Согласно постановлению Саратовскорй областной Думы от 17 ноября 1994 года, храмовое здание признано вновь выявленным объектом историко-культурного наследия. В 2003 году при поддержке со стороны депутата Государственной Думы Российской Федерации Вячеслава Викторовича Володина храм получил финансирование из федерального бюджета по Федеральной адресной инвестиционной программе сохранения памятников культурного наследия. К храму приписана часовня на кладбище города Хвалынска. Алексей Наумов. Глава из книги «Земли Хвалынской храмы» Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая Белокриницкой иерархии), переосвящённая Крестовоздвиженская православная церковь. После издания указа императора Николая II о веротерпимости 17 октября 1905 года, у хвалынского старообрядчества появилась возможность осуществить давнюю мечту — построить в городе храм. До этого службы проходили в молитвенном доме, построенном в 1870-х годах и официально разрешённом в 1881 году. Главными строителями молельни были: С.Ф. Кузьмин, Л.Г. Шакин и С.Ф. Лукичев. Получилось так, что Хвалынск стал первым в губернии городом, который получил право на постройку старообрядческого храма. Это было связано с тем, что хвалынцы просили разрешить им перестроить старый молитвенный дом, пришедший в ветхость. Время подачи прошения совпало с объявлением указа о веротерпимости. Воспользовавшись ситуацией, хвалынские старообрядцы переделали план, который уже 19 декабря того же года был утвержден в строительном комитете саратовского губернского правления. Автором проекта был младший инженер строительного отделения Юрий Николаевич Терликов — архитектор Никольской церкви женского Крестовоздвиженского монастыря в Саратове и других построек губернского города. Место для нового храма было пожертвовано Е.Ф. Беспаловой на пересечении улиц Дворянской (Ленина) и Винновской (Достоевского), напротив городского сада, рядом с домом купцов Михайловых. В 1906 году в Саратовском губернском правлении регистрируется «Хвалынская старообрядческая община Белокриницкой Митрополии» — это была первая официально зарегистрированная старообрядческая организация в городе. Председателем общинного собрания был избран потомственный почетный гражданин Хвалынска Николай Михайлович Михайлов — один из представителей известнейшего в Поволжье и на Урале старообрядческого рода. Церковь строилась на средства общины, в состав которой входили купцы II гильдии Егор Николаевич Буянов, Максим Степанович Кузьмин (родственник Михайлова), Василий Семенович Абакумов, а также представители других сословий — мещан и крестьян из соседних староверческих деревень. В том же году был организован большой хор любителей, для обучения которого был выписан учитель Лобанов с Рогожского кладбища — московского центра старообрядчества. Заведовал хором И.М. Слепцов.

http://sobory.ru/article/?object=12864

Из книги Валеева видно, что до момента своего закрытия в 1930 году «Общественная церковь» на Кузнечной вполне себе процветала. Но после закрытия долгое время, почти полвека, старообрядцы не отправляли здесь обрядов. И лишь в 1973 году для возобновления богослужений был выкуплен старый деревянный дом, стоявший напротив той самой Белокриницкой церкви. Сразу возвели небольшой купол с крестом и превратили это место в закрытый старообрядческий саратовский храм – Белокриницкий молельный дом. Для справки могу дополнить, что старообрядчество, древлеправославие — это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Кому принадлежало здание юридически, я не выяснял. Но подозреваю, что сделка с недвижимостью в СССР была оформлена на частное лицо. На деревянный дом претендовала Новозыбковская община, которой было разрешено использовать храм в случае необходимости. Новозыбковская Архиепископия – это прежнее название Русской Древлеправославной Церкви, одно из старообрядческих поповских согласий, действующих в Российской Федерации и некоторых иных странах. Получается, что новозыбковцы те же самые старообрядцы. После возрождения церкви Космы и Дамиана на Комсомольской улице в 1990-х годах, Белокриницкий молельный дом был закрыт. В 2001–2003 годах шли переговоры по продаже здания Римско-католической апостольской администратуре. Сделка между католическим епископом Клеменсом Пиккелем и председателем совета Успенской старообрядческой общины Тимофеем Гилевым была заключена, но впоследствии так и не состоялась из-за несогласия с продажей митрополита Алимпия. Успенская Старообрядческая община Саратова обратилась с иском к администрации города с требованием установить факт использования нежилого здания на улице Кузнечной в качестве церкви. Старообрядцы просят признать право собственности на молельный дом. Об этом сообщала в свое время пресс-служба Арбитражного суда Саратовской области. Одноэтажный деревянный дом, расположенный по адресу: ул. Кузнечная, 46, община приобрела у частного лица еще в 1973 году. Впоследствии «Общество старообрядцев белокриницкого согласия» было переименовано в «Успенскую старообрядческую общину Саратова», но здание не было перерегистрировало и теперь решило установить право собственности через суд.

