Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРМЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ [нем. Barmen (Barmer) Theologische Erklärung], документ, принятый в мае 1934 г. первым синодом Исповеднической Церкви (Bekennende Kirche) в Бармене и направленный против профашистского движения «немецких христиан». Зарождение движения относится к 20-м гг. XX в., когда начала выходить «Воскресная газета немецкой церкви для немецкого народа», ставившая своей целью дать интерпретацию крестной жертве Иисуса Христа в русле мистицизма нем. героического эпоса. Клир в гос. церквах Германии всегда был выборным, и в 30-х гг. нацистам удалось поставить на мн. посты своих кандидатов. Тогда же сформировались партии «Церковный Союз за позитивное христианство и немецкую нацию» и «Евангельские национал-социалисты». В 1932 г. нацисты начали объединять такого рода партии в «Движение веры немецких христиан», во главе его встал Иоахим Хоссенфельдер. После прихода Гитлера к власти Церковь должна была в своей проповеди проводить параллель между Христом, Спасителем всего человечества, и Гитлером, призванным для спасения нем. нации. Вера должна была базироваться не только на «учении Лютера», но и на «духе героического немецкого благочестия». Одной из основных обязанностей нем. Церкви считалось поддержание чистоты «немецкой расы». Во время 1-го съезда нового церковного движения декан Грель, одетый в красно-коричневую униформу, заявил, что немцы нуждаются в «немецкой вере» и «немецком боге». Со временем такие возгласы, как «Аминь» и «Аллилуия», были исключены из литургического обихода из-за их евр. этимологии. В церквах запрещалось служить неарийцам или тем, кто состоял в браке с ними. Профессора богословия, преподававшие в нем. ун-тах, должны были в обязательном порядке подписать клятву верности, в к-рой Гитлер ставился выше Христа. Постепенно движение «немецких христиан» приобрело большое число сторонников, но в то же время в Церкви возникло движение сопротивления. Первым против «немецкой церкви» выступил М.

http://pravenc.ru/text/77558.html

Мы отвергаем ложное учение о том, что государство якобы должно и может, выходя за рамки своего специфического задания, стать единственным и тотальным порядком человеческой жизни и тем самым брать на себя также и задачи Церкви. Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь в человеческом самовозвеличивании якобы может ставить слово и дело Господа на службу каким-либо самовольно выбранным желаниям, целям и планам . Кроме текста Барменской декларации вы здесь также найдете несколько текстов антинацистских («непатриотичных») теологов, в частности Карла Барта, одного из авторов «декларации» (кроме его нескольких текстов — здесь также расположены тексты Бонхёффера, Бруннера, Тиллиха). Дитрих Бонхёффер — великий богослов XX в., великий и в жизни, и в мысли. Один из создателей Исповедующей церкви — союза общин христиан Германии, не желавших сотрудничать, поддерживать Гитлера, нацизм, диктатуру, репрессии, войны. Изначально Бонхёффер стоял на позициях ненасильственного сопротивления, твердого стояния в заповедях Христовых, в любви к врагу (это отражено в книге 1937 г. «Следуя Христу» ). Затем по мере эскалации зла и углубления своих размышлений он приходит к выводу о необходимости бороться с нацизмом силой: Бонхёффер становится активным участником антигитлеровского заговора (это отражено в книге «Сопротивление и покорность» , составленной из писем, которые Бонхёффер писал из заключения). Нацисты казнили его в 1945 г. Цитаты: « Мы думали, что с помощью разума и права сможем утвердиться в жизни, а там, где и то и другое подводили нас, мы ощущали наши возможности исчерпанными. Мы постоянно переоценивали значение разума и справедливости в ходе истории. Вы же, растущие во время мировой войны, которой не хотят 90 процентов всех людей и для которой все-таки жертвуют имением и жизнью, с детства узнаете, что мир определяют силы, против которых разум бессилен. А потому вы более трезво и с большим успехом поспорите с этими силами. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Последовавшие за Христом призваны к миру. Когда Иисус призвал их, они нашли свой мир. Иисус — их мир. Но они должны не только иметь мир, но и творить его. Царство Христа есть царство мира, и в общине Христовой приветствуют друг друга пожеланием мира. Ученики Христа хранят мир, в котором они предпочтут страдать, нежели причинить страдание другому; они оберегают единение, когда другой посягнет на него; они отрекаются от самоутверждения и смиренно переносят ненависть и несправедливость. Они преодолевают зло добром. Так они становятся основателями Божеского мира в мире ненависти и войны. Но нигде их мир не станет большим, кроме как там, где они обратили к миру злых и готовы страдать за них. Миролюбцы понесут крест вместе со своим Господом, ибо мир сотворен на Кресте. Так как они вступили на мирное поприще Христово, то они и призваны к поприщу Сына Божия, оттого будут и они сами названы сынами Божьими.

http://blog.predanie.ru/article/nemetski...

