Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРТОЛЬД РЕГЕНСБУРГСкИЙ [лат. Bertholdus Ratisbonensis; нем. Berthold von Regensburg] (ок. 1210, Регенсбург (?) - 14.12.1272, там же), блж. католич. Церкви (пам. 14 дек.), нем. проповедник, носивший прозвище Rusticanus (лат.- селянин, простец). Ок. 1226 г., очевидно, вступил в регенсбургскую общину францисканцев , одну из первых в Германии. Возможно, Б. Р. учился в орденской школе Магдебурга (основана в 1228) у Бартоломея Английского. Предположение, что Давид Аугсбургский, друг и помощник Б. Р. в проповеднической деятельности, был его наставником в монастырской школе, не находит подтверждения в источниках. Достоверные сведения о Б. Р. появляются с 40-х гг. XIII в., когда он начинает свою проповедническую деятельность в южногерм. землях империи, в Эльзасе, Силезии, Чехии. В 1246 г. он вместе с Давидом Аугсбургским провел визитацию в жен. бенедиктинских мон-рях Обер- и Нидермюнстер в Регенсбурге. В 1263 г. папа Урбан IV поручил Б. Р. вместе с Альбертом Великим проповедовать крестовый поход против вальденсов . С этой целью Б. Р. побывал в Тюрингии, в швейцар. землях, и, возможно, во Франции, где встречался с франц. кор. Людовиком IX Святым. Проповедническая деятельность принесла Б. Р. громкую славу при жизни, авторитет его был настолько велик, что, по сообщениям хронистов, он нередко выступал посредником и миротворцем как во внутрицерковных конфликтах, так и между мирянами. Последние годы своей жизни Б. Р., вероятно, провел в Регенсбурге. Его могила в мон-ре францисканцев в ср. века была местом паломничества. Во время Тридцатилетней войны останки Б. Р. были укрыты монахами от осквернения в надежном месте, а с 1692 г. хранятся в стеклянном реликварии в кафедральном соборе Регенсбурга. Сохранилось более 300 лат. проповедей Б. Р. в составе 5 сборников. Сборники «Rusticanus de Dominicis» (Простец о днях воскресных), «Rusticanus de sanctis» (Простец о святых), «Соттипе Sanctorum Rusticani» (Простец о сообществе святых) составлены самим Б. Р. в 1250-1255 гг. Под вопросом остается принадлежность ему сборников «Sermones ad religiosos et quosdam alios» (Проповеди к монахам и некоторым другим), «Sermones speciales et extravagantes» (Особые проповеди и Проповеди, не включенные в предыдущие сборники). В проповедях, находившихся под влиянием Бернарда Клервоского , папы свт. Григория I Великого , Б. Р. демонстрирует знание канонического права, теологических сумм и глосс XII-XIII вв., упоминает сочинения 19 отцов Церкви, античных писателей Сенеки , Аристотеля ; легенды и примеры заимствованы им в основном из проповедей Жака де Витри . Рукописная традиция сохранившихся проповедей Б. Р. сложна и обильна, что является препятствием для их издания и дальнейшего изучения (из 300 сохранившихся лат. проповедей опубликовано только 20).

