Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЙЛИСА ДЕЛО Судебный процесс (25 сент.- 28 окт. 1913, Киев) по обвинению мещанина г. Василькова Киевской губ. Менахема Менделя Тевьева Бейлиса (1874-1934), приказчика кирпичного завода, в том, что он «по предварительному соглашению с другими лицами... из побуждения религиозного изуверства для обрядовых целей лишить жизни... Андрея Ющинского... 12 марта 1911 г. в городе Киеве... умертвил его, нанеся колющим орудием 47 ран... каковые... сопровождались тяжкими и продолжительными страданиями, вызвали почти полное обескровление тела» (Дело Бейлиса: Стеногр. отчет. К., 1913. Т. 3. С. 273). Тело 12-летнего воспитанника Киево-Софийского ДУ было обнаружено 20 марта 1911 г. детьми, игравшими на территории смежной с заводом усадьбы Бернера, в пещере. Первоначально предполагали, что убийство совершено матерью и отчимом Андрея Ющинского, желавшими получить в наследство капитал, положенный на счет мальчика его родным отцом. Улик против матери и родственников убитого, а также счета в банке на имя Ющинского следствием не было обнаружено. В соответствии с одной из основных версий в убийстве подозревались преступники, связанные с Верой Чеберяк, о деятельности к-рых, возможно, Андрей был осведомлен, т. к. дружил с детьми Чеберяк и часто бывал у них в доме. Нек-рые активисты, заинтересовавшись происшествием, проводили свои частные расследования. От студента В. С. Голубева, члена орг-ции «Двуглавый орел», в полицию поступила информация о приказчике кирпичного завода при евр. хирургической больнице, находящейся в заведовании купца М. И. Зайцева, М. Бейлисе. Сын В. Чеберяк Женя, привлеченный к следствию в качестве свидетеля, сообщил, что за неск. дней до обнаружения трупа он играл с Андреем в усадьбе завода Зайцева, но за ними погнался Бейлис, все разбежались, а Ющинского он «схватил и уволок к двум поджидающим неизвестным в странной одежде». 3 авг. 1911 г. Бейлис был арестован и привлечен к следствию в качестве обвиняемого. Виновным себя не признал.

