Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ (ДОРОШКЕВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Василий (Дорошкевич), Митрополит Варшавский и всей Польши Митрополит Варшавский и всея Польши Василий (Дорошкевич) 24 января 1970 года был избран митрополитом Варшавским и всея Польши . 1 марта того же года на торжественном настоловании владыка Василий принял белый клобук и вторую панагию митрополита. В мае 1970 г. состоялся первый официальный визит в Россию митрополита Василия в качестве вновь избранного Предстоятеля ПАПЦ. За время его предстоятельства ему удалось значительно укрепить позиции Православия в Польше. В годы его правления были открыты две новые епархии в Польше — Люблинско-Холмская и Перемышльско-Новосондетская , создан Православный ординариат Войска Польского. В юрисдикцию Польской Церкви была принята епархия Аквилеи в Италии (с 1988) и на правах автономии ряд епархий Португалии (с 1990), образовавших затем православную митрополию Лиссабона и всей Португалии, приходы которой были учреждены также в Испании и Бразилии. Возобновил монастыри в Супрасле, Дойлидах, Войнове и Уйковице. По благословению владыки в 1994 году состоялась первая в истории Польской Церкви канонизация священномученика Максима Сандовича , в Белосток возвратились мощи св. Гавриила Белостокского . По благословлению владыки Василия открылись иконописная школа в Бельске-Подляшском и школа псаломщиков и церковных регентов в Хайнувке . При нем в 1991 году польский Сейм утвердил закон, регулирующий отношения государства и Польской Автокефальной Православной Церкви. Митрополит деятельно трудился во всех сферах жизни Церкви, поддерживал связи с братскими Православными Церквями и несколько раз посетил Русскую Православную Церковь . Он также участвовал в Польском экуменическом совете и Всемирном Совете Церквей . Скончался в ночь на 11 февраля 1998 года, после тяжёлой, продолжительной болезни на 85-м году жизни. Архиепископ Белостокский Савва возглавил отпевание. Владыка Василий был погребён на православном кладбище в Варшаве, при храме Иоанна Лествичника .

http://drevo-info.ru/articles/6405.html

Прикосновение к Православию в Польше По-европейски деловой подход, немногословность и блестящее воплощение задуманного — вот, пожалуй, самые характерные черты выставки «Православие в Польше». Два полу-коридора в нижней церкви Храма Христа Спасителя вместили емкую по содержанию и глобальную по существу экспозицию. Все о Православии в Польше от фотографий до икон, от архитектурных проектов до возрождения уникальных храмов, от именитых иерархов Церкви до простых православных верующих.   Андрей Рублев нашего времени? Говоря «икона», подразумеваем Церковь, говоря «Церковь», вспоминаем икону. Пожалуй, ни одна выставка, посвященная христианским традициям, не сможет обойти вниманием иконопись. Польская православная иконопись требует особого разговора. В первую очередь потому, что все мы знаем Польшу как католическую страну, где латинская Церковь играет важную роль даже в политической жизни государства. Однако и православные традиции в Польше сильны и имеют более чем шестивековую историю. Иконописная школа в Бельске Подляском представила на выставке 20 работ своих мастеров. Иконы «Не рыдай мене мати», «Положение во гроб», образ св. Ксении Петербургской, св. Георгия лишены так ожидаемого католического налета, влияния. Они в полном смысле этого слова согласны канонам древнего иконописания. Именно древние, и в том числе русские, иконописные традиции возрождаются и сохраняются в школе. Иначе на этом фоне выглядят репродукции икон Ежи Новосельски — самого знаменитого изографа Польши. Девятнадцатилетним юношей он открыл для себя иконопись в монастыре св. Иоанна Крестителя во Львове. Там он был послушником иконописцем. Этот опыт Новосельски вспоминает и по сей день, говоря: «Все, что я на протяжении жизни реализовывал в живописи, было... определено моим первым столкновением с иконами во львовском музее. Настроило оно меня, похоже, на всю жизнь». После войны он учился в Краковской академии искусств, но закончил ее чуть не через двадцать лет после поступления. И все эти годы принимал активное участие в культурной жизни Кракова. Он попробовал себя, пожалуй, во всех стилях живописи — от абстракционистских композиций со звучными названиями: «Зима в России» или «Битва за Адис-Абебу», до портретов и сюжетных полотен.

