Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН [Полное название - Немецкий орден Пресв. Девы Марии в Ливонии; лат. Domus Sanctae Mariae Theutonicorum in Livonia; средневерхненем. Duitsche Orden tho Liflande], одно из подразделений Тевтонского (Немецкого) ордена с правами ландсгерра (правителя) на территории Ливонии (совр. Латвия и Эстония); правопреемник ордена меченосцев (лат. Fratres militiae Christi de Livonia; 1202-1237). Образован в 1237 г.; секуляризован в 1562 г. В силу статуса ландсгерра Л. о. обладал автономией внутри Тевтонского ордена. Колонизация Ливонии Шиллинг Ливонского ордена. XV в. Шиллинг Ливонского ордена. XV в. (Подробнее см.: Selart. 2015). Созданию Л. о. предшествовал период борьбы ряда гос-в за обладание Вост. Прибалтикой, где обитали языческие племена ливов (отсюда название Ливония), леттов, эстов, куршей, земгалов и латгалов. С кон. X в. вост. и юго-вост. территории буд. Ливонии активно осваивались Вел. Новгородом, Псковом и Полоцким княжеством. Земли в бассейне р. Даугавы (Зап. Двины) и Курляндия привлекали литов. князей. Со 2-й пол. XII в. в Ливонии действовала нем. католич. миссия, целями которой были христианизация местного населения и военно-адм. освоение территорий. С 1-й пол. XIII в. к миссии присоединились датчане и шведы. Папский престол при посредничестве епископов Гамбурга и Бремена, позже Магдебурга, Лунда, Сигтуны оказывал ей содействие. В 1198 г. по инициативе еп. Бертольда Ливонского (1196-1198) был объявлен крестовый поход в Ливонию; его участники приносили крестоносный обет и получали привилегии крестоносцев (паломников, peregrini) в Св. земле, в т. ч. индульгенцию (см. также ст. Крестовые походы ). Приток крестоносцев в Ливонию был слабо упорядочен; прибывавшие крестоносцы не только участвовали в боевых действиях, но и привлекались к строительству городов и замков (об участии паломников в строительных работах в Риге сообщает, напр., Генрих Латвийский в «Хронике Ливонии»). Епископы Бремена, Гамбурга, Магдебурга вели постоянную пропаганду для привлечения рыцарей, но, по мнению И. Фоннесберг-Шмидт, кампании в Прибалтике в кон. XII - нач. XIII в. являлись «квазикрестовыми походами» ( Fonnesberg-Schmidt. 2007. P. 249-255).

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Для поддержки миссии христианизации Прибалтики еще в 1193 году (период епископства Мейнарда) папа Целестин III (1106–1198) издал буллу о крестовом походе против ливов. Реально тогда до организации военного выступления дело не дошло, но важен был сам факт соответствующего заявления. Считается, что помимо собственно крещения язычников Целестин преследовал цель не допустить перехода ливов в Православие 100 . Христианизация ливов давалась крайне тяжело. С жестким сопротивлением с их стороны столкнулся и преемник Мейнарда в сане епископа Бертольд Шульте. Ливы не единожды покушались на жизнь Шульте, нарушали клятвы об обращении в христианство. В поддержку епископа папа Иннокентий IV предоставил отпущение грехов всякому, кто вооружится против вероломных ливских язычников. В итоге Бертольд был все же убит, а его преемником стал Альберт Буксгевден, образ которого связывается с основанием Риги. Новый епископ практиковал ежегодные весенние военные походы, смысл которых состоял в силовом восстановлении христианства. Ливам Альберт не доверял и не считал, что, крестившись, они становились подлинными христианами. Более доверял он силе меча, что составляло общую тактическую линию действий католиков в языческом мире 101 . Особая роль в политике католического наступления в Прибалтике принадлежала соратнику Альберта Буксгевдена монаху-цистерцианцу Теодориху из Турайды. Он дважды отправлялся в Рим к папе Иннокентию III, добившись от того буллы о крестовом походе против ливов. Иннокентий III подтвердил санкции Целестина III, что и явилось формальным основанием начавшегося в 1198 году Ливонского крестового похода. В Прибалтику направились из разных уголков Европы вооруженные отряды крестоносцев. В 1207 году территория Ливонии – Terra Mariana (буквально – Земля Девы Марии) была провозглашена первоначально княжеством в составе Священной Римской империи, а затем, с 1215 года, – непосредственным владением Святого Престола. Позже, оставаясь в таком качестве, она была разделена на шесть конкурирующих друг с другом феодальных образований: Рижское архиепископство, три епископства – Курляндское, Дерптское и Эзель-Викское, Ливонский орден (генезисно – Орден меченосцев) и Эстонское герцогство – владение датского короля. Они конкурировали друг с другом, сталкиваясь зачастую в вооруженных противостояниях. Папа интриговал между ними, поддерживая то одну, то другую сторону. Особо острым являлось