Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Продолжатель Беды Достопочтенного (Continuatio Bedae) Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов Манускрипт Мура В году 731-м король Кеолвулф отрекся, был пострижен и потом вернулся к власти; епископ Акка изгнан со своей кафедры. В году 732-м Эгберт стал епископом Эборака вместо Вилфрида. В году 733-м, в восемнадцатый день до сентябрьских календ в третьем часу до полудня случилось затмение солнца, так что весь его круг как бы покрылся черным и ужасным щитом. В году 734-м, во второй день до февральских календ луна перед рассветом стала кроваво-красной, потом сделалась черной и, наконец, восстановила нормальный свой цвет. Другие манускрипты В году 732-м Эгберт стал епископом Эборака вместо Вилфрида; скончался Кинеберт, епископ Линдисфарнский. В году 733-м архиепископ Татвин, получивший паллий от апостольской власти, посвятил в епископы Алвика и Сигфрида . В году 734-м архиепископ Татвин скончался. В году 735-м Нотельм был посвящен в архиепископы , и епископ Эгберт стал архиепископом, получив первым после Паулина паллий от апостольского престола. Он посвятил в епископы Фридуберта и Фридувальда . Скончался священник Беда. В году 737-м великая засуха сделала землю бесплодной; Кеолвулф по собственному желанию принял постриг и передал власть Эдберту . В году 739-м скончались король западных саксов Эдильхерд 10 и архиепископ Нотельм. В году 740-м на место Нотельма был посвящен Кутберт 11; король мерсийцев Эдильбальд вероломно опустошил часть Нортумбрии, пока ее король Эдберт был занят войной с пиктами. Также скончался епископ Эдильвальд, и вместо него был посвящен в предстоятели Киневулф 12; были убиты Эрнвин и Эдберт 13. В году 741-м землю охватила большая засуха. Скончался король франков Карл, и на трон взошли его сыновья Карломан и Пипин 14.

http://sedmitza.ru/lib/text/440934/

В.В. Зверева (Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ 01–01–0038а) Беда Достопочтенный (672/3–735) – один из крупнейших ученых и богословов, учителей средневековой Европы, англо-саксонский святой, канонизированный римской церковью в 1899 г. Многочисленные сочинения Беды, посвященные практически всем областям христианского знания (комментарии на книги Святого писания, труды по истории, хронологии, грамматике, основам стихосложения, музыке, работы, в которых описывались Божественные творения и «природа вещей» были широко известны в христианском мире со времени их создания вплоть до новейшего времени 1 . Творчество Беды дает представление о том феномене, который исследователи называют «золотым веком» высокой христианской культуры англо-саксов (вторая половина VII – первая треть VIII в.). Об этом явлении в историографии написано немало; на протяжении столетия в работах то и дело высказывается удивление по поводу того, что неожиданный расцвет христианской культуры был возможен на «варварском севере» вдали от «цивилизации Средиземноморья» 2 . Период, когда к северу от Альп изучалось Писание, комментировались труды Отцов церкви, преподавались латинский и греческий языки, собирались богатые библиотеки, был сравнительно кратковременным. Его начало связано с обращением в христианскую веру англо-саксонских королей и их народов, со становлением церкви. В ней соединились традиции ирландского и римского христианства; но, несмотря на близость к Ирландии, англо-саксы приняли учение из уст миссионеров из Рима. Тесная связь с папским престолом, с церковью в Италии и Галлии, постепенное включение христиан Британии в общее духовное пространство с центром в Риме определило для современных исследователей облик англо-саксонской культуры в VII-VIII вв. В британских землях возникли крупные монастыри в Кентербери, Линдисфарне, Веармуте-Ярроу, Уитби, Мелрозе, Хексхейме и Рипоне, а при них – школы и библиотеки; в изучаемое время были составлены первые богословские труды, агиографические и исторические сочинения. В церкви англо-саксов сформировалась плеяда высокообразованных монахов, аббатов и епископов, писателей и ученых, христианских мыслителей и учителей, таких как Уильфрид Йоркский, Бенедикт Бископ, Альдхельм, Кеолфрид, святой Кутберт, Акка, Эгберт и многие другие. Пожалуй, самым выдающимся и, без сомнения, наиболее известным из деятелей христианской англо-саксонской культуры был Беда Достопочтенный .