http://pravenc.ru/text/77826.html

198. О настроениях современного юношества и доброе слово законоучителям И гнилой хлеб иногда кажется свежим, но стоит только разломить его, как зеленая плесень покажет его негодность. Многое, – ах, как многое! – у нас на Руси теперь напоминает этот гнилой, заплесневелый хлеб! Но если преподобный Сергий, после целонедельного поста, с благодарением Богу вкушал такой хлеб от которого летела пыль, то, несомненно, он глубоко скорбел бы душою, если бы жил в наше грешное время и был свидетелем того, что творится в дорогой ему родной Русской земле в наши дни. Да, всеконечно, и видит он, видят и все родные нам по духу угодники Божии, и возносят Богу свои теплые, скорбные молитвы о нашем вразумлении. На сей раз я хочу сказать слова два-три о настроениях юношества в наших школах – не о тех глупых ребячествах, какие оно позволяет себе, например, по поводу Бейлиса, а о той почве, на какой растут все подобные уродливые явления русской школьной жизни. Понадобился мне рисовальщик для моих народных изданий. В дорогом художнике не было надобности, ибо материал был готов: надо было только его использовать для цинкографа. Думаю: доставлю заработок кому-нибудь из учащихся в художественных школах: с готового рисунка перерисовать – дело не хитрое. Обращаюсь к начальнику одного такого училища. Он говорит, что рисовальщика найти можно: есть способные юноши. Только вопрос: какого содержания будут рисунки? Отвечаю: рисунки к житиям святых, к евангельской истории и под. – Ну, на это едва ли найдется охотник, – говорит начальник. – Почему же? – спрашиваю я. Он как-то многозначительно пожал плечами и улыбнулся. – Да в чем дело? – спрашиваю я. – А в том, – говорит, – что наша молодежь таких тем недолюбливает: ладаном пахнет. Из дальнейшей беседы мне стало ясно, что большинство молодежи заражено неверием и стыдится Христа, что их наставники – конечно, за некоторыми исключениями, – не только не дают примера веры своим ученикам, но в своем поведении в отношении к вере дают печальный пример, а те, в коих еще не погасла вера, боятся и стыдятся напомнить о ней ученикам, чтоб те не считали их отсталыми, ретроградами, мракобесами. И это в так называемых “христианских” школах! Чувствуется, что если бы кто из учащих или начальствующих потребовал от учащихся исполнения христианских обязанностей, то, если не последовала бы немедленно вспышка протеста, то такой “ханжа” был бы подвергнут жестокому бойкоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Честь и слава русским исследователям Арктики! К 110-й годовщине последнего в мировой истории Великого географического открытия, совершенного русскими военными моряками 04.09.2023 1090 Время на чтение 7 минут В понедельник, 4 сентября, в 14.00 у могил контр-адмирала Б.А. Вилькицкого и генерала Корпуса гидрографов А.И. Вилькицкого на Смоленском Православном кладбище (Санкт-Петербург, Василеостровский район, ст. м. «Приморская») пройдут заупокойная лития, возложение цветов и памятное собрание. Сбор участников в 13.30 у центрального входа на Смоленское Православное кладбище (возле храма Смоленской иконы Божией Матери). 3 сентября исполнилось 110 лет со дня последнего крупного географического открытия человечества. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) открыла новую землю. Имя начальник ГЭСЛО Бориса Андреевича Вилькицкого уже в сентябре облетело весь мир, сменив на передовицах русских газет имя Менделя Бейлиса ( в это время в Киеве шёл судебный процесс о ритуальном убийстве хасидами мальчика Андрея Ющинского, главным обвиняемым был М.Бейлис, об этом писали все газета. – Ред.). Россия приросла 37000 квадратными километрами суши и обширными территориальными водами на арктическом шельфе. Это открытие стало закономерным итогом бурного развития России в правление последнего русского царя. Ни одной стране мира в те годы такая задача была не под силу. Ледоколы экспедиции «Таймыр» и «Вайгач» были построены всего за 2 года и 5 месяцев от начала проектирования до подъёма флагов – по нынешним временам, небывалая скорость! Притом что Россия до этого не только не строила ледоколов, но даже устоявшегося слова «ледокол» не было в русском языке. В документах того времени «Таймыр» и «Вайгач» называются «транспортами». Россия собрала выдающуюся плеяду моряков-полярников, накопив за три десятилетия огромный опыт плавания и проведения исследований во льдах. История трёх названий северного архипелага весьма сложна. В советские годы она обросла домыслами и легендами, позволившими участникам ГЭСЛО, оставшимся в России после революции, продолжить трудиться на благо Родины, продолжить дело освоения русской Арктики.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/04/ch...

