Житомирская Основана 12.04.1795 (по ААО. Т. 1. С. 27 – в 1796 г.) как викариатство огромной Минской епархии на частях территорий древних Православных русских епархий, в свое время уклонившихся в унию: Луцкой, Владимиро-Волынской и Туровской. Минская епархия, охватившая (после третьего раздела Польши) весь западный край России, насчитывала тогда в своих пределах до двух с половиною тысяч приходов. Вскоре из нее выделились Каменец-Подольская епархия (1795 г.) и Житомирское (Волынское) викариатство. Самостоятельная с 04.08 (по др. 16.10) 1799. Архиепископия с 15.05.1892. Первоначально кафедра находилась в различных местах епархии: одно время – в г. Остроге, с 1825 г. – в мест. Аннополь Острожского уезда (во дворце кн. Яблоновского), затем – в Почаевской Лавре, с 01.10.1840 – в Житомире. Указом 17.01.1848 епархия «...как бы потеряла свою самостоятельность, так как Волынскому Преосвященному повелено быть архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, управляющим Волынским и Новогеоргиевским, управляющим Волынской епархией. Такое положение продолжалось до 1860 г., когда 17 июля Варшавская архиерейская кафедра была отделена от Волынской» (ПБЭ. Т. 3. С. 770–771). Именовалась: Житомирская; с 16.10.1799 – Волынская и Житомирская; Житомирская и Овручская; с 09(22)06.1993 – Житомирская и Новоград-Волынская. Викарные кафедры: Варшавская, Острожская, Владимиро-Волынская, Кременецкая, Коростеньская, Полонская, Радомысльская, Овручская, Новоград-Волынская, Камень-Каширская, Луцкая, Бердичевская, Ковельская. 03.06.1795 29.12.1805 02.02.1806 06.07.1813 Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 14.09.1813 24.11.1828 01.12.1828 01.02.1832 Амвросий Морев 10.02.1832 28.01.1840 28.01.1840 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 06.11.1848 01.07.1860 29.08.1860 17.06.1866 17.06.1866 04.03.1876 26.04.1876 20.02.1882 Димитрий Муретов 06.03.1882 16.04.1885 Тихон Покровский 04.05.1885 25.11.1889 Палладий Ганкевич 25.11.1889 13.04.1902 Модест Стрельбицкий 27.04.1902 14.05.1914 Антоний II Храповицкий 14.05.1914

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 марта 1925 г. еп. Леонтий в очередной раз стал временно управляющим Волынской епархией; он обратился к духовенству с циркулярным письмом, где сообщил, что полномочия по управлению епархией ему передал Полонский еп. Максим (Руберовский). 30 апр. 1925 г. в Житомир прибыл еп. Аверкий, к-рый временно свернул свои контакты с обновленцами. В окт. 1925 г. он официально отказался подчиняться обновленческому синоду в Харькове, после чего контролируемое обновленцами Волынское ЕУ во главе с Лехницким, а также назначенный 23 нояб. 1925 г. с временной кафедрой в Новограде-Волынском обновленческий «Волынский и Житомирский епископ» Павел Циприанович обвинили Аверкия и Леонтия в «уклонении в тихоновщину». С 19 окт. 1926 по окт. 1928 г., на время ареста архиеп. Аверкия, еп. Леонтий вновь управлял Волынской епархией. В июне 1926 г. Преображенский собор Житомира перешел к раскольникам, после чего правосл. кафедра переместилась в Богоявленский храм бывш. житомирского Богоявленского мон-ря. 22 дек. 1927 г. «епископ» Павел Циприанович отправил обращение к духовенству Коростенского округа с призывом переходить в обновленчество. В февр. 1928 г. в Коростень приезжал раскольнический «епископ Бердичевский» Александр Чекановский. Он совершил богослужение в одном из храмов, провел благочиннический собор, на к-ром часть духовенства К. в. объявила о переходе в обновленчество. В февр. 1930 г. архиеп. Аверкий и еп. Леонтий были арестованы по «делу Дросси», связанному с распространением адресованного К-польскому патриарху письма о гонениях на правосл. Церковь в СССР. Автором письма был бывшший секретарь Иерусалимского Патриаршего подворья в Москве А. И. Дросси. В Житомире текст распространял грек К. А. Фотопулос, к-рый ознакомил с документом архиеп. Аверкия и еп. Леонтия, они одобрили письмо. Архиереев приговорили к ссылке в Северный край на 3 года. К. в. было возобновлено 29 июля 1992 г. решением Синода УПЦ. 24 авг. 1992 г. во епископа Коростенского, викария Житомирской епархии, был хиротонисан архим.