http://sobory.ru/article/?object=47903

Саратов. Неизвестный кафедральный собор белокриницкого согласия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Год постройки:приблизительно 1890 - 1898. В 1913 построена колокольня (утрачена). Архитектор:М.Ф. Львов (колокольня) Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, Кузнечная ул., д. 43 Координаты: 51.535238, 46.040037 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старообрядческая Белокриницкая церковь, построенная в конце XIX века, являлась кафедральным собором и звалась в простонародье Общественной церковью. В 1913 году к храму была пристроена колокольня, созданная по проекту архитектора Львова. Закрыта в 1930-х годах. Сейчас в помещении бывшей церкви Саратовский городской клуб местного отделения Всероссийского Общества Слепых. Здание церкви сохранилось до наших дней (ул. Кузнечная, 43), но колокольня не уцелела. Источник: книга В. Валеев " Из истории саратовских церквей " ; http://tursar.ru/page-joy.php?j=1288 Раньше это здание на улице Кузнечной бросалось в глаза возвышающейся над крышами «луковкой». Теперь, когда дом рядом был уничтожен пожаром, строение открылось полностью. О том, что это за дом нам рассказал председатель информационно-краеведческого центра «Не за тридевять земель», сотрудник ОГУ ГАСО Владимир Федосеев. - В Саратове, на улице Кузнечной, по левой ее стороне давным-давно на памяти людской, а с точки зрения истории совсем даже недавно стоит небольшое здание голубого цвета с небольшой купольной башенкой, - рассказал Владимир. – Саратовцы, которым посчастливилось узнать о его существовании еще во времена Советского Союза, помнят этот домик как старообрядческую церковь. Более верным определением будет молельный дом. Этот небольшой храм был основан в 1973 году в деревянном доме (о постройке самого здания сказать ничего не могу) напротив бывшей старообрядческой Белокриницкой церкви, которая находилась на этой же улице еще в конце XIX века. Являясь кафедральным собором, в простонародье она звалась Общественной церковью и была закрыта в 1930-х годах. Сейчас здесь находится Саратовский городской клуб местного отделения Всероссийского Общества Слепых. В 1913 году к храму была пристроена колокольня, созданная по проекту архитектора Львова. Здание церкви сохранилось до наших дней (ул. Кузнечная, 43). Об этой церкви написано немного в книге В. Валеева «Из истории саратовских церквей», изданной в нашем городе в 1990 году. Экспедиция «Не за тридевять земель» обследовала оба здания впервые еще в 2015 году в рамках прогулок по улицам Веселая, Октябрьская, Кузнечная, Соборная.

