П.Ф. Фёдоров Наемные рабочие Соловецкого монастыря (Из жизни поморов южного берега Белого моря; о промыслах на льдинах за ластоногими во вторую половину зимы). В 1884 году военная паровая шхуна «Полярная Звезда», на которой я состоял врачем, была отправлена в Онежский залив и южную часть Белого моря для некоторых астрономических наблюдений. За эту компанию я узнал об одной из самых тяжелых форм человеческого существования, впервые встретившись на южном берегу Белого моря с моряками, которые отправляются в море не летом, а зимой и которые плавают не на благоустроенных судах, а на льдинах, безпрерывно плавающих зимой по незамерзающему морю, северная часть которого лежит за полярным кругом. Наконец, эти отважные моряки совершают свои удивительные странствования без всяких мореходных карт и при невероятно тяжелых гигиенических условиях. Но прежде чем говорить об их необычайном плавании, я считаю нужным сказать несколько слов о главных экономических основах их жизни вообще. На южном, так называемом Летнем, берегу Белого моря, почти сплошь покрытом лесом, есть несколько сел, которые более или менее тесно связаны с жизнью Соловецкого монастыря. Из них самое близкое – Летняя Золотица – верстах в 65 от обители, в более далеком разстоянии – к востоку от мыса Летнего Орлова – Дурахово, – к западу от этого мыса, уже на берегу Онежского залива – Пушлахта. В силу одинаковых условий жители этих сел имеют много общих черт. Все они живут и кормятся, главным образом, морем, отчасти полем, лесом и лугом. Хлебопашество является здесь незначительным подспорьем, как вследствии неблагоприятных условий климата и песчано-каменистой почвы, так и вследствии малого надела. Почва требует удобрения и родит только ячмень, из муки которого, главным образом, и печется хлеб; рожь сеют редко. На душу каждого приходится всего «полмеры» пахатной земли, иначе сказать такое количество её, которое засевается полмерой ячменя и которое равняется 20 саж., ширины и 50 саж. длины, т. е., меньше половины десятины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бытовая сторона древнерусского белого, в особенности сельского, духовенства памятниками нашей старины освещаются вообще не достаточно. Большинство этих памятников представляет белое сельское духовенство сословием, почти ничем не отличающимся от низшего податного сословия – «тяглых людей», пашенников, две-три стороны его быта, отличающие его по-видимому, от последних так существенно незначительны, что почти совершенно сглаживаются перед сходством во всех прочих чертах, совокупностью своей образующей тип низшего, тяглого сословия древней Руси. Так в большинстве «попы» и прочий причт церковный изображаются этими памятниками, как живущие в «монастырях», т.е. изолированно от селений – на погостах, окруженных церковными пашнями, сенокосами и полесьем. Но это чисто внешняя обособленность, изолированность от прихожан нисколько не соединяется с внутренним различием в образе жизни между обитателями такого «монастыря» и – прилегающих к нему, как к своему «приходу», а иногда и «торгу» окрестных деревень и поселков: в ежедневной, будничной жизни, те и другие отдаются одним и тем же работам и развлечениям; меду ними полная солидарность в воззрениях и интересах. В общественной жизни с её немногосложными отношениями сельское духовенство точно также вовсе не выступает как особый сословный элемент со своими правами и привилегиями. В обществе, в «миру», духовенство – те же миряне, только пользуются некоторым почетом, как люди для «мирского дела» нужные: поп – как почтенная особа – при заключении мирских сделок, договоров, выборов; его подпись всегда занимает первое место в ряду подписей прочих мирских людей; дьяк или дьячок – как общественный, мирской секретарь, «обязанный мирских людей во всем слушать и в письме у всякого государева дела и приказных людей и у мирских людей также всегда быть готову и писем никаких нарядных по заочию и без мирского совета и без ведома не писать и жить во всём правдою, другу не дружить, а недругу не мстить» 1 . В отношении к высшим, правящим классам, функционирующих в миру то в качестве органов власти государственной, то – церковной, сельское духовенство стоит уже совсем в равной линии с тяглыми людьми. Многочисленным чиновникам своего владельца – архиепископа оно платит подати и пошлины, разные «сборные» и «благословенные куницы», «писчие и зазывные пошлины и т.