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Жития Агиографические и исторические труды «отца английской истории» св. Беды Достопочтенного. Агиография и историография для христианства, в сущности, одно и тоже: история есть история спасения, т. е. история святых. Такова и «Церковная история англов», главное творение Беды. К ней примыкает «История аббатов». Интересно к этим трудам относится «Письмо к Эгберту». Если две «Истории» Беду — действительно, по сути, жития, иконы, выявление святости в истории, то «Письмо к Эгберту» — критика церквной современности Беды. Из «Истории» Беды мы узнаем как надо, каков идеал, из «Письма» — как Беда хотел ввести этот идеал в жизнь. В этом же томе размещено «Житие Феликса». История — ряд примеров для подражания и ряд предостережений (так во всяком случае считал сам Беда). Приведем небольшой кусочек из труда Беды, который,, как можно надеяться, создаст нужный контекст для высказываний некоторых современных клириков о их «праве» на хорошие мaшuhs и т. п. Это по мимо, удивительного примера святости  и образца епископского служения, конечно: Жизнеописание святого епископа Айдана Среди прочих душеполезных уроков он преподал духовенству и полезнейший урок воздержания и самообладания; лучшим доводом в пользу его учения служило то, что он с его товарищами жил той же жизнью, которой учил. Ибо он не думал и не заботился о земных благах, но тут же с радостью отдавал первому встречному бедняку дары, полученные им от королей и сильных мира сего. Повсюду, в городе и деревне, он путешествовал не верхом, а пешком, если его не побуждала срочная необходимость. Когда же он в пути встречал людей, богатых или бедных, он всегда обращался к ним и, если они были неверующими, убеждал их принять таинство крещения. Если же они были верующими, он укреплял их в вере как словом, так и дарами милосердия и другими добрыми делами. Во всем его жизнь отличалась от вялости нашего времени; все окружавшие его, монахи и миряне, учились чему–либо–читали Писание или заучивали на память псалмы. Этим каждодневно занимались сам Айдан и все его спутники, где бы они не находились. Если же, как это нередко случалось, его приглашали на пир к королю, он шел туда с одним или двумя монахами и, вкусив немного пищи, спешил прочь, чтобы читать или молиться с остальными. В то время многие мужчины и женщины по его примеру стали поститься по средам и пятницам до девятого часа в течение всего года, кроме времени между Пасхой и Пятидесятницей. Ни из почтения, ни из страха не умалчивал он о грехах богачей, но вразумлял их суровым порицанием. Никогда он не давал власть имущим деньги, но лишь угощал их, когда принимал у себя в гостях; напротив, все деньги, полученные в дар от богатых, он, как мы уже сказали, тратил на помощь бедным или на выкуп тех, кто был несправедливо продан в рабство. Многие из тех, кого он выкупил, позднее сделались его учениками и после его наставлений и поучений приняли священство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЭДМОН [Лат. Cædmon] (2-я пол. VII в.), св. (пам. зап. 11 февр.), 1-й известный по имени англ. поэт. Практически все сведения о К. приведены Бедой Достопочтенным в «Церковной истории народа англов» ( Beda. Hist. eccl. IV 24). Его имя кельт. происхождения (вероятно, от бриттского - маленький боевой конь), но, по свидетельству Беды, К. сочинял стихи на родном языке - нортумбрийском диалекте древнеанглийского (in sua, id est Anglorum, lingua). К. был мирянином и жил на земле, принадлежавшей монастырю Стренескальк (ныне Уитби, графство Норт-Йоркшир), к-рый был основан в 657 г. св. Хильдой († 680), родственницей короля Нортумбрии Эдвина (ок. 616-633). К. не знал никаких песен и не умел петь; когда на пирах ему предстояло взять арфу и петь, он вставал и уходил