В григорианском пении автентическими называли 4 нечетных лада (1, 3, 5, 7-й, в сквозной восьмиладовой номенклатуре). Первоначально восьмиладовая схема выстраивалась вокруг 4 парных ладов с их внутренним подразделением на автентические и плагальные (VIII-X вв.: анонимные тонарии из Меца и Монпелье, тонарии Регинона Прюмского и Бернона из Райхенау, трактаты Аврелиана и Хукбальда ). Этимологию названий ладов каролингские авторы формулировали в русле благочестивых толкований Свящ. Писания: название 1-го лада (лат. protus) ассоциировалось с первомучениками (protomartyr) ВЗ и НЗ - святыми прав. Авелем и архидиак. Стефаном , 2-го (deuterus) - с библ. кн. Второзакония (Deuteronomium), 3-го (tritus) - с троичностью ипостасей Бога (см. Св. Троица ), а 4-го (tetrardus) - получало объяснение через тетраграмму (евр.  ), к-рой было записано Имя Божие (Aurelianus. Cap. 8. P. 79). Справедливость такой этимологии обосновывалась следующим образом: ««Автентический» означает власть или завет» (Authentus dicitur auctoritas sive testamentum - Ркп. ок. X в. Argent. N 5175//Huglo. P. 48). По аналогии с античной ладовой теорией лат. авторы присвоили своим А. л. греч. наименования: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, однако звукорядные характеристики этих ладов не совпадали с одноименными схемами греков. Амбитус А. л. (теоретически октавный) располагался непосредственно над финалисом и квартой выше амбитуса парного ему плагального, о чем свидетельствует Хукбальд в трактате «De Musica» (ок. 880): «Каждый автентический лад восходит от своего финалиса вплоть до ноны, а нисходит на [целый тон], иногда - на полутон или терцию» (Gerbert. Scriptores. P. 116); впосл. нижней границей амбитуса А. л. стал служить субфиналис, лежащий тоном ниже финалиса в тех ладах, где это возможно (1, 3, 7-й) (Powers. P. 740). Позднее принцип деления на автентическую и плагальную формы лада был воспроизведен в 2 новых ладах - ионийском и эолийском, добавленных к системе григорианских ладов (Глареан. Dodecachordon. 1547) (см. также Modus).

http://pravenc.ru/text/63030.html

Перенесение G. из Laudes в начало мессы, вероятно, связано с практикой совершения мессы на праздник Рождества Христова ночью. В «Liber pontificalis» говорится, что папа Телесфор (128-139?) «повелел, чтобы... мессы Рождества Христова совершались ночью... и чтобы ангельский гимн Gloria in excelsis Deo пелся перед жертвоприношением» (LP. Vol. 1. P. 129). Совр. исследователи полагают, что эти изменения имели место не во II в., а в IV-V вв. Согласно тому же источнику, папа Симмах (498-514) «повелел, чтобы гимн Gloria in excelsis Deo исполняли каждое воскресенье и на памяти (natalicia) мучеников» (Ibid. P. 263). Место G. на утренней службе занял др. гимн - Te Deum laudamus (Тебя, Бога, хвалим), также имеющий параллели с великим славословием. Изначально G. пелась только при архиерейском богослужении. Согласно Ordo Romanus I, епископ в определенные дни пел G., стоя лицом к народу, тогда как священники могли петь ее только на Пасху (ср. Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 22 //PL. 114. Col. 945) или, по поздним Ordines, при рукоположении. Судя по словам Бернона из Райхенау, такая практика сохранялась еще в XI в. ( Berno. Libellus de quibusdam rebus ad Missae officium pertinentibus. 2//PL. 142. Col. 1059). Однако Бернхольд Констанцский (1100) отмечал, что священники поют G. вместе с епископами ( Bernhold. Micrologus. 2). Наиболее четкие указания о времени пения G. содержатся в Rubricae generales к рим. Миссалу папы Пия V (Гл. 8. 3). Г. поется в те же дни, когда на matutinae поется гимн Te Deum, за исключением Великого четверга и Великой субботы, когда Te Deum не поется. G. опускается в будние дни (кроме Светлой седмицы), в пост Четырех времен года, в вигилии, в период Адвента (до XII в. G. пелась и в этот период; см.: Amalar. Lib. offic. 4. 4. 30; Honor. August. Gemma animae. 3. 1) и от Семидесятницы до Пасхи (когда службы de tempore). G. не поется также на праздник Вифлеемских младенцев, на заупокойных и вотивных мессах (кроме мессы Пресв. Девы в субботы, мессы ангелов и pro re gravi). Если на мессе есть G., она заканчивается словами Ite missa est, если нет, то поется Benedicamus Domino или Requiescant in pace (на заупокойных мессах). При пении G. в Великий четверг и в Великую субботу существует обычай звонить в колокол.

