18-го минувшего мая академическая корпорация схоронила одного из лучших своих представителей и симпатичнейшего из людей, профессора по кафедре свящ. Писания Ветхого Завета Ивана Степановича Якимова . Часто недомогавший вследствие с детства еще полученной болезни, покойный не раз был близок к смерти. Но отчасти молодость, отчасти искусство врачей отвращали угрожавшую опасность. Академические сослуживцы, настоящие и бывшие слушатели Ивана Степановича, равно как и родные, знакомые и почитатели и на этот раз не теряли надежды на его выздоровление и к первым слухам о его болезни отнеслись довольно спокойно. Увы! этой надежде не суждено было исполниться. Лютый недуг сломил уже раньше надломленный организм и в ночь с 15 на 16 мая Ивана Степановича не стало. При первом же известии о его кончине поспешили заявить свое сердечное участие осиротевшей вдове покойного и помолиться об упокоении его души над его бездыханным телом все знавшие и уважавшие покойного и прежде всех его сослуживцы по академии и слушатели. Те и другие заботливо следили за ходом болезни и в роковую ночь некоторые из них неотлучно находились при одре умирающего и вместе с его неутешной супругой приняли его последний вздох. Утренние и вечерние панихиды усердно посещались молящимися. Студенты, чередуясь, непрерывно читали псалтирь во все время, пока тело стояло в квартире и потом в академической церкви до самого отпевания. В пятницу в 12 часов дня отслужил панихиду в квартире покойного бывший ректор академии протопресвитер И. Л. Янышев, высоко ценивший Ивана Степановича и как профессора, и как человека. В тот же день в 6 часов вечера совершен был торжественный вынос смертных останков покойного в академическую церковь нынешним ректором академии, преосвященным Арсением, епископом ладожским, при соучастии десяти протоиереев и священников, отчасти сослуживцев покойного по академии, отчасти его товарищей. Гроб был несен на руках профессорами и студентами во всю дорогу до самой академической церкви. В субботу в 10 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/v...

В ночь с 25 на 26 февраля в селе Белосток Луцкого района на Волыни топором зарублен настоятель местного храма игумен Илия (Хамаза). 28 марта ему исполнилось бы 30 лет. Источник: Патриархия.ru В ночь с 25 на 26 февраля в селе Белосток Луцкого района на Волыни топором зарублен настоятель местного храма игумен Илия (Хамаза). 28 марта ему исполнилось бы 30 лет. Труп обнаружил священник Владимир Мелесь из соседнего села Садов. Накануне они с погибшим договорились, что утром поедут по церковным делам в Луцк. Долгое время отец Владимир звонил на мобильный и домашний телефон отца Илии. Не дождавшись его в договоренном месте, отец Владимир поехал к нему домой. Войдя в дом, в котором настоятель местного храма жил один, он увидел бездыханное тело своего друга с топором в голове. Игумен Илия (в миру — Игорь Хамаза) жил в центре села в доме во дворе Свято-Михайловского храма. Раньше возрождал Крестовоздвиженский Чарторыйский мужской монастырь в Маневицком районе. В сельском приходе Белостока служил два с половиной года, собирался возродить мужской монастырь, привести в порядок целебный источник. В прошлом году был возведен в сан игумена. По словам местных жителей, отец Илия был любим прихожанами, всегда пускал в дом всех нуждающихся, но сбережений у него не было, грабить у него было нечего. «Такого священника никогда не было, — говорит местная прихожанка Валентина. — Терпеливый, внимательный. Ребенок у кого испугается — идут к нему за спасением. И за убийц молился, и за тех, кто от рук убийц погиб, и за тех, за кого некому помолиться». «С первого дня полюбили его, — рассказывает супруга местного диакона матушка Лидия. — Только пришел, сразу спросил, на каком языке служить — на украинском или церковнославянском. Мы захотели на украинском. Ласковый был. Мечтал хор детский организовать. Дети его любили. Мы хотели ему на день рождения спеть «Отец мой духовный»». В Свято-Михайловском приходе 500 прихожан из сел Белосток и Горзвин. Храм, построенный в 1638-м году, посещают также жители сел Воютин и Гать. Несколько лет назад из храма похитили чудотворную Белостокскую икону Божией Матери. Игумен Илия молился о ее возвращении.

http://pravmir.ru/na-volyni-zverski-ubit...

