Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСУМ АЛЬ-ЭРИАН [араб.    ] (XIII - ок. 1317), копт. св. (пам. копт. 5 нази, 28 авг.). Сведения о нем содержатся в копт. и эфиоп. синаксарях, при этом данные источников не всегда совпадают. Род. в христ. семье в Каире. После смерти родителей остался на попечении дяди, к-рый присвоил себе его наследство. Б. Э., решив вести уединенную жизнь, поселился в пещере, а затем затворился в небольшой крипте под ц. св. Меркурия в Каире (араб. Абу-Сайфайн). Здесь он провел ок. 20 лет (по данным эфиоп. синаксаря, 33 года). Слава о нем распространилась по всему Египту, и толпы народа, ищущие его молитв, собирались у ц. св. Меркурия. Затем Б. Э. изменил тип аскезы: он поднялся на крышу церкви, где оставался днем и ночью, мужественно перенося холод и зной. Во время гонений на христиан при султане ан-Насира Мухаммаде ибн Калауне (1301) Б. Э. был схвачен и провел в тюрьме ок. недели. Выйдя на свободу, он укрылся в мон-ре Шахран, к югу от Каира. Согласно сообщению Ибн аль-Сукаи, Б. Э. оставался в этом мон-ре 17 лет, живя в монастырском саду на куче пыли и пепла. Поскольку он почти не носил одежды, то получил прозвище Эриан (Нагой). Подвижник решительно отказывался сменить свой белый тюрбан на синий (носить к-рый мусульм. власти в Египте предписывали всем христианам), но, зная его популярность среди коптов, власти не осмеливались его трогать. Б. Э. был погребен возле врат монастырской церкви. Источники упоминают о его многочисленных чудесах. После кончины Б. Э. широко почитался у коптов, о нем, в частности, упоминает Макризи при описании мон-ря Шахран. Ист.: Le Synaxaire arabe jacobite (réd. copte): text arabe/Publ., trad. et annot. par R. Basset//PO. T. 17. Fasc. 3 (Baounah, abib, mesoré, jour complémentaire ). P. 777-781. Лит.: Crum W. E. Barsauma the Naked//Proc. of the Soc. of Biblical Archeology. 1907. N 29. P. 135-149, 187-206; Troupeau G. Compte rendu d " Ibn al Suqai//Arabica. 1976. N 33. P. 330-331; Coquin R.-G. Barsum the Naked, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 348-349. А. А. Войтенко, свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/77618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН II патриарх Коптской Церкви (1327-1339), 82-й патриарх Престола Св. Марка. Род. в г. Эд-Димукрат, В. Египет. О его детстве и юности известно мало. Вступление В. на патриаршую кафедру предрек незадолго до своей кончины в 1320 г. Барсум аль-Эриан , и, возможно, это обстоятельство способствовало беспрепятственному избранию В. в качестве патриарха. В. был современником султана ан-Насира Мухаммада ибн Калауна (1310-1341). В тот период в религ. политике мамлюков наметился поворот к веротерпимости, стали стихать проводившиеся ранее гонения на коптов. Возможно, восстановлению нормальных отношений между мусульманами и коптами в немалой степени способствовало посольство от эфиоп. царя Амда Сиона. Он ходатайствовал за коптов и просил позволения отстроить храмы для них, к-рые лежали в руинах. В противном случае он грозил разрушить мусульм. мечети, находившиеся в пределах его царства. По всей видимости, ан-Насир восстановил статус христиан, определенный условиями легендарного «договора халифа Умара», предусматривавшего, в частности, сохранение церквей, построенных до мусульм. завоевания. В. наблюдал за быстрым восстановлением церквей и возобновил совершение таинства Миропомазания, к-рое было прекращено во время правления копт. патриарха Иоанна IX (1320-1327). Посещая мон-ри Скита , В. особое внимание уделял мон-рю аввы Бишои (Дейр-Анба-Бишой), к-рый он отреставрировал и где расширил состав братии, переселив туда монахов из др. обителей. После кончины В. был похоронен в мон-ре Дейр-эль-Шахран, расположенном к югу от Каира; патриаршая кафедра Коптской Церкви оставалась вдовствующей в течение года. Лит.: Lane-Poole S. The Mohammadan Dynasties. L., 1893; New Delhi, 1986r; idem. History of Egypt in the Middle Ages. L., 1901; Subhi Y. Labib. Benjamin II//CoptE. Vol. 2. P. 377-378. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.)