http://pravenc.ru/text/165155.html

Привлеченные слухами о сокровищах, которые якобы хранились у М., 2 разбойника решили убить его. Согласно Житию, предвидя свою смерть, святой причастился и, когда явились разбойники, оказал им гостеприимство. Он не стал скрывать, что их намерения ему известны, и попросил только поставить близ его тела 2 свечи: у головы и у ног. Поставив свечу у головы убитого ими М., разбойники направились в капеллу, где всегда горел огонь. Вернувшись в келью, они обнаружили свечу горящей и, не осмелившись забрать с собой награбленную церковную утварь, спешно покинули келью святого. Вскоре благодаря чудесному знамению преступники были обнаружены и казнены (Vita S. Meginrati. 9-11). В Житии сообщается, что М. был убит в 863 г. (Ibid. 12), однако в ряде источников в качестве даты смерти приводится 861 г. (MGH. SS. T. 1. P. 50, 76; T. 5. P. 105; T. 13. P. 331). По указанию аббата Вальтера (858-864) М. был похоронен в Райхенау. Позже у места, где была расположена келья святого, начали жить отшельники, среди к-рых был св. Бенно († 940), еп. Меца (927-929). В 934 г. вместе со св. Эберхардом († 958) он основал на том месте монастырь Айнзидельн. В X в. день памяти М. был включен в местные церковные календари (Der karolingische Richskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 1. S. 494. (MGH. Mem.; 2/1)). В 1039 г. с разрешения аббата Бернона мощи святого были перенесены в аббатство Айнзидельн. Ист.: BHL, N 5878; MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 445-448. Лит.: St. Meinrad: Gedenkblätter zur 1100-Jährfeier seines seligen Heimgangs, 861-1961/Hrsg. L. Räber. Einsiedeln, 1961; Tschudi R. Meinrad//LTK. 1962. Bd. 7. Sp. 242; Henggeler R. Meinrado//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 273-277; Bischof F. X. Meinrad//NDBiogr. 1990. Bd. 16. S. 680; H ä uptli B. W. Meinrad (Meginratus) von Einsiedeln//BBKL. 2003. Bd. 22. Sp. 829-832. Е. А. Заболотный Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561242.html

