Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛШТАДТ [нем. Karlstadt; лат. Carlostadius; наст. фамилия Боденштайн] Андреас Рудольф (1486, Карлштадт, Германия - 24.12.1541, Базель, Швейцария), религиозный писатель, богослов, полемист, проповедник; представитель немецкого протестантизма , один из ведущих деятелей Реформации ; c 1517 г. сподвижник Мартина Лютера (1483-1546), впоследствии его идейный противник. Жизнь, религиозная деятельность, сочинения К. происходил из семьи Петера Боденштайна, уроженца небольшого городка Карлштадт на р. Майн, в политическом и церковном отношении зависевшего от расположенного неподалеку Вюрцбурга. Точная дата рождения К. долгое время была неизвестна, вслед. чего в лит-ре давались различные предположительные датировки (напр., 1477 - Bubenheimer. 1977. S. 2; ок. 1480 - Barge. 1905. Tl. 1. S. 2; и т. п.). В 80-х гг. XX в. был обнаружен памятный листок, выпущенный в Базеле вскоре после смерти К., где сообщалось, что он скончался «на пятьдесят пятом году жизни» (факсимиле см.: Bubenheimer. 2001. S. 19); на основании этого заключают, что он род. в 1486 г. ( Idem. 1988. S. 655). При рождении К. было дано имя Андреас Рудольф; прозвище Карлштадт (первоначально фон К., т. е. «из Карлштадта») он начал использовать в Виттенберге наряду с родовой фамилией; впосл. оно вытеснило фамилию и именно под ним К. стал широко известен ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 2). Андреас Карлштадт. Гравюра. XVI в. Андреас Карлштадт. Гравюра. XVI в. Отец К. был состоятельным человеком и неск. раз избирался городским бургомистром. По словам К., он с детства был воспитан в католич. благочестии (Ibid. S. 3). Первые документальные сведения о К. относятся к кон. 1499 г., когда он прибыл в Эрфурт и начал обучение на фак-те искусств (см. ст. Artes liberales ) Эрфуртского ун-та ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 4). В течение неск. семестров он учился в ун-те вместе с Лютером, к-рый находился в Эрфурте с 1501 г., однако нет сведений об их общении в это время. Хотя мн. преподаватели ун-та были приверженцами номинализма и via moderna в схоластике , К., по-видимому, не проявлял интереса к новым веяниям в схоластической теологии. Царивший в Эрфурте дух гуманизма был ему чужд, и во многом вслед. желания получить более традиционное теологическое образование К. переехал в Кёльн (Ibid. S. 4-5).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

К. проявил изобретательность в оформлении фасадов: тяжелый руст в нижней части (своеобразный «пьедестал времени» - Швидковский. 2008. С. 213), открытые галереи-террасы, тонкие широко расставленные ионические колонны к-рых составили светлые, незатесненные колоннады. Единство по-разному оформленных этажей подчеркнуто общим ионическим ордером пилястр и колонн. Интерьеры были отделаны по античным принципам: каменными панелями-плитами из полудрагоценных пород (агата, яшмы), живописными вставками и рельефами с сюжетами в стиле гротесков. Агатовыми комнатами назвали изящные павильоны, прямоугольные и овальные в плане, центром к-рых служил зал, по подобию античных терм перекрытый богато декорированным сводом с разнообразными цветными рельефами и живописными вставками. Сочетание тончайших в обработке материалов, восходящих к античным технологиям, К. осуществил, использовав цветное