Согласно Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., вост. часть Молдовы (Бессарабия), в междуречье Прута и Днестра, вошла в состав Российской империи, и на ее территории 21 авг. 1813 г. была образована Кишинёвская епархия и Хотинская РПЦ. 9 апр. 1918 г. собравшийся в Кишинëве Совет края (Сфатул цэрий) принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии. В мае 1918 г. архиеп. Кишинëвский Анастасий (Грибановский) вынужденно оставил епархию. В апр. 1918 г. Кишинëвская епархия РПЦ была насильственно включена в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Предстоятель РПЦ Патриарх Тихон выступил с протестом против этого антиканонического решения, заявив, что закрепление созданного Румынской Православной Церковью положения заставит священноначалие РПЦ прервать братское и каноническое общение с Румынским Синодом и перенести настоящее дело на суд др. правосл. Церквей. 14 июня 1918 г. Свящ. Синод в Бухаресте назначил на Кишинëвскую кафедру еп. Хушского Никодима (Мунтяну) , впосл. Патриарха Румынской Православной Церкви. Еп. Никодим реорганизовал епархиальный центр, ввел румын. язык в богослужебную практику мн. приходских церквей. Во главе Кишинëвской ДС был поставлен архим. Виссарион (Пую) и назначены преподаватели из Румынии. Преподавание было переведено на румын. язык. В нек-рых мон-рях были сменены настоятели из русских и украинцев. Еп. Никодим управлял епархией до 31 дек. 1919 г. 1 янв. 1920 г. на кафедру был назначен еп. Ботошанский Гурий (Гросу) из местного духовенства, ревностный сторонник воссоединения Бессарабии и Румынии. 21 февр. 1920 г. он был выбран архиепископом Бессарабским, 28 апр. 1928 г. возведен в сан митрополита (кафедра в Кишинëве). 11 нояб. 1936 г. митр. Гурий отправлен на покой, проживал большей частью в Бухаресте († 14 нояб. 1943, похоронен в мон-ре Черника). Во время его предстоятельства 10 марта 1923 г. на территории Бессарабии были образованы Белгородско-Измаильская епархия , входившая в Б. м., и Хотинская (кафедра в г. Бельцы) Буковинской митрополии. В 1926 г. в Кишинëве основан богословский фак-т, находившийся в ведении Ясского ун-та, просуществовавший до 1941 г., в Измаиле и Единце - 8-классные духовные семинарии. В 1920-1925 гг. священники из Бессарабии принимали участие в разработке и принятии нового Организационного статута Румынской Православной Церкви. Продолжил свою деятельность Союз православных клириков Бессарабии, миссионерское кишинёвское братство «Рождество Христово» и др. объединения клириков и мирян. Издавались газ. «Миссионер», брошюры из сер. «Библиотека православного миссионера» и «Библиотека православного христианина». В 1929 г. в Кишинëве состоялся 2-й, а в 1933 г.- 4-й Миссионерский съезд Румынской Церкви.

http://pravenc.ru/text/Бессарабскую ...

