Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.4 из  5) Оглавление Библия — удивительная книга, ставшая важной частью фундамента, на котором построена европейская цивилизация. И все же, Священное Писание — это сборник ближневосточных мифов или подлинное свидетельство бытия Божия? Сотни ученых по всему миру бились над загадками главной книги христиан. Самые яркие и интересные плоды этой научной работы собраны в книге «Тайны Библии». Это издание расскажет о 70 невероятных открытиях, которые подтверждают достоверность изложенного на страницах Ветхого и Нового Заветов. Исследования археологов, биологов, генетиков и лингвистов, а также сто уникальных иллюстраций оживят для читателя мир библейской истории. Предисловие Библия — это книга о вечном, книга, в которой есть ответы на вопросы о смысле жизни и ее законах, об отношениях между людьми и об отношениях человека с Богом. Как говорит нам Церковь, это богочеловеческая или боговдохновенная книга. Но при этом все описанные в ней события имеют четкую привязку ко времени и месту. И самое удивительное, что, благодаря научным открытиям, мы из XXI века, имеем возможность прикоснуться к тем вещам, к тем событиям, к тем людям, которые описаны в Библии. Собственно идея рассказать о научных свидетельствах, которые не только приближают к нам священную историю, но и проясняют смысл библейских текстов, и положила начало программе «Тайны Библии» на радио «ВЕРА». Мы решили облечь научные знания о Библии в такую форму, чтобы это было информативно, содержательно, при этом не слишком заумно и обязательно интересно. Наши соотечественники долгое время были лишены возможности общения с Библией в силу исторических событий, потому что в советское время она была под запретом. И это отсутствие Библии в нашей жизни сформировало мнение о ней как о чем-то ветхом, архаичном, не имеющим отношения к сегодняшнему дню. А свидетельства современных ученых актуализируют библейскую проблематику, они доказывают, что описанное в Священном Писании — не выдумки и легенды, как в Древней Греции, но события, которые происходили в действительности.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-biblii-na...

Иллюстрация из Хронографа XVI в. " Сотворение птиц " ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ АПОЛОГЕТИКИ Сложность раскрытия духовного смысла и значения первых глав Библии связана с онтологической важностью, величием и уникальностью описываемой в них истории сотворения Богом мира " из ничего " . Рассуждения об этих фундаментальных проблемах относятся к числу возвышеннейших и должны опираться на учение Святых Отцов Восточной Церкви (Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина и других), давших образцы истолкования Священных текстов. Такими глубокими вопросами могут заниматься лишь высоко духовные люди по благословению священноначалия. Не дерзая обсуждать частные моменты истории Творения, отметим лишь то, в чем согласны практически все толкователи, а именно: Бог создал мир прекрасным и совершенным ( " все хорошо весьма " ), но нарушение первыми людьми Божественной заповеди ввело в мир грех, зло и смерть. Мир катастрофически сокрушился и глубоко деградировал (что ныне выражается законом возрастания энтропии), а дальнейшее растление человеческой природы навлекло справедливое Божие наказание в виде Всемирного потопа, который произошел около 5000 лет тому назад и привел к гибели всего живого, что не было взято Ноем в ковчег, а также к резкой перемене гидрологических и климатических условий на Земле. Поэтому надо постоянно иметь ввиду, что мы сейчас обретаемся в совсем другом - двукратно искаженном - мире, чем тот, который был в начале сотворен Господом. Однако многие события и факты, приводимые в Библии, подразумевают и такие их последствия, которые могут быть проверены наблюдениями, измерениями, расчетами, экспериментами, и тем самым стать предметом естественно-научной апологетики. К ним прежде всего могут нужно отнести геологические свидетельства Всемирного потопа, создавшего слоистую структуру земной коры с включеними окаменелостей древних растений и животных и громадных залежей горючих ископаемых. Библия содержит утверждения о том, что на небесах имеется неисчислимое множество различных звезд (хотя невооруженным глазом их можно насчитать не более 2000), что Земля шарообразна и подвешена ни на чем, о том, что недавно единая суша разделилась на континенты, о существовании гигантских драконов-ящеров, о мощных морских течениях, огнедышащих горах, ледниках, реках и облаках, носимых ветрами, о круговороте воды и других веществ в природе, о разнообразных и удивительных живых существах, об особой роли крови в жизни животных, о заразных заболеваниях, о трудолюбии пчел и муравьев, о полете птиц и их заботе о своих птенцах и о многом другом, что входит в рассмотрение различных наук.