Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Внук трех генералов История Первой мировой воны через личные вещи, письма и фотографии ее участников 25.01.2014 1085 Время на чтение 10 минут Фото из семейного альбома Беляевых. На снимке в центре Алеша Беляев со своим папой Сергеем Тимофеевичем. Фото: Сергей Михеев/РГ История иногда дает нам редкий шанс ощутить свое живое дыхание: через вещи, письма, личные фотографии... Археолог и историк Сергей Беляев в свои детские и школьные годы ходил в башлыке, который хранился в семье от деда - генерала Первой мировой войны, спал на его раскладушке. В этой войне участвовало шестеро его родных и двоюродных дедушек - все крупные артиллеристы - трое в чине генералов, трое в чине полковников. Все они с женами и детьми смотрят на меня с огромной фотографии. Безупречная выправка мужчин, пышные прически женщин, дети в платьицах-матросках... Свидетели и участники " забытой " войны. Фотография эта была сделана в Петербурге в октябре 1913 года, когда весь род Беляевых собрался, чтобы отметить 70-летие своего отца генерала от артиллерии Тимофея Михайловича Беляева, который сидит в центре. Это была последняя встреча рода - начавшаяся война разметала всех братьев сначала по разным фронтам, а потом и по разным странам. Фотографии были розданы всем, кто изображен на снимке, но сохранился единственный экземпляр - экземпляр Сергея Тимофеевича, который в настоящее время хранится у его старшего внука - Сергея Беляева. Сергей Алексеевич, неужели в роду одни генералы? Сергей Беляев: Род Беляевых происходит из Великого Новгорода. Был выселен оттуда Иваном III среди тысячи именитых людей в Москву . Но там не задержался и отправился защищать южные рубежи Российского государства. Из поколения в поколение все военные, последние три поколения - артиллеристы, причем очень и очень крупные. Не только в смысле чинов и званий, но и в смысле вклада в артиллерийскую науку. Мой дед Сергей Тимофеевич Беляев (вот он здесь на фотографии). В Первую мировую войну командовал артиллерией 29 армейского корпуса, участвовал в осаде и штурме Перемышля. Там стоял гарнизон из 125 тысяч австрийских и немецких солдат. Тем не менее, после 6-месячной осады, во многом благодаря умелому действию артиллерии, Перемышль был взят. По сему случаю город посетил Государь Император.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > К 140-летию А. Беляева 10.03.2024 159 Время на чтение 3 минуты …есть острый, зигзагом молнии играющий рассказ – «Мистер Смех»; острый, неожиданный, толкующий и трактующий власть комического так, будто Беляев заглянул в запретные зоны и уголки человеческого мозга, и понял нечто, недоступное нейрофизиологам… Но зачитывались в детстве «Человеком-амфибией» и «Головой профессора Доуэля». Это необычная фантастика: без космоса, звездолётов и других планет (немного космической темы появляется ближе к финалу писателя); фантастика, вписанная в действительность, распростёртую окрест, столь же прозаическую, сколь и требующую монотонности усилий; это фантастика – с большими пластами метафизики, с размышлениями о правах человека на границы неведомого, о долге и чести, о той мере, что позволяет оставаться человеком, не слететь за грань. В советской литературе Беляев был первым, полностью сконцентрировавшимся на своеобразном жанре. Он предрёк акваланг, и намекал на возможности орбитальной станции; а ещё – предсказал собственную, смерть: хотя дело тут не в ясновидение, но в чётком осознание возможностей болезни и определённой мере стоицизма. …из семьи священника происходя, логично учиться в духовной семинарии: куда – по настоянию отца – и поступает Беляев; заканчивает её, но священником не становится – пёстрый мир окрест манит куда больше. Больше того, соприкоснувшись с механизмами церкви, Беляев в дальнейшем позиционировал себя атеистом; увлекающимся человеком будучи, сам освоил игру на фортепиано и скрипке. Фотография, живопись, языки манили; он вдохновенно учил эсперанто. В смоленском Народном доме выходил на сцену театра; многообразие интересов переполняло, возможно – разрывая сознание, не давая ему угомона. Демидовский юридический лицей в Ярославле оказался для Беляева связанным с участием в стачках: строительство баррикад на московских улицах отдавало романтизмом, и, связанное с риском, вводит Беляева под прицелы жандармского управления.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/10/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Никон (Беляев), архим. Фотография. 1929 г. (Беляев Георгий Николаевич; 15.08.1886, с. Савельево Серпуховского у. Московской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи священника. В 1902 г. окончил Коломенское ДУ по 2-му разряду, в 1908 г.- МДС по 2-му разряду. Был назначен учителем в 2-классную церковноприходскую школу им. имп. Александра III в с. Чашникове Верейского у. Московской губ. Школа считалась лучшей среди 2-классных церковноприходских школ Московской губ. и находилась под попечительством своего основателя, уроженца села Муромского еп. Никона (Рождественского ; с 1913 архиепископ), с которым Георгий Беляев поддерживал тесные личные отношения и вел переписку до смерти архиерея. При Троицкой ц. в с. Чашникове Г. Н. Беляев создал Троице-Алексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок. В марте 1918 г. рукоположен во иерея. В авг. того же года назначен священником на место отца в Троицкую ц. в с. Протопопове Коломенского у. Свящ. Георгий Беляев решил не брать вознаграждений за совершение треб, но довольствоваться тем, что прихожане подадут сами. В авг. 1919 г. по его инициативе был устроен сбор продуктов на содержание псаломщика и сторожа. Когда продукты были уже собраны и отвезены старосте, их реквизировали представители местных властей; свящ. Георгий Беляев был арестован и отправлен в тюрьму в Коломну. Через 3 дня ему объявили, что он осужден на 2 недели принудительных работ. Несмотря на угрозы со стороны властей, свящ. Георгий ежедневно проповедовал в храме, каждое воскресенье вечером устраивал беседы на религ. темы, собирал детей и проводил уроки Закона Божия - сначала в нанятом им частном доме, а затем у себя дома. Каждому из детей подарил небольшое Евангелие как напутствие на их дальнейшую христ. жизнь.

