Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ IX. воспитание христианского сердца. по духовным беседам преподобного старца Алексия Зосимовского (1846 – 1928) 1. Умение брать на себя душевные страдания ближнего Покойный батюшка, отец Алексий всегда был снисходителен к истинно желавшим спасения. Не было греха, которого бы не прощал отец Алексий, за исключением греха духовной гордости. «Смирихся, и спасе мя Господь», – говорил отец Алексий. «Знаешь ли ты, – поучал он, – знаешь ли, мне кажется, что люди оттого и страдают, что не понимают истинного самоотречения во имя Распявшегося ради нас. Помни, где горе, где беда, ты должна быть первой. Много слез сокрушенного сердца проливает человек, чтобы сделаться способным утешать других о Господе. Нужно идти туда, где туга душевная так мучит человека, что он склоняется на самоубийство. Это нелегкий подвиг; это подвиг, граничащий с истинным распятием собственной греховности, ибо только тот может уврачевать отчаянного, кто сам силой своего духа сможет взять в это время его душевное страдание на себя». Господи, мы истинно желаем спасения, но у нас остается грех духовной гордости. Он то и дело откуда-то вылезает. Писание говорит: «Смирихся, и спасе мя Господь». Мы редко вспоминаем эти слова, и смирения очень не хватает нам. Прости нас, Господи. Нам следует помнить, что надо быть первыми там, где горе, где беда. А для этого необходимо проливать много слез сокрушенного сердца, чтобы сделаться способными утешать других о Господе. Мы виноваты пред Тобой, Господи, что оказываемся далеко не первыми там, где горе, где беда, где туга сердечная мучит человека и доводит до отчаяния. Прости нас, Господи, что мы не готовим себя к этому нелегкому подвигу, граничащему с истинным распятием своей греховности. Господи, Своим благодатным посещением научи нас в нужных случаях силой своего духа брать душевное страдание бедствующего человека на себя. «Нет ничего удивительного, что ты страдаешь, – нередко говорил батюшка, – ты должна страдать, чтобы понять страдания других.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Беды (бедствия) Если же злые люди здесь, в мире сем, благополучно живут, а добрые терпят зло и беды, не смущайся этим, но смотри на конец обоих. Благополучие и злополучие в конце проявляется и примечается. Злые здесь благополучно живут, но зло умирают и к великому бедствию – вечной погибели – переселяются. Добрые и благочестивые в несчастии живут и терпят зло, но блаженно умирают и к вечному блаженству переселяются. Чудная перемена! Одни от малого и мнимого благополучия в великое и истинное бедствие переходят, другие – от малой скорби в великую радость. Смотри об этом 36-й псалом весь и псалмы 72 и с 22 до 27. Невозможно человеку, живущему в мире сем, от всех бед освободиться. Бывает, что от одной освободился беды, так другая встречает его. Как мореплаватели всегда ожидают непогоды и бури, так и живущему в мире сем всегда надо ожидать беды и напасти. Одна беда прошла, тут нечаянно и другая наступает – мир без того не бывает. Рождается человек на беды и, как бы предчувствуя их, плачет, ибо всякий младенец с плачем рождается. Живет и воспитывается в бедах. Чем дольше живет, тем больше умножаются его беды. Умирает со страхом, и, если не в Господе умирает, ждут его еще большие беды. Беден человек снаружи, но и изнутри беден. Удручают и мучают его различные немощи и болезни. Плоть со страстями и похотями восстает на него и хочет обладать им и предать вечной смерти. Беспрестанно чувствует человек это восстание и мучительство, и чем более противится плоти, тем более восстает она на него. И это внутреннее его бедствие и зло, этот яд, которым заражен человек, не временно, а навечно умерщвляет его. Снаружи диавол непрестанно подкладывает сети ему и старается его уловить в погибель. Различные соблазны мира, как терние, терзают его и хотят умертвить его душу. В таком бедствии живет всякий человек. О том, сколь многие бедами телесными и временными подвиглись к истинному покаянию, история не только церковная, но и священная свидетельствует. Видим это и ныне. Для того и посылает человеколюбивый Бог беды на нас – дабы подвиглись мы к истинному покаянию и в страхе Божием жили. И беды, и напасти свидетельствуют о благости и человеколюбии Божием к нам. И в бедах, и в напастях должно человеколюбивого Бога благодарить, ибо все от Него и ради доброго нашего конца происходит. Он печется о нас. Блудный сын, когда расточил имение отеческое и в такую пришел скудость и нищету, что начал с голода погибать, тогда уже в себя пришел и сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою ( Лк. 15, 17–18 ). Так и грешника беда подвигает возвратиться к Небесному Отцу и истинному покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

