Пернатый к потолку лаптой мечу леток —  игра в волан. Иль в стекла оптики.  Имеется в виду разновидность волшебного фонаря. Иль в мрачном фонаре. Державин имеет в виду камеру-обскуру, в которой «супротивные натуральные предметы представляются в малом виде весьма живо…» (Об. Д., 708). Как сквозь чугунных пар столпов на воздух бьет.  «Огненная паровая машина».(Об. Д., 709). Марииной рукой прядутся.  «Императрица Мария Феодоровна выписала из Англии прядильную машину, на которой один человек более нежели на сто веретенах может прясть» (Об. Д., 709). Все прелести, красы берутся с поль царицы.  «Т. е. красильня, где красят шелк, шерсть, лен и бумагу травными растениями, сбирая оные с царицы полей, т. е. Флоры» (Об. Д., 709). Куется в бердыши милицы —  т. е. ополчения. Ленивым строем плыв, страшат тварь влаги стуком.  «Рыбная ловля, называемая колотом, в которой несколько десятков лодочек, в каждой с двумя человеками, спустя в воду сетки, тихохонько или лениво ездят и стучат палками в лодки, производя страшный звук, от чего рыба мечется как бешеная в реке и попадает в сетки» (Об. Д., 709). Мой храмовидный дом.  «Дом автора был с куполом и с колоннами и немного похожий на храмик» (Об. Д., 709). Здесь с тихогрома струн смягченны, плавны тоны.  Тихогром — перевод слова «фортепьяно». Но мещет днесь и он перуны,  Державин имеет в виду войну 1806—1807 гг. Темиру новому под Пультуском, Прейсш-лау.  Темир (Тамерлан) — азиатский завоеватель XIV в. Имеется в виду Наполеон. Сражения под Пултуском и Прейсиш-Эйлау были относительно успешны для русской армии. И скрыл орла седого славу.  Граф М. Ф. Каменский (1738—1809) был назначен главнокомандующим, но через несколько дней был сменен Беннигсеном. Взойдешь на холм тот страшный.  В саду был холмик, на котором любил сидеть Державин. Далее Державин имеет в виду легенду о том, что один из новгородских вождей был волхв, от которого и получила свое название река Волхов. Этот волхв якобы был похоронен под холмом у дома Державина. Чрез Клии воскресишь согласья.  Клио — муза истории. Евгений в 1806 г. напечатал в журнале «Друг просвещения» биографии ряда писателей, в том числе и самого Державина. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/evgeniyu-zhizn-...

Через несколько дней появилась подлодка, похожая на акулу. От этой остроносой посудины Рэсси спасла бешеная скорость меч-рыбы: ни один большой корабль не умел плавать так быстро, как механический Рэсси и живая меч-рыба, способности которой передал ему когда-то профессор Громов. Этим способностям позавидовал командир подлодки. В морском состязании Рэсси на время потерял своих спутников. Удалившись на безопасное расстояние от преследователей, он связался с яхтой и, осторожно кружа, приблизился к ней. На карте путешествий Рэсси была морская впадина с кладбищем кораблей. Сотни лет назад моряки прозвали это место Мысом – из-за коварной скалы, выступавшей из воды: здесь всегда свирепствовали штормы. Те, кого победил Мыс, покоились на дне. Мачты и трубы, заросшие водорослями, облепленные ракушками, торчали из песчаных дюн. Спускаясь на глубину, Рэсси обычно чуть-чуть раздувался, становился похожим на толстого китенка. Даже там, где стальную подлодку могла сплющить тяжесть воды, Рэсси плыл спокойно, как брошенное на дно яйцо: его дельфинья шкура, подобно яичной скорлупе, понемножку пропускала воду, уравновешивая разницу давлений. Здесь надо было работать особенно четко, потому что гонцы-дельфины не могли долго задерживаться на глубине. Кладолаз, разгребая песок, залез в древний корабль, но не нашел ничего нужного для себя, вернее, для своих хозяев. Потом он проник в пароход и, осмотрев каюты, коридоры, палубы, выбрался наружу через трубу. В зеленом сумраке высоко над собой Рэсси увидел нового преследователя. Прилепившись присосками к отвесной скале, над затонувшим пароходом висел плоский диск. И хотя Рэсси находился значительно ниже, в непроглядно-черной глубине, он, ощупав диск сигналами, установил, что выпуклые глаза иллюминаторов, экраны и чувствительная электроника спокойно различают его силуэт среди кораблей. Рэсси мгновенно представил схему дна океана, разделив ее двумя линиями – своей жизни и смерти. Так обучал его когда-то Громов: в поединке с электронной машиной Рэсси всегда воссоздавал в памяти образец задания, и четкие линии жизни и смерти были границей его действий.

