После поклонения волхвов 1062 ангел Господень является Иосифу во сне и говорит: «встань, возьми Младенца и матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал, взял Младенца и матерь Его ночью и пошел в Египет; и был там до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я сына моего» ( Ос. 11:1 ; Мф. 2:13–15 ). Такова первая основа для художественного представления события бегства св. семейства в Египет. Памятники искусства передают и явление ангела Иосифу, и само бегство: из них первое (ватик. минол. под 25 Дек. и др.) имеет те же самые иконографические формы, что и явление ангела тому же Иосифу для разрешения его сомнений: формы чрезвычайно простые; но они также просты и в представлении бегства в Египет. Содержание их несколько шире евангельского рассказа, но в них нет тех многочисленных легендарных подробностей и художественных вымыслов, какими украшается этот сюжет в художественных произведениях Запада. Легенды о бегстве в Египет очень стары; однако их содержание сравнительно поздно проникло даже и в западную иконографию; в восточной же оно совсем не находило приложения. В древнехристианский период, по-видимому, совсем не было даже известно изображение бегства в Египет вообще, или по крайней мере оно было явлением редким, между тем как легенды были распространены по Востоку и Западу. Предполагаемое изображение бегства в Египет в мозаиках Марии Великой не сохранилось до нас: уцелел лишь один ангел 1063 в таком же положении, как в некоторых ясных изображениях бегства; но по одному этому признаку мы не можем утверждать, что здесь находился именно этот сюжет, а не другой. Рого де Флери начинает обзор памятников бегства с парижского Евангелия XI в. и даже уверяет, что ранее этого века оно не было изображаемо 1064 ; но он упустил из вида ватиканский минологий, в котором находится древнейшее из известных нам изображений бегства в Египет 1065 (рис. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

XXIX-XXXII главы заключают в себе 7 речей на Египет, который был тоже соседом Израиля, хотя в смысле более отдаленном, так сказать, идеальном (ср. Иез.47.19 и Иез.48.28 , где южной границей будущей св. земли называется река Египетская), но соседом зато самым значительным, могущественным и наиболее повредившим и вредящим Израилю, почему пророчество на него гораздо обширнее прочих и даже пророчества на Тир (последний обращает на себя пророческий взор Иезекииля не столько из-за значения его для судьбы Израиля, сколько из-за тогдашнего блеска его и того обнаружения славы Божией, которое дало его падение, следовательно, так сказать по минутной важности события). Египет издавна вредил Израилю ( Иез.16.26, 20.23 ), не переставал вредить и при Иезекииле ( Иез.29.6–7, 16 ): падение Иудейского царства ближайшей причиной имело обманчивую надежду на помощь Египта (союз с ним Седекии); эта надежда не исчезла окончательно и по разрушении Иерусалима (бегство оставшихся в Иудее жителей в Египет после убийства Годолии: 4Цар 25.23 и др.). Ненадежность Египта в качестве союзника, неверность его союзу, погубившая Иуду, и есть главный грех Египта, за который Иезекииль предрекает ему гибель. К этому греху присоединяется высокомерие Египта, претензии на мировое владычество, назначенное Богом Халдее и оспаривание которого у нее посему погубит Египет. Пророчества падают на то критическое для Египта время, когда вавилонское и египетское войска двинулись друг против друга, для чего Навуходоносор снял на время осаду Иерусалима, и когда египтяне, после небольшой неудачи, удалились и ждали нового нападения халдеев по завоевании Иерусалима: даты пророчеств обнимают время от 7 месяца перед разрушением Иерусалима до 1 1 2 года после него. Пророчество состоит из угрозы фараону (XXIX гл.), Египту (XXX), притчи об Египте и гибели его (XXXI) и плача над ним (XXXII; в пророчестве на Тир притча – сравнение его с кораблем – соединена с плачем). О Египте есть пророчество также у Исаии ( Ис 18 ; Ис 19 и Ис 31 ), Иеремии ( Иер 46 ) и Иоиля ( Иоиль 3.19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава пятая. Пастух в Синайской пустыне Кончилась жизнь в Египте. Перед Моисеем бескрайние просторы пустынь. Сын фараона теперь будет пастухом овец. Исчерпана мудрость Египетская – открываются глубины Божественной... За сорокалетием – сорокалетие. 