Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУБОССАРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, учреждено 18 июля 1995 г. решением Свящ. Синода РПЦ для окормления правосл. общин на территории Приднестровья (левобережные районы Республики Молдова и г. Бендеры). К Д. в. перешли приходы из состава упраздненного Бендерского викариатства (адм. центр Бендерского вик-ства - Новонямецкий в честь Вознесения Господня муж. мон-рь , находящийся в Приднестровье, при создании Д. в. стал ставропигиальным по отношению к митрополиту Кишинёвскому и всея Молдавии), Бельского викариатства и Кишинёвско-Молдавской митрополии. Кафедральный город - Дубоссары (Дубэсарь). Кафедральный собор - в честь Всех святых (в 1941-1997 собор был посвящен вмц. Параскеве) в Дубоссарах. 1 сент. 1995 г. в московском в честь Донской иконы Божией Матери мон-ре во епископа Дубоссарского, викария Кишинёвско-Молдавской митрополии, был хиротонисан бывш. наместник Вознесенского собора в Твери игум. Юстиниан (Овчинников) . Ко времени учреждения в составе Д. в. насчитывалось 27 храмов, в к-рых служили 35 священнослужителей. Создание Д. в. стало следствием мн. обстоятельств как церковной, так и политической жизни Молдавии. В нач. 90-х гг. XX в. на канонической территории РПЦ сложилась непростая ситуация, вызванная распадом СССР. Нередко руководители бывш. советских республик, в т. ч. Молдавии, в религ. политике следовали принципу: «Независимому государству - независимая Церковь», что провоцировало появление расколов. В 1-й пол. 90-х гг. XX в. на территории Молдавии помимо приходов Кишинёвско-Молдавской митрополии РПЦ существовали, не имея на то канонических оснований, приходы Румынской Православной Церкви, а также сообщества укр. раскольников - Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви - Киевского патриархата (УПЦ(КП)). Ситуация в Молдавии осложнилась еще и тем, что в кон. 80-х - нач. 90-х гг. возникло политическое противостояние между левобережными и правобережными районами республики, вызванное различным пониманием дальнейшего пути развития страны. Народы, населяющие левый берег Днестра, традиционно связывали свою судьбу с Россией как в политическом, экономическом, так и в духовном плане. Несмотря на многонациональный состав Приднестровья, практически все население исповедовало Православие и считало себя чадами РПЦ. Положение обострилось в 1-й пол. 1992 г. вслед. вооруженного противостояния на левобережье Днестра, с помощью которого власти Молдавии предполагали установить полный контроль над Приднестровьем. В результате боевых действий появились многочисленные жертвы, в т. ч. среди мирного населения. Однако некоторые священнослужители-молдаване в Приднестровье отказывали прихожанам в совершении панихид по воинам и мирянам, погибшим в ходе боев с вооруженными частями Молдавии, что приводило к конфликтам священников с паствой.

http://pravenc.ru/text/180527.html

Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Состоялись торжества по случаю 20-летия Тираспольской епархии и 200-летия Преображенского собора г. Бендеры 15 сентября 2015 г. 11:26 12 сентября 2015 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова г. Тирасполя. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва , епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор , епископ Единецкий и Бричанский Никодим , епископ Сорокский Иоанн , епископ Нефтекамский и Бирский Амвросий , прибывшие на торжества гости в священном сане, духовенство Тираспольско-Дубоссарской епархии . На богослужении присутствовали председатель правительства Приднестровской Молдавской республики Т.М. Туранская, руководитель администрации президента ПМР Н.И. Баранова, председатель Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Верховного совета ПМР В.В. Тобух, первый заместитель председателя горсовета г. Тирасполь В.С. Земляков, почетный президент Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко профессор С.И. Берил, представители государственной власти, настоятельницы и насельницы женских монастырей епархии. По окончании богослужения Предстоятель Православной Церкви Молдовы поздравил архиепископа Савву с 20-летием образования Тираспольской епархии и 20-летием архиерейской хиротонии. Митрополит Кишиневский Владимир также особо отметил труды, понесенные митрополитом Викентием, который стоял у истоков возрождения Тираспольско-Дубоссарской епархии и возглавлял Бендерское викариатство, и архиепископом Элистинским и Калмыцким Юстинианом , который долгое время был управляющим Тираспольской епархией. Во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 20-летием архиерейской хиротонии митрополит Владимир наградил архиепископа Савву орденом «За заслуги перед Православной Церковью Молдовы» I степени и вручил памятную панагию.

http://patriarchia.ru/db/text/4218114.ht...