http://pravenc.ru/text/78206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ [лат. Davidus ab Augusta, de Augusta; нем. David von Augsburg] (ок. 1200 или 1210, Аугсбург - 15.11.1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений. О жизни и деятельности Д. А. известно мало. Хроники францисканского ордена (не раньше 20-х гг. XIV в.) сообщают лишь дату смерти и место погребения - алтарная часть церкви миноритов (до наст. времени не сохр.), днем его поминовения в ордене считается 19 нояб., вероятно день погребения. Д. А. предположительно вступил во францисканский орден в Регенсбурге, 1-й мон-рь францисканцев появился ок. 1226 г. (в Аугсбурге в 1243). Получил богословское образование (данные, подтверждающие, что он, как и Бертольд Регенсбургский , учился в орденской школе в Магдебурге, отсутствуют). Согласно орденским хроникам XV в., в 1235-1250 гг. Д. А. был наставником новициев в Регенсбурге. До сер. XX в. Д. А. считался наставником Бертольда Регенсбургского, что основывалось на посвящении некоему брату Бертольду (fratri Bertholdi) соч. «De compositione» (см., напр.: Stöckerl. S. 187). В наст. время исследователи пришли к выводу, что отождествление «брата Бертольда» с Бертольдом Регенсбургским безосновательно, тем более что послание к новициям, содержащее посвящение Бертольду, появляется в рукописной традиции лишь в XV в. ( Bohl. S. 71-72). Известно об участии Д. А. в проповеднических странствиях Бертольда Регенсбургского как «socius», спутника и товарища («der mit bruder perchtolt gieng» ([Давид], к-рый ходил с братом Бертольдом) - Баварская Национальная б-ка, Мюнхен, Cgm 210. Fol. 79r; «vagando per diversas terras» (странствуя по разным землям) - De compositione. P. 63). В 1246 г. вместе с францисканцем Бертольдом Регенсбургским, канониками Генрихом Лерхенфельдским и Ульрихом Дорнбергским был назначен папским визитатором регенсбургских монастырей канонисс-августинок Нидермюнстер и Обермюнстер. Впосл. вернулся в Аугсбург; дальнейшие сведения о нем вплоть до смерти 15 нояб. 1272 г. отсутствуют. Согласно более позднему орденскому преданию, Бертольд Регенсбургский, произносивший в это время проповедь далеко от Аугсбурга, мистическим образом почувствовал кончину Д. А. и в память о нем процитировал строки из гимна «Iste Confessor»: «Qui pius, prudens, humilis, pudicus,/Sobriam duxit sine labe vitam» (Тот, кто благочестив, мудр, смиренен, стыдлив,/Целомудрен, вел жизнь благоразумную и безупречную).

http://pravenc.ru/text/168542.html

В проповедях Б. Р., адресованных прежде всего городскому населению, нашли свое отражение новые представления горожан в период подъема городов, ремесла и торговли в XIII в. о личности, призвании, времени, богатстве. Эффективность проповеднической деятельности Б. Р. была столь велика, что это дало повод Р. Бэкону заявить: «Брат Бертольд Немецкий один принес больше пользы своею проповедью, чем почти все другие братья обоих орденов [т. е. францисканского и доминиканского.- А. Ш.]» (цит. по Gildemeister. S. 6). Позднее, в XVI в., его речи часто и охотно цитировались деятелями Реформации . Соч.: Berthold von Regensburg. Vollständige Ausgabe seiner deutschen Predigten/Hrsg. v. Fr. Pfeiffer, J. Strobl. W., 1862-1880. 2 Bde. 19652; Beati Fratri Bertholdi a Ratisbona Sermones ad Religiosos/Ed. P. Hoetzl. Münch., 1882; Die Handschriften mit lateinischen Predigten Bertholds von Regensburg, 1210-1272/Hrsg. v. L. Casutt. Graz, 1961; Berthold von Regensburg. Vier Predigten. Stuttg., 1983. Ист.: Salimbene de Adam. Chronica//MGH. SS. T. 32. P. 559-563; Rehorn K. Die Chronistenberichte über Bruder Bertholds Leben//Germania. 1881. T. 26. S. 317-338. Лит.: Gildemeister H. Das deutsche Volksleben im XIII. Jh. nach den deutschen Predigten Bertholds von Regensburg. Jena, 1889; Schö nbach A. E. Studien zur Geschichte der altdeutschen Predigt. Tl. 2: Zeugnisse Bertholds von Regensburg zur Volkskunde//Sitzungsber. d. Wiener Akad. der Wiss.: Phil.-hist. Klasse. 1900. Bd. 142; idem. Die Überlieferung der Werke Berthold von Regensburg//Ibid. 1905-1906. Bd. 151-153; idem. Über Leben, Bildung und Persцnlichkeim Berthold von Regensburg//Ibid. 1906-1907. Bd. 154-155; Richter D. Die deutsche Überlieferung der Predigten Bertholds von Regensburg: Untersuchungen z. geistlichen Literatur des Spätmittelalters. Münch., 1969; Stahleder H. Das Weltbild Bertholds von Regensburg//Zschr. f. bayer. Landesgeschichte. 1974. Jg. 37. S. 728-798; Гуревич А. Я. «Социология» и «антропология» в проповеди Бертольда Регенсбургского//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 88-97; он же. Личность, призвание, богатство и спасение в проповеди Бертольда Регенсбургского//Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 178-264.