     Есть у меня хороший знакомый... Не человек, а самый настоящий генератор идей! И не каких-то пустых, из пальца высосанных, прекраснодушно-утопичных вроде желания одного литературного персонажа «построить мост через реку», а вполне реальных, полезных, оригинальных. Многие из них претворяются в жизнь, находят конкретное воплощение усилиями других людей, «генератору» зачастую очень благодарных. Но вот беда: когда надо что-то, пусть даже самое элементарное, сделать самому, он терпит сокрушительное фиаско: любая практическая деятельность для него является мукой, причиняет почти физическое страдание. А вот другая картинка, совершенно правдивая, жизненная. Небольшой руководитель с определенной зоной ответственности и с рядом подчиненных. Этот человек всегда подобен белке в колесе: он все делает за всех, выполняя (без преувеличения) львиную долю работы своих сотрудников самостоятельно. Почему? Потому что ему проще все делать лично, нежели учить, а тем паче заставлять делать это тех, чьей обязанностью это является. А между тем его собственная обязанность — ставить задачи и контролировать их исполнение... И конкретно с ней справиться он никак не может. Третий случай — также из области деловой или профессиональной деятельности. Тоже белка в колесе. Тоже редкостный трудяга , человек фантастически работоспособный и ревностный. Но все, что он делает, превращается в какую-то беспорядочную кашу, хаос, неразбериху, потому как он совершенно не в состоянии планировать свои дела. Когда только речь заходит о том, что нужно сесть и расписать, что и в какой последовательности необходимо выполнять, ему, кажется, физически становится плохо. И он лучше раз за разом будет сталкиваться с бедственными результатами неупорядоченности своей жизни, будет прилагать колоссальные и абсолютно излишние усилия к исправлению допущенных ошибок, только бы не заниматься этим самым планированием... Почему люди способные спотыкаются сплошь и рядом на какой-то ерунде? Что же это за беда такая, что за болезнь? Почему люди способные, может быть, даже талантливые, спотыкаются сплошь и рядом на какой-то ерунде, оказываются бессильными перед лицом совершенно ничтожных, казалось бы, препятствий?..

http://pravoslavie.ru/78247.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Третья мировая уже идёт Возложив упование на Бога, мы будем неодолимы 13.03.2024 160 Время на чтение 8 минут Фото: из личноо архива автора Статья была написана десять лет тому назад, 9 марта 2014 года, в Праздник Торжества Православия, но актуальна и сегодня. Внимание всего мира приковано к Украине, но нигде бедственные события последнего времени не отдаются с такой болью, как в России. Кто бы что ни говорил, но Россия, Белоруссия и Украина – один народ, трагически разделённый историческими обстоятельствами. Происходящее сейчас на Украине можно охарактеризовать всего тремя словами: трусость, предательство и насилие. Нормальный человек примириться с этим не может. Тем более, русский человек, всегда принимающий чужую беду, как свою собственную. А беда на Украине нам не чужая - это наша беда, наша боль. Почти у каждого там есть близкие люди, родственники, друзья. Надо называть вещи своими именами: на Украине произошел фашистский путч, спровоцированный и активно поддерживаемый Западом. Мы не можем остаться в стороне, не имеем морального права. Никогда Россия не оставляла несправедливость и вопиющее беззаконие без ответа. Делать вид, что нас не касается происходящее – малодушие и подлость. Однако именно невмешательства в дела Украины, трусливого предательства и требует от нас Запад, в то время как западные эмиссары вовсю заправляют политическими амбициями Киева. Каких только угроз не прозвучало в адрес России, а самое главное требование, по сути - ультиматум: не вводить войска для защиты населения. Гражданская война на Украине, которой так любят пугать, практически уже началась, только пока находится в вялотекущей фазе. В любой момент могут загрохотать разрывы бомб, и человеческая кровь польётся не ручейками, а необозримыми реками. Только Россия может принести мир на Украинскую, растерзанную землю. Мы должны исполнить Евангельскую заповедь Блаженства: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/tr...

