Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ [Баттиста Мантуанский; лат. Baptista Mantuanus; итал. Battista il Mattovano; наст. имя Спаньоли (Spagnoli) Джованни Баттиста] (17.04.1447, Мантуя, Италия - 20.03.1516, там же), блж. католич. Церкви (пам. зап. 20 марта), реформатор ордена кармелитов , поэт, представитель христ. гуманизма. Отец Педро Модовер, исп. дворянин на службе у герц. Мантуанского (отсюда фамилия и прозвище Spagnoli - Испанец). Б. М. получил гуманистическое образование, изучал грамматику в Мантуе у Грегорио Тифернате, философию в Павии (школа Паоло Багеларди), в 1475 г. в Болонье получил степень д-ра богословия. В 1464 г. Б. М. был принят в мон-рь реформированных кармелитов в Ферраре, ок. 1470 г., уже учась в Болонье, стал священником. C 1483 г. неск. раз избирался генеральным викарием, а в 1513 г. возглавил орден кармелитов. Был сторонником церковных реформ, известен аскетизмом и личным благочестием. Б. М. прославился как один из лучших итал. авторов, писавших на латыни. Его творчество охватывает различные жанры: это назидательные сочинения «О блаженной жизни» (De vita beata), «О терпении» (De patientia), политические памфлеты, посвященные событиям Итальянских войн и готовящемуся крестовому походу против турок, полемика с «языческим» гуманизмом, апологетические сочинения (в т. ч. в защиту собственных стихотворений). Среди поэтических сочинений (в общей сложности ок. 55 тыс. стихов) выделяются такие, как «О бедствиях моих времен» (De suorum temporum calamitatibus: In 3 vol. Bologna, 1479), где представлены картины голода и чумы, тур. угрозы и гражданской войны, всевластия 7 смертных грехов («монстров») и изгнания Добродетели, призывающей к объединению христиан; похвала девственности Марии (Parthenice mariana: In 3 t. Bologna, 1481), посвященная Пресв. Богородице и 6 св. девам - Екатерине, Маргарите, Агафии, Лучии, Аполлонии и Цецилии; «Отрочество» (Adolescentia, seu Bucolica. Mantua, 1498), получившее высокую оценку Эразма Роттердамского , назвавшего Б. М. «христианским Вергилием». Широко почитался кармелитами, беатифицирован папой Львом XIII в 1885 г.

http://pravenc.ru/text/77504.html

281-283 283-284 284-285 285-286 288-289 289-290 290-291 291-293 293-295 295-297 297-298 298-299 299-301 301-302 302-303 БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии 303-304 304-305 305-306 306-307 307-308 БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта) 308-310 310-328 328-329 330-331 331-332 332-333 333-334 БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей 334-335 335-338 БАР-КОХБА прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее 338-339 339-341 341-342 БАРМЫ накладное оплечье, возлагавшееся поверх одежды вел. государям во время венчания на царство 342-343 343-345 345-346 346-347 347-348 348-349 349-350 350-352 352-354 354-355 БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель 355-357 357-358 358-360 360-361 361-366 366-367 367-368 368-369 369-370 370-371 БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры 372-373 373-374 375-376 375-377 377-378 БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня) БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия 379-380 380-381 381-383 383-384 384-385 385-387 387-388 БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики 388-389 389-390 390-391 391-393 393-394 394-395 395-396 396-398 398-399 399-400 400-401 401-403 403-405 405-406 406-407 407-408 408-411 411-412 412-413 БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской 413-414 БЕГИНКИ члены женских полумонашеских общин, объединявшихся для ведения совместной благочестивой жизни и не принадлежавших ни к одному религиозному ордену

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Обращает на себя внимание также деятельность Кельнских соборов 1549 и 1550 гг., направленная к запрещению различных книг. На Кельнском соборе 1549 г., принимая во внимание то, что «простые и неученые священники, которые не умеют отличать чистое от нечистого и которые покупают книги о религиозных предметах, какие случится», определено: всем верующим, в особенности проповедникам, под угрозой анафемы, остерегаться книг, вышедших из мастерской Лютера, Буцера, Кальвина, Эколампадия, Бюллингера, Меланхтона, но также и некоторых церковно-исторических сочинений. Тот же собор определил: в школах не должны быть употребляемы никакие