В этот период Н. открыто выступил против Гитлера, заявив о несовместимости христ. веры и культа фюрера. Его регулярно привозили в гестапо для дачи объяснений (один кратковременный арест и более 40 задержаний) и запрещали проповедовать. 11 апр. был создан Нюрнбергский теологический комитет, к-рый работал над подготовкой 1-го синода Исповедующей церкви в Бармене. 15 апр. к его работе присоединился Н. 22 апр. в Ульме было заявлено об образовании Исповедующей церкви, 2 мая принято решение о созыве синода. 29-31 мая 1934 г. синод прошел в Бармене при участии 138 делегатов из 18 земельных церквей, как священников, так и мирян. Н. был избран в Братский совет синода. 31 мая участники синода приняли Барменскую декларацию , в к-рой говорилось о том, что незыблемой основой Церкви является «Евангелие Иисуса Христа, как свидетельствуют Священное Писание и Символы веры Реформации», и подчеркивалось, что общность веры и единство Немецкой евангелической церкви нарушены действиями господствующей церковной партии «немецких христиан». Текст декларации состоял из 6 пунктов, в каждом из них со ссылкой на Свящ. Писание доказывалась необходимость следования подлинной вере без ложных истин и кумиров. В пунктах 2-3 декларации подчеркивалось, что Исповедующая церковь отвергает «ложное учение, согласно которому есть сферы нашей жизни, где мы должны поклоняться не Иисусу Христу, а другим господам». 12 авг. 1934 г. Братский совет в Кафедральном послании объявил, что поддержка церковного правительства является изменой Богу, и призвал к отказу исполнять издаваемые им церковные законы, а в особенности не принимать присягу фюреру. 3 сент. 1934 г. на совещании епископов, представлявших «немецких христиан», Мюллер приказал объединить евангелические церкви Баварии, Вюртемберга, Ганновера в единую гос. церковь (рейхскирхе). 19-20 окт. 1934 г. в Далеме на синоде Исповедующей церкви было заявлено, что насильственные действия церковных властей нарушили церковное право и конституцию Немецкой евангелической церкви. Синод призвал своих сторонников игнорировать указания Мюллера и отказаться от сотрудничества с теми, кто признают его церковное правительство. Итогом противостояния стало распоряжение Мюллера от 20 нояб. 1934 г. о возвращении земельных церквей в прежнее правовое состояние.

http://pravenc.ru/text/2577659.html

Нимёллером. 31 мая 1934 года она приняла Барменскую декларацию, в которой осуждались нацистские теории и мессианство Гитлера. Исповедническая церковь подвергалась преследованиям, хотя формально так и не была запрещена. После II мировой войны в Германии в основном восстановилось прежнее церковное устройство: протестантские церкви действуют в пределах отдельных земель, их статус определяется земельными законами. С XVII века лютеране стали эмигрировать в Северную Америку , организуя там приходы и синоды по этническому принципу (в большинстве случаев в русле германской традиции). К середине XX века лютеранство в США разделилось на либеральное крыло, организованное в Евангелическую лютеранскую церковь в Америке (окончательно сформировалась в 1988 году из трёх лютеранских церквей), и лютеран-консерваторов (аналог «старых лютеран» в Германии), образовавших Лютеранскую церковь - Миссурийский синод и Лютеранскую церковь - Висконсинский синод . В США в 1970-х годах переместился центр лютеранских богословских исследований. Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии , Африке , Ост-Индии и Китае . Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии , Индонезии , Танзании и Кении , где возникли многочисленные, динамично растущие церкви. В 1923 году образована Всемирная лютеранская конвенция (ВЛК). После II мировой войны церкви - члены ВЛК сотрудничали в оказании помощи пострадавшим в ходе войны в Европе. В 1947 году ВЛК была преобразована во Всемирную лютеранскую федерацию (ВЛФ). 90% всех лютеран принадлежат к церквам - членам ВЛФ. Общее их число (2008) - свыше 70 млн. человек. Крупнейшим объединением консервативных лютеран является созданный в 1993 году Международный лютеранский совет , в который входят 30 церквей-членов (2007). Они объединяют около 3,45 млн. человек. В 1993 году была основана Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция , ведущую роль в которой играет Лютеранская церковь - Висконсинский синод. По неофициальному правилу каждая вновь возникшая лютеранская церковь может считаться законной только при условии её признания одним из трёх объединений (ВЛФ, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция). В начале XXI века продолжается рост числа лютеран в Азии, Африке и Латинской Америке, спад - в Европе и Северной Америке.

