Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОМОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Днепропетровской епархии, существовало в период не позднее нояб. 1928 - нач. 1929 г., возобновлено в 2009 г. Близ Новоселицы (с 1794 Новомосковск, ныне Днепропетровской обл., Украина), на берегу р. Самара, в зданиях упраздненного Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне монастырь возрожден) в 1791 г. был устроен загородный архиерейский дом Екатеринославских (Новороссийских и Днепровских в 1797-1803) епископов со скитом. В 1915-1917 гг. в праздник свт. Николая Чудотворца, 6 дек., проводился крестный ход из бывш. Самарского Николаевского мон-ря в Новомосковск и в Екатеринослав (в 1797-1802 Новороссийск, в 1926-2016 Днепропетровск, ныне Днепр, Украина) с главной святыней края - местночтимой Самарской чудотворной иконой Пресв. Богородицы (список с Ахтырской иконы Божией Матери ). Образ находился в Никольском храме Самарского загородного архиерейского дома до его упразднения в 1928 г. В докладе патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) от управляющего Екатеринославской епархией Бахмутского еп. Иоанникия (Соколовского) от 24 июля 1923 г. сообщалось о том, что в Новомосковске остался верным канонической Церкви только бывш. настоятель храма Толгской иконы Божией Матери свящ. Петр (впосл. Новомосковский еп. Иоасаф (Попов)), лишенный властями прихода; настоятель Троицкого собора прот. Георгий Даценко перешел в обновленчество (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 201. Л. 2-7). Образование Н. в. не позднее нояб. 1928 г. было обусловлено нек-рым облегчением положения Церкви после издания «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Синода, когда власти разрешили регистрировать региональные органы церковного управления.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 7 Архиепископ Митрофан (Гринев) Говоря об Ульяновской епархии в 30-е годы кровавого XX столетия, сложно судить об архиерейском служении на ее территории как таковом. Это десятилетие явилось некоей агонией, когда Церковь последовательно уничтожалась, а возможности хоть каким-то образом воспрепятствовать этому не было. Архиереям оставалось лишь наблюдать, как на их глазах Церковь стирается с лица ульяновской земли, а всякое о ней упоминание так же искусственно стирается из человеческого сознания. Все десятилетие охарактеризовалось для Ульяновска постоянной сменой епархиальных архиереев, которые собственно епархией и не управляли. В 1928 году Ульяновская губерния была упразднена. Отныне она вместе с Самарской, Пензенской и Оренбургской губерниями входила в состав новообразованной Средне-Волжской области с административным центром в Самаре. В составе этой области были образованы два округа – Ульяновский и Сызранский. Соответственно, было проведено и переподчинение епархий. Сызрань, ставшая теперь центром самостоятельного административного округа, более не подчинялась Ульяновскому епископу, а Мелекесс, ранее входивший в состав Самарской губернии, становится викариатством Ульяновской епархии. Летом 1928 года на Мелекесскую кафедру прибыл епископ Георгий (Анисимов). Ульяновским преосвященным в это время был епископ Иоаким (Благовидов). Обновленческой епархией управлял все тот же архиепископ Иоанн (Никольский), а вот вместо бежавшего григорианского архиерея Виссариона (Зорина) прибыл архиепископ Иоанникий (Соколовский). Этот архиерей был не очень рад своему новому назначению. Прежде он был епископом Бахмутским, потом Омским, после чего вернулся на Украину, на свою родину, и примкнул к «лубенскому расколу». Когда его исключили из состава Собора УАПЦ, он переметнулся к ВВЦС, где и получил назначение в Ульяновск . Видимо, в знак своего недовольства владыка долгое время в епархию не являлся, причем никто, даже руководство ВВЦС, не имел представления о его местонахождении. Через четыре месяца отсутствие без вести пропавшего архиерея расценено как отказ от кафедры, и тогда ВВЦС рекомендует ульяновцам обратиться к находящемуся в ссылке в Ульяновске епископу Аввакуму (Боровкову) с просьбой возглавить епархию. Однако владыка был верным Церкви архипастырем и на льстивые предложения григориан ответил категорическим отказом. Он предпочел быть обычным прихожанином Покровской церкви.

http://pravoslavie.ru/31328.html

Белгород-Днестровская Древняя епископия в Белгороде (г. Аккерман, с 1944 г. – Белгород-Днестровский). «...В этом городе, как полагают, учреждена была епископия в первой половине XIV века и в числе ее епископов называются в 1347 г. Кирилла,... упом. в 1345 г. при хиротонии Смоленского еписк. Евфимия.... По другому же летописному (какому? – Сост.) свидетельству, епископия в Белограде (Аккермане) учр. около 1391 г. и первым епископом был там Иосиф, которого для Молдовлахии поставил и хиротонисал митрополит Галицкий Антоний. Это сообщение представляется более вероятным, ибо список епархий Киевской митрополии рубежа 1380–1390-х гг. в Типографской летописи (ПСРЛ. Т. 24. С. 233) включает древнюю Белгородскую епархию на ее традиционном месте. В 1394 г. Патриарх Константинопольский Антоний IV установил в Молдавии митрополию, на которую в 1401 г. и возвел оного епископа Иосифа. До этого же времени Молдавия зависела от Галицкой митрополии. В 1402 г. митрополит Иосиф перенес кафедру в столицу Молдавии – Сочаву...» Впрочем, «...положительных свидетельств о существовании в XIV веке Белгородской епархии нет». (Н.Д. Иерархия... С. 241). Позднее епархия была основана 22.12.1789 на территории, занятой российской Дунайской армией светлейшего кн. Г. А. Потемкина. Молдовлахийское викариатство (местопребывание – в г. Яссы). Упразднена 11.02.1792. Возобновлена 11.04.1811 (выделена из Сочавской Молдовлахийской митрополии). Кишиневское викариатство. Упразднена 18.06.1821. Возобновлена 11.12.1868. Одесское викариатство. После 1918 г. замещалась редко. Именовалась: Белоградская и Бендерская; с 1811 г. – Бендерская и Аккерманская; с 1868 г. – Аккерманская; с 1960 (?) г. – Белгород-Днестровская. Возобновлена 30.06(13.07) 2006 г. определением Св. Синода Украинской автономной Православной Церкви от указанной даты. 1391 (?) 26.12.1791 11.02.1792 16.07.1811 18.06.1821 Димитрий Сулима 29.05.1869 10.10.1873 16.10.1882 30.09.1887 Августин Гуляницкий 30.09.1887 12.10.1907 11.11.1907 16.11.1911 Сщмч. Никодим Кротков 22.11.1911 29.02(13.03)1960 03(16)03.1961 Сергий Петров II 18(31)05.1964 23.01(05.02)1965 Антоний Мельников 30.06(13.07) 2006 06(19)08.2006 06(19)08.2006 Алексий Грох 348 Викарий Молдовлахийской митрополии, учрежденной в ходе русско-турецкой войны на территории, освобожденной Дунайской армией для православных молдаван, румын и др. (ПБЭ) Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Революционные события и ход гражданской войны в Донбассе имели особенности, обусловленные значительным влиянием здесь большевизма в силу индустриального характера региона. В 1919 г. часть священников поддержала большевиков в борьбе против деникинцев, о чем сообщалось в отчете Донецкого губернского отдела ЧК от 1 июля 1920 г. Мн. клирики подверглись преследованиям белогвардейцев в период их господства в Донбассе в 1919 г. Сразу же после своего появления в регионе получило широкое распространение обновленчество . В сент. 1923 г. Донецкий губ. комитет «Живой церкви» просил власти обратить внимание на засилье тихоновцев в Славянске и уезде, требовал расторгнуть договоры с тихоновскими общинами (ЦГАВОГВУ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2187. Л. 47). 12 апр. 1923 г. в Бахмуте (в 1924-1941, 1943-2015 Артёмовск) прошел губ. съезд «Живой церкви». Главой Донецко-Бахмутской епархии был избран Николай Гиляровский (в кон. 1923 переведен в Екатеринослав) (Там же. Ф. 3984. Оп. 1. Д. 355. Л. 17). Никольский собор в Луганске стал кафедральным храмом обновленцев. В составе обновленческой Донецкой епархии было образовано Мариупольское вик-ство, к-рое возглавил уездный уполномоченный «Живой церкви» прот. Георгий Доманицкий. Викарную кафедру обновленцев для Таганрогского у. Донецкой губ. занял «епископ» Андрей Одинцов. Уполномоченным по Луганскому у. стал свящ. Николай Алексюк. Также было образовано «викариальное управление» раскольнической Харьковско-Слободской митрополии в Старобельске, его в сент. 1923 г. возглавил «епископ» Александр Мигулин. В дек. 1923 г. он был избран на Донецкую кафедру. Обновленческий Луганский окр. находился в составе Донецко-Бахмутской (с 1924 Донецко-Артёмовской) епархии. В 1925 г. от Донецко-Артёмовской отделилась Сталинская епархия. В 1924 г. были образованы Мариупольско-Бердянская, Старобельская и Луганская раскольнические кафедры. На Луганское викариатство Донецко-Артёмовской епархии, преобразованное вскоре в самостоятельную кафедру, в 1924 г. был назначен «епископ» Вениамин, в нач. 1925 г. его сменил Георгий Прокопович, вскоре снявший сан. 3 июня 1925 г. в Луганск был переведен бывш. «архиепископ Днепропетровский» Павел Масленников, однако уже 22 апр. 1926 г. Луганскую кафедру занял Августин Вербицкий (по др. данным, Разумовский), бывш. «епископ Мариупольско-Бердянский». В кон. 1926 - 1-й пол. 1927 г. «епископ Луганский и Сумской» Августин находился в григорианском расколе . Позднее он примкнул к расколу Феофила Булдовского (лубенский раскол) и перерегистрировался как «епископ» в юрисдикции «Соборно-епископской православной церкви», в 1932-1933 гг. в документах он упоминается как «епископ Луганский и Донецкий». В февр. 1933 г. Августин был отправлен на покой и вскоре скончался, его сменил переехавший в Луганск из Харькова лжемитр. Булдовский, который стал настоятелем Троицкой ц., закрытой в авг. 1935 г., и Воскресенского собора, закрытого в окт. того же года.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Новоучрежденное Н. в. возглавил живший с нач. 20-х гг. XX в. в Новомосковске еп. Иоасаф (Попов), управлявший в 1924-1925 гг. Бахмутско-Донецкой епархией и удаленный на покой скорее всего из-за связей с отпавшим в автокефалистский раскол архиеп. Иоанникием (Соколовским). Еп. Иоасаф жил в предместье города, на ул. Комсомольской, где у него имелся домовый храм. Согласно материалам следственного дела, ранее нояб. 1928 г. еп. Иоасаф вернулся в юрисдикцию РПЦ и в 1928 - нач. 1929 г. имел титул «епископ Новомосковский, викарий Днепропетровской епархии» ( Соколовський О. К., дияк. Церква Христова, 1920-1940: Nepecлiдybahhя християн в СРСР. К., 1999. С. 161). В нач. 1929 г. архиерей находился в подчинении одного из лидеров «непоминающих» - Гдовского еп. Димитрия (Любимова). Еп. Иоасаф посетил еп. Димитрия в кон. 1928 г. и получил от него полномочия самостоятельного «епископа Бахмутского и Донецкого». На этом основании Иоасаф претендовал на управление приходами Артёмовского (Бахмутского) и Сталинского округов (ныне территория Донецкой обл., Украина). В мае 1929 г. еп. Иоасаф начал открыто служить в Артёмовске (бывш. Бахмут), с авг. 1929 г. рукополагал священников для «истинно православных» приходов (см. Истинно православные христиане ) в различных регионах Украины. 16 янв. 1931 г. еп. Иоасаф был арестован по делу о «Днепропетровском филиале Истинно-православной церкви». Возобновить епископскую кафедру в Новомосковске в период нем. оккупации края пытался Геннадий (Шиприкевич), епископ Днепропетровский Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Он имел в Новомосковске кафедру до тех пор, пока оккупационные власти не передали ему в 1942 г. кафедральный собор в Днепропетровске, куда он позднее переехал. Настоятелем Троицкого собора в Новомосковске стал приехавший с еп. Геннадием из Волынской епархии его родной брат свящ. Иоанн Шиприкевич. Троицкий храм был передан УАПЦ в июле 1942 г., богослужение в нем совершалось на укр. языке. Однако значительная часть населения Новомосковска была русскоязычной и не принимала УАПЦ, поэтому не позднее 6 сент.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

К 1922 г. архиеп. Агапит вернулся в Екатеринослав (к 1921 на территории Екатеринославской губ. установилась советская власть), в сент. этого года он направил в епархиальный комитет «Живой церкви» письмо с просьбой о присоединении к обновленчеству . В нояб. того же года архиерей был арестован, скончался в тюрьме ок. 1926 г. В 1922-1938 гг. существовала обновленческая Екатеринославская (Днепропетровская) кафедра с Мариупольским и Луганским (Ворошиловградским) викариатствами. В 1919 г. правосл. Екатеринославской епархией управлял, возможно, еп. Димитрий (Вербицкий) , затем еп. Ермоген (Максимов) , эмигрировавший вместе с армией ген. П. Н. Врангеля. В 1922-1924 гг. епархией управлял архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , поставленный в 1921 г., в 1924 г. высланный из Екатеринослава в Москву и вскоре арестованный. В янв. 1926 г. архиерей присоединился к григорианскому Высшему временному церковному совету , был назначен на Екатеринославскую кафедру, в июне того же года принес покаяние, после чего был уволен на покой и жил в Москве. Особое значение для сохранения канонического Православия на Украине в кон. 20-х гг. имела деятельность Днепропетровского еп. сщмч. Макария (Кармазина) , назначенного на кафедру в 1925 г. В дек. того же года архиерей был выслан из Екатеринослава, в кон. 1927 г. арестован. В 1928-1937 гг. епархией управлял еп. Георгий (Делиев) , в 1932/33 г. присутствовавший в Москве на зимней сессии Свящ. Синода. В эти годы совершались массовые закрытия храмов, в 1930 г. прекратились богослужения в днепропетровском Преображенском соборе, в 1934 г.- в Свято-Троицкой ц. В 1917-1937 гг. существовали вик-ства Екатеринославской (Днепропетровской) епархии: Приазовское и Таганрогское (1911-1919), Александровское и Павлоградское (1917-1933), Бахмутское (Артёмовское) (1921-1924), Криворожское (1923-1924, 1928-1930), Мариупольское (1917-1926). Церковная жизнь возродилась на Днепропетровщине во время оккупации ее нем. войсками. В авг. 1942 г. Днепропетровским епископом канонической Украинской автономной Церкви был назначен Димитрий (Маган) . В 1942 г. в епархии открылись 318 приходов, из них 10 в Днепропетровске, возобновилось богослужение в днепропетровских Преображенском соборе и Троицкой ц., Тихвинском и Свято-Иосифовском мон-рях. В янв.-сент. 1943 г. еп. Димитрий управлял Донецкой епархией, при приближении советских войск уехал на Запад. В мае 1942 г. Днепропетровским и Запорожским епископом Украинской автокефальной православной церкви был поставлен поддержанный оккупационными властями Геннадий (Шиприкевич), сторонник Поликарпа (Сикорского) , возглавлявшего автокефалистов. Геннадий противодействовал еп. Димитрию, в 1943 г. эмигрировал.

http://pravenc.ru/text/178625.html