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/ka...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИБЛИЯ. III. ИЛЛЮСТРАЦИИ Елиезер и Ревекка у источника. Миниатюра из Евангелия. Венский Генезис. VI в. (Fol. 7) Елиезер и Ревекка у источника. Миниатюра из Евангелия. Венский Генезис. VI в. (Fol. 7) Согласно гипотезе К. Вейцмана , иллюстрации к Б. появились в среде александрийских иудеев, когда ок. сер. III в. до Р. Х. был осуществлен перевод Торы на греч. язык (Септуагинта). Они, испытав влияние эллинистической художественной культуры, могли являться промежуточным этапом между античными иллюстрированными свитками сочинений греч. авторов и христ. иллюстрированными Б. Подобных иллюминированных рукописей ВЗ до нас не дошло, но о существовании в изобразительном искусстве сложившейся иконографии ветхозаветных сюжетов свидетельствуют обширные библейские циклы и изображения пророков в росписи синагоги в Дура-Европос (244-245). Иллюминированные Б. не однородны по составу. Они содержат разное количество книг Ветхого и Нового Заветов. В различных сочетаниях могут встречаться обе части Б., напр., НЗ с Псалтирью, кн. Бытие с Апокалипсисом. Наиболее ранним сохранившимся памятником иллюстрированной Б. является фрагмент рукописи, созданной в Риме в 350-380 гг., содержащий 4 листа с иллюстрациями, относящимися к Книге Царств (Кведлинбургская Итала - Berolin. SB. Theol. lat. Fol. 485). Притча о девах разумных и неразумных. Миниатюра из Евангелия. Россанский кодекс. VI в. (Fol. 4) Притча о девах разумных и неразумных. Миниатюра из Евангелия. Россанский кодекс. VI в. (Fol. 4) Иллюстрации раннехрист. Б. отличались исключительной обстоятельностью в передаче подробностей текста и сопровождали огромное число эпизодов, напр., лондонская рукопись кн. Бытие (Cotton Genesis. London. Otho. B. VI, кон. V - нач. VI в.), являющаяся копией александрийского оригинала V-VI вв., имела первоначально ок. 330 миниатюр, венская рукопись кн. Бытие (т. н. Венский Генезис (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.)), созданная в К-поле или Антиохии, включала 48 миниатюр.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Беседы о притчах Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 14 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 1 Сегодня я скажу несколько самых общих вещей о притчах. Очень немногие притчи, будь то ветхозаветные или новозаветные, — просто иллюстрации, имеющие целью представить более живо какой-то принцип; они вовсе не подобие картинок в книжке для детей, где текст немного сложен, а благодаря иллюстрациям становится доходчив. Цель притч иная. Притчи бывают различны, и они стремятся показать вещи с разныхточек зрения. Я приведу вам несколько примеров. Есть притчи, назначение которых — быть прямым вызовом; таким вызовом, который с силой поразит человека, слушающего притчу, потому что он не защищается от содержащегося в ней обвинения. Притча такого рода — история о том, как пророк Нафан пришел к царю Давиду, который пленился женой одного из своих военачальников, поставил его в такое место битвы, где бы он был убит, и взял его жену себе в наложницы. Если бы пророк пришел и бросил ему обвинение прямо в лицо, скорее всего, Давид бы сказал: “Я — царь!” — и словно замкнулся бы в броню, чтобы защититься от этого вызова. Вместо того, Нафан рассказал ему случай; он сказал: было два человека, два соседа. Один — богач, владевший большим количеством скота и добра. Другой был беден; всего-то и была у него одна овечка, которую он лелеял, словно собственного ребенка. Однажды к богачу пришли гости; он хотел устроить им угощение, но ему стало жаль собственного скота. И он послал слуг отнять овечку у соседа, заколоть ее, и тот лишился единственного, чем обладал, но не только в материальном отношении: он потерял что-то, что было для него крайне ценно. Библия говорит, что эта овечка была для него, словно дочь. И царь Давид вскипел возмущением: “Скажи мне, кто этот человек, и он будет наказан!”. И когда он так резко и недвусмысленно отозвался на ситуацию, которая вточности была его ситуацией, но иначе выраженной, пророк сказал ему: “Ты — этот человек; именно это ты сделал!”. И тогда царя Давида ударило в сердце, ему некуда было уйти, потому что, осудив богача, он не мог никаким образом оправдаться. В результате этого события появился псалом, который мы снова и снова повторяем за богослужением, 50-й псалом, “Помилуй мя, Боже…”.