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

Характерна в этом смысле проповедь, составленная И. ц. и прочитанная в кон. июня 1942 г. во всех церквах Вюртемберга. Проповедь была направлена против притеснения церквей властями, отстаивала свободу вероисповедания - «высшее благо для народа». Лидеры нем. гос-ва, подчеркивалось в проповеди, выступают «за кровавый путь. Они хотят заставить Евангелие замолчать. Они думают, что тем самым окажут услугу своему народу». Снова и снова арестовывают «святых посланников Иисуса», отмечалось в проповеди, слышатся угрозы, запрещают говорить, выносят смертные приговоры. «Но чем больше преследуется Церковь, тем она становится сильнее и победит». Подчеркивалось, что недопустимо нейтральное отношение к Христу; нужно верить, и вера принесет не только страдания, но и чудеса откровения, спасение души. В духе Барменской теологической декларации утверждалось, что «Бога нужно почитать больше, чем человека». Однако решительные антиправительственные заявления соседствовали в проповеди с уверениями в преданности гос-ву и властям, хвалебные речи были обращены к родине и мужественным солдатам рейха, жертвовавшим на войне жизнями. По-прежнему оставались иллюзии относительно фюрера, призванного «решить все большие задачи», стоявшие перед страной. Деятельность И. ц., ее основополагающие документы способствовали в послевоенный период формированию основ новой Евангелической церкви Германии. М. Нимёллер, Дибелиус, Вурм стали разработчиками таких важных документов протестант. церкви, как Штутгартское («о признании вины», окт. 1945) и Дармштадтское («по еврейскому вопросу», 1948) заявления, признававших ответственность протестант. церквей за преступления фашистского режима. Ист.: Kirchliches Jb. für die Evang. Kirche in Deutschland, 1933-1944. Gütersloh, 1948; Niemöller W. Texte zur Geschichte des Pfarrernotbundes. B., 1958; Bonhoeffer D. Gesammelte Schriften. Münch., 1958-1959. Bd. 1-2; он же (Бонхёффер Д.). Сопротивление и покорность: Пер. с нем. М., 1994; Meldungen aus dem Reich: Auswahl aus den geheimen Lageberichten des Sicherheitsdienstes der SS, 1939-1944/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/675009.html

Вольфганг Хубер, еп. Евангелической Церкви Германии. Фотография. Нач. XXI в. Апостольский Символ веры , Никео-Константинопольский Символ веры , Малый катехизис (см. ст. Катехизисы Лютера ), Гейдельбергский катехизис , Аугсбургское исповедание , Барменская декларация, Лёвенбургское соглашение, Штутгартское заявление. Руководящие органы Е. Ц. Г.- Синод, Совет и Церковная конференция. Они ответственны за формирование задач церкви, за церковную конституцию и дисциплину. Синод Е. Ц. Г. является законодательным органом, к-рый ежегодно собирается в любом нем. городе по приглашению земельных церквей, вырабатывает общую позицию по церковным и общественным вопросам. Состоит из 120 чел., из них 100 чел. избраны Синодом земельных церквей, 20 чел. назначены Советом Е. Ц. Г.- это священнослужители, к-рые внесли особый вклад в церковные дела. В работе Синода принимают также участие 8 представителей от молодежных церковных орг-ций (4 - от Рабочего содружества евангелической молодежи и по 2 - от Евангелического студенческого сообщества и от студенческой миссии в Германии). Синодом руководит президиум во главе с президентом. Первым Президентом Синода Е. Ц. Г. был избран Г. Хайнеман (1949-1955), с 2003 г. им руководит женщина - Барбара Ринке. Совет Е. Ц. Г.- постоянно действующий исполнительный орган, реализующий на практике решения Синода и выступающий с посланиями к пастве. Состоит из 15 чел. (клириков и мирян). Избирается Синодом и Церковной конференцией на 6 лет. Совет из своих членов избирает Председателя. Первым Председателем Совета Е. Ц. Г. был Вюртембергский земельный еп. Т. Вурм (1945-1949), его заместителем - Нимёллер, с 2003 г. еп. Вольфганг Хубер (срок его полномочий истекает в 2009). Текущими делами наравне с Синодом занимается Церковная конференция, ее члены принимают участие в выборе Совета и выработке законов. В состав конференции входят руководители церквей - членов Е. Ц. Г. Церкви с количеством прихожан ок. 2 млн при голосовании имеют 2 голоса, остальные - по 1 голосу. Председатель Совета Е. Ц. Г. является и председателем Церковной конференции.

