Это надо же додуматься такое сказать, что в 90-е годы ничего не было хорошего. Сочувствую таким людям, что не оценили возрождение нашей Церкви! Галина 28 января 2024, 08:49 Вот так, Алла, все на барахло и променивается. Кира 28 января 2024, 02:05 У меня тоже есть свои воспоминания и ощущения от 90-х, пусть детские, но считаю себя вправе здесь их высказать. Ничего ужасного с нашей семьей не происходило, для родителей (и для многих их знакомых) это было время новых возможностей и воцерковления. Никакого чувства унижения не было. (Вообще его рождают не внешние обстоятельства, а внутренняя реакция на них.) Оттого не разделяю оценок, данных тому времени в беседе. Не согласна и с высказанным о России, Украине и западе. Все не так однозначно, между черным и белым цветом множество оттенков. И почему, если писатель получил премию или известность, его книги заведомо плохи? А если автора не " продвигают " , его произведения непременно достойны? Иоанна_ 28 января 2024, 00:30 Антоний, а если бы у вас была семья, дети, которых нужно кормить - вы искали бы выход? Наверняка искали и нашли бы, уж в Москве наверняка нашли бы нормальную легальную работу, позволяющую не умереть с голоду, это как минимум. Если жизнь ставит человека на излом - нет никакого греха в том, чтобы сменить работу, профессию, переехать в другую страну, если это нужно, чтобы обеспечить своих домашних (порученных ему Богом). Христианин живёт не ради профессии, не ради науки, не ради детской мечты, а ради Бога, ради спасения души. А это от места жительства, временного или постоянного, не зависит. Господня земля и исполнение ея. Вся земля. Алла 27 января 2024, 21:26 НН, лучше уж барахло, чем дефицит. Я не жила в СССР, но определенно могу сказать, что не хотела бы жить при вечном недостатке товаров. Зато сейчас, работая на хорошей работе с хорошей зп, я могу позвонить себе всё. Конечно, 90-е были хуже времени дефицита, но сейчас опреденно лучше, чем при СССР. НН 27 января 2024, 19:26 Антоний, Галина И права:/Что касается пресловутых 90-х, все познается в сравнении/. Кто-то действительно свободно вздохнул, напр: Солженицына и иже с ним можно было спокойно купить в любом газетном киоске, впрочем, как и религиозную литературу. В кинотеатры и театры хлынул такой поток западной грязи, что с великим трудом устояли Т.Доронина. Ю.Соломин. В.Лановой и другие достойные люди; рынки заполнило турецко-китайское барахло-и некоторые решили, что это и есть достаток; в ВУЗы на платных отделениях учились такие безграмотные студенты, которых раньше бы близко не подпустили; расцвели медицинские платные любые, поэтому психи получали права на вождение и много чего подобного. " Каждому- своё " .