http://pravenc.ru/text/78206.html

Свои рассуждения и руководственные правила Юнгманн освещает примерами, которые занимают широкое место в его книге. В науке, преследующей не чистое знание, а имеющей в виду споспешествование практической деятельности и направление ее на более надежный путь, эти примеры являются не излишней роскошью, а составляют существенный, необходимый элемент, и их включение в состав теоретико-практической системы служит к возвышению ее достоинств и практической пригодности, особенно, когда эти примеры выбираются с умением из образцовых сочинений. А у Юнгманна подбор примеров, служащих пояснением его научных положений, сделан с большим искусством, обнаруживающим в нем и чистый гомилетический вкус, и хорошее знакомство с проповеднической литературой, из которой без затруднения он мог брать лучшие места, пригодные для его цели. Эти примеры, сами по себе, независимо от тех теоретических рассуждений, какими они вызываются, служат достижению той цели, для какой пишется и существует наука о проповедничестве. Оправдывая свою методу примерами разъяснять свои теоретические положения, Юнгманн ссылается на блаженного Августина , который в своей «Христианской науке» показывает особенное значение примеров для оратора, желающего научиться искусству слова. «Если у кого (говорит он) есть острые и пламенные дарования, то легче сделаться красноречивым посредством чтения и слушания ораторов, нежели чрез точное исполнение правил ораторского искусства». 150 Примеры приводит Юнгманн по преимуществу из проповедей французских классических проповедников – Бурталу, Массильона, Боссюэта, итальянского проповедника XVII века Сепьери, весьма им чтимого, св. Иоанна Златоуста , Бертольда Регенсбургского. Если в пояснение теоретических правил приводятся короткие примеры, – отрывки из проповедей, то они следуют непосредственно за текстом правил. Но у него часто приводятся в пример не отрывки из проповедей, а целые проповеди или весьма длинные тирады из них: в таком случае они помещаются не в тексте главы, трактующей о том или другом гомилетическом вопросе, а в особом приложении к ней, которое по объему часто равняется широте самого гомилетического трактата, если не превосходит его. Это он делает с той целью, чтобы слишком длинными примерами не разрывать стройного течения системы; так как при этом выделении примеров в особое приложение читатель, не желающий нарушить связи системы, может выпустить десять или двадцать страниц, между тем желающие изучать книгу с практической целью, – с целью усовершенствовании себя в искусстве проповедного слова, с большим интересом и с большим успехом могут сосредоточивать свое внимание на образцовых произведениях, представляемых им для примера и научения их в высоком деле служения церковного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

По сообщениям хронистов, Б. Р. проповедовал обычно не в церквах, а в полях и лугах, где воздвигалась деревянная башня, служившая ему кафедрой; на ней водружалось знамя, чтобы слушатели могли определить направление ветра и знать, с какой стороны лучше стать, чтобы услышать его речи ( Salimbene de Adam. Chronica ad annum 1284//MGH. SS. T. 32. P. 560). Как писал Б. Р., его проповеди предназначались прежде всего для грубых и простых умов, поэтому, касаясь сложных богословских вопросов (тайны Св. Троицы, Боговоплощения, Евхаристии и др.), он советует своему собеседнику прибегать к помощи не разума, а веры, остерегаться еретических доктрин и др. верований (Vollständige Ausgabe. N 4). Еретики наряду с хулящими на Духа Святого и алчными (ворами и ростовщиками, «торгующими временем Господа») являются прямыми союзниками диавола, поскольку, отрицая все земное (церковные и гос. институты, семью, собственность), учат, что тела людские сотворены именно им и лишь души суть творения Божии, однако символическая надпись «Homo Dei», отображенная на лице человека, служит доказательством его сотворенности Богом во всей своей душевно-телесной полноте. Земной мир рассматривается проповедником как путь в Царство Небесное, познание его мирянами, посредством учения «от земель, от деревьев, от злаков, цветов и трав», аналогично познанию лицами духовными Ветхого и Нового Заветов. В миру каждый человек обязан выполнить предназначенное ему Богом призвание, трудиться, подобно муравью, и служить тем самым социальному целому, а следовательно и Творцу. В проповедях Б. Р. пытается проанализировать социальные структуры совр. ему средневек. общества, в частности проводит аналогию между заимствованными из приписываемого Дионисию Ареопагиту соч. «О Небесной Иерархии» 10 ангельскими чинами (из коих 10-й составляют ангелы, отпавшие с Люцифером от Бога, т. е. бесы) и 10 разрядами христ. общества (из коих 10-й также образован людьми, отлучившими себя от Церкви, а именно «актерами, игрецами, барабанщиками»). Поскольку низшие разряды должны выполнять службы в пользу высших, к-рым они подчинены, нижестоящие общественные сословия должны повиноваться 3 вышестоящим: священникам во главе с папой и монахам, заботящимся о душах людей, а также «мирским судьям», заботящимся об их земном благополучии (Vollständige Ausgabe. N 10).