противоборство датчан и Ордена меченосцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда папа услышал о числе новокрещенных, то нашел, что не только не следует дозволять отпадений, а нужно сильно удерживать в вере, принятой добровольно, и дал отпущение грехов всякому, кто возложит на себя крест для восстановления новоучрежденной церкви 28 . И так, согласно приведенному свидетельству Ливонской хроники, Мейнард остался среди ливов потому, что поверил, что к нему на помощь «придет войско»; папа, узнавши о числе новокрещенных среди ливов, решает, что их нужно «силою удерживать в вере» и благословил крестовый поход на Ливонию. Ясно, что уже на первых порах распространения католичества в Прибалтийском крае проповедники его опирались на войско и на вооруженную силу. Мейнард умер в конце 1196 г. Вторым ливонским епископом был Бертольд из Цистерциенского ордена. Первоначально он не хотел принимать назначения, однако же после согласился на просьбы архиепископа и принял на себя епископский сан. Сделавшись епископом, он, поручив себя Γосподу, отправился в Лифляндию попытать счастья без войска, прибыл в Икесколу и, вступив в управление Церковью , собрал к себе знатнейших ливов, как язычников, так и христиан, и, угостив их напитками и одарив их, сказал, что он прибыл на их зов, и наследует своему предшественнику со всеми его правами. Ливы первоначально ласково его приняли. Но при освящении Гольмского кладбища начали спорить между собою, сжечь-ли епископа в церкви, убить-ли его или утопить: они утверждали, что бедность побудила его приехать к ним. Когда епископ смекнул, что затевается недоброе, он тайно удалился на корабли и возвратился в Готланд, откуда пробрался далее в Саксонию и принес жалобу на падение лифляндской Церкви как папе, так архиепископу и всем христианам. Поэтому папа обещал прощение грехов всякому, кто возложит на себя крест и вооружится против вероломных ливов, на что и вручил Бертольду (в 1177 г.), как и его предместнику, грамоту (буллу). Епископ, таким образом, собрал войско, прибыл с ним в Лифляндию и двинулся к Гольмскому замку, стоявшему на острове посреди реки. Тут он послал гонца в замок спросить о желании ливов принять крещение, а принявшие – желают-ли не отступать от христианства. Они воскликнули, что не хотят ни признавать веры, ни держаться ее. Епископ не мог им ничего сделать, потому что корабли оставил позади себя. Потому он воротился с войском на тο место, где теперь Рига, и советовался со своими, что делать дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оттона , еп. Бамбергского). После смерти Лотаря (1137), в марте 1138 г. швабский герц. Конрад III Штауфен (в 1127-1135 антикороль, в 1138-1152 рим. король) без ведома части князей был провозглашен в Кобленце королем и коронован в Ахене. Он вступил в конфликт с Генрихом Гордым из рода Вельфов, объявил его вне закона и лишил обоих герц-ств, передав Саксонию Альбрехту Медведю, а Баварию маркграфу Леопольду IV Австрийскому из рода Бабенбергов. Это положило начало длительному противостоянию родов Вельфов и Штауфенов. В 1142 г. было достигнуто соглашение, по к-рому герц-ство Саксонское переходило малолетнему наследнику умершего Генриха Гордого - Генриху Льву, а его мать Гертруда выходила замуж за Генриха II Бабенберга, герц. Австрийского. Однако после смерти Гертруды в 1143 г. борьба продолжилась. С 1147 г. под воздействием проповедей Бернарда Клервоского организовывались крестовые походы против слав. племен, когда нем. князья, особенно саксонские, под видом крестовых походов против язычников завоевывали земли славян за Эльбой и в Померании. Герц. Генрих Лев захватил земли ободритов (1160), где было основано еп-ство Мекленбург (1170), восстановлены еп-ства Ольденбург (1150; с 1160 перенесено в Любек) и Ратцебург (ок. 1154), Альбрехт Медведь отобрал земли лютичей, составившие ядро маркграфства Бранденбург, где было восстановлено еп-ство (1165). При поддержке Генриха Льва на эти земли распространилась деятельность августинцев-каноников, премонстрантов и цистерцианцев (деятельность последних особенно с XIII в.). Помощь крестоносцам в 1147 г. и позднее, при покорении прибалт. народов, оказывали купцы сакс. городов, а также восстановленного в 1143 г. Любека. В 1184 г. среди ливов близ устья Зап. Двины проповедовал католич. миссионер Мейнгард , а затем - его последователь еп. Бертольд Ливонский . При поддержке папы Целестина III он возглавил в 1198 г. первый отряд крестоносцев, прибывший в Ливонию морем, возможно на купеческих кораблях. По свидетельству хрониста Генриха Латвийского , нем. купцы (в основном выходцы из северогерм. городов и часто из Любека) неоднократно принимали участие в походах крестоносцев.