http://pravoslavie.ru/158323.html

Когда обсуждается главный спорный вопрос об учении Ария, и долгий спор ни к чему не приводит, в конце кондов, предлагают выступить епископу Кесарии Палестинской Евсевию. Это был один из самых ученых епископов своего времени. Ему, по-видимому, как епископу того города, которому административно подчинен святой град Иерусалим, как епископу-хранителю предания Иерусалимской Церкви, поручается прочитать крещальный символ веры своей Церкви. В то время еще не было всеобщего Символа Веры. У нас есть Символ Веры, который называем Никео-Константинопольским. Ясно, что в то время еще не было ни Никейского, ни Константинопольского соборов. Однако это не значит, что вовсе не было никаких символов веры. Символ Веры — краткое изложение веры, которые оглашенные, т. е. готовящиеся к крещению, выучивали на память и должны были прочитать во время крещения — такой символ существовал в каждой Церкви. Например, на западе был особенно распространен так называемый Апостольский Символ Веры — более простой, чем ныне принятый у нас Никео-Цереградский. Когда епископ Евсевий прочитал символ своей Церкви, он понравился очень многим, но не потому, что он вносил ясность в спорный вопрос, а как раз потому, что он не содержал в себе ясного разрешения спорного вопроса и, таким образом, мог явиться почвой для компромисса, т. е. мог удовлетворить обе стороны. Тогда слово взял св. Константин. Он сказал, что очень хорошо принять этот символ, но нужно сделать одно добавление: нужно отметить, что Сын единосущен Отцу. Вот это слово «единосущный» и есть тот ответ, который Церковь дала на лжеучение Ария, и вместе с тем — важнейший результат Первого Вселенского Собора. Однако не надо думать, что все обрадовались, когда услышали слово «единосущный». Это слово в свое время было на востоке скомпрометировано тем, что его употребляли савеллиане, т. е. те, кто сливал лица Святой Троицы. Поэтому восточные епископы не только не могли бы предложить этого термина, но и когда он был предложен св. Константином, отнеслись к нему весьма сдержанно. По всей видимости, св. Константину этот термин был подсказан западными епископами, прежде всего его придворным епископом Осией Кордубским из Испании (мы не должна забывать, что сам св. Константин был западным человеком — он родился и вырос в латинском мире: правил сначала в Галлии, потом в Италии и лишь за год до Вселенского собора распространил свою власть и на восточную часть империи, объединив все государство под своей державой). Однако же, подчиняясь давлению св. Константина, епископы, собравшиеся на Первый Вселенский Собор, приняли символ веры в той формулировке, которая была предложена императором. Так св. Константин довел Вселенский Собор до успешного конца, т. е. до осуждения Ария и до положительного вероучения, и затем, естественно, постарался, чтобы все приняли деяния этого Собора, хотя это было совсем нелегко — у Ария оказалось очень много друзей и сторонников.

http://sedmitza.ru/lib/text/434169/

Августин, и не камню этому он приносил свою жертву». 97 Указывают на то, что Быт. 28:19  и 35:15 место Богоявления Иаков отмечает памятником и называет его Вефиль, между тем у финикиян были известны памятники, носившие название, по истолкованию классических писателей, βαιτλια, betuli. Их называли еще λθοι μψυχοι, vivi lapides, камни одушевленные присутствием в них демона или божества. Филон, финикийский грамматик говорит о них: επενησε θες Ουρανς βαιτλια, λθους μψχους μηχανησμενος, т. е. «бог Уран изобрел вефили, придумав одушевленные камни». К таким камням обращались как к оракулам, предсказывавшим будущее. В Хомсе сирийском был вефиль черного камня конической формы, который признавали упавшим с неба и чествовали под именем бога Елагабала. 98 Все это не имеет никакого отношения к менгирам патриархов. Само имя Вефиль, данное Иаковом месту своих каменных памятников, имеет только кажущееся сходство с βαιτλιον греков. Последний термин происходит или от индийского Бэтэл, одного из низших богов и до ныне еще известного у Кондов 99  и означающего тоже что vitalis или же от ассирийского ( ) – юноша (в еврейском есть только женский род ( )), поскольку этим камням приписывали, между прочим, дар возвращать потерянные юношеские силы. 100 Между тем Вефиль патриархов, по данному в тексте его написанию, с которым согласны и LXX, может означать только: дом Божий. Замечательно, что сами финикияне называли такие камни не бетилями, а абадир, что означает или предмет дающий силу и власть (( ) т. е. pater magnus) или же указывает круглый вид камня ( = ); по Бохарду: Ебен-дир lapis sphaericus. 