М.А. Глаголева-Пальян Скачать epub pdf Свидетели правды: от «дела» Бейлиса к делу Глаголевых Оправдание без вины осужденного человека (например, по фамилии Дрейфус или Бейлис) как исторически значимое, мировое событие – таков новый горизонт человечности, «просвет» на пороге XX века… В открытие этого горизонта внес свою лепту свидетель защиты Менделя Бейлиса профессор-гебраист Киевской Духовной Академии священник Александр Глаголев 1 . Избавление от клеветы ни в чем не повинного согражданина, киевского еврея, обрело правовую силу прецедента, обозначило предел беззаконию. Подсудимый (как это случается и сегодня) пассивно-«бездеятельно» претерпевал то, что на протокольно-тюремном языке именуется «делом». Снятие ложных подозрений и облыжных обвинений, оправдание человека: в такой отчетливой правовой форме приобрел широкую огласку, но, по сути, только приоткрылся смысл того большого исторического дела, с которым связано глаголевское имя. Прямой, «физический» смысл этой инициативы (еще не отчеканенный в правовых формулах) выразил отец Александр Глаголев, когда встал на пути погромщиков, шедших крушить подольские лавки. Тогда с ним вышли против бесчеловечности прихожане храма Николая Доброго, верные своему настоятелю и другу. Но насколько одинок был его путь в последующие глухие годы, вплоть до допросов и гибели в 1937 году? Настоятель разрушенного храма Николая Доброго не принимал навязываемого ему статуса одиночки, изгоя, «отщепенца» – не следует и нам сводить его дело к «исключению из правила». Первая мировая война годами фронтовой бойни, миллионами «оптовых смертей» (О. Мандельштам), казалось, изгнала лицо и личность с исторической сцены, заслонила приоткрывшийся горизонт новой человечности. Большевизм и гражданская война навязали тот взгляд на вещи (классы, группы, прослойки), который три четверти века не позволял ни различить размах глаголевского дела, ни вдуматься в его подлинный смысл. Свидетелем правды, ключевым свидетелем глаголевского дела спасения людей стал Алексей Александрович Глаголев: четыре года спустя после гибели отца в Лукьяновской тюрьме, он принимает крест служения священника 2 . С первого дня (точнее, ночи) трагедии Бабьего Яра в Киеве спасительным ковчегом для многих еврейских семей стал дом Глаголевых на Подоле и Варваринская церковь . 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Легендарная икона из Абиссинии обрела имя и историю. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Легендарная икона из Абиссинии обрела имя и историю 18.10.2023 13:10 Версия для печати Ранее «фламандская картина из Абиссинии» была известна зрителю только в черно­белой репродукции. Фото:  Martin Bailey/The Art Newspaper Корреспондент The Art Newspaper Мартин Бейли разыскал и подержал в руках одно из самых таинственных сокровищ, вывезенных британскими войсками из Эфиопии. Мир впервые увидел цветное изображение иконы, а ее реституция теперь лишь дело времени. Икона с изображением Христа в терновом венце, являвшаяся эфиопской святыней, теперь известна не только в старой черно-белой фотографии. The Art Newspaper провела расследование, позволившее установить имя ее владельца и получить качественный цветной снимок. В 1864 году между Эфиопией, с IV века христианской страной, и Британией произошел конфликт, переросший в военное столкновение. В 1867–1868 годах англичане ввели в страну войска и взяли штурмом крепость Макдала, где находилась императорская резиденция. Чтобы избежать плена, Теодрос II застрелился в своей спальне. Вместе с войсками в страну прибыл агент Британского музея Ричард Холмс, который был послан туда за древностями. Икону Холмс снял со стены буквально над телом императора. Однако в музей она не попала, осев в его собственной коллекции. По-видимому, это Холмс опубликовал ее изображение в 1905 году в Burlington Magazine как «фламандскую картину из Абиссинии».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Конференция о " Деле Бейлиса " пройдет в мемориальной синагоге Москвы В еврейском конгрессе убеждены, что 100-летняя годовщина " Дела Бейлиса " — повод задуматься о современных проблемах. МОСКВА. Конференция, посвященная 100-летию " Дела Бейлиса " — одного из самых резонансных судебных процессов дореволюционной России — пройдет в мемориальной синагоге на Поклонной горе Москвы во вторник, сообщили РИА Новости организаторы мероприятия. " Дело Бейлиса " — судебный процесс по обвинению приказчика киевского кирпичного завода Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего Андрея Ющинского. В качестве подозреваемого Бейлис провел в тюрьме два года, а затем был оправдан судом присяжных. " В Российском еврейском конгрессе убеждены, что 100-летняя годовщина " Дела Бейлиса " — повод задуматься о современных проблемах общества " , — отметил пресс-секретарь Российского еврейского конгресса (РЕК) Михаил Савин. По словам представителей РЕК, судебное разбирательство, проходившее в Киеве в октябре 1913 года, стало знаковым моментом в истории российского правосудия и поворотным — для судеб российского еврейства. " Процесс расколол общественное мнение, и в то же время сплотил прогрессивную адвокатуру, общественных деятелей, писателей в попытке противостоять мракобесию и ненависти на национальной и религиозной почве " , — говорится в сообщении пресс-службы РЕК. На заседании, которое состоится в Мемориальной синагоге на Поклонной горе, выступят известные юристы, деятели культуры, публицисты и писатели. Ведущий — президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник.   Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/4191227.html