5.1 Земля Мадиамская Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской ( Исх. 2:15 ). Пересекши Синайский полуостров, Моисей удаляется прочь от египтян на восток. Он достигает земли Мадиамской, где уже начинается великая Аравийская пустыня. Прошли века, поменялись наименования земель, поменялись их обитатели. Где земля Мадиамская? О земле Мадиамской упомянуто в Третьей книге Царств. Адер Идумеянин, противник Соломона, бежит из Мадиама через Фаран в Египет ( 3Цар. 11:14–18 ). Итак, путь Адера: Эдом, Мадиам, Фаран, Египет. Мадиам где-то между Эдомом и пустыней Фаран. Но бегство Адера Идумеянина могло быть не по кратчайшему пути, как и думают исследователи, определяя место Мадиамской земли южнее Ецион-Гавера, восточнее Акабского залива Красного моря. Туда бежал Моисей, т.к. там он был уже практически недосягаем для египтян. Пустыни Синайского полуострова едва ли могли стать ему надежным убежищем. Хотя позднее, как пастух, он видимо не раз заходил и в Синайские пустыни. «Мадиан (Мидиан) Часть Аравии к востоку от Акабского залива. После убийства египетского надсмотрщика Моисей, спасая свою жизнь, бежал из Египта в Мадиан. Он женился на мадианской женщине и жил здеь до тех пор, пока Бог не послал его обратно в Египет» с. 52]. Мадиан – это имя четвертого сына Авраама и Хеттуры ( Быт. 25:1–2 ). Его потомки и заселили восточное побережье Акабского залива. К ним и убежал Моисей. Иосиф Флавий: «(Моисей) прибыв наконец к городу Мадиане, лежащему у Чермного моря и носившему свое имя по одному из сыновей Аврама от Хеттуры, он присел недалеко от города около ближайшего колодца, чтобы отдохнуть от усталости и изнурения» II, 11, 1]. В значительной степени сыновья Авраама и Хеттуры составили северо-аравийские племена. Одним из таковых были мадианитяне. «Мидианитяне, арабское племя, из потомков Авраама от жены его Хеттуры ( Быт. 25:2 ), жившее в соседней Египту Аравии-Петрее и дававшее своим стадам выход до Хорива» с. 5].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 3. Рождество Христово. Сретение. Бегство в Египет Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Настало время родиться Христу... К самому тому времени вышло повеление от Кесаря Августа «написатися вселенней»... Кто из верующих не читал с умилением в счастливом волнении это величественное и простое, захватывающее в своей поэзии сказание!.. «Пошли все записываться, каждый в свой город, пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Марией, обрученной ему Женой, Которая была непраздна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Мария пошла записаться в Вифлеем, потому что, как утверждает древнее предание, Она оставалась единственной из Своего рода и, не имея ни братьев, ни сестер, подлежала переписи наравне с мужчинами. Из Назарета в Вифлеем обыкновенного пути более трех суток, но, конечно, чета старца и Девы, носившей в Себе заветное бремя, двигалась медленней. Путница должна была сильно утомляться. Предание говорит, что при одном распутье, не доезжая Вифлеема, Она взошла и расположилась на отдых на большом камне, целевшем доныне, и под этим камнем открылся родник воды. Затем Она продолжала путь в Вифлеем. Город был переполнен. Малейшие жилые углы были использованы. Бедным путникам было невозможно разыскать теплое пристанище в городе. Близ ворот Вифлеемских, за городом, у так называемого источника Давидова, находилась в каменистой горе пещера. Она принадлежала к полю вифлеемской жительницы Сало-мии, бывшей в родстве с Девой Марией и с Иосифом. В бурю сюда загоняли скот и укрывались от зноя и непогоды пастухи. В стене было высечено углубление, в которое засыпали корм скоту. В этом убогом пристанище, вдали от людей и совершилось великое таинство пришествия в мир Христа Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/440254/