http://pravenc.ru/text/2566246.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Беляев Николай Никанорович, 12.05.1887, с. Раменское Бронницкого у. Московской губ.- 6.05.1963, Киев), еп. Печерский, вик. Нижегородской епархии. Из семьи слесаря ткацкой фабрики, религиозным воспитанием обязан матери - дочери диакона погоста Дорки Загорновской вол. Бронницкого у., в детстве и отрочестве любил читать книги духовного содержания, особенно жития святых. В 1910 г. Беляев познакомился со старцами Смоленской Зосимовой пуст. игум. Германом (Гомзиным) и иером. Алексием (Соловьёвым), стал духовным сыном последнего. В 1908 г. Беляев окончил с золотой медалью 3-ю московскую гимназию, по благословению архим. Оптиной пуст. прп. Варсонофия (Плиханкова) в 1911 г. поступил в МДА. 11 июня 1911 г. в Зосимовой пуст. ректором МДА еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, вскоре рукоположен во иеродиакона, в 1913 г.- во иеромонаха. Во время учебы в академии В. часто посещал мон-ри и скиты, расположенные вокруг лавры, знакомился с насельниками и образом их жизни. В 1915 г. он окончил академию со степенью канд. богословия за соч. «Св. Варсонофий Великий. Его жизнь и учение» и был назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую ДС, где прослужил до ее закрытия летом 1918 г. Указом Свящ. Синода от 13 февр. 1920 г. В. был определен к епископской хиротонии на Васильсурское вик-ство Нижегородской епархии, хиротония состоялась 29 февр. того же года. В нач. авг. того же года В. был назначен епископом Печерским. Летом 1922 г. духовенство Н. Новгорода во главе с архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) , а также Нижегородскими викариями, в т. ч. В., приняло резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления . Впосл., объясняя свой поступок, В. писал, что это был «плод малодушия и послушания». Через нек-рое время В. поехал в московский Даниловский мон-рь к архиеп. Феодору (Поздеевскому), чтобы принести покаяние, но тот его не принял, и В. отправился в Зосимову пуст., где иеросхим. Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимью.

