Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архангельская церковь [болг. Билински манастир], муж., во имя св. архангелов Гавриила и Михаила Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен на юж. склоне Завалска-Планина, ок. 3 км к северу от с. Билинци Брезниковского р-на Перникской обл. Болгарии. Согласно одной из легенд, Б. м. возник в IX-X вв.; др. предание называет некого Милутина из с. Ярловци, использовавшего свои связи при дворе визант. императора, чтобы основать мон-рь, и относит это событие к XI-XII вв. Сохранился источник на месте алтаря разрушенной древней церкви. Очевидно, возникновение мон-ря связано с ним, почитающимся еще с языческих времен. Версию о существовании здесь языческого капища подтверждают и т. н. «Русалимские гробницы» в окрестностях мон-ря: разбитые камни, остатки некого древнего сооружения. Название трактуется двояко: происходит от слов либо «русалка» или «русалии», либо «Иерусалимский» (сторонники 2-й т. зр. объясняют, что через эти места проходили крестоносцы, направлявшиеся в Иерусалим). Многочисленные археологические находки во дворе церкви и возле нее показали, что в XIV в. обитель уже существовала как укрепленная крепость, стоящая на крутом обрыве над рекой. Остатки средневек. кирпичной кладки сохранились южнее церкви, а жилое крыло повторяет основание оборонительной башни. Самое раннее письменное упоминание о Б. м. относится к 1586/87 г. Это повествование о приезде в Россию митр. Кюстендилского Виссариона, игум. Осоговского мон-ря Гервасия и иером. Б. м. Стефана, получивших в результате своей миссии средства на восстановление пострадавшего от землетрясения Осоговского мон-ря. Крещение Господне. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Крещение Господне. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. В XVII-XVIII вв. мон-рь был центром книжности и просвещения. Здесь действовала школа, в к-рой обучались дети окрестного района. В принадлежавших мон-рю рус. печатных книгах сохранились приписки и летописные заметки об истории мон-ря, в основном - нач. и сер. XIX в. В одной из них болг. ученый Й. Иванов нашел новые сведения о родине св. Паисия Хиландарского . Б. м. играл значительную роль во времена борьбы болг. народа против тур. владычества, но после освобождения постепенно пришел в упадок. В XX в. Б. м. возобновлялся, но к наст. времени обитель пришла в запустение и в течение неск. последних лет не имеет насельников.

http://pravenc.ru/text/149185.html

Во 2-й пол. XVIII в., в период управления Н. м. иером. Марцеллия Билинского, начался упадок обители: росли долги, уменьшилась численность братии, расходившейся в др. мон-ри. После 3-го раздела Речи Посполитой (1795) и вхождения Зап. Волыни в состав Российской империи Покровский храм мон-ря в 1796 г. перешел в ведение РПЦ. При этом монахи-униаты забрали из него антиминс и часть утвари и совершали богослужения в расположенной рядом часовне (Там же. Ф. 359. Оп. 1. Д. 183. Л. 71). Подольский военный губернатор гр. И. В. Гудович в письме униат. еп. Луцкому Стефану Левинскому от 13 апр. 1800 г. подчеркивал плачевное состояние мон-ря: «Среди множества других малочисленных униатских монастырей здесь проживает всего два монаха, которые не занимаются никакими общественно-полезными делами, ни просвещением юношества, ни содержанием больных и калек, и даже не могут надлежащим образом содержать себя сами» (Там же. Ф. 382. Оп. 2. Д. 27. Л. 91). По мнению гр. Гудовича, этих монахов было бы целесообразнее переселить в др. мон-ри. Вскоре после 1802 г. насельники обители были приписаны к братии Владимиро-Волынского униат. мон-ря, туда же для устройства городского уездного уч-ща был передан фундуш А. Г. Киселя, при этом хозяйственная деятельность на земельных владениях мон-ря не прекратилась. В 1812 г. протоконсультор Русской базилианской пров. иером. Адриан Ставиньский указывал на то, что обитель является адм. единицей Владимиро-Волынского супериора: «…С обращением большого числа народа к греко-русскому исповеданию церкви низкиничского и зимненского монастырей во Владимирском уезде отошли в ведение Грекорусской епархии, а базилианское начальство присоединило фундуш оных двух монастырей к Владимирскому...» (Там же. Д. 115. Л. 45). Н. м. продолжал существовать до 1837 г. Разрешением Литовской греко-католической духовной консистории от 22 июня 1837 г. предписывалось мон-рь закрыть, а деревянные кельи разобрать. Это было претворено в жизнь последним администратором мон-ря Иоанникием Козачевским, постоянно проживавшим во Владимире-Волынском (Там же. Ф. 359. Оп. 2. Д. 70. Л. 21). Бывший монастырский собор в кон. XVIII-XX в.