Поклонение волхвов; смущение Ирода;  избиение младенцев; бегство в Египет и возвращение в Назарет (Мф.гл.2) «Воскресное чтение», 1861 Мф.2:1–2 . В то время, когда небесные воинства восхваляли рождение Небесного Царя, когда пастухи, а вместе с ними и все слышавшие от них об этом необычайном событии дивились сему, все прочие иудеи не думали и не знали об исполнении их заветных обетовании. Чтобы это радостное событие – явление в мир обетованного Спасителя – не осталось долго неизвестным Иерусалиму, по устроению Промысла пришли в Иерусалим с востока волхвы. Для них представляется странным, что в столице государства, где случилось такое важное событие, как рождение великого Царя, не только никто не празднует, но и не говорит об этом ни слова. И вот сами волхвы решаются спросить об этом у иудеев: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Мф.2:3 . Казалось, что эта весть должна привести Иерусалим в восторг и радость. Он слышит исполнение своих постоянных надежд, своих нетерпеливых и долговременных ожиданий, – ему возвещается о рождении Его Царя. Не спешат ли и все жители Иерусалима, подобно волхвам, узнать место рождения своего Царя и воздать Ему должное поклонение и хвалу? К стыду иудеев, мы видим противное. Услышав эту весть, говорит евангелист, Ирод царь смутился и весь Иерусалим с ним. Что же это за смущение? Может быть, это было угрызением совести, смущенным сознанием того что такое радостное для иудеев событие, как рождение великого обетованного Царя, возвещается им чужестранцами? Может быть, это был стыд от того, что они не знали о таком важном событии, случившемся среди же них, и не воздали поклонения новорожденному Царю, тогда как отдаленные пришельцы предупредили их в этом?.. Нет, это была тревога другого рода. Для Ирода, властолюбивого и честолюбивого тогдашнего иудейского царя, весть, принесенная волхвами о рождении великого Иудейского Царя, должна была вместо радости принести мучительный страх. При этой вести он вспомнил незаконное овладение Иудейским царством, вспомнил ужасные жестокости, произведенные им в Иудее, и это привело его в страх, что вот новый Царь представит Свои права на царство, а оскорбленные правлением иудеи станут под знамена нового Царя и отомстят за все понесенные им оскорбления. Смутились с ним приверженцы его; смутились многие, может быть, еще и потому, что опасались, как бы раздраженный тиран не прибег к особенным жестокостям.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В Библии говорится об общении и совместной деятельности В. и прор. Иеремии в 4 и 5-м годах правления иудейского царя Иоакима (Иер 36. 1, 9; 45. 1), т. е. в 605-604 гг. до Р. Х. (или 601 до Р. Х., по Иер 36. 9, в LXX), далее - перед самым разрушением Иерусалима, в 10-й год правления Седекии (Иер 32. 1, 12 и др.), т. е. в 586 г., а также вскоре после этого (Иер 43. 3, 6), но вполне вероятно, что их отношения были более продолжительными, ибо несмотря на упоминания мн. подробностей жизни Иеремии книга не является биографией в совр. смысле слова ( Duhm. 1901). В. сыграл важную роль в сохранении пророчеств Иеремии. Под диктовку заключенного в темницу прор. Иеремии он записал первый свиток с его пророчеством о предстоящем поражении от вавилонян (Иер 36. 4), и в следующем 604 г., в день, когда «объявили пост пред лицом Господа всему народу», В. прочитал этот свиток перед собравшимися в храме, а затем перед царскими вельможами (Иер 36. 11-18). После того как свиток был прочитан Иоакиму, царь сжег его собственноручно. В. и Иеремии удалось скрыться от гнева царя; исполняя волю Божию, Иеремия повелел В. записать в новый свиток пророчество о грядущей гибели Иудейского царства (Иер 36. 32). После написания первого свитка Иеремия пророчески предсказал В., что он будет спасен во время войны, тогда как народ Иудеи обречен (Иер 45). Во время осады Иерусалима В. выступал в качестве свидетеля при покупке пророком, находящимся под арестом, части наследственной земли,- символическом действии, имевшем целью показать буд. возрождение страны (Иер 32, особенно ст. 15). В. пережил падение Иерусалима и, подобно Иеремии, видимо, был освобожден вавилонянами, к-рые позволили ему остаться на родине. Общение В. и Иеремии продолжалось и после падения Иерусалима, это следует из рассказа об обвинении В. в том, что именно он убедил Иеремию отговорить иудеев от бегства в Египет после убийства Годолии, назначенного вавилонянами правителем Иудеи. Иеремия и В. ушли в Египет и поселились вместе с др. бежавшими в Тафнисе (Иер 43. 1-7).