101 В Персии под именем Абадад был распространен тот вид камнепоклонения, который Набатеи называли Февзарес-Дюзарес, а также ел-Ассобид, и который у Свиды описывается так: Simulacrum ejus est Lapis niger, quadratus, informis, altus pedes sex, latus duo. Гораздо более указаний на мегалитические памятники встречаем со времени Моисея как в истории его деятельности так особенно в его законодательстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

По окончании божественной литургии отец Иоанн посетил редакцию «Южного края» и оттуда с балкона благословил собравшийся на Николаевской площади народ. Вследствие упомянутой невозможности совершать молебствие в церквах, отец Иоанн, не желая обидеть харьковцев, решился, по предложению преосвященного Амвросия, отслужить 20 июля молебен на Соборной площади. Небывалое зрелище представляла собою в этот день Соборная площадь, а также и соседние улицы и переулки. Народ теснился так, что, по общепринятому выражению, яблоку некуда было упасть. Все крыши домов усеяны были желающими увидеть всеми обожаемого кронштадтского пастыря. Картина вышла поразительная, напоминающая далекие времена первых веков христианства, когда молитвы нередко совершались под открытым небом. В этот день, по уверению очевидцев, на молебствии присутствовало более 60 тысяч человек. Энтузиазм народа возрос до последней степени. Насколько благотворно отразилось посещение отца Иоанна на харьковцах, насколько они остались ему благодарны, доказывают драгоценное евангелие и адрес, поднесенные депутацией от жителей города Харькова в день его 35-летнего юбилея священствования 12 декабря 1890 года. Как выражение чувств благодарных харьковцев мы приводим выдержки из этого адреса: «Ваше высокопреподобие, глубокоуважаемый отец Иоанн! В сегодняшний знаменательный для вас день 35-летяего служения вашего у престола Всевышнего со всех кондов России возносятся теплые молитвы о вас и вашем драгоценном здравии, любвеобильный кроткий пастырь, ибо нет города, нет деревни, в которых не было бы людей, вам обязанных и произносящих имя ваше с чувством умиления и вечной благодарности. «Задолго до приезда вашего к нам на юг мы уже глубоко чтили вас, отец Иоанн, и сколько раз испрашивали ваших святых молитв в тяжкие минуты испытаний. Многие из нас предпринимали путешествие в Кронштадт для того, чтобы получить ваше благословение, поведать вам свою скорбь и ходатайствовать о вашем предстательстве перед Престолом Всевышнего. Молва о вас переходила из уст в уста, и мы почитали счастливыми тех, кто молился вместе с вами и испытывал на себе ваше благотворное влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Однако из-за «неуступчивости» архиепископа, проявленной им в беседах, не сулившей Тучкову никаких компромиссов в будущем, все эти секретные переговоры (о которых, кроме церковной Москвы, никто не знал!) были наконец прерваны, а сам Владыка в конце кондов, как сказано выше, очутился на Соловках. 61 He касается ли это постановление Святейшего Патриарха Тихона родного брата будущего Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра [Полянского] – протоиерея о, Василия Полянского, состоявшего в середине 20-х гг, настоятелем старинного (17 в.) храма Николы в Столпах, находившегося в одном из переулков на Маросейке, в Москве (впоследствии уничтожен)? Протоиерей о. В. Ф. Полянский был арестован в 1932 г. Освобождён в 1940 г. без права проживания в крупных городах. Жил в Коломенском Московской обл., где и скончался в глубокой старости во время войны. В период краткого управления Церковью своего знаменитого брата играл некоторую историческую роль в деле вручения «завещательного распоряжения» митрополита Петра его Заместителям по преемству высшей церковной власти. 