось богослужение на Мемориальном комплексе «Всем пострадавшим за Христа в годы гонений и репрессий», молебен прославленным во святых радонежским новомученикам и лития за упокоение сгинувших в советских застенках самые обычные людей, наших дедов, бабушек и иных родственников. Молебен провели клирики Сергиево-Посадского церковного округа, возглавил богослужение благочинный игумен Иоанн (Самойлов). Сегодня, в понедельник, в благочинии проходит конференция «Страдания Радонежских новомучеников – слава Церкви Русской».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/11/sv...

XXII. Икона Благовещения с космической символикой (к стр. 353). Рассуждая о космическом аспекте Божией Матери, мы не можем обойти молчанием довольно загадочной иконы Благовещения, «найденной» мною в церкви села Новинского , Нерехтского уезда, Костромской губернии. Говорю «найденной», ибо икона эта находилась в забросе и валялась где-то на подоконнике, покрытая таким слоем пыли и грязни, что изображения не было видно вовсе. Бросившись в глаза во время моей исповеди, она, по какой-то непонятной для меня причине, привлекла внимание и, при первой возможности, я вновь посетил это село и занялся чисткой и промывкой иконы. После около двухчасовой работы выступило на углубленном золотом поле иконы изображение, оказавшееся очень тонкой работы, со множеством мельчайших подробностей и фигур, весьма тщательно выписанных; полагаю, что фигур должно быть более 150. Судя по композиции, эта икона относится либо к концу XVII-ro, либо к началу XVIII-ro века. Размеры ее, думается, 5 х 3 ½, вершк., но даю их, равно как и все дальнейшее описание, главным образом по памяти , через три года после того, как рассматривал ее. Правда, я пытался сфотографировать ее, но неудобные условия съемки и неподходящий аппарат воспрепятствовали этому намерению. Поэтому, и прилагаемое здесь схематическое изображение иконы в значительной мере сделано на память, по прошествии трех лет. Композиция иконы слагается из трех – догматической, церковно-исторической и космологической. Последняя не только наиболее интересна для нас, но и в иконе занимает центральное место; это, очевидно, – «сама» икона, тогда как все остальное – пояснения и углубления. Что же видим мы тут, в этом ядре иконы? На чем прежде всего останавливается глаз? – Это – киноварного цвета кольцо, испещренное золотыми звездами . В это кольцо вписана квадрато-образная фигура, состоящая из круговых дуг. В середине ее помещен равнобедренный треугольник со Всевидящим Оком , окруженный сиянием . По сторонам квадрато-образной фигуры расположены четыре символа времен года, с соответствующими написями, а именно: оголенная ветка, покрытая снегом и «зима»; цветы и «весна»; сноп колосьев и «лето»; плоды (?) и «осень». Наконец, в промежутках между квадрато-образной фигурой и кольцом, против указанных выше символов времен года, изображено двенадцать небольших кругов с символами знаков зодиака ; круги эти распределены на группы, по три, соответственно временам года. Фон каждой группы соответствует времени года, к которому она относится. Так, зимние знаки зодиака изображены на фоне ветвей, покрытых снегом ; летние – на фоне созревшей нивы; весенние и осенние – на фоне зеленого пейзажа .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Сортировать по Исключить новости Опыт вечности Сам Господь принципиально, по Божественному своему установлению, сделал нечто невероятное, необъяснимое. В Тайной вечере, которая произошла в Великий четверг, Он сказал: «Примите, ядите, сие есть Тело, яже за вы ломимое». Но никто еще не распинал, никто еще копием не прободал 1 апреля, 2010 Сам Господь принципиально, по Божественному своему установлению, сделал нечто невероятное, необъяснимое. В Тайной вечере, которая произошла в Великий четверг, Он сказал: «Примите, ядите, сие есть Тело, яже за вы ломимое». Но никто еще не распинал, никто еще копием не прободал Каждую Литургию православные вспоминают Второе пришествие Христа как уже бывшее. Многие праздники — Пасху, Рождество, Благовещение — мы празднуем не как воспоминание, а переживаем как событие, которое происходит здесь и сейчас. Как это объяснить с точки зрения линейного времени? Отвечает протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, магистр богословия, настоятель Церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Кому поет солнце Тебе поет, Тебе славит... Когда я преподавал в ПСТГУ, у меня учился один американец. Он изучал русский язык и, когда услышал «Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды» (Чин Великого освящения воды на Крещение), поднял руку и сказал: «Я протестую! Этого не может быть, это же неживая природа!» — «Сколько вы времени в России?» — «Полгода». — «Мне очень интересно, что вы скажете через три года». Через три года я его увидал. Он уже бороду отпустил. «Ну как?» — спросил я его. «Теперь я понимаю», — ответил американец. Как понимать слова, в которые сначала не поверил американец? Как поэтическую метафору? Поэзия — ответственная вещь, об этом о. Павел Флоренский очень хорошо сказал, что или они обманщики, эти поэты, или они проникают в суть вещей и говорят то, что есть на самом деле. «И горний ангелов полет,/И гад морских подводный ход,/И дольней лозы прозябанье». Понимаете, где корни поэзии? «Тебе поет солнце» — это не обман, не метафора, это факт! Действительно — «Тебе поет солнце! Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны». Монах, подвижник может спросить: Господи, почему птица летает? (Это из древних патериков V-VI веков.) Николай Жуковский, наш теоретик воздухоплавания, никак не мог просчитать подъемную силу крыла. А монах смотрит на птицу, которая парит в воздухе, и Бог открывает ему законы аэродинамики.