Митрополит Иоанникий (Кобзев). Пасхальное богослужение, Луганск. 13 января 2021 г. 18:00 Митрополит Иоанникий (Кобзев) 07.02.1938 — 17.10.2020 17 октября на 83-м году жизни после продолжительной болезни преставился ко Господу пребывающий на покое митрополит Иоанникий (Кобзев), многие годы управлявший Луганской епархией. Иван Яковлевич Кобзев родился 7 февраля 1938 года в селе Новоселовке Беленихинского района Белгородской области в благочестивой крестьянской семье. После школы Иван работал в строительстве и на железнодорожном транспорте. В 1962 году он окончил Одесскую духовную семинарию, а в 1966-м — Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия. В ноябре 1964 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Хмелевский) постриг Ивана в монашество с именем Иоанникий (в честь преподобного Иоанникия Великого) и вскоре рукоположил в сан иеродиакона. С 1966 по 1971 год отец Иоанникий нес послушание в Московской Патриархии при Патриархах Алексии (Симанском) и Пимене (Извекове). В 1969 году иеродиакон Иоанникий был рукоположен в иеромонахи, а через два года возведен в сан игумена. Тогда же отца Иоанникия направили преподавать в Одесской духовной семинарии, где он совмещал преподавание с послушанием эконома. В 1983 году отец Иоанникий был возведен в сан архимандрита, а через три года назначен настоятелем Свято-Покровского собора города Измаила и благочинным Измаильского округа. В ноябре 1988 года решением Священного Синода архимандрит Иоанникий был избран епископом Славянским, викарием Одесской епархии. С 1990 года владыка совершал архи-пастырское служение в Луганской епархии, в июне 2002 года был возведен в сан митрополита. За годы служения митрополита Иоанникия Луганская и Старобельская епархия сильно преобразилась. В ней появились сотни новых храмов, начали действовать шесть обителей: Андреевский мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, Ильинский мужской монастырь, Сергиевский мужской монастырь, Богородице-Рождественский женский монастырь и Скорбященский женский монастырь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Одесса - центр Херсонско-Одесской епархии В результате русско-тур. войн к Российской империи во 2-й пол. XVIII в. были присоединены обширные территории на юге, составившие Новороссийскую и Азовскую губернии. 9 сент. 1775 г. в пределах этих губерний (кроме земли Войска Донского, оставленной под управлением Воронежского архиерея) была учреждена Славянская и Херсонская епархия с центром в Полтаве. Церкви, отошедшие Славянско-Херсонской епархии, ранее принадлежали Переяславской (см. Переяславская и Бориспольская епархия УПЦ), Киевской, Воронежской (см. Воронежская и Лискинская епархия ) и Белгородской (см. Белгородская и Старооскольская епархия ) епархиям. 28 нояб. 1786 г., после упразднения Новороссийской и Азовской губерний и образования вместо них Екатеринославского и Таврического наместничеств, епархия была переименована в «Екатеринославскую и Херсонеса Таврического». В результате новой реформы административно-территориального деления 21 дек. 1798 г. кафедра стала называться Новороссийской и Днепровской , ее центром стал Новомиргород (ныне город в Кировоградской обл., Украина). 4 дек. 1803 г. епархия вновь получила название «Екатеринославская, Херсонская и Таврическая», ее центр был в Екатеринославе (в 1797/98 - 1802 Новороссийск, с 1926 Днепропетровск, с 2016 Днепр). 9 мая 1837 г. Екатеринославская епархия была разделена на 2 епархии: Херсонскую и Таврическую 2-го класса и Екатеринославскую и Таганрогскую 3-го класса. Местопребыванием Херсонско-Таврического архиерея была назначена Одесса (основана в 1794) - центр Новороссийского и Бессарабского генерал-губернаторства (1822-1874), объединявшего Херсонскую, Екатеринославскую и Таврическую губернии, а также Одесское, Таганрогское, Феодосийское и Керчь-Еникальское градоначальства. 20 июля 1837 г. Херсонско-Таврический архиеп. Гавриил (Розанов) прибыл в Одессу. Его резиденция должна была находиться в одесском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре (близ Б. Фонтана), но удаленность мон-ря от города делала его непригодным для размещения епархиального управления, поэтому архиерей поселился при Покровской ц. Впосл. под архиерейскую резиденцию был передан дом гр. Потоцкого на Софиевской ул. Кафедральным стал Спасо-Преображенский собор в Одессе (построен в 1794-1808). В 1837 г. в Одессе были созданы органы епархиального управления и попечительство о бедных духовного звания. В состав 1-й Херсонской консистории вошли настоятель одесского Успенского монастыря архим. Порфирий (Успенский), благочинный одесских церквей прот. Иаков Сотниченко, настоятель одесской институтской церкви прот. Михаил Павловский, прот. Михаило-Архангельской ц. Петр Казанский, прот. одесской греч. церкви Иоанн Родостат.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Их несколько — этих тем. Я все их озвучивать не буду, потому что это такое все-таки стратегическое планирование. И мы не будем все карты открывать того, что мы хотим делать. Но тема экологическая была заявлена. И я, если можно, начну не с круглого стола, который прошел в храме Христа Спасителя, потому что это было некое представление, заявка такая, что ли, такая проба, когда там боксеры или кто-то разминаются… это пока просто мы примеривались к этому. Хотя, это была видимая часть айсберга, а в невидимой части айсберга были какие-то размышления, переговоры, разговоры и поиски единомышленников , которых мы достаточно быстро нашли. Но хочу начать с другой вещи. Мой духовный отец протоиерей Владимир Волгин всемосквично служил почти 17 лет, потому что ему просто власти не давали в те годы рукополагаться в Москве, служил в Курско-Белгородс кой епархии. 17 лет по деревенским приходам. Вот недавно я от него услышал такие слова… хотя я сам в свое время уехал к нему в эту деревню, жил там почти год и сам все это видел и помню очень хорошо… он сказал удивительные слова, что те крестьяне, которые жили на этой земле, которые ходили в храм… ну, в основном, это были, конечно, бабушки какие-то… у них, когда входишь — я это помню очень хорошо, потому что мы помогали им, занимались каким-то сельскохозяйстве нным трудом — у них… их, так скажем, среда обитания была насыщена как-то вот благодатью… «Благодатью» — даже это слово, наверное, употреблю. Потому что у них было все всегда очень аккуратно. Там все крестьяне хозяйственные, в общем-то. Вот я помню последний приход в Курской области. Там был достаточно большой колхоз. Там кроме колхоза у всех же есть своя земля, свои наделы. И все трудятся не покладая рук. Одинаково все, в общем-то, и крестьяне, и пожилые, там, бабушки, у которых свои огороды. И, вроде бы, все трудятся с утра до вечера, но заходишь на крестьянский двор, где люди не ходят в храм, и там крестьянский двор. то есть как он был столетие назад, так он и остался. Это грязь по колено, где рядом хлев и дом, все практически в одном месте.

http://sinfo-mp.ru/cerkov-i-ekologiya-sv...