http://pravenc.ru/text/2458735.html

В послании духовенству Луцкого викариатства от 1 сентября 1941 г. архиепископ Алексий отверг Варшавскую юрисдикцию на Украине, сославшись на то обстоятельство, что митрополит Дионисий в 1939 г. отказался от возглавления Православной Церкви Польши и от управления Волынской епархией, а в настоящее время является главой Церкви в генерал-губернаторстве, в состав которого Украина не входит. На очередном епископском совещании в Почаеве, состоявшемся 25 ноября 1941 г., архиепископ Алексий был избран экзархом Украины. В избрании участвовали помимо архиереев, приезжавших в Почаевскую лавру в августе, также епископ Черновицкий и Хотинский Дамаскин (Малюта), и новохиротонисанные епископы Бердичевский Леонтий (Филиппович) и Ковельский Иоанн (Лавриненко) – оба викарии архиепископа Алексия. Таким образом, на территории оккупированной Украины образовались две Церкви: откровенно схизматическая автокефальная во главе с Поликарпом (Сикорским) и автономная, иерархия которой не избежала частных канонических нарушений, отчасти объяснимых исключительными обстоятельствами времени, не признанная Московской Патриархией, но все-таки дорожившая единством с Русской Православной Церковью и стремившаяся в главном не сойти с канонической почвы. Уже осенью 1941 г. началась острая конкуренция автокефалистов и автономистов за влияние на Киев и на левобережье Украины. В это время на Левобережной Украине, в той ее части, которая административно находилась вне территории рейхскомиссариата и под управлением военного командования, появилась еще одна раскольническая группировка. Ее предводитель лжемитрополит Феофил (Булдовский), возглавивший лубенский раскол в 20-х гг. и изверженный из сана священноначалием Русской Православной Церкви, объявил себя в ноябре 1941 г. митрополитом Харьковским. Этому предшествовало посещение его дома давним его сподвижником протоиереем Александром Кривомазом. Гость рассказал лжемитрополиту, что в Харьковской горуправе организован религиозный отдел, что там знают о Феофиле и хотят, чтобы он возглавил местную епархию Украинской автокефальной Церкви. Предложение обрадовало 76-летнего раскольника, он поспешил с визитом к бургомистру Крамаренко и заручился его поддержкой в действиях по возрождению автокефальной Церкви в Харькове. Утвердившись в Харькове, лжемитрополит Феофил распространил свою юрисдикцию и на Полтавскую епархию, где, однако, его попытки подчинить себе духовенство и верующих встретили энергичное сопротивление со стороны церковных деятелей автономной ориентации, во главе которых стоял переведенный на Полтавскую кафедру епископ Вениамин (Новицкий). По мере продвижения германских войск на Восток, Феофил включил в свою церковную область также Воронежскую и Курскую епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Викариартства: Белыническое (1923–1925); Бердичевское (1921–1922, 1941–1942); Владимиро-Волынское (до 1943 г.); Камень-Каширское (1925–1935); Ковельское (1941–1942); Коростенское (1922–1931); Кременецкое (до 1934 г.); Луцкое (1922–1944); Острожское (до 1942 г.); Полонское (1923–1931). ЛЬВОВСКАЯ и Дрогобычская (1941–1988 Л. и Тернопольская). 1945 МУКАЧЕВСКАЯ и Ужгородская. 1993 НИКОЛАЕВСКАЯ и Вознесенская. 