62 Алексей Ильич Краснопевцев – в прошлом преподаватель Тульской духовной семинарии, член Всероссийского Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Скончался в Туле в глубокой старости в конце 50-х гг. Грамота приводится полностью в связи с некоторыми незначительными разночтениями текста против утверждённой Патриархом 20 января (2 февраля) 1918 г. 63 В кратком изложении сущность дела архиепископа бывшего Пензенского и Саранского Владимира Путяты – такова ; Первоначально он обвинялся в безнравственных поступках в отношении Толстой – молодой девицы, эвакуировавшейся вместе со своею матерью из Полоцкой губернии (где Путята был архиереем) в связи с наступлением немцев во время русско-германской войны (1914–1918 гг.) и обосновавшейся на постоянное жительство в Пензе (где теперь пребывал и Путята). В связи с поступившими в высшие церковные сферы сигналами было начато формальное следствие по всем правилам, установленным на этот счёт; следователем оказался личный недоброжелатель подследственного, архиепископ Симбирский Вениамин [Муратовский], в дальнейшем печально прославившийся как весьма неустойчивый епископ, предельно запятнавший себя как один из возглавителей обновленческого раскола (что произошло в последующее время).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

– Меня всегда интересует, как люди приходят к своей судьбе. Спросил я и старца, что послужило посылом к посвящению всего себя служению Богу. – Я – смоленский, из самой что ни есть Центральной России. А посылом было то, что меня с детства воспитывали в религиозной среде. Моя бабушка была схимонахиней, которая заботилась о моем воспитании. И еще, может быть, то, что не хватало мне отеческой ласки. Когда мать второй раз вышла замуж, я почувствовал себя как бы изгоем в новой семье. Поэтому я больше привязался к бабушке. То, что заложено было в детстве, оно как бы шло на протяжении всей моей жизни. – К Вам ежедневно приходят сотни людей со своими болями и бедами. Вы их пропускаете через свое сердце. Как оно выносит девятый вал людских горестей? – Я по образованию врач, хотя образование не завершил. И сам эти раны перенес на себе: я больной – и раковый больной. А духовная боль – она все время в сердце. Оно ранено и кровоточит. Но, соизмеряя тот крест, который нес Христос, и тот, который несем мы... Наш крест – это пылинка. – У Вас руки рабочего человека. – Монахи – не лодыри, поэтому и руки рабочие. С отцом Власием можно беседовать бесконечно. Говорит он негромко, и лаской веет от его слов. Готов был раскрыть ему душу (чего, откровенно говоря, делать не люблю), но я постоянно ощущал за спиной дыхание тех десятков людей в обшарпанном коридоре, кого из разных кондов России привела в Пафнутьев-Боровский монастырь такая жажда соучастия, по сравнению с которой моя, – пылинка. Я хотел на прощание поцеловать руку старца, но он не позволил... Леонид Бударин. Христос Воскресе! Воистину Воскресе! С возвращением Вас, дорогой батюшка Власий! В конце декабря 2000 года мы приехали с семьей на торжественное обретение мощей святых дивеевских угодниц – Александры Мельгуновой, Елены Мантуровой и инокини Марфы. Несмотря на сильные морозы, народу было очень много. Нечаянная радость праздника смягчила строгость Рождественского поста, но не развеяла до конца тревогу, которая поселилась в душе три года назад, когда мы остались без нашего дорогого советчика и молитвенника батюшки Власия. Где он, что с ним – мы с осени 1997 года ничего не знали, как и многие другие его чада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такие попытки привлечения епископов к суду были в нравах того времени. Можно судить, насколько было обеспечено спокойствие епископов, особенно в больших городах, где при исполнении своих разнородных обязанностей они неминуемо рисковали возбудить недовольство многих лиц и нажить себе массу врагов. Дамас не удовлетворился свидетельством своей невиновности, удостоверенной императорским приговором; он пожелал, чтобы его дело было рассмотрено на соборе. Собор епископов, съехавшихся со всех кондов Италии, собрался в Риме в 378 году. Он обратился к императору с петицией, которая дошла до нас вместе с ответом Грациана. Епископы напоминали ему, что в один из предыдущих фазисов дела Урсина император, сделав