Вторая половина XV века ознаменована деятельностью Дионисия (ок. 1450 – ок. 1520), выдающегося иконописца-мирянина, работавшего вместе со своими сыновьями. Наиболее впечатляющим памятником его творчества является ансамбль фресок Ферапонтова монастыря. Образы Дионисия лишены драматизма, присущего многим византийским настенным изображениям святых: фигуры – торжественные и статичные; лики – спокойные и просветленные. Обращает на себя внимание намеренное искажение пропорций человеческого тела: у Дионисия соотношение головы к телу равно 1 или даже 1:10, что создает ощущение вытянутости, воздушности фигур. Значительное место в ансамбле Ферапонтова монастыря занимают многофигурные композиции, такие как «Страшный Суд», «Акафист», «Семь Вселенских Соборов». В цветовой гамме Дионисия преобладают мягкие тона – голубой, сиреневый, светло-коричневый, золотисто-бежевый. Композиция «Акафист» представляет собой серию иллюстраций к Акафисту Пресвятой Богородицы – произведению византийской поэзии, созданному неизвестным автором в VI или VII веке. Каждому икосу и каждому кондаку Акафиста соответствует своя фреска, отражающая его содержание. Подобные композиции встречаются в храмах Греции и Сербии XIII-XIV веков, однако, по мнению исследователей, очевидна «самостоятельность, независимость дионисиевского воплощения Акафиста при сопоставлении с более ранними из сохранившихся фрагментов, исполненных его предшественниками». Сцены из жизни Богородицы последовательно проходят перед взором зрителя, причем некоторые сцены встречаются многократно в разных вариантах. В частности, «Благовещение» представлено четыре раза. В первом случае (икос 1) Ангел представлен слетающим с неба; Богородица стоит в полный рост; Ее жест выражает изумление. Во втором случае (кондак 2) Ангел стоит перед Богородицей, а Она беседует с ним сидя; жест Ее правой руки выражает удивление. В третьем случае (икос 2) Ангел в одежде другого цвета стоит перед Богородицей, а Она отвечает ему, встав с седалища; на этот раз жест Ее правой руки выражает согласие со словами Ангела. В четвертой сцене (кондак 3) Богородица вновь сидит перед стоящим Ангелом; обе Ее руки подняты. Так живописец при помощи жестов и поз передает динамику беседы Богородицы с Ангелом – от изумления к смиренному согласию перед волей Божией. В целом композиция «Акафист» представляет собой грандиозный гимн Богородице, свидетельствуя о глубоком почитании, которым Матерь Божия была окружена на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сретение. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. Использование контрапоста создает впечатление движения, расположения в пространстве фигур наподобие античных статуй (напр., бессребреники Косма и Дамиан, праотцы, вмч. Димитрий Солунский). Головы нек-рых святых (вмч. Феодора Тирона, праотцев, праведников в композиции «Сошествие во ад») окружены своеобразной тенью-контуром, усиливающей впечатление трехмерности, что является особенностью росписей храма Протата (Ibid. Σ. 39). Той же цели служит живопись драпировок, подчеркивающая объем благодаря использованию 2, 3 и более оттенков одного цвета. Постепенная их смена и проработка фактуры четкими линиями передают не только складки одежды, но и пластику тела, скрытого тканью, иногда буквально, напр. задрапированная рука мч. Геласия, к-рой он придерживает край одежды. Градация цветовых оттенков и выделение светом выступающих поверхностей придают одежде жесткость и металлический отблеск, к-рые подчеркивают эффект рельефности, напр. у фигур ап. Иоанна Богослова или прав. Симеона Богоприимца в композиции «Сретение». Мягкость и гибкость движений и жестов отличают фрески храма Протата от достаточно статичных и массивных композиций ц. Перивлепты (Ibid. Σ. 41). Наряду с нарочито выразительными ликами старцев - пророков, праотцев, апостолов - соразмерными и умиротворяющими показаны детские и юношеские лики, напр. Христа Еммануила, сидящего на коленях Богоматери (сев. предалтарный столб), вавилонских отроков Анании, Азарии и Мисаила, юных воинов-мучеников. Мастер стремился передать пластичность лика. Светлыми штрихами, положенными поверх вохрения, подчеркиваются выпуклость лба, округлость щек, рельеф небольшого носа и подбородка. Выписывая опущенные уголки губ и глубокие тени вокруг глаз у Богомладенца, мастер передает трагическое знание о грядущей Жертве (о стиле и смысловом содержании поклонных икон см.: Teteriatnikov. 1999). В отличие от яркой, насыщенной колористической палитры мастеров Михаила и Евтихия Панселин использовал в драпировках разбеленные оттенки - голубой, серебристо-серый, сиреневый, зеленоватый, розовый холодного тона и терракотовый (напр., хитон ап. Фомы), бежевый, фисташковый, изысканные сочетания холодных серовато-жемчужных цветов с розовым и багряным (одежды свт. Потапия и мч. Геласия), и со светло-лиловым (хитон мч. Ореста).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