Солнечногорское, Орехово-Зуевское, Каширское, Можайское, Звенигородское, Истринское и Подольское), 1 викариатство в Киевской (Переяслав-Хмельницкое), 1 – в Ростовской (Азовское), 1 – в Рижской (Даугавпилское), 1 – в Сурожской (Керченское), 2 – в Кишиневской (Бельское и Бендерское). Таллинское викариатство является патриаршим. Весь епископат Московской Патриархии состоит из: 14 митрополитов, 35 архиепископов, 46 епископов. Украинскому и Белорусскому Экзархатам недавно была дарована Московской Патриархией автокефалия. Таким образом, это уже самостоятельные Украинская – 20 епархий (глава – митрополит Владимир Сободан) и Белорусская – 6 епархий (глава митрополит Филарет Вахромеев) Православные Церкви. Кафедральным патриаршим собором является Богоявленский, что в Елохове в Москве (до революции – восьмой по размерам), в который в 1948 году с согласия гражданских властей, тайно, под покровом ночи, были перенесены из Кремля мощи святителя московского Алексия. Патриарх имеет несколько личных резиденций: в Троице-Сергиевой Лавре, в Одессе, в Переделкино под Москвой, пользуется в своих поездках правительственной автомашиной “Чайкой”. В настоящее время все основные учреждения Патриархии размещаются в отстроенном к 1000-летию крещения Руси Даниловом монастыре. При патриархе существует Священный Синод, который по “Положению об управлении Русской Церкви” 1945 года должен состоять из шести членов – епархиальных архиереев при Председателе Патриархе. Трое из них – постоянные (митрополиты Крутицкий, Киевский и Санкт-Петербургский), трое – временные, по вызову из епархий. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии Синода, согласно списку архиереев, по старшинству хиротонии, по одному от каждой из трех групп епархий, на которые разделены все епархии Русской Церкви. Синодальный год разделяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль). В настоящее время Синод состоит из пяти постоянных членов и двоих временных. Для руководства отдельными сторонами церковной жизни, при Синоде учреждены отделы: Управление делами, Внешних церковных сношений, Издательский, Учебный Комитет, Хозяйственное Управление, Пенсионный Комитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бессарабию (Измаил, Рени, Килия, Аккерман, Бендер (Бендеры, в 1918-1940 Тигина)),- Хушской епископии. В 1773 г. было получено согласие рус. властей, но после подписания в следующем году Кючюк-Кайнарджийского мира все эти территории вновь отошли Османской империи, сохранилось прежнее церковное деление. После занятия рус. войсками Молдавии в 1787 г., в ходе 2-й русско-тур. войны, Измаильский, Килийский, Кагульский, Аккерманский и Бендерский округа были присоединены к Молдавской митрополии, управляющим которой с титулом «экзарх Молдо-Влахийский» (см. Молдо-Влахийский Экзархат РПЦ ) стал Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников) . 26 дек. 1791 г. приходы Юж. Бессарабии были выделены в отдельное Белоградское и Бендерское вик-ство Молдавской митрополии, во епископа Белоградского был хиротонисан Гавриил (Банулеску-Бодони) . Однако в нач. янв. 1792 г., после того как по Ясскому мирному договору Молдавия и Валахия вновь вернулись в состав Османской империи, вик-ство было упразднено. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Османская империя отказалась от Бессарабии в пользу России. В апр. 1811 г. приходы Юж. Бессарабии образовали Бендерское и Аккерманское викариатство Молдо-Влахийского Экзархата (см. в ст. Бендерское вик-ство ), резиденция 1-го Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) находилась в Яссах. В 1813 г. Молдо-Влахийская митрополия была преобразована в Кишинёвскую и Хотинскую епархию, к-рую в сане архиепископа в 1821 г. возглавил Димитрий (Сулима). По Парижскому трактату 1856 г., заключенному после Крымской войны, Россия уступила Румынии юж. часть Бессарабской губ.: Измаильский, Аккерманский и Кагульский уезды. 26 марта 1857 г. Румынский митр. Михаил (Михалеску) создал духовную консисторию в Измаиле для управления приходами этих уездов. 3 нояб. 1864 г. по решению Совета министров Румынии была образована Нижнедунайская епархия с центром в Измаиле, включившая большую часть Юж. Бессарабии и жудец Ковурлуй; Кахул был присоединен к Хушской епархии. Управляющим Нижнедунайской епархией стал выпускник Киевской Духовной Академии еп.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