http://sobory.ru/article/?object=47903

Саратов. Молельный дом белокриницкого согласия ( " Мурашкинский " ). Мурашкинская церковь, Домовая церковь /// Объект утрачен Домовая церковь (деревянная).  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:не ранее 1900. Год утраты:приблизительно 1921 Адрес: Саратов, Большая Горная улица, 163 (?) Координаты: 51.54015, 46.038901 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В книге В. Валеева «Из истории саратовских церквей» в главе, посвященной старообрядческим церквям, есть описание Мурашкинской церкви: «Старообрядческая Белокриницкой иерархии церковь основана в начале XX века Мурашкиным, откуда и взяла в простонародье свое название. Церковь помещалась в деревянном доме и имела другое название – Домовой. Дом находился на улице Горной и Мясницкой в квартале между улицами Никольской (ул. Радищева) и Мясницкой. В 1921 году во время пожара церковь сгорела дотла со многими домами горной части Саратова и прекратила свое существование». Фотография церкви в книге отсутствует. В альбоме фотографий «Саратов братьев Леонтьевых» 2011 года, снимок подписан: «Старообрядческий молельный дом. Ул. Октябрьская. Сгорел». В журнале «Тектоника плюс» за 2009: «Дом 80-х годов XIX века. До 1924 здесь размещался старообрядческий молельный дом (ул. Октябрьская)». Октябрьская улица на снимке Леонтьевых не узнается – на заднем плане виднеется овражная не городская местность. В районе Привалова моста, продолжающего Октябрьскую улицу, довольно хорошо известного по фотографиям, подобный вид и здание не обнаруживается. Из-за сходства в описании снимка Леонтьевых и Мурашкинской церкви, можно сделать предположение, что издателями фотоальбома допущена ошибка в указании улицы, и что на снимке – Домовая церковь близ Мясницкого оврага. http://oldsaratov.ru/photo/2989 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36962

Смолёво (Соболевское сельское поселение). Часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1990 - 1997. Адрес: Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Смолёво (Соболевское сельское поселение) Координаты: 55.58281, 38.672036 Проезд:От Куровского на С-В 8 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Смолёво (Соболевское). Старообрядческая часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная часовня, сооруженная около 2010 года на частном участке. В настоящее время часовня открыта для всех жителей, желающих посетить ее. Представляет собой прямоугольный сруб под высокой четырехскатной кровлей с главкой. Смолево – одна из гуслицких деревень, издавна являвшихся старообрядческими. Все ее моленные имеют покровское посвящение, ведя преемство от дораскольного храма села Карпова, куда была приписана и деревня Смолево. В карповской Исповедальной росписи 1796 года, жители Смолева указаны исключительно как «записные раскольники и их дети». Молитвенный дом по состоянию на 1898 г. указан существующим «с незапамятных времен». Жители Смолева, как и основная масса гусляков, приняли Белокриницкую иерархию. Однако после выхода «Окружного послания» они оказались в стане неокружников, как и уроженцы других сел запада Гуслиц, принадлежа к иовцам. В 1912 г. на средства Р.М. Елисеевой был выстроен большой деревянный храм, освященный епископами Даниилом Богородским и Ионой Уральским и Саратовским. Неокружническая община действовала до 1920-х годов. В советское время здание храма было сломано. Нынешний молельный дом представляет из себя совершенно другое помещение. Также близ Смолева существовал Покровский женский скит, принадлежащий неокружникам-иовцам, разоренный советской властью в 1930-е гг. http://oz-blago.ru/ Комментарии и обсуждение Старообрядческая (белокриницкого согласия) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23077