http://pravenc.ru/text/154275.html

Преподобный Никон Оптинский Преподобный Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев), последний Оптинский старец, родился 26 сентября 1888 года в Москве в многодетной, дружной и благочестивой семье московских купцов Беляевых. Коля рос весёлым, резвым ребенком и был очень изобретательным в детских играх и забавах. В пятилетнем возрасте с ним произошло знаменательное событие: он заболел настолько тяжело, что врачи были уверены в его скорой смерти. Но мать стала молиться самозабвенно, горячо и искренне, и сын очень быстро поправился, буквально ожил. Впоследствии Оптинский старец Варсонофий особенно подчеркивал значение этого случая, имея в виду явное предназначение Николая к монашеской жизни. И еще одно памятное событие произошло в семье Беляевых: однажды их дом посетил отец Иоанн Кронштадтский . Он отслужил молебен, благословил молодую мать и подарил ей свою фотографию, на которой поставил свою подпись и дату: «1888, год рождения сына Николая». Коля Беляев и его братья и сестры были прекрасно воспитаны: родители старались не только обучить своих детей наукам и музыке, но и привить добрые качества их душам. Дети вместе с родителями часто бывали в храме, а дома вместе молились утром и вечером и часто читали вслух Евангелие и Жития святых. С годами у Николая укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Конечно, были и какие-то колебания: в юности, как вспоминалось ему потом, он успел испытать на себе все, свойственные его возрасту и духовной атмосфере того времени наклонности. Одно время он увлекся идеями социализма; придерживался, как и большинство, формального исполнения христианских обязанностей. Но, несмотря на нигилистические настроения, охватившие большую часть русского общества в конце XIX века, Николай все чаще задавался вопросами о смысле жизни, ощущая какую-то внутреннюю пустоту. Он писал в дневнике: «Помню, я часто даже в играх, которые любил, чувствовал неудовлетворенность, пустоту. Я не знал, куда мне поступить из гимназии, что выбрать, какую отрасль науки, какой, сообразно с этим, путь жизни. Ничто мне не нравилось так, чтобы я мог отдаться тому, что выбрал».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Труды отца Николая Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021) 12.01.2021 1064 Время на чтение 4 минуты Источник: Ветрово Фотография: aquaviva.ru Утром 12 января пришло сообщение о том, что скончался отец Николай Беляев — старший священник Иоанновского монастыря на Карповке. Сообщение появилось не в новостной ленте и даже не на сайте монастыря — на экране телефона, потому что уже много дней люди обменивались новостями о его здоровье. Здесь, в Петербурге, отец Николай дорог очень многим. До принятия священства он был известным астрономом, его именем даже названа планета, но важно для всех этих людей совсем другое. Моей близкой знакомой он помог воцерковиться, поддержал в трудную минуту и, как она считает, по его молитвам она смогла стать многодетной матерью, хотя после рождения первого ребёнка врачи сказали, что детей у неё больше не будет. Знаю батюшку, который стал священником довольно поздно, именно под руководством отца Николая, да и просто много верующих людей, которые старались быть к нему поближе, как в холодный день стараешься быть ближе к печке. Отцу Николаю было за восемьдесят, он болел и в последнее время редко служил, но по-прежнему исповедовал. С отцом Николаем мы виделись редко, в последний раз — на отпевании иеродиакона Никона (Муртазова) год тому назад. При встрече с ним всегда обращала внимание на его особенную внутреннюю собранность, как будто, беседуя с кем-то, он постоянно был сосредоточен на чём-то ещё. Конечно, о настоящей внутренней жизни знаю только по книгам, но про отца Николая всегда думала, что, может быть, эта особая собранность и говорит о предстоянии перед Богом. Удивляло, что эту сосредоточенность он соединяет с активной внешней деятельностью — приход Иоанновского монастыря один из самых больших в городе, он состоит из многих общин, каждая из которых занимается своим служением. Приходило в голову, что, может быть, таким же необъяснимым свойством обладал святой Иоанн Кронштадтский — быть в гуще людей и в то же время жить сокровенной жизнью.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/12/trudy_...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БЕЛЯЕВ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Петр Беляев. Фотография с сайта fond.ru Сщмч. Петр Беляев В Великую Среду 1 мая 1918 года большевики устроили в Каслинском заводе атеистический митинг. Множество ораторов в своих речах яростно нападали на Церковь и ее священнослужителей и с бранью поносили их. В ответ не поднялось ни одного голоса в защиту Церкви. Безмолвная толпа в каком-то параличе воли внимала поношениям и кощунствам, едва ли даже сознавая, что тем самым она сама участвует в них, присоединяясь к распинателям Христовым. Спустя несколько дней после митинга, на второй день Пасхи, 6 мая, состоялся крестный ход из всех каслинских церквей к часовне святого великомученика Георгия Победоносца . По описаниям церковной прессы, история его происхождения была такова: «Несколько лет тому назад... завод был посещен страшным бедствием, в... день святого великомученика Георгия завод сгорел наполовину. Жители это бедствие приписали гневу Божию за то, что они в этот день работали, и впредь установили этот день праздновать; в память же события построили каменную часовню в честь великомученика Георгия, к которой ежегодно совершается крестный ход. В первые годы крестный ход совершался из всех церквей, но с течением времени этот благочестивый обычай был оставлен и крестный ход совершался только из главного заводского храма Успения Божией Матери». 6 мая народ пошел в церкви и шел «сплошной волной. Храмы, несмотря на свою большую вместимость, едва вмещали молящихся. По окончании литургии крестный ход с прибывшими крестными ходами из других церквей двинулся к часовне... Лес хоругвей, блестящих на солнце, духовенство в светлых облачениях и многотысячная, молитвенно настроенная масса народа... Глядя на многотысячную массу, становилось радостно на душе: народ не забыл Бога и Церковь и праздновал... праздник праздников. Несмотря на холодную погоду, крестный ход собрал не менее пяти тысяч народа».