11. Так можно ли изобразить Сталина в церкви? Культ           25 12. Гонения. Так можно ли изобразить Сталина в храме?      26 13. Мёртвая вода. Отсутствие                                                   28 14. За что ненавидят? Чудо юродивых                                    30 15. Война                                                                                    32 16. Право жить всем                                                                  34 17. Зачем война шла так долго                                                36 18. Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр»                                       37 19. Шоа                                                                                      41 20. Бабий Яр. «Дело Бейлиса». Евреи и русские                  43 21. «Зубы грешников сокрушил еси…»                                  45 22. Сребролюбие. Вавилон и Революция                              46 23. Сребролюбие. Гой ло касаф ( Соф. 2:1 )                          51 24. Траян и Григорий Двоеслов                                              53 25. Священник Дмитрий Дудко о Сталине                            56 26. Послушник                                                                         58     1. Победа. Об изображении Сталина в церкви Накануне 9 мая 2020 года поднялись голоса протеста против возможности изобразить Иосифа Сталина в воинском храме, посвящённом Победе в Великой Отечественной войне ( http://rusk.ru/st.php?idar=87399 ; есть и на других ресурсах). Логика предполагавшегося изображения понятна: Сталин был Верховным Главнокомандующим победителей, и если изображают советских солдат и военачальников, то странно было бы не изображать и его. Логика протеста тоже проста: Сталин возглавлял страну, в которой были страшные гонения на христианскую веру и Церковь, и поэтому положительно изображать его в сакральном пространстве церкви нельзя. Лица, подписывающие протест, все светлые, любят Христову Церковь и историческую Россию. Многие из них возвращают нам имена новомучеников и исповедников, имена деятелей русского Белого движения и русской эмиграции, хранившей образ прежней Руси.

http://radonezh.ru/2023/08/29/revolyuciy...

Опубликованное в ведущих газетах, это заявление вызвало реакцию власти, выразившуюся в уголовном преследовании подписантов, число которых составило 25 человек (так называемое «Дело 25 адвокатов»). Помимо Соколова, среди тех, кто поставил свои подписи, также значился и Керенский. Суд, состоявшийся в июне 1914 года, приговорил Соколова и Керенского как инициаторов к тюремному заключению на 8 месяцев, а остальных подписантов обращения на шесть месяцев. «Реакция широких кругов общественности вызвала ярость тех, кто инспирировал дело Бейлиса, и 25 видных адвокатов, подписавших резолюцию, были отданы под суд. Среди них был и я, вспоминал Керенский . Наш процесс открылся в окружном суде Санкт-Петербурга 3 июня и продолжался до 6 июня 1914 года - до начала войны оставалось менее восьми недель. Нас горячо поддержала пресса и общественные деятели, независимо от их политических взглядов. Несколько ранее дело Бейлиса подверг уничтожающей критике в консервативном органе печати " Киевлянине " лидер правых в Думе В. Шульгин . (...) Поскольку в новом Уголовном кодексе 1903 года не было статей, относящихся к нашему " преступлению " , нам вынесли обвинительный приговор согласно статье 279 закона времен Екатерины II за распространение " клеветнических " анонимных писем. (...) Н.Д. Соколов, как один из основных авторов, и я, как инициатор принятия резолюции, были приговорены к восьми месяцам тюремного заключения и лишению прав быть куда-либо избранными». Впрочем, наказание тут же было смягчено и тюремный срок заменили запретом заниматься адвокатской практикой на соответствующий срок. Продолжая общение с левыми думцами, Соколов в октябре-ноябре 1916 года участвовал вместе с Керенским в конспиративных собраниях, проходивших на частных квартирах. Большевик А.Г. Шляпников вспоминал, как в начале 1917 года хорошо осведомленный Соколов сообщал ему, что «кто-то» из либеральной и военной оппозиции готовит дворцовый переворот. А когда началась Февральская революция, Соколов сразу же стал ее активным сторонником и участником. И хотя Соколову не суждено было войти в плеяду самых известных политических деятелей Февральской революции, вклад он в нее внес немалый.

http://ruskline.ru/history/2016/12/06/ro...