http://pravenc.ru/text/2565242.html

Виссарион I , митр. Дабро-Боснийский), игумен О. м. Гервасий и иеромонах из мон-ря Лесново Стефан (в лит-ре иногда вместо Гервасия упом. Симеон, а вместо лесновского монаха - безымянный посланник Билинского мон-ря) прибыли в Москву с грамотой патриарха Печского (имя не указано, вероятно Савватий (Соколович)), в которой излагалась просьба к царю Феодору Иоанновичу стать ктитором обители ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 182-183; С. Кратко о митр. Висариону (-1585-1589-)//Ниш и Buзahmuja: Cuмnoзujyм VIII, 3-5 jyh 2009. Ниш, 2010. С. 391-399). В 1639/40 г. старцы Сарандапорского мон-ря направлялись в Москву за милостыней, но, т. к. в Путивле они не представили жалованной грамоты, их направили обратно, выдав небольшую сумму (Москва-Сербия, Белград-Россия: Сб. док-тов и мат-лов. М., 2009. Т. 1: Обществ. и полит. связи XVI-XVIII вв. С. 21, 54). Ок. 1660 г. в О. м. побывал турецкий путешественник Эвлия Челеби, сообщивший о многочисленности братии и гостей обители ( Ebлuja Челеби. Путопис: Одломци о jyrocлobehckuм Capajebo, 1979. С. 296-297). В 1683 г. по дороге на Св. землю О. м. посетил Печский патриарх Арсений III (Черноевич) . Во время 2-го визита, в 1686 г., он велел провести ревизию церковной ризницы; в составленной описи обозначены: 47 серебряных лампад, 20 позолоченных лампад, 7 чаш, дискос, большая чаша с крышкой, 3 потира (один из них очень древний), 2 киота, 4 Евангелия, 47 крестов, панагия и проч. ( Записи. 1982. 1. С. 440. Бр. 1859). В 1690 г. австр. войска разграбили обитель. Бег Крива-Паланки получил разрешение от османских властей снести здания мон-ря и забрать имущество. До сер. XIX в. О. м. лежал в развалинах. По просьбе жителя Крива-Паланки хаджи Стефана Бегликчия османские власти в 1847 г. разрешили возродить обитель: была восстановлена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы и возведен 3-нефный собор во имя прп. Иоакима Осоговского (1847-1851; с 5 большими и 7 малыми куполами, 2 открытыми галереями, 4-ярусной колокольней; росписи 1884 г.

http://pravenc.ru/text/2581641.html

Монастырская церковь представляет собой маленькое прямоугольное каменное строение с полуцилиндрическим сводом. Церковь неск. раз перестраивалась: на рубеже XVI-XVII вв. наос был продлен на запад, а к сев. стене пристроен маленький открытый нартекс. К этому же времени относится и наиболее древняя сев. часть монастырского двухэтажного строения, где размещались кельи, гостиница и трапезная. Юж. часть корпуса была возведена позже на основе старого фундамента, на 1-м ее уровне располагались главные монастырские ворота. В 1855 г. была обновлена церковь, в 1865 г. во дворе построена часовня. Возле церкви сохранилось неск. каменных надгробий XIX в. Прор. Малахия. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Прор. Малахия. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Основная часть росписей монастырской церкви датируется нач. XVII в. Живопись в древней части наоса принадлежит распространенному в Болгарии типу и имеет сходство с росписями в церквах с. Арбанаси (за исключением ц. св. Архангелов) и мон-рях Трынского р-на. Для нее характерна простота линий и пропорций. Более позднюю роспись пристроек можно сравнить с живописью ц. св. Архангелов в Арбанаси, главной церкви и трапезной Бачковского мон-ря: она отличается декоративностью и тщательной проработкой рисунка. Стены и конху алтарной апсиды занимают 2 регистра с эпизодами важнейших евангельских сюжетов. Праздничный цикл расположен на сев. и юж. стенах. Наличие пейзажей, фигур людей и домашних животных придает композиции «Рождество Христово» бытовой характер. Около юж. дверей храма сохранились фрагменты композиции «Страшный Суд». В направлении с востока на запад в центре свода размещены медальоны с изображениями Христа (Вознесение, Ветхий Денми и Вседержитель). Ниже на своде располагаются орнаменты, фризы с изображениями ветхозаветных пророков, праздники и Страсти Христовы, на стенах - святые. Росписи в преддверии, сохранившиеся частично, отличаются от остальных по стилю и колориту и датируются кон. XVII - нач. XVIII в. Здесь есть изображения святых в полный рост и погрудные в медальонах. На юж. стене алтаря сохранились остатки поминальной надписи и жен. ктиторский портрет плохой сохранности, изображающий, вероятно, монахиню. Все надписи на фресках сделаны на болг. языке.