http://azbyka.ru/fiction/vse-prikljuchen...

Вместе с аскетическими подвигами росло и его дерзновение в вере. Протоиерей Георгий Ларин был свидетелем такого необыкновенного случая: «Как-то вечером, во время беседы со мной в своём кабинете, Владыка ответил по зазвонившему у него на столе телефону. Не знаю, с кем он говорил, но никогда не забуду, как, продолжая говорить, Владыка уронил телефонную трубку и задремал. Трубка лежала в подряснике на его коленях, а он, дремля, продолжал ещё долго слышать и говорить с позвонившим ему человеком. По законам физической природы совершенно было невозможно ни Владыке слышать того, кто позвонил ему, ни тому человеку слышать, что ему отвечали. Однако по продолжительности и смыслу того, что говорил владыка Иоанн, мне ясно было, что – чудесным образом – происходит разговор». Близкая Владыке О. Скопиченко рассказывает, что одну женщину по фамилии Меньшикова укусила бешеная собака, и она, нарушив элементарные правила, связанные с уколами, заболела бешенством. Когда Владыка причастил умирающую, с ней случился один из приступов её болезни, и она, извергая пену, выплюнула Святое Причастие. Но Святые Дары должны быть потреблены, и Владыка подобрал их и положил себе в рот. Прислужники, бывшие с ним, успели издать только крик: «Что Вы делаете? Бешенство – страшная зараза!» Но Владыка спокойно ответил: «Ничего не случится – это Святые Дары». И в самом деле, с ним ничего не случилось. Мужество шанхайского архипастыря могли засвидетельствовать не только его прислужники, но и те, кто покушался на его паству. Первыми из них стали японские оккупационные власти, захватившие Шанхай, когда крупнейший китайский город стал театром военных действий Второй мировой войны. Японцы сразу после оккупации решили прибрать к рукам и русскую колонию Шанхая, оказав весьма действенное давление на Эмигрантский комитет: два его активиста были убиты. В «русском Шанхае» началась паника, и владыка Иоанн отважился на явное «безумие»: публично объявил себя временным главой русской колонии. Более того, он продолжал своё ежедневное посещение больных в любое время дня и ночи, не обращая никакого внимания на патрули и комендантский час. Однажды он, по воспоминаниям одного русского «шанхайца», во время перестрелки китайцев с японцами через английскую территорию решил проведать православную церковь , расположенную в большом здании близ берега реки Вампу. Это было поздней ночью. Его остановила японская охрана, и переводчик предупредил, что он идёт на верную смерть. Однако епископ попросил письменное разрешение на проход к улицам Концессий и спокойно спустился в зону огня. Огонь прекратился, когда он пересекал улицу, и возобновился только после его ухода. При его возвращении через мост японская охрана отдала ему честь – японцы были изумлены случившимся и говорили, что Бог провёл его и туда, и обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Добровольные страдания его служили к спасению не только ему самому, но и многим. Он жил в бедственное время: то набеги татар, то засуха и голод, то моровые поветрия томили бедный народ. Он говаривал народу: «не все по шерсти, ино и напротив. Не верти головой, как бешеная коза: не продали бы татарам. За дело побьют, повинись да ниже поклонись. Не плачь битый, плач небитый». Купцам и знати Москвы говаривал: «божница домашна, а совесть продажна. По бороде Авраам, а по делам Хам. Всяк крестится, да не всяк молится. Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Ум. 11 ноября 1434 года. Погребен у церкви Бориса и Глеба на Варварке, которая сгорела в 1568 году 13 августа. При построении нового храма, на месте сгоревшего, обретены были мощи Максима блаженного. В 1698 г., при построении нового храма, св. мощи положены в новой раке и храм освящен в его имя. (Филарет, «Русск. Святые», ноябрь, стр. 171). Причислен к лику святых на соборе 1547 года. Память празднуется в день преставления и в день открытия мощей. По «Иконописному Подлиннику»: «Максим подобием сед, брада и власы аки Петра апостола, главою плешив, наг, препоясан ширинкою, руки молебны». В «повести» о перенесении мощей блаженного Максима сказано: «о святом же житии его и чудесах, глаголют мнози, еже была не малая книга написанная, но не вем, како из церкви изгибе или кто у прежебывших священников взял ради списания» (Ключевский, стр. 245–246). 188. Святый и блаженный Василий иже Христа ради юродивый, преставися в лето 7060 месяца августа во 2 день Родился и вырос близ Москвы. С 16 лет оставив дом родительский, проводил он жизнь юродивого. Без крова и пристанища ходил по Москве едва не нагий и зимою переносил такие морозы, от которых трескалась земля, а летом терпел зной; днем скитался по улицам, а на ночь ложился на паперти церковной и проводил время в молитве. Ни дружбы, ни знакомства не было у него ни с кем, – для всех он был чужим: так лишал он себя всякого утешения земного! Только у одной бедной вдовы иногда преклонял он голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Но есть, братия и сестры, другой род беснующихся. Это — злые люди, раздражительные, гневливые. Видали вы гневливых, сердитых, злых людей? Как они нехороши в гневе! Как обезображивается у них все лицо, глаза! Все мы бываем раздражительны, все склонны к гневу, а потому все должны в покаянии просить у Господа духа кротости, смирения и терпения. Есть еще несколько видов тихого (молчаливого) или злоречивого беснования: таково беснование людей завистливых, которых снедает чужое счастье или благосостояние и которые либо в молчании страдают, видя счастье ближних, либо поносят, клевещут на тех, которым завидуют. Есть беснование скупых, алчных до денег, которые для прибыли и умножения их готовы на всякую неправду, а из-за их утраты готовы наложить на себя руки, у которых демоны до того ожесточили сердца, что их не может растрогать никакое бедствие или несчастье ближних. Есть бешенство плотской страсти: одержимые им впадают в тоску и отчаяние, если не удовлетворяют свою страсть, или решаются на самые позорные действия ради ее удовлетворения. Чтобы не одолела та или другая бешеная страсть, надо обуздывать ее в самом зародыше; когда она усилится, тогда крайне трудно овладеть ею, да без благодати Божией и невозможно. Есть бесовская страсть к зрелищам. Есть еще у людей беснование, когда человек боится или отвращается Церкви, богослужения, псалмопения и чтения слова Божия и вообще святыни. Сюда же относится беснование нигилизма, отвергающее все святое, все истины откровения, все, что дорого для разумного существа, особенно для христианина, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает человека. Есть беснование срамословия, сквернящее сердце, душу и уста сквернослова. Вот сколько видов беснования, да еще и не все они перечислены. Чтобы не стать жертвой коварства лукавых, злых и нечистых демонов, нужно врачеваться от этой нравственной болезни, а исцеляется она только смиренною верою в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую искренним, глубоким покаянием, молитвою и постом. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом», — говорит Господь. Для того, между прочим, и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели своего рода оружие против диавола и бесчисленных козней его. Помоги нам, Господи, избавиться от всех козней диавольских, укрепи в нас веру и наставь, вразуми и помоги нам спастись. Аминь. В двадцать четвертую Неделю по Пятидесятнице Молитва веры