Бысть «Господь с Тобою» не только благодатным присутствием, но и существенным в Тебе вочеловечением. «Благодать» непостижимо высокая! «Радость» безмерно светлая! Но какие мраки облегали Тебя, живая и живоносная Обитель Света! Еще Он не возсиял от утробы Твоей, как близ Тебя возстала буря помышлений сумнительных, и едва, омрачив, не низложила стража Света, Иосифа. Тогда, как Божественный Свет из яслей отразился в небесах, и небесная о Нем слава отозвалась на земли, – тогда как Он озарял и простодушных пастырей и дальновидных волхвов, – Ирод и весь Иерусалим с ним смутились от близости Света, и царь подвигся на смертную брань против безоружнаго младенца, и Тебе, Матерь Света, надлежало убежать во тьму Египта, бояться возвращения в отечество Света, Иудею, и еще удалиться «к людям, седящим во тме и сени смертней, – в Галилею языков» ( Mamф. IV. 15, 16 ). Праведный Симеон, один из не многих, рано не только увидел, но и узнал, и на свои руки принял «Свет в откровение языков» ( Лyk. II. 32 ): но что же? Когда сей Свет осветил для него будущее, тогда он оружием пророческаго слова предварительно пронзил душу Матери Света, которой суждено было быть пронзенной оружием скорбей крестных: «и Тебе же самой, – сказал он, – душу пройдет оружие» ( Лк.2:35 ). Божественное провозглашение Иисуса на Иордане, Его светолитие на Фаворе, торжество Его учения и чудес довольно ли озаряло радостию Тебя, Благодатная, мы не довольно знаем: а то и в Писании нам открыто, и по собственному нашему, хотя несовершенному в любви сердцу, нам понятно и ощутимо, как многи, разнообразны, продолжительны, глубоки долженствовали быть скорби Твои о Твоем Божественном, но в человеческия немощи облекшемся Сыне, когда Ты видела Его, то в изнурении от подвигов, то в пререкании у народа, то в опасности от врагов, то наконец в руках врагов; когда против Него возносимые вопли и хуления, Ему наносимые удары и раны поражали Твое сердце; когда Он вместо Себя дал Тебе чужаго 612 сына; когда Ты видела Его последний взор, слышала Его последний глас, сопровождала Его бездыханное тело. Свет воскресения Его, без сомнения, осиял Тебя обильнее всех: но не тем ли паче, как после молнии ночь, темною и безвидною должна была остаться для Тебя 613 земная жизнь, когда Он сокрылся в вознесении на небо? И сия ли есть судьба «Благословенныя в женах» – сперва быть сиротствующею матерью после умершаго на кресте Сына, потом от воскресшаго и присноживущаго в небесной славе Сына, вновь остаться на земли сиротствующею матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пушкинские цитаты в " Великом инквизиторе " Достоевского 01.11.2007 1061 Время на чтение 20 минут Совпадающие слова в " вербальных параллелях " , своего рода скрытые цитаты, то есть цитаты, не выделенные как таковые автором анализируемого текста, можно бы назвать " булавками " , пришпиливающими аллюзию к прецедентному тексту, несомненно доказывающими ее осознанное автором присутствие. Однако у Достоевского встречаются и отдельные слова, выделенные как цитаты, и не разглядеть их в таком качестве (причем - в качестве именно точных цитат, привлекающих для участия в тексте Достоевского вполне определенные тексты) оказывается не безвредным для адекватного восприятия произведения. Речь пойдет о пушкинс ких цитатах, служащих своего рода введением в диалог Христа и инквизитора в " Поэме о великом инквизиторе " . По видимости они даны для характеристики места действия: " Проходит день, настает темная, горячая и " бездыханная " севильская ночь. Воздух " лавром и лимоном пахнет " . Среди глубокого мрака вдруг отворяется железная дверь тюрьмы, и сам старик великий инквизитор со светильником в руке медленно входит в тюрьму " (14, 227-228). В комментариях к академическому собранию сочинений эти взятые в кавычки слова названы одной " измененной цитатой " из трагедии А.