постановление, возлагавшее на полицию обязанность удалить виновника смуты, поручил папе возбуждать преследование против тех епископов, которые держатся на стороне схизматика. Эта петиция была весьма основательной. При том положении религиозных дел, какое было создано императором Валентинианом, государству не могло прийти в голову вмешиваться в церковное судопроизводство; его дело было наблюдать, чтобы не нарушалось общественное спокойствие. Однако, могли возникнуть случаи, когда церковные постановления и та польза, какую они оказали бы общественному порядку, могли остаться неосуществимыми, вследствие чрезмерного невмешательства со стороны государства. Поэтому епископы ходатайствовали 708 , чтобы им оказывали содействие, во-первых, дабы принудить непокорных епископов являться на суд, а затем, чтобы не позволять низложенным епископам сеять смуту в церквах, которые уже изъяты духовным судом из их ведения. Указано было на несколько определенных случаев. Епископы пармский и пуццольский отказывались подчиниться приговорам об их низложении; упомянуты также африканский епископ Реститут и римский донатистский епископ Клавдиан. Но внимание собора было особенно обращено на дело Исаака: собор хотел добиться, чтобы, по крайней мере, папа был обеспечен от подобных посягательств. «Император, – говорил он, – рассмотрел поведение Дамаса, и отныне клеветникам должно быть запрещено привлекать его к суду». Если есть основание возбуждать дело, и повод к нему лежит вне компетенции собора, то пусть оно по крайней мере будет повергнуто на личное рассмотрение императора. Кроме только что произошедшего случая, был указан еще прецедент: папа Сильвестр, обвиненный святотатцами, был вызван на суд императора Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В силу этого на присоединение к христианству должны были смотреть, и в действительности смотрели, как на слияние с Израилем, расширившим свой кругозор, но по существу оставшимся верным себе. Насчет этой верности, однако, мнения стали расходиться уже весьма рано. В I век иудеи главным образом заботились о своем национальном законе, христиане же были заняты своим Учителем и Основателем. Те из иудействующих христиан, которые отдавали предпочтение закону и допускали проповедь язычникам только в виде исключения, вскоре остались в стороне от общего движения; во II веке их причислили к еретикам. Те, которые позволяли язычникам пользоваться евангельской благодатью, но проводили черту некоторого неравенства между ними и иудеями, были вскоре вынуждены пойти дальше, и это не столько под влиянием именно ап. Павла, сколько в силу общего хода вещей. В конце кондов необходимо было признать, что христианство по существу не допускает равенства между Моисеем и Иисусом Христом, что в основе его лежит Христос, а не синайский законодатель, что спасение в вере, а не в соблюдении Закона. Такова в общем, за исключением Палестины, была точка зрения, о которой свидетельствуют все послания апостола Павла, когда в них изображаются первые христианские общины в их нормальном состоянии, а не в минуты несогласий. Что личные взгляды апостола шли дальше, это стоит вне всякого сомнения. Но, по-видимому, некоторые его теории не нашли последователей, напр. его учение о «вводящей в грех» силе Закона. Не доходя до последних выводов Павла, вообще признавали, что Закон отменен, но что в свое время он мог иметь лишь благое влияние; за ним признавалось значение тени, благодаря которой ярче выступает новый свет Евангелия, или даже значение прообраза, несовершенного подобия, первого опыта. Представлять себе бывших язычников ярыми врагами Закона, каким является ап. Павел в Послании к галатам, значило бы совершенно неверно понимать характер их христианских убеждений. Большинство первообращенных, которые носили название «христиан из язычников», были люди, сильно зараженные иудейством. Нужно иметь в виду, что и сам ап. Павел в некоторых своих речах конечно не вполне себя передает. Мы можем составить себе более точное понятие об его обычном образ мыслей, считаясь с тем, что церковь восприняла от него, а не останавливаясь исключительно на том, чем она пренебрегла, или что истолковала по своему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Тот