http://pravenc.ru/text/164803.html

«В четырнадцатый день». Первый день Пасхи, по закону Моисееву был, собственно, 15-го Нисана, но так как церковный день у евреев (как и у нас) считался с вечера предыдущего дня, то Пасха начиналась уже 14-го Нисана и вечер этого дня, благодаря вкушению в него пасхального агнца, был самым торжественным моментом праздника. Посему это число месяца и указано здесь в качестве начала для праздника. Но это нисколько не нарушает полного соответствия по времени празднование между Пасхой – праздником весеннего полугодия и Кущами – праздником осеннего полугодия: первый день обоих праздников падает на 15 число их месяцев; празднование Кущей также так и Пасхи начиналось с вечера 14-го Тисри, но так как этот вечер не выделялся чем-нибудь из других дней праздника, то Иезекииль в 25 ст. начало осеннего праздника полагает на 15-й день седьмого месяца. Поэтому совершенно лишне исправлять с новейш. толков. здесь 14 на 15 для симметрии со ст. «Праздник семидневный». По евр. букв. «праздник седмиц дней». Если бы не было прибавки «дней», то этим определением праздника, Пасха отожествлялась или соединялись бы в один 50-дневный праздник с Пятидесятницей, потому что именно последняя называлась «праздником седмиц» (хаг шибуот); но и прибавка «дней» не исключает такого смысла, потому что неделя, седмица иногда плеонастически называется «седмица дней» ( Дан 10.2–3 ; ср. Быт 29.14 : «месяц дней»); только тогда первое слово «седмица» не стояло бы в casus constructus (падеже соединения), как оно стоит здесь. Посему все древние переводы принимают здесь шибуот не в значение «седмицы», «недели» а «семи» («седмерицы»), т. е. видят здесь мысль, что Пасха должна праздноваться 7 дней; за это говорит и аналогия Моисеева закона, и соответствие с осенним праздником 25 ст. Новейшие предполагают, что здесь шиб " ат, семь, исправлено переписчиками в шибуот, неделя, чтобы внести в текст указание на недостающую у Иезекииля Пятидесятницу. – «Опресноки», «которые можно печь из жнущегося уже тогда хлеба». (Бертол.) Но это второй по значению обряд Пасхи; первый – агнец не упоминается, но должно быть потому, что указывается самым именем Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Hieros. Megilla, fol 70, цит. no Schegg, Biblische Archäologie. S. 595). Это замечание ясно говорит за то, что палестинские иудеи не подверга­лись опасности сравнительно со своими рассеянными собратьями в 12й год правления Ксеркса. Во всех трудах западных ученых, с кото­рыми нам приходилось иметь дело, мы не встречаем этого события, рассказываемого в кн. Есфирь в применении к жизни иудеев в Пале­стине в эпоху Ксеркса. Да и наша русская литература, поскольку затрагивает этот вопрос, стоит на стороне же западной (см. Состояние иудеев при персидских царях. Душпл. Чт. 1874 г. Май, стр. 58). 561 Выход в свет Serubbabel не прошел незамеченным в на­шей библиографической библейской литературе. А. Петровский , довольно известный у нас своими критическими очерками о выходящих в свет новых книгах, относящихся к области ветхозаветной библиологии, поместил в Христ. Чтен. (1899 г. Февр. стр. 393–395) краткую заметку о Serubbabel. 562 Селлин разделяет мнение о приходе Неемии в Иерусалим ранее прибытия Ездры. Serubb. S. 49 и др. 569 He менее произвольно мнение, высказываемое одним из ученых, об удалении Зоровавеля в Персию по проискам первосвящ. Иисуса (см. Ключарева, История ветхозаветного священства. Стр. 248). Мнение это покоится на не оправдываемом историей предположении о мнимой борьбе в послепленное время князя с первосвященником. 