С. Пушкина " Каменный гость " : Приди - открой балкон. Как небо тихо; Недвижим теплый воздух - ночь лимоном И лавром пахнет... (15, 559) И однако " бездыханная " - слишком характерное слово, чтобы счесть его " изменением " строки " недвижим теплый воздух " . Когда мне пришлось в очень ограниченные сроки готовить комментарии к Собранию сочинений Ф.М. Достоевского в 9 томах, я готова была впасть в отчаяние: передо мною здесь очевидно вторая пушкинская цитата, но понятно, что я ни за что не успею ее найти. Выручил Валентин Семенович Непомнящий. Цитата была атрибутирована мгновенно: " Отрывки из путешествия Онегина " , конец последней строфы: И бездыханна и тепла Немая hoчь[iv]. Тут стало понятно, что все только начинается...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Навсегда, говорит схимница, остался у меня в памяти светлый образ покойного старца батюшки Макария. Когда я его узнала, мне было всего 14 лет от роду. Попала я в Оптину по особенному случаю, со своими давно уже теперь покойными родителями. Это было в год начавшейся страшной Крымской кампании, когда за недостатком офицеров покойным Государем Николаем Павловичем издан был указ – всех окончивших курс в классических гимназиях и пригодных к военной службе гимназистов выпускать в полки прямо офицерами. Для этого назначены были и экзамены раньше времени. Кончились они у нас в Калужской гимназии в феврале. Мой старший брат был один из назначенных к производству как отлично кончивший курс гимназии, притом атлетического сложения, несмотря на то что имел только 16 с половиной лет. Таково было и его собственное непреодолимое желание быть военным. Все наши предки старших в роде сыновей отдавали в военную службу. Так и мои родители старшего сына с детства предназначали быть военным; а меньший брат должен был оставаться при родителях. Но Бог судил иначе. Окончив экзамены, брат мой представлен был, по просьбе моего отца, в драгунский полк, где уже давно служил отцов племянник, наш двоюродный брат Д.К., которому мой отец хотел препоручить юного офицера. Но вот мой брат на радостях, катаясь на масленице, сильно простудился и слег в постель. Не быв прежде никогда больным и не привыкши лежать, он долго не поддавался недугу и тем обманывал себя и свою мать, страстно его любившую и ходившую за ним. Между тем, болезнь была серьезная – воспаление легких, которая от несвоевременного медицинского пособия обратилась в скоротечную чахотку. Через две недели дни его уже были сочтены. Болезнь шла быстро в юном организме. Через месяц он уже был покойник и лежал на столе, именно в тот день, когда пришла бумага о принятии его в драгунский полк. Горе отца невозможно было описать; а про мать и сказать трудно. Сын этот ее был первенец, которого она так любила, что при нем как будто у нее других детей и не существовало. Правду сказать, что покойный брат мой по своему характеру и стоил этой любви. Никакое баловство матери не могло испортить этого простого, доброго мальчика. Умер он с замечательным присутствием духа, с христианским полным напутствием, которого сам пожелал. Испросив у всех в доме прощения и примирившись со всеми, чувствуя сам приближение смерти, последнюю ночь уговорил свою мать пойти отдохнуть, говоря, что ему очень хорошо, и без нее мирно отошел ко Господу. Утром никто не решался сказать ей о смерти сына. Но она сама взошла к нему и лишь только увидала бездыханное его тело, как тотчас же лишилась рассудка. Она неистово хохотала, плясала, рвала на себе одежду, волосы, силилась поднимать покойника, открывала ему глаза; при панихидах ломала свечи, бросала их в образа и Бог знает что говорила; даже хула вырывалась у нее на Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Скачать epub pdf Воздаяние праведникам и грешникам См. также: Муки вечные . 569. 