В Ганновере постоянно действуют церковная канцелярия и церковное управление (Kirchenamt), состоящее из 4 отделов (по руководству собственно церковными делами, правом и финансами, общественной деятельностью и образованием, экуменической деятельностью и работой за границей). Задачей церковных ведомств является также подготовка документации для Синода, Совета, Церковной конференции. При канцелярии функционирует пресс-служба. Разрешению церковных споров служат церковные суды с независимыми судьями (к центральным относятся конституционный, церковный суд Е. Ц. Г., церковная палата, земельные суды). Ведением церковных дел в бундесвере занимаются евангелическое управление, военный епископ, военные деканаты в Эрфурте, Киле, Мюнхене и др. городах. При Правительстве Германии и в органах управления Европейского сообщества существует служба уполномоченных Совета Е. Ц. Г. Соответственно конфессиональному делению Германии большинство церквей-членов создали внутри Е. Ц. Г. свои церковные союзы. Наиболее крупные - униат. объединение Союз евангелических церквей (Union Evangelischer Kirchen (UEK)) и Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии (Vereinigte Evangelisch-Lutherische Kirche Deutschlands (VELKD)). Реформатские церкви образовали Союз евангелическо-реформатской церкви Германии (Bund evangelisch-reformierter Kirche Deutschlands), к к-рому примыкают проч. протестант. церкви и общины. Существует еще ряд союзов, напр. Евангелический братский союз в Германии (Братская община) (Evangelische Brüder-Unität in Deutschland) (Brüdergemeinde), Конфедерация евангелических церквей в Н. Саксонии, Федерация евангелических церквей в Ср. Германии и др. Е. Ц. Г.- член Рабочего содружества христ. церквей Германии, Всемирного Совета Церквей , Конференции европейских церквей . Офиц. сайт: www.ekd.de. Ист.: Niem ö ller M. Über die deutsche Schuld, Not und Hoffnung: Ansprache an die Vertreter der Bekennenden Kirche in Frankfurt am Main 6 Januar 1945. Zürich, 1946; Kirchliches Jb. für die Evang. Kirche in Deutschland, 1945-1948. Gütersloh, 1950; Kirchliches Jb., 1952. Gütersloh, 1953; Gerstenmaier E. Reden und Aufsätze. Stuttg., 1956; Heinemann G. W. Glaubensfreiheit - Bürgerfreiheit: Reden und Aufsätze z. Kirche - Staat-Gesellschaft, 1945-1975. Fr./M., 1976; Die Schuld der Kirche: Dokumente und Reflexionen z. Stuttgarter Schulderklärung von 18/19 Okt. 1945. Münch., 1982; Die Kirchen und das Judentum: Dokumente von 1945 bis 1985/Hrsg. R. Rendtorff, H. H. Henrix. Paderborn; Münch., 1988; Schritte zum Frieden: Theol. Texte zu Frieden und Aufrüstung. Wuppertal, 1983; Барт К. Барменская декларация//Социально-политическое измерение христианства: Избр. теолог. тексты ХХ в. М., 1994. C. 54-65.

