свящ. Николай Петров Вопрос о посмертной участи человека принадлежит к числу тех вопросов мировоззрения и жизнепонимания, которые интересуют почти всех людей, особенно когда им приходится стать лицом к лицу со смертью. Быть или не быть после смерти человеку, как сознательной личности? Ожидает ли его по смерти сон совершенной бессознательности, потеря личной жизни, или сон его посмертного существования будут посещать сновидения, или, может быть, посмертная жизнь его будет вполне сознательною, подобно жизни земной, и даже более сознательною, чем эта последняя? Вот основной смысл вопроса о посмертной участи человека. Человечество в массе своей давно уже дало совершенно ясный ответ на этот вопрос. Все народы земли и все религии признавали и признают продолжение личной жизни за гробом, хотя представляют её очень неодинаково: то как полусонное томление бездеятельности, то как грубо-чувственную жизнь, похожую на жизнь земную, то как существование более или менее одухотворённое. Такое согласие всего человечества в учении о личном бессмертии заставляет задуматься на тем, почему именно люди верили и верят в личное бессмертие человека. I. Мнимые и действительные основания общечеловеческой веры в личное бессмертие человека 1. Когда-то бессмертие считалось выдумкой жрецов и законодателей: первые будто бы внушали людям веру в личное бессмертие ради собственной корыстной выгоды, вторые ради удержания людей от преступлений страхом загробных наказаний и для побуждения их к деланию добра приманкой загробных наград. Но эта гипотеза обмана высказывалась без всяких фактических оснований, она была порождена только ненавистью некоторых мыслителей к религии и её служителям. История против этой гипотезы. Вера в личное бессмертие имеется даже у самых некультурных народов, у которых нет жрецов, как особого сословия, корыстно заинтересованного в поддержании религиозных верований, ни тем более законодателей, эта вера старше, древнее жречества и законодательства. Однако в этом мнении есть намёк на истину. Не жрецы и законодатели, а все наблюдательные и вдумчивые люди замечали и замечают нравственно-воспитательное действие веры в личное бессмертие эта вера несомненно удерживает многих людей от дурных поступков и укрепляет их в делании добра, так как учение о личном бессмертии обычно соединяется с учением о загробном справедливом воздаянии. Ради этой воспитательной пользы веры в бессмертие старшие поколения всегда старались передать её младшим, и таким образом эта вера переходила от поколения к поколению путём предания. Не обман и корысть, а предание и нравственная польза служат основанием общечеловеческого убеждения в продолжении личной жизни за гробом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

Введение В старые-престарые времена египетские фараоны строили пирамиды из камня. Одни из тех пирамид были высотой пятьдесят метров, другие – сто, а некоторые и выше ста метров. Есть и такие, которые в два раза выше храма Святой Софии в Царьграде, самой величественной церкви на православном Востоке. Поистине, это загадка, зачем фараоны строили такие гигантские пирамиды, впрочем, все в древнем языческом Египте загадочно, все сказка, все предчувствие. Вероятнее всего, фараоны воздвигали эти исполинские каменные сооружения, мечтая о бессмертии своем. Они мечтали о бессмертии тела, хотя догадывались и о бессмертии души. Во всяком случае, другим мотивом подобного строительства было тщеславие и взаимное соперничество. Каждый из них желал увековечить себя таким памятником, который бы мог противостоять времени и стоял бы, пока земля стоит. В египетской «Книге мертвых» приводится предсказание о грядущем суде бога Осириса и бессмертии человека, однако выражено это все неясными догадками и основано на предчувствии. Древняя египетская догадка о бессмертии человека объявлена в христианстве реальностью. Только в христианстве понятие бессмертия очищено от заблуждений фараонов, отделено от смутных языческих видений и от фантастических догадок и произвольных гаданий. Понятие о бессмертии в христианскую эпоху основано на существовании единого живого Бога и связано со спасительной жертвой Христа, с Его Воскресением и победой над смертью. И христианство , в свою очередь, побудило людей возводить «пирамиды». Оно побудило к такому труду не только царей и выдающихся людей, но и всех остальных, которые веруют во Христа и следуют за Ним, ибо все христиане, по слову Тайновидца, названы царями: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр. 1, 5–6 ). Согласно этому почетный долг каждого христианина возвести одну «пирамиду» для себя. Следовательно, сколько христиан на свете, столько должно быть и «пирамид».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