http://pravenc.ru/text/180954.html

Подпишитесь на наш Телеграм Нацизм: «совершенное» совпадение тотальной диктатуры и тотальной войны, абсолют господства, власти, агрессии, уничтожения, гордыни. Понятно, что множество немецких мыслителей пытались осмыслить этот тотальный ужас; мы выбрали лишь несколько классических книг на этот счет. Но прежде «рефлексий» — непосредственная реакция отторжения зла, непосредственное решение бороться с диктатурой и войной. Пример такой реакции, такого решения — святой Православной Церкви, православный немецкий студент Александр Шморель, один из основателей студенеческой группы антинацистского/антивоенного Сопротивления «Белая Роза» — казненный нацистами в 1943 году. Немец, студент, православный христианин — он боролся как мог с диктатурой своей страны, своего народа, с войной, развязанной его страной, его народом — и удостоился за это мученического венца. С его биографией можно ознакомится в этой книге из серии ЖЗЛ . Великая немецкая нация, ее вождь, немецкое государство — таковы идолы, которым поклонились многие и многие немецкие «христиане» в 30-х гг. XX в. Церковь, церковные служители, определенного рода теология и пр. и пр. включились в «борьбу за немецкий мир», в борьбу против внешнего, «прогнившего» мира, в борьбу за вставание немецкого народа с колен, за патриотизм, за мощь своего Отечества — под руководством главы государства, разумеется и пр., и пр. Но не все христиане поклонились идолам народа/родины/государства/ вождя; нашлись христиане, сохранившие верность своему Господу. На синоде Исповеднической церкви в мае 1934 году в Бармене они приняли знаменитую «барменскую декларацию» . Цитаты: Мы отвергаем ложное учение о том, что в нашей жизни якобы могут существовать области, где мы принадлежим не Иисусу Христу, а иным господам; области, где мы не нуждались бы в Его оправдании и освящении. Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы имеет право менять образ своего провозвестия и устройства по собственному произволу или в угоду каким бы то ни было господствующим мировоззрениям и политическим убеждениям.

http://blog.predanie.ru/article/nemetski...