В грамоте об основании Клюни подчеркивалось, что мон-рь, не подчинявшийся светским и церковным сеньорам, находился под защитой Папского престола. При св. Одоне мон-рь Клюни впервые получил привилегию от Папского престола; впосл. папские привилегии стали правовой основой К. к. При Карле Великом (768-814) и Людовике Благочестивом (813-840) мн. мон-ри стремились получить покровительство королевской (императорской) власти для защиты от притязаний местной знати и епископов, но после распада империи и ослабления центральной власти это потеряло смысл. Начиная с 60-х гг. IX в. крупные франк. мон-ри, в т. ч. бургундские аббатства Везле, Турню и Флавиньи, добивались защиты Папского престола от притязаний светских и церковных сеньоров ( Bredero. 1983. P. 64-65). Схожим образом действовал аббат Бернон: после основания мон-ря Жиньи, посвященного ап. Петру, он отправился в Рим, чтобы получить от папы Формоза привилегию для обители (895 - PL. 129. Col. 845-846). Согласно грамоте об основании Клюни, монастырь, также посвященный св. апостолам Петру и Павлу, получил покровительство (tuitio) и защиту (defensio) Папского престола (Les plus anciens documents. 1997. Vol. 1. P. 34). Вскоре после кончины Бернона между мон-рями Клюни и Жиньи возник имущественный спор. Согласно завещанию аббата, в мон-ре Клюни было много насельников, но обитель оставалась небогатой, поэтому Бернон передал ей усадьбу (villa) Ла-Фрет и половину поля своего брата Самсона, за что мон-рь должен был ежегодно выплачивать 12 денариев аббатству Жиньи (pro vestitura). Недовольный этим распоряжением аббат Гвидон силой (per violentiam) вернул переданные Клюни земли. Вероятно, аббат св. Одон обратился к папе Римскому Иоанну X , к-рый заступился за Клюни: в послании кор. Бургундии Рудольфу II, Лионскому архиеп. Гвидону, епископам и графам понтифик потребовал вернуть захваченные земли в соответствии с завещанием Бернона, а также отметил, что собственность Клюни находится под его защитой ( Jaff é . RPR. N 3578; PL. 132. Col. 812). Однако аббат Гвидон вернул захваченные земли лишь в 936 г., составив акт дарения, в к-ром подчеркнул, что совершает это в знак братской любви и ради общего покровителя обоих мон-рей св. ап. Петра (Les plus anciens documents. 1997. Vol. 1. P. 56).

http://pravenc.ru/text/1841530.html

В грамоте, составленной от имени герц. Гийома и Ингельберги, говорится о дарении апостолам Петру и Павлу виллы К. с постройками, домениальными землями и капеллой Девы Марии и св. Петра, которой принадлежали другие капеллы и угодья и у к-рой имелись зависимые крестьяне (сервы), гл. обр. в Маконском графстве. В К. следовало основать мон-рь святых Петра и Павла; насельники мон-ря под рук. аббата Бернона († 927) должны были соблюдать устав прп. Венедикта Нурсийского (бенедиктинский устав), молиться за упокой души перечисленных в грамоте людей (кор. Одона (888-898), родителей и всех родственников дарителей, их вассалов) и за укрепление католической веры, заботиться о бедных, больных и странниках. Никто из светских и церковных сеньоров под страхом гнева апостолов и отлучения от Церкви не имел права вмешиваться в управление мон-рем и посягать на подаренное обители имущество. В знак того, что мон-рь находился под защитой (tuitio) апостолов и папы Римского, каждые 5 лет монахи должны были посылать в Рим, «к апостольскому порогу», 10 солидов (Les plus anciens documents originaux de l " abbaye de Cluny/Éd. H. Atsma, J. Vezin. Turnhout, 1997. T. 1. P. 34-35). При аббате Берноне К. оказывали покровительство вассалы Гийома Благочестивого. Так, Аймард, предок династии Бурбонов, подарил аббатству виллу Сувиньи, где был основан мон-рь св. Петра. Преемник Бернона св. Одон (926/7-942) установил тесные отношения с Римскими папами и герм. императорами. Папские привилегии и щедрые пожертвования знати способствовали стремительному росту благосостояния К.: ко времени настоятельства св. Одона относится 188 документов о дарении собственности, ко времени аббата Аймарда (942-954) - 278. По преданию, первоначально в К. было всего 12 монахов ( Rodulf. Glab. Hist. III 5. 18), к сер. X в. число насельников увеличилось до 134. Аббат Одон и его преемники, святые Майоль (954-994), Одилон (994-1049) и Гуго (Гуго I; 1049-1109), активно занимались церковной и политической деятельностью, пользовались покровительством как Папского престола, так и императоров Свящ. Римской империи. Под их руководством аббатство прославилось как образцовый бенедиктинский мон-рь; литургическая традиция и дисциплинарные обычаи, соблюдавшиеся в К., получили широкое распространение и оказали влияние на европ. монашество. Часть мон-рей, реформированных аббатами К., вошла в состав Клюнийской конгрегации .