В дни Первой российской революции, 26 ноября 1905 года, петербургскую квартиру Соколова посетил лидер большевиков В.И. Ленин . Связано это было с тем, что на квартире революционно-настроенного адвоката проходило заседание Исполнительного комитета Петербургского Совета рабочих депутатов, в ходе которого обсуждался вопрос о тактике борьбы с царским правительством. Как адвокат Соколов выступал защитником в ряде политических процессов в Митаве и Риге, пока в сентябре 1906 года не был выслан временным генерал-губернатором Прибалтийского края В.У. Соллогубом. Впрочем, это не помешало Соколову продолжить адвокатскую деятельность, защищая в судах революционеров. Он выступал по делам Г.С. Хрусталева-Носаря, И.И. Фондаминского-Бунакова, военной организации РСДРП, редакторов «Начала», «Северного голоса», «Вестника жизни» и др. А.Ф. Керенский вспоминал: «В конце октября года] мне позвонил известный адвокат Н.Д. Соколов: " Вам выпал случай принять участие в политическом процессе " . Я радостно вскричал: " Когда, где? " " Наша группа защитников отправляется в Кронштадт на крупный процесс по делу о бунте на крейсере " Память Азова " . В нем замешан один из руководителей социалистов-революционеров Фундаминский-Бунаков, и мы взялись защищать его и матросов. К сожалению, в тот же день, 30 октября, начинается еще один политический процесс в Ревеле по делу крестьян, разграбивших поместье местного барона. Вам следует отправиться в Ревель и взять это дело на себя» . В скором времени и Керенский и Соколов окажутся членами одной масонской организации Великого востока народов России. Известно, что Соколов был членом Верховного совета Великого востока народов России, членом лож «Гальперна» и «Гегечкори», через которые поддерживал связи с левыми и либеральными политиками, включая депутатов Государственной думы. В 1912 году Соколов сам выдвигался на выборах в IV Думу от Санкт-Петербурга, но депутатом избран не был. Отметился Н.Д. Соколов и в нашумевшем «деле Бейлиса», предложив на общем собрании присяжных поверенных при Санкт-Петербургской судебной палате принять заявление, касающееся этого громкого процесса. В заявлении выражался протест «против извращения основ правосудия, проявившегося в создании процесса Бейлиса, против возведения в судебном порядке на еврейский народ клеветы, отвергнутой всем культурным человечеством, и против возложения на суд не свойственной ему задачи пропаганды идей расовой и национальной вражды. Это надругательство над основами человеческого общежития унижает и позорит Россию перед лицом всего мира, и мы поднимаем свой голос в защиту чести и достоинства России» .

http://ruskline.ru/history/2016/12/06/ro...

Отбыв воинскую повинность вольноопределяющимся в 3-й гренадерской артиллерийской бригаде и выдержав экзамен на чин прапорщика запаса, Василий Маклаков экстерном окончил юридический факультет Московского университета. Ему снова предлагали остаться на кафедре, но Маклаков предпочел правозащитную деятельность. Он начал работать помощником таких известных адвокатов как А.Р. Ледницкий и Ф.Н. Плевако, а к 1901 году стал присяжным поверенным округа Московской судебной палаты, участвуя во многих политических и вероисповедных судебных процессах. Подзащитными Маклакова были взбунтовавшиеся крестьяне, бастовавшие рабочие, оппозиционные деятели, сектанты. Последних адвокат не раз защищал по личной просьбе Л.Н. Толстого, с которым был достаточно хорошо знаком и некоторое время даже увлекался его учением. Среди тех, кого Маклакову удалось выручить, был и видный большевик Л.Б. Красин. Однако симпатиями к социалистическим идеям Маклаков не проникся. «Мне приходилось в судах защищать революционеров-фанатиков, которые ставили ставку против власти на Ахеронт, вспоминал он. Я уважал их героизм, бескорыстие, готовность жертвовать собой и для других, и для дела; я мог искренне отстаивать их против жестокости и беспощадности репрессий государственной власти, тем более что она часто на них вымещала свои же грехи и ошибки. Но я не мог желать победы для них, не хотел видеть их в России... властью, вооруженной тем произволом, против которого они раньше боролись и который они немедленно восстановили бы под кличкой революционной законности, и даже революционной совести» . Но, пожалуй, самым громким процессом, принесшим ему большую популярность в либеральных кругах и вызвавшее негодование в консервативной среде, стало нашумевшее «дело Бейлиса». Талантливо проведя задачу защиты обвинявшегося в ритуальном убийстве христианского отрока иудея Менделя Бейлиса, Маклаков во многом способствовал оправданию своего подзащитного. Не без оснований Маклаков считался одним из лучших адвокатов России и, по свидетельству М. Горького, послужил одним из прототипов главного героя романа «Жизнь Клима Самгина».

http://ruskline.ru/history/2016/11/29/ru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010