Если вместе с поляками выйти против неприятелей в степь, то сейчас же татары конские кормы отнимут, и тогда от своевольных козаков без беды не будет, а поляки станут их нарочно возмущать и ко всему злу наговаривать. Я опасаюсь и того, чтоб поляки в нужное время царских ратей и Войска Запорожского не выдали, потому что они люди своевольные и слабые, нужды терпеть не будут. Да хотя бы и победу царское войско одержало, и тогда все же надобно мириться с султаном и ханом, неприятеля в его земле воевать никак нельзя за дальним расстоянием и за великою пустотою, и тогда поляки при заключении мира только мешать будут. А теперь король польский послал в Запороги к Серку белоцерковского попа для того, чтоб в Запорогах смуту завести: поп этот поручил моему канцеляристу Чуйкевичу, который был в Запорогах, сказать мне, чтоб я обратился с Войском Запорожским к дедичному своему государю, к королю польскому. И Серко тому же Чуйкевичу говорил, что пора им, соединясь с поляками и татарами, Москву воевать: ясно, что такие слова начал Серко говорить по наговору белоцерковского попа». Мнение гетмана окончательно развязало руки к начатию переговоров с Крымом и Портою. В конце 1679 года отправились в Крым к хану Мурад-Гирею посланники Сухотин и дьяк Михайлов; но они не решили дела насчет определения границ, притом же дьяк Михайлов своевольно покинул Сухотина и уехал в Москву. Для окончания переговоров в августе 1680 года поехал в Крым наш старый знакомый стольник Василий Тяпкин и дьяк Никита Зотов вместе с малороссийским писарем Семеном Раковичем. 25 октября приехали они на реку Альму на посольский стан, и первое, что их поразило, – бедность строения на посольском дворе: четыре пунишки складены из дикого нетесаного камня, смазаны скаредным навозом, без потолков, без полов, без лавок, без дверей, для света сделано по одному окну. «Воистину объявляем, – пишет Тяпкин, – что псам и свиньям в Московском государстве далеко покойнее и теплее, нежели там нам, посланникам царского величества, а лошадям не только никаких конюшен нет, и привязать не за что, кормов нам и лошадям ничего не давали, а купить с великою нуждою хлеба и ячменя и соломы добывали, и то самою высокою ценою».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Богдан Хмельницкий. – Его ссора с Чаплинским; его сношения с королем Владиславом и бегство в Запорожье. Хмельницкий в Крыму и получает помощь от хана. – Рада в Запорожье; Хмельницкий гетман. – Движение гетмана Потоцкого, его письмо к королю. – Битвы при Желтых Водах и у Корсуни. – Письмо Киселя. – Универсалы Хмельницкого и восстание хлопов в Малороссии. – Смерть Владислава. – Опасение Киселя насчет Москвы. – Первые сношения Хмельницкого с московскими воеводами. – Сношения его с польским правительством. – Переписка с Киселем. – Князь Иеремия Вишневецкий свирепствует против восставших русских. – Князь Доминик Острожский; письма его, киевского воеводы Тышкевича и Киселя. – Неудачи последнего относительно мирных переговоров. – Битва под Пилявцами. – Хмельницкий отступает от Замостья по желанию нового короля Яна Казимира. – Торжественный въезд Хмельницкого в Киев. – Поведение его на радостях. – Переяславские переговоры с комиссарами королевскими. – Приготовление к войне с обеих сторон. – Збараж и Зборов. – Мир. – Сношения Хмельницкого с Москвою. – Посольство Неронова в Украйну. – Писарь Выговский. – Посольство боярина Пушкина в Польшу. – Тимошка Акундинов у Хмельницкого. – Сношения его с князем Прозоровским, путивльским воеводою. – Посольство Протасьева и Унковского к Хмельницкому с требованием