http://pravenc.ru/text/180954.html

Он действовал практически на всей территории Г., в качестве руководящих органов выступали Братские советы. 29-31 мая 1934 г. представители земельных Братских советов собрались в Бармене на первый общенациональный синод, где была учреждена Исповедующая церковь (Bekennende Kirche) с центральным Братским советом (правда, пока временным). Окончательное конституирование Исповедующей церкви произошло осенью 1934 г., когда было избрано 1-е Временное руководство. Во главе Исповедующей церкви стали Нимёллер, К. Барт , Д. Бонхёффер и др. В мае 1934 г. на Барменском синоде была принята Барменская декларация , написанная Бартом и Х. Асмуссеном, в к-рой развенчивалось учение «Немецких христиан». В декларации говорилось, что Иисус Христос является единственным главой Церкви, а Свящ. Писание - единственным источником ее учения. Поэтому Церковь не может выполнять никаких др. функций, кроме данных ей Христом, и проповедовать учение, отличное от евангельского. Принципы «фюрерства» и «крови и расы» неприемлемы для христиан. На 2-м синоде Исповедующей церкви в Далеме (19-20 окт. 1934) был заявлен протест против попыток насильственной унификации Немецкой евангелической церкви (в частности, против включения в состав Имперской церкви земельных церквей Баварии и Вюртемберга). Выступившие с протестом епископы Д. Вурм и Х. Майзер были заключены под домашний арест. Синод призвал всех своих сторонников прекратить сотрудничество с Мюллером и «Немецкими христианами» и выступил в защиту независимости Церкви от гос-ва во внутренних делах. В заявлении Далемского синода говорилось: «Мы призываем христианские общины, их священников и старейшин не принимать никаких указаний от теперешнего церковного руководства рейха и его инстанций и отказываться от сотрудничества с теми, кто хочет повиноваться этому режиму и дальше». Далемский синод избрал расширенный состав Братского совета во главе с К. Кохом. 22 нояб. 1934 г. на специальном заседании было принято решение о создании 1-го временного руководства Исповедующей церкви во главе с еп.

http://pravenc.ru/text/529064.html

— Вот только всегда ли он соблюдается? Те же протестанты в конце концов согласились уступить настойчивым призывам светских властей венчать однополые пары... — Во-первых, далеко не все протестантские деноминации согласились венчать однополые пары. Протестантское сообщество очень разнообразное, в нем есть как либеральные, так и консервативные направления. Во-вторых, венчание однополых пар для либеральных протестантских общин стало возможным благодаря развитию либеральной теологии, которая во многом выстраивается вокруг вопросов о человеческой личности и переживаемом ею религиозном опыте. Здесь надо говорить не об уступке светским властям, а скорее об изменении богословского мейнстрима в этих церквах. Конечно, среди верующих этих протестантских общин находятся и консерваторы, которые считают, что венчание однополых пар недопустимо. Но в отличие от фашистской Германии, против религиозной политики которой была написана Барменская декларация, эти верующие не подвергаются репрессиям со стороны государства. Светские власти обеспечивают им свободу вероисповедания, и, если верующих не устраивает политика собственной церкви, они могут беспрепятственно заявить свой протест и ее покинуть. Я знаю целый ряд случаев в Финляндии, где местная лютеранская церковь разрешила венчания однополых пар. Часть консервативно настроенных верующих, несогласных с таким решением, в итоге присоединилась к православию. В православном богословии сейчас начинается дискуссия по этим вопросам, и я хотел бы обратить внимание, к примеру, на «Письмо епископов Православной Церкви в Германии молодежи: о любви, сексуальности и браке», которое было опубликовано в декабре 2017 года.   «Чтобы познавать Бога, нужно уметь задавать вопросы» — Нужно ли богословие обычному человеку? Если он не священник, не миссионер, не философ… — Что делает богослов? Он формулирует религиозные смыслы. Объясняет, как работают те или иные духовные закономерности. Проверяет, как соотносится с этими смыслами и закономернос­тями современная культура.

http://foma.ru/razgovor-s-bogom-eto-vseg...