стекло на стенах и сводах личных покоев императрицы в Екатерининском дворце Царского села (80-е гг. XVIII в.) - в спальне и в малом синем кабинете («Табакерка», оба разрушены во время Великой Отечественной войны), в т. ч. с рельефами работы англ. мастера Дж. Веджвуда. Цвет в интерьерах, как правило, высветлен добавлением белого: напр., зеленый на стенах Зеленой столовой, фиолетовый и молочно-белый на стеклянных деталях отделки в спальне; голубой на фоне рельефов малого кабинета. Архитектор умело соединял камерный характер небольших по размеру помещений с роскошной отделкой, соответствующей статусу дворца (Там же. С. 214). Храм Дружбы в Павловске. 1780–1782 гг. Гравюра Л. А. Серякова. 2-я пол. XIX в. Храм Дружбы в Павловске. 1780–1782 гг. Гравюра Л. А. Серякова. 2-я пол. XIX в. Параллельно с работами в Царском селе К. проектировал и строил дворцово-парковый ансамбль в Павловске, резиденцию вел. кн. Павла Петровича. Дворец (1782-1786), поставленный на холме над р. Славянкой, выполнен по усадебной схеме. Он повторял тип и облик палладианской виллы, в к-рой дворец напоминал античный храм благодаря купольному завершению основного объема; среди интерьеров также спроектированные и отделанные по проектам К.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

Иоахим Флорский. Гравюра из кн. «Ioacchim Abbatis et Florensis Ordinis Chronologia». Cosenza, 1612 Иоахим Флорский. Гравюра из кн. «Ioacchim Abbatis et Florensis Ordinis Chronologia». Cosenza, 1612 В направленной против И. Ф. проповеди цистерцианского аббата Гофрида из Осера (текст сохранившегося фрагмента проповеди опубл.: Grundmann. 1960. S. 545-546) содержится свидетельство, что родители И. Ф. были иудеями. По словам Гофрида, И. Ф. крестился во взрослом возрасте, при этом он сохранил свое иудейское имя; Гофрид утверждал также, что И. Ф. и его последователи скрывали его еврейское происхождение (Ibid. S. 546). Несмотря на то что Гофрид действительно мог быть лично знаком с И. Ф., совр. исследователи считают его свидетельство недостоверным и предполагают, что И. Ф. происходил из христ. семьи и был крещен в детстве (см.: Ibid. S. 518-528; Hirsch-Reich. 1966). Благодаря довольно высокому общественному положению отца И. Ф. получил достойное образование: он прошел начальный курс грамматики, выучил лат. и греч. языки, освоил основы юриспруденции. Завершив обучение, И. Ф. пошел по стопам отца: он служил у архиепископа Козенцы, затем стал нотариусом при дворе наместника Калабрии. Ок. 1166 г. И. Ф. получил должность нотариуса при королевском дворе в Палермо, где он выполнял различные поручения канцлера и архиеп. Палермо Стефана дю Перша ( 1169), к-рый фактически являлся правителем Сицилийского королевства при малолетнем кор. Вильгельме II Добром и регентше Маргарите Наваррской в 1166-1168 гг. Известно, что И. Ф. вместе с другими нотариусами, Перегрином (впосл. епископ г. Умбриатико в Калабрии) и Санктором, входил в состав королевских посольств, к-рые отправлялись в г. Анкону, в Апулею и в район р. Крати ( Grundmann. 1960. S. 481-482). По сведениям, сообщаемым Мартире, во время последнего посольства И. Ф. тяжело заболел; возможно, именно эта болезнь подвигла его впервые задуматься о монашеском пути. Вскоре после возвращения в Палермо И. Ф. оставил королевский двор и отправился в паломничество в Святую землю .