http://pravmir.ru/besedyi-o-pritchah/

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 10  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий О мистических явлениях А.И. Осипов, доктор богословия, почётный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии. Видеоканал “Духовное образование”. Расшифровка видео Ну вот, я хочу ещё вам маленькую иллюстрацию сделать всё по той же теме, но уже не из Индии, а из Европы, и не из йогов, а небезызвестной вам одной особы — Ванги. Какие у неё тут пророчества. Кстати, это неплохо — иногда посмотреть пророчества вот этих людей, поскольку таким образом можно будет дать надлежащую оценку. Вы, наверное, заметили, что обычно говорят только о том, что вдруг совпало. А я беру ружье — дробовик, становлюсь посреди улицы, закрываю глаза, начинаю палить в разные стороны — и вдруг попадаю: однажды, в птичку. Все кричат: «О!.. Можно с закрытыми глазами, как удачно стреляет человек!» — А никто не скажет, что это из десяти тысяч выстрелов только один оказался точным — об этом помалкивают. Вот так и здесь, когда мы касаемся того, что с христианской точки зрения никак не может быть оценено как действие духа Божьего, как благодати Божией, а как оценено иначе — об этом надо поговорить, подумать. То, что никак не подходит под категорию именно святости и действительного пророчества, то вот здесь происходит точно такая история. Кто-то вот точно сказала, и так точно и попала. И сколько таких случаев — как за рубежом, так и у нас. Просто две-три иллюстрации из Ванги. Кстати, вы, наверно, помните, как с ней произошло: у неё какая-то была катастрофа — автомобильная или какая-то, и после этого она начала прозирать и предсказывать. Ну, сначала кое-что зачитаю немного, а потом поговорим с вами, что всё это значит. «Нет силы, которая смогла бы сломить Россию. Россия будет развиваться расти и крепнуть, всё растает словно лед, только одно останется нетронутым: слава Владимира, слава России. Слишком многое принесено в жертву, никто не сможет остановить Россию, всё сметет она на своем пути». Вы слышите, какая это сила грубая сметет на своём пути. «И не только сохранится, но и станет властелином мира». Какой дух, говорит. «Существует древнее индийское учение Белого братства, оно распространится по всему миру, о нем напечатают новые книги, и их будут читать повсюду на Земле. Это будет огненная Библия, придет день и все религии исчезнут! Останется только учение Белого братства, точно белым цветом оно укроет землю, благодаря ему люди спасутся». От чего спасутся — правда, неясно. «Новое учение придет из России, она первая очистится. Белое братство распространится по России и начнёт свое шествие по миру. Случится это через двадцать лет, раньше это не произойдет. Через двадцать лет соберет первый большой урожай». 1978 год. Как раз у нас началась перестройка — и такие кошмары, такой удар по России, который даже Вторая мировая война не сделала — пророчество: «всё сметет на своём пути».