Д. Бонхёффер. Фотография. 30-е гг. XX в. Д. Бонхёффер. Фотография. 30-е гг. XX в. Осенью 1933 г. неск. пасторов объединились вокруг М. Нимёллера из Берлина-Далема и образовали т. н. Чрезвычайную пасторскую лигу, на основе к-рой весной 1934 г. была организована «Bekennende Kirche» (Исповедующая церковь). Орг-ция заявила о необходимости сохранения церковью своего суверенитета и невмешательства гос-ва в церковные дела, а также о незыблемости основных постулатов христ. веры и неизменности авторитета Библии (см. ст. Барменская декларация ). В авг. 1934 г. Б. принял участие в заседании Всехристианского совета «Жизнь и деятельность» в Фанё (Дания), на к-ром была поддержана «Исповедующая церковь» в противовес движению «немецких христиан». Б. говорил о том, что христиане всего мира должны воспрепятствовать назревавшей опасности новой мировой войны. Покинув Германию, Б. служил пастором в Лондоне (1934-1935). Вернувшись из Лондона, Б. присоединился к орг-ции «Исповедующая церковь», с 1935 по 1937 г. преподавал в ее семинарии в Финкенвальде (ныне Здрое под Щецином, Польша) и осуществлял связи этой орг-ции с зарубежными церковными центрами. В 1937-1938 гг. в работах «Nachfolge» (Следование) и «Gemeinsames Leben» (Совместная жизнь) он писал о соответствии церкви совр. задачам, критически отзывался о лютеран. теологии, в частности о т. н. «дешевой благодати», к-рая, по его мнению, являлась оправданием греха. К 1938 г. власти запретили Б. преподавать, выступать публично, публиковать к.-л. труды. Друзья, устроив ему лекционную поездку в США, надеялись, что он примет решение остаться там, но в авг. 1939 г. Б. вернулся в Германию, объясняя свое решение Нибуру тем, что «христиане в Германии стоят перед ужасной альтернативой: или желать поражения своей нации и тем самым дать возможность и дальше существовать христианской цивилизации, или хотеть победы и тем самым разрушить христианскую цивилизацию. Я знаю, какую из альтернатив я должен выбрать; но я не могу сделать этот выбор, находясь в безопасности» ( Schleicher.

http://pravenc.ru/text/153107.html

веры и утверждения необходимости « безрелигиозного христианства » ( Bonhoeffer. 1971. S. 133). В понимании Н. п. базовым тезисом Бонхёффера является следование за Христом - жизнь в вере, не допускающая компромисса, пример к-рой, по его убеждению, дает раннехрист. монашество . В кн. «Хождение вслед» ( Idem. 1958) Бонхёффер пишет: «Основа проповедующей Церкви не кровь и не почва, ее форма не связь с народом, ее основа есть слово, а ее форма - следование. Искать близость к народу или к современности означает как раз отдаляться от современности и от народа. Все это глубоко чуждо Церкви. Близкая реальности истина Церкви обнаруживает себя именно в том, что она проповедует и исполняет Нагорную проповедь и наставления Павла» ( Idem. 1961. S. 252). Этим тезисом определено понимание Н. п. в книге: смысл проповеди Иисуса в призыве отдельного верующего и всей общины к следованию за Ним, при этом важны не столько нравственные поступки, сколько само решение следовать за Иисусом Христом (Ibid. S. 94). Т. о., несмотря на акцент на важности нравственного поступка (доклад 1932 г.: Zur theologischen Begründung der Weltbundarbeit// Idem. Gesammelte Schriften. Münch., 1958. Bd. 1. S. 140-158), Бонхёффер в понимании Н. п. никогда не приближался к позиции протестант. радикалов (анабаптистов) ( Idem. Die Geschichte. 1960. S. 464). Мирные движения ненасильственного сопротивления, даже пацифистские группы, часто ссылались на Н. п. Кроме Л. Н. Толстого и его последователей можно назвать Мохандаса Ганди (1869-1948) или М. Л. Кинга (ссылался на Н. п., отстаивая права черного населения Америки). В 80-х гг. XX в., в ситуации холодной войны, нем. протестант. богослов Х. Гольвитцер , ссылаясь на 5-й тезис Барменской декларации, ставил вопрос о пределах гос. монополии на насилие: Н. п. является руководством для создания пред лицом наступающего Царства Божия «свободного от иерархии» братства и в то же время для «соработничества христиан в мире, упорядоченном структурами власти» ( Gollwitzer. 1981. S. 93).