же самый монах, который в тиши своей монастырской кельи говорит новым языком молитвы, посвящает всецело всю свою душу «жениху», проповедует христианству бегство от мира, напоминает папе, что папа на троне Петра призван к служению, a не к господству, – тот же самый монах вместе с этим заражен всеми иерархическими предрассудками своего времени и сам проводит политику господствующей над миром церкви. Но монашество могло оказать такие большие услуги церкви в эту эпоху только потому, что оно шло вместе с нею. Оно вызвало реформу в церкви, и эта реформа в конце кондов привела к укреплению господства церкви над миром, a вместе с тем и к ее обмирщению. Таков был поразительный и вместе с тем само собой понятный конечный результат. Областью, в которой постоянно сходились церковь и монашество, была борьба со всеми требованиями мирян, в особенности государей, обращенными к церкви. Западное монашество понимало эту борьбу, как «освобождение от мира» и поэтому предоставляло себя в этой борьбе к услугам церкви. Только тогда, когда мы это оценим, мы поймем, каким образом в ту эпоху один и тот же человек мог быть в одно и то же время и искренним монахом, и князем церкви, каким образом он мог обманывать себя и других относительно конечных целей борьбы с государством, или не представлять их себе ясным образом. 8. Франциск; монашествующие ордена; от тринадцатого до пятнадцатого столетия Наступило новое время, для которого уже были не по росту старые понятия. Церковь достигла политического господства над миром; она победила империю и старые государственные установления, или была близка к победе. Цели и результаты неимоверных усилий церкви в одиннадцатом и двенадцатом столетиях сделались очевидными. Но теперь заволновались миряне и народ. Они стремились выйти из-под опеки иерархов. Новое время возвещало о себе социальными движениями, религиозным сектантством, благочестивыми союзами, которые не находили удовлетворения в официальной набожности, желанием народа и государей самостоятельно устраивать свои дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. Шурка бьёт по ней молотом, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её под ударами. Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. Он – силач, а Волошин – мастер. – Ну что, парень? – говорит мне Волошин. – На уху наловил ли? Я вываливаю из сетки язей. – Будет навар, – хрипло говорит Шурка Клеткин, разглядывая язей. – Во, блестят, ну прямо железяки! У Шурки всё железяки. Трактор – железяка, ружьё – железяка, котелок – тоже железяка. Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека. На берегу мы чистим язей. Чешуя брызгами разлетается под ножом, блестит в прибрежной траве. Потом Волошин берёт клещами котелок и ставит его в середину горна, на самый жар. К ухе дядя Зуй подоспел. Прикатил в кузницу колесо, старое да ржавое. Где он такое выкопал? Дядя Зуй любит Волошина, таскает ему разные железки. Шурка подошёл, пнул колесо сапогом. – Барахло, – говорит. – Гнилая железяка. – Гнилая? – обижается дядя Зуй. – Смотри, какие гаечки. Тут одних гаечек на паровоз хватит. Волошин помалкивает, прикидывает, сгодится ли на что-нибудь это колесо. Вот странное дело, никому не была нужна ржавая железяка, а теперь стоит в кузнице и с каждой минутой становится всё более ценной. Теперь это материал для мастера. Неизвестно, что сделает из неё Волошин, но что-нибудь обязательно сделает. И может быть, такую вещь, про которую и Шурка скажет: «Вроде ничего получилась железяка». – А то сказал: гнилая! – горячится дядя Зуй. – Сам ты, Шурка, вроде железяки! Вон нос какой кривой. Шурка обиделся, трогает нос пальцами – кривой ли? Уха готова – кипит, клокочет. Пена выплёскивается из котелка на уголья, и пар от язевой ухи смешивается с кислым запахом кованого железа. Волошин достаёт из шкафчика ложки. Всем – деревянные, Шурке – железяку. Уху все едят внимательно. Задумываются – хороша ли? Хороша! Вишня Во дворе зоотехника Николая стояла лошадь, привязанная к забору. Здесь же, на заборе, висело снятое с неё седло. Николай и бригадир Фролов стояли рядом.

http://azbyka.ru/fiction/izbrannoe-jurij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010