выдачи самозванца. – Непрочность Зборовского мира. – Нерешительность Москвы. – Польша старается поссорить Москву с козаками. – Новая война у Польши с козаками. – Битва при Берестечке. – Литва в Киеве. – Старания побудить Москву к решительному шагу. – Белоцерковский мир. – Сочувствие к делу козаков в Белоруссии. – Новые попытки Польши поссорить Москву с козаками. – Посольство Прончищева в Польшу и Пенцлавского в Москву. – Предлог к разрыву остается. – Хмельницкий считает Белоцерковский мир только перемирием. – Переселение малороссиян в московские украйны. – Предложение Хмельницкому со стороны царя выселиться со всем войском в московские пределы. – События при Батоге. – Затруднительное положение Хмельницкого: он сильно упрашивает царя принять Малороссию в подданство. – Посольство князя Репнина в Польшу для окончательных переговоров. – Царь объявляет Хмельницкому, что принимает Малороссию в подданство. – Собор по этому случаю. – Третья война Хмельницкого с поляками. – Дело под Жванцом. – Посольство Бутурлина в Малороссию. – Переяславская рада. – Бутурлин в Киеве; митрополит Сильвестр Коссов. – Пункты челобитной Войска Запорожского, утвержденные царем. – Донесение князя Куракина из Киева о поведении Коссова. – Приезд игумена Гизеля в Москву. – Обзор сношений Московского государства с европейскими державами до начала польской войны

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Расскажу здесь о знаменитом на всю «страну ГУЛАГ» эпизоде войны между «ворами» и «суками», произошедшем в нашем Каргопольлаге. Было это в 1952 году. На станцию Ерцево Архангельской железной дороги пригнали очередной эшелон с заключенными. Эшелон прибыл из харьковской пересылки. Под названием «Харьковский этап» он и вошел в историю. Этап состоял в основном из воров. Верховодила ими большая группа отпетых рецидивистов, во главе которой стоял бывший офицер Советской Армии бандит Белоцерковский. Не могу сказать, каково было в прошлом его настоящее офицерское звание. Надо полагать — не выше капитана. Но выдавал он себя за полковника, носил полковничью папаху и черное кожаное пальто. Погон на пальто, разумеется, не было, но маленькие пуговицы возле воротника и кожаные полоски для крепления погон сохранились. Были на Белоцерковском и все другие форменные одежки — габардиновая гимнастерка, синие бриджи с красным кантом и хромовые сапоги. Управление Каргопольлага назначило Харьковский этап на наш лагпункт, находившийся здесь же, в Ерцеве. Начальник 2-го ОЛПа старший лейтенант Кошелев отправился на станцию принимать этап. Заглянув в несколько вагонов, Кошелев наметанным глазом сразу разглядел, что за контингент прочат ему в подопечные. Надеяться, что прибывший «рецидив» будет давать высокую производительность труда, лишние «кубики» леса — а именно этим в первую очередь был озабочен Кошелев, — не приходилось. Правдами и неправдами ему удалось отговориться от приема Харьковского этапа на наш лагпункт. И тогда, из-за какой-то начальственной халатности или неразберихи, эшелон с харьковскими ворами загнали на ОЛП Мостовица. Это была роковая ошибка. Мостовица была «сучьим» лагпунктом. Наряду с политическими заключенными и бытовиками там находилось около двухсот блатных — «сук». Они и «держали» лагпункт, вершили на нем суд и расправу, были там непререкаемой властью. И вот именно туда, в эту «сучью республику», привезли четыреста или даже больше воров. Белоцерковский и его молодчики хорошо знали, куда их привезли. И заранее, еще в пути, сумели договориться о том, как «с ходу» провести операцию по захвату власти на лагпункте.