147. Видение сестры пресвитера загробного воздаяния праведникам и грешникам См. также: Ад ; Блуд ; Видение ; Девы падшие ; Детоубийство ; Клирик ; Рай ; Слава человеческая . Старец, украшенный сединой, поведал, что один пресвитер из наших стран, муж чудный и много времени проведший в подвиге и со многим старанием прилежавший к чтению Священных Писаний, рассказывал следующее: “Была у меня, – говорил он, – сестра – девица, молодая летами, но приобретшая старческий разум. Она проводила все время в посте и воздержании. Сидела она однажды около меня и вдруг, откинувшись на спину, пробыла безгласна и бездыханна целый день и ночь. На следующий день в тот же час, как бы восстав от сна, была она в страхе и ужасе. Когда же я спрашивал, что случилось с ней, она просила оставить ее в покое, пока пройдет немного душевный страх и обретет она возможность рассказать о том, что ей было показано. “Ибо, – говорила она, – превышает и зрение, и слух то, что видено было мной хорошего и худого.” В слезах провела она много дней, не хотела слышать и слова от кого-нибудь и сама не говорила даже с близкими. Имена некоторых часто вспоминала со слезами и, стеная, оплакивала их. Я имел большое желание узнать о виденном ею, она едва уступила моей просьбе и начала говорить: “В тот час, когда я сидела около тебя, два неких мужа, с седыми волосами, сановитые на вид, одетые в белые одежды, придя и взяв меня за правую руку, приказали следовать за ними. Один из них, державший в руке жезл, простер его к небу и отверз его, приготовляя нам доступ туда. Потом они привели меня на некое место, где перед храмом стояло великое множество Ангелов; двери же храма нельзя описать словами. Когда же я вошла внутрь, увидела возвышенный престол и рядом с ним многих Ангелов, красотой и величием превосходящих тех, которые стояли снаружи. На престоле сидел Некто, Своим светом всех освещающий, Которому, припадая, все поклонялись. Ведшие меня повелели и мне поклониться Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В ветхозаветные времена двенадцать еврейских племен переселились в Египет. В то время Иосиф, бывший сыном ветхозаветного патриарха Иакова, был соправителем фараона. Но после того как покровитель израильского народа умер, евреи  оказались в невыносимых условиях. Египтяне стали использовать переселенцев в качестве рабов и не позволяли покинуть страну. Трудности жизни иудеев усложнялись тем, что им не позволялось совершать жертвоприношения Единому Богу. Сотни лет плена стали следствием того, что народ стал утрачивать веру в единого Бога. Одним из тех немногих, кто сохранил благочестие, был пророк Моисей. Господом на него была возложена миссия — вывести еврейский народ из Египта. Моисей просил фараона отпустить его соплеменников. Но властитель ослушался, и разгневанный Господь наслал на Египет десять бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев на египтян обрушивалась новая казнь. После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет. Описание На полотне  изображено десятое и последнее бедствие, обрушившееся на Египет: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота» ( Исх.12:29 ).  Действие разворачивается в покоях фараона. Перед нами кульминационный момент противостояния фараона Богу, когда кара за неповиновение обрушивается и на его собственную семью , в результате чего у египетского правителя умирает его сын. Альма Тадема это печальное событие передает с глубоким психологизмом. Фараон представлен с голым торсом, на его голову надет традиционный головной убор – немес, в руке его цветок лотоса. На руках правителя, застывшего, словно каменная статуя сфинкса, в неподвижном безмолвии, бездыханное тело горячо любимого им сына, первенца, к которому прильнула, исполненная горя и отчаяния мать. Рядом с фараоном подобно застывшим статуям замерли погруженные в глубокий траур слуги.