http://pravenc.ru/text/2564590.html

В ответ на запрет полиции служить членам Исповеднического фронта в штутгартских церквах земельный епископ Вурм заявил, что не изменит своей позиции под этим давлением. По всему рейху люди массово выражали симпатии Вурму. Такое благожелательное отношение общества к позиции Вурма ускорило процесс образования И. ц. В апр. в Мюнхене, Нюрнберге, Аугсбурге прошли собрания Исповеднического фронта. 11 апр. в Нюрнберге по инициативе Майзера встретились Вурм, Кох, Г. Асмуссен, Бекман, П. Хумбург. Был создан Нюрнбергский теологический комитет, к-рый работал над подготовкой 1-го Имперского синода И. ц. в Бармене и конституировался как «Братский совет Исповеднического синода». 15 апр. к Нюрнбергскому комитету присоединился М. Нимёллер. 22 апр. в Ульме представители разных групп фронта составили заявление об образовании И. ц. 2 мая на совещании в Берлине было принято решение о созыве синода И. ц. Для теологической подготовки был избран «комитет 3-х», в который вошли Барт, Асмуссен (Альтона) и баварский лютеранин Г. Брайт. Теологические разногласия были существенными и примирить, напр., лютеран с реформатами, к-рые считали заблуждения «немецких христиан» заблуждениями реформатов, было не просто. Согласились, что необходимо сохранить вероисповедание в традиции XVI в. Правовой задачей синода стала защита основ Немецкой Евангелической Церкви. Общегерм. Исповеднический синод работал в Бармене (реформатская церковь Бармен-Гемарке) 29-31 мая 1934 г. Присутствовали 138 делегатов из 18 земельных церквей, 83 священника и теолога и 55 мирян, посланники общин, синодов и церквей из всех частей рейха. В результате дебатов решили, что офиц. заявление не будет иметь характера Символа веры. Автором первоначального текста заявления Барменской декларации был Барт, окончательная доработка осуществлялась 30 мая Бартом, К. Низелем от реформатов и Асмуссеном, Бекманом, М. Зассе от лютеран. Был избран Братский совет синода - К. Кох, К. Иммер, Майзер, Вурм, М. Нимёллер, Бекман, Якоби, Э. Фидлер (адвокат из Лейпцига, советник по праву) и др.

http://pravenc.ru/text/675009.html

«Я пришел в Церковь с черного хода, поблуждав по черным тропинкам» Интервью Ольги Лебединской с Игорем Капрановым, фронтменом группы «Ауткаст», мы записывали 23 февраля в прямом эфире нашего инстаграма. Возможно, если бы это было сделано позже, вопросы были бы другие. Но в любые, а тем более такие непростые времена, тема встречи со Спасителем остается самой важной в нашей жизни. Как меняется все, когда эта встреча происходит? Что делать, когда зашел не туда? И когда начинаются чудеса? Личный опыт человека и музыканта, дороги которого никогда не были прямыми. « Не бойтесь» Владимир Берхин: сейчас, когда привычный нам мир сломался, когда впереди маячит бедность, и непонятно, что страшнее — читать новости или не читать их, я бы хотел сказать самому себе и вам две вещи. «Хранить трезвость, молиться и продолжать работу» Владимир Берхин: ситуация теперь называется «кризис». А в переводе с греческого, как многие знают, — «суд». Люди будут страдать только больше, наше дело будет только нужнее, а возможностей у нас будет только меньше. «Несколько христианских книг о войне» Владимир Шалларь. Книги о войне: от ранних христиан до мировых войн. Войны, сила, насилие, победы, меч, грабеж, порабощение — вот характеристики мира сего, коему противостоит христианство — как учит свт. Григорий Палама. Книги «Келейный Летописец» Святитель Димитрий Ростовский Война есть «дело такое, горше которого ничего не может быть в поднебесной, ибо вражда происходит от диавола», «зло есть оружие и война, ибо они являются противоположностью заповеди Бога», «зла вещь брань», «война есть зло» и т. д. и т. п. «Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран» Александра Ленель-Лавастин Бездуховный Запад; наша великая нация, борющаяся с Западом; православие как духовность нашей великой нации; всесильное государство как выражение нашей великой нации. «Православный» фашизм. «Барменская декларация» «Мы отвергаем ложное учение о том, что государство якобы должно и может, выходя за рамки своего специфического задания, стать единственным и тотальным порядком человеческой жизни и тем самым брать на себя также и задачи Церкви».