Данную ситуацию использовала УАПЦ: весной 1992 г. т. н. киевский патриарх Мстислав (Скрыпник) учредил Дубоссарско-Приднестровскую епархию с центром в Дубоссарах (кафедральный собор - во имя вмц. Параскевы), к-рую возглавил «епископ» Софроний (Власов). В состав епархии вошли 8 приходов (в Тирасполе, в Дубоссарах и 6 сельских), их окормляли 8 священников, приехавших с Украины. Эти действия были поддержаны местными властями, к-рые видели в них единственную в то время возможность помочь правосл. христианам Приднестровья сохранить слав. вектор духовного развития. К осени 1993 г. епархия перешла в юрисдикцию УПЦ(КП). Она просуществовала до 18 июля 1995 г., когда в составе Кишинёвско-Молдавской митрополии РПЦ было образовано Д. в. В 1995 г. «епископ» Софроний уехал из Приднестровья, за ним последовала часть духовенства, оставшиеся представители Дубоссарско-Приднестровской епархии УПЦ(КП) принесли покаяние и были рукоположены митр. Кишинёвским и всея Молдавии Владимиром (Кантаряном) с назначением их на приходы в Приднестровье. Перед новосозданным Д. в. в первую очередь стояли задачи ликвидации церковного раскола и укрепления церковной дисциплины. В Приднестровье были построены храмы: Покровский (1989-1998) и Свято-Николаевский (1996) в Тирасполе, храм во имя ап. Андрея Первозванного на территории военного городка Оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе (1997), в Бендерах возобновились богослужения в ц. во имя апостолов Петра и Павла (1997). Шла реставрация храмов: весной 1997 г. начался ремонт собора вмц. Параскевы в Дубоссарах, в 1997 г. приступили к реставрации Преображенского собора в Бендерах, долгое время бывшего средоточием церковной жизни Приднестровья и сильно пострадавшего во время вооруженного конфликта в 1992 г. В период существования Д. в. был заложен величественный кафедральный собор в честь Рождества Христова в Тирасполе (сент. 1998), в том же году в г. Рыбница возобновилось прерванное на 8 лет строительство Михаило-Архангельского собора - крупнейшего храма в Кишинёвско-Молдавской митрополии. Значительно увеличилось количество сельских приходов. В результате этой созидательной деятельности к 1 сент. 1997 г. в Д. в. имелось 43 прихода (7 городских, 36 сельских и поселковых). За время существования вик-ства было рукоположено 27 священников. Значительно вырос образовательный уровень священнослужителей, увеличилось число священников, имеющих или получающих духовное образование. Возросло число учащихся и расширилась программа в 2-годичной Бендерской школе псаломщиков, действующей с 1993 г.

http://pravenc.ru/text/180527.html

И, конечно же, произвела большое впечатление массовая религиозность в народе — не разрушенная, не потерянная по сравнению с Советским Союзом. Румынская Церковь, на мой взгляд, одна из сильнейших в современном православном мире. Очень жаль, что чаще всего наши соотечественники не знают, что Румыния — это православная страна. И тем более не знают, как она развивается, насколько важно нам быть с ней в самых добрых отношениях. — Когда Вы были назначены на Тираспольскую и Дубоссарскую кафедру, еще не зажили раны конфликта в Приднестровье. Какой Вы увидели церковную ситуацию в этом регионе? Что удалось сделать в епархии за то время, которое Вы служили в Приднестровье? — Тираспольская и Дубоссарская кафедра была новосозданной церковной единицей, поэтому практически все там приходилось делать с нуля. До 1998 года Приднестровье входило в состав Бендерского викариатства, которым управлял тогда епископ Викентий . Но в силу всех тех конфликтов с Кишиневом Приднестровье имело очень большую свободу, в том числе в церковном плане, и приходское духовенство весьма номинально знало архиерейскую власть владыки Викентия. И мне пришлось в первую очередь, говоря современным языком, создавать епархиальную вертикаль власти, чтобы стала возможной организованная и упорядоченная церковная жизнь, чтобы вообще там можно было что-то делать. Чтобы духовенство знало своего архиерея, чтобы он разбирался в приходских делах и мог приезжать в храм не только для того, чтобы в престольный праздник совершить там Литургию, но и с тем, чтобы иметь возможность реально, если необходимо, вмешиваться в дела прихода — во благо этого прихода, исправлять ситуацию, если там есть какие-то проблемы. Поэтому пришлось заниматься тем, что воспринимается иногда сложно, болезненно, например, расставаться со священниками, которые, скажем так, совершенно дискредитировали себя. Надо помнить еще и о том, что Приднестровье — это узкая полоска территории, которая в свое время была «прирезана» к Молдавии, но исторически была частью Украины, поэтому процессы церковных нестроений на Украине всегда отзывались и в Приднестровье. Был, к примеру, один священник из украинцев, который был назначен настоятелем в пику Кишиневу. И нужно было его снимать с настоятельства, потому что с Украины пришло аж два исполнительных листа на этого «труженика»: он настолько был любвеобилен, что целых две семьи на Украине завел, а в Приднестровье скрывался. Он отказался оставлять приход, а когда мы с новым настоятелем приехали в тот храм, то увидели в пономарке приготовленные палки с гвоздями — то есть такими методами он думал действовать на примере украинских приходов, так защищаться от своего архиерея. Приходилось освобождать свой край от таких одиозных личностей, но все они тут же ехали в Кишинев жаловаться на действия епископа. Если снимаешь священника украинского, он обвиняет тебя в притеснении украинцев, если снимаешь молдаванина, то сразу слышишь, что «Юстиниан молдаван гонит». Поэтому получаешь оплеуху и так и так.

http://pravoslavie.ru/46481.html