http://pravoslavie.ru/jurnal/382.htm

БЕЛЬСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЬСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 4 , С. 584 опубликовано: 3 мая 2009г. БЕЛЬСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА создана в 1991 г. в г. Бельск-Подляски (Польша). Основателем и первым директором стал свящ. Леонтий Тофилюк, настоятель ц. арх. Михаила. Б. и. ш. образовалась из кружка иконописи, к-рый организовал в 1983 г. свящ. Леонтий, изучавший иконописание в Финляндии. До наст. времени Мин-во культуры Польши оказывало содействие работе единственной в стране школы по обучению правосл. иконописанию в традиции монастырских мастерских. Продолжительность обучения 4 года, в программу обучения входят: Свящ. Писание, богословие иконы, история Церкви, литургика, архитектура, живопись, рисунок, иностранные языки; проводятся практические занятия по реставрации икон и золочению. Учащиеся посещают богослужения, соблюдают посты и совершают молитвенное правило. Выпускники школы после 5 лет работы имеют право на соискание степени магистра иконографии. Рубрики: Польская Православная Церковь Польская Православная Церковь. Духовное просвещение (книгопечатание, переводческая деятельность и т.д.) История иконописи Ключевые слова: Бельская иконописная школа, Польша Иконопись. Польша Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/77982.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Tuxoh Луховской, прп. Описания иконы Тихон Луховской, прп. - житие Преподобный Тихон, Луховской чудотворец (память 16 и 26 июня по старому стилю) Преподобный Тихон Луховской, Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли. Город Лух был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы. На берегу в урочище Копытовке преподобный Тихон поставил келлию. Когда к нему в пустыню пришли два инока, Фотий и Герасим, преподобный ради них перешел за три версты от Копытовки, на более удобное место. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года, в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погребсти. Но к их утешению Суздальский архи[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. 2004.] Прп. Тихон. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2004 г. Файл 10479.jpg:   Размер: 1074x1150, 1.24 MPix, 183 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (164) , (4) . Описание: [Кострома. 1886.] Собор Костромских святых (фрагмент). Икона. Кострома. 1886 г. 123. х 133. Из церкви свт. Николая с. Верховье (Солигаличский р-н Костромской обл.). С 1986 в Нерехтском филиале КГОИАМЗ " Ипатьевский монастырь " . Файл 10480.jpg:   Размер: 381x1200, 0.46 MPix, 73 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (158) , (2) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10481.jpg:   Размер: 917x613, 0.56 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (125) , (4) .