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЮНИЙСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ [лат. Ecclesia Cluniacensis, ordo Cluniacensis], одно из самых крупных монастырских объединений в Зап. Европе, возглавляемое аббатством Клюни и возникшее в связи с клюнийской реформой. До X-XI вв. К. к. называли «церковью» (ecclesia) и «объединением» (congregatio). Руководитель К. к. аббат Петр Достопочтенный (1122-1156) использовал также выражения «чин» или «орден» (ordo), «сообщество» (societas) и «тело» (corpus); последние определения были призваны подчеркнуть единство дисциплины и богослужения в мон-рях К. к., к-рые представлялись как единое «тело» во главе с аббатом Клюни (Петр Достопочтенный писал о «теле Клюнийской церкви» - Le cartulaire du prieuré de Notre-Dame de Longpont. Lyon, 1879. P. 69-70). Впосл., когда К. к. приобрела черты монастырского объединения орденского типа, наибольшее распространение получило определение «орден», к-рое систематически использовалось в статутах аббата Гуго V (1200). Монастырь Роменмотье (Швейцария). Кон. X - 1-я пол. XI в. Монастырь Роменмотье (Швейцария). Кон. X - 1-я пол. XI в. Формирование К. к. и первые аббаты Согласно грамоте об основании Клюни (909 или 910), 1-м аббатом мон-ря был Бернон († 927), возглавлявший к этому времени неск. монашеских обителей. Эти мон-ри перечислены в завещании аббата Бернона: его родственник Гвидон получил Жиньи, Бом (Бом-ле-Муан, ныне Бом-ле-Месьё) и Мутье-ан-Брес с небольшой обителью (cella) св. Лаутена (Сен-Лотен)); настоятелем мон-рей Клюни, Деоль и Массе стал св. Одон († 942) (Bibliotheca Cluniacensis. 1915. Col. 9-12). Св. Одон, ставший настоятелем Клюни в 926 или 927 г., в юности был каноником ц. св. Мартина (Сен-Мартен) в Туре и впосл. вступил в мон-рь Бом, которым в то время управлял Бернон. Обладая крупным книжным собранием, св. Одон получил прекрасное образование; возможно, именно он («диакон Одон» - Oddo levita) составил грамоту об основании Клюни. Св. Одону принадлежат аскетические сочинения (трактат «Беседы» (Collationes) и пространная поэма «Occupatio», посвященная спасению человеческого рода), эпитома Моралий на книгу Иова свт. Григория I Великого, Житие св. Геральда Аврилакского (Орийакского), а также проповеди и гимны.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