http://pravenc.ru/text/150333.html

Его одежды проработаны мелкими складками, крупная фигура Спасителя занимает все центральное пространство конхи, но при этом компактна благодаря цветовому (хитон прозрачного голубого цвета, гиматий - розового) и композиционному (вписана в медальон) решениям. Христ. искусство периода мамлюков (XIII в.), сохранив традицию упрощенного и жесткого рисунка, приверженность выработанным композициям, типам лиц, оказалось более открытым влияниям искусства др. регионов христ. мира - византийского, западноевропейского, армянского, что сообщило ему большую правильность, сложность, дополнило иконографическими сюжетами (цикл Господских праздников). Характерно, что в егип. среде приживались те приемы христ. искусства, к-рые соотносимы с понятиями линеарного стиля, т. н. аскетической традицией, к-рой оставались чуждыми одухотворенная экспрессия, динамика, утонченность. Выдающийся ансамбль копт. живописи XIII в. сохранился в церкви мон-ря Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун, основанного сыновьями имп. Валентиниана I. Самые ранние (ок. 1200) из композиций, отличающихся индивидуальной манерой,- сцены на стенах центрального нефа ц. Богородицы: «Благовещение», «Встреча Марии с Елисаветой», «Рождество», «Крещение Христа», «Брак в Кане Галилейской» (фрагмент), «Вход Господень в Иерусалим»; на сев. стене: «Сошествие Св. Духа на апостолов»; в верхнем ярусе на вост. стене (во фрагментах) - «Жертвоприношение Авраама», «Встреча Авраама и Мелхиседека» (редкое в копт. искусстве изображение «Причащение, или благословение, Авраама вином»), «Благовещение», «Встреча Марии с Елисаветой», копт. святые; 2-й слой живописи в центральной апсиде: «Христос на троне», «Богоматерь с Младенцем и предстоящими ангелами»; в юж. алтарном помещении ц. Богородицы на вост. стене представлены святые Павел Фивейский, Антоний Великий, Макарий Великий, мон. Иоанн и основатели мон-ря Максим и Домиций, а на юж. стене - святые Пахомий, Моисей Чёрный, Барсум Сириянин, Онуфрий со своим учеником Пафнутием (?) и неизвестный святой.