- Нам директор запретил выходить на митинги, - рассказывает мне 17 лет проработавшая в соборе экскурсовод Анна Тарасова. - Так я снимаю бейджик и все равно иду. Я, единственный кормилец своих детей и 90-летней матери, теперь без работы?! По телевизору каждый день рассказывают, что в Исаакии экскурсоводы проводят атеистические экскурсии?! Это я-то, 17 лет рассказывающая про евангельские сюжеты?! Пусть приедут, послушают. Обзывают нас " либерастами " ? Я, между прочим, голосовала за " Единую Россию " и радовалась возвращению Крыма, я - типичный " Крымнаш " . Мой духовник говорил: человек от священника должен уйти утешенным. Равнодушие к неутешенности и неуспокоенности музейных работников, поднявших три храма из запустения, не сказанное им " спасибо " , просто ошеломляют. Устами самых искусных своих спикеров - настоятеля Сретенского монастыря, епископа Егорьевского Тихона и главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды Церковь пыталась успокоить людей: научная музейная деятельность уцелеет и, может быть, даже увеличится. Но общих заверений людям мало. К тому же то и дело слышится несентиментальное: возьмем только лояльных (лояльные не всегда лучшие профессионалы) и намного меньше количеством. Но переживания за себя для музейщиков - не самое главное. Еще острее переживание за собор. Многие из них уверены: Церковь не удержит собор как величайший памятник культуры из списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Конечно, у нее есть опыт удачных реставраций, вроде реставрации Александро-Невской Лавры. Но это, как правило, особые ситуации. Из общего ряда их выделяет богатый спонсор, долгий реставрационный опыт настоятеля, его же отменный вкус. Но примеры не делают ситуацию типичной. Музейщики ведут постоянный разговор как минимум о неаккуратности церковного обращения с уникальной церковной культурой. В Петербурге в глаза гостю и горожанину бросается новый варварский бежевый цвет стен и колонн Казанского собора. - Камень собора по правилам реставрации, надо было почистить, а не красить, музейщики и реставраторы это знают, - рассказывает Александр Квятковский. - А вместо этого на собор нанесли материал, который не дает камню дышать.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Подойдя к святыне, можно увидеть большое сооружение в стиле ренессанса, окруженное двумя колокольнями. Святыня увенчана тремя куполами, самый высокий из которых достигает 46 м, это примерно высота 15-этажного дома (!). Кафедральный собор Святого Духа может вместить до 4 000 прихожан одновременно. Вход в святыню украшает рельеф с символами архиерейской власти (власти священнослужителей): митрой – головным убором епископа; жезлом; крестом. Перед храмом установлен памятник первому митрополиту православной церкви на Буковине и настоятелю Святодуховского собора – Е. Гакману. Ранее кафедральный собор в Черновцах имел розовый цвет, что сложно сочеталось с его архитектурной ценностью. В 2018 г. по желанию настоятелей и прихожан святыню перекрасили в бежевый цвет, что значительно больше подходит собору. Почему роспись в святилище нарисована так высоко? Фрески в храме создал австрийский художник К. Йобст. Рисунки покрывали стены и тянулись до потолка собора, но приход советской власти сказался даже на святыне Московского патриархата. Все рисунки, до которых смогли добраться без специальной техники, просто смыли. Частично разрушили и иконостас. Сейчас нижняя часть алтаря – это восстановленная копия, а верхняя часть – оригинальная. В черновицком соборе Святого Духа хранится дубовый крест с частицей Истинного Креста, на котором распяли Иисуса. Также здесь похоронены мощи св. великомученицы Варвары, покровительницы военных и шахтеров. http://md-ukraine.com Кафедральный собор Святого Духа в городе Черновцы был возведен по приказу православного религиозного фонда Буковины на протяжении 1844-1864 г.г. в стиле итальянского ренессанса. Этот храм построили по образцу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Собор расположен к югу от центра города, на полпути от Дома краевого правительства к Армянской церкви и Украинскому дому. Собор - каменный, трехъярусный, крестово-купольный, с двумя башнями-колокольнями, поражает посетителей своим величием и красотой. В его архитектурном решении доминирует монументальный купол высотой 46м. Стены - штукатуренные, кирпичные, а крыша покрыта медным листом. Над его центральным входом находится рельефное изображение символов Архиерейской власти - Креста, Жезла и Митры.