SS. T. 1. P. 39). Согласно постановлению Ахенского Собора 816 г., монахам следовало выучить устав наизусть и привести монастырское богослужение в соответствие с его указаниями (CCM. T. 1. P. 441-443, 458). В клюнийских сочинениях X-XII вв. руководители К. к. представлены как духовные наследники прп. Венедикта Нурсийского, «отца монахов». Среди ключевых эпизодов в Житии св. Одона, составленном Иоанном Салернским (BHL, N 6292-6296),- повествование о восстановлении монашеской дисциплины в аббатстве Флёри, где хранились мощи прп. Венедикта; за это Одон был вознагражден явлением святого (пересказ эпизода включен клюнийским агиографом Нальгодом во 2-е Житие св. Одона (BHL, N 6299)). Краткий обзор истории монашества приведен в прологе к Житию св. Майоля, составленному аббатом Одилоном (BHL, N 5182-5184): основоположниками монашеского чина (monasticus ordo) были прор. Илия и св. Иоанн Предтеча , но расцвет монашества наступил только после окончания гонений на христиан. Кодификацию норм монашеского общежития предпринял прп. Венедикт; его ученик св. Мавр Базилика Св. Сердца в бывш. приорате Паре-ле-Моньяль. Рубеж XI и XII вв. Базилика Св. Сердца в бывш. приорате Паре-ле-Моньяль. Рубеж XI и XII вв. был основоположником бенедиктинского монашества в Галлии. Впосл. монастыри пришли в упадок, их насельники перестали соблюдать устав и вели свободный образ жизни. Возрождение монашества стало возможным лишь после основания аббатства Клюни благодаря деятельности праведных аббатов Бернона, Одона, Аймарда и Майоля (PL. 142. Col. 945-946). В XII в. клюнийский аббат Петр Достопочтенный называл св. Одона восстановителем (reparator) и исправителем (reformator) уставных норм прп. Венедикта и св. Мавра (The Letters of Peter the Venerable. 1967. Vol. 1. P. 390-391). Подробнее о преемстве между прп. Венедиктом Нурсийским и клюнийцами сообщал Радульф Глабер. По его свидетельству, ученики св. Мавра укрылись от вражеского нашествия в аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп. В эпоху, когда монахи перестали следовать дисциплинарным правилам (institutio iam pene defessa), насельники этого аббатства передали свои обычаи монахам аббатства Сен-Мартен в Отёне, благодаря к-рым духовное наследие св.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Поэтому в целом ряде новых монастырей основатели их предписывали соблюдение устава Бенедикта, обыкновенно указывая на тот или иной известный монастырь, как на образец для основываемого ими, или же отмечая отдельные, по их мнению, наиболее ценные черты такого идеального монастыря. Такими новобенедиктинскими монастырями были основанные богатым и знатным мирянином Берноном Жиньи и Бом (Baume les Messieurs); оба около Макаона. С тех пор как сам Бернон сделался аббатом Бома и Жиньи, владения нового аббатства, уже выделившегося строгостью своей жизни и привлекшего внимание религиозной знати, стали быстро увеличиваться. Между прочим, в 910 году основан был и новый маленький монастырь на подаренной Бернону герцогом Гильомом вилле Клюни. Ещё ранее «аббат Жиньи» был освобождён от подчинения местной церковной власти и поставлен под непосредственное покровительство Папы, что вполне согласовалось с уже обнаружившейся тенденцией эпохи. Но в пределах своего аббатства Бернону приходилось вести упорную борьбу с партией монахов, не желавших примириться с тем строгим направлением, какое хотел придать жизни своих монастырей Бернон. «К чему, – говорили они, – принуждают нас к соблюдению этого, а не другого устава. В одном монастыре живут так, в другом иначе, и не ворчат, и не спорят друг с другом, как предписывает святой Бенедикт Нурсийский. Этот обманщик [Бернон требует от нас соблюдения разных суеверий!». Борьба умеренного и строгого (аньянского) направлений привела даже к временному расколу аббатства. При приемнике Бернона, Одоне (924 г.), Жиньи, Бом и некоторые другие обособились под главенством своего аббата Бидона; Клюни, Деоль и Массэ остались верными законному аббату. Воспитавший себя на аскетической литературе, изучивший Григория Великого и Августина, Одон со всею энергиею своей натуры выступил, сделавшись аббатом, в защиту своих аскетических идеалов, неустанно стремясь к обновлению жизни своего аббатства, резкими, иногда грубыми проповедями стараясь воздействовать на мир. «О, если бы мог я всех женщин этой области, лежащих в плотских узах, вырвать из этих уз и приобресть для вечного блага!».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Во время посещений Италии О. установил дружественные отношения с папой Римским и с итал. правителями, что способствовало укреплению авторитета Клюни. Благодаря папским привилегиям аббат Клюни получил возможность возглавлять др. мон-ри. Однако большинство обителей, в к-рых О. занимал должность аббата, не были подчинены Клюни и впосл. не вошли в Клюнийскую конгрегацию . Деятельность О., к-рый стремился восстановить бенедиктинскую уставную дисциплину, оказала большое влияние на развитие западного общежительного монашества (подробнее см. в ст. Клюнийская реформа ). По крайней мере с 936 г. О. стал совершать длительные путешествия и подолгу отсутствовал в Клюни. Вместо него монашеской общиной управлял приор. Вероятно, О., как и Бернон, назначил преемника: в грамоте 941 г. настоятелем мон-ря впервые назван аббат Аймард (Recueil. 1876. Vol. 1. N 524), к-рый возглавил аббатство после кончины святого. Во время последнего посещения Рима О. тяжело заболел и почувствовал приближение кончины. Когда его состояние улучшилось, он отправился в Тур, чтобы умереть рядом с гробницей св. Мартина. Вскоре после дня памяти святого (11 нояб.) О. вновь стало хуже, в октаву праздника он скончался ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. III 12). А. А. Королёв Сочинения Богословские и нравственно-аскетические Главный труд О., своего рода квинтэссенция нравственных идеалов клюнийской реформы, направленной на обновление зап. монашества и католич. Церкви,- соч. «Собеседования» (Collationes; изд.: PL. 133. Col. 517-638), составленное О. после его рукоположения во пресвитера ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 37) по настоянию Турпиона, еп. Лиможского (ему этот труд и посвящен - Epistola nuncupatoria//PL. 133. Col. 517-520), и клюнийского аббата Бернона. Сочинение написано, вероятно, в 917 или 923 г. Оригинальное название не сохранилось, а принятое в большинстве рукописей либо отсылает к одноименному сочинению прп. Иоанна Кассиана Римлянина , либо подразумевает беседу между О. и еп. Турпионом. По сути «Собеседования» являются патристическим флорилегием (см.: Basset V. Introduction à une étude critique des «Collationes» d " Odon de Cluny: Mémoire de DEA. [Aix-en-Provence], 1999). Сочинение делится на 3 части, в к-рых соответственно раскрываются темы грехопадения и передачи первородного греха, влияния грешников на др. людей, утешения страждущих, особенно когда они видят, что грешники благоденствуют. Большое внимание автор уделяет размышлениям о недостойных священниках и отвечает на вопрос о том, как должны реагировать Церковь и ее предстоятели в тех случаях, если грешниками, нападающими на праведников, оказываются члены церковной иерархии.