http://pravenc.ru/text/149185.html

Патриотическая и просветительская деятельность болгарских монастырей В ходе завоевания турками Балкан во 2-й половине XIV – начале XV века большая часть приходских храмов и процветавших некогда болгарских монастырей была сожжена или разграблена, погибло множество фресок, икон, рукописей, предметов церковной утвари. На десятилетия прекратились преподавание в монастырских и церковных школах и переписка книг, утрачены были многие традиции болгарского искусства. Особенно пострадали тырновские монастыри. Часть представителей образованного духовенства (в основном из числа монашествующих) погибла, другие были вынуждены уйти из болгарских земель. Лишь немногие обители уцелели благодаря либо заступничеству родственников высших сановников Османской империи, либо особым заслугам местного населения перед султаном, либо местоположению в недоступных горных районах. По мнению некоторых исследователей, турки разрушали в основном монастыри, расположенные в областях, наиболее сильно сопротивлявшихся завоевателям, а также обители, оказывавшиеся на маршрутах военных походов. С 70-х годов XIV века до конца XV века система болгарских монастырей не существовала как целостный организм; о многих обителях можно судить лишь по сохранившимся развалинам и данным топонимики. Население — светские и духовные лица — по собственному почину и на собственные средства восстанавливало монастыри и храмы. Среди сохранившихся и восстановленных монастырей — Рильский, Бобошевский, Драгалевский, Куриловский, Карлуковский, Этропольский, Билинский, Роженский, Капиновский, Преображенский, Лясковский, Плаковский, Дряновский, Килифаревский, Присовский, Патриарший Святой Троицы под Тырново и другие, хотя и их существование постоянно находилось под угрозой из-за частых нападений, грабежей и пожаров. Во многих из них жизнь замирала на продолжительные периоды. При подавлении 1-го Тырновского восстания 1598 года большая часть восставших укрылась в Килифаревском монастыре, восстановленном в 1442 году; за это турки вновь разрушили обитель. Пострадали и окрестные монастыри — Лясковский, Присовский и Плаковский. В 1686 году во время 2-го Тырновского восстания также пострадали многие обители. В 1700 году центром, так называемого восстания Марии, стал Лясковский монастырь. При подавлении восстания пострадали эта обитель и соседний Преображенский монастырь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Характерна деятельность живописца иеромонаха Пимена Зографского (Софийского), работавшего в конце XVI — начале XVII века в окрестностях Софии и в Западной Болгарии, где он украсил десятки храмов и монастырей. В XVII веке были восстановлены и расписаны церкви в Карлуковском (1602), Сеславском, Алинском (1626), Билинском, Трынском, Мисловишицком, Илиянском, Искрецком и других монастырях. Болгарские христиане рассчитывали на помощь единоверных славянских народов, особенно русских. С XVI века Россию регулярно посещали болгарские иерархи, настоятели монастырей и прочие духовные лица. Одним из них был упомянутый выше Тырновский митрополит Дионисий (Рали), доставивший в Москву решение Константинопольского Собора (1590) об учреждении Патриаршества в России. Монахи, в том числе игумены Рильского, Преображенского, Лясковского, Билинского и других монастырей, в XVI–XVII веках испрашивали у Московских Патриархов и государей средства на возобновление пострадавших обителей и защиту от притеснений турок. Позднее поездки в Россию за милостыней на восстановление своих обителей совершили игумен Преображенского монастыря (1712), архимандрит Лясковского монастыря (1718) и другие. Помимо щедрых денежных милостыней на монастыри и церкви из России в Болгарию привозились славянские книги, прежде всего духовного содержания, не дававшие угаснуть культурно-национальному сознанию болгарского народа. В XVIII–XIX веках с ростом хозяйственных возможностей болгар выросли пожертвования монастырям. В первой половине XVIII века были возобновлены и украшены многие монастырские храмы и часовни: в 1700 году возобновлен Капиновский монастырь, в 1701году — Дряновский, в 1704 году расписана часовня Святой Троицы в монастыре Пресвятой Богородицы в селе Арбанаси под Тырновом, в 1716 году в том же селе была освящена часовня монастыря святителя Николая, в 1718 году возобновлен (на том месте, где находится сейчас) Килифаревский монастырь, в 1732 году обновлена и украшена церковь Роженского монастыря. В то же время создавались великолепные иконы тревненской, самоковской и дебрской школ. В монастырях создавались раки для святых мощей, оклады икон, кадильницы, кресты, потиры, подносы, свещницы и многое другое, что обусловило их роль в развитии ювелирного и кузнечного дела, ткачества, миниатюрной резьбы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