http://pravenc.ru/text/578138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР IV Александр IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P.Vitis pontificum. 1626 Александр IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P.Vitis pontificum. 1626 (ок. 1185, Ананьи - 25.05.1261, Витербо, Центр. Италия; мирское имя - Ринальдо да Йенна), папа Римский (20.12.1254-25.05.1261). В 1209 г., будучи совсем молодым, он становится членом кафедрального капитула Ананьи, с 1219 г. появляется в папской документации как иподиакон и капеллан Гонория III , потом капеллан своего дяди кард. Остии Уголино (буд. Григория IX ), к-рый, став папой, сделал Ринальдо кардиналом (1231) и епископом (1235) Остии. В качестве папского легата участвовал в переговорах с герм. имп. Фридрихом II (1237, 1240). После смерти Иннокентия IV был избран папой. Как и его предшественники, А. продолжал противодействовать росту влияния герм. имп. династии Штауфенов в Италии. В 1255 г. отдал о-в Сицилию в лен англ. принцу Эдмунду, поручив ему опеку над внуком Фридриха II. Тем не менее в 1258 г. наследнику герм. имп. Фридриха II Манфреду удалось утвердить свою власть в Сицилийском королевстве, 11 авг. он короновался в Палермо, нарушив тем самым отношения сюзеренитета с папой Римским. Борьба королевских династий за влияние в Италии, а также рост политических противоречий внутри городской общины Рима подорвали могущество Римской курии. А. считал политических противников врагами Церкви, еретиками, преследование к-рых поручалось инквизиции . Поддерживая гл. обр. недавно образованные ордена, францисканцев и особенно кларисс , А. укрепил позиции доминиканских и францисканских кафедр в Парижском ун-те; в 1256 г. объединил ряд монашеских конгрегаций в орден августинцев-еремитов . Ист.: Potthast. Bibliotheca. N 1286-1473; 2124-2129; Les Registres d " Alexandre IV (1254-1261)/Éd. C. Bourel de la Roncière. P., 1895-1950. 3 vol.; Sambin P. Un certame dettatorio tra due notai pontifici (1260): Lettere inedite di Giordano da Terracina e di Giovanni da Capua. R., 1955. Лит.: Tenckhoff F. Papst Alexander IV. P., 1907; Jordan E. Les Origines de la domination angevine en Italie. P., 1909. P. 94-290; Douie D. L. The Conflict between the Seculars and the Mendicants at the University of Paris in the XIIIth Century. L., 1954; Andreotta S. La famiglia di Alessandro IV e l " abbazia di Subiaco//Atti e memorie della Società tiburtina di storia ed arte. 1962. T. 35. P. 63-126; 1963. T. 36. P. 5-87; Parravicini Bagliani A. Cardinali di Curia e «familiae» cardinalizie dal 1227 al 1254. Padova, 1972. T. 2. P. 41-60. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64306.html

ГИМ. Синодальное 993 (IV). Рукопись 2. Л. 121—130 и др. Опубл.: Савелов Л. М. Переписка патриарха Иоакима с воеводами, бывшими в Крымских походах 1687—1689  гг. Симферополь, 1906. 28 с. (оттиск из «Известии таврической Ученой Архивной Комиссии». 40). 475 Богданов А. П.: 1) Литературные панегирики как источник изучения соотношения сил в правительстве России периода регентства Софьи (1682— 1689  гг.)//Материалы XVII ВНСК «Студент и научно–технический прогресс». Серия История. Новосибирск, 1979; 2) Неизвестное сочинение Сильвестра Медведева: похвальная рацея царевне Софье//Там же. Серия Филология; 3) Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1982 г. Л., 1984; 4) Диалектика конкретно–исторического содержания и литературной формы в русском панегирике XVII века//Древнерусская и классическая литература в свете исторической поэтики и критики. Махачкала, 1988 и др. 476 Богданов А. П.: 1) Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения)//Материалы XV ВНСК «Студент и научно–технический прогресс». Серия История. Новосибирск, 1977; 2) Политическая гравюра в России периода регентства Софьи Алексеевны//Источниковедение отечественной истории, 1981 г. М., 1982. 