д.», ставит им «кормы десятильничи», «осенние объезды»; а эти чиновники – «бояре, дьяки, тиуны и десятильники судят и управу чинят неправо, попов волочат и продают по селам без милости».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Ныне они все – герои Национальной истории» Пора перестать бороться и против памятников лидерам большевиков, и против памятников их врагам 23.11.2023 659 Фото: t.me/baburin_sn «В Ростове-на-Дону рядом с кадетским корпусом на Казахской установили бюст генералу, барону П.Врангелю, который был одним из учредителей этого учебного заведения в Ростове в 1920 году. Тогда он был главнокомандующим войсками юга России. Событие вызвало бурный протест ростовских членов КПРФ, для которых, очевидно, гражданская война, полыхавшая сто лет назад, ещё продолжается», - пишет в публикации «Любовь и уважение к исторической памяти требуют преодолеть наследие ненависти» известный политик, лидер «Российского общенародного союза», д.ю.н., профессор Сергей Николаевич Бабурин. Материал опубликован в тлг-канале политика. «Да, - пишет Бабурин, - генерал Врангель был руководителем Белого движения в самом конце гражданской войны, искренне и решительно боролся против большевиков и Новой России. Он защищал тот мир, в котором жил, в который верил. История доказала, что был неправ». «Товарищи и господа, пора подвести черту под гражданской войной, признав и уважив право наших предков на убеждения, с какой бы стороны они ни сражались. Довольно делить современное общество на красных и белых! Наше прошлое – наше бесценное наследие во всей его противоречивости и Ф.Дзержинского, и П. Врангеля», - отметил политик. «Никогда не поддержу установления памятников Краснову, Шкуро и другим деятелям Белого движения, пытавшимся вернуться на Родину в рядах гитлеровской армии. Даже если это была их искренняя ошибка, такой поступок вычеркнул их из рядов национальных героев», - продолжил он. «У нас в Москве, на кладбище Донского монастыря, покоится прах генералов Деникина, Каппеля, умершего в эмиграции философа и антисоветчика Ильина. Это важный символ преодоления нетерпимости гражданской войны. Пора делать следующий шаг, пора перестать бороться и против памятников лидерам большевиков, и против памятников их врагам. Ныне они все – герои Национальной истории», - подчеркнул автор публикации.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/23/ny...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Путь к островам актера Виктора Сухорукова (+ВИДЕО) 13.02.2020 674 Время на чтение 13 минут Источник: Православие.Ru От автора: Мы уже привыкли к глубоким высказываниям Виктора Сухорукова о Боге, о самых непростых бытийных моментах жизни. Нас не удивляет, что звучат они из уст артиста театра и кино, – и потому, что он доказал: он умный, тонкий, думающий актер; и потому, что для многих из нас, возможно, он уже навсегда слился воедино с образом настоятеля монастыря – игуменом Филаретом из художественного фильма «Остров». Эта роль принесла ему славу, и сегодня в ней трудно представить кого-либо другого. Тем не менее именно его кандидатура вызывала сомнения, и на эту роль его утвердили не сразу. Все, что с ним случилось тогда, на съемках фильма, он называет большим счастьем. А мне подумалось после встречи с Виктором Сухоруковым, на которой была записана эта беседа: как важно в жизни хоть однажды ступить на такой вот остров, как в фильме, найти его. Через случай, профессию, людей… Святое личное место, точка опоры для