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Что сказать о пьяных, у которых рассудок потемней вином? Что, если мимо тебя пробежит бешеная собака? Что, если верблюд по естественной своей наглости закричит во все горло и протянет к тебе шею? Пойдешь ли с ним в драку или по благоразумию побежишь прочь? Что, если непотребная женщина будет стыдить тебя своими страшными делами? А у непотребных женщин это обыкновенное дело, им всего кажется стыднее – знать стыд, и они знают одно искусство – вовсе ничего не стыдиться… И ты, если размыслишь о сходстве гневливого с таковым, станешь презирать оскорбления. Скажу тебе один искусственный способ. Хотя он и недостоин внимания тех, которые предпочитают кротость, однако скажу, потому что может погашать неприятность. Пришедшего в ярость старайся низложить шутками. Смех – самое сильное оружие к препобеждению гнева… Заклинаю тебя, гнев, друг пороков, неприязненный мой защитник и покровитель, надмевающий меня и предающий во врата адовы, покорись ныне Богу и Слову. Покорись, гневливость, – эта полнота человекоубийцы, это очевидное безобразие лица, это обуреваемые мысли, это борцы, понуждающие низринуться в тартар, это легион бесов, это многочисленное зло -… покорись! Ибо Христос, Которого не вмещает вселенная, Который Своим кормилом непогрешительно движет целую вселенную, уделяя жизнь и человекам и Ангелам, призывающим Его усердно дарует разрешение и от лукавых духов и от страстей. Христос хочет, чтобы ты, (страсть), немедленно бежала от рабов Божиих и, войдя в свиней, скрылась в бездну. Готово принять тебя это стадо, низвергающееся в глубину. Но не касайся нас, о которых имеет попечение Сам Бог (12,168). Однажды пустынножитель Марк спросил преподобного Серафима: «Кто в нашей обители выше всех пред лицом Божиим?» «Повар из бывших солдат, – ответил преподобный. – Характер у повара огненный. В запальчивости он готов убить человека, но его непрестанная борьба со своим гневом привлекает к нему великое благоволение Божие. Ибо непреложно Божие слово: «Препобеждающему себя место дам с Собою и облеку в белые одежды " » (96,81).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Набожность – это свободное светлое религиозное сознание, которое не удушает, а воспитывает юность. Набожность замешана на трудной жизни, на поле и хлебе, рождении и воспитании детей, восходящем солнце и вечернем дуновении. Набожность не замахивается на облака, а ступает по земле, но только босыми, легкими ногами, и глаза ее смотрят не только вниз, но и вперед. Набожность кротка, мудра как наши бабушки. Она милостива, сострадательна, но не в речах, а в делах и подлинных душевных помыслах. Набожность видима, но она не была таковой всю жизнь, а пришла под конец жизни. Поэтому она не догмат, а позднежизненная кротость. Малые дети, воспитываемые набожными бабушками, впитывают благоговение перед неведомой силой и вечное кроткое упование на нее, учатся строгости жизненного долга и доверчивости перед близким человеком. Таким образом и их молодость и бешеная резвость смягчены и исправлены, осенены боязнью, упованием, милосердием, доверием. Набожные бабушки сделали даже больше, чем это, в истории нашего дорогого болгарского очага, они спасли его и сохранили в его человеческом виде. Без просторной земли набожных бабушек не было бы и рода, памяти, человеческого солнца. Вот почему, когда наступит час исчезновения набожных бабушек, нет сомнения, что падение поколений, осквернение крови и крушение духа совершатся в одно мгновенье и над землею воцарится глухое, угарное веселье молодости и безжалостной резвости”. “На кого оставляешь нас, добрый пастырь наш? – А он – сам со слезами на глазах – ответил: “Пресвятой Троице оставляю вас – сейчас и вовеки!” Великий прозорливец св. Патриарх Евфимий знал, о чем говорил. Потому-то и толпятся сегодня молодые, не имея никакого объяснения, почему они делают это, именно перед его памятником. Благодарная память народная следует особому закону. Она никогда не ошибается. Из книги: Деян Енев. Народ от исихасти (сборник эссе), София, изд. “Омофор”, 2010 г. Перевод сделан с сокращениями. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/38348.html