http://pravenc.ru/text/187963.html

65 Игнатий Лайола (1491?–1556). Испанский дворянин, основатель ордена иезуитов. Канонизирован католической церковью (1622). 68 Кортес Эриан (1485–1547) – испанский конкистадор. Писарро Франсиско (1470?–1541) – испанский конкистадор. Разграбил и уничтожил государства инков Тауантинсуйу. 69 Токугава Иэясу (1542–1616) – основатель сёгуната Токугава, вывел страну из бесконечных междоусобных войн и объединил ее под своим началом. 70 Токугава Иэмицу (1604–1651) – третий сёгун из дома Токугава, внук Иэясу, при нем могущество сёгуната достигло своего апогея. 71 Граф Н.Н. Муравьев-Амурский (1809–1881) – государственный деятель и дипломат, почетный член Петербургской Академии наук. В 1847–1861 гг. генерал-губернатор Восточной Сибири. 85 В современном написании Сёнай – князь, владевший территорией в северо-западной части современной префектуры Ямагата. 86 Архиепископ Николай не совсем точно воспроизводит это имя. На самом деле это Эномото Такэаки (1836–1908). 89 Это резкое суждение о молодом императоре Японии архиепископ Николай составил на основе не всегда точных и добросовестных сообщений европейцев. В дальнейшем он совершенно изменил свое мнение о правящей династии. Архиепископ несколько раз лично встречался с императором Мэйдзи, был переводчиком при высочайших аудиенциях, помогал уладить отношения между Россией и Японией после злодейского покушения на наследника российского престола цесаревича Николая в 1891 г. в Оцу. 5 мая (22 апреля по ст. стилю) 1901 г. архиепископ Николай записал в своем дневнике: «После Литургии был благодарственный молебен по случаю рождения сына у Наследника японского престола. Предварительно я сказал несколько слов о том, что Бог хранит Японского государство, современные которому древние государства давно погибли, – хранит за добрые качества у японского народа, любезные Богу, хотя еще не знакомому японцам; что добром своим японский народ много обязан руководящей его Императорской династии – потому должен молиться за нее..> (Дневники святого Николая Японского : в 5 т. Сост. К. Накамура. Т. 4. СПб.: Гиперион, 2004. С. 445). В феврале 1912 г., когда архиепископ Николай скончался, император Мэйдзи, прислал венок к его гробу, почесть, которой редко удостаивался какой-нибудь другой иностранец в Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Я все ждала, что он снова потеряет сознание из-за своего маловерия. Прошел месяц, второй, а он себя нормально чувствует. В течение трех лет он не терял сознания, чувствовал себя абсолютно здоровым человеком. Он работал на тяжелой работе. Первый год он приходил причащаться, а во второй год он причащался через полгода на Ксенью Блаженную. А потом больше не приходил, не исповедовался, не причащался. Около двух лет он не был в храме. Через три года он снова начал терять сознание, потому что он как бы без Бога остался, без Божьей благодати, помощи. Болезнь снова вернулась. Первый год, когда он не ходил в церковь, он раз в 11 месяцев случался, этот обморок, потом – в 10 месяцев, и за последний год – 8 месяцев. Тогда он пошел в храм. Сейчас он, слава Богу, ходит в храм, причащается, исповедуется. Это было чудо, и сейчас он это понимает. Надо благодарить Бога.».   16 января 2009 Из свежего номера журнала «Русский Newsweek »: «В Великобритании стартовала масштабная кампания по пропаганде атеизма. “Бога, вероятно, нет. Поэтому перестань волноваться и наслаждайся жизнью” [“There’s probably no God. Now stop worrying and enjoy your life”] – такие надписи с прошлой недели украшают 800 лондонских рейсовых автобусов и несколько десятков станций и вагонов метро. Акцию организовали журналистка “Guardian” Эриан Шерин и известный ученый, биолог-эволюционист Ричард Докинс. “Еще пару лет назад мы не смогли бы провести такую акцию, да и не стали бы, чтобы не ранить чувства инакомыслящих, – говорит Докинс. – Но они ведь о наших чувствах тоже не заботятся, оскорбляя нас и угрожая нам во имя религии”. Последней каплей Докинс назвал появление билбордов, рекламирующих ультраконсервативный христианский сайт, утверждающий, что все нехристиане будут гореть в аду…»   Акция, говорящая о многом. Что озлобленные атеисты, пропагандирующие идеи потребительства, идут в наступление. Им мало самим жить преходящими, суетными ценностями, они хотят увлечь в число своих последователей других, колеблющихся. Утопающие стараются утопить других.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине 19.12.2020 17.04.2023 ( 6  голосов:  5.0 из  5) , опубликованной в издании « Public Health » за октябрь 2020 года. Авторы Спантидеас Н., Дросу Е., Барсум М. и Буге А. Двое из Греции, двое из Англии. Читаем: «Исследование Лавина и Вольфа с участием 681 испытуемого показало, что не было значительной разницы в состоянии здоровья между людьми, которые принимали Святое Причастие даже ежедневно, и теми, кто вообще не посещал христианские службы (то есть, те, кто причащается, не болеют инфекционными заболеваниями чаще тех, кто не причащается — прим. свящ. Г.М .). В 1998 году Центр по контролю и профилактике заболеваний сообщил , что никогда не было вспышек инфекции, связанных с чашей для причастия, и что теоретический риск передачи инфекционных заболеваний при использовании общей чаши для причастия существует, но риск этот настолько мал, что его невозможно определить. Согласно христианской православной практике, после завершения религиозного ритуала Святого Причастия священник должен выпить весь оставшийся сакраментальный материал чаши, в которой находятся микроорганизмы всех причастников, участвовавших в религиозном ритуале. Эта практика также применяется к госпитализированным пациентам, которые просят причастия в качестве последней воли перед смертью. Как следствие этой практики, можно ожидать повышения уровня заболеваемости конкретными инфекционными заболеваниями, особенно респираторного и желудочно-кишечного тракта, среди служащих священнослужителей; однако очевидного увеличения распространенности таких инфекций в этой профессии не наблюдается. Таким образом, обычная чаша для причастия теоретически может служить средством передачи инфекции, но потенциальный риск передачи очень мал. В настоящее время имеющиеся данные не подтверждают предположение о том, что практика совместного использования чаши для причастия может способствовать распространению ковид-19». Также стоит добавить цитату из статьи И. Контураса, профессора медицины Фессалоникского университета «Неполные научные данные о коронавирусе в свете конфликта, связанного с Причастием» . Он указывает на научное исследование, проведенное в 2010 году в гепатологической клинике Фессалоникского Университета. Оно касалось больных гепатитом В.

http://azbyka.ru/zdorovie/koronavirus-ch...