http://blog.predanie.ru/article/tserkov-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ [нем. Evangelische Kirche in Deutschland], самая крупная христ. орг-ция в стране. Особенность становления и развития Е. Ц. Г. связана с социально-политической историей гос-ва. Со времен Реформации и до сер. XIX в. земельные церкви в Германии были подчинены монархической власти 40 нем. гос-в и не имели координирующего центра. Первая попытка объединения земельных церквей состоялась в 1848 г. на церковном конгрессе в Виттенберге (ныне Лютерштадт-Виттенберг). Попытка оказалась неудачной, но привела к созданию в 1852 г. т. н. Айзенахской конференции, на которой проходили регулярные встречи представителей земельных церквей. С 1903 г. начал работу единый представительский орган - Немецкий евангелический церковный комитет, но земельные церкви продолжали сохранять организационную самостоятельность. Такое положение существовало до 1918 г., до конца первой мировой войны (т. н. второго рейха). В годы Веймарской республики (1919-1933) был создан единый «Немецкий евангелический церковный конгресс», впосл. принявший конституцию нового протестант. формирования, каким с 1922 г. стал Немецкий евангелический церковный союз (Deutschen Evangelischen Kirchenbundes), состоявший из 28 земельных церквей. В период диктатуры фашизма Немецкая евангелическая церковь разделилась на «Немецких христиан» (Glaubensbewegung «Deutsche Christen») - пронацистское объединение во главе с рейхсепископом Л. Мюллером, стремившееся создать «арийское христианство», и на оппозиционную им Исповедующую церковь (Bekennende Kirche), выступавшую за незыблемость основных христ. догматов, против навязываемой церкви и обществу нацистской идеологии. Ее позиция нашла отражение в Барменской декларации 1934 г. и др. документах. Духовными вождями Исповедующей церкви были К. Барт , Д. Бонхёффер , М. Нимёллер . После окончания второй мировой войны в ходе конференций 1945-1948 гг. в Трейзе (ныне Швальмштадт, земля Гессен) и Айзенахе умеренным крылом Исповедующей церкви была сформирована структура новой Е. Ц. Г. Большую роль в этом сыграл Вюртембергский земельный еп. Теофиль Вурм. На конференции в Трейзе была создана благотворительная Служба помощи (Hilfswerk), руководителем которой стал О. Герстенмайер. Он был членом подпольного антифашистского кружка в Крайзау (ныне Кшижова, Польша), занимавшегося разработкой планов буд. устройства Германии на христианско-социальных началах, член Синода Е. Ц. Г. В послевоенные годы Е. Ц. Г. активно помогала беженцам и бедным, собирая пожертвования, способствуя созданию новых рабочих мест.

http://pravenc.ru/text/180954.html

Установление нацистской диктатуры (1933) Г. оценил как насильственное включение немцев, развращенных либеральными порядками Веймарской республики, в новую общность и видел в этом руку Божию. Он примкнул к профашистскому движению «немецких христиан» . В 1935-1955 гг. профессор Гёттингенского ун-та. Г. строго следовал лютеран. взгляду на теологию, сохраняя традиц. приоритет Евангелия перед законом. При этом он софистически отождествлял закон не только с 10 заповедями, но и с нормами международного права, Евангелие же - с высшими интересами герм. нации (Einheit von Evangelium und Volkstum? Hamburg, 1933), что полностью вписывалось в идеологию режима. Приняв участие в нацистской кампании против Барменской декларации и эмигрировавшего Барта, Г. пытался преподнести это как критику реформатского скептицизма Барта верующим и патриотически настроенным лютеранином (Gericht oder Skepsis: Eine Streitschrift gegen K. Barth. Jena, 1937). Крах нацистской Германии (1945) Г. истолковал как утрату герм. народом общности, распавшейся на изолированные индивиды, совокупность к-рых - никак и ничем не объединенная масса. Он оправдывал оккупацию Германии зап. державами как единственно возможное средство поддержания порядка. В поздних работах Г. выступал как критик совр. ему зап. цивилизации и особенно тенденции к перерастанию секуляризации (отделения Церкви от гос-ва) в «секуляризм». Человек, признающий тварный мир самостоятельной и последней данностью (именно такое мировоззрение Г. называл «секуляризмом»), не способен к вере и, следов., не обладает никакой свободой - он полностью порабощен вещами, в среде к-рых живет (Verhängnis und Hoffnung der Neuzeit: Die Säkularisierung als theol. Problem. Stuttg., 1953). В последней кн. «Демифологизация и Церковь» (Entmythologisierung und die Kirche. Stuttg., 1953) Г. выступал как апологет и продолжатель попыток Бультмана демифологизировать понимание НЗ. Лит.: Shiner L. E. Secularisation of History: An Introd. of the Theology of Friedriech Gogarten. Nashville, 1966; Fischer H. Christlicher Glaube und Geschichte/Voraussetzungen und Folgen der Theologie Friedrich Gogartens. Gutersloh, 1967; Schwan A. Geschichtstheologische Konstitution und Destruktion der Politik: Friedrich Gogarten und Rudolf Bultmann. B., 1976; Kr ü ger M. Friedrich Gogarten: Leben und Werk in zeitgesch. perspektive/Mit zahlereichen Documenten und Materialen. Stuttg., 1997; Leiner M. Gottes Gegenwart: Martin Bubers Philosophie des Dialogs und der Ansatz ihrer theologischen Rezeption bei Friedrich Gogarten und Emil Brunner. Gutersloh, 2000.