http://azbyka.ru/art/smert-starshego-syn...

Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего - храмовой праздник Мцхетского патриаршего собора в честь 12 святых апостолов, именуемого Свети-Цховели (что означает в переводе с грузинского " Животворящий Столп " ). По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень нешвенное одеяние Спасителя ( Ин. 19, 23 ) - попал в древнюю столицу Грузии г. Мцхета следующим образом. Элеазар (или Элиоз), раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима еще в 70 г. до н. э., получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде ( Ин. 19, 23-24 ; Пс. 21, 19). В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной. Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. Х. - 55 г. по Р. Х.) не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон. Праведная Сидония (память 1 октября) была тайно предана земле братом своим Элиозом в царском саду Мцхета. Об этом рассказал святой равноапостольной Нине первосвященник карталинских евреев Авиафар - потомок раввина Элиоза. Он уверовал во Христа, услышав толкование святой Нины древних пророчеств о Мессии, и как они исполнились на Господе Иисусе Христе. Обращенный святой равноапостольной Ниной ко Христу, грузинский царь Мириан (265-342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спалили, и его ствол хотели использовать как основной столп для поддерживания главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.

http://patriarchia.ru/db/text/912870.htm...

Также Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок 19 мая. ПРАВМИР. В 3-ю Неделю по Пасхе Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Мироносицы – носящие миро. Это те женщины, которые в ночь Воскресения Христова спешили ко гробу Господню с миром в руках, чтобы по восточному обычаю возлить благовонные ароматы на бездыханное Тело своего Учителя. Также Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок. Не все имена этих жен-мироносиц нам известны. Евангелисты и Священное Предание сохранили нам ряд имен: Мария Магдалина, Мария – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария – сестры Лазаря, Сусанна и другие. Среди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хузы, домоправителя царя Ирода; простые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой рыбака. Женщины, идя ко гробу, рассуждали, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, — «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, ещё сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его». Вместе с женами-мироносицами в третью Неделю по Пасхе вспоминают праведников Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, что снимали Тело Христово с Креста, пеленали, но, прежде всего, – оставались с ним при Распятии Его, тогда как из апостолов там был только Иоанн, а другие Его ученики в унынии и недоумении удалились. Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Иисуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Иисуса плащаницей.

http://pravmir.ru/nedelya-zhen-mironosit...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза) " Описания иконы Описание иконы Никейская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным. Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». Икона Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Прославилась в 304 году в византийском городе Никее. Один из воинов по имени Константин, увидев икону Божией Матери, бросил в неё камень, затем разбил икону и стал топтать её ногами. На следующий день, во время военных действий, нечестивец погиб, пораженный камнем в голову. Предание гласит, что отцы Первого Вселенского собора, услышав об этой истории, постановили петь перед Никейской иконой песнь, начинающуюся словами: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». Часто эти слова иконописцы помещают на самой иконе, а преподобный Андрей Критский включил их в канон к празднику Преполовения Пятидесятницы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небесных хлеб…» Описание иконы Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Прославилась эта икона в 304 году, во время осады Амиром города Никеи, находящегося в Малой Азии. Некто Константин, увидев икону Богоматери, решил совершить поругание над ней: он схватил камень, бросил его в икону, разбил ее и затем начал попирать ногами. В следующую ночь ему явилась во сне Богородица и сказала: — Ты учинил великое поругание Мне; знай, что ты сделал это себе на погибель. Наказание святотатца не замедлило последовать. Во время сражения, когда Константин вместе с другими устремился на стены для отражения неприятеля, он внезапно был поражен в голову камнем и пал бездыханным. Об этом событии было рассказано отцам первого Вселенского собора, которые и установили петь перед этой иконой Богородицы: «Бысть чрево Твое святая трапеза».

http://pravicon.com/icon-45

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010