Климантовской монастырь в Завеличья, а за ним 20 дворов. Богоявленской Костелников монастырь, а за ним 3 двора. Николской Люботовской монастырь, а за ним 16 дворов, Петра и Павла Сорошинской монастырь, а за ним 32 двора. Да на посаде-ж Савинского Старожевского монастыря приписных: Николской Волковской, да Степановской Луговской два монастыри, а за ними 60 дворов. Да во Псковском уезде: Печерской монастырь, а за ним 1170 дворов. Снятогорской монастырь, а за ним 400 дворов, Елизаровской монастырь, а за ним 150 дворов. Хрынецкой монастырь, а за ним 140 дворов Снятогорской монастырь, а за ним 82 двора. Великопустынской монастырь, а за ним 85 дворов. Толвицкой монастырь, а за ним 23 двора. Пригород Избореск. А вызборском уезде Малской-Рожествин монастырь, а за ним 29 дворов. Пригород Гдов. А во Гдове на посаде Николаевской митрополей приписной монастырь, а за ним 80 дворов. Во Гдовском уезде: Покровской Озерской монастырь, а за ним 52 двора, Николаевской Полской монастырь, а за ним 13 дворов. Пригород Опочка. В Опочке на посаде Николаевской монастырь, а за ним 2 двора крестьянских; а в пригороде-ж в Острове и в Островском уезде мужских монастырей нет. 190-году (1681) сентября в 25 день роспись, сколко в Тферской епархии городов и в них монастырей 375 . Тферь, а в ней монастырь Отроч вотчинной, монастырь Федоровской, приписан к монастырю Воскресенскому, вотчиной, монастырь девич Рожественской вотчинной, монастырь девич Афонасьевской вотчинной. В уезде: монастырь Желтиков вотчинной, монастырь Отминской вотчинной, монастырь Саватьевской вотчинной, монастырь Ванижской (? – Успенской, с. Иванищи) вотчинной, монастырь Дмитреевской вотчинной, монастырь Николаевской безвотчинной; монастыри приписные домовые: монастырь Оршин вотчинной, монастырь Савин вотчинной. Монастыри приписные к Воскресенскому монастырю: монастырь Страганской вотчинной, монастырь Дудин вотчинной, монастырь Видогожской, приписан к монастырю Донские Богородицы, вотчинной, монастырь Тутанской, приписан к Троецкому монастырю, ветчинной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устюг Великий. (На полях: В Устюжской чети октября 17). Архангелской монастырь. Троецкой Телегов монастырь; Троецкой Гляденов монастырь, Николской Прилутской монастырь, Ивановской монастырь. 190-го (1681) году октября в 28 день преосвященного Симеона, митрополита Смоленского И Дорогобужского, стряпчей Василей Истомин в приказе Болшого Дворца боярину и дворецкому князю Василью Феодоровичю Одоевскому с товарищи сказал, что есть в пастве преосвященного митрополита монастырей. В городе Смоленску: Аврамьевской монастырь, Троецкой монастырь, Вознесенской девич монастырь. В Дорогобужском уезде: Болдин монастырь, Бизюков монастырь, да пустыня Свирсковы Луки. В городе Рословле заводится Спаской монастырь вновь, а в нем живут четыре брата. А в городе Белой и в уезде монастырей нет. А что есть за теми монастыри великого государя жалованья крестьянских и бобылских дворов, того мне неведомо, а отказные книги тех монастырских вотчин в приказе княжества Смоленской, то моя и скаска, а скаску писал митрополья казенного приказу подьячей Родка Стефанов. Роспись Суздальской архиепископии городам и монастырем. В Суздале монастыри с вотчинами: Спаской Еуфимиев монастырь, Покровской девич монастырь. Без вотчин: Васильевской монастырь, Ризположенской девич монастырь, Троецкой девич монастырь, Александровской девич монастырь, Николаевской девич монастырь. В Суздалском уезде монастыри с вотчинами: Спаской-Кункоцкой монастырь, Борисоглебской Кидекоцкой монастырь. Без вотчин: Успенской монастырь, Золотниковская пустыня, Макарьевская пустыня, Богоявленская пустыня на Мстере, Ивановской девич монастырь, Кузмодемьянская пустыня, Николаевской монастырь, Пищикова пустыня, Петропавловской монастырь, Покровская пустыня, что в селе Иванове, Городецкая пустыня – девич монастырь, Покровской девич монастырь, что на Куксе, Богородицкой девич монастырь, что на Котме. Святозерская пустыня, Ламская пустыня, Холуйская пустыня. В Юрьеве: Архангелской монастырь с вотчинами, в уезде Черевской (Георгиевской?) монастырь, Дубовые церкви с вотчиною, Введенской девич монастырь без вотчин. В Шуе: Троицкой монастырь с вотчиною. В уезде: Николаевской Шартомской монастырь с вотчинами, Введенской девич монастырь без вотчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перемыщль, а в нем приписной Николаевской монастырь, а за ним тридцать пять дворов. Егорьевской девич монастырь вотчинной. Да в уезде: Лютиков монастырь вотчинной, Шаровкин монастырь вотчинной. Воротынеск, в уезде приписной Спаской монастырь, а за ним дватцать восемь дворов. Роспись, что в епархии преосвященного Филарета, митрополита Нижегородцкого и Алатырского, вотчинных монастырей. В Нижнем Новеграде Печерской монастырь. Великого господина Святейшего Иоакима, патриарха Московского и всеа Росии, домовой Благовещенской монастырь. В Нижегородцком уезде: ево-ж великого господина Святейшего Иоакима, патриарха Московского и всеа Росии, домовой же Дудин монастырь, Макариев монастырь Желтоводцкого, Орана поля (? – Богородицкая, дерев. Ораны (Поляны)). Словенская пустыня. В Лысцове Богородицкой монастырь. В городе Алатыре Троецкой монастырь, приписан к Троецкому Сергиеву монастырю. В городе Курмыше Рождественской монастырь, приписан к Воскресенскому монастырю. А сколко за теми монастыри вотчин, и крестьянских и бобылских дворов и об том ведомо в Помесном Приказе и в Приказе Казанского Дворца по переписным книгам прошлого 186-го (1678) году. Да безвотчинных монастырей: В Нижнем Новеграде монастырь Сшествия Святого Духа. В Нижегородцком уезде: Ворсомской, Островской Троецкой монастырь, Зеленых гор Отеренская пустыня, Кресто-Маровская пустыня, Архидьяконская пустыня, в Мурашкине Преображенской монастырь, в Ядрине пустыня Казанския Богородицы. 190-го (1681) году роспись, что в Коломенской епархии городов и в котором городе что монастырей. Город Коломна, вънутре городе Брусенской девич монастырь. На посаде Спаской монастырь. Да в уезде: Голудвин монастырь да Бабренев монастырь. Город Кашира. Против города на другой стороне Оки от города верста Троецкой Белопесоцкой монастырь, крестьянских и бобылских дворов за ним в Каширском уезде в одном городе двести четырнадцать дворов; да в уезде: Пустыня Соколова, крестьян за монастырем четыре двора, да в уезде ж монастырь Березено пустынь, крестьянских и бобылских четыре двора; да в уезде ж Севолодцкой монастырь. Город Тула. На посаде монастырь Иоанна Предтеча, да Ружной девич монастырь, да в уезде Венев монастырь. Город Дедилов, в уезде Богоявленской монастырь. Город Венева. В уезде Богоявленской монастырь. Город Ефремов. В уезде Спаской монастырь. Город Кромы. В уезде Троетцкой монастырь. Город Кропивна. На посаде Троетцкой монастырь. Город Арел. На посаде Богоявленской монастырь. Что за иными монастыри, которые писаны выше сего, крестьянских и бобылских дворов, того неведома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010