http://drevo-info.ru/articles/17857.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРНАВА (БЕЛЯЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография 1920-х годов В 1931 году еп. Варнава переехал в Москву , поселился в квартире брата своей келейницы В. Долгановой. 15 марта 1933 года епископ был арестован вместе с Долгановой, ее сестрой Фаиной и иером. Киприаном (Нелидовым) , заключен в Бутырскую тюрьму . Епископа обвинили в создании тайного монастыря, " куда вербовалась молодежь и обрабатывалась в контрреволюционном духе " , последнее обвинение он категорически отверг. 10 мая 1933 года особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило еп. Варнаву и иером. Киприана к трем годам исправительно-трудовых лагерей, Долгановы были сосланы на тот же срок в Северный край. 12 июня 1933 года еп. Варнава прибыл в Алтайский край в 7-е Чуйское отделение 3-го лагерного пункта Сиблага ОГПУ , где заключенные занимались строительством дороги. От работы епископ отказался, получал штрафной паек. Его поселили в худшем бараке, среди отъявленной шпаны; чтобы не слышать сквернословия, еп. Варнава целый день ходил вдоль стены лагеря. Владыка ни с кем не разговаривал, а если что говорил, то непонятное. Врач лагерной больницы М. К. Шитова, сжалившись над архиереем, выписала ему направление в Томскую психиатрическую больницу с диагнозом " шизофрения " ; через два месяца епископа вернули в лагерь, но вскоре его снова отправили в психиатрическую больницу в Томск. В 1936 году, по окончании срока заключения, епископ и его келейница В. Ловзанская поселились в Томске . Владыка уже не юродствовал, много времени уделял составлению " Записных книжек " . В 1948 году еп. Варнава и его келейница переехали в Киев . После освобождения из лагеря владыка не совершал богослужений, кроме великого водоосвящения на Богоявление, занимался в основном Иисусовой молитвой и чтением св. отцов. По воскресным дням он ходил молиться к киевским святыням, присутствовал на богослужениях, не открывая своего сана и не участвуя в таинствах.

http://drevo-info.ru/articles/13676549.h...