http://pravenc.ru/text/165213.html

Всегда существует возможность обозначить в дискуссии свое особое мнение. Сказать, что есть ряд вопросов, в которых мы не можем поступиться ничем и, понимая точку зрения оппонента, все же остаемся на своих позициях. Мы можем достигать консенсуса там, где это не касается основ нашей веры, и это будет нашим вкладом в публичную дискуссию. Согласие с наличием у Церкви особого мнения не противоречит достижению консенсуса. Конечно, можно и не следовать путем рациональной дискуссии, а пойти на публичный конфликт. Сказать, что мы будем непримиримо стоять на своем, и предъявить обществу ультиматум. Такие ситуации называются в науке культурными войнами. Но культурные войны рано или поздно заканчиваются, потому что общество устает от них. И когда они заканчиваются, консерваторы всегда остаются в проигрыше — об этом есть хорошее исследование американского религиоведа Стивена Протеро. Поэтому лучше не доводить ситуацию до состояния культурных войн. — Можете назвать какую-то современную проблему, по которой наша Церковь сейчас готовит официальный документ? — Экстракорпоральное оплодотворение, ЭКО. По этой теме уже написано несколько научных работ, и теперь в Межсоборном присутствии готовится проект документа, который исходит из представления о том, что жизнь человека начинается уже с момента зачатия. ЭКО — это просто технология, но важно, чтобы при ее использовании не погибали эмбрионы. Говорят, что «избыточные» оплодотворенные клетки замораживают, но какой будет их дальнейшая судьба? Как они будут развиваться дальше — через суррогатное материнство или как-то иначе? Сразу возникает много вопросов. — А есть такие проблемы, по которым четко формулировать церковное учение, может быть, и не обязательно? — Как правило, не требуют «нормативного» решения вопросы, касающиеся социально-политического устройства. К примеру, что для православного сознания более приемлемо — монархия или демократия? Церковь уже высказалась в «Основах социальной концепции», что форма правления может быть любая. А вот стиль правления — не любой. Недаром в тех же «Основах» мы находим фрагмент, допускающий неповиновение властям. Он восходит к очень важному документу XX века — Барменской декларации 1934 года, принятой немецкими христианами-исповедниками в ответ на церковные реформы нацистского режима. В этом документе переосмысляется тезис о том, что нет власти не от Бога (Рим 13:1). Выдающиеся богословы Карл Барт, Дитрих Бонхёффер, Мартин Нимёллер сформулировали принцип: христианин подчиняется только Богу. И если государство принуждает христианина делать вещи, которые противоречат его христианской совести, он может не повиноваться этому. В ХХ веке это стало уже общехристианским принципом.

http://foma.ru/razgovor-s-bogom-eto-vseg...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010