477 Богданов А. П. «Истинное и верное сказание» о I Крымском походе — памятник публицистики Посольского приказа//Проблемы изучения нарративных источников по истории русского средневековья. М., 1982. С. 57— 84. Ср.: Богданов А. П. «Слово воинству»… С. 150—151. 478 О взглядах канцлера В. В. Голицына подробнее см.: Богданов А. П.: 1) Василий Васильевич Голицын//«Око всей Великой России». Об истории русской дипломатической службы XVI—XVII веков. М., 1989; 2) Первые российские дипломаты (Исторические портреты). М., 1991. Гл. 2. Об отношении Голицына к Медведеву см.: Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Спб., 1884. Т. I. Стлб. 551,632 (ср. ст. 331,378.618,631,639—641,676:680,683), 520 (ср. стлб. 561,606,609,623). 552. 479

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Кальдерон. Гравюра из кн.: Refratos de los Españoles ilustres con un epítome de sus vidas. Madrid, 1791 Кальдерон. Гравюра из кн.: Refratos de los Españoles ilustres con un epítome de sus vidas. Madrid, 1791 Пьесы К. представляют собой музыкально-зрелищные действа, а его поздние «мифологические» комедии приближаются по жанру к опере или оперетте (испан. «сарсуэле»). Почти все пьесы К. (за исключением «комедий плаща и шпаги», где действие разворачивается в знакомой зрителю городской среде) предполагают изображение на сцене разного рода чудес и превращений. Пространство сцены широко раздвигается как по вертикали, где, как в средневековых мистериях, сцена делится на землю и противостоящие ей ад и небеса, так и по горизонтали, в глубину, где раскрываются символические планы происходящего - горные леса-лабиринты, бушующие моря, горящие города. В пьесах К. мир полон опасностей и угроз, главная из к-рых происходит от заключенной в человеческой греховной природе стихии бессознательного и природно-языческого, мучительно подчиняющейся голосу разума и Божественному Слову (разум и вера в мировоззрении К. не противостоят друг другу). Обилие символических предметов, имен, знаковых мест действия (пещера, лабиринт, дворец, пустынная местность), пророчеств и знамений - особенность произведений К., написанных метафорическим поэтическим языком. 1644-1649 годы стали переломными в жизни К. В связи с трауром по почившей кор. Изабелле Бурбон († 1644) и вскоре скончавшемуся принцу Бальтасару Карлосу († 1646) в Испании были запрещены все театральные постановки. Серьезные перемены затронули внутреннюю и внешнюю политику страны: в 1643 г. отправлен в отставку фактический правитель Испании при кор. Филиппе IV Г. де Гусман-и-Пименталь, граф-герц. Оливарес, к-рому К. открыто сочувствовал, а в 1648 г. Вестфальский мир положил конец почти 2-вековой гегемонии Испании в Европе. В эти же годы у К. умерли 2 брата. Рождение внебрачного сына поставило под вопрос его будущее, которое он все более связывал с католич. Церковью. В 1650 г. К. стал членом ордена францисканцев-терциариев, а в 1651 г. принял сан священника, заняв предназначенную ему отцом должность капеллана в Толедо (1653). При этом К. продолжил писать пьесы, прежде всего «аутос сакраменталес» (во 2-й пол. 40-х гг. XVII в. они преобладали в его драматургии). В 1663 г. кор. Филипп IV, желая постоянного присутствия К. при дворе в Мадриде, создал для него почетную должность королевского капеллана (эта должность сохранялась за ним и после смерти короля в 1665). В 60-70-х гг. XVII в. К. оставался самым востребованным испан. драматургом. Свою последнюю комедию «Рок и девиз Марфисы и Леонида» (Hado y divisa de Marfisa y Leonido) К. написал за год до смерти для весеннего карнавала 1680 г.