http://sobory.ru/article/?object=09961

В восемь началось всенощное бдение и длилось оно до часу ночи. Утром в 7 Литургия. Затем трапеза, после которой выбегаем из Зографа, нагруженные своей поклажей. Митя с отцом и Дмитрий Минский остаются в Зографе, чтобы потом идти в Хиландар, это сербский монастырь. Мы с отцом Сергием выходим в компании послушника Ивана – он из Латвии, но в Болгарском монастыре собирается остаться. Погода портится, идет дождь, а мы спешим по горной дороге вниз к пристани, где примерно в час дня идет паром на Уранополис. Опаздывать нельзя - паром уйдет, и кораблей больше не будет.      Дождь лил все сильней. Я уже весь мокрый, хорошо что есть запасная кофта. Навстречу едет полицейский джип, и Иван, простившись с отцом Сергием и со мной садится к полицейским по направлению обратно в монастырь. Мы торопимся. Когда спускаемся ближе к морю, становится понятно, что наши планы рухнули. Штормовой ветер и дождь. В такую погоду паром не причалит к пирсу, если даже и выйдет в море. Сидим и чего-то ждем. Пытаюсь найти людей, чтобы спросить: что делать и куда бежать. Перспектива тянуть рюкзаки на гору обратно в Зограф по дождю и мокрой глине не радует. Нашел какого-то монаха, но он по-английски не говорит. Все, что я понял, это парома и ждать не стоит: " ноу ферибот " .      Отец Сергий идет на разведку, а я изучаю карту пытаясь понять, как пешком дойти до Уранополиса по горам. По карте вроде часов на пять, если с дороги не сбиться. Ладно, думаю, что это мы все на свои силы полагаемся, нужно обратиться к Богородице, она хозяйка здесь, и все решится. Открываю акафист, только начал читать, бежит отец Сергий. Берем вещи и бегом на площадь к пристани. Там стоит бежевый Лендровер Дефендер, за рулем батюшка какой-то. Кидаем вещи и едем назад в горы. По дороге он объясняет, довольно неплохо говоря по-русски, как нам пешком дойти до Уранополиса. Сверяюсь с навигатором, вроде все верно.      Высаживаемся на горе, прощаемся, батюшка говорит, что если идти по дороге, то может нас кто и подберет. Рюкзаки на плечи и вперед.