http://pravenc.ru/text/154383.html

Глава 32 Плач над Египтом Этот плач по форме скорее пророческая угроза; в нем менее элегических мотивов, чем в плаче над Тиром (особенно в 1-й речи). Состоит из 2 речей: ст. 1–16, где говорится более о фараоне, и ст. 17–32 – о его войске и народе. Вторая более походит на надгробную песнь. Вторая речь или песнь описывает сошествие фараона и его войска в ад. Поэтому эта песнь очень важна в качестве памятника ветхозаветных представлений о шеоле, его отделениях и обитателях. К сожалению, текст ее с большим разногласием передается мазор. и LXX; в нек. код. LXX совсем другая расстановка стихов: 20, 21, 19. Иез.32:1 .  В двенадцатом году, в двенадцатом месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Го­с­по­дне: Февраль 586 г., год и 7 месяцев, спустя по разрушении Иерусалима, следовательно, во время убийства Годолии и бегства в Египет оставшихся в Палестине иудеев. Может быть, этот «плач» был внушен современным «плачем» Иеремии над Израилем. LXX: 10 или 11 год (разл. в разл. кодексах): Пешито и 9 евр. рукоп.: 11 год; в соответствие чему и число месяца вместо 12 – 10 или 11; но этот вариант должно быть возник из большой близости к дате 1/XII 12 даты ст. 17, 15/XII 12, и по соображению с датами Иез.30.20 и Иез.31.1 . Иез.32:2 .  сын человеческий! подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты, как молодой лев между народами и как чудовище в морях, кидаешься в реках тво­их, и мутишь ногами тво­ими воды, и по­пираешь по­токи их. «Плач». Исаия в XIV гл. поднимает плач о Вавилонии: Иезекииль один о Тире, и другой об Египте. – «Молодой лев». С ним фараон сравнивается за свою сухопутную силу, а с морским чудовищем – за морскую. – «Чудовище» – евр. тонким ­­ Иез.29.3 , где оно переведено крокодил; LXX и Вульг. там и здесь: «змий», δρακων, draco; некоторые черты в дальнейшем описании «чудовища» позволяют думать, что Иезекииль к образу крокодила присоединяет и образ гиппопотама. – «Кидаешься» – букв. «пускаешь пену», т. е. ноздрями; LXX: «бил еси рогами», εξεκρατιζες. Когда крокодил вынырнет из глубины, то он выпускает через ноздри воду. Иезекииль отсюда берет образ для гордости фараона. Египет гордился обильным орошением и, переводя множество войск через все свои воды, этим мутил их. Страсть Египта к завоеваниям и разрушила его силы и взволновала соседние народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иосиф Иосиф [евр. Йосеф, «Он (Бог) прибавит (еще детей)» ]. I 1) а) одиннадцатый сын Иакова и первенец от Рахили ( Быт. 30:22–24 ). Из сопоставления Быт. 30 и Быт. 31 становится очевидным, что И. родился прим. за шесть лет до бегства Иакова из Харрана, т.е. когда Иаков еще находился в услужении у Лавана. Отец любил И. больше других своих сыновей, т.к. он родился, когда Иаков был уже в преклонном возрасте ( Быт. 37:3 ). Иаков сшил И. дорогую одежду, предположит. – длинную рубаху (⇒ Одежда ); употребленное здесь евр. слово встречается также в 2Цар. 13:18.19 ; б) в судьбе И. проявился Божий промысл. Бог возвысил его, предварит. заставив пройти через тяжелые испытания. Через И. исполнился божеств. замысел сохранить Израиль и увести его народ в Египет, чтобы там, в уединении Гесема, вдали от искушений Ханаана, израильтяне сплотились и стали великим народом. Этот народ должен был истребить хананеев, прегрешения которых заслуживали жесточайшей кары, и унаследовать обетованную землю. И. отчасти понимал суть этого замысла ( Быт. 50:20 ) и даже на смертном одре верил в Божье обетование ( Евр. 11:22 ). Текст Пс. 104:16–22 проливает свет на божеств. Промысл в отношении И.: испытания были призваны укрепить его. Прежде он часто сообщал отцу «худые слухи» о своих братьях ( Быт. 37:2 ), с гордыней рассказывал о своих снах. Предпочтение, которое отец отдавал И., пробудило в его братьях зависть ( Быт. 37:4.8.11 ), и они в ⇒ Сихеме замыслили убить его. Желая спасти юношу, один из братьев, Рувим, отговорил остальных от кровопролития, и они ограничились тем, что бросили И. в пересохший ров. По совету другого брата, Иуды, И. был продан за двадцать сребренников купцам, шедшим с караваном в Египет; те взяли И. с собой в Египет и там перепродали его Потифару, царедворцу фараона и начальнику телохранителей. Вернувшись домой, братья показали Иакову одежду И., которую предварит. испачкали кровью козла, сказав, что нашли ее в таком виде. Иаков долго оплакивал И., считая, что его любимого сына растерзал хищник ( Быт. 37 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 25 Падение царства Иудейского. 