http://pravenc.ru/text/78206.html

Б. Р. решительно осуждает августиновское учение об изначальном божественном предопределении людей ко спасению или погибели. Утверждая, что никакие паломничества не спасут души бедных, так же как и никакие основания мон-рей не спасут души богатых, если не будет в них искреннего сокрушения и раскаяния, Б. Р. одновременно выдвигает и подробно разрабатывает новую для жанра проповеди в XIII в. идею о пропорциональности предстоящего наказания за грехи (Vollständige Ausgabe. N 26). Воззрения Б. Р. на свящ. историю, на ад, чистилище и рай (Vollständige Ausgabe. N 5, 9, 12, 20, 24) характеризуют его как оригинального богослова. По его мнению, в течение 5201 г. до пришествия Христа никто из людей не мог достичь Царства Небесного из-за непослушания Адама и Евы. Совершившие смертные грехи попали в ад, где и пребывают до сего дня; повинные в обычных, «повседневных» грехах перешли со временем из ада в место, называемое лимб, или пред-ад. Господь, сойдя во ад, посетил именно лимб и вывел находящихся там грешников, а пребывающие в подлинном аду, как напр. первым попавший туда «господин Каин», там и останутся. После пришествия Христа, считает Б. Р., начался новый этап истории. Открылись небеса, и святые праведники, пророки и патриархи, до этого пребывавшие в неком месте и оттуда призывавшие милость Господа, стали попадать в рай. Большинство душ оказывается либо в аду, либо в чистилище, мученичество выделяется проповедником как особый путь в Царствие Небесное. Муки чистилища временны, и по их окончании очистившаяся душа перейдет в рай. Напротив, муки ада бесконечны. Но покаяние способно спасти грешника даже у врат ада: оно может сократить срок его мук в чистилище или вовсе избавить от него (Vollständige Ausgabe. N 5). Б. Р. пытался согласовать представления теологов XIII в. о «малой» и «великой» эсхатологии, т. е. о 2 судах над человеком: в момент его смерти и на Страшном Суде. По его мнению, суд над душою грешника совершается в момент его кончины, и душа сразу же оказывается в аду, а после Страшного Суда мукам подвергнутся воссоединившиеся душа и тело (Vollständige Ausgabe. N 6, 13, 22). На Страшном Суде родственные чувства и человеческие привязанности, согласно Б. Р., не будут играть никакой роли, среди судей будут и невинные младенцы, они образуют особый отряд и будут с мечами в руках судить своих родителей без всякого снисхождения (Vollständige Ausgabe. N 37).