http://pravenc.ru/text/1320177.html

Значительные утраты и неравномерная изученность памятников разных провинций затрудняют создание ясной картины развития визант. архитектуры, к-рая во многом остается гипотетической. Богатая историография на греч., лат., сир., арм., араб. и др. языках, записки путешественников и паломников, дипломатов и художников содержат указания и описания построек в городах и мон-рях, особенно церквей и дворцов, имеющих ценность при изучении исчезнувших или видоизмененных памятников. Особенности этого жанра письменных источников, его специфическая художественная образность требуют большой осторожности при обращении к подобным описаниям и максимального учета терминологии эпохи для реконструкции утраченных памятников. Лишь малая часть визант. построек в разных регионах датирована по письменным, в т. ч. эпиграфическим, источникам. В одних регионах (К-поль, Италия, Сирия, Закавказье) таких памятников много, в ряде др. (берегаЭгейского м., Каппадокия, Фракия, Дакия, Вост. Причерноморье) они практически отсутствуют, что требует определять их хронологию методом сопоставления стиля и др. особенностей с зодчеством соседних областей. Понятие визант. архитектуры ассоциируется гл. обр. с монументальным церковным строительством, именно этой области зодчества в ср. века уделялась большая часть творческих сил и материальных средств. Памятники церковной архитектуры сохранились лучше, по ним исследователи судят о др. типах визант. архитектуры и их развитии. Мон-рь Хора (Кахрие-джами). Гравюра XIX в.) Мон-рь Хора (Кахрие-джами). Гравюра XIX в.) Научный интерес к архитектуре В. и. зародился ок. сер. XIX в., его активизации способствовали публикация Ш. Тексье о церквах М. Азии ( Texier, Pullan. 1864), экспедиция Ш. М. де Вогюэ в Сирию в 60-х гг. XIX в. и др. начинания, прежде всего в области археологии (см. Византийская империя (разд. «Археология»)). К кон. XIX в. в изучении архитектуры В. и. одно из первых мест в мире заняло рус. византиноведение, чему способствовало ощущение преемственности с Византией и планы расширения границ России до бывш. владений В. и. Появление специальных учреждений, периодического издания «Византийский временник» и РАИК, имевшего свою печатную периодику, способствовало организационному оформлению и программным исследованиям рус. византинистики. Колоссальный натурный материал - обмеры и фотографии памятников - был накоплен в результате археологических и исследовательских экспедиций российских ученых на Кавказ, в Сирию, в Палестину, на Синай, даже в Египет, продолжавшихся до 1914 г.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Хендерсоном и А. Джонстоном, лордом Уорристоном, включал текст Исповедания 1581 г., акты парламента, осуждавшие папство, и протесты против епископального управления Церковью, а также порицание тех действий короля Карла I, которые «...стремятся к воссозданию папской религии и тирании и к свержению и краху Реформатской веры, наших свобод, законов и сословий». Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. Гравюра. XVII в. Мастер В. Холлар (Б-ка редких книг им. Т. Фишера в Торонто) Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. Гравюра. XVII в. Мастер В. Холлар (Б-ка редких книг им. Т. Фишера в Торонто) Переговоры короля с шотландцами результата не принесли, в нояб. 1638 г. в Глазго Генеральная ассамблея Церкви Шотландии приняла решение об отмене «Пяти пертских статей», Высокой комиссии и ликвидации епископата как несовместимого с пресвитерианской верой. Попытка королевского комиссара лорда Дж. Гамильтона распустить ассамблею потерпела полную неудачу. Карл I, убежденный в необходимости существования епископата для осуществления королем контроля над церковью и как глава епископальной Церкви Англии, не признал решения Генеральной ассамблеи. Манифестом восставших стали решения Национального ковенанта 1638 г., идеи к-рого нашли широкий отклик у шотл. народа. Вся страна, за исключением немногих убежденных роялистов в Абердиншире, объединилась против посягательств короля. К. удалось закупить в континентальной Европе вооружение и обмундирование. Была также налажена система набора в шотл. армию, во главе которой встали вернувшиеся в страну командиры наемных отрядов, участвовавшие в Тридцатилетней войне (напр., А. Лесли). К. получили поддержку шотл. поселенцев в Ольстере и англ. пуритан, также боровшихся с усилением королевского абсолютизма и религ. реформой архиеп. У. Лода. Малочисленные сторонники короля в Шотландии объединились вокруг Дж. Гордона, маркиза Хантли, и Абердинского ун-та. Король не смог собрать большую армию, т. к. в казне не было денег, поэтому он мог опираться только на англ. подразделения, находившиеся в сев.