http://pravoslavie.ru/70736.html

Нам с детьми в этих стенах и с этими людьми тепло и уютно… Зарисовки паломника о посещении Пюхтицкого монастыря – обители, насельницы которой всем улыбаются. В половине восьмого вечера в храм заглядывает один из последних лучей заходящего солнца. Широкий и неожиданно тёплый, он в одно мгновение успевает вызолотить киот и до сияния отполировать серебряный оклад старинной иконы Преображения Господня, а потом устремляется наискосок прямо к чудотворной иконе Успения, напоследок осветив огромный, в человеческий рост, букет цветов, благоухающий перед главной храмовой иконой всем пюхтицким «разноцветьем» и, в особенности, невероятной красоты лилиями, белыми, розовыми и лиловыми, аромат которых чувствуется и на другой половине храма, где стоим мы с детьми. Икона Успения Пресвятой Богородицы в Ильинском скиту Через несколько минут луч солнца, на прощание скользнув по гранитным ступеням собора, погаснет. Солнце скроется за одну из многочисленных туч, которые весь день похаживали над эстонским местечком Куремяэ, то и дело проливаясь на головы сестёр и пока ещё немногочисленных паломников сильным и резким кратковременным ливнем. Монастырю 123 года, каждый год монахини мхом выкладывают новые цифры Основная часть паломников приедет в монастырь в субботу, мать Игнатия сказала нам, что на традиционный Успенский крестный ход из Васкнарвы в Куремяэ записалось около тысячи человек. Начало Успенского крестного хода Во всех монастырских помещениях, включая чердаки гостиниц, и даже в храмах готовят места для ночлега. В этот раз мы сумеем пройти лишь четвёртую часть пути, первые восемь километров до остановки в селе Яама, и девятилетний Ваня, который в прошлый раз, два года назад, основную часть крестного хода проехал на сопровождавшем шествие монастырском микроавтобусе, даже скажет с некоторым сожалением: – У меня только стопы устали, а сам я не устал! Если заменить стопы, я бы еще столько же прошёл. Крестный ход на первом переходе Солнце вернётся в Успенский собор рано утром в субботу, к началу полунощницы, словно обойдя храм вокруг. Сноп света появится с восточной стороны и через высокие окна алтаря пройдёт над царскими вратами и дотянется до свечной лавки в противоположном углу, чтобы к херувимской песне, по мере восхода солнца, собрав мельчайшую взвесь пыли по всему храму, остаться в алтаре. В отвесном солнечном луче, который займёт всё пространство алтаря, будет плавать уже не пыль, а клубы фимиама, а на охваченную сиянием оконную раму будет больно смотреть, пока наконец священник не задёрнет светло-бежевый полог над царскими вратами…

http://pravmir.ru/lyudi-i-stenyi-pyuhtit...

А сейчас, прежде чем уехать, мои соратники обучат Вас умению открывать в случае необходимости замки сундуков и сейфов, а также использовать яд и усыпляющие средства. Поймите, что это знания, необходимые для того, чтобы Вы могли справляться с теми заданиями, осуществление которых - я не преувеличиваю – связано с риском для жизни. Савву провели в соседнюю комнату, где на длинном массивном столе стояли несколько сейфов и сундуков со специальными замками, приобретенными в самых известных немецких мастерских Аугсбурга и Нюрнберга, славящихся тем, что они являются наилучшими поставщиками имперских и княжеских домов по всей Европе. Ему объяснили принципы работы сложных механизмов, а также показали приёмы обращения с отмычками. После этого появляется один бледный, сухощавый дядечка, весь в чёрном, с водянистыми голубыми глазами, который ведет его в кабинет, полный стеклянных реторт и колб с различными химикатами, растворами и немаленькой библиотекой, состоявшей как из книг в тяжёлых переплётах, так и покрытых пылью стопок исписанной бумаги. Затем последовала лекция об использовании различных видов ядов и усыпляющих средств, находившихся в маленьких стеклянных пузырьках, уложенных в плюшевых лотках внутри поданной Владиславичу деревянной шкатулки. В крышке под невидимой перегородкой хранился лист пергамента с подробными инструкциями по применению. После завершения обучения Савва и Сальваторе попрощались со своими хозяевами и по тому же пути - через Церковь Святого Марка - вышли на площадь. Савва краем глаза замечает один силуэт, который быстро скрылся за углом базилики в Salle de Salvadego. «Бог знает, за кем он тут шпионит и кого преследует?» Их пребывание в Дворце Дожей, то есть в церкви Святого Марка, несомненно, не осталось незамеченным любопытными глазами, растворёнными в громкой, красочной толпе на площади и вокруг неё. От Дворца Соранца до базилики Сан-Джованни э Паоло (святых Иоанна и Павла) Савва добрался пешком незадолго до того момента, когда колокол оповестил о наступлении полудня. Просторная площадь украшена прекрасным зданием Скуолы ди Сан Марко (Палаты Братства Святого Марка), построенной в ранневизантийском стиле с фасадом из истрийского камня и белого мрамора. Бледно-бежевый цвет фасада Скуолы выгодно выделяется на фоне примкнувшей к нему кирпичной базилики доминиканцев, выстроенной в стиле итальянской готики. А перед ними – конная статуя знаменитого кондотьера Бартоломео Коллеони, работы флорентийца Андреа Де Вероки