http://pravenc.ru/text/78206.html

265 . Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. 266 . Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности (XI–XIV вв.)//ТОДРЛ. 1974. Т. 29. 267 . Грацианский М. В. Анастасий I Синаит//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. 268 . Гринбаум Н. С. Ранняя классика Древней Греции в экономических терминах Пиндара//Античность как тип культуры. 269 . Грицевская И. М. Патристика в репертуаре Московского Печатного двора дореформенного периода//Древнерусская книжная традиция и современная народная литература. Нижний Новгород, 1998. 270 . Гролимунд В., иером. Между отшельничеством и общежитием: скитский устав и келейные правила. Их возникновение, развитие и распространение до XVI века//Монастырская культура: Восток–Запад. 271 . Гукова С. Н. Географические знания//Культура Византии. Вторая половина VII–XII в. 272 . Гукова С. Н. Естественнонаучные знания в палеологовский период//Культура Византии. XIII – первая половина XV в. М., 1991. 273 . Гукова С. Н. Космографический трактат Евстратия Никейского//ВВ. 1986. Т. 47. 274 . Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 2 1984. 275 . Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.М., 1989. 276 . Гуревич А. Я. Личность, призвание, богатство и спасение в проповеди Бертольда Регенсбургского//Его же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 277 . Гуревич А. Я. Народная магия и церковный ритуал//Механизмы культуры/Отв. ред. Б. А. Успенский .М., 1990. 278 . Гуревич А. Я. Популярное богословие и народная религиозность средних веков//Из истории культуры Средних веков и Возрождения/Отв. ред. В. А. Карпушин. М., 1976. 279 . Гуревич А.Я. Социальная психология и история. Источниковедческий аспект//Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. М., 1969. 280 . Гуревич А. Я. «Социология» и «антропология» в проповеди Бертольда Регенсбургского//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. 281 . Давыденков Олег , иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. М., 1997. Ч. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

    Скан Patrologia Latina 141     PL 142: Бруно (епископ Вюрцбургский); Григорий VI (папа римский); Климент II (папа римский); Олива (епископ Осонский); Родульф Глабер из Клюни; Сифрид (аббат Тегернзее); Одоранн Сансский; Одилон Клюнийский; Берно (аббат Райхенау); Випон (пресвитер); Герард (епископ Камбре); Гуго (епископ Лангрский); Халинард (епископ Лионский); Иордан (епископ Лиможский); Гвидо (епископ Реймсский); Ансельм Реймсский     Скан Patrologia Latina 142     PL 143: Герман из Райхенау; анонимный «Chronicon Petrishuensis»; Лев IX (папа римский); письмо Михаила Керулария; Иоанн I (аббат Фекамский); Виктор II (папа римский); Беренгарий Нарбоннский; Теуцо (отшельник); Одо из Сен-Мор-де-Фоссе; Дрого (епископ Бовэ); Стефан X (папа римский); Гоцехин (схоластик); Иоанн (епископ Сабинский); Гумберт (епископ Сильве-Кандиде); Адельманн (епископ Брешии); Николай II (папа римский); Фролланд (епископ Санлисский); Видрик (аббат монастыря св. Гислена в Эно); Франкон (схоластик Льежский); Маврилий (архиепископ Руанский); Раймбальд (архиепископ Арльский); Гервасий (архиепископ Реймсский); Леодегарий (архиепископ Вьеннский); Стефан (кардинал); Лев (епископ Атинский); Авесгот (аббат Ле-Мана); анонимные «Деяния святых мучеников Арнальда и Герлембальда»; Анно (архиепископ Кёльнский)     Скан Patrologia Latina 143     PL 144—145: Пётр Дамиани, в т. 145 также грамоты Александра II и Павла V.     Скан Patrologia Latina 144     PL 146: Отлон Санкт-Эммерамский (Регенсбургский); Адам Бременский; Гвальберт Валлумброзан; Гундехар (епископ Айхштетский); Ламберт Херсфельдский; Пётр из Меллезе; Александр II (папа римский); Гуго (епископ Труа); Деодуин (епископ Льежский); Лиетберт (епископ Камбре); Рогерий; Гвидон (епископ Амьенский)     Скан Patrologia Latina 146     PL 147: Иоанн Авраншский (архиепископ Руанский); Арнульф Миланский; Теодорик Падерборнский; Бертольд Констанцский; Иоанн (аббат Фекамский); анонимная «Фекамская хроника» (1220—1246) и «Список фекамских аббатов» (XI век); Бруно Кверфуртский; Томеллул Хаснонский; Реналл Барселонский; Мариан Скот; Ландульф Миланский; Геральд из Сов-Мажора; Фолькард Сен-Бертенский; Евсевий-Бруно (епископ Анжерский); Гебуин (епископ Лионский); Гальтерий (епископ Мо); Альфан I (архиепископ Салернский); Гвайфред Кассинский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В частности, успех катаров и вальденсов был вызван их внешним сходством с образом жизни апостолов и тем, что они буквально истолковывали текст Библии в противовес непонятной, сложной и запутанной богословской экзегетике. Поиски решения проблем, волновавших все слои западноевропейского общества, находили и другие формы выражения. Наряду с религиозными движениями за добровольную бедность в странах Европы активизировалась социально-религиозная борьба, участники которой, ссылаясь на «божественную справедливость», стремились к изменению феодальных порядков. В среде интеллектуалов тема бедности приобрела социальное звучание. Она перестала рассматриваться только как добродетель и обязательная составляющая христианской аскезы. Петр Кантор, Радульф Арденнский, Бертольд Регенсбургский видели в бедности признак неустроенности человеческой жизни, рассуждали о ее причинах и путях преодоления. В вв. еретические движения начали возникать и распространяться преимущественно в городах, поэтому наиболее многочисленными они были в регионах с наиболее их густой сетью в Северной и Средней Италии, Лангедоке, Северной Франции, Прирейнской Германии. Наиболее массовыми среди них являлись ереси катаров (альбигойцев) и вальденсов. В регионах более медленного развития городской жизни, в Англии, Германии, Чехии, Польше, Венгрии, Скандинавии, ереси стали распространяться позже, в XIVXV вв. В этот же период произошла их дифференциация на ереси бюргерские и крестьянско-плебейские. Сложные и зачастую противоречивые тенденции развития мирской, хозяйственной, жизни столь же неоднозначно проявились и в духовных исканиях западноевропейского общества. Стремление к обмирщению, десакрализации и секуляризации, если так можно выразиться, во внешней повседневной жизни вызывало протесты против всевластия церкви и её роскоши. Вместе с тем во внутренней, духовной, жизни происходившие изменения и ожидание грядущих перемен и даже катастроф усугубляли чувство греховности и раскаяния. Но желание обновления в душах и стремление к преобразованию, эти деятельные составные христианской этики и морали, способствовали распространению учения об установлении царствования Св. Духа и веры в существование светлого мира, отличного от этого. Святой Дух являлся надеждой на обновленную жизнь и новую церковь , о чем свидетельствуют воззрения иохимитов и таинство Утешения у катаров.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