новых периодов жизни. И еще: обретя один остров – увидишь вокруг и другие острова. Много. Один остров размножится в череду, горизонты раздвинутся и соприкоснутся с таинственной вечностью. Вот и на месте съемок фильма – на берегу Белого моря – открывался удивительный пейзаж: путь к островам – красивой гряде, уходящей в морскую даль… У Бога – всего много, только не бойся начать свой путь. С народным артистом России Виктором Сухоруковым, которого православный зритель особенно полюбил за участие в фильме «Остров»: в нем он исполнил роль настоятеля монастыря Филарета, беседует журналист, телеведущая, автор ютуб-канала Елена Козенкова. – Здравствуйте, Виктор! Предлагаю наше интервью сделать несколько необычным. В том приходе, в который я хожу по воскресеньям, люди узнали об этой встрече с вами и написали для вас вопросы, попросив: «Задай их от нашего имени любимому актеру». Я ответила: «Почему нет?» Хотя свое право интервьюера я тоже реализую. Вот записки с вопросами от ваших поклонников – на этом подносе, перед вами. Большинство из них касается фильма «Остров». Видимо, этот фильм будут смотреть вечно! Считайте, что у вас – заочная встреча со зрителем, который вас любит и знает прежде всего по фильму «Остров». Выбирайте вопрос…

http://ruskline.ru/opp/2020/02/13/put_k_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАГЬЮПА [тибет. bka " -brgyud-pa; «каджудпа», «гарчжудба», «каргьютпа»; традиция передачи наставлений; школа преемственности], в тибет. буддизме ваджраяны одна из 4 главных помимо ньингмапа , сакьяпа и гелугпа школ. Существует в письменной и устной традициях своих подшкол на территории Тибетского автономного р-на (КНР) (ТАР), с 1974 г. в странах Зап. Европы и Америки в среде тибет. диаспоры. Ранние названия: «дуб гью» (преемственность практикуемого, передача практикуемого), «ньян гью» (преемственность услышанного, передача шепотом), «каржупа» (преемственность [одетых] в белое); последнее название соотносится с теми адептами К., чья одежда для медитации белого цвета. Принято считать, что название школы редуцировано от тибет. «кабаб жи гью» (bka " -babs bzhi brgyud), где «гью» - преемственность, «жи» - четыре, «кабаб» - передача знания, умения, проницательности, способности обучения от учителя к ученику таким образом, чтобы ученик полностью овладел всеми достоинствами учителя. Указывает на преемственность религ. опыта в виде личной передачи от учителя к ученику (из уха в ухо). Несоблюдение этого правила приводит к потере учения. Согласно преданию, инд. тантрический йогин Тилопа (988-1069) в состоянии медитативного транса получил 4 особые передачи напрямую от будды Ваджрадхары. Обретенное знание Тилопа передал Наропе (1016-1100), к-рый его систематизировал, и оно стало известно как «6 йог Наропы» (шаданга йога). Наропа, один из самых знаменитых настоятелей университета-монастыря Наланда, отказался от своего статуса и стал учеником Тилопы, а затем передал свои знания Марпе (1012-1096), «великому переводчику», к-рый трижды ездил в Индию за наставлениями. Марпа получил классическое буддийское образование и неортодоксальное тантрическое. В числе его инд. учителей - махасиддха Майтрипа (1007-1077), тоже ученик Наропы в Наланде, и Атиши (см. ст. Кадампа ) в Викрамашиле, хранитель линии передачи махамудры, составившей основу К. В числе тибет. последователей Марпы - поэт-йогин Миларепа (Миларайба, 1052-1135), один из основоположников тибетской буддийской поэзии. Продолжатели Миларепы - Рейчунг Дордже-Танпа (Речунг, 1084-1161), странствующий монах и автор жизнеописания своего учителя, и Гампопа (Гамбопа, 1079-1153), врач из Дагпо, основатель 1-го монастыря-школы (Даглха-Гампо, 1121). Философско-теоретический фундамент школы К. закладывался на основе позиций 3 философских школ махаяны (мадхьямаки, татхагата-гарбхи и йогачары ) и читтаматры и медитативной практики одновременно с йогическим образом жизни согласно буддийской традиции ваджраяны.