Уроки стихии 14.01.2013 23:54:55 Сергей Белозерский Стихийное бедствие, которое переживает наша страна - и, частности, столица - остается наиболее важной темой в новостях, самые посещаемые сайты в интернете - это сайты метеорологов, где люди надеются найти информацию о том, когда же все это кончится. Жара уже долгое время висит над городом, кондиционеры есть у очень немногих, вентиляторы сначала резко подорожали, потом вовсе исчезли из продажи. Но главная беда - это даже не жара как таковая, а густой ядовитый смог, окутавший столицу после лесных пожаров. Кто-то носит медицинские повязки, малоэффективные в этом случае, кто-то - даже противогазы, но даже они не могут защитить от наиболее ядовитой составляющей смога - угарного газа. Люди больные и пожилые становятся первыми жертвами таких погодных условий - морги с трудом справляются с вдвое выросшим числом умерших, но тепловой удар в сочетании с отравлением угарным газом убивает и довольно молодых людей. Любой кризис (а по-гречески слово “кризис” значит “суд”) выявляет в людях различные качества, ставит их перед выбором, который они совершают по-разному. Для кого-то происходящее - повод для нападок на власти;  и, наверное, нет ничего удивительного в том, что люди, испуганные и озлобленные, обращают свой гнев против начальства. Те, кто видит в абсолютно любом событии повод выступить против “режима”, с радостью подхватывают такое настроения. Беда в том, что такая ругань в адрес властей не только не может ничего исправить - она забивает всякую возможность конструктивной и здравой критики. Мы заранее знаем, что каковы бы ни были действия властей - хоть превосходными, хоть из рук вон плохими - определенные люди все равно будут говорить одно и тоже - во всем виноват режим, кабы не режим, мы бы все дышали, как на горном курорте. Это делает такие обличения режима совершенно бесполезными с точки зрения выявления каких-либо реальных упущений. Другая проблема, которая часто возникает во времена стихийных бедствий и возникла сейчас - это панические слухи.

http://radonezh.ru/analytics/uroki-stikh...

1. Захватив, как мы несколько выше рассказали, ковчег завета, филистимляне отправили его в город Азот и в виде трофея поставили там рядом со своим идолом, носящим название Дагона 366 . На следующий день рано утром, когда филистимляне пошли в храм поклониться своему богу, их взорам представилась следующая картина: идол упал с того постамента, на котором раньше стоял, и лежал у подножия ковчега завета. В сильном смущении филистимляне вновь поместили своего бога на его постамент. Но всякий раз, когда они затем являлись к Дагону, они находили его лежащим на земле перед ковчегом завета, как бы в преклонении перед ним, и это повергало их в страшное уныние и смущение. В конце концов Господь Бог наслал на город Азот и на всю страну филистимлян необычайное бедствие и болезнь. Люди умирали в страшных мучениях от дизентерии, причем перед смертью у них ужасно вздувались животы, чувствовалась крайне острая резь и выпадали все внутренности, успевшие во время болезни перейти в гниение. В то же время на страну совершило нашествие огромное количество мышей, которые, не щадя ни посевов, ни древесных плодов, нанесли населению необычайный вред. Не имея в таком бедственном положении