соблазнительные, подозрительные и неправославные книги, вообще никакой автор, если он не одобрен от decanus artium ближайшего католического университета, или от ученого прелата или иного мужа, назначенного для этой цели по воле епископа. Под угрозой анафемы запрещается употребление таких книг, которые, по-видимому, написаны для того, чтобы привести юношей к заблуждениям, а именно некоторые учебники грамматики, диалектики и риторики, в которых примеры заимствуются из области извращенных догматов еретиков, дабы ничего не подозревающее юношество вместе с наукой не впитало учение еретиков и сектантов. Кельнский собор 1550 г. занимается, между прочим, вопросом о книгах позволенных и не позволенных в школах; здесь между книгами, полезными для школы, не поименованы поэтические труды Теренция, а указаны труды Пруденция, Ювенкуса, Баптиста Мантуана. Кстати упомянем: вот какой план преподавания латинских авторов был выработан несколько позднее для школ Баварии: вместо Вергилия приказано было читать какого-то Иеронима Виду (Vida), Баптиста Мантуана, вместо Горация – Пруденция, Фламиния, Иоанна Педионея, вместо Овидия – какого-то Амвросия Новидия; вместо писем Цицерона и Плиния рекомендовалось читать письма Иеронима. В вышеупомянутом же школьном плане, который утвержден Кельнским собором, встречается такое требование: в праздничные дни должны быть изъясняемы Евангелия и Послания «лишь в грамматическом отношении», в праздничные и воскресные дни позволено петь лишь «чистые» гимны, т. е. исключительно латинские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В 1348-1350 гг., во время эпидемии чумы, умерло мн. К.; в 1348 г. к смерти ок. 200 монахов привело проведение генерального капитула в Меце, оказавшемся в эпицентре эпидемии. Резкое сокращение числа монахов сопровождалось приемом в орден молодых и неподготовленных кандидатов, что сказалось на дисциплине и привело к частым нарушениям устава. К., как и др. монашеские ордены, затронула схизма в католической Церкви (1378-1417): образовалось 2 фракции, каждая из которых имела капитул с генеральным приором во главе. Фракции поддерживали разных претендентов на Папский престол. Противоборствующие папы предоставляли своим сторонникам значительные привилегии, что углубляло кризис и создавало большие возможности для злоупотреблений. Воссоединение К. началось на Пизанском Соборе (1409), на к-ром присутствовали приоры обеих фракций. В 1411 г. на капитуле в Болонье был избран единый генеральный приор Иоанн Гросси. Приток в орден новых членов, особенно в мон-ри при ун-тах, привел к снижению дисциплины и отходу мн. К. от строгого соблюдения устава. К., обучавшиеся в ун-тах, а также доктора, магистры и бакалавры освобождались от совместного чтения бревиария, докторам разрешалась отдельная трапеза, они могли владеть имуществом. Нередко К., имевшие сан пресвитера, занимались пастырской деятельностью в миру, не проживали в своих обителях и фактически не подчинялись духовному начальству ордена. Во мн. мон-рях не соблюдалось правило вечернего безмолвия. Часть К. выступала против ослабления орденского устава, ок. 1413 г. братия кармелитских мон-рей в Ле-Сельве близ Флоренции, в Жироне (Каталония) и обители в Мантуе выразила желание сохранять традиц. аскетический и созерцательный характер ордена. Однако большинство К. настаивали на смягчении устава. По их просьбе буллой «Romani Pontificis» от 15 февр. 1432 г. папа Римский Евгений IV внес изменения в устав ордена, разрешив монахам употреблять мясо (кроме постных дней) и ослабив правила затвора. В 1442 г. папа Евгений IV выделил мон-ри в Ле-Сельве, Жироне, Мантуе и др., пожелавшие сохранять строгие правила, и подчинил их непосредственно генеральному приору, положив начало Мантуанской конгрегации внутри ордена под руководством генерального викария. В Мантуанской конгрегации соблюдались строгие правила безмолвия и уединения. С 1483 г. конгрегацию возглавлял католич. блж. Баптиста Мантуанец , избранный в 1513 г. генеральным приором всего ордена. В конгрегации насчитывалось 53 мужских мон-ря, более 10 женских; она существовала до 1783 г., когда папа Римский Пий VI лишил ее автономии и присоединил к ордену. При участии монахов Мантуанской конгрегации и по инициативе Людовика д " Амбуаза, еп. Альби, в кон. XV в. была организована схожая Альбианская конгрегация К., утвержденная папой Римским Львом Х в 1513 г. (существовала до 1584).