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Что касается западного монашества, то нравственная порча, господствовавшая во всех сферах западной церковной жизни, коснулась и его. Правила Бенедикта Нурсийского были забыты. Монастыри, во главе со своими аббатами, подобно епископам ставшие в вассальные отношения к королям и князьям, приобрели большие имения, а чрез них и богатства. Общение имущества прекратилось; монахи начали вести жизнь роскошную и распущенную. Об умственном и физическом труде не было речи. Аббаты монастырей, подобно светским вассалам, занимались охотой, ходили на войну со своими феодалами и так далее. Вследствие такого извращения монастырской жизни явились попытки восстановить древний устав Бенедикта Нурсийского . Из таких попыток заслуживают внимания следующие. Один французский аббат, Бенедикт Анианский († 821 г.), редактировал вновь устав Бенедикта Нурсийского и стал было вводить его в монастырях западной Франции, порученных ему Людовиком Благочестивым, но не имел успеха. Это была первая конгрегация, когда несколько монастырей было соединено под управлением одного общего настоятеля. Удачнее была попытка аббата Бернона, прежде бургундского графа. В 910 году он основал монастырь в Клюньи, в Бургундии, в котором ввел устав Бенедикта. Его преемник Одон († 942 г.) распространил клюнийские порядки в других монастырях, так что составилась новая конгрегация монастырей под управлением клюнийского аббата. Монахи этой конгрегации с успехом занимались воспитанием детей и приобрели большое влияние на общество. Все эти попытки направлены были к тому, чтобы преобразовать монашество по правилам Бенедикта. Но в начале XI века были даже попытки восстановить древнее восточное отшельничество. Некто Ромуальд, из рода герцогов равеннских, начал вести пустынническую жизнь на Апеннинах, собрал вокруг себя таких же ревнителей благочестия и в 1018 году основал в равнине Мальдоли монашеское общество, известное под названием Камальдольского ордена. Это второй монашеский орден в Западной Церкви после Бенедиктинского. Монахи этого ордена отличались строгостью жизни. Глава VI. Отпадение Западной Церкви от союза с Восточною

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002