более сил для борьбы с постигшею их напастью, жители города Азота поняли, что вся беда исходит от находящегося у них кивота завета, и что их победа над евреями и захват кивота не послужили им к добру. Ввиду этого они послали к жителям города Аскалона с предложением взять к себе кивот завета. Те охотно исполнили просьбу азотийцев и даже выразили им за это свою благодарность; но лишь только они приняли в свой город кивот завета, как и их постигли те же бедствия, потому что кивот принес с собою от азотийцев те же страдания и для тех, кто теперь принял его к себе. Тогда аскалонцы отправили его от себя в другое место, но и тут он оставался недолго, потому что, лишь только обнаруживались связанные с присутствием кивота напасти, его отправляли дальше в другие города. Таким образом кивот завета перебывал в пяти городах филистимлян, повсюду требуя себе за свое пребывание у них как бы дани в виде приносимых им с собою бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В индийских Гималях уходит под землю священный город индуистов Джошимат Из-за перегрузки грунта постройками валятся набок дома и гостиницы, проваливаются дороги ДЖОШИМАТ. В индийских Гималях уходит под землю священный город индуистов Джошимат, где из-за перегрузки непрочных грунтов постройками валятся набок дома и гостиницы, проваливаются дороги, пишет apnews. В открытом святилище с видом на заснеженные горы индуистские священники кормят огонь рисом и топленым маслом и поют молитвы на санскрите в надежде, что время обратится вспять, а боги спасут святой город, неумолимо тонущий в горной долине. Многие месяцы примерно 20 тысяч жителей Джошимата, почитаемого индуистскими и сикхскими паломниками, в отчаянии видят, как земля медленно поглощает их дома. Помощь долго не шла, и лишь в январе трагедия привлекла международное внимание. К тому времени Джошимат уже стал зоной бедствия. Многоэтажные отели повалились набок; дороги потрескались и зияют провалами; более 860 домов уже непригодны для жилья. Они еле держатся и сплошь покрыты трещинами на потолках, полах и стенах. Вместо спасителей к ним «на помощь» спешат бульдозеры и сносят целые кварталы кривобоких строений. Беда в том, что святой город выстроили на непрочной толще обломочно-осадочных пород, скопившихся в долине в результате многих оползней и землетрясений. Почвоведы и геологи десятилетиями предупреждали (в том числе в отчете 1976 года), что в Джошимате нельзя перегружать грунты плотной и высотной застройкой, однако строители бездумно строили дома, особенно в последние годы. «Новые трещины появляются и растут день ото дня, – сокрушается Атул Сати (Atul Sati), активист Комитета спасения Джошимата. – Наши люди живут в страхе. Мы много лет твердим, что это катастрофа, причем медленная катастрофа, подобная часовой бомбе». Эксперты и активисты винят националистическую индуистскую партию Бхаратия Джаната премьер-министра Нарендры Моди в том, что она затеяла грандиозные проекты развития паломничества в гималайском штате Уттаракханд вообще и в святом городе в частности. Проектанты не учли изменения климата и бездумно развернули широкое строительство гостиниц для паломников, объектов гидроэнергетики на горных реках и дорожной сети. Вся эта деятельность привела к подвижке и проседанию непрочных грунтов.