XIV. Бессмертие, перевоплощение и воскресение 1. Библия о загробной судьбе человека «Людей ждет по смерти то, чего они не ждали и о чем не гадали». Что хотел сказать этими словами таинственный Гераклит? А вот что: когда мы утверждаем «бессмертие», то это означает несомненно нечто великое и таинственное, но мы не знаем, что именно это означает. Мы не знаем, что именно мы утверждаем, говоря о бессмертии, чего именно мы желаем и к чему стремимся. Древнейшие мифы и символы гадают об этом и быть может угадывают нечто. Каково философское и научное значение этих символов и гаданий, этой веры, «гипостазирующей наши надежды» и желающей дать «вещей обличение невидимых»? Особенность и преимущество библейских символов состоит в том, что они охватывают все проблемы духа и предусматривают все возможности решения. Так, по вопросу о загробной судьбе человека, мы находим в Библии четыре точки зрения, которые исчерпывают все возможные решения: 1. Утверждение полной смертности души, в псалмах 62 , (ср. Екклезиаст) учение, утверждавшееся вполне ортодоксально Саддукеями. 2. Возможное «переселение душ», вера в «перевоплощение» прежних пророков, как провозвестников приближения мессианских обетовании. Таковы все слова об ожидаемом пришествии Илии ( Лк. 9, 7, 6, 19 . Мф. 11, 14, 17, 10–13, 14, 16 . Ио. 1, 21). Было бы невероятно, если бы Евреям оставалась неизвестной такая распространенная в Египте, в Греции и в Индии теория, как перевоплощение душ, и она, конечно, находила сторонников так же, как и теория полной смертности 63 . 3. Бессмертие отрешенной души, освобожденной от тела, бессмертие в Шеоле, в царстве теней, или же в «лоне Авраама», в блаженном бытии. Такая концепция бессмертия проходит через все Евангелие, через Ветхий Завет и через Послания. Она играет огромную роль в христианском сознании средневековья и для большинства христиан является основной опорой их веры в бессмертие. Эта теория «развоплощенного» бессмертия стоит однако всего ближе к орфизму, к платонизму и потому не является характерно-еврейской и христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Доказательства бессмертия души человеческой Представляя доказательства в пользу истины бессмертия души человеческой, мы имеем в виду раскрыть и оправдать ее разумность, показать, что она не только не противоречит ни одной здравой человеческой истине, напротив того, вполне гармонирует с разумным взглядом на мир и человека и служит прекрасным и возвышенным его завершением. а) Психологическое доказательство (свидетельство непосредственного сознания). Мысль о бессмертии души не дается нам опытом. Ежедневный опыт представляет нам, напротив того, смерть, тление и разрушение. В каждую секунду темная могила поглощает по одному сыну земли; каждая секунда отнимает у кого-либо из нас дорогое существо. И для каждого из нас настанет в свое время эта ужасная, ничем непредотвратимая секунда... Откуда же в нас, в противность столь очевидному и подавляющему опыту, мысль о бессмертии, о вечной жизни? Как нам пришло в голову думать о бессмертии и желать его? Это может быть объяснено только тем, что человек носит идею о своем бессмертии в своем духе: она присуща ему непосредственно. Она служит в нем выражением голоса природы, который никогда не обманывает. С другой стороны, почему человек так отвращается смерти, зная ее полнейшую неизбежность. Если бы смерть была естественным, нормальным явлением, в таком случае она не возбуждала бы в нас такого ужаса и отвращения, мы не считали бы ее таким великим злом, таким страшным бичом, не видели бы в ней самого непримиримого нашего врага. Но дело в том, что смерть есть противоречие нашей бессмертной природе, и сознание этого противоречия служит сильнейшим, невольным свидетельством о нашем бессмертии. Здесь нельзя не припомнить характеристически-верного изречения одного из древних христианских апологетов: «Душа – по природе христианка». Вот почему мы находим в ней свидетельство об одной из существеннейших христианских истин, с которой неразрывно связано все дело восстановления природы человеческой в ее истинном и чистом виде, – об истине бессмертия души человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Наш Президент – сын фронтовика – встал против нацистов» В акции «Бессмертный полк» в Москве и Санкт-Петербурге приняли участие более 2 млн человек 10.05.2022 732 Время на чтение 7 минут Фото: m24.ru Более 1 млн человек приняли участие в шествии «Бессмертного полка» в Москве . Об этом 9 мая рассказала официальный представитель МВД России Ирина Волк, пишут Известия . «В Москве в рамках акции " Бессмертный полк " в колоннах с портретами своих родных проходят более 1 млн жителей и гостей столицы», — цитирует ее портал «МВД Медиа». В столице России шествие началось в 15:00. Маршрут прошел по Ленинг радскому проспекту, улицам Тверской и 1-й Тверской-Ямской через улицу Охотный Ряд, Манежную и Красную площади. Длина колонны 7 км. К шествию присоединился и Президент РФ Владимир Путин . В руках Глава государства был портрет отца-фронтовика Владимира Спиридоновича Путина. Рядом с Главой российского государства прошел отец комбата «Спарты» Владимира Жоги — Артем Жога. «Бессмертный полк» впервые за последние два года прошел в очном формате, так как санитарные ограничения, ранее введенные на фоне распространения коронавируса, были отменены. Более 1 миллиона человек прошли в колонне «Бессмертного полка» в Петербурге в 77-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу администрации губернатора города. «В шествии " Бессмертного полка " по Невскому проспекту приняли участие более миллиона человек», - говорится в сообщении. В общей колонне в шествии «Бессмертного полка» приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и председатель заксобрания Санкт-Петербурга Александр Бельский. Так, Беглов вышел с портретами отца - Дмитрия Никитовича Беглова, который прошел с боями Халхин-Гол, Финскую и Великую Отечественную, Японскую войны, и дяди – Героя Советского Союза Валентина Алексеевича Беглова, погибшего в 1945 году в Польше. После того, как колонна «Бессмертного полка» прибыла на Дворцовую площадь в историческом центре Петербурга, здесь состоялся концерт «Песни нашей Победы», где губернатор города поздравил гостей праздника.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/10/my...

Бессмертие души В предыдущей главе мы подробно изложили, что именно мы понимаем под термином «телесная смерть». Разлучение души с телом, которое происходит по причине тленности и смертности человека, является плодом прародительского греха и называется смертью. Несмотря на это разлучение, ипостась человека не разрушается. Человек состоит из души и тела, то есть человек – это и то, и другое вместе. Душа называется душою человека, а тело – телом человека. Как Бог Своими нетварными энергиями сохраняет всю тварь, так и душа сохраняет соединенное с нею тело. В святоотеческом богословии говорится, что образ Божий в человеке выше образа ангельского. Потому что у человека есть ум, слово и дух. Дух оживляет соединенное с ним тело, чего не бывает у Ангелов 109 . Душа после своего исхода из тела пребывает бессмертной. Действительно, часто в богослужебных текстах и в писаниях святых отцов говорится о бессмертии души. Онтологически душа человека не умирает никогда, то есть не будет такого времени, когда душа перестанет существовать. Конечно, философия тоже говорила о бессмертии души, но рассматривала этот вопрос в совершенно других рамках и в иной перспективе. Поэтому ниже мы постараемся рассмотреть, как видит бессмертие души философия и как видит ее православное богословие. Это очень важно для интересующей нас темы. Бессмертие души в философии В философии проводится кардинальное различие между веществом и действительностью. Главным постулатом в философии является то, что бессмертным и подлинным является лишь нерожденное и неизменное, ибо что имеет начало во времени, имеет и конец 110 . Тело человека принадлежит вещественному миру, а душа – миру действительности, миру идей. Душа человека бессмертна в противоположность телу, которое смертно. Поскольку душа бессмертна, следовательно, она и нерождена, нетварна и принадлежит миру идей. Душа не имеет никакой связи с тленными феноменами, явлениями, потому что принадлежит действительности неизменной и безначальной 111 . Нахождение и пребывание души в теле человека считается либо естественным, «ибо душа есть искра всемирной души и, следовательно, бессмертна, неизменна и нерожденна», как говорили стоики, и потому что «душа – это рожденный вид рода и неразлучна материи», как считал Аристотель; либо считалось неестественным, «поскольку тело есть темница души», как говорил Платон 112 . Но как бы то ни было, в античной философии душа принадлежала миру идей и не была связана с материей, частью которой было тело человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Воскресение жизни [«Бессмертие» души] Впервые: The Resurrection of Life II Bulletin of the Harvard University Divinity School. Vol. XLIX. 71 (April, 1952), рр. 526. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works III, рр. 213–240, 315–316 (здесь статья имела заголовок «The “Immortality” of the Soul»). Двойное название статьи требует пояснения. Ингерсольская лекция на тему бессмертия человека, прочитанная о. Георгием Флоровским в 1950–1951 академическом году в Гарвардском университете, была опубликована под названием «Воскресение жизни» («The Resurrection of Life») в апреле 1952 г. в «Bulletin of the Harvard University Divinity School», XLIX, 71. В 1973 г. в греческом издании статьи она имела авторское название: " Н νστασις τς ζως. В 1975 г., перепечатав в III томе собрания сочинений Г. Флоровского эту статью, издательство «Nordland Publishing Company» дало ей свой заголовок: The «Immortality» of the Soul («Бессмертие» души). Первые два тома «The Collected Works» о. Георгий воспринял с одобрением, однако «выразил свое крайнее неудовольствие правками, внесенными издателями в два следующих тома, особенно в том третий, заявив, что ему о них [правках] даже не сообщили и что он с ними не согласен». В частности, перемена названия данной статьи побудила о. Георгия обратиться к адвокату (Жизнеописание о. Георгия, сс. 150–151 и 229, прим. 28). Мы посчитали нужным поместить в скобках и неправильное название статьи, потому что им озаглавлены другие, сделанные прежде, русские переводы (неопубликованные), которые следовали III тому американского издания собрания сочинений Флоровского. I Должны ли христиане, будучи христианами, непременно верить в бессмертие человеческой души? И что на самом деле означает бессмертие в пространстве христианской мысли? Подобные вопросы только кажугся риторическими. Этьенн Жильсон в своих Гиффордовских лекциях счел необходимым сделать следующее поразительное заявление: «В общем, – сказал он, – христианство без бессмертия вполне осмысленно, и доказательство этому то, что поначалу оно осмыслялось именно так.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Для объяснения двоякого рода явлений психо-физиологической жизни человека в науке принимаются два начала, в их взаимодействии, – дух и материя. Представитель материализма Бюхнер отрицает первое из них и оставляет самостоятельным только одно, второе – материю, полагал, что душа человека – такая же сила вещества, как и все другие, известные в естественных науках: электричество, магнетизм и пр.; а потому – душа, так же, как эти силы, неразрывна с материей, и что, следовательно, с разрушением субстрата души – мозга, она исчезает; а потому – душа человека не может быть лично бессмертна. Решая отрицательно-важный вопрос о личном бессмертии души, Бюхнер относится к делу не научно: он опускает из виду целый мир оригинальных психических явлении, для объяснения которых необходимо принять оставленное им, самостоятельное психическое начало – дух. Бюхнер, признавая единственным началом для объяснения всех явлений жизни человеческой материю не показывает, как на самом деле можно объяснить, с его точки зрения, собственно психические явления – мысль, сознание и пр. А на деле оказывается, что объяснить эти и другие, чисто психические, явления, с материалистической точки зрения, нельзя; поэтому гипотетический взгляд Бюхнера надело должно признать несостоятельным. – Из критического разбора оснований и соображений, приводимых Бюхнером в подтверждение им своего взгляда, открывается вполне несостоятельность представляемых им возражений против учения о личном бессмертии души и открывается, наоборот, справедливость того, что 1) душа есть сила самостоятельная, 2) в сущности своей не материальная, 3) сознательная и 4) нравственная; а потому – лично-бессмертная. I Весь трактат Бюхнера, Kraft und Stoff, направленный против учения о личном бессмертии души, можно резюмировать в следующем силлогизме: «нет силы без материи»; всякая сила неразрывна с материей, как электричество с металлом и пр.; а душа есть сила – «такая же», как и другие физические и химические силы; следовательно, душа без материи – «не мыслимая вещь»; а потому душа не может быть лично бессмертна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