домой. Однажды, покинув пир, К. отправился в хлев, поскольку была его очередь сторожить коров. Уснув, он увидел незнакомца, к-рый обратился к нему по имени и попросил спеть. К. ответил, что не умеет петь. Но незнакомец настаивал, чтобы К. все же спел о «начале творения» (principium creaturarum). И тогда К. неожиданно для себя произнес хвалебный гимн Богу Творцу. Беда Достопочтенный приводит примерный перевод этого произведения на латынь, отмечая, что невозможно передать столь искусные стихи без потери их «красоты и величия» (decoris ac dignitatis). В 21 рукописи «Церковной истории» (в т. ч. в 5 списках ее перевода на древнеангл. язык, сделанного в IX в.) на полях, между строк либо в конце кодекса записан также древнеангл. текст гимна К. (в рукописях древнеангл. перевода «Церковной истории» он помещен в основном тексте). Это короткое стихотворение (9 строк и ок. 40 слов) представляет собой вольное переложение начала кн. Бытие. В 2 самых ранних списках (Cantabr. Kk. 5.16 (т. н. ркп. Мура) и РНБ. Q.v.I. 18, 1-я пол. VIII в.) дан вариант на нортумбрийском диалекте, возможно близкий к тексту, известному Беде. В большинстве др. рукописей «Гимн Кэдмона» приведен в соответствие с нормами уэссекского диалекта, на основе которого в IX-X вв. сформировался лит. древнеангл. язык. Сопоставление различных текстологических семей «Гимна Кэдмона» указывает на то, что в ранний период, по крайней мере до IX в., он бытовал в устной традиции в неск. различавшихся между собой вариантах ( Cavill. 2000). Гипотеза, согласно которой древнеангл. стихотворение было создано позднее путем обратного перевода лат. текста Беды, отвергается большинством исследователей.

http://pravenc.ru/text/2462375.html

Письмо об Англии 16 Переезд из Остенда Любезный друг! Известное дело, что достопочтенный Беда говорит об Англосаксах идолопоклонниках, что они должны отрекаться от Чернобога и Сибы. Егингард называет Белбога в числе Саксонских богов. Итак, стихия Славянская в приморских Саксонцах не подвержена сомнению. Но в котором из их племён можем мы её найти? Коренные Саксы – бесспорные Германцы с примесью Скандинавской. Юты также Германцы, может быть с примесью Кимврской. Остаются Варны и Англы. И те и другие, по-видимому, принадлежат Славянским семьям; но Англы важнее Варнов и, следовательно, могли сильнее действовать на религию всего Саксонского союза и на его общественный быт, давая ему своих богов, давая его начальникам Славянское название Вледик (или Владык) и вводя в обычай – Славянский суд целовальниками или поротниками, т. е. присяжными. Англы перешли, как известно, из Померании, т. е. из Славянского поморья в Тюрингию, а оттуда к устьям Рейна, откуда они переселились в Англию и дали ей своё имя. Имя это связывается весьма ясно с именем царственного рода Инглингов или Енглингов (Енгличей), потомков Фрейера, бога придонского, от которого вели свой род Енгличи Скандинавские, так же как и князья Англов в Англии, называя его Ингви, Ингин или Ингиуни (Ингви Фрейр по Ара Фроде и Спорро). И так, в имени Инглинг, Енглинг или Англинг (Енглич или Англич) мы находим только носовую форму Славянского племенного имени Угличей (также как слово Тюринг совпадает со словом Тверич). Так думал я прошлого года в Остенде, где приятно делил время между купанием, шатаньем по бесплодным дюнам, пистолетной стрельбой и беседой с Русскими приятелями. Надобно же посетить землю Угличан, иначе Англичан, которая так близка к Остенду. Был тёплый июльский вечер. После чаю пошёл я гулять по городу. Часов в 10 зашёл в кофейную и вижу, что в 12 часов ночи отходит в Англию Тритон, лучший из пароходов, содержащих прямое сообщение Остенда с Лондоном. Я поспешил домой, сообщил это известие всей моей компании, и после очень короткого совещания решено было ехать. Полчаса сборов, да полчаса ужина, – и в половине 12-го отправились мы, большие и малые, на пристань. Гоголь нас проводил до пристани и пожал нам руку на прощание. Без четверти в 12 были мы на пароходе; в 12 часов заворчал котёл, завертелись колеса, и мы