http://pravenc.ru/text/1681105.html

  Бьянка   Вот и прекрасно! Дай им счастья, боже!   Транио   Ее он укротит.   Бьянка   Не сомневаюсь!   Транио   Ведь в школу укрощенья поступил он.   Бьянка   Да разве есть такая школа, Транио?   Транио   А как же! В ней учителем Петруччо. Он знает двадцать способов различных, Как жен строптивых прибирать к рукам И воли не давать их языкам.   Входит Бьонделло .   Бьонделло   Синьор, синьор! Я сторожил так долго, Что хуже пса устал. Но наконец С холма спустился старикан почтенный; Он подойдет, пожалуй, нам.   Транио   А кто он?   Бьонделло   Учителишка, верно, иль купец, — Не знаю; но по виду и осанке Сойдет вполне за вашего отца.   Люченцио   Ну, Транио, что скажешь ты об этом?   Транио   Что ж, если басне он моей поверит, То будет рад изобразить Винченцио И поручительство Баптисте дать, Как будто он ваш подлинный родитель. Теперь, синьор, уйдите с вашей милой.   Люченцио и Бьянка уходят. Входит странствующий учитель .   Учитель   Храни вас бог, синьор.   Транио   И вам того же. Идете дальше или остаетесь?   Учитель   Неделю или две пробуду здесь И двинусь дальше. В Рим я направляюсь И в Триполи, коль бог пошлет мне силы.   Транио   Откуда вы?   Учитель   Из Мантуи, синьор.   Транио   Из Мантуи, синьор? Храни вас небо! Здесь, в Падуе, рискуете вы жизнью!   Учитель   Рискую жизнью? Я не понимаю.   Транио   Здесь мантуанцам угрожает смерть. Синьор, ваш флот в Венеции задержан, И герцог наш, поссорившийся с вашим, Публично нам об этом объявил. Прибудь сюда вы чуточку пораньше, Все это вы услышали бы сами.   Учитель   Ну, значит, мне конец пришел, синьор! Ведь во Флоренции взят мною вексель, Который здесь я должен предъявить.   Транио   Не прочь бы я вам оказать услугу… Мы вот что с вами сделаем: скажите, Бывали в Пизе вы когда-нибудь?   Учитель   Бывал, синьор. И знаю, что немало В том городе достойнейших людей.   Транио   А вам знаком один из них — Винченцио?   Учитель   Мы незнакомы, но о нем я слышал; Он превосходит всех своим богатством.   Транио   Синьор, он мой отец. Замечу кстати,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

В более позднее время (кон. XV - нач. XVI в.) Баптиста Мантуанец писал, что тело святого было доставлено в Италию по морю вместе с Кровью Христа и положено в Мантуе ( Baptistae Mantuani Carmelitae Opera Omnia. L., 1576. P. 280-281). Со временем место обретения святынь, а возможно, и сама легенда были забыты. В 1046 г. Беатриса, жена Бонифация, комита Мантуи, после рождения дочери Матильды решила построить ц. во имя ап. Андрея по соседству со старым городским госпиталем и садом, где некогда были найдены сосуд с Кровью Спасителя и мощи Л. С. В 1049 г., когда благочестивый слуга комита Мантуи Адальберт молился ночью в ц. ап. Андрея, он получил от апостола повеление раскопать землю недалеко от госпиталя. Адальберт рассказал о своем видении хозяевам, однако те не поверили его словам. Апостол являлся еще дважды, после чего слуга убедил Бонифация и его жену начать раскопки. В присутствии епископа, клира и мирян после усердной молитвы в саду было открыто 2 каменных склепа, в одном из к-рых находился мраморный ларец с Кровью Христа и губкой, а в другом - мощи Л. С. Святыни были перенесены в кафедральный собор города на время, пока в ц. ап. Андрея для них не было устроено соответствующее место. В 1053 г. в Мантую прибыл папа Лев IX, чтобы поклониться реликвиям и увезти их в Рим. Однако жители города воспротивились