И наконец, статистические сведения Первой Всероссийской переписи населения дают нам некоторое представление о конфессиональном составе населения Балакова в конце XIX столетия. В 1897 году в Балакове проживало 18.926 человек. Из них православных насчитывалось 15.933 человека (84,1%) 621 . Судя по всему, в это число включены и единоверцы, поскольку отдельно данных по ним не приводится. Известно, что община единоверческого Никольского храма села Балаково насчитывала в 1901 году 537 человек (около 3%) 622 . Самой большой и влиятельной старообрядческой общиной в Балакове начала XX века являлась «австрийская церковь » («белокриницкая иерархия»), которая в 1905 году насчитывала 741 человека (около 4%) 623 . По переписи 1897 года все старообрядческие согласия («австрийцы», беглопоповцы, поморцы и другие течения) были учтены общим числом в 2.163 человека (около 12%) 624 . Таким образом, слова о том, что «перед революцией половина жителей 20-тысячного Балаково была староверами» 625 , статистически не подтверждаются. С другой стороны, массовый наплыв в Балаково с середины XIX столетия представителей различных раскольнических согласий и увеличение их общей численности согласуется с открытием в селе старообрядческих молитвенных домов и храмов. В 1861 году удельный крестьянин А.Е. Яблошников выстроил в Балакове новый дом и незаконно открыл в нём раскольническую молельню (скорее всего, принадлежавшую одному из беспоповских согласий), службы в которой проводил удельный крестьянин Е.О. Фирсанов 626 . В 1865 году у бывших беглопоповцев в Балакове появляется первый единоверческий храм, освящённый в 1867 году. В период между 1857 и 1861 годом у старообрядцев «белокриницкой иерархии» в одном из домов была обустроена « церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы, освященныя казанским епископом Пафнутием». При церкви служил «священноиерей» Иоанн Васильев, рукоположенный 12 марта 1861 года Саратовским епископом Афанасием 627 . По сути это была «моленная», но в старообрядческом источнике она иногда называется храмом. Белокриницкая «моленная» была устроена нелегально и поэтому постоянно меняла местоположение. Ситуация изменилась после указа 1905 года, когда «австрийцы», зарегистрировав свою общину в 1907 году, приступили к строительству храма во имя Святой Троицы по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля 628 . По сведениям за 1910 год, в предреволюционном Балакове действовало четыре старообрядческих молельни. При этом численность населения выросла до 20.022 человек 629 , и, судя по всему, долевое соотношение конфессиональных групп в селе за 1897–1910 годы существенным образом не изменилось.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скит Авраамия стал Нижне-Воскресенским монастырём, скит Пахомия – Средне-Никольским, скит Исаакия – Спасо-Преображенским. Жили и Иргизских монастырях ревнители и строгие хранители древнего благочестия. Здесь был главный центр беглопоповцев, так как с XVIII века только на Иргизе имели право принимать беглых православных попов и подвергать их «неправо». Этих попов посылали с Иргиза во все города, даже в Петербург, когда в них оказывалась там нужда. Монастыри владели большим количеством земли, что давало им возможность вести в широких размерах сельское хозяйство. Самым крупным землевладельцем был Спасо-Преображенский монастырь, которому принадлежало 8300 десятин земли. С восшествием на российский престол Николая I государственная политика в отношении раскола резко ужесточилась. Иргизские монастыри были вынуждены принять единоверие. Свидетелями прошлого являются некоторые вещественные памятники, которые удалось сберечь в 1920-е годы. 1.      Крест-мощевик Инв. ПМК 1600. XVII век (клейм нет). Серебро: гравировка, золочение. 15.2 (без навершия – 12)×10.2×1.5 см. Поступил в 1919 году из Спасо-Преображенского монастыря. По преданию, зафиксированному в 1925 году К. Журавлёвым, крест «был привезён во время раскола из Соловок на Ветку, а потом на Иргиз». Мощей в настоящее время в кресте нет. Надписи лицевой стороны 613 : хс: оп (на оглавии): хервимъ: мр ; га ншго хса: сты богослоа На обороте: мощи стаго Федора Стратилата, мощи Богоносца , мощи мощи Пятницы, мощи Стефана, мощи стаго апстла Варънавы, мощи мучнка мощи стаго муч 2. Крест подпрестольный Инв. ПМК 3294. 1841 год. Дерево. 54,7 (51,7)×30×3,5 см. Поступил в 1920 году. Происходит из Преображенской церкви Спасо-Преображенского монастыря. На лицевой стороне текст: ЦРЬ СЛАЫ СТИС ЛТАРЬ ГДА БГА И СПСА НАШЕГО ХРСТА И ВОДРЖЕН ХС БЫСТЬ КРСТЪ СЕЙ В ЦРКВИ СТАГО БГЛПНАГО ЕГ ПРЕБРАЕИ В ЛТ ТСОТВО МИРА ЗТМА ГОДА А ТВОПЛО БГА СЛОВА АМА ГО ГОДА МЦА ДН ПРИ ДЕРЖАВЪ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАГО САМОДЕ РЖАВНЕЙШАГО ВЕЛИКАГО ГОСДАР ИМПЕРАТОРА НИКО ЛАЯ ПАВЛОВИЧА САМОДЕРЖЦА ВСЕЯ ПОБЛАГОСЛОВЕ НИЮ СВТЙШАГО ПРАВИТЕЛЬСТВЮЩАГО СИНОДА ИАКОВ САРАТО ВСКОМЪ И ЦАРИ ЦЫНСКОМЪ СЩЕНЪ БЫЛЪ СЕЙ ХРАМЪ НА СТОЯТЕЛЕМЪ ВО СКРЕСЕНСКАГО ЕДИНОВЕРЧЕС КАГО МОНАСТЫ РЯ АРХИМАНДРИ ТОМЪ И КОВАЛЕ РОМЪ ПЛАТОНО МЪ.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