пошли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Скачать epub pdf Предисловие Разных природу вещей и быстротекущего века (saeculum) Коротко я изложил в главах совсем небольших, Раб божий Беда; а ты, мой читатель, прошу, со вниманьем К вечному дню – в небеса мысли свои обрати. Глава 1. О четырех сторонах Божьего творения 1 Божественная деятельность, которая сотворила мир 2 (saeculum) и управляет им, может быть разделена и рассмотрена с четырех точек зрения. Во-первых, мир сей в замысле слова Божьего не создан, а существует вечно: по свидетельству апостола, Бог предназначил нас для царства до начала времен этого мира. Во-вторых, элементы мира были сотворены в бесформенной материи все вместе, ведь [Бог], живущий вечно, создал все одновременно. В-третьих, эта материя в соответствии с природой одновременно созданных [элементов] не сразу преобразовалась в небо и землю, но постепенно, за шесть дней. В-четвертых, все те семена и первопричины [вещей], что были сотворены тогда, продолжают [развиваться] естественным образом на протяжении всего времени, в какое существует мир, так что вплоть до сего дня продолжается деятельность Отца и Сына, до сих пор кормит Бог птиц и одевает лилии. Глава 2. О формировании мира В самом начале творения были созданы из ничего небо, земля, ангелы, воздух и вода. Затем в первый день был создан свет, также из ничего; во второй день – твердь посреди вод; на третий – образ моря и земли вместе со всем тем, что в земле укоренено; на четвертый – небесные светила, из того света, что был создан в первый день; на пятый день – морские рыбы и птицы; на шестой – все прочие земные животные и человек, плоть которого была создана из земли, а душа из ничего; он был поселен в раю, который Господь насадил с самого начала. В седьмой же день отдыхал Господь – но не от управления сотворенным, ведь благодаря ему мы только и можем жить, двигаться и существовать, – а от творения новой субстанции. Глава 3. Что такое мир Мир есть вся вселенная, состоящая из неба и земли, образованная из четырех элементов и имеющая форму абсолютного 3 шара; [образована же она] из огня, которым светят звезды; из воздуха, которым дышит все живое; из вод, опоясывающих и пронизывающих землю и тем самым укрепляющих ее; наконец, из самой земли, которая пребывает в равновесии в середине и в самом низу мира 4 и висит неподвижно, в то время как вселенная вращается вокруг нее. Названо же небо словом mundus из-за своего совершенного и абсолютного изящества, так же как и у греков оно называется KOSMOS из-за своей красоты 5 . Глава 4. Об элементах 6

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Содержание Толкования на семь канонических посланий. Толкование на послание божественного Иакова Пролог Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5     В статье содержатся краткие сведения о жизни и литературной деятельности прп. Беды Достопочтенного , в частности – о его работах по толкованию Священного Писания . Статья предваряет впервые осуществленный перевод на русский язык экзегетического сочинения прп. Беды «Толкование на Послание Божественного Иакова». Прп. Беда (Beda, Baeda, Bedanus; память в день всех святых Британских островов в 3-ю Неделю по Пятидесятнице; в Римско-Католической Церкви – 27 мая) происходил из Нортумбрии (Сев. Англия). Родился в 672 или 673 г., предположительно в селении Монктон. В 7-летнем возрасте родственники отдали его на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермоут, аббатства свв. апп. Петра и Павла, из которого через год он был переведён в новооснованный монастырь того же аббатства в Ярроу. В этом монастыре Беда оставался до конца своей жизни. В возрасте 19 лет он был рукоположен во диакона, а в 30 лет стал пресвитером. Он почти никогда не покидал свой монастырь, лишь однажды совершив поездку в Линдисфарн, а в другой раз навестив в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского. Умер прп. Беда от болезни 26 мая 735 г. в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. его мощи были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. С IX