Список статей по запросу «Илариону» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Илариону» найдены статьи: БАСДЕКАС ИЛАРИОН (1878-1946), архим., правосл. духовный писатель, богослов ВАРНАВА И ИЛАРИОН (V в.), преподобные (пам. кипр. 21 окт.) ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН свт. (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, католикос Картли (Мцхетский) (50-е гг. IX в.) ИЛАРИОН (XI - нач. XII в.), прп., (пам. 21 окт.; 28 авг. - в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых) ИЛАРИОН Юрьевецкий, Дорофеевский († до 1598?), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИЛАРИОН Николаевич Жуков (1863 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая) ИЛАРИОН Максимович Соловьёв (1868-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Илариону.html

—    Не позволю! — вдруг взорвался чекист. — Без охраны и разрешения начальства в море не выпущу! —    Начальство, вон оно, в шуге, а от охраны мы не отказываемся. Садись в баркас, товарищ Конев! Чекист как-то разом сжался, обмяк и молча отошел от берега. —    Готово? —    Баркас на воде, владыка! —    С Богом! Владыка Иларион стал у рулевого правила, и лодка, медленно пробиваясь сквозь заторы, отошла от берега. Спустились сумерки. Их сменила студеная, ветреная соловецкая ночь, но никто не ушел с пристани... Нечто единое и великое спаяло этих людей. Всех без различия, даже чекиста с биноклем. Шепотом говорили между собой, шепотом молились Богу. Верили и сомневались. Сомневались и верили. —    Никто, как Бог! —    Без Его воли шуга не отпустит. Сторожко вслушивались в ночные шорохи моря, буравили глазами нависшую над ним тьму. Еще шептали. Еще молились. Но лишь тогда, когда солнце разогнало стену прибрежного тумана, увидели возвращавшуюся лодку и в ней не четырех, а девять человек. И тогда все, кто был на пристани, — монахи, каторжники, охранники, — все без различия, крестясь, опустились на колени. —    Истинное чудо! Спас Господь! —    Спас Господь! — сказал и владыка Илари-он, вытаскивая из карбаса окончательно обессилевшего Сухова. Пасха в том году была поздняя, в мае, когда нежаркое северное солнце уже подолгу висело на сером, бледном небе. Весна наступила, и я, состоявший тогда по своей каторжной должности в распоряжении военкома особого Соловецкого полка Сухова, однажды, когда тихо и сладостнопахуче распускались почки на худосочных соловецких березках, шел с ним мимо того распятия, в которое он выпустил оба заряда. Капли весенних дождей и таявшего снега скоплялись в ранах-углублениях от картечи и стекали с них темными струйками. Грудь Распятого словно кровоточила. Вдруг, неожиданно для меня, Сухов сдернул буденовку, остановился и торопливо, размашисто перекрестился. — Ты смотри... чтоб никому ни слова... А то в карцере сгною! День-то какой сегодня, знаешь? Суббота... Страстная...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Однако ощущение неуверенности, возможно (я надеюсь), вызвано главным образом калечащим влиянием потери, которую мы понесли. Я чувствую себя не вполне «настоящим», я утратил цельность; в определенном смысле мне и поговорить-то не с кем. (Ты, конечно же, разделяешь это ощущение, особенно в том, что касается писем). С тех пор как я достиг совершеннолетия и закончилась наша трехлетняя разлука, мы делили на двоих все наши радости и горести, и все наши мнения (в согласии или иначе), так что я до сих пор зачастую ловлю себя на том, что думаю: «Надо рассказать об этом Э.», — а в следующий миг внезапно чувствую себя точно потерпевший кораблекрушение, что остался один-одинешенек на бесплодном острове под равнодушным небом, утратив огромный корабль. Помню, я пытался описать это чувство