A наказание, которое мне приготовил жестокий судья за любовь к Нему, я решила принять с благодарностью. Вы, я уверена, увидите, что я, несмотря на наказания, упорнее, чем сейчас, в первой битве, буду исповедовать Иисуса Христа». Ее брат, услышав это, расстроился и пытками и угрозами, равно как и мягкими словами пытался разубедить ее. Но, поняв, что никакие попытки его не имеют успеха, и видя, что он занимается напрасной работой, он привел ее к судье: «Эта моя сестра, судья, самая младшая дочь матери, вместе со мной соблюдала священные обряды закона и всегда оказывала должное послушание нашей вере; но христиане постоянным внушением добились того, что она отказалась от нашего пророка и стала ругать наши обряды, они, соблазнив ее, заставили верить в то, что Христос – Бог». Давая эти показания, брат-обвинитель старался понять, ей или ему верит судья. Она сама сразу же отреклась от нечестивого брата и сказала, что никогда не знала мусульманских обрядов, добавив: «С детства я узнала Христа, была воспитана на Его примере, поняла, что Он – Бог, и пообещала Ему свою телесную чистоту, собираясь когда-нибудь радоваться в Его жилище». Когда святая дева это сказала, бешеная ярость охватила преступную душу судьи, и, направив свой гнев к убийству мученицы, он приказал охране схватить ее, и сам жестким ремнем разбил ей голову, избивая ее плетьми, пока не была содрана кожа вместе с волосами, и не показался череп. Однако юная мученица и дева продолжала упорствовать в своем исповедовании. Тогда судья передал ее, полуживую и почти бездыханную, нечестивому брату, указывая, чтобы ей предоставили лечение и научили букве закона; если же она не обратиться, опять привели ее к нему. Затем враг, а не брат, приведя христианку домой, поручил ее женщинам, чтобы они лекарством вылечили ее и словом обласкали, однако он забил большими досками двери в помещение, а высокий забор вокруг всего поместья не давал никому никакой возможности выйти. Вскоре сильная Флора, оправившись от ран, почувствовала себя исцеленной, и, однажды ночью забравшись с Божьей помощью на высокую стену через соседнюю хижину, примыкающую снизу к дому, выпрыгнула на улицу. He почувствовав никакой боли, она, в сопровождении ангела, пошла сквозь тьму туда, куда вел ее Господь. Среди этого ночного ужаса ее гостеприимно приютил некий христианин, у которого она оставалась какое-то время, а затем направилась в известный поселок Оссарий города Туккитаны, желая спрятаться. Там она скрылась со своей сестрой до времени принятия мученичества. И я, такой грешник, я, исполненный несправедливостей, радовался дружбе с ней с начала ее мученичества, прикасался обеими руками к рубцам на ее достойной уважения нежной голове, с которой под ударами плетей упали ее девичьи кудри.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распорядок дня во время деятельности Собора был введен для его членов такой. Утром в 7 часов Литургия в семинарской церкви нашего общежития. Служили ее почти всегда епископы, они же вместе со священниками и любителями–мирянами пели. Затем весь день мы проводили в Епархиальном доме на заседаниях; иногда вечером в общежитии бывали частные доклады по волнующим вопросам, на которые приглашались и профессора. Перед отходом ко сну бывала вечерняя молитва. Случалось, и довольно часто, мы, архиереи, собирались по вечерам на совещание у митрополита Тихона на Троицком Подворье. Для проведения каждого законопроекта в жизнь нужно было после принятия его в общем собрании большинством голосов утверждать его епископами, причем требовалось, чтобы за него подано было 3/4 голосов всего числа