http://sedmitza.ru/text/10229606.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Алексий: «Мы празднуем спасение народа!» В канун Дня народного единства Предстоятель Русской Церкви дал интервью газете «Труд» («Труд-7», 206, 03.11.2005) – Ваше Святейшество, новый праздник, который будет отмечаться в этом году в первый раз, для многих еще не привычен, а у кого-то вызывает вопросы и сомнения. Так ли актуальны и близки для нас дела почти четырехвековой давности? Уместно ли вообще столь широко вспоминать давние международные проблемы, ведь, празднуя победу над поляками, мы как бы противопоставляем друг другу два народа? Что же все-таки означает для нас, сегодняшних, обращение к тому историческому событию? – В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени. Я думаю, что те, кто высказывают какие-то сомнения относительно уместности нового праздника, недостаточно осознают смысл произошедшего тогда на Руси. Дело в том, что Смутное время вовсе не сводится к польской интервенции. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни. Когда череда бедствий - жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы - совпала с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации - бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

http://sedmitza.ru/text/447864.html

I. Попечение о душе 1. Библейские изречения о духовном трезвении или внимании к своему спасению Будь внимателен к своему спасению, заботься о своей душе, бодрствуй. Это внушает: а) Сам Господь Бог: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. ( Матф. 24, 42 ). Бодрствуйте; ибо не знаете, когда приидет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или по утру; чтобы, пришедши внезапно, не нашел вас спящими. А что нам говорю, говорю всем: бодрствуйте ( Мар. 13, 35 – 37 ). – Бодрствуй... Вспомни, что ты принял (во св. крещении) и слышал (от пастырей церкви), и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. ( Апок. 3, 2 – 3 ). б) внушают св. апостолы: бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды ( 1Кор. 16, 13 ) – Не будем спать, как и прочии, но будем бодрствовать и трезвиться ( 1Сол. 5, 6 ). – Близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах ( 1Петр. 4. 7 ). Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (5, 8). Посему мы должны бодрствовать: а) во всякое время: бодрствуйте на всякое время, и молитесь, да сподобитесь взбежать всех будущих бедствий и предстать пред Сына человеческого ( Лук. 21, 36 ). б) в своих речах: я сказал: буду и наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим, буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною ( Пс. 38, 2 ). – Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда ( Прит. 13. 3 ). в) во всяком деле: будь бдителен во всем ( 2Тим. 4, 5 ). г) во всем своем поведении: как юноше содержать в чистоте путь свой? Хранением себя по слову Твоему ( Пс. 118, 9 ) . – Глаза твои пусть пряно смотрят, к ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево: удали ногу твою от зла ( Прит. 4, 26 – 27 ). – Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые ( Ефес. 5, 16 ). – Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит последнее время ( Мар. 13, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   1. Я уверен, что все сознали, как способные постигать отношение Бога к людям, так и не умеющие понимать судеб Божьих, вообще все вы, я думаю, сознали и уразумели, что отяготевшая над нами опасность и грозное нашествие народа постигли нас не от чего иного, как от гнева и негодования Господа Вседержителя. Хотя Бог благ и выше гнева и всякой страсти, как по естеству Своему стоящий выше всякого вещественного движения, занимающего несравненно низшую степень бытия, но о Нем справедливо можно сказать, что Он гневается и негодует, когда какое-нибудь дело, достойное негодования и гнева, навлекает поэтому надлежащее наказание на совершивших его. Таким образом и над нами теперь разразилась приключившаяся беда, как явное обличение наших прегрешений. Подлинно, она совершенно не похожа на другие нападения варваров, но и нечаянность нашествия, и необычайная быстрота его, и бесчеловечие варварского племени, и жестокость действий и свирепость нрава (его) доказывают, что этот удар, как молния, ниспослан был с неба. Однако в виду того, что все вы сознали это и что горечь страдания и крайняя опасность начертали в сердцах ваших причину случившегося, я не буду молчать, но имея в вас согласных глашатаев слов моих, тем более стану высказывать справедливые обличения, стану представлять и повторять вам то, что мы сами устроили своими грехами и как бы выставили на сцене и в драме, сделав жизнь нашу зрелищем разнообразных страстей. Так, гнев Божий происходит вследствие наших грехов, веществом грозы бывают деяния грешников, а потребностью наказания — неисправимость во грехах. Чем страннее и ужаснее и неожиданнее нашествие нахлынувшего народа, тем более обличается чрезмерность (наших) согрешений; и с другой стороны, чем он неименитее, незначительнее и неизвестнее до нашествия на нас, тем большая падает на нас тяжесть посрамления и больший воздвигается памятник бесчестья и тягчайшую боль причиняют удары этого бича. Ибо, когда слабейшие и презираемые одолевают по видимому славных и необоримых по силе, тогда удар бывает нестерпимым, несчастье становится безотрадным, память о бедствиях остается неизгладимою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010