http://pravenc.ru/text/Кагьюпа.html

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Ферапонта, Белозерского чудотворца Память 27 мая Сей преподобный отец наш Ферапонт происходил из пределов московской области, из города Волока Ламского 3480 . Он был сыном благочестивых родителей по фамилии Поскочиных и в мире носил имя Феодора. Достигши совершеннолетнего возраста, он исполнился страха Божия и пожелал удалиться из мира. Оставив дом свой и родителей, он пришел в славный город Москву и в Симоновом монастыре Пресвятой Богородицы 3481 принял иночество, причем ему дано было имя Ферапонта. После сего, пребывая в послушании, молитвах и посте, он много лет подвизался в этой обители. Однажды по каким-то монастырским нуждам он послан был архимандритом в области Белого озера 3482 , рассмотрел находившиеся там места, весьма полюбил их и возвратился в свой монастырь. По устроению Божественного промысла случилось, что в этом монастыре, пребывая в безмолвии, находился преподобный Кирилл, впоследствии Белозерский чудотворец, и он в это время удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая повелела ему идти в страны Белого озера, как о том подробнее рассказывается в житии его 3483 . Преподобные Кирилл и Ферапонт, сговорившись, вышли вместе из Симонова монастыря и пришли в страны Белого озера. Обойдя все находившиеся там пустынные места, они пришли на то место, где расположен теперь Кириллов монастырь 3484 . Здесь преподобный Кирилл рассказал Ферапонту о бывшем ему явлении Пресвятой Богородицы, и они на этом месте стали строить себе келлию. Но преподобный Ферапонт недолго прожил с преподобным Кириллом. Вскоре он ушел от него и нашел между двумя озерами место, которое ему понравилось. Он стал расчищать его и построил себе келлию. После этого стали собираться к нему иноки, выстроили монастырь и построили в нем храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы 3485 . Преподобный Ферапонт часто ходил к преподобному Кириллу для духовных бесед и для устроения монастырской жизни, так как жил недалеко от его обители, на расстоянии только двенадцати поприщ, и получал от него великую пользу. Так и проводили в Боге жизнь свою преподобные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пустынь Статья посвящена малоизвестному святому Русской Церкви - преподобному Иродиону Илоезерскому, основателю Междуозерской в честь Рождества Богородицы пустыни. А. Л. Лифшиц Несмотря на все богатство традиций отшельничества на Русском Севере, там немного найдется мест, столь же излюбленых пустынножителями, как леса вокруг Белого озера в окрестностях города Белозеро (современный Белозерск). В XVI-XVII вв. Белозерский уезд был разделен на 3 стана - Судский, Заозерский и Надпорожский - и Чарондскую округу и включал в себя земли вокруг Белого озера и в бассейнах рек Суды и Шексны, между Белым озером и озером Воже. Особенно многочисленны были пустыни и небольшие монастыри вокруг стоящего на берегу Сиверского озера Кирилло-Белозерского монастыря («Кириллова Большого монастыря»), так называемое монашеское Заволжье. Именно в этих местах подвизался прп. Иродион Илоезерский. В Житии прп. Иродиона сообщается, что он был учеником прп. Корнилия Комельского и сначала жил в основанном прп. Корнилием Введенском Комельском монастыре до смерти своего учителя в 1537 г., после чего, подобно многим другим инокам этой обители, покинул монастырь в поисках места для пустынножительства. Вскоре прп. Иродион пришел в Белозерский уезд и поселился на озере Уро (Урозеро), расположенном к юго-западу от Белозерска, в деревне, называемой в Житии Илоское Здесь преподобный, поставив келью и часовню, жил некоторое время. Затем он вновь отправился в путь, пока не нашел себе пристанище на небольшом озере Ило, «на острове», «в веси» Междуозерской, называвшейся так из-за расположения между озерами Ило и Азатским. Здесь прп. Иродион построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Архиереем, который благословил прп. Иродиона на строительство церкви, вероятно, был Ростовский архиепископ Кирилл, управлявший епархией в 1526-1538 гг., или сменивший его Досифей, который до поставления на Ростовскую кафедру был настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря

http://sedmitza.ru/text/855721.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Алексий посетил Серпухов (комментарий в зеркале СМИ) Освящение главного придела собора Николы Белого. 12 июля 2005 года Великое освящение собора Николы Белого в Серпухове ( Официальный сайт Московской епархии Русской Православной Церкви, 12 июля 2005 года) Древний город Серпухов, первое упоминание о котором находится в духовной грамоте Ивана Калиты 1339 года, славен своей историей. Расположенный в 99 километрах к югу от столицы и возникший как крепость на окских рубежах, Серпухов долгое время оставался надежным форпостом Московского княжества. История двух древних обителей Серпухова связана с именами великих святых Русской земли. В 1360 г. святитель Алексий Московский основал обитель в память Введения во храм Пречистой Девы и оставил для строительства своего келейника Варлаама, который ныне почитается в лике святых как преподобный Варлаам, строитель Серпуховский. Возникновение другого монастыря связано с именем великого игумена русской земли – преподобного Сергия Радонежского. В 1374 г. он пришел в город в город по приглашению серпуховского князя Владимира и заложил обитель в память Зачатия святой праведной Анной Пречистой Богородицы. Глубоко почитают серпуховичи своих земляков – преподобных Афанасия Старшего, первого игумена Высоцкого монастыря, и Варлаама. С историей города связаны и имена славных воинов-братьев, великого князя Дмитрия Донского и Серпуховского князя Владимира Андреевича. Князь Владимир принес Серпухову особую честь: он со своей дружиной принял участие в Куликовской битве, и, командуя засадным полком, обеспечил успешный исход сражения. За этот ратный подвиг князь был удостоен прозвища Храбрый. Тела погибших земляков князь Владимир захоронил в подклетье Зачатьевского собора Высоцкого монастыря.

http://sedmitza.ru/text/402768.html

Валгунде. Спасо-Преображенская пустынь. Valgundes Kristus Apskaidrošans tuksnesis Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1894 и 1899. Адрес: Латвия, Елгавский край, Валгундская волость, Валгунде Valgunde, Valgundes pagasts, Jelgavas novads, Latvija Координаты: 56.73446, 23.694313 Проезд: Преображенская пустынь находится рядом с местечком Валгунде в 15 км от Елгавы. Добраться сюда можно на автобусе Елгава — Калнциемс, до остановки «Валгунде». Далее потребуется пройти примерно 1,5 км вдоль шоссе до белого дорожного знака с названием монастыря, а затем — немного по дороге через лес. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Преображенская пустынь находится рядом с местечком Валгунде в 15 км от Елгавы. Добраться сюда можно на автобусе Елгава — Калнциемс, до остановки «Валгунде». Далее потребуется пройти примерно 1,5 км вдоль шоссе до белого дорожного знака с названием монастыря, а затем — немного по дороге через лес. На своем авто из Риги до пустыни можно доехать за 40–50 минут. С Лиепайского шоссе в поселке Тирели нужно свернуть налево, через 10–12 км — снова налево (до указанного выше дорожного знака). Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Спаса Преображения Церковь Иоанна Лествичника Сортировка: Карта и ближайшие объекты Спасо–Преображенская пустынь принадлежит Рижскому Свято-Троице-Сергиеву женскому монастырю , основана в лесу как место тихих уединенных молитв. Свято-Троицкая община в Риге была учреждена в 1892 году. Воспитанницы детского приюта, существовавшего с 1891 года при общине, летние каникулы проводили на даче, которую снимали для них благотворители. По ходатайству отца учредительниц общины, действительного тайного советника Б.П. Мансурова в Св.Синод было отправлено прошение с просьбой о безвозмездной передаче подходящего для этой цели казенного участка земли. В 1894 году по решению Государя Александра III в дар общине были переданы лесные угодья площадью более 170 десятин – казенная мыза Калнциемс с подмызком Кливенгоф близ Митавы (Елгавы), а также 3 000 рублей. В лесу, на крестообразной поляне была поставлена келья для шести сестер, которые стали здесь трудиться - отбеливать воск для производства свечей и заготавливать дрова. На месте будущего храма был установлен деревянный крест. Несколько лет прошло в трудах по освоению земли, был построен жилой корпус. На реке Лиелупе в окрестностях Митавы работало несколько кирпичных заводов, на которых трудились около четырех тысяч сезонных рабочих, многие из них были православными. Заводчик - купец 1-й гильдии Е.Ф. Нестеров и другие благотворители предложили общине свою помощь в строительстве церкви.

