Монах уверял народ, что эта истина открыта ему в видении. Он начал перед мертвецом восклицать, делать молитвенные жесты, шептать ему что-то в уши. Сумасшедшего терпели целых два часа. Толпа отрезвела и могла бы покончить с ним. Собор справедливо провозгласил перед народом: «Анафема новому Симону Волхву, анафема обманщику народа!» Собор, вообще, хотел рассеять монофелитский соблазн путем исчерпания всех способов свободного убеждения. Поэтому после опыта монаха Полихрония он посвятил одно заседание — 16-е (9 августа) — беседе с одним сирийцем, пресвитером Константином из Анамеи. Мысля по-сирски и не вполне вмещая греческие понятия «ипостасис» и «энергиа», он искренно утверждал, что следует Халкидону, признавая во Христе одну «ипостасис» и две «фисис», но волю — одну, божественную . Он согласен признать и две энергии, как два свойства двух природ, но не две воли . Одна воля у Св. Троицы. Одна же воля и у воплотившегося Бога-Слова. Собор допрашивал: «Одна воля, которую ты признаешь в воплотившемся Боге-Слове, принадлежит ли к Его природе божественной или к человеческой?» Константин отвечал: «Я признаю, что воля принадлежит во Христе Божеству». Собор спрашивает: «А человеческая природа Христа имеет ли волю или нет?» Константин: «Да, человеческая природа во Христе имела эту волю, но временно , от чрева матери до креста. И все-таки я признаю это только свойством ». Собор спросил: «Так что же? Разве после креста Христос покинул человеческую природу?» Константин ответил: «У Христа не осталось человеческой воли ; она покинута вместе с плотью и кровью, как только Он перестал иметь нужду есть, пить, спать... или ходить. Что хотя во Христе и была , кроме воли божественной, и человеческая, но теперь ее нет более во Христе. Христос оставил ее и совлек с Себя вместе с плотью и кровью». Собор признал это за смесь аполлинарианства с манихейством и произнес на это анафему. Окончание собора 680-681 гг . Заключительное 18-е заседание было назначено на 16 сентября. K нему заготовлено было и вероопределение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Скончались в муках за Иисуса Христа, в царствование Диоклетиана. Чет. Минея от Метафраста. В службе канон Иосифа. Преп. Матроны. Из Царьграда. Облекшись в мужское платье, приняла иночество в обители преп. Вассиана (10 окт.). Отсюда должна была удалиться в Емесу (в бытность ее там обретена глава Предтечева), потом на Синай и в Берит. Возвратясь в Константинополь, устроила обитель, и скончалась 100 лет от роду, в царствование Льва Великого (457–474). Чет. Минея. (Vita Memaphrasmea ар. Surium 8 nov.). Мес. В. 8 ноября. В службе канон Иосифа. Преп. Феоктисты Лезвианыни. Инокиня. Плененная, на 19 году, Аравлянами под предводительством Инзира, из Лезвии перевезена в Порос, куда они пристали для определения цены пленникам. Феоктиста скрылась от них в пустыне, и там провела более 35 лет, в посте и молитве. Чет. Минея от Метафраста. (Latine ар. Surium 10 nov.). Март. Р. 10 ноября, (Бароний относит ее к 902 г.). Имеет канон на повечерии. Препп. Евстолии и Сосипатры. Евстория – римляныня, Сосипатра – дочь имп. Маврикия, иночествовали в Константинополе в конце 6 века. Пролог. Март. Р. Преп. Иоанна Колова. Отшелыник скитский, наставник Арсения В. (8 мая), скончался в начале 5 века. Чет. Минея в Житии блаж. Таисии 10 мая. Пролог 10 ноября и 28 дек. (Boll. 27 martii р. 692. Пар. 4). Св. муч. Антония. Камнесечец, терпел биения от своих одноземцев за сокрушение идолов; рассечен на части за созидание церкви во имя св. Троицы, не вдалеке от Анамеи Сирийской. Пролог. Мес. Вас. Св. муч. Александра, иже в Солуне. Усекнут по приказанию Максимиана (около 304). Пролог. Мес. В. Март. Р. 10 Свв. апп. от 70: Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста, Куарта и Тертия. Олимп и Родион пострадали от Нерона в Риме, в одно время с ап. Петром. Сосипатр епископствовал в Иконии; Ераст сперва был икономом церкви Иерусалимской, потом епископом Панеадским. Куарт, или Кварт, святительствовал в Берите, а Тертий в Иконии. Чет Минея. Мес. В. В Март. Р. Ераст воспоминается 26 июля, Кварт 3 ноября, Сосипатр 25 июня. Вторично празднуется память Сосипатра 28 апреля, Тертия 30 окт., Родиона 8 апр. и всех вместе 4 января в соборе 70. В службе канон Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Св. Никанора апостола, единого от семи диаконов. См. 28 июля. (Act SS. 10 iann. р. 601). Март. Р. 10 янв. С прочими диаконами 28 июля. В соборе 70 янв. 4. 29 Свв. младенец 14000, иже в Вифлееме от Ирода избиенных. Мф. 2:16 . Мес. Вас. Март. Р. 28 дек. Имеют службу. Преп. Маркелла, игумена обители Неусыпающих. Из Анамеи Сирской. Подвизался сперва в Ефесе, под руководством благочестивого мужа Промота, потом в обители Неусыпающих, где, после препп. Александра (3 июля) и Иакова, был игуменом. Скончался ок. 488. Чет. Минея от Метафраста. (Latine apud Surium). Мес. В. Март. Р. Имеет службу. Преп. Фаддея исповедника. Ученик Феодора Студийского. Страдал за иконы при Михаиле и Феофиле (820–842). Пролог. Препп. Марка пещерника, и Феофила плачливого. Жили около 1090 года. Преп. Марк был гробокопателем. Преп. Феофил плакал в ожидании близкой кончины, которой устрашил его Марк, с намерением научить смирению. Чет. Минея из Патерика Печерского. 30 Св. муч. Анисии. Убита воином в Солуне за нехотение принести жертву идолам, в царствование Максимиана. Чет. Минея от Метафраста. (Latiae apud Suriuin, Graece in cod. Mosqu. 150). Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Преп. Феодоры, иже от Кесарии. Жила при Льве Исаврянине и сыне его Константине Копрониме (716–775). Лев хотел ее неволею выдать за одного царедворца, но жених пал в сражении со Скифами, и невеста удалилась в монастырь св. Анны, где после великих подвигов скончалась. Пролог. Св. муч. Филетера Никомидийского. Сын епарха. Мучен при Диоклетиане и Максимиане, и послан в изгнание. Скончался в стране Сигрианской. Пролог. (Act SS. maii IV. 313). Мес. В. 19 мая. В Прологе вторично 20 мая. Св. Тимона, единого от семидесяти. Один из 7 диаконов, еп. Вострский, в Аравии. Скончался от огня. Чет. Минея 4 янв. С Парменом и другими. 28 июля. В соборе 70, 4 янв. Мес. В. Март. Р. 19 апр. Преп. матери нашей Феодоры, яже в Цареграде. Ученица преп. Василия Нового (26 марта), жившая в царствование Романа, ок. 960 года. Чет. Минея в Житии преп. Василия Нового, 26 марта. 31

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелавше, изменимся от неполезныя пищи и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем, идеже ангельстии лицы немолчными гласы нераздельную воспевают Троицу, зрети недоуменную доброту и Владычню. Тамо сподоби нас, Сыне Божий, Жизнодавче, на Тя надеющихся, ликовати со ангельскими воинствы, рождшия Тя Матере Христе молитвами, и апостол, и мученик, и преподобных (Неделя сыропустная, стихира на хвалитех). Примечания Печатается по: Сахаров Сергий. Настроение верующей души по Триоди Постной. М.: Новоспасский монастырь, 1997. 1. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. Чернигов, 1864. С.278-279. 2. Там же. С.309. 3. Ловягин Е. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1856. С.64. 4. Домострой благовещенского попа Сильвестра/Сообщено Д.П. Голохвастовым. М., 1849. С.10. 5. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. М., 1880. Т.2. С.23. 6. Гермоген, епископ Псковский. О богослужении Православной Церкви. СПб., 1911. 7. Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1897. С.54-55. 8. Соколов В., свящ. О церковном богослужении//Христианин. 1910. С.337. 9. В изданном в 1865 г. сочинении архимандрита Модеста " О церковном Октоихе " (Вильна) целая, довольно обширная, глава посвящается содержанию Октоиха. Но здесь излагается содержание только воскресных Троичных канонов, догматиков и степенных антифонов. 10. В одной рукописи XIII в. говорится, что третье поклонение Честному древу бывает в середине поста, в память перенесения его из Анамеи при императоре Иустине. - Карабинов И. Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С.33. 11. Там же. С.31. 12. Там же. С.204.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/166/...

8 . Собор архистратига Михаила и проч. безплотных сил. 9 . Мчч.: Онисифора и Порфирия; прп. Матроны Цареградской; прп. Феоктисты, яже от Лезвы; мчч. Александра Солунского и Антония, прпп.: Иоанна Колова, Евстолии, Сосипатры, Онисифора Печерского. Прп. Феоктиста († 881 г.), по мнению раскольников-безпоповцев, никогда в жизни не причащалась, между тем в Прологе говорится, что пред своею смертию она причастилась Христовых тайн, принесенных ей, по ее просьбе, неким ловцом. Св. мученик Антоний каменосечец терпел биения от своих одноземцев за сокрушение идолов; рассечен на части за созидание церкви во имя Св. Троицы, не вдалеке от Анамеи Сирийской. 10 . Свв. апп.: Ераста, Олимпа, Родиона и иже с ними: Сосипатра, Куарта и Тертия; прп. Феостирикта, мч. Ореста; сщмч. Милия, еп. Персидского. 11 . Мчч.: Мины, Виктора, Викентия и Стефаниды; прп. Феодора Студита , исповедника; преставление св. и блж. Максима, Христа ради юродивого, Москов. чудотв. Прп. Феодор Студит был ревностный защитник иконопочитания. В Ч.-Минеи под этим числом говорится, что св. мученики, считая таинство причащения необходимым для христианина, имели при себе запасные св. дары и причащались ими пред своею смертию и мучениями. 12 . Св. Иоанна, патр. Александрийского; прп. Нила постника, прор. Ахии. 13 . Свт. Иоанна, архиеп. Константинограда, Златоустого; мчч.: Антонина, Никифора, Германа и Манефы. Свт. Иоанн Златоуст († 407 г.) оставил после себя множество сочинений: поучений, толкований на Св. Писание, церковных песнопений, литургию и др. Некоторые из его сочинений составляют целые книги, напр., беседы на 14 посланий св. ап. Павла, беседы на Деяния св. апостолов, о священстве; иные входят в состав других книг, напр., Златоуст, Маргарит, и очень уважаются раскольниками. В этих книгах есть множество мест, полезных в борьбе с раскольническими и сектантскими лжеучениями, напр.. о вечности и неодоленности Церкви Христовой, о вечности и необходимости св. причащения, о предтечах второго пришествия Христова на землю, об антихристе и мн. др. К сожалению, раскольники, видя, не видят этих мест.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

(Из «Воскресного Чтения») Чудо, происшедшее с детьми в Анамее, произнесшими во время игры слова св. возношения Бывший начальник африканской провинции Георгий, человек христолюбивый, чтивший иноков и нищелюбец, сорадовавшийся всему доброму и богоугодному, рассказал нам: «На моей родине – он был родом из Анамеи, второй сирийской провинции, из города Торакса – есть местечко лежащее в сорока милях от города, называемое Гонаг. В окрестностях селения, на расстоянии одной мили дети пасли скот. Однажды дети, как это, обыкновенно, бывает в их возрасте, вздумали поиграть. Разыгравшись, они вдруг решили: „Давайте устроим собрание и отслужим обедню. Все тотчас согласились, поставили одного в чине священника, двух других произвели во диаконы. Нашли один гладкий камень и начали игру: на камне, как на жертвеннике, положили хлеб и в глиняном кувшине вино; священник стал пред жертвенником, а диаконы по сторонам. Священник произносил молитвы св. возношения, а диаконы махали поясами, будто рипидами. Во священники был избран такой, который хорошо знал слова молитвы, так как в церкви вошел в употребление обычай, чтобы дети вовремя литургии стояли пред святилищем и первые после духовенства причащались св. таин. В иных местах священники имеют обычай громко произносить молитвы св. возношения, почему, часто слыша, дети могли знать их наизусть. Когда все было устроено по церковному чину, прежде чем приступили дети к раздроблению хлеба, вдруг огонь ниспал с неба, попалил все предложенное и совершенно попалил самый камень, так что не осталось никакого следа ни от камня, ни от того, что приносилось на нем. При виде неожиданного явления, дети в страхе замертво попадали на землю и не могли ни встать, ни закричать. Так как они не вернулись в обычное время домой, то родители отправились из селения узнать о причине их необычного отсутствия. После розысков они нашли их распростертыми на земле. Дети не узнавали своих родителей и ничего не отвечали на расспросы. Увидав их без чувств, родители отнесли их домой. Все были в крайнем изумлении, видя детей в таком состоянии. Да и узнать что-либо нельзя было, вследствие бессознательного состояния детей. В течение дня их принимались несколько раз спрашивать, но не добились никакого ответа. Весь день и ночь прошли в полной неизвестности относительно случившегося. Только на другой день дети понемногу стали приходить в сознание и рассказали, что они делали, и что случилось. Тогда родители взяли детей и пошли на место происшествия, где совершилось изумительное чудо. Там заметны еще были следы ниспавшего огня».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...