http://pravmir.ru/opyt-vechnosti/

был принят старцем Парфением в Благовещенскую келию. 13 авг. направляет письмо в К-поль Патриарху Иоакиму III с просьбой защитить имяславие. В то же время противники имяславия также обращаются к Патриарху. 12 сент. посланием Патриарха Иоакима афонским инокам запрещается чтение кн. «На горах Кавказа» всем живущим на Св. горе, послание содержит предупреждение тем, кто распространяет «это бессмысленное и богохульное учение, смущает Св. гору», к ним «приняты будут со стороны Церкви строжайшие меры». А. делает разбор послания и направляет его Патриарху (История афонской смуты. С. 71, 76-77). Он направляет обер-прокурору Святейшего Синода жалобу на архиеп. Антония, с благословения к-рого на страницах «Русского инока» печатались статьи против имяславцев, в т. ч. и самого архиепископа. В янв. 1913 г. А. принял активное участие в низложении и изгнании игум. Андреевского скита Иеронима и избрании игуменом архим. Давида. Ватопедский мон-рь , к-рому был подчинен скит, не признал выборы законными, А. было предложено покинуть скит. (О дальнейшем развитии событий в скиту, называемых в лит-ре «афонской смутой» или «афонским восстанием», см. в ст. « Андрея Апостола скит» .) В марте 1913 г. в издании «Религиозно-философской библиотеки» мч. Михаила Новосёлова выходит в свет «Апология» А. с неподписанным предисловием («От редакции») свящ. Павла Флоренского и включенным в него письмом М. Д. Муретова . В опубликованной вскоре ст. «Афонская смута» С. В. Троицкий сближает взгляды, высказанные в «Апологии», со взглядами варлаамитов , обвиняет А. в неточном прочтении отцов Церкви; «добросовестным недоразумением,- пишет он,- следует считать все ссылки Апологии (см. главы IV, с. 55, и V) на тексты из писаний о. Иоанна Кронштадтского (С. 39, 55-56), св. Симеона Солунского (С. 56-59), Игнатия и Каллиста Ксанфопула и др., говорящих на самом деле не об объективном тождестве имени с Богом, а о субъективном отождествлении именования с именуемым лицом в молитве, в призывании Господа». Это недоразумение, считает Троицкий, явилось исходным пунктом афонской смуты (Афонская смута.

http://pravenc.ru/text/Антоний ...