http://sobory.ru/article/?object=16139

Сретенский монастырь в 1921 году Кремль. Царь-колокол, крестный ход в Сретенский монастырь через Спасские ворота Кремля (нач.1910-х гг.). Изд. П.Фон-Гиргенсон. В 1921 году настоятелем в Сретенской обители был епископ Иларион (Троицкий), обязанности наместника при нем исполнял насельник монастыря архимандрит Сергий (Плаксин). 7 марта 1921 года община верующих при храме Сретенского монастыря обращалась в отдел юстиции Московского совета рабочих и красноармейских депутатов, что «имеет крайнюю нужду в архиерейских облачениях, так как во главе ее стоит епископ, а своих архиерейских облачений у нее нет ни одного. Посему община обращается с просьбой снабдить ее архиерейскими облачениями – желтого, белого и черного цветов. Подпись: Председатель Н. Трусевич» . 15 апреля 1921 года братством при Сретенском монастыре из учетно-организационного отдела были получены два архиерейских облачения (без подризников) – белого и темно-синего цветов, а 22 апреля 1921 года – одно архиерейское облачение красного цвета. На документах о получении стоит подпись: «За председателя – е. Иларион» . Облачение было выдано из ризницы домовой церкви при Саввинском подворье . Московский житель Николай Окунев писал 19 апреля/2 мая 1921 года в своем дневнике о служении владыки Илариона: «На Страстной неделе тянуло в церковь. Несколько раз ходил в Сретенский монастырь. Привлекал туда епископ Иларион – не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха. Однажды (за всенощной со среды на четверг) он появился в соборном храме монастыря в простом монашеском подряснике, без панагии, без крестов, в камилавке, и прошел на левый клирос, где и пел все, что полагается, в компании с четырьмя-пятью другими рядовыми монахами, а затем вышел в том же простом наряде на середину храма и проникновенно прочитал канон, не забывая подпевать хору в ирмосах. Прочитавши канон, запел один “Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный”. Ну, я вам скажу, и пел же он! Голос у него приятнейший, чистый, звучный, молодой (ему 35 лет), высокий. Тенор. Пел попросту, не по нотам, но так трогательно и задушевно, что я, пожалуй, и не слыхивал за всю свою жизнь такого чудного исполнения этой дивной песни. Мне, грешному, вспомнился Н.А. Преображенский, знаменитый тенор конца прошлого столетия. Разве только он бы спел эту вещь лучше Илариона. В эту же службу объявился там удивительный канонарх, по одежде – такой же простой монах. И голос, и чинность, и симпатичнейшая наружность действительного девственника заставили меня расспросить: да кто же это? И я узнал, что это родной брат Илариона архимандрит Даниил (по фамилии Троицкий). Он на два года моложе Илариона, но тоже теперь архиерей: его хиротония во епископа Елецкого совершена в субботу на Страстной. Говорят, это сыновья какого-то захолустного священника или дьякона Тульской епархии. То-то гордится, наверное, старичок-отец: два молодых сына – и оба архиереи!» .

http://pravoslavie.ru/52023.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010