Марджори Инклдон , когда мне еще тринадцати не исполнилось, после смерти матери (9 ноября 1904 г.), и тщетно указывал на небеса, говоря: «Так пусто, так холодно». Помню еще как, после смерти о. Френсиса, моего «второго отца» (в возрасте 77 лет в говоря, он приходился бы практически ровесником моему родному отцу, будь тот жив: оба родились в 1857 г., Френсис в конце января, а мой отец — в середине февраля. — Прим. говорил К. С. Льюису: «Чувствую себя так, словно реальный мир сгинул, а я, единственный уцелевший, затерян в новом, чужом для меня мире». Но, разумеется, эти горести, при всей их остроте (особенно первая) настигли меня в юности, когда жизнь и работа только начинались. В 1904 г. нам (Х[илари] и мне) нежданно-негаданно достался чудесный дар — любовь, забота и юмор о. Френсиса, и только через 5 лет (равные двадцатилетнему опыту последующей жизни) я встретил Лутиэн Тинувиэль моего собственного, личного «романа» — с длинными, темными волосами, глазами, как звезды, и мелодичным голосом. В 1934 г. она все еще была со мною, и ее прекрасные дети — тоже. А теперь вот она ушла раньше Берена, оставив его и впрямь одноруким, да только не обладает он властью растрогать неумолимого Мандоса, и нет Дор Гюрт и куйнар, Земли Умерших, что Живы, в этом Падшем Королевстве Арды, где поклоняются прислужникам Моргота….. 333 К Рейнеру Анвину 16 марта 1972 Мертон-Колледж   Дорогой Р.! Все, что вы для меня делаете, преисполняет меня глубокой благодарности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Итого сорок четыре рубли. Всего по двем памятем сто десят рублев, дано. А поручные записи по них в тех дровех в патриарше в Дворцовом приказе. Августа в 5 де[нь] медвеного ряду торговому человеку Микитке Федорову за два пуда хмелю, что куплен на патриархов двор в пиво, по полутора рубли за пуд. Итого три рубли, дано. Приказал денги дать казначей Перфирей.   (Л. 519) [dddd] На дворовое на всякое строение и плотником, и ярыжным по уговору найму Сентября в 6 де[нь] каменщику Васке Наумову за тысечю кирпичю и с провозом два рубли, да за шесть возов глины четырнацеть алтын. Обоево два рубли четырнацеть алтын, дано. Куплены кирпич и глина делат печь в патриаршей в задней келье новая. Сентября в 13 де[нь] железново ряду торговому человеку Ивашку Дееву за сто гвоздей прибойных дватцеть алтын, за сто гвоздей кружалных восмь алтын две денги, за сто гвоздей полутесовых десят денег, за сто гвоздей скаловых шесть денег. И всего тритцат один алтын, дано. (Л. 519 об.) Взяты гвозди к старцу Сидору на житной двор. Того ж дни старцу Сидору рубль, дано. Купил скаль на житной двор крыт житница. Сентября в 15 де[нь] по патриархову указу Ивану Ратисловскому за избенко, что стоит на патриарше огороде за Фроловскими вороты, рубль шестьнатцет алтын четыре денги, дано. А в той избенке житы огородники. Сентября в 20 де[нь] старцу Сидору тринатцеть алтын две денги, дано. А он купил скал пятдесят на житной двор на житницу в прибавку. Взял денги плотник Васка Псковитин. Того ж дни казначею старцу Илари (Л. 520) ону, а он дал каменщику Васке Наумову за тысечю корпичю, и с провозом два рубли, дано. Починиват кирпичем под Крестовою и под Золотою полатою нижние полатки. Того ж дни по росписи котелнику Ивашку Василеву за прибавошную медь, что он прибавил старому котлу, за пят гривенок полтина, да за медь же за полчетверты гривенки, а в ней зделано десят ковшей на погреб, одиннацеть алтын четыре денги, да лудил противен да сковоротка, да чаша водосвятная, да ковш, да чарка из церкви от Соловецких за гривенку олова пят алтын, за полгривенки нашатырю две гривны, за четыре мешка уголья восм алтын, молотобойцам четыре алтына, да за прибывошную медь за (Л.