В 1949 году архитектор С.К. Щукин выполнил эскизы восстановления храма, попытавшись изменить его стиль. До 1956 года не было иконостасов, вместо них были фанерные заставки. В 1958 году при протоиерее Николае Волкославском мастерами из Почаева был установлен новый, профессионально изготовленный, центральный иконостас. Немного позже известным художником-иконописцем Валерием Чугаевым были сделаны боковые. Он же написал иконы ко всем иконостасам и заново расписал стены храма. Всю работу мастер выполнил безвозмездно. Реконструкция внутреннего убранства продолжалась до 1964 года. Во времена богоборческой власти Свято-Благовещенский храм был одним из немногих храмов, которые действовали к тому времени в Днепропетровске. В центре города, кроме него, действовал лишь Свято-Троицкий кафедральный собор. В 1994 году привели в надлежащий вид фасад и внутренние стены храма. В этом же году церкви были возвращены ранее принадлежавшие ей надворные постройки, в том числе и крестильное помещение. Ныне Свято-Благовещенский храм имеет статус памятника архитектуры местного значения под 119 и является одним из лучших образцов неорусского стиля в Днепропетровске. На территории храма похоронено несколько священнослужителей несших свой пастырский подвиг под сводами храма — протоиерей Анатолий Пасенко и протоиерей Андрей Панский. В храме служили выдающиеся и знаменитые священнослужители епархии: протоиерей Валентин Поликарпов — ученик Святейшего Патриарха Алексия I и священника Павла Флоренского, протоиереи Алексий Жбанчиков, Ананий Корнейчук, Владимир Заяц, Владимир Медведь, Арсений Емельяненко, Константин Стаховский, Константин Огиенко, Николай Волкославский, Иоанн Асанов, Иоанн Реутов, Иоанн Олейник, Петр Чирва, Иоанн Скорик и Борис Головач. Настоятель храма протоиерей Георгий Свирякин — один из старейших по хиротонии священников в Днепропетровской епархии, был рукоположен в иерейский сан в 1958 году. Уже 48 лет он служит в Свято-Благовещенском храме, куда был назначен сразу по окончании Киевской духовной семинарии архиепископом Днепропетровским и Запорожским Гурием (Егоровым).

http://sobory.ru/article/?object=23263

– Павел Васильевич, а стоило ли отвергать тогда ГКЧП? Ельцин разве лучше был? – спросил я профессора. – В тот момент все мы находились на развилке истории и никто не знал, что дальше будет, – ответил Флоренский. – Но Святейший Патриарх, конечно, молился, и ему было что-то открыто. Да, Ельцин принёс дикий капитализм и разорение страны. Но каков был выбор? ГКЧП на поверку оказался беспомощным, как временное правительство в 1917 году. Единственное, что этот «чрезвычайный комитет» мог, – углубить раскол в обществе, перенести его из Москвы в регионы и окончательно развалить страну. Патриарх этого не допустил. Промыслительно, что последнюю свою литургию Алексий II совершил в том же Успенском соборе Кремля. Было 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы. На эту же дату пришлась 91-я годовщина интронизации святителя Тихона. Алексий II в своей проповеди вспомнил, что Патриарх Тихон также и скончался в Богородичный день, на Благовещение, которое было любимым праздником святителя... А любимым праздником самого Алексия II было как раз Введение. И на следующее утро, ещё в праздник (длившийся до 8 декабря), он ушёл – тихо, во сне. Замкнулась цепь времён. Святитель Тихон был последним Патриархом, при котором наша Церковь оставалась единой, без разделения на русскую и зарубежную ветви. А Патриарх Алексий II – первым, кто преодолел раскол. Он был хранителем единства – Церкви, русского, славянского мира. Он и умер, укрепляя этот мир. Накануне лечащие врачи не рекомендовали ему ехать на Украину: говорили, что это может привести к печальным последствиям. Но после углублённой беседы Святейший Патриарх сказал: «Я всё-таки поеду. Потому что это необходимо для единства Церкви…» А следом предстояла поездка в Белоруссию... Пройдут годы, и мы полнее осознаем, что удалось сохранить Алексию II. Но уже сейчас можно видеть добрые знаки. 4 декабря, в любимый праздник Патриарха, в Минске состоялся объединительный съезд писателей России и Белоруссии, на котором принято решение о создании единого Союза писателей Союзного государства. Как заметил Владимир Крупин, писательское объединение не менее важно, чем заключённый недавно Таможенный союз: «Это нравственное движение, движение в области духовной жизни». Видел бы это Святейший – порадовался...