http://ruskline.ru/opp/2022/03/29/zabyty...

С первых шагов посетитель, зашедший внутрь Знаменского храма диву даётся, с каким высоким художественным вкусом оформлены его интерьеры! Они выдержаны в мягких, тёплых пастельных тонах: охра-бежевый-цвет слоновой кости. Тут есть белый, но нет вызывающего белого, напоминающего о евроремонте и финских лакокрасочных покрытиях; есть золотой, но нет повсеместной, всеохватной позолоты - позолоты до безвкусицы. Сразу чуствуешь любовь к храму тех, кто его оформлял, и тех, кто его в таком состоянии поддерживал. Основной объём компактен и хорошо освещён за счёт шести больших окон в верхнем ярусе; на контрасте с ним в приделах, под сводами и в особенности в трапезной с низкими потолками, где царит полумрак. Получается так, что основной объём - своего рода всплеск света в приглушённом, спокойном храмовом пространстве, располагающем к вдумчивой, умиротворённой молитве. Хоры расположены на втором этаже трапезной, в восточной части, и раскрываются внутрь основного объёма. Иконостас - в русских традициях, высокий (почти во всю высоту восточной стены), четырёхъярусный; его золочение и затейливый, но опять-таки без вычурности, орнамент прекрасно гармонируют с мягкими пастельными тонами стенописи. Даже не сразу замечаешь, что исполнение росписей соответствует скорее европейской, а не традиционной русской школе. Особенно впечатляют изображения в потолочных плафонах. В трапезной - сцены из земной жизни Христа и евангелисты, их традиционное место - в парусах при переходе от четверика к восьмерику, но в этом храме в отсутствие восьмерика их перенесли на потолок. В основном объёме - Воскресение Христово над иконостасом. В церкви три придела и четыре престола: главный освящён в честь иконы Богоматери " Знамение " , придельные - во имя Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четвёртый престол, во имя святого мученика Трифона - приставной. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Комментарии и обсуждение Церковь имеет два придела - Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=03724