1–3. Осада Иерусалима и голод в городе 4–7. Взятие города, бегство Седекии, умерщвление его сыновей и пленение его в Вавилон. 8–17. Нашествие Навузардана, сожжение Иерусалима, ограбление храма и пленение народной массы в Вавилон. 18–21. Казнь иудейских сановников в Ривле. 22–26. Оставшееся в Иудее население; убийство Годолии и массовое бегство иудеев в Египет. 27–30. Замечание об освобождении Иехонии в 37-й год его переселения, при Евильмеродахе. 4Цар.25:1 .  В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал. 4Цар.25:2 .  И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии. 4Цар.25:3 .  В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли. Возмущенный клятвопреступлением Седекии, как и восстанием других народов, Навуходоносор (по Иез.21:18 и далее, бросив предварительно жребий, который и пал на Иерусалим) вторично вторгся в пределы Иудеи и осадил Иерусалим («по всем правилам искусства», по замечанию И. Флавия) в 9-й год царствования (не Навуходоносора, как по русскому синодальному переводу «своего», а Седекии, у LXX-mu: ατο, слав.: «его») в 10-й месяц, в 10-й день месяца. Такая точность даты начала осады Иерусалима, как и других выдающихся моментов этого печального для национально-иудейского чувства события (ср. ст. 3, 8) объясняется из того, что иудеи в плену в воспоминание об этом и других печальной памяти днях установили и совершали нарочитые посты ( Зах.8:19 ; ср. 4Цар.7:3 ). 10-й месяц, соответственно получившей в плену начало вавилонской таблице названий месяцев у евреев, назывался Тебет ( Есф.2:16 ). Из ст. 6 видно, что осаду Иерусалима Навуходоносор вел не самолично, так как главную квартиру свою и местопребывание он имел в г. Ривле, а через посредство кого-либо из своих военачальников. Из стиха ( 4Цар.34:7 ) видно, что вавилоняне осаждали и другие иудейские города, как Лахис и Азека. Осада в целом продолжалась около полутора лет (за исключением короткого перерыва, когда, услышав о приближении египтян на помощь иудеям, халдеи на малое время снимали осаду с Иерусалима, ( Иер.37:5–8,34:21–22 ) ), именно 1 год, 5 месяцев, 27 дней; крайнее усиление голода в городе и первый пролом городской стены произошли в 9-й день четвертого (как прямо оказано в Иер.39:2,52:6 ) месяца («Таммуза», соответствующего большей части нашего июля) 11-го года царствования Седекии (ст. 2–3). Как велики были бедствия голода и иные, которые претерпевали осажденные, видно из ( Иер.2:11–12,19,4:3–10 ), ср. ( Иез.4 ) и другие места.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 41. Окончание речи Господа – Иеговы (2-й и последней). Если крокодил по наблюдениям и рассказам есть страшное создание Божие, то тем больший страх должно иметь пред Создателем всей вселенной. Но человек действительно не может вступить в борьбу с крокодилом: его лице, грудь, челюсти, зубы, чрево, чешуя, очи, ноздри, горло, шея, ноги, сердце, все так устроено и защищено, что пред ним обращаются в бегство все четвероногие животные; для него ничтожны и оружие копье, меч, стрела, пращный камень, острога, огонь и иьн , для него не опасны острые подводные камни, он безбоязненно проходит пучину морскую. Из всех созданий земных крокодил самый бесстрашный, тогда как его все боятся и на суше и в водах Ст. 1–2. Не видел ли еси его; и глаголемым (т. е. рассказам о нем) не удивился ли еси; не убоялся ли еси. яко уготовася ми (как он устроен Мною), кто бо есть противляйся мне; или кто противостанет ми, и стерпит. Аще вся поднебесная моя есть. Иов, при своих путешествиях но окрестным странам, мог сам лично видеть крокодила и испытать чувство страха при взгляде на него; если же его наблюдения были незначительны, то он мог восполнить свои сведения по рассказам путешественников (ср. гл. 21, ст. 29). О таких животных, как бегемот и крокодил, считали нужным рассказывать своим соотечественникам те путешественники, которым приходилось быть в Египте. Так греческий историк Геродот, посетивший Египет и описавший многие его достопримечательности, между прочим, довольно подробио говорит именно о бегемоте и крокодиле 80 . Из подобных рассказов и Иов мог убедиться в том, как дивно устроен крокодил, заочно проникнуться страхом пред его неугасимо-яростной силой и отсюда понять, насколько неразумно вступать в борьбу с Самим Создателем, которому безусловно покорна вся «поднебесная» с безчисленным множеством наполняющих ее существ, столь неукротимых, сильных и страшных, как единороги, львы, бегемоты, крокодилы и т. п. Ст. 3. Не умолчу его ради, и словом силы помилую равнаго ему (т. е. крокодилу).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010