в. св. Беду стали именовать «Достопочтенный» (Venerabilis). На Ахенском Соборе 835 г. он был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 октября 1899 г. папа Лeb XIII объявил прп. Беду Достопочтенного учителем Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован в Сурожской епархии Русской Православной Церкви по инициативе митр. Антония (Блума) как местночтимый святой 1 . Прп. Беда Достопочтенный был одним из виднейших учёных-энциклопедистов раннего средневековья. Хотя его богословское учение в целом носит несамостоятельный и компилятивный характер, все же его по праву считают одним из крупных западных богословов. Круг его интересов включал практически все известные тогда области знания: физику, астрономию, метеорологию, музыку, хронологию, историю, математику, риторику, грамматику, метрику. При этом он не только собирал и усваивал мнения предшествовавших церковных и светских писателей, но и стремился дополнить их. Сочинениям прп. Беды присуща простота и лаконичность. Их объединяет идея о необходимости написания кратких сводов знаний, которые были бы пригодны для обучения наукам и для наставления в вере 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Беда Достопочтенный. Творения Наследие Беды Достопочтенног огромно. Стихи, переводы отдельных книг Библии на англосаксонский, экзегитические и богословские  труды, гомилии, жития, сочинения по хронологии и грамматике. Беда Достопочтенный — один из самых влиятельных писателей раннего Средневековья. Беде Достопочтенному принадлежит одна из первых историй Англии. В собрание творений Беды Достопочтенного вошли: знаменитая «Церковная история народа англов» и примыкающие к ней «Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу», «Письмо Эгберту», «Житие блаженного Феликса», «Книга о природе вещей» и «О счете времени». I. Жuзhь и труды магистра Беды Заканчивая в 731 г. от Рождества Христова свою «Церковную историю народа англов», монах Беда из североанглийского монастыря Ярроу мог рассчитывать на благодарную память потомков. В отличие от безымянных хронистов, прилежно дополнявших записи предшественников собственными, он с полным правом поставил свое имя под невиданным прежде трудом–первой историей Англии. Правда, сам он ценил это сочинение не слишком высоко–в списке его работ, приведенном в конце «Истории», оно стоит в самом конце, уступая место комментариям к Священному Писанию. Их Беда составлял всю жизнь «для собственного блага и для пользы братии»   — мало кто из поступавших в монастырь знал латынь, и он считал своим долгом просвещать и поучать послушников. Для этой же цели он перевел на родной англосаксонский язык Символ веры и основные молитвы, а перед самой смертью начал перевод Евангелия от Иоанна. Ради просвещения и поучения им были написаны также трактаты по хронологии, естественной истории, стихосложению. Ради этого он написал и «Историю», которая стала итогом его многолетней и многотрудной деятельности. Материал для нее он, по собственному признанию, черпал «из всех достойных доверия источников» . Эти источники разбивались на три основные группы: сочинения историков поздней античности и раннего Средневековья, писания отцов церкви и устные предания, сообщенные ему многочисленными информаторами из разных концов Британии. Всю эту мозаику фактов и легенд Беда сумел с редким для своего времени искусством соединить в единую картину истории родного острова. Такие разные темы, как чудеса святых, войны и союзы королей, природные явления и даже поведение животных, он освещал с одинаковым мастерством рассказчика и присущим ему здравым смыслом. Нарисованные им яркие картины прошлого Англии вошли в школьные хрестоматии. К тому же Беда владел важнейшим для историка свойством–умением выделять главное в хаосе письменных и устных свидетельств и соединять полученные факты в единую причинно–следственную цепь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Беда (Бэда) Достопочтенный Профессиональные интересы: История Церкви, Библеистика, Богословие, Вспомогательные дисциплины Краткая биографическая справка: Беда (Бэда) Достопочтенный (673–735) [лат] – богослов и историк, учитель церкви (doctor ecclesiae), автор многочисленных комментариев к книгам Библии, Экзегетические компиляции и сочинение  " Quaestiones " ( " Вопросы " ), в которых, в частности, Б.