570 О времени получения Ездрою данного извещения в библии де­лается общее замечание: «по окончании сего» ( 1Ездр. 9:1 ), т. е., как ясно из контекста, окончании тех обстоятельств, о которых идет речь вы­ше в 8 главе: прихода Ездры в Иерусалим, сдачи принесенных им сокровищ по назначению, принесения жертв и сообщения распоряжений царским сатрапам. Но комментаторы согласны в том, что промежуток времени между событиями, описанными в 8 главе, и получением Ездрою известия о смешанных браках не может простираться более 9ти месяцев, и это известие, вероятно, было получе­но Ездрою именно вскоре по его приходе в Иерусалим. Берто так располагает хронологию данных событий: Ездра пришел в Иерусалим в 1й день 5го месяца 7 года Артаксеркса ( 1Ездр. 7:9 ), в четвертый день по прибытии он сдал принесенное им серебро и золото ( 1Ездр. 8:33 ); жертвоприношение ( 1Ездр. 8:35 ) и отдача царских повелений царским сатрапам, вероятно, имели место немного позднее этого 4 дня. Принимая же во внимание чрезвычайность впечатления, произведенного на Ездру сообщением о смешанных браках иудеев ( 1Ездр. 9:3–5 ), и назначение собрания по этому делу в 20й день 9го месяца ( 1Ездр. 10:9 ), к которому шли еще предварительные подготовления ( 1Ездр. 10:7,8,15 ), можно с достоверно­стью предполагать, что известие о смешанных браках Ездра получил вскоре по своем приходе в Иерусалим (см. Берто. S. 109, 110. Бертол. S. 98). Это обстоятельство дает возможность судить о нравственном упадке жизни именно 1й пришедшей до Ездры gola.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вячеслав же, Изяслав и Ростислав, послушавше дружины своея и киян и Черных Клобуков»... 31 Ипат. 442. Воскрес. в Полн. Собр. летописей VII, 117. Никон. II, 311. Точно также Мстислав, получив Волынское княжество по завещанию от брата своего Владимира Васильковича в 1287 г., приехал в г. Владимир, созвал бояр и горожан, даже Немцев, и велел прочитать завещание умиравшего тогда брата. Когда все от мала до велика выслушали грамоту, епископ благословил Мстислава на княжение. Это не совещание земских людей с боярами и даже не городское правительственное вече в присутствии бояр и князя, а простое оповещение обывателей о распоряжении умиравшего князя, сделанном без их участия. Ипат. 696. 36 В том же Слове: «Князь не сам впадает во многия вещи злыя, но думцы вводят»; «умных дума добра, тех бо и полцы крепцы и гради тверды» и т. п. Ср. Описан. слав. рукоп. Моск. Синод. библ., отд. 2, прибавление, стр. 88. 38 Ипат. 357: дружина в думе – передние мужи; 250: «съзва дружину свою старейшюю и яви ин»; 416. Ср. Лаврент. 211 и 361. 39 Ипат. 252 и 266: Изяслав с братией «съзваша бояры свое и всю дружину свою и нача думати с ними». 41 Погодина, О наследственности древних санов, в Архиве ист.-юр. сведений, Калачова, кн. 1, отд. 1, стр. 78 в 79. Ср. Соловьева, Ист. Росс. III, 15 по 4 изд. Ипат. 508 в 525. 42 Ипат. 518, 526, 529, 530, 230, 388, 389, 526, 274, 326, 365, 229. Лаврент. 413 и 433. Русская Правда, по изд. Калачова, II, 10 и 11. О значении осменика в Киеве XV и XVI в. см. Акт. Зап. Росс. I, 120 и 170, и Михалона Литвина Отрывки в Архиве ист.-юр. сведений, Калачова, II, отд. V, стр. 67. Татищ. III, 403–409. Никон. II, 207. 43 Русско-Ливонск. акты, 37. Собр. гос. грам. и договоров, II, 3: «таможник ветхий», вероятно, был главный таможник, староста таможенный, как «конюх старый» Русской Правды был тиун или староста конюший. Ср. г. Любавского, Литовско-русский сейм, стр. 157. 44 Это были палатины: бельзский Михаль Елезарович, перемышльский Грицко Косачович, львовский Бориско Кракула и луцкий Ходор Отек. Обе грамоты, писанные в 1334 и 1336 г., см. у Карамзина, IV, примеч. 276.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...