http://pravoslavie.ru/smi/37985.htm

Церковные иконостасы были изготовлены из дуба в древнерусском стиле по рисункам Н.Н. Никонова, образа написали афонские монахи. Главной святыней в храме была упомянутая чудотворная икона «В скорбех и печалех утешение», перед которой 19 ноября, когда в России от нее свершилось первое чудо, служился торжественный молебен. В праздник св. ап. Андрея Первозванного литургия сопровождалась пением на афонский манер. С Афона были привезены частицы мощей Двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня (помещенные в специальный мощевик), и оттуда же к Вербному воскресенью доставлялись освященные лавровые ветки, раздаваемые молящимся. Благовещенский храм быстро стал центром распространения в российской столице святогорского благочестия и богослужебных традиций. Афонский устав, которого строго придерживались долго жившие на Святой Горе монахи подворья, привлекал в храм множество благочестивых богомольцев. Первым начальником подворья в 1889–1890 (а затем с перерывами в 1891–1898 гг.) и фактическим строителем его был известный церковный деятель архимандрит Давид (в миру Дмитрий Иванович Мухранов). Он родился в крестьянской семье с. Жданово Ждановской волости Курмышевского уезда Симбирской губернии, принял монашеский постриг в зрелые годы, после военной службы. В период заведования подворьем Свято-Андреевского скита о. Давид устроил в Санкт-Петербурге несколько благотворительных учреждений, в 1898 г. он вернулся на Афон. Во время изгнания при имяславской смуте в январе 1913 г. игумена Иеронима архим. Давид был избран братией Свято-Андреевского скита на его место, но после насильственного удаления в июле 1913 г. из скита 185 имяславцев игумен Иероним был возвращен на свое место, а о. Давид, принеся покаяние перед Вселенским Патриархом, был вынужден навсегда покинуть Святую Гору. После начала Первой Мировой войны он жил в Москве, возглавляя там местных сторонников имяславия. В начале 1920-х гг. архимандрит сослужил Патриарху Московскому и всея России Тихону, был хорошо знаком со священномучеником о. Павлом Флоренским; являлся духовным отцом некоторых видных представителей интеллигенции: декана Московского университета и президента математического общества Д.Ф. Егорова, знаменитого философа А.Ф. Лосева и его жены В.М. Лосевой. В конце 1927 г. архим. Давид присоединился к течению иосифлян, боровшихся против компромиссного курса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) по отношению к советской власти. Скончался о. Давид 5 июня 1931 г. в Московской области 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это позволит четче выявить особенности других икон, ослабление в них полноты выражения догмата, имея перед глазами высочайший образец. Многое из того, что использовал Рублев, восходит к более ранним иконописным традициям, но при анализе его «Троицы» упоминаться не будет. Оно станет ясным при последующем обращении к более древним иконам. То обстоятельство, что рублевская «Троица» несет в себе высокую полноту выражения догмата, интуитивно чувствовали многие. Лучше всего об этом свидетельствует неопубликованная работа В.Н.Щепкина, в которой он, тем не менее, абсолютно справедливо пишет, что Рублев создал «прямое воплощение главного догмата христианства» и, далее, что «поэтическая дума о догмате разлита в иконе повсюду». В аналогичном смысле можно трактовать и мысль о.Павла Флоренского о том, что икона Троицы» Рублева «…уже перестала быть одним из изображений лицевого жития, и ее отношение к Мамвре — уже рудимент. Эта икона показывает в поражающем видении Самое Пресвятую Троицу — новое откровение, хотя и под покровом старых и, несомненно, менее значительных форм». Анализ того, насколько полно и какими художественными средствами воплотил в своей иконе догмат о Троице Рублев, будет осуществляться в той же последовательности, которая была предложена выше. Первым качеством в этом ряду была названа триединость. Показать, что три Лица составляют одного Бога, можно только при изображении их на одной иконе (поэтому здесь немыслимо то, что нередко делается в иконах «Благовещения», где богоматерь и архангел Гавриил — например, на царских вратах — изображаются на отдельных иконах, составляющих в свою очередь единую композицию). Дополнительным и очень существенным приемом является запрет на надписание нимбов у Лиц и использование вместо них объединяющей надписи, представляющей Триаду в виде Монады: «Пресвятая Троица». С этим же связан и запрет на разделение Лиц путем изображения разных нимбов. Сказанное наводит на мысль, что, не дав четкого различения Лиц на своей иконе, Рублев действовал из догматических соображений.

http://pravmir.ru/predstoya-svyatey-troi...

  001     002    003    004    005    006    007    008