http://azbyka.ru/video/o-misticheskix-ya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕННИКОТТ [англ. Kennicott] Бенджамин (4.04.1718, Тотнес, Англия - 18.09.1783, Оксфорд, там же), английский библеист и гебраист. Получил образование в Уодем-колледже в Оксфорде, где изучал древнеевр. язык (1745-1747). В 1750 г. К. получил степень магистра богословия за работы «The Tree of Life» (Древо жизни) и «The Oblations of Cain and Abel» (Жертвоприношения Каина и Авеля). С 1764 г.- член Королевского об-ва, с 1767 г. библиотекарь Радклиффской б-ки в Оксфорде, с 1770 г. каноник церкви Христа в Хультаме. В 1751 г. К. начал работу по сбору и изучению древнеевр. рукописей ВЗ и установлению разночтений. Результаты его исследований были обобщены в кн. «The State of the Printed Hebrew Text of the Old Testament Considered» (Состояние печатного еврейского текста Ветхого Завета, 1753. Т. 1), к-рая получила широкую известность и способствовала поддержке деятельности К. В 1758 г. он привлек к работе неск. ученых. К. занимался сверкой рукописей в б-ках Великобритании и Франции, проф. Хельмштедтского ун-та П. Я. Брунс - в б-ках Германии, Швейцарии и Италии. Были полностью или частично сверены 16 самаритянских и более 600 евр. рукописей. С 1760 по 1769 г. были напечатаны 10 ежегодных отчетов о состоянии исследования. В 1776 г. вышел 1-й том изд. «Vetus Testamentum Hebraicum: cum variis lectionibus» (Еврейский текст Ветхого Завета с разночтениями). В 1780 г. был опубликован 2-й том, включавший в качестве приложения обзор всего изученного К. материала и составленного им критического аппарата,- «Dissertatio generalis» (Общая диссертация; это исследование было отдельно издано Брунсом в 1783). С именем К. связана одна из самых известных средневековых евр. рукописей. Кодекс 1476 г., содержащий полный текст Танаха, а также грамматический трактат Давида Кимхи «Сефер михлоль» (Книга совокупности) в качестве предисловия, был исследован К. и передан в Бодлианскую б-ку. Рукопись получила известность благодаря многочисленным богатым иллюстрациям. За кодексом закрепилось название «Библия Кенникотта».

http://pravenc.ru/text/1684189.html

VII. Справочная литература Атлас библейской истории. РБО, М., 1995. Бакхаус Роберт. Библейский путеводитель по Иерусалиму. РБО, М, 1999. Бакхаус Роберт. Люди Библии. РБО, М., 1997. Библия в гравюрах Гюстава Доре, РБО, М., 1994. Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Изд. «Свет на Востоке», 1991. Библия лицевая, 145 иллюстраций. РБО, М., 1995. Библейский словарь, составил Эрик Нюстрем. Изд. «Библия для всех», СПб., 1997. Библейская энциклопедия. Труд и издание архим. Никифора. М., Типография А. И. Снегиревой , 1891. Даули Тим, доктор. Библейский атлас. РБО, М., 1995. Даули Тим, доктор. Библия в цифрах и фактах. РБО, М., 2003. Даули Тим, доктор. Жизнь в библейские времена. РБО, М., 2000. Даули Тим, доктор. История Библии. РБО, М., 2001. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем, под общей редакцией д-ра Л. Каценельсона. Изд. Общества для Научных Еврейских Изданий и Изд-ва Брокгауз-Ефрон, СПб. Католическая энциклопедия, т. 1, А-3. Изд. Францисканцев, М., 2002. Книга правил... М., В синодальной типографии, 1893. Мейчен Дж. Грешем. Учебник греческого языка нового Завета. РБО, М., 1995. Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 1, АИ. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 2, КП. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 3, РЯ. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. Мифологический словарь, гл. редактор Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. Мифы народов мира, т. 1, А-К. Гл. редактор С.А. Токарев. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1980. Мифы народов мира, т. 2, К-Я. Гл. редактор С.А. Токарев. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1982. Пейн Дэвид Ф. Библейская хронология. РБО, М., 1998. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь, т. 1, Изд. П.