Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЕЛГРАДСКИЕ МАДРИГАЛИСТЫ» [серб. Београдски мадригалисти], смешанный хор, основанный в Белграде 23 окт. 1951 г. хоровым дирижером, педагогом и композитором Миланом Байшанским для исполнения светской и духовной музыки композиторов прошлого и современности. В намерения Байшанского входило сохранение замечательных хоровых исполнителей, с к-рыми он работал в расформированном к тому времени хоре «Радио Белграда II». Хор являлся частью об-ва «Белградские мадригалисты» (в наст. время существует только хор). В состав правления об-ва, а соответственно и хора входили известные музыканты, писатели, деятели науки: А. Гаванский , Милорад Панич-Суреп, Лазар Трифунович, Миховил Логар, Владимир Кондич и сам Байшанский. Поскольку по политическим причинам исполнение правосл. песнопений было нежелательным, Байшанский, руководивший хором в 1951-1956 гг., включил в репертуар хора произведения Дж. П. да Палестрины «Missa papae Marcelli» (Месса папы Маркелла) и «Stabat Mater» . Недолгое время с хором работал дирижер-педагог Светолик Пашчан. В 1959 г. его сменил музыковед, исследователь средневек. правосл. музыки Д. Стефанович . Руководя хором, он в первую очередь обратил внимание на вновь открытые литургические песнопения Стефана Сербина , серб. мелода XV в. Репертуар «Б. м.» обогатился мадригалами англ. авторов и духовными сочинениями серб. и рус. композиторов XIX-XX вв. К. Станковича , С. Мокраняца , С. Христича , Л. Д. Малашкина . Дирижер Воислав Илич, руководивший хором в 1964-1966 гг., пополнил репертуар «Б. м.» рядом франц. и итал. мадригалов и впервые после второй мировой войны включил в него «Литургию св. Иоанна Златоуста» Мокраняца для смешанного хора. Активное гастролирование по городам бывш. Югославии и странам Европы «Б. м.» начали под рук. дирижера и директора Белградской оперы Душана Миладиновича (1966-1991), к-рый включил в репертуар хора ряд произведений западноевроп. авторов: И. С. Баха (Месса ля мажор, Рождественская кантата), Г. Ф. Генделя (Страсти по Иоанну), А. Вивальди («Gloria»), Дж. Россини (Торжественная месса). Кроме того, репертуар расширился за счет произведений серб. композиторов XX в. М. Милоевича, М. Тайчевича, П. Милошевича, В. Бердовича, А. Обрадовича, К. Бабича, Р. Максимовича. С 1993 г. хором руководит дирижер Владимир Милич. С «Б. м.» работали также А. Шурев, Л. Димитриевич, Д. Костич, Д. Радивоевич, С. Шепич, И. Дражинич, З. Вауда, А. Пандурович, М. Павлович.

http://pravenc.ru/text/77882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИЛОВИЧ Гаврилович [серб. Лука (1904, Земун - 1980, там же), серб. хоровой дирижер и композитор. Получил богословское образование. Работал учителем и преподавал Закон Божий в начальной школе им. серб. кор. Петра I Карагеоргиевича в г. Земуне (находилась во дворе ц. Богородицы). Изучил основы игры на фортепиано. В 1937-1941 гг. работал аккомпаниатором в Югославском академическом певч. об-ве и в Профессиональном певч. просветительском братстве в Земуне. После второй мировой войны в Земуне был преподавателем пения и дирижером хора в гимназии, дирижером в Профессиональном певч. просветительском братстве при ц. свт. Николая. В 1966-1970 гг. руководил I Белградским певч. об-вом, члены к-рого регулярно пели в соборной ц. арх. Михаила в Белграде на воскресных и праздничных литургиях, венчаниях и отпеваниях, а также на местных и церковных праздниках, таких как Видовдан (28 июня), дни памяти святителей Василия Великого (день «крестной славы» об-ва - см. Крсна слава ) и Саввы Сербского, 1100-я годовщина святых Кирилла и Мефодия (1969), 750-я годовщина автокефалии Сербской Православной Церкви (1969). Для нужд хора Г. гармонизовал ряд образцов городского фольклора и церковных песнопений (автографы хранятся в б-ке I Белградского певч. об-ва). Обширный нотный архив Г. находится в б-ках хоров в Земуне и Белграде. В сотрудничестве с дирижером А. Гаванским подготовил 2 сборника хоровых композиций: «Чика Лукин зборник» (Сборник дяди Луки), в к-рый вошли духовные сочинения (гл. обр. рус. композиторов) и неск. гармонизаций народных песен для муж. хора; «Собрание мадригалов», предназначенное для хора «Белградские мадригалисты» и составленное в то время, когда Г. руководил этим хором. Муз. соч.: се француска», «Тамо далеко»: Гармонизации для смеш. хора. 1967; «Бранково коло»: Для смеш. хора; «Npabocлabuja наставниче» (тропарь свт. Савве): Гармонизация для смеш. хора. 1967; (тропарь свт. Василию): Для смеш. хора. 1970. Д. Петрович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161379.html