Лужки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1852. Год утраты:Не установлен. Адрес: Стародубский р-н, с. Лужки, ул. Октябрьская Координаты: 52.362, 32.5719 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В стародубских Лужках в «заброшку» превратилась перестроенная из церкви школа Брянский краевед-любитель и путешественник Виталий Беляев во время экспедиции в Стародубский район узнал от настоятеля старообрядческой церкви Георгия Победоносца в селе Елионка отца Александра, что в деревне Лужки в здании закрытой деревянной школы есть уникальные росписи старообрядцев. Оказалось, что еще до революции 1917 года в деревне была деревянная старообрядческая церковь. Во времена религиозных гонений храм разобрали и из его бревен построили школу – росписи надолго оказались спрятаны за толстым слоем дранки и штукатурки. Сейчас с виду еще крепкое бревенчатое здание в необычном стиле стоит заброшенное и ветшает. Теперь же интерес к нему связан с неожиданным открытием. — Да это не совсем открытие. Местные про эти рисунки давно знали и просто показали мне, - рассказал в интервью корреспонденту сайта телеканала «Городской» краевед-любитель Виталий Беляев. – Тем более это не мое открытие. Я просто увлекаюсь краеведческим туризмом, познакомился с настоятелем георгиевской церкви в Елионке, он и женщина из прихода - Татьяна - показали росписи и рассказали предысторию. — Но до вас никто не фотографировал и не публиковал эти снимки или об этом в краеведческой литературе есть упоминание этого факта? — Во всяком случае, мне более ранних источников не попадалось. Одно время школа стояла вообще закрытая. Сейчас - двери настежь. А большинство этих росписей было либо в чулане, либо на чердаке, либо под штукатуркой, то есть не на виду. Роспись уникальная, прямо по брёвнам. А они представляют собой часть стен. Уложены хаотично. Если посмотреть на фото, то видно, что рисунок местами не совпадает, на каждом отдельном бревне свой фрагмент. Тут бы впору встрепенуться стародубским или брянским музейщикам, ведь в следующем году в России будут широко отмечать 400-летие со дня рождения чтимого старообрядцами священномученика протопопа Аввакума. Обретенные росписи могли бы стать частью уникальной экспозиции, посвященной старообрядчеству на Брянщине. Но никакой реакции от светских властей пока не последовало. Зато неподдельный интерес к росписям проявили в соседней Беларуси. В Лужки неожиданно прибыли реставраторы из Гомельской области, из Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций.

http://sobory.ru/article/?object=56154

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Иоасаф (Шахов). Фотография. Таганская тюрьма. 1938 г. (Шахов Николай Иванович; 1870, с. Ильинское Ярославского у. и губ.- 22.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), игум. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. В 1896 г. поступил в Мефодиев Пешношский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь . 30 мая 1898 г. зачислен в братию. В 1904 г. мобилизован как рядовой в связи с началом русско-японской войны. После заключения мира с Японией вернулся в обитель и 12 нояб. 1906 г. был пострижен в монашество с именем Иоасаф. 18 нояб. 1907 г. рукоположен во диакона, 8 авг. 1910 г.- во иерея. В 1915 г. командирован на фронт, служил священником 461-го полка. И. исповедовал и причащал солдат, выносил с поля боя раненых, хоронил убитых. Летом 1917 г. был отозван в обитель. В 1928 г., после закрытия монастыря, И. приехал в Коломну с намерением поступить в коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мужской монастырь , но настоятель монастыря архим. прмч. Никон (Беляев) посоветовал ему служить на приходе. Егорьевский еп. сщмч. Павел (Гальковский) направил И. служить в единоверческий храм Живоначальной Троицы с. Поповка (ныне с. Октябрьское) Коломенского р-на Московской обл. В районе проживало много сектантов. И. энергично взялся за миссионерскую деятельность, вернув мн. людей из сект к правосл. вере. В 1930 г. И. был возведен в сан игумена. 8 марта 1938 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации террористического характера», заключен в коломенскую тюрьму. Затем переведен в Таганскую тюрьму в Москве. На допросах И. отвечал, что по существу священнической присяги и по долгу совести он не может быть солидарным с идеалами советской власти. На обвинение, что он «изобличается в том, что неоднократно призывал колхозников к защите веры», И. ответил, что «требовал от верующих, чтобы они ходили в церковь, молились Богу и защищали от поругания веру». Виновным же в антигос. деятельности себя не признал.

http://pravenc.ru/text/Иоасаф ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010