Термин «вселенная» воспринимался как синоним Византийской империи (а славянские идеологи не хотели считать свои земли частью греческой империи), и вселенской Церковью называла себя именно и только патриархия Константинопольская. Славянское слово соборный было бы хорошим переводом греческого слова синодикос , поскольку собор по-гречески — синод (буквально со-путие, идущие вместе ). А вот слово кафоликос надо было бы перевести как-то иначе. Слово олос в классическом греческом языке означает целый, цельный, полный, совершенный, весь . Соответственно, каф-оликос означает всеобщий . У Аристотеля кафолико лого значит вообще говоря (в смысле общее правило ). Наречие кафолу означает всеобще . Философы словом кафоликос пользовались для обозначения предельных реалий . Зенон писал трактат об универсалиях, кафолика . При этом универсальное понималось как нечто единственное, его нельзя было путать с суммой. Это то целое, которое прежде и первичнее своих «частей», то целое, которое придает смысл и бытие своим компонентам . Единство и целостность Церкви строятся Сверху: Единый Бог дарует Себя и Свое единство людям... И все же слово кафоликос слишком непонятно: предлог ката означает по ; корень ол — всё ... Получается — повсемный . Но по чему — по всему? Было время, когда и на Западе, и на Востоке слышался одинаковый ответ на этот вопрос: «Церковь называется соборною потому, что она в целой вселенной, и потому, что во всеобщности и без всякого опущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения. Наконец, потому, что как повсеместно врачует она всякого рода грехи, так в ней же приобретается все, именуемое добродетелью» . «Церковь называется кафолическою потому, что она совершенна в целой общности своих членов, и не заключена ни в ком из них, и что распространена по всему миру» . Но необходимость борьбы с локально-ограниченными африканскими сектами заставила Августина сместить акцент в этой формуле. Неправда раскольников-донатистов кажется ему очевидной — ведь за пределами Африки их учение не имеет сторонников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Судя по этому разнобою в терминах, не Кирилл и Мефодий стоят у перевода «соборная». В конце концов, это просто затемняющий перевод греческого термина. Для древних славянских книжников эта неправильность была неизбежной по той причине, что наиболее точный смысл слова " кафоликос " – " вселенский " был уже занят совсем другими денотатами. Термин " вселенная " воспринимался как синоним Византийской империи (а славянские идеологи не хотели считать свои земли частью греческой империи), и вселенской церковью называла себя именно и только патриархия Константинопольская. Славянское слово " соборный " было бы хорошим переводом греческого слова " синодикос " , поскольку собор по гречески – синод (буквально со—путие, «идущие вместе»). А вот слово кафоликос надо было бы перевести как—то иначе. Слово " олос " в классическом греческом языке означает целый, цельный, полный, совершенный, весь. Соотвественно, «каф—оликос» означает всеобщий. У Аристотеля «кафолико лого» значит " вообще говоря (в смысле «общее правило»). «Кафолу» же означает «всеобщий». Философы словом кафоликос пользовались для обозначения предельных реалий . Зенон писал трактат об универсалиях, кафолика. При этом универсальное понималось как нечто единственное, его нельзя было путать с суммой. Это то целое, которое прежде и первичнее своих «частей», то целое, которое придает смысл и бытие своим компонентам. Прекрасно это выразил Честертон: " Церковь – не клуб! Если из клуба все уйдут, его просто не будет. Но Церковь есть, даже когда мы не все в ней понимаем. Она останется, даже если в ней не будет ни кардиналов, ни папы, ибо они принадлежат ей, а не она – им. Если все христиане умрут, она останется у Бога " . Единство и целостность Церкви строятся сверху: Единый Бог дарует Себя и Свое единство людям… И все же слово кафоликос слишком непонятно: предлог «ката» означает – по; корень «ол» – все… Получается – «повсемный». Но по чему – по всему? Было время, когда и на Западе и на Востоке слышался одинаковый ответ на этот вопрос: " Церковь называется соборною потому, что она в целой вселенной, и потому, что во всеобщности и без всякого опущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения. Наконец, потому, что как повсеместно врачует она всякого рода грехи, так в ней же приобретается все, именуемое добродетелью " (свт. Кирилл Иерусалимский) . «Церковь называется кафолическою потому, то она совершенна в целой общности своих членов, и не заключена ни в ком из них, и что распространена по всему миру» (блаж. Августин) .