Вообще, честно скажу, не нравится мне вообще это словоупотребление: все эти «сглазы», «порчи», «испуги», «заговоры» и прочий народно-оккультный набор. Что-то вроде того, как в бытность художником, не любил обыденных названий цвета, типа «салатовый», «бежевый» и т.п. То ли дело – соответственно краскам: «ультрамарин», «кобальт зеленый», «глубая ФЦ», «краплак»… Сразу понятно, о чем речь, а то… «салатовый»! Ну и потом, знаете, что-то в самом вокабуляре этом «попахивает». Затхлостью какой-то несет, словно в избушку на курьих ножках попал. Такое чувство, словно разговариваешь на какой-то языческой фене, когда произносишь эти слова. Видимо, словарь, сформированный оккультным сознанием, обладает каким-то приобщающим эффектом. Со словами, вообще, так. И словарь, сформированный в лоне определенной религии или культуры тоже, пусть косвенно, приобщает к источнику своего происхождения. В чем, кстати, ценность церковно-славянского языка. Но это уже немного о другом. Прошу прощения, что отвлекся. Итак, что можно сказать человеку, пришедшему с недоумением по сглазу? Существует ли он в природе, бывают ли «глазливые» люди, или это всё – элемент народной мифологии, суеверие и мракобесие? Да, существует. Вот отрывок из переписки прп. Амвросия Оптинского: «„От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов” молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя. Но употреблять воду, в которую опускают горящие угли с молитвой, и кропить этой водой суеверно и грешно. У нас на то есть крещенская вода». То есть сглаз – это мистический феномен психоматериального бытия (если пользоваться терминологией Н.О. Лосского), создающий за счет людского неверия, маловерия и малодушия, благоприятную почву для возникновения и возбухания всевозможных суеверий, и распространения мракобесия. Поясню примером из жизни. Давно это было. Не заре моего настоятельства в богоспасаемом городе Маарду, когда храм на горке (предположительно искусственного происхождения, будто бы, Петровский редут) еще только строился. Был у меня  замечательный прихожанин Александр. Очень такой, знаете ли, хороший, порядочный человек. Что-то в нем было такое естественное, внутренне здоровое. И вот, как-то раз поехал он в Белокаменную. В один из прекрасных дней шел он по улице, шел себе, шел и поравнялся со старушкой. Обычная такая старушка, сухонькая, улыбчивая. А Саша – парень высокий, стройный, атлетически сложенный. А старушка так внимательно, улыбаясь смотрит на него и говорит ему ласково, какой он весь из себя красавец, какой высокий, молодой, здоровый, да осанка у него, да то, да се… Ласково так, с улыбкой говорит, кивает и говорит, говорит… Только странно: и голос у нее мягкий, и интонации умиротворяющие, и слова такие хорошие, а Сашу что-то аж к земле пригибает, скрючивает, горбит!..

http://pravmir.ru/sglaz/

Для фресок характерны перепады масштабов изображений: в верхних регистрах находятся сцены с мелкими фигурами, в нижних - крупные фронтальные образы святых. В аскетичном колорите преобладают 2 цвета - коричнево-бежевый и сине-серый. Легкий, эскизный рисунок, стремление к обобщенности формы, многофигурные композиции, лаконичные пейзажи, сложные ракурсы, эмоциональная выразительность поз и жестов, световые акценты свидетельствуют о том, что росписью руководил греч. мастер столичной выучки. По мнению Царевской, в этом фресковом ансамбле эллинистическая традиция соединяется с принципами аскетического искусства. Св. воин. Фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью. 80-е гг. XIV в. Св. воин. Фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью. 80-е гг. XIV в. Направление, тяготеющее к академичному стилю, представляет собой 2-я группа памятников, истоки к-рой долгое время связывали с южнослав. живописью. Центральное место среди них занимает роспись Преображенской ц. на Ковалёве, заказанная новгородским боярином Афанасием Степановичем с супругой (согласно надписи над зап. входом в храм). Большая часть росписей погибла при пожаре 1386 г. Представление о стенном декоре церкви, утраченном в годы Великой Отечественной войны, помогают составить реставрационные работы, начавшиеся в сер. XX в. Впервые в древнерус. живописи и в Новгороде появляются: изображение тетраморфа в росписи купола, композиция «Предста Царица одесную Тебе» на сев. стене храма, что долгое время служило основанием для атрибуции фресок этого памятника южнослав. мастерам. Среди многочисленных фигур святых в нижней части храма - воины, преподобные, столпники и аскеты, а также пророки. Небольшой размер, замкнутость сцен, плотность живописи и детализация нек-рых изображений позволяют предположить, что подобные росписи могли выполняться иконописцами. Яркий насыщенный колорит, пластичность живописи, белильные блики, завершающие построение формы, устойчивость и статичность монолитных фигур, отсутствие динамики и экспрессии отличают этот фресковый ансамбль от памятников 1-й группы.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

  001     002    003    004    005