издательство П.П. Сойкина Бессмертие Бессмертие . Вера в бессмертие есть одно из постоянных верований в человеческом роде; она так же древня, как сам человек и его религия. Эта вера существует с первобытных времен и с тех пор сохраняется в человеческом роде. Но человек не останавливается на одной ступени веры. Разум, развиваясь, требует проверки тех представлений и убеждений, которые возникли в нем вследствие хотя бы даже неотразимых требований религиозного сознания. Вопрос о бессмертии души, поэтому, для своего решения требует некоторых предположений, из которых такое решение является естественным выводом. Это такие предположения: бытие личного Бога, разумность или целесообразность мира, различие души и тела и понятие о нравственности, как стремление к абсолютному совершенству. Но еще более, чем требованиями теоретическими, вызывается вопрос о загробной судьбе человека интересами жизни практической. Отрицание истины бессмертия души и связанной с нею мысли о посмертном воздаянии, если оно будет вполне логически и последовательно проведено в приложении к практической жизни, способно разрушить в самом корне нашу нравственность и сообщить решительно эгоистический материалистический характер всей нашей жизни. Ямы и пием, утре бо умрем, – вот принцип деятельности, вполне логичести вытекающий из мысли, что вся наша жизнь ограничивается земным существованием. Мысль о бессмертии души первоначально возникла в сознании человеческого рода не вследствие каких-либо наблюдений над свойствами нашей природы. Истина бессмертия души существует у нас в форме непосредственного убеждения и образует вместе с истиною бытия Божия один из существенных элементов религии. Все народы как древнего, так и нового мира в той или другой форме признавали и признают загробное существование человека. Убеждение в загробной жизни составляет существенный элемент в каждой религии и находится в тесной связи с учением о Боге и нравственности. Самые общие формы, условливающие собою и определяющие бытие видимых предметов, суть: пространство, время и зависящее от того и другого движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Террор и бессмертие 381 I Террор и бессмертие – вот два слова, которые невольно напрашиваются на сопоставление! В них есть какая-то глубокая, знаменательная связь. Перед вами встаёт во весь рост грозный, беспощадный призрак смерти, со всеми страданиями, со всей бесконечной вереницей самых мучительных вопросов, самых роковых недоумений, – встают великие тени добровольно вошедших на эшафот и безмолвно, но властно говорят об этой глубочайшей связи бессмертия и террора. Какой религиозный смысл в геройстве этих добровольных мучеников, часто презирающих религию как самый нелепый предрассудок, считающих бессмертие за сказку? Убивая должностное лицо, многие из них считали принципиально недопустимым обращаться в бегство. Спиридонова, ранив Луженовского, приставила револьвер к виску, чтобы покончить с собой 382 . Значит, не было у них надежды на собственное спасение, не было у них мысли, что они когда-нибудь увидят народ, спасённый рукою их. Зачем же, зачем они, эти атеисты, материалисты, лишали себя того, что для их сознания имеет высшее и всеопределяющее значение, – зачем они лишали себя своей собственной жизни? Разве они, в своих головных теориях, не полагали в основу всяких человеческих действий – эгоистическое начало? 383 Разве они не напрягали всех сил своих, чтобы «житейским» пошлым себялюбием – всё, мол, для себя – объяснить свои идеальные порывы? Зачем же, кому они принесли в жертву самую первую основу всякого эгоизма? Где же то я, которому они отдали, по их мнению, единственное я своё, в виде земной своей оболочки? Вопрос поставлен ребром. На него должен быть ответ. Но единственно удовлетворительный ответ, который сам собой напрашивается на язык, так не по нутру обычному сознанию, он так нелеп для него, так противоречит тому, что думают все, так неудобен в XX веке, обязывает к таким дальнейшим выводам, что обычное сознание, всеми силами своими отмахиваясь от прямолинейности и неизбежности этого ответа, пытается всё свалить на святую любовь к народу, весь трепетный религиозный смысл этих великих жертв пытается заглушить торжественными звуками похоронного марша.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010