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Судя по этому разнобою в терминах, не Кирилл и Мефодий стоят у перевода «соборная». В конце концов, это просто затемняющий перевод греческого термина. Для древних славянских книжников эта неправильность была неизбежной по той причине, что наиболее точный смысл слова «кафоликос» – «вселенский» был уже занят совсем другими денотатами. Термин «вселенная» воспринимался как синоним Византийской империи (а славянские идеологи не хотели считать свои земли частью греческой империи), и вселенской церковью называла себя именно и только патриархия Константинопольская. Славянское слово «соборный» было бы хорошим переводом греческого слова «синодикос», поскольку собор по гречески – синод (буквально со-путие, «идущие вместе»). А вот слово кафоликос надо было бы перевести как-то иначе. Слово «олос » в классическом греческом языке означает целый, цельный, полный, совершенный, весь . Соотвественно, «каф-оликос» означает всеобщий. У Аристотеля «кафолико лого» значит «вообще говоря (в смысле «общее правило»). «Кафолу» же означает «всеобщий». Философы словом кафоликос пользовались для обозначения предельных реалий 249 . Зенон писал трактат об универсалиях, кафолика . При этом универсальное понималось как нечто единственное, его нельзя было путать с суммой. Это то целое, которое прежде и первичнее своих «частей», то целое, которое придает смысл и бытие своим компонентам. Прекрасно это выразил Честертон: « Церковь – не клуб! Если из клуба все уйдут, его просто не будет. Но Церковь есть, даже когда мы не все в ней понимаем. Она останется, даже если в ней не будет ни кардиналов, ни папы, ибо они принадлежат ей, а не она – им. Если все христиане умрут, она останется у Бога» 250 . Единство и целостность Церкви строятся сверху: Единый Бог дарует Себя и Свое единство людям… И все же слово кафоликос слишком непонятно: предлог «ката» означает – по ; корень «ол» – все … Получается – «повсемный». Но по чему – по всему? Было время, когда и на Западе и на Востоке слышался одинаковый ответ на этот вопрос: « Церковь называется соборною потому, что она в целой вселенной, и потому, что во всеобщности и без всякого опущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения. Наконец, потому, что как повсеместно врачует она всякого рода грехи, так в ней же приобретается все, именуемое добродетелью» (свт. Кирилл Иерусалимский ) 251 . « Церковь называется кафолическою потому, то она совершенна в целой общности своих членов, и не заключена ни в ком из них, и что распространена по всему миру» (блаж. Августин) 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афон. Кутлумуш. Путешествие в скит вмч. Пантелеимона Путешествие в скит вмч. Пантелеимона     Снова Афон открывает нам свои тайны. Кариес - древнейшее поселение монахов на Святой Горе. Путешествие в скит вмч. Пантелеимона (монастыря Кутлумуш) погрузит вас седую древность. Нами  впервые составлена и предлагается вашему вниманию необычная история скита, в которую мы включили и недавние события. Поэтому вас ждет не только путешествие к древним святыням, но и воспоминание дорогого сердцу Паисия Святогорца . А после посещения кафолико можно запланировать посещение кельи Панагуда прп. Паисия и ныне здравствующего старца Гавриила.    К молоку можно относится с недоверием, это ваше дело. Мы хотели преподнести историю скита именно живой, такой, какую ее видят сами жители скита. Монахи, живущие в Предании и сами ставшие частью этого предания. Так что скептиков просим не беспокоиться. Напишите другую историю, мы с радостью почитаем. Мы лучше останемся с пророком Давидом: «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. (Псалтирь 9:2)», чем терять время на бесплодные сомнения.   Афон тем и интересен, что в нем Живое Предание и жизнь сплавлены в некое  неразделимое единство, которое и является жизнью по Воле Божией. Комментарии Всего комментариев: 9 2017/06/20, 12:03:04 Спаси Господи за фильм, как с вами побывал в скиту! Низкий поклон! Алексей 2017/06/16, 09:20:57 Спасибо за такое теплое согревающее видео . Всегда бы такие смотрела Валентина 2017/06/14, 13:38:25 Об исцелении и помощи в дороге и в трудах благодати Маргарите и Сергию Во Имя Иисуса Христа 2017/06/13, 16:38:41 Об исцелении и спасении от умысла который придумывают люди твари твои спаси меня Во Имя Иисуса Христа дай радости, благодати в трудах добрых плодов 2017/06/12, 09:29:47 Спаси Господь! Замечательно! Здравия и многая, благая лета! р.Б.Алла 2017/06/11, 20:40:18 Спаси Господи за фильм. Зримо побывала в скиту вмч. Пантелеимона. Святый великомучиниче Пантелеимоне моли Бога о нас. Многая лета и Божией помощи всем насельникам горы Афон. Наталия.Россия. 2017/06/11, 16:09:02 Большое спасибо за такой хороший фильм и рассказ! 2017/06/11, 11:15:14 Спасибо! Спасибо за путешествие и интересный рассказ! Наталья. 2017/06/11, 11:09:54 Спасибо за замечательный фильм и возможность зримо прикоснуться к Святой Горе Афон. Крепкого здоровья Вам и сильного духа! Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2587