этому и отдали лишь часть святынь, которые впосл. хранились в Латеранской базилике. Лев IX начал строительство новой ц. ап. Андрея в Мантуе, где были положены мощи Л. С. и оставшаяся часть Крови Христа. В 1055 г. святыни были вновь сокрыты под землей еп. Кононом из опасения набегов неприятелей. В 1354 г., при папе Иннокентии VI, в присутствии чеш. кор. Карла I Люксембурга (император с 1355 с именем Карл IV) реликвии были вновь освидетельствованы. Карл IV увез в Прагу десницу Л. С. В 1370 г. в Мантуе случился пожар, однако мощи Л. С. не пострадали. В 1587 г. кор. Рудольф II частицу мощей передал в Лиссабон. В 1645 г., при Фердинанде III, десница Л. С. из Праги была перевезена в Карлштейн. В крипте под алтарем собора ап. Андрея в Мантуе хранятся сосуды с Кровью Христа, собранной Л. С., и губка, с помощью к-рой Христу подавали уксус. В капелле ц. ап. Андрея находится саркофаг с мощами святого. Также частицы мощей Л. С. хранились в соборе св. Петра в Ватикане, ц. Сант-Агостино в Риме и базилике свт. Николая Чудотворца в Бари.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Мы упомянем здесь лишь о писателях более выдающихся. Сюда относятся прежде всего Мантуан (14481518) и его современник Понтан (14261508) – личности замечательные по своим резким и едким сатирам на римский двор. Далее следуют Триссино и Манцоли, писавшие большие поэмы, полные оскорбительных выражений с прямыми намёками на папу и духовенство 8 . Но ни один из сатирических писателей не говорил с такою смелостью и негодованием, как Алламани (14951556); его первая и двенадцатая сатиры оканчиваются громким проклятием римскому духовенству от имени всей Италии 9 . Замечательно, что иногда даже духовные лица занимались составлением сатир; так некто Фома Мурнес, (14751536), францисканский монах, долго странствовавший по Германии, противопоставил клерикальному безумию свой желчный труд, под названием „заклинание глупцов» 10 . Приобрётши широкую популярность в среде общества возрождения, сатиры упомянутых писателей без сомнения обращали на себя внимание не с одной внешней стороны, а и со стороны содержания. Хотя сатирические писатели в произведениях своих и не касались религии, тем не менее они сильно способствовали отчуждению общества от церкви, а главное свидетельствовали о том, что папские громы уже не страшны, т. е. свидетельствовали о свободе слова. Этою свободою и воспользовались в самых широких размерах гуманисты в Италии. Как бы отождествивши папство с самым христианством, полагая причину развращённости римской курии как бы в самой религии, они повели борьбу не с представителями лишь религии, а со всем строем католичества, взяли последнее в его целостном виде со всем внутренним содержанием его вероучения. Гуманист эпохи возрождения никак не мог примириться с тем содержанием богословской науки, какое доставлял ему цветущий на Западе период так называемого схоластического богословия. Если средневековое миросозерцание, выходя из учения о превосходстве духа над телом, вполне выразилось в аскетическом идеале – полагая высшее состояние человека в монашестве, если в природе человека видели одно только зло – эту неисцелимую болезнь человеческой души, неспособной к добру без содействия благодати, если государство и весь мир, за исключением монастыря, казался царством сатаны и достоянием диавола, единственным же верным средством спасения признавался монашеский обет, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...