И действительно, эта точка зрения со временем завоевывает все большую популярность. Так, например, Бертольд Регенсбургский (ок. 1210– 1272), немецкий францисканский проповедник, носивший прозвище «Селянин», «Простец» (Rusticanus), замечал, что его проповеди – собиравшие порой, по рассказам современников, десятки тысяч слушателей – предназначены прежде всего для грубых и простых умов, подобных ему самому (rudibus et simplicibus mihi similibus) и не способных воспринимать возвышенные и тонкие материи (alta et subtilia capere non possunt). Потому касательно сложных богословских вопросов – о тайне Святой Троицы, о Боговоплощении, о Евхаристии и проч. – он прямо советует своему собеседнику «не погружаться чрезмерно глубоко умом в религию», поскольку это так же опасно, как в упор смотреть на солнце: Над этим тебе не нужно задумываться, ибо для того существует довольно ученых магистров. Будь добрым человеком, а когда душа твоя покинет тело, ты все сие увидишь. Но коль ты станешь над всем этим слишком много размышлять, то либо ослабнет вера, либо ты сделаешься еретиком. А потому ты должен прочно и без колебаний, попросту, не раздумывая верить в то, чему учит твоя христианская религия, и остерегаться еретических доктрин и других верований. Наконец, в пример можно привести и Фому Кемпийского (ок. 1379/1380– 1471), голландского духовного автора, классического представителя Девентерской школы, основного центра сформировавшейся в XIV–XV веках в Рейнланде идеологии «нового благочестия» (devotio moderna). В его прославленном сочинении «О подражании Христу» (Imitatio Christi) тема смирения перед величием и могуществом Творца особенно четко прослеживается в последней, 4–й, книге «О таинстве Причастия: О Святом Причастии Тела Христова», повествующей о Евхаристии, о вкушении Тела и Крови Самого Христа, которое не могут заменить никакие суетные паломничества к мощам святых, «особенно если [люди] странствуют с места на место, в сердце своем не испытав искреннего раскаяния» (Thom. Kemp. Imitatio.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

  001     002