1993 ОВРУЧСКАЯ и Коростенская. Викариатство: Брусиловское. ОДЕССКАЯ и Измаильская (1928–1944 Херсонская и О.; 1944–1946 Херсонская и Николаевская; 1946–1947 О. и Кировоградская; 1947 – после 1959 г. О. и Херсонская). Викариатства: Ананьевское (1923–1924); Балтское (1957–1958); Белгород-Днестровское (1960–1961); Зиновьевское (1930–1931); Кировоградское (1944–1946; 1950–1962); Николаевское (до 1944 г.); Новомиргородское (до 1923 г.); Тираспольское (1921–1922). ПОЛТАВСКАЯ и Кременчугская (до 1928 г. П. и Переяславская). Викариатства: Лубенское (1920–1927); Переяславское (1922); Пирятинское (1925–1927); Прилукское (до 1928 г.); Роменское (1927–1931). 1990 Ровенская и ОСТРОЖСКАЯ. Симферопольская и КРЫМСКАЯ (до 1928 г. Таврическая и Симферопольская; 1928–1936 К.; 1936–1944 упразднена). Викариатство: Керченское (1924–1928); Мелитопольское (1923–1924); Севастопольское (до 1924 г.); Феодосийское (1921–1930); Ялтинское (1922–1927). 1945 СУМСКАЯ и Ахтырская. 1991 ТЕРНОПОЛЬСКАЯ и Кременецкая. Викариатство: Почаевское. 1994 ТУЛЬЧИНСКАЯ и Брацлавская. ХАРЬКОВСКАЯ и Богодуховская (до 1945 г. Х. и Ахтырская). Викариатства: Андреевское (1925–1926); Волчанское (1918–1919); Лебединское (1917–1919); Старобельское (до 1924 г.); Сумское (до 1935 г.). ХЕРСОНСКАЯ и Таврическая (до 1926 г. Х. и Одесская; 1927–1928 Х. и Николаевская; 1928–1944 Х. и Одесская; 1944–1946 Х. и Николаевская; 1946–1947 присоединена к Одесской и Кировоградской; 1947 – после 1959 г. Одесская и Х.). Викариатства:; Елисаветградское (до 1926 г.). 1955 ХМЕЛЬНИЦКАЯ и Шепетовская (1955–1993 Х. и Каменец-Подольская). 1994 ХУСТСКАЯ и Виноградовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Когда именно Ушеск переименован в Ушомир – это достоверно неизвестно. Известно только, что в период польского преобразования (1560–1778 гг.) город этот под именем Ушомира, принадлежал к повету (уезду) Житомирскому Киевского воеводства. В плане Ушомирского имения, составленном в 1795 году, город этот называется уже местечком 100 . В Ушомире приход 7-го класса. Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Построена в 1775 г. на средства помещицы Дубравской. Деревянная, с такою же колокольнею, крепка. Народн. училище МНП существует с 1870 г., учеников – 45. Волостное Правление, Мещанское Управление, полицейский урядник, и аптека. Земли: усадебной 3 дес., пахот. в трёх сменах 30 дес. и сенок. 3 дес. – всего 36 дес. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., и 1 псаломщ. – 50 р. Причт. дома и хозпостройки хороши. Ярмарки бывают 29 июня, 28 окт., а также в праздничные и воскресные дни. Предметы торговли: лошади, скот и т. п. Деревни прихода: Пугачевка 5 вер., Сантарка 9 вер., Холосна 10 вер. и Красногорка 6 вер. Дворов – 137, прихожан – 1,087 д, об п., р.-катол. 322 д. об. п., евреев 1,056 д. об. п. Есть заводы: 3 смоляных и 1 стеклян. В 2¼ вер. от м. Ушомира, при большой просёлочной дороге, стоит великолепный каменный р.-католический костёл и в 1 версте от него на католическом кладбище – убогая дерев. с колокольнею каплица. Свящ. – Иоанн Игнат. Скальский (с 1863 г., а на службе с 1836 года), псаломщ. – Фока Иосиф. Шавлович (с 1875 г.). Итого в 1-м благочинническом округе Житомирского уезда – всего 37 церквей, из коих 29 приходских самостоятельных, 7 приписных и 1 кладбищенская. 2-й благочиннический округ Житомирского уезда Церкви этого округа лежат к юго-западу и отчасти – к западу от Житомира на расстоянии 51 и менее вёрст от него. 62. м. Андрушевка 101 (при рч. Гуйве) волости Андрушевской, от Житомира 40 вер., от ближ. почт. ст. Рея (Житом-Бердичевск. тракта) 25 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Бровки 15 вер., от ближ. приход. с. Великого-Гальчина 2 вер. и с. Миньковец – 6 вёрст. Приход 3-го кл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...