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

Про козаков никто не говорил доброго слова, но никто не говорил доброго слова и про Паткуля. Долгорукий писал Головину: «Король мне на Паткуля жаловался, будто он с досады, что не успел взять Познани, к его величеству писал так противно, что токмо изволил терпеть для дружбы царского величества, и притом будто с сердца писал, что и команду свою хочет покинуть. Изволите вы, чаю, Паткуля знать: не токмо слова, но и письма его надобно рассуждать; если во время злобы пишет, в то время и самому Богу на похвалу на напишет». В то время когда козаки ссорились с Паткулем в Польше и Саксонии, гетман их Мазепа управлялся с Палеем. Еще летом 1703 года Мазепа дал знать в Москву, что Палей и Искра поссорились с Самусем, хотят у него самого отобрать гетманские клейноты и Самусь хочет перейти под гетманский регимент в полк Переяславский, где у него родной брат и другие родственники, но он, Мазепа, не позволил ему этого, велел до времени жить по-прежнему в Богуславе. «Палей почал вельми высоко забирать, – доносил Мазепа, – и не так с желательством своим ко мне отзывается, как прежде, и от часу больше к себе гультяев прибирает. Я жалованье монаршеское, к Палею присланное, у себя задержал до времени, присматриваясь к дальнейшим его поступкам. Пишет ко мне Палей, хвалясь, что крепость Белоцерковскую твердо укрепил, загнав с Полесья две тысячи человек. Самусь хвалится, что город Богуславль починил и укрепил. Искра объявляет, что Корсунь свой обновил и укрепил. Самовольства очень много со всех сторон к ним прибирается». В июле Мазепа писал: «Палей и не мыслит об отдаче полякам Белоцерковской фортеции, потому что города строит и большую силу гультяев к себе прибирает. Если нужно отдать полякам эту фортецию, то можно это сделать только таким способом: ехать мне самому в Киев с небольшим отрядом войска, будто для поклонения св. местам, призвать к себе туда Палея, Самуся, Искру и не отпускать их домой, но свои войска послать в Белоцерковскую и другие фортеции. Дивная то речь, что поляки, имея перед собою нужнейшее дело воинское со шведами, так часто великому государю прошениями своими о Белоцерковской фортеции докучают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Поляки были довольны этим явным знаком покорности; но Хмельницкий, угождая врагам, угождал самому себе. Не прошло и месяца после таких признаков покорности, как Хмельницкий был уже в состоянии сбросить с себя личину и снова явиться врагом поляков и защитником русского народа. Белоцерковский договор остался неутвержденным на сейме, потому что этот несчастный сейм открыл собою ряд гибельных, разрушительных национальных собраний в Польше. На нем, между прочим, хотели судить и предать бесславию некоторых богатых и своевольных панов; они подкупили одного литовского посла, Сицинского; этот посол сорвал сейм, под тем предлогом, что заседание его продолжалось долее определенного времени. Хмельницкий тогда имел право считать этот договор недействительным; он и прежде предвидел, что поляки скоро подадут ему предлог разорвать унизительный мир, а потому тотчас по заключении белоцерковского договора послал турецкому падишаху такое письмо: «Ваше царское величество обещали нам прислать на помощь крымского хана и еще иное войско из Добруджской земли, но мы не желая праздно провождать время при помощи высочайшего Бога, имели с ляхами ужасную битву и так как помощь из Крыма и Добруджи к нам опоздала, то нам пришлось заключить с ляхами мир, но достойный, без нарушение прежней дружбы с крымским ханом, которую желаем сохранить до конца дней своих, равно как и быть верными подданными вашего царского величества. Султан Нуреддин, находясь с нами в битвах, держал себя мужественно, как подобает доброму союзнику, а потому достоин почета и награды от вашего царского величества. Хотя мы и помирились с ляхами, но держим их в руках. Поэтому покорно просим ваше царское величество, послать свои грамоты к хану крымскому и повелеть, чтобы он хранил с нами дружбу и находился при нас во всех сражениях, что и мы, с своей стороны, взаимно ему обещаем» 37 . Расхвалив падишаху султана Нуреддина и приписав ему более того, что он сделал для казаков, Хмельницкий заключил договор с ним и с КарачьМурзою. Они стояли уже на границе Украины, с двадцатью тысячами татар, и готовы были вступить, по мановению Хмельницкаго. Как только гетман узнал, что белоцерковский трактат не утвержден польскою нациею и, следовательно, не обязывает более Украины, он пригласил татар и приказал казакам готовиться в поход налегке, без возов и пожитков 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Представители на «ПЦУ» разбиха вратите на катедралния храм в гр. Белая Церков и го заграбиха Служба «Комуникация» на ОВЦС, 10.07.2023. Към 6 ч. сутринта на 10 юли на територията катедралния храм «Преображение Господне» в гр. Белая Церков (Киевска област, Украйна) е проникнала група чужди лица. Тези хора са разбили