О чем свидетельствуюсь пред Богом; в том своеручно и подписуюсь. Октября 28 дня 1846 года священноинок Иероним» (стр. 38–47). Из этой истории приема митр. Амвросия видно, что он (м. Амвросий), перешел в старообрядчество без всякого убеждения в его правоте, на свой прием смотрел, как на нечто недостойное, назвав Павла «глупым». Иероним, принимавший его, говорит, что сделал это по правилам св. апостол и св. отец, но нижеприводимые свидетельства и правила говорят как раз обратное действиям Иеронима. «Достоверное сведение о Белокриницкой митрополии, составленное старообр. епископом Кононом» изд. Витебск 1909 г. стр. 3: «Амвросий согласился в 1846 году на предложение депутатов Белокриницк. монастыря, иноков Павла и Алимпия, поступить в староверческую веру и восстановить в оной святительский престол по древнему чиноположению с тем, чтобы производилось ему ежегодно от монастыря по 500 золотых, в чем было сделано письменное условие, и депутаты клялись сверх того митрополиту в верности условия пред Евангелием и целовали оное... 22 октября 1846 г. в соборной церкви исправлен был соборне средним чином и миром помазан священноиноком Иеронимом, которым и благословлен на все святительские священнодействия. Проклятие же ему своих ересей ради политики не читалось... по новости и свою веру не охудшал, такожде и крестное знамение то и другое приимал. Жалованье ему производилось от монастыря по 500 золотых, и без сего он не согласился бы быть у нас святителем». 1) 39 правило св. Апостолов: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают». 2) Номоканон, л. 6: «Аще кто без повеления местного епископа, дерзнет приимати помышления и исповеди, сицевый по правилом казнь приимет, яко преступник божественных правил. Ибо не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, не исповедани суть, и елицех связа или разреши, не исправлени суть». 3) 89 правило Василия Великого (полн. Кормчая 413–416): «По обычаю, издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители церкви приемлемы были по испытании со всякою строгостью, и все поведение их прилежно исследываемо было... И сие испытывали пресвитеры и диаконы с ними живущие, доносили о том хорепископам, а сии приняв отзыв от свидетельствующих по истине и представив епископу, таким образом причисляли служителя к священному чину. А ныне вы, во-первых нас отвергши, и не восхотев даже извещати нас, всю власть заключили в самих себе... Иначе же ведайте, яко принятый в церковнослужение без моего разрешения будет мирянином». Тоже см. у него т. 6, стр. 136 (Вып. Алекс. 113).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...