П. Сойкина, Переиздано М., 1992. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь, т. 2, Изд. П.П. Сойкина, Переиздано М., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В 2011 году в Институте перевода Библии впервые вышло в свет двуязычное издание Евангелия от Иоанна на шорском и русском языках с приложением аудиозаписи шорского текста на CD. В 2012 году серию изданий ИПБ на шорском языке продолжила иллюстрированная книга для детей «Библейские истории». В 2011 году в Институте перевода Библии впервые вышло в свет двуязычное издание Евангелия от Иоанна на шорском и русском языках с приложением аудиозаписи шорского текста на CD. B 2012 году серию изданий ИПБ на шорском языке продолжила иллюстрированная книга для детей «Библейские истории», сообщает Патриархия.ru . Издание 2011 года продолжает идущую с III века традицию параллельных изданий библейских текстов и может быть использовано в качестве пособия по родному языку для шорцев — малочисленного тюркского народа (14 тыс. говорящих), населяющего Северный Алтай. В 2012 году серию изданий ИПБ на шорском языке продолжила иллюстрированная книга для детей «Библейские истории», воспроизводящая фрагменты «Священной истории» — пересказа основных книг Ветхого и Нового Завета, сделанного в 1883 г. студентом Казанской духовной семинарии (впоследствии священником) Иваном Матвеевичем Штыгашевым (1861-1915). Институт перевода Библии работает над переводами библейских текстов на шорский язык начиная с 2000 года. В 2004 году было опубликовано Евангелие от Марка — первый в истории полный перевод библейской книги на шорский язык. Кроме того, ИПБ опубликовал отрывки из Евангелия от Луки (2000) и из Евангелия от Иоанна (2008), а также «Библейские рассказы» для детей (2006). Идея создания новой иллюстрированной книги для детей на основе дореволюционного перевода возникла у священника Игоря Кропочева, много лет служившего в отдаленных селениях Горной Шории. Перевод XIX века был траслитерирован в современную графику и бережно отредактирован, некоторые устаревшие слова и выражения заменены на более понятные и близкие современному читателю. Самобытная шорская художница и поэтесса, член Союза художников и Союза писателей России Любовь Арбачакова, ранее принимавшая участие в шорском проекте Института перевода Библии (Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, «Библейские рассказы») как филологический редактор, подготовила специально для этого издания серию красочных иллюстраций на евангельские сюжеты.

http://pravmir.ru/vyshla-v-svet-bibliya-...

Вышел июльский номер журнала " Вода живая " июня 2023 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Чему учиться у апостолов? " , посвященная празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла . Тема раздела " Подробно " - " Библия в искусстве " . Открывает его материал Татьяны Кириллиной " Путь к свету " , посвященный работе известного петербургского художника Петра Татарникова, создавшего иллюстрации к книге " Второзаконие " , вышедшей в издательстве " Вита Нова " в серии " Священные тексты " . Продолжает тему очерк Анастасии Мясоедовой " Святые в черно-белом цвете " , посвященный выставке " Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи " , открывшейся в Эрмитаже. Это первая экспозиция в новой галерее графики, которая будет знакомить зрителей с собранием графики в фондах музея. Завершает раздел публикация лекции протоиерея Димитрия Сизоненко " На горе Фавор " , посвященной сюжету Преображения Господня в западной и восточной живописи. Раздел " Образы и смыслы " открывает материал " Разговор в поезде " - это публикация статьи " Об отце Иоанне Кронштадтском (из разговора с очевидцем) " , вышедшей в 1907 году в журнале " Тобольские епархиальные ведомости " . Очерк Тимура Щукина " Святитель Николай Японский: святой в двух измерениях " завершает серию публикаций, посвященных " метафизике другого " в текстах святых богословов. Раздел " Люди в Церкви " открывает материал Марины Ланской " Храм на Каменном " , посвященный приходу храма Рождества Иоанна Предтечи . Продолжает раздел беседа Татьяны Кириллиной с участниками арт-группы Largo, озаглавленная " Один за всех, все за одного " . Завершает раздел очерк Ольги Лебединской " Как ты решишь, так и будет хорошо " , посвященный семье Кати и Олега Крикунов, прихожан Феодоровского собора , прошедших там катехизацию. Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает материал Натальи Савельевой " Театр начинается с молитвы " , посвященный театру " Радуйся " , действующему на подворье Александро-Свирского монастыря . В материале Евгения Перевалова " Хроники спасения " - рассказ о настольной игре " Библейские хроники " , разработанной графическим дизайнером Петром Бабуриным. Также в разделе - информация об интересных выставках лета. На страничке радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " - информация о новых аудиодисках: " Рахманинов. Страницы жизни и творчества " Ольги Суровегиной, радиоспектакле " Мы все из Бюллербю " по повести Астрид Линдгрен, " Александр Исаевич Солженицын. Жизнь и творчество " Светланы Шешуновой, " Русская Православная Церковь XX века в личностях ее патриархов " протоиерея Георгия Митрофанова , " Время жить и время умирать. Эрих Мария Ремарк " (читает и комментирует Марина Михайлова), " Ефрем Сирин. Духовное наследие " Софьи Фомичевой, " Экология. Философско-богословский дискурс " Алексея Нестерука и Анастасии Луговкиной, цикле бесед Ларисы Тоноян и Артема Гравина " Логика и культура " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Жены-мироносицы у гроба Господня. Гравюра. 1747 г. Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700-1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта). Впервые его имя упоминается в документах С.-Петербургской типографии в 1719 г. среди младших учеников. После закрытия типографии (1727) переехал в Москву. В 30-х гг. XVIII в. исполнял заказы Синодальной типографии, где числился учеником «грыдорованного дела». В 1736 г. упоминался как «Санкт Петербургской типографии грыдорованного дела ученик». В 1743 г. Н. был привлечен к подготовке гравюр к описанию коронации имп. Елизаветы Петровны, ему было поручено гравирование 4 планов. В 40-х гг. XVIII в. выполнял работы для этой типографии. В 1746 г. принят в Мануфактур-коллегию учеником А. Ф. Зубова (см. ст. Зубовы ), а после его смерти занял должность мастера. Был одним из основателей школы московского медного лубка. Н. исполнил большое количество листовых гравюр на религ. сюжеты. Среди них: «Зерцало грешного» (перегравировка гравюры В. Андреева, включена как иллюстрация в позднее издание Синодика Л. К. Бунина), «Распятие со страстями» (на 2 листах), «Распятие» (копия гравюры воскресенского иеродиак. Петра, 1701), «Отечество», «Страшный Суд», «Образ Богородицы Ильинской» (1749), «Образ Богородицы «Знамение»» (1750), «Прп. Сергий» (1743), «Образ св. и прав. Артемия Веркольского чудотворца», «Св. мч. Димитрий Царевич» (на 4 листах), «Св. вмч. Евстафий Плакида» (на 2 листах), «Житие св. и прп. отца нашего Петра иже во Афонской горе» (на 4 листах) и др. Награвировал неск. видов мон-рей: «Пещера прп. отца нашего Антония Печерского», «Пещера прп. отца нашего Феодосия Печерского», «Вид Кирилло-Белозерского монастыря» (1742, на 4 листах), «Изображение Синайской горы», «Прп. Макарий Калязинский чудотворец с видом мон-ря» (1759, на 2 листах). Помимо листовых гравюр Н. исполнил 5 цельногравированных книг: «Лицевая Библия» (1746, скопирована с Библии Г. П. Тепчегорского), «История об Иосифе Прекрасном» (30-е гг. XVIII в., совместно с И. К. Любецким), «Страсти Христовы и Апокалипсис» (1741-1743, скопированы с иллюстраций Библии Петера Схюта «Historien des Nieuwen Testament», 1659), «Сказание о двенадцати сивиллах» (копия с цельногравированной книги московского мастера 1-й четв. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2565172.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010