Д. богословские самостоятельно рассуждал о свободной воле, позволяют историкам относить его к предшественникам схоластики. Ему же принадлежит трактат о летоисчислении в истории (Пасхальные таблицы до 1064 г.), где впервые было применено летоисчисление Дионисия Малого " от рождества Христова " . Труд Б.Д. " Церковная история народа англов " принадлежит к числу важнейших исторических источников. Здесь история Англии рассказана начиная с вторжения Юлия Цезаря в Британию до 731 г. Б.Д. был известен как церковный поэт. Заметный след оставил Б.Д. как грамматик – сохранились его работы, посвященные латинскому языку.  Библиография работ о персоне: Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л.: АН СССР, 1964.   Вайнштейн О.Л. Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли от начала средних веков до наших дней . – М.; Л., 1940. Гвоздецкая Н.Ю. Бэда: Монах, ученый, поэт//Интеллектуальная история в лицах: Семь портретов мыслителей Средневековья и Возрождения. Иваново: Коллектив авторов, 1996.

http://bogoslov.ru/person/2599088

Святой Павлин Йоркский Святитель Павлин Неизвестно, когда в Йорке появилась первая христианская церковь, но можно предположить, что это было во времена римского господства – в период с I по III век. Йорк, носивший римское название Эборак, был очень значимым городом. Предание сохранило имена трех местных епископов – Самсона, Пирама и Тадиока, но все они фигуры призрачные, и нам известно о них совсем мало, равно как и о христианской жизни в Йорке до VII века. Святитель Августин после первых успехов проповеди на юго-востоке Англии писал в Рим святому папе Григорию Двоеслову, что весьма нуждается в помощниках. Как пишет святой Беда Достопочтенный, первыми (и самыми выдающимися) миссионерами, приехавшими в 601 году помогать святителю Августину, были «Меллит , Иуст , Павлин и Руфиниан». Они все были отправлены святителем Григорием из его монастыря во имя святого Андрея, который располагался на Целийском холме в Риме. Святой Павлин (память 10/23 октября) был римлянином по происхождению; Беда Достопочтенный описывает его так: человек «высокого роста, с темными волосами и тонким орлиным носом». Святой Павлин обосновался в столице королевства Кент Кентербери, где и провел 24 года. Сюда были привезены облачения, священные сосуды, мощи святых, алтарные покровы, украшения для церквей и «многочисленные книги». Когда святой король Кента Этельберт (память 15 февраля) пожелал выдать свою дочь Этельбургу замуж за короля Нортумбрии Эдвина (тогда еще язычника), монах (или, скорее, иеромонах) Павлин был призван к иному служению. Получив обещание от короля Эдвина, что в Нортумбрии не будет чиниться никаких препятствий христианской вере, архиепископ Иуст Кентерберийский совершил 21 июля 625 года над святым Павлином, «человеком, любимым Богом» (как пишет святой Беда), хиротонию во епископа. Ему поручили миссию на севере, а также доверили Этельбургу и людей, отправлявшихся вместе с нею. Святой Павлин стал личным священником Этельбурги, он ежедневно совершал литургию и давал ей наставления. Сначала святой Павлин именовался «епископом нортумбрийцев». И так как Эдвин показал готовность следовать в жизни и вере христианскому учению, то святой Павлин надеялся преуспеть в роли миссионера. Открывалась долгожданная возможность для миссии святителя Августина продвинуться с юга Англии дальше на север, о чем миссионеры не переставали усердно молиться. Ясно, что намерением святителя Павлина было не только «предотвратить с помощию Божией отпадение от веры тех, кто прибыл с ним, но и обращать по мере сил своею проповедью язычников к вере», «принести народу знание христианской истины» (святой Беда). И ради этого он непрестанно трудился.

http://pravoslavie.ru/32404.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010