http://pravicon.com/icon-3004

Особенностью приходов епархии является наличие в их границах по неск. храмов, что объясняется богатой историей правосл. жизни на этих землях и постоянной экспансией католицизма, в результате чего количество прихожан постоянно сокращалось, но сами церковные здания сохранялись. В отдельных районах наблюдался и обратный процесс, напр., в Браньске (Брянске) некогда существовало неск. правосл. церквей, в наст. время осталась одна. Общее число церквей и часовен в Бельско-Подлясском благочинии приближается к 50, в Хайнувском - 40, в Наревском - 20, в Семятычском - 20, в Клещельском - 30. В епархии 2 действующих мон-ря. Особенно почитаем среди православных жен. мон-рь Марфы и Марии на Св. горе Грабарка , в праздник Преображения Господня его посещают тысячи паломников. На самой вост. окраине Польши, на р. Буг, расположен муж. ставропигиальный Яблочинский мон-рь прп . Онуфрия Великого . Небесный покровитель епархии - прп. Иов Почаевский. Кафедральный собор во имя св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Фотография. 1998 г. Кафедральный собор во имя св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Фотография. 1998 г. В епархии находится неск. крупнейших духовных учебных заведений и правосл. научных орг-ций, напр. Варшавская православная духовная семинария , Бельская иконописная школа . Особое место среди них занимает правосл. секция экуменической Христианской Богословской Академии (организована в 1954), являющейся по своему статусу гос. учебным и научно-исследовательским учреждением. Секция имеет кафедры Свящ. Писания, правосл. догматического и нравственного богословия, истории Церкви, патрологии и др. Академия присваивает своим выпускникам степени магистра и д-ра богословия. В 1996 г. при Троицком соборе в г. Хайнувка (Гайновка), где проводятся международные фестивали церковной музыки, была открыта 2-летняя школа псаломщиков (регентов). Начиная с 1999 г. в епархии создано неск. ин-тов правосл. культуры, действующих в рамках отдельных благочиний. Самые крупные из них - в Хайнувке, Бельске-Подляски и Семятыче (Семятичах).

http://pravenc.ru/text/150463.html

Дальнейший наш путь лежал через город Бельск-Подляский. Здесь в Пречистенской церкви хранится Бельская икона Божией Матери, чудотворный образ, согласно преданию привезенный в 1472 г. в Московское государство из Византии наследницей последних византийских императоров Софьей Палеолог. В 1495 г. эта икона сопровождала Великую княгиню Елену, дочь Ивана III, в путешествии из Москвы в Вильну для заключения брака с Великим князем Литовским - впоследствии польским королем Александром Ягеллоном. Елена была основательницей и попечительницей построенного в 1497 г. храма в замке в данном ей в удел г. Бельске, куда в 1497 (или 1498) г. была торжественно перенесена икона. В Бельске находится и единственная в Польше православная иконописная школа. Еще одним местом, которое надо обязательно включать в план поездки, была Святая Гора Грабарка. Она появляется в исторических источниках в 1710 г. Это место издавна было известно чудесами исцелений, которые происходили от воды источника у подножия горы. Тогда, во время господствующей заразы, каждый, кто нашел там прибежище и пил воду из целебного источника, остался в живых. Благодарные за спасение люди решили построить на этом месте церковь Преображения Господня. Монашеская жизнь на Святой Горе возобновилась после Второй мировой войны. Когда границы нашей Церкви изменились, многие монастыри остались в Белоруссии или Украине, а те, которые остались на территории Польши, были закрыты, разрушены и их не разрешали восстанавливать. В те годы монахини из разных мест нашли пристанище на Святой Горе Грабарке, где был основан Марфо-Мариинский монастырь. В течение года Грабарку посещают миллионы человек со всего мира. Самое большое количество паломников собирается на праздник Преображения Господня 19 августа. Идут на Грабарку православные братства, монахи, миряне, древние старики и родители с младенцами на руках. Несут православные на себе кресты сотни километров из разных концов Польши, Белоруссии, Украины, Словакии, России. На коленях обходят главный храм обители - Преображенский. Кресты богомольцы устанавливают вокруг храма, благодаря этой традиции Грабарка получила второе название - гора Крестов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Ежегодно это братство организует около 30 молодежных лагерей, где его участники имеют возможность заниматься различными делами – от велосипедных походов до изучения иконописи. К примеру, в Бельске Подляшском уже давно существует иконописная школа, возрождающая лучшие православные традиции. Еще одно очевидное преимущество таких лагерей – ребята имеют возможность общаться, что для них чрезвычайно важно. Многие работают над интернет-страничками. К примеру, не так давно был создан обширный православный фотокаталог с прилагающимся к нему форумом на нескольких языках. Не может не радовать открытие Института истории византийского искусства, который возник при Ягеллонском университете в Кракове. Паломники, идущие на святую гору Грабарку. - С какими проблемами в сегодняшней Польше сталкиваются православные граждане? - Слава Богу, сейчас у нас в Польше установились хорошие отношения между Церковью и государством. Из истории мы помним, что так было далеко не всегда – особенно в военный период и после окончания Второй мировой войны, когда православные были переселены на новые земли. Но даже в это тяжелое безбожное время вера сохранялась. Сейчас, напомню, государство даже финансирует отдельные православные проекты, как, например, данный проект нашего Фонда. Важной вехой явилось возвращение в 90-х годах Супрасльской Лавры (монастырю более 500 лет), которая была захвачена католиками в межвоенный период. Православные добивались возвращения им этой святыни еще в те годы, однако тогда, в условиях постоянных гонений, реально рассчитывать на положительное решение они не могли. Сейчас Благовещенский собор монастыря - одна из жемчужин древней архитектуры Центрально-Восточной Европы - восстанавливается Православной Церковью. Перед Вроцлавским кафедральным собором. Этот храм во Вроцлаве на протяжении нескольких веков принадлежал евангелистам, позднее католикам, а сейчас, восстановленный из руин после второй мировой войны – православным. -Что Вы можете сказать об участии православных верующих Польши в общественной жизни?