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Парламент Шотландии исключил из своего состава представителей духовенства, ликвидировал Комитет статей, а ковенант был объявлен обязательным к подписанию для всех граждан страны. На фоне начавшейся в Англии революции Карл I был вынужден утвердить решения шотландского парламента и цели, к-рые ставили перед собой К., были достигнуты. Однако уже в парламенте 1639 г. проявились противоречия между 2 направлениями ковенантского движения: умеренного (маркиз Монтроз и лорд Гамильтон, выступившие за предоставление королю права назначить своих представителей в Комитете статей) и радикального во главе с графом Аргайлом, добивавшимся равного представительства всех сословий в комитете. После упразднения Комитета статей и исключения из парламента духовенства в Шотландии по примеру Англии был утвержден т. н. Трехгодичный акт: парламент должен был собираться не реже 1 раза в 3 года, а король лишался права на его роспуск; высшие должностные лица становились подотчетными парламенту. Т. о. в нач. 1641 г. в Шотландии образовалась парламентская монархия. Влияние умеренных К. (Дж. Лесли, графа Роутса, Дж. Элфинстона, лорда Балмерино, маркиза Монтроза) постепенно уменьшилось, и на 1-й план вышли радикалы во главе с графом Аргайлом. Визит короля в Шотландию осенью 1641 г. и его переговоры с К. не привели к увеличению числа его сторонников, хотя он и назначил Дж. Кэмпбелла, графа Лаудона, канцлером, графа Аргайла - казначеем, командующий А. Лесли получил титул графа Ливен. Гражданская война в Англии поставила К. перед выбором: принять сторону парламента или короля. Торжественная Лига и Завет. Гравюра. 1643 г. Торжественная Лига и Завет. Гравюра. 1643 г. Предпосылки для сближения англ. и шотл. Церквей возникли в ходе развития Английской революции и движения К. в Шотландии. В Долгом парламенте Англии большинство перешло к пуританам, чьи религ. воззрения были близки к пресвитерианству. Начавшаяся в 1642 г. гражданская война между сторонниками короля и парламента и первые победы роялистов, помощь к-рым оказали ирл.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРНЕАД [греч. Καρνεδης; лат. Carneades] (ок. 214/3 г. до Р. Х., Кирена, совр. Ливия - 129/8 г. до Р. Х., Афины), древнегреч. философ, представитель античного скептицизма , руководитель и преподаватель Академии Платоновской ; основатель т. н. Новой, или Третьей, Академии. Жизнь Примерная дата рождения К. вычисляется на основании отнесения Аполлодором Афинским (II в. до Р. Х.) и вслед за ним Диогеном Лаэртским (кон. II - нач. III в.) даты смерти К. к «четвертому году 162-й олимпиады», т. е. к 129/8 г., а также на основании сообщения, что К. скончался «в возрасте 85 лет» ( Diog. Laert. IV 9. 65). Сообщение Марка Туллия Цицерона (I в. до Р. Х.), что К. прожил 90 лет ( Cicero. Acad. II 6. 16), впосл. часто повторявшееся в античной лат. лит-ре, признается совр. исследователями ошибочным ( Arnim. 1919. Sp. 1964; Wi niewski. 1970. S. 92-93; Mette. 1985. S. 121). Карнеад. Гравюра. 1685 г. Карнеад. Гравюра. 1685 г. О жизни К. в Кирене до прибытия в Афины и начала обучения в Платоновской Академии ничего не известно. Его отцом в большинстве источников называется Филоком, однако Диоген Лаэртский предлагает и др. возможное имя - Эпиком ( Diog. Laert. IV 9. 62; CFrM. T1a1; ср.: G ö rler. 1994. S. 851-852). В Афинах К. обучался у схоларха Платоновской Академии Гегесина Пергамского, продолжавшего скептическую философскую традицию основоположника Средней Академии Аркесилая (IV-III вв. до Р. Х.). Согласно Цицерону ( Cicero. Acad. II 30. 98), К. также значительное время обучался у философа Диогена Вавилонского (Селевкийского), представителя стоицизма , к-рый познакомил К. с учением известного стоика Хрисиппа (III в. до Р. Х.). Именно философская критика стоицизма стала делом всей жизни К.; по словам Диогена Лаэртского, К. нередко шутливо говорил: «Не будь Хрисиппа - и меня бы не было» ( Diog. Laert. IV 9. 62). Главным оппонентом К. среди совр. ему стоиков был руководитель афинской стоической школы Антипатр из Тарса, к-рый избегал вступать с К. в открытую устную дискуссию и отвечал на его критику стоицизма в многочисленных сочинениях ( G ö rler. 1994. S. 852).

http://pravenc.ru/text/1681111.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010