После революции 1918 г. они заключали разнообразные договоры с властями земель - составных частей Веймарской республики. Л. в XX-XXI вв. Л. и нацистский режим в Германии (1933-1945) Еще до прихода А. Гитлера к власти нацисты начали активно поддерживать внутри лютеранских и реформатских церквей и церквей Прусской унии движение «Немецких христиан» , к-рое опиралось на арийскую расовую теорию, почитало фюрера как ниспосланного нем. народу мессию и стремилось очистить христианство от иудейского компонента, т. е. фактически от всей ветхозаветной основы. В этой связи предметом дебатов стало отношение Лютера к евреям. В авг. 1536 г. курфюрст Иоганн Фридрих изгнал евреев из курфюршества Саксония и запретил им даже проезжать через свои владения. Нек-рые гуманисты требовали от Лютера, чтобы он вмешался и защитил евреев, но он отказался, а в 1543 г. опубликовал соч. «Против евреев и их лжи». Лютер никогда не ставил под сомнение богодухновенность ВЗ и его значимость для христиан, признавал историческое значение ветхозаветного закона, отдавал должное евр. языку как языку Библии. Однако он остро воспринимал отказ современных ему иудеев даже после проведенных в церкви преобразований признать Иисуса Христа Мессией, предсказанным ветхозаветными пророками, и единственным Искупителем грехов; отказ евреев от обращения в христианство Лютер истолковывал как оскорбление, наносимое Иисусу Христу. Этими богословскими соображениями, а вовсе не принципиальным антисемитизмом объясняются его антиевр. высказывания. В апр. 1933 г. нацистский режим учредил Немецкую Евангелическую Церковь во главе с рейхсепископом Л. Мюллером, который стал «фюрером» церкви. Противники такой профанации христианства - как лютеране, так и реформаты и приверженцы Прусской унии - в июле 1933 г. учредили Исповедующую церковь (Bekenntniskirche) во главе с лютеран. пастором М. Нимёллером (1892-1984). 31 мая 1934 г. эта церковь приняла написанную К. Бартом , реформатским пастором, Барменскую декларацию , в к-рой протестанты отвергали нацистские теории и мессианство Гитлера.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом» (Мистическое богословие). В литургической поэзии упоминание об «обожении» встречается, среди прочего, в каноне на Великий Четверг. В уста Христу вложены слова: «Якоже бо Бог с вами, боги, буду». И неслучайно эти слова представлены в контексте Страстей Христовых – как предвосхищение жизни будущего века, начавшейся с Воскресения Христа, а оно, в свой черед, берет себе начало от Его нисхождения во ад. «Сошествие во ад, – пишет о. Георгий Флоровский , – есть обнаружение жизни среди безнадежности смерти. Это есть победа над смертью». Вот почему икона Воскресения, представляющая собой Сошествие во ад, и есть, собственно, икона Искупления. Христос берет за руку Адама, человека, и спасительным рывком выводит его к свету. ИСПОВЕДНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ИСПОВЕДУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ (нем. Bekennende Kirche) – христианское движение Сопротивления в нацистской Германии. В 1933 г. нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Протестантскую церковь рейха, которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения Немецких христиан, поддерживавших Гитлера еще до его прихода к власти. Церковная оппозиция была вынуждена уйти в подполье и для координации своих действий создала в сентябре того же года Пасторский Союз (нем. Pfarrernotbund). Этим союзом в 1934 г. была ратифицирована Барменская декларация, основным автором которой был Карл Барт. Основной мыслью декларации была та, что Церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. Некоторые члены И. Ц. участвовали в различных формах сопротивления, особенно в деле укрывания евреев от нацистского режима. Однако большинство членов И.Ц. было весьма относительно осторожно в своих протестах. Лишь немногие решались на открытые акции против геноцида. Диаконисса Марга Мёйзель и пастор Дитрих Бонхёффер осудили отказ И.Ц., которая была организована специально для сопротивления нацистам, заниматься помощью евреям, за исключением небольшой прослойки тех, кто перешел в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1934 году недавно пришедшие к власти нацисты потребовали от всех профессоров богословия, преподававших в немецких университетах, подписать клятву верности, в которой Гитлер ставился выше Христа. Часть немецких христиан покорилась; но были и те, кто составили " исповедующую Церковь " и выступили с так называемой " Барменской декларацией " , в которой было сказано: " Иисус Христос, как Он засвидетельствован нам в Священном Писании, есть единое Слово Бога, которое мы должны слушать, которому мы должны доверять и покоряться в жизни и в смерти... Мы отвергаем ложное учение о том, что в нашей жизни якобы могут существовать области, где мы принадлежим не Иисусу Христу, а иным господам. " Быть христианином - значит безусловно доверять и повиноваться Иисусу Христу. Он - а не мы сами, и не кто бы то ни было еще - является Господом в нашей жизни. Наша принадлежность Ему безусловно важнее, чем наша принадлежность стране или партии, народу или даже семье. Это не значит, конечно, что мы можем пренебречь нашими семейными или гражданскими обязанностями - но это определенно значит, что все наши обязанности исходят от Него. Все, что мы делаем - трудимся или платим налоги, заботимся о домашних или соблюдаем правила дорожного движения, мы делаем в послушании Ему. Никто в этом мироздании не имеет власти освободить нас от Его заповедей, и у нас не может быть других Господ, кроме Него. Жизнь христианина - это жизнь, в каждый момент которой мы ищем исполнения воли Божией - " Господи, что повелишь мне делать? Сейчас, в этой ситуации, с этим моим ближним? " . Это нелегко, и мы снова и снова соскальзываем от жизни, обращенной к Богу, к жизни, зацикленной на себе. (Сегодня со мной это происходило неоднократно). А как искать воли Божией - об этом мы поговорим следующий раз .   Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/u-nas-est-tsar.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010