епископов, членов Собора. В праздники мы служили в разных церквах города. Обычно в субботу вечером я уезжал служить всенощную в Турковицкий монастырь, там же наутро служил обедню. Деятельность Собора протекала среди бурных и грозных событий. Развал армии и всей политической и хозяйственной жизни, бегство солдат с фронта, вооруженные выступления рабочих, бешеная агитация большевиков против «угнетателей», разгул политических страстей… — вот атмосфера, в которой мы работали. В начале октября стали приходить вести из Петербурга одна другой ужаснее, одна другой тревожнее… Временное правительство доживало свои последние дни. Учредительное собрание казалось исходом из безысходного положения, но созыв его отсрочивали. Русская жизнь разваливалась, и надвигался хаос… На второй–третий день после большевистского переворота (22 октября) примчались из Петрограда некоторые члены Собора (в их числе Котляревский) с вестью, что Временное правительство арестовано… В Москве все забурлило, начались отдельные вооруженные выступления, а через два–три дня вся Москва была охвачена гражданской войной. Жаркая стрельба, трескотня пулеметов, канонада из пушек — штурм Кремля и тех правительственных учреждений, где засели защитники Временного правительства: юнкера Александровского военного училища и добровольцы из населения. Страшные дни кровопролития…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

—727— Священные пляски арабов в Иерусалиме Православные арабы совершают исступленные религиозные пляски в великую субботу около часовни гроба Господня и в храме воскресения (в Иерусалиме). Вот как их описывает очевидец. «Вдруг арабы начинают свои священные пляски вокруг часовни св. гроба с хоругвями и крестами. Неистово хлещет их стража, бьют их сбитые с ног богомольцы, но под градом ударов, с дикими воплями ломятся арабы по головам толпы, опрокидывая встречных, и ничто не в состоянии остановить этих плясок, без которых, по словам арабов, св. огонь не сойдет на землю. Измученные, избитые, с пеною у рта, они тогда только умолкают, когда патриарший наместник двинется с процессией к часовне… Вот показывается огонь,… и тут-то начинается невиданная картина. Арабы, с неистовыми криками, снова начинают свои пляски, махая пуками пылающих свечей. Все приходят в религиозный экстаз: целуют огонь, глотают огонь, жгут себя этим огнем, веря, что он не жжется и предохраняет от болезней. Я видел молодую арабку: она медленно водила огнем по обнаженной груди, и из глаз её, поднятых к небу, текли слезы. Видел, как многие жгли себе шею, руки, водили огнем вокруг головы, пока не начинали дымиться волосы… Все обнимались, целовались в плечи, – и потом опять пляска, бешеная пляска с факелами, с криками, песнями, кривляньями. Дым от пылающих свечей охватил всю эту массу и столбами повалил из дверей и окон храма. Людей не стало видно, но сквозь густую массу дыма мелькало только вокруг несколько тысяч огней прыгающих, летающих, пляшущих при громе трезвона и при оглушительных воплях народа». 1018 —728— Религиозные пляски в западной церкви и сектах В западной церкви священные пляски практиковались в течение всех средних веков и во многих странах со хранились до настоящего времени. Они соединялись с различными религиозными обычаями, обрядами, мистериями и праздничными процессиями, исполнялись нередко в храмах и с участием клириков. 1019 Особенно много их уцелело в современной Испании, классической стране танцев. В Аррагонии национальный танец «хота» до сих пор примешивается к религиозным церемониям и совершается под пение священных песней. В Севилье, на празднике св. Духа, дети-певчие пляшут в главном соборе. Во Франции и в других местах праздник «Божьего тела» также соединялся с процессиями и плясками. 1020

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010