http://pravoslavie.ru/4637.html

В обители два храма. Соборная ее церковь , освященная в честь Преображения Господня, переделана в 1894 г. из закрытого костела. Другой храм трапезный, освященный в честь Покрова Богоматери, построен в 1898 году. При обители имеются иконописная мастерская, второклассная церковноприходская школа с приютом на 100 девочек, больница и амбулатория для приходящих больных, которых в год бывает более восьми тысяч. Управляет Спасо-Преображенской обителью игуменья. Седлецкая губерния Мужских обителей 1, женских 2. Мужская обитель Яблочинский Онуфриевский монастырь в Бельском уезде. Эта общежительная первоклассная с 1882 г. обитель расположена на левом берегу р. Западного Буга, в полуверсте от ст. Холмско-Брестской ж. д. «Дубица». Время возникновения монастыря относится к седой древности и не может быть точно установлено, так как документы вместе с монастырским имуществом в 1754 г. были захвачены базилианами, напавшими на обитель. Но с глубокой древности монастыря можно судить по тому, что в нем несмотря на все пожары, разбои, погромы от поляков-католиков, все же до сих пор сохранилось не мало памятников XII века. На иконе Богоматери, сохранившейся в монастыре, имеется дата 1151 г. 10 мая. Так как размер ее, письмо и стиль совершенно одинаковы с храмовой чудотворной иконой прп. Онуфрия, то полагают, что и возникновение обители относится к XII веку, к эпохе процветания православия в Холмщине, когда там, где теперь высятся костелы, были православные церкви. Из одной надписи, сделанной на древнем напрестольном Евангелии, помеченной 16 мая 1624 г., а также и из грамоты, данной в 1659 г. монастырю Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном), видно, что Яблочинский монастырь в XV и XVI веке пользовался вниманием окрестных вельмож и народа. Одна польская выпись свидетельствует, что в XVI веке монастырю благотворили князья Радзивиллов, Сангушков, Пронские и Лещинские. Но такого внимания к себе монастырь не мог бы привлечь, если бы внутренняя, нравственный его строй этого внимания не заслуживал. Вообще XVI век и начало XVII были лучшими днями исторической жизни обители. Последующая ее история, почти вплоть до наших дней, представляет собой ряд страниц очень грустных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

С о. Симеоном тесно связана была ориентация лаврской школы на академическое письмо, именно благодаря о. Симеону были ею установлены тесные контакты с палешанами, именно он формировал ассортимент мастерской, распределял заказы и следил за качеством работ. При о. Симеоне лаврская иконописная школа была достаточно известна в церковном мире. Например, известный педагог и общественный деятель XIX века С.А. Рачинский прислал в 1882 году в школу своего воспитанника Николая Богданова, в будущем ставшего известным художником Богдановым-Бельским. Учился Николай в школе в течение двух лет на средства Рачинского и в 1884 году поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, по окончании которого за картину «Будущий инок» был удостоен серебряной медали и зbahuz классного художника. В лаврскую школу в середине XIX века стремились приехать учиться православные молодые люди из других стран – Сербии, Болгарии, Греции, Боснии . Любопытна, например, в этой связи причина, которую Славянский Комитет приводит в своем прошении с просьбой о принятии в школу боснийского художника Ристу Чайкановича, перед этим уже в течение двух лет обучавшегося иконописи в Сергиевской пустыни Петербургской епархии. «Ныне Чайканович, ознакомившись с некоторыми произведениями живописной школы Свято-Троицкой Сергиевой лавры и убедившись в их превосходстве сравнительно с живописью Сергиевой пустыни, обратился в Славянский Комитет с просьбой о ходатайстве перед Собором лавры о принятии его в лаврскую живописную школу на полгода для большего усовершенствования в иконописании» . Также и монах Эллинской церкви Михаил Пасхалому «возымел непреклонное намерение поступить в Иконописную школу, находящуюся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и учиться в школе впредь до надлежащего усовершенствования в церковной живописи» . Еще одно свидетельство о высоком уровне лаврской живописной школы можно видеть в письме сербского митрополита Михаила (от 13 августа 1880 г.). Приведем его полностью: «Ученик Лаврской живописной школы Лазарь Кржданович кончил свое учение в этой школе с успехом; что возбудило охоту у многих молодых людей учиться там же.

http://bogoslov.ru/article/1219210

Николай Богданов-Бельский «Устный счет» Один из тех, в котором татевская школа раскрыла эти силы, – художник Николай Богданов-Бельский (1868–1945). Благодаря Сергею Александровичу способный мальчик, незаконный сын батрачки, который даже и фамилию-то получил от крестившего его священника (Бельский – псевдоним, взятый взрослым уже художником по названию уезда), поступает сначала в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Свято сохранив в сердце благодарность учителю, Николай Богданов – действительный член Императорской академии художеств (!) – стал своего рода летописцем его школ и той деревенской жизни, в которую эти школы были вписаны. Кстати, широко известная картина Богданова-Бельского «Устный счет» говорит о той атмосфере, которая создавалась в школах Рачинского. Вероятно, действие происходит во время дополнительных послеобеденных занятий. Ученики не сидят за партами, они свободны в передвижении; и в то же время – все они глубоко сосредоточены на предложенной задаче, каждый хочет поскорее порадовать Сергея Александровича (который тоже изображен на полотне) правильным ответом. Протоиерей Александр Васильев с наследником российского престола Нельзя не сказать еще об одном воспитаннике Сергея Рачинского – протоиерее Александре Васильеве. Деревенский мальчик-сирота был одним из тех, кого школа Рачинского направила на духовную стезю. «Ничто не может быть разительнее, отраднее той внутренней метаморфозы, – писал Рачинский Василию Розанову в феврале 1894 года, – которой подвергаются хорошие мои ученики, меняя пиджак на рясу. Это явление, столь же любопытное и наглядное, как превращение куколки в бабочку, всегда радует меня в качестве натуралиста, как экспериментальное доказательство действительности таинства священства». Так вот, «вылетев из куколки», окончив Вифанскую духовную семинарию и затем Санкт-Петербургскую духовную академию, Александр Васильев по рукоположении своем энергично продолжал и развивал еще одну миссию своего учителя: дело трезвости (подробнее об этом ниже). Создавая общества трезвости в рабочих слободках – там, где по праздникам даже куры во хмелю, – отец Александр обрел широкую известность в России и был приглашен в царскую семью. С 1910 года он законоучитель и духовник царских детей, с 1914 – и царственных родителей. В августе 1918 года протоиерей Александр Васильев, отец шестерых детей, был арестован, в октябре – расстрелян в бессудном порядке красного террора.

http://pravoslavie.ru/153935.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009