вратите на храма и са го превзели със сила. Както съобщава Информационно-просветният отдел на Украинската Православна Църква с позоваване на информация от Белоцерковската епархия, нападателите в началото са разбили дървената врата, а след това в продължение на три часа са разбивали металната врата на храма. Хора от епархията разказаха, че във взлома са участвали привърженици на «ПЦУ». Начело на акцията по заграбването на храма е бил «клирикът» на тази разколническа структура Николай Гопайнич, който е едновременно и депутат. Телеграм-каналът «Дозор на " Первом Казацком " » информира , че мъже със спортна външност са блокирали портите и не са допускали на територията на храма енориашите, използвайки срещу тях физическа сила. Очевидци също така разказаха, че по време на насилствената си акция представителите на «ПЦУ» на територията на катедралния храм са счупили ръката на вярваща от Украинската Православна Църква. При това полицията или е бездействала, или е помагала за изтласкването на енориашите, дошли пред храма след новината за нападението срещу него. Към 9 ч. сутринта Николай Гопайнич е публикувал видео, на което е съобщил, че заграбването на храма «Преображение Господне» се е състояло. Белоцерковският и Богуславски митрополит Августин нарече случилото се «беззаконие» и подчерта, че вярващите няма да отстъпят и ще защитават своите светини. Той изрази надежда, че Господ ще снизходи към смирението и молитвите на православните християни, и благодари на Бога, че ги е удостоил «поне малко да засвидетелстват своята вярност към Църквата». Представителите на епархията не са съгласни с решението на градския съвет за предаване на храма на «ПЦУ», делото понастоящем се разглежда в съда. Въпреки това представителите на разколниците, без да дочакат решението на съда, заграбиха храма по насилствен начин.   Печатна публикация Споделяне: Page is available in the following languages Обратна връзка

http://mospat.ru/bg/news/90515/

Митрополит Онуфрий: Все военные и ведомственные храмы УПЦ находятся под угрозой закрытия 29 декабря, 2018. Новостная служба «Хочу заверить, что ни один из настоятелей таких храмов не останется без места служения и без помощи» 29 декабря. ПРАВМИР. Храмы канонической Украинской Православной Церкви в частях вооруженных сил Украины находятся под угрозой закрытия. Об этом заявил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий во время годового Епархиального собрания. «Как стало известно, директиву Генштаба вооруженных сил Украины с грифом «для служебного пользования» не допускать капелланов Украинской православной церкви в военные части получили все командиры еще весной 2018 года. К сожалению, надо сказать, что все военные и другие ведомственные храмы УПЦ находятся под угрозой закрытия. Хочу заверить, что ни один из настоятелей таких храмов не останется без места служения и без помощи со стороны епархиального управления», – сообщается в докладе главы УПЦ. По словам митрополита Онуфрия, «все эти события и решения являются следствием сложных процессов, начатых государственной властью относительно создания в Украине так называемой поместной церкви». Генштаб Вооруженных сил  Украины запретил допуск в военные части капелланов Украинской Православной Церкви. По словам председателя отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина, в Генеральном штабе реагируют отрицательно на просьбу из частей о назначении капелланами священников Украинской Православной Церкви с 2017 года. Вопреки желанию самих военнослужащих, приоритет предоставляется клирикам «киевского патриархата» и Греко-католической церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 августа, 2011 20 ноября, 2014

http://pravmir.ru/mitropolit-onufriy-vse...

Ему был 71 год 14 января. ПРАВМИР. Создатель и художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский скончался в возрасте 71 года, сообщает ТАСС со ссылкой на его жену Екатерину Белоцерковскую. 21 декабря Грачевский заразился COVID-19, через неделю был госпитализирован в больницу 31 декабря супруга режиссера рассказала, что он находится в стабильно тяжелом состоянии и переведен в реанимацию. Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года в Раменском районе Московской области. На сцене дебютировал в шесть лет. Окончил Калининградский механический техникум при заводе С.П. Королева, позже — Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) по специальности «организация кинопроизводства». Был администратором на картинах режиссеров Александра Роу, Марка Донского и Василия Шукшина. В 1974 году основал вместе с драматургом Александром Хмеликом «Ералаш». До 1984-го был директором киножурнала, затем — его художественным руководителем. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 марта, 2024 5 мая, 2023 14 января, 2023 14 января, 2023 26 августа, 2022 24 августа, 2022 4 апреля, 2022 30 января, 2022 30 января, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/umer-kinorezhisser-bor...

жителей мужского пола. д) В 1659 г. прибрежные жители Днепра, Случи и Припети, предвидя кровавую войну Польши с Россиею, испросили и получили дозволение у гетмана Юрия Хмельницкого перейти в образовавшиеся слободские полки. е) В 1675 г. жившие около Паволоча, раздраженные неистовствами Дорошенки и татар, перешли на левый берег Днепра, а потом заняли берега Коломака, а лет за 5 прежде того, жившие в Варшавском повете удалились от преследований поляков на р. Крыгу. ж) Наконец, самое последнее переселение черкас было при Петре I во время уступки Заднепровья Польше. Решаясь на сие последнее, Петр объявил универсал от 11 сентября 1711 г., данный на имя белоцерковского и других заднепровских полковников, что те, которые оставят недвижимые имения за Днепром, не потеряют от того ничего, а получат в Малороссии или Украйне достойное вознаграждение. Тогда почти все заднепровское дворянство, чиновники и знатнейшие из козаков потянулись на левый берег Днепра и рассеялись частью в Малороссии, а более в слободских полках. Переселение их продолжалось еще в 1715 г. Мы сказали о переселениях черкас массами в Украйну и не говорим здесь о переселениях лиц и семей: сказанного довольно для того, чтобы видеть образование церкви в Слободской Украйне. Обращаемся к иерархии Слободской Украйны. До 1799 г. церкви Слободской Украйны находились под ведением Белогородского архипастыря, как и в гражданском отношении Слободская Украйна находилась под ведением Белогородских воевод и Белогородской губернской канцелярии. Точнее же, почти одни церкви Слободской Украйны и составляли епархию Белогородского архипастыря; за исключением их, оставались у него церкви только 4 уездов нынешней Курской епархии – Белогородского, Обоянского, Корочанского и Оскольского. Потому иерархи, заведывавшие до 1799 г. церквами Слободской Украйны, если судить по области управления их, должны скорее называться иерархами Слободско-Украинскими, чем Белогородскими, хотя имя Слободско-Украинского архипастыря введено было в официальное употребление только с 1799 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Известно, что разные виды благороднаго искусства – живопись, пение, стихотворство издавна больше процветали в военной школе, нежели во всякой иной; но в настоящем времени наши кадеты превзошли своих предшественников по школе, несмотря на ту крайнюю бедность, в которую эти школы поставлены условиями беженства. Так например, в Белоцерковском Кадетском Корпусе иконы Спасителя и Божией Матери исполнены с таким мастерством, что могли бы украсить собой любой приходский храм в Петрограде или Москве. Учатся кадеты усердно и успешно, в чем я убедился, посетив много уроков Закона Божия и побывав на уроках истории и словестности. Однако, большинство кадет много скорбят о том, что мало имеют надежды продолжать свое военное образование и чувствуют себе принужденными, пройдя военную среднюю школу, поступать в университет. Сербское Правительство завершило бы свои благодеяния для русской эмиграции, разрешив кадетам поступать в Сербския военныя училища в несравненно большем количестве, чем это допускалось до настоящаго времени 79 . Тем юношам, которые спрашивали меня, не поступят ли они против совести, переходя, хотя бы временно, на службу другому государству, я пояснял, что, если бы даже Россия оставалась в прежних легальных условиях, то не было бы греха от одного православнаго государя перейти на службу к другому, такому же дружественному и православному монарху, – тем более, что и прежняя наша Императорская Армия обнажала оружие на защиту славянских стран чаще, чем на защиту собственнаго отечества. И нужно надеяться, что этот драгоценный запас военной и патриотической энергии, который хранится в современном военном юношестве, не будет оставлен без применения к тому делу, к которому призывает их военное звание и возвышенное, даже священное предание прежних поколений. Дело это предстояло бы им и в самой Сербии и еще в большей степени в нашей России, ибо, если Господь судил ей возродиться, то во главе этого возрождения пойдет наша Армия, уже послужившая на своем поприще, а также та юная часть ея, которая тоже готовится к этому служению в наших кадетских корпусах. 2. Послание русским кадетам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010