http://sedmitza.ru/text/3569893.html

А.А. Горбачев Настоятельство в Сретенском монастыре Одновременно с архиерейской хиротонией епископ Иларион назначается настоятелем Сретенского монастыря, переживавшего не лучшие времена своей истории. Еще в 1918 году власти пытались закрыть монастырь. Условия пребывания в нем насельников усложнялись с каждым годом. В том же 1918 году «комендантом по реквизиции помещений было объявлено, что по декрету должно быть оставлено в Сретенском монастыре для обслуживания храма только 10 человек братии и им вместе с настоятелем «должно быть предоставлено лишь 6 комнат» 308 . В начале настоятельства в Сретенском епископа Илариона, а именно – в июне 1920 года в монастыре из насельников уже никто не живет: «всех выселили» 309 . По этой причине владыка Илари-он, вступив в должность настоятеля, продолжает жить на квартире своего друга по МДА священника Владимира Страхова. Квартира эта находилась недалеко от монастыря по адресу: улица Сретенка, д. 29, кв. 1 310 . В обитель были поселены светские лица, нередко позволявшие себе неподобающее поведение. Монастырские храмы приходили в упадок: «Храмы означенного монастыря требуют радикального ремонта крыш и водосточных труб и их окраски, вследствие проржавения которых образовалась во многих местах течь, приносящая опасный вред для целости храмов, что особенно резко выявляется по отношению Никольского храма...». 311 Монастырское имущество изымалось представителями власти порой без всяких документов. К примеру, в феврале 1920 года были отобраны и конфискованы сани, конская упряжь, а также принадлежащие монастырю ордена и медали 312 . В феврале 1921 года «организационно-учетное отделение отдела юстиции Московского совета депутатов выдало мандат... перевезти имущество из кладовой Сретенского монастыря в отдел юстиции». В том же году были изъяты четыре монастырских колокола 313 . Почти через год после архиерейской хиротонии и вступления в должность настоятеля обители епископа Илариона Сретенский монастырь не имеет даже облачений для участия в богослужении своего настоятеля. В марте 1921 года община верующих Сретенского монастыря обратилась в отдел юстиции Моссовета «с просьбой снабдить ее архиерейскими облачениями – желтого, белого и черного цветов», поскольку «во главе ее стоит епископ, а своих архиерейских облачений у нее нет ни одного» 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

А.А. Горбачев Богослужения, проповеди, диспуты... Кроме того, власть вела строгий контроль и за богослужебной деятельностью церковных иерархов. О времени и местах служения епископ Иларион обязан был заранее предоставлять уведомления в организационно-учетный отдел Московского Совета 315 . Вероятно это упрощало работу осведомителей. А следить было за чем. Первый год архиерейства владыки Илариона наполнен богослужением и проповедью. За это время им отслужены 142 литургии, более 142 всенощных и сказано 330 проповедей. Разъезды по Верейскому уезду длились порой по месяцу. «Главное мое дело теперь – проповедь », – сообщает он в письме своему коллеге по академии профессору Николаю Никаноровичу Глубоковскому 316 . В сентябре-октябре 1920 года епископ Иларион болел тифом и был не способен к активной деятельности: «Октябрь я половину лежал, а половину сидел и прохаживался. С ноября я вышел в свет» 317 . Болезнь привела к осложнению на сердце, которое давало о себе знать и в последующие годы. Проповеди и даже просто участие в богослужении владыки Илариона согревали сердца многих христиан в годы разгула безбожия. Н. П. Окунев в своем «Дневнике москвича» вспоминал о богослужениях в Сретенском монастыре великим постом 1921 года: «Привлекал туда епископ Иларион, не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха... Ну! Я вам скажу, и пел же он! Голос у него приятнейший, чистый, звучный, молодой... высокий. Тенор. Пел попросту, не по нотам, но так трогательно и задушевно, что я, пожалуй, и не слыхивал за всю свою жизнь такого чудесного исполнения» 318 . В это время там же, в Сретенском монастыре, канонаршил младший брат владыки Илариона архимандрит Даниил, вскоре – епископ Елецкий, тот самый, которого в детстве Володя Троицкий пугал опасностью остаться неученым. Оставшееся свободное время епископ Илари-он посвящал разрешению вопросов своей паствы. К осени 1921 года в очередной раз был арестован другой викарий патриарха, епископ Подольский Петр (Полянский) , и владыке Илариону приходится заменять его в ведении дел патриаршей канцелярии. Кроме того, он участвует, и весьма успешно, в диспутах с атеистами. Все его силы были целиком отданы церковному служению: «Будто арестант, прикованный к своей тачке – так живу. Не только дней нет свободных, нет и часа свободного, когда мог бы я заняться тем, чем хочется, а не тем, что нужно и нужно к спеху» 319 . Несмотря на все трудности, владыка Иларион и в своем положении видит существенную пользу: «Некогда читать, некогда писать, некогда... даже грешить. Ради третьего, м. б., Господь и устраивает мне такую жизнь» 320 . Не теряет он и своего обычного оптимизма: «Уж хоть бы в Бутырку на отдых взяли. Это единственно доступная нам дача или санаторий» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Uлapuoh Верейский (Троицкий), сщмч. Ключевые слова: XX в., Мученик, Святитель, Русь, МДА, Москва, Санкт-Петербург, Радонеж, Новомученик, Соловки, Тула, Архангельск Дни празднования: 28 декабря (15 декабря по старому стилю) Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Иларион Верейский (Троицкий), сщмч. - житие Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии. Родился в 1866 году в семье священника с. Липицы Серпуховского уезда Московской губернии. День Ангела 28 марта. В 1910 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В 1913 году получил степень магистра богословия. 28 марта 1913 г. пострижен в монашество в Троице-Сергиевской Лавре, а через несколько дней рукоположен во иеромонаха и определен исполняющим должность доцента Московской духовной академии. Пострижение доставило иеромонаху Илариону великую духовную радость, о которой он писал впоследствии: “думаю, что не придется еще в жизни пережить такой радости”. По его словам, эта радость, это ликование продолжалось у него два месяца, так что он порою думал, - не прелесть ли это? И только перемена, происшедшая в его судьбе 30 мая “надолго отогнала эту радость, но не изгнала совсем”. В день, на который указывает архимандрит Илари[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2002.] Собор новых мучеников и исповедников Российских (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Храм свт. Тихона. Поселок Московский Видненского р-на Московской обл. (рядом с аэропортом Внуково). Файл 6430.jpg:   Размер: 1071x886, 0.95 MPix, 463 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (157) , (6) . Описание: [Эстония. 2000.] Святитель Иларион. Александров А./ныне иерод. Онисим/(выпускник Иконописной школы 2001 г.). Икона. Писалась в Пюхтицком монастыре. Эстония. 2000 г. Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь. Файл 6431.jpg:   Размер: 1019x1200, 1.22 MPix, 123 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (228) , (7) .

http://pravicon.com/icon-1897

1) В п. м. Евстафия и Поликарпа нет. 14. Страсть стаго апла Аклы, Илари. 2) В п. м. Илария нет. 16. Памть стыхъ оць хл. (630) иже въ Халкидон. 3) В п. м. шести вселенских соборов. 20. Памть стом прк Илии и Елисею. 4) В п. м. Елисея 14 июня. 23. Страсть стаго Аполинар архиепископа Равьньскаго. 5) В п. м. Епископа. 26. Памть стм Симеону въ Мандр. 6) В п. м. Симеона нет. 31. Блажнааго Едекима и память еодосия цр, и сщние цркви сты Бцы. 7) В п. м. Евдокима. 8) В п. м. Феодосия царя нет. В августе. 2. Памть стымъ з. (7) дти иже въ Ефес. 1) Вм. 2 должно быть 4. 5. Памть стй Иас. 2) В п. м. Ноны. 7. Памть стй Варвар въ Влахерн. 3) В п. м. Варвары 4 декабря. 9. Памть стм Константин патриарх. 4) В п. м. Константина нет. 20. Памть стм апл адю. 5) В п. м. Ап. Фаддея 21 авг. 21. Памть Самоил прк. 6) В п. м. прор. Самуила 20 августа. 24. Памть оца нашего Калиника патриарха Црграда. 7) В п. м. Калиника патр. 23 августа. 30. Страсть стаго Ермогена и држины его. 8) В печ. месяц. Ермогена и дружины его нет. Числа месяцев, в которых по Остромирову Евангелию не положено читать дневное Евангелие. В сентябре: 7, 18, 19, 21, 22, 25, 27, 28, 29; в октябре: 4, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 22; в декабре: 30, 31; в марте: 27. Следующие числа пропущены в Остромировом Евангелии. В ноябре: 2, 3, 9, 10, 12, 19, 22, 23, 24, 26, 29; в декабре: 2, 3, 4, 7, 8. 9, 10, 11, 12, 21; в генваре: 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 19, 21, 23; в феврале: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 21, 22; в марте: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 23 оканчивается; в апреле: 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 28, 29; в мае: 3, 5, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22 оканчивается; в июне: 3, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 26; в июле: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19, 21, 24, 28, 30; в августе: 3, 4, 8, 11, 12, 13, 17, 19, 26, 27, 28. Если бы это донесение цезурного Комитета было предложено Святейшему Синоду и утверждено им, то Востокову пришлось бы или отложить издание своего труда, или же принять на себя новый труд – богослова и церковного историка, что вовсе не входило в план предпринятого издания. Но граф Протасов дал другое направление делу, в котором очевидно принимал живое участие: он отправил донесение цензурного Комитета к Московскому митрополиту Филарету с